Научная статья на тему 'МУЗЕИ ИСТОРИИ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ КАЗАНИ: СТАНОВЛЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ'

МУЗЕИ ИСТОРИИ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ КАЗАНИ: СТАНОВЛЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
85
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / КАЗАНЬ / ВУЗОВСКИЙ МУЗЕЙ / ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Суслов Алексей Юрьевич

В статье рассмотрены история возникновения и основные вехи развития музеев истории в высших учебных заведениях Казани, охарактеризованы их современное состояние и деятельность. Автор дает краткую характеристику существующей литературы по проблеме, показывает научно-исследовательскую роль музеев, их значение для организации образовательного процесса, дает общую характеристику существующих экспозиций и фондов. Выясняется, что все существующие музеи были созданы в советское (ведущие вузы Татарстана -Казанский (Приволжский) федеральный университет и пр.) и отчасти - в постсоветское время (Музей истории архитектурно-строительного университета и пр.). Отмечается, что в старейших вузах города музеи превратились к настоящему времени в настоящие музейные комплексы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUSEUMS OF HISTORY IN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF KAZAN: FORMATION AND EVOLUTION

The article deals with the history of the emergence and the main milestones in the development of history museums in higher educational institutions of Kazan, their current state and activities are characterized. The author gives a brief description of the existing literature on the problem, shows the research role of museums, their importance for the organization of the educational process, gives a general description of the existing expositions and funds. It turns out that all existing museums were created in the Soviet (the leading universities of Tatarstan - Kazan (Volga) Federal University, etc.) and partly in the post-Soviet era (Museum of the History of the University of Architecture and Civil Engineering, etc.). It is noted that in the oldest universities of the city, museums have turned into real museum complexes by now.

Текст научной работы на тему «МУЗЕИ ИСТОРИИ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ КАЗАНИ: СТАНОВЛЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ»

16. Vospominaniya Osipovoj G. S., doktora sel'skohozyajstvennyh nauk, professora, byvshego zaveduyushchego kafedroj plodoovoshchevodstva Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta (zapisano avtorami so slov G. S. Osipovoj 7 dekabrya 2022 g.)

17. Emel'yanova T.V., Zhans A.S. Sominich N.G. - pervoprohodec i patriot mekhanizacii zemledeliya // Intellektual'nyj potencial molodyh uchenyh kak drajver razvitiya APK. Materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii molodyh uchenyh i obuchayushchihsya. (Sankt-Peterburg, 16-18 marta 2022 g.). - SPb.: Sankt-Peterburgskij gosudarstvennyj agrarnyj universitet, 2022. - S. 22-24.

18. Za sel'skohozyajstvennye kadry. (L.: Leningradskij sel'skohozyajstvennyj institut). - 1958. - Avgust.

19. Bondareva E., Koreckij YU. Pochetnaya zabota (uchkhoz) // Za sel'skohozyajstvennye kadry L.: Leningradskij sel'skohozyajstvennyj institut, 1971. - № 37.

20. Burmistrov A. Kafedra - Uchkhoz: plyusy i minusy sotrudnichestva // Za sel'skohozyajstvennye kadry (L.: Leningradskij sel'skohozyajstvennyj institut). - 1978. - № 37.

21. Eroshenko L.N. Rekonstrukciya punkta posleuborochnoj obrabotki zerna uchkhoza «Pushkinskoe» LSKHI. // Nauchnye trudy Leningradskogo sel'skohozyajstvennogo instituta. - L. - Pushkin, 1978. - T. 364. - S. 57-60.

22. Harchenko L.A. Optimizaciya sochetaniya otraslej na primere uchkhoza «Pushkinskoe» LSKHI // Nauchnye trudy Leningradskogo sel'skohozyajstvennogo instituta. - L.-Pushkin, 1978. - T. 357. - S.47-48.

23. Harchenko L.A., Zabotin S.A., Vard'ya G.G. Optimizaciya sostava i ispol'zovaniya MTP uchebnogo hozyajstva «Pushkinskoe» LSKHI. // Nauchnye trudy Leningradskogo sel'skohozyajstvennogo instituta. - L. - Pushkin, 1977. - T. 323. - S. 41-44.

24. Polozhenie ob uchebno-opytnom hozyajstve sel'skohozