Научная статья на тему 'Музеи при учебных заведениях Урала (середина XIX — начало XX В. )'

Музеи при учебных заведениях Урала (середина XIX — начало XX В. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
190
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЕИ / ОБРАЗОВАНИЕ / КОЛЛЕКЦИИ / НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ / MUSEUMS / EDUCATION / COLLECTIONS / VISUAL AIDS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ваганов Александр Александрович

Изменение социально-экономических условий и трансформация системы образования в конце XIX — начале XX в. способствовали появлению большого количества музеев при учебных заведениях. В исследуемый период музеи стали играть важную роль в обеспечении учебного процесса наглядными пособиями. Самыми богатыми музеями обладали средние учебные заведения: гимназии, реальные училища, специальные учебные заведения. Нередко музеи именовались естественно-историческими кабинетами. Как правило, наглядными пособиями являлись различные горные породы, гербарии, промышленные изделия, коллекции насекомых, модели для рисования. Революция 1917 г. привела к исчезновению большинства учебных заведений вместе с их коллекциями. В изучаемую автором эпоху развитие музеев при учебных заведениях шло стихийно и зависело как от внимания властей к вопросам образования, так и от позиции учителей. Единой системы финансирования и единой идеологической линии не было. Вследствие этого наблюдалось относительное разнообразие музейных коллекций исходя из профиля учебного заведения. Главной миссией данных музеев было образование и воспитание учащихся. Тем не менее коллекций таких музеев не всегда хватало для полноценного обучения учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Museums at Educational Institutions of the Urals (Mid 1800s — Early 1900s)

The change in socio-economic conditions and transformation of the education system in late1800s -early1900s led to the emergence of a large number of museums at schools. In the period, studied by the author, museums began to play an important role in providing educational process with visual aids. Secondary schools such as gymnasium (grammar) schools, non-classical schools, magnet schools possessed the richest museums. In that historical period museums were often referred to as “offices of natural history”. Visual aids usually comprised various rocks, herbaria, industrial products, insect collection, and models for drawing. The Revolution of 1917 led to dissolution of the majority of educational institutions along with their collections. In the period of history studied by the author the development of educational museums went spontaneously and depended on the government's attention to education and the teachers’ effort. There was neither common funding system nor ideological guidance. As a consequence, there was a diversity of museum collections, depending on the type of educational institution. The main mission of these museums was students’ education. However, such museum collections were not always sufficient for adequate education

Текст научной работы на тему «Музеи при учебных заведениях Урала (середина XIX — начало XX В. )»

УДК 069.015 ББК 79.147.17

А. А. Ваганов

Музеи при учебных заведениях Урала (середина XIX — начало XX в.)

A.A. Vaganov

Museums at Educational Institutions of the Urals (Mid 1800s — Early 1900s)

Изменение социально-экономических условий и трансформация системы образования в конце XIX — начале XX в. способствовали появлению большого количества музеев при учебных заведениях. В исследуемый период музеи стали играть важную роль в обеспечении учебного процесса наглядными пособиями. Самыми богатыми музеями обладали средние учебные заведения: гимназии, реальные училища, специальные учебные заведения. Нередко музеи именовались естественно-историческими кабинетами. Как правило, наглядными пособиями являлись различные горные породы, гербарии, промышленные изделия, коллекции насекомых, модели для рисования. Революция 1917 г. привела к исчезновению большинства учебных заведений вместе с их коллекциями. В изучаемую автором эпоху развитие музеев при учебных заведениях шло стихийно и зависело как от внимания властей к вопросам образования, так и от позиции учителей. Единой системы финансирования и единой идеологической линии не было. Вследствие этого наблюдалось относительное разнообразие музейных коллекций исходя из профиля учебного заведения. Главной миссией данных музеев было образование и воспитание учащихся. Тем не менее коллекций таких музеев не всегда хватало для полноценного обучения учащихся.

Ключевые слова: музеи, образование, коллекции, наглядные пособия.

DOI 10.14258/izvasu(2013)4.2-06

The change in socio-economic conditions and transformation of the education system in late1800s -early1900s led to the emergence of a large number of museums at schools. In the period, studied by the author, museums began to play an important role in providing educational process with visual aids. Secondary schools such as gymnasium (grammar) schools, non-classical schools, magnet schools possessed the richest museums. In that historical period museums were often referred to as “offices of natural history”. Visual aids usually comprised various rocks, herbaria, industrial products, insect collection, and models for drawing. The Revolution of 1917 led to dissolution of the majority of educational institutions along with their collections. In the period of history studied by the author the development of educational museums went spontaneously and depended on the government's attention to education and the teachers’ effort. There was neither common funding system nor ideological guidance. As a consequence, there was a diversity of museum collections, depending on the type of educational institution. The main mission of these museums was students’ education. However, such museum collections were not always sufficient for adequate education

Key words: museums, education, collections, visual aids.

Социально-экономические преобразования в России в 60-80-е гг. XX в. вызвали в России подъем промышленности, науки и торговли. Растущей экономике все в большей и большей степени стали требоваться профессионально подготовленные люди. Модернизационные процессы, охватившие все сферы жизни общества, привели к резкому увеличению количества учреждений народного образования и появлению в их программе естественно-научных предметов: биологии, химии, физики. Успешное освоение учениками этих дисциплин потребовало от преподавателей использования наглядных пособий. Чем выше был статус учебного заведения, тем больше нагляд-

ных пособий ему требовалось. Постепенный рост коллекций учебных заведений потребовал организации их хранения, систематизации и учета. Так, сначала в средних, а затем и в низших учебных заведениях России появляются собственные музеи.

Вопрос об устройстве при городских и сельских училищах музеев был поднят на повестку дня благодаря инициативе попечителя Оренбургского учебного округа, тайного советника И. Я. Ростовцева только в конце XIX в. [1, с. 4-6]. К этому времени во многих учебных заведениях Урала музеи уже существовали.

Педагогический музей в Оренбурге возрождался постепенно. В 1879 г. велась уже переписка подлежащими

история

ведомствами о передаче Санкт-Петербургской гимназией Оренбургскому учительскому институту принадлежащих ей естественно-исторических коллекций, а также о пожертвовании институту бывшей в то время Горной академией минералогической коллекции. То и другое состоялось 1 февраля 1880 г. Учительским институтом коллекции пополнялись на свои средства, и на эти цели было израсходовано 1957 руб. 09 коп. В итоге, институтом было приобретено 1592 предмета. С 1888 по 1890 г. в музей было препровождено 119 предметов. 28 декабря 1893 г. Оренбургская гражданская гимназия, согласно предложению попечителя Оренбургского учебного округа, передала учительскому институту 2298 предметов. Наконец, разными лицами, в том числе и учениками училища, в разное время в него было передано также около 700 предметов.

В Оренбургском учительском институте преподавателем естествознания не только показывались опыты, но и демонстрировались приборы, препараты и живые экземпляры [2, л. 9].

Институт также занимался собиранием коллекций. Так, в его отчете отмечалось, что «...предпринято изготовить модели для перспективного рисования, образцы мер емкости, гербарии, геологическую и энтомологическую коллекции местными средствами с помощью воспитанников, а собрание образцов местных сырых и обработанных материалов учителями школы и семинаристами 3 класса» [3, л. 7]. В 1891 г. в институт поступило распоряжение попечителя Оренбургского учебного округа № 3917 «Об устройстве при институте музея, в той мере, в какой найдется это возможным при наличных средствах заведения». Но в следующем году институт закрыли, а его естественно-исторические коллекции были переданы в Оренбургское реальное училище [4, л. 33]. К концу существования института естественно-исторический кабинет при нем насчитывал 488 предметов [5, л. 2].

Таким образом, приобретенное для музея на средства бывшего учительского института и реального училища, доставленное учащимися и поступившее от отдельных лиц и учреждений, в общей сложности составило около 6600 предметов.

Работал с поступившими в училище предметами преподаватель естествознания Оренбургского учительского института М. Галамиев. Ход работ по описанию и систематизации коллекции сильно тормозили разновременность поступлений и отсутствие достаточно полных определителей. Учащимся и преподавателям приходилось мириться с отсутствием подходящего помещения для работ по приведению музея в порядок. Каждый раз им нужно было ждать наступления летних и праздничных каникул, когда залы и помещения классов не были заняты, и только в это время, пользуясь свободно теми и другими, вести соответствующие работы.

В середине 1910-х гг. благодаря стараниям директора реального училища И. М. Каменского для музея

отвели и приспособили отдельное здание в школьном саду на Марсовом поле в Оренбурге.

Из общего числа поступлений 2415 предметов были выделены из коллекции музея как необходимые пособия при преподавании всех отделов естествознания и помещены в здание реального училища. Сюда вошли полностью все предметы, приобретенные учительским институтом и реальным училищем, а также пожертвованные санкт-петербургской Ларинской гимназией и Горной академией. Из других поступлений сюда было взято в качестве учебных пособий самое необходимое и то, в большинстве случаев, из имевшихся дубликатов.

Остальные предметы (около 4185 единиц) составили естественно-исторический музей, в котором имелись отделы: зоологический, ботанический, минералогический и палеонтологический. Из них к 1908 г. были разобраны почти полностью и систематизированы зоологический и минералогический отделы, и только частично — ботанический отдел. Был издан специальный каталог этого собрания.

Об оформлении внутренних помещений музея известно только то, что в 1907 г. внутренние стены его были окрашены белой масляной краской [6, с. 3-12]. Музей не посещался широкой публикой.

Не менее активно пополняли свои коллекции гимназии и прогимназии. Лидерами по количеству пособий были гимназии Пермской губернии.

Пермская гимназия свой естественно-исторический кабинет унаследовала от народного училища, открывшись в 1808 г. При пожаре 1842 г. значительная часть пособий по естествознанию была уничтожена. После пожара, во время исполнения обязанностей директора И. Ф. Грацинского, кабинет по естествознанию вновь обогатился благодаря главным образом пожертвованиям частных лиц, так что к 1872 г. состоял из 1915 предметов. Но с 1872 г., т. е. со времени классического периода в жизни Пермской гимназии, в этом кабинете не стало надобности, и он, постепенно растрачиваясь, в 80-х гг. был совсем упразднен, причем часть пособий была передана Пермскому реальному училищу.

Через 20 лет после этого, в 1902 г., с новым введением естествознания в курс учебных предметов гимназии опять появилась нужда в естественно-историческом кабинете. К 1 января 1908 г. в нем состояло разных пособий (по анатомии человека, ботанике, зоологии и проч.) всего на сумму 608 руб. В 1907 г., с закрытием пансиона, под кабинет по естествознанию отделено особое помещение, в котором он до этого времени нуждался [7, с. 166-167].

Еще одним учреждением в Пермской губернии, активно пополнявшим естественно-исторические коллекции, была Екатеринбургская мужская гимназия. С самого начала ее существования педагогический персонал озаботился приобретением пособий для преподавания естествознания. В 1870 г. коллекция по минералогии была определена всего в 653 предмета,

а в числе пособий по зоологии указано было 270 предметов. С 1871/1872 учебного года преподавание естествознания в гимназии прекратилось, и вся коллекция наглядных пособий осталась без употребления. В 1897 г. она была передана в реальное училище.

Возобновили преподавание естествознания с 1901/1902 учебного года, и с этих пор гимназия опять начинает обзаводиться пособиями по этому предмету. С осени 1907 г. все коллекции помещались в большой комнате верхнего этажа гимназии, которая представляла собой естественно-географический кабинет.

К началу XX в. кабинет естественных наук имелся только в Уфимской гимназии [8, с. 27]. Гимназия была открыта в Уфе еще в 1828 г., но уроки природоведения в ней стали проводить только начиная с 1901 г. Тогда же при ней и был организован этот кабинет, хотя первые предметы, связанные с естественной историей, стали поступать в гимназию с 1881 г. В нем экспонировались коллекции по минералогии, окаменелостей, бабочек, жуков, растений, птичьих гнезд и чучела птиц [9, с. 57].

К 1900 г. из всех гимназий собственным естественно-историческим кабинетом во всем Оренбургском учебном округе владела только одна Уфимская мужская гимназия. В нем состояло 2243 разных предмета. Из них: 118 зоологических предметов, 2091 предмет по минералогии, по ботанике 34 предмета [10, л. 4].

Минералогическая коллекция была непригодна к употреблению из-за своей разрозненности, а также потому, что изучение минералов не входило в новый курс природоведения. Зоологическая и ботаническая коллекции были негодны к употреблению «по своей крайней ветхости». В начала 1901-1902 гг., когда было введено преподавание природоведения, совет приступил к правильной организации естественно-исторического кабинета.

Как уже упоминалось выше, существовали музеи и при реальных училищах. Так, в 1897 г. Пермскому Алексеевскому реальному училищу было отпущено из средств губернского земства на расходы по обзаведению горнозаводского отдела необходимыми учебными пособиями 10 тыс. руб. на условиях возвращения этой суммы в течение пяти лет. К 1915 г. здесь был самый большой среди других училищ Урала естественно-исторический кабинет, заключавший в себе 2708 предметов [11, л. 52].

Естественно-исторический кабинет Екатеринбургского Алексеевского реального училища в 1896 г. включал в себя 884 разных предмета, а именно: 2 предмета по зоологии, 683 по минералогии и 289 по ботанике [12, с. 6-7]. К 1914 г. в этом кабинете числилось 984 предмета: 173 — по зоологии, 682 — по минералогии (в том числе и минералогическая коллекция из 606 минералов), 129 — по ботанике [13, с. 2].

В естественно-историческом кабинете Осинского реального училища к 1912 г. насчитывалось 148 приборов и 148 предметов [14, с. 7].

В реальном училище, открывшемся в Уфе в 1902 г.. появилась возможность открыть кабинет естественных наук только в 1905 г., когда училище получило собственное здание [15, с. 33]. По состоянию на 19121913 учебный год в кабинете естественных наук училища было уже 98 предметов [16, с. 2]. Кабинет естественных наук, заключавший в себе 62 предмета, имело к 1915 г. и Стерлитамакское училище [17, л. 4].

Богатые естественно-исторические коллекции имели и специальные учебные заведения. Лидировали среди них торговые школы.

Преподаватели Пермской торговой школы лучшим методом преподавания считали наглядный. Поэтому важнейшей заботой школы было приобретение такого количества наглядных учебных пособий по разным предметам, которое наиболее обеспечивало бы наглядность обучения. Одновременно с этим попечительный совет уже в конце второго года существования школы начал обращаться к некоторым фабрикам и заводам с циркулярным ходатайством о присылке в музей школы коллекций по производству. Обращение это встретило живое сочувствие, и, таким образом, положено было начало весьма важному для успеха учебного дела школы учреждению — товарному музею.

В 1905 г. музей был пополнен новыми предметами преподавателем А. В. Подшиваловым, который во время своей экскурсии в Поволжье и Прикамье собрал несколько ценных коллекций.

Школа имела и свой естественно-исторический кабинет. Основание ему было положено в первые же годы существования школы, а затем естественно-исторические коллекции были пополнены в 1903/1904 учебном году: было приобретено много картин фирмы «Гросман и Кнебель». В 1906/1907 учебном году были приобретены скелет человека и модель головного мозга на средства, пожертвованные членом попечительского совета П. А. Рябининым. Приборы и коллекции ютились в учительской комнате и рекреационном зале, где из-за пыли и влажности воздуха многим из них было суждено преждевременно прийти в негодность.

Свои музеи образцов товаров к 1915 г. имели Очерское земское коммерческое училище [18, с. 4], Челябинская торговая школа [19] и Уфимская торговая школа [20, с. 106-107].

При других средних и специальных учебных заведениях также существовали музеи. В Екатеринбурге впервые вопрос создания школы рисования и музея при ней был рассмотрен Екатеринбургским уездным земским собранием в 1887 г. [21, с. 7-9].

Первоначально планировалось, что школа с музеем будут находиться в одном из неиспользуемых помещений Горного ведомства. Однако ходатайство получило отказ Горного ведомства. Все же Министерству путей сообщения, благодаря хлопотам в Петербурге

история

начальника губернии, пришлось уступить здание в бывшем Монетном дворе.

В 1911 г. решено было надстроить второй этаж над зданием школы, для увеличения школьного помещения и зала для музея и библиотеки. Его постройка в целом была закончена к осени 1913 г. С устройством 2-го этажа приступили к оборудованию помещения музея и приобретению для него коллекций, главным образом из предметов русской старины [22, с. 47]. С 1911 по 1913 г. на пополнение музея и библиотеки расходовалось по 1500 руб. в год. За 1914 г. на их пополнение было израсходовано 2800 руб. А в 1916 г. — 2000 [23, с. 47]. В течение 1915 г. для пополнения музея были приобретены 163 предмета русской старины на сумму 1047 руб. 65 коп., а всего музей на тот момент включал в себя 710 предметов. Заведовал музеем с 1906 по 1915 г. инспектор школы, коллежский советник Николай Александрович Вьюнов. В 1914 г. у него появилась помощница, за вознаграждение которой по смете было ассигновано 50 руб. [24, с. 40-

45]. Музей был неплохо оборудован. Судя по смете, он имел витрины, пьедесталы для гипсов и рамки для рисунков. С отведением под музей и библиотеку отдельного помещения появилась возможность пополнять музей предметами русской старины. За 1914 г., исключая пожертвованные предметы, в музее было собрано до 499 предметов русской старины на сумму 1539 руб. 52 коп.

Таким образом, можно сделать вывод, что в рассматриваемую эпоху на Урале, как во всей России, развитие музеев при учебных заведениях шло стихийно и зависело как от внимания властей к вопросам образования, так и от позиции учителей на местах. Единой системы финансирования и единой идеологической линии не было. Вследствие этого наблюдалось относительное разнообразие музейных коллекций исходя из профиля учебного заведения. Главной миссией данных музеев являлись образование и воспитание учащихся. Тем не менее коллекций таких музеев не всегда хватало для полноценного обучения учащихся.

Библиографический список

1. Галанов М. А. О собирании и хранении растений для школьных музеев Уфимской и Оренбургской губерний. — Оренбург, 1892.

2. Российский государственный исторический архив (РГИА СПб). — Ф. 733. — О. 203. — Д. 1343.

3. РГИА СПб. — Ф. 733. — Оп. 203. — Д. 1344.

4. РГИА СПб. — Ф. 733. — Оп. 203. — Д. 1339.

5. РГИА СПб. — Ф. 733. — Оп. 203. — Д. 1340.

6. Краткая записка о естественноисторических коллекциях Оренбургского реального училища: каталог естественно-исторического музея. Приложение к школьному журналу «Ежегодник Оренбургского Реального училища». — Оренбург, 1908.

7. Журнал от 18 декабря 1897 года // Журналы Пермского губернского земского собрания 28 очередной сессии и доклады комиссии этому собранию. — Пермь, 1898.

8. Буравцов В. Первая гимназия (к 175-летию открытия) // Уфа: Страницы истории : сборник статей по истории города. — Уфа, 2004.

9. Кабинет естественных наук: краткий исторический очерк семидесятилетия Уфимской мужской гимназии (1828-1903) / сост. А. Поликарпов. — Уфа, 1904.

10. РГИА СПб. — Ф. 733 — Оп. 203. — Д. 1262.

11. РГИА СПб. — Ф. 733. — Оп. 203. — Д. 1332.

12. Краткий отчет Екатеринбургского реального училища за 1896/97 учебный год // Библиотеки, кабинеты и учебные пособия / сост. В. Ансеров.

13. Краткие сведения о состоянии Екатеринбургского Алексеевского реального училища, 1914 // Библиотеки, кабинеты и учебные пособия.

14. Доклад об Осинском реальном училище // Доклады Осинской уездной земской управы по вопросам народного образования. — Оса, 1912.

15. Реальное училище // Уфа: Страницы истории: сборник статей по истории города. — Уфа, 2004.

16. Учебная часть // Краткий отчет о состоянии Уфимского реального училища за 1912-1913 учебный год. — Уфа, 1913.

17. РГИА СПб. — Ф. 733. — Оп. 205. — Д. 2197.

18. Учебная часть // Устав Очерского земского коммерческого училища. — Оханск, 1915.

19. Челябинская торговая школа. Программы предметов, проходимых в школе. — Челябинск, 1915.

20. Отчет о состоянии товарного музея // Отчет Уфимских коммерческого училища и торговой школы за 19121913 учебный год. — Уфа, 1913.

21. Кассовый отчет Екатеринбургской художественнопромышленной школы за 1910 год. — Екатеринбург, 1911.

22. Специальные средства // Отчет о деятельности Екатеринбургской художественно-промышленной школы за 1914-1915 учебный год по денежной и учебной части. — Екатеринбург, 1915.

23. Ведомость об исполнении сметы по специальным средствам Екатеринбургской художественно-промышленной школы // Отчет о деятельности Екатеринбургской художественно-промышленной школы за 1915-1916 учебный год по денежной и учебной части. — Екатеринбург, 1916.

24. Будрин В. И. Библиотеки и учебные пособия // Пятидесятилетие существования Екатеринбургской мужской гимназии: краткий исторический очерк. — Екатеринбург, 1911.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.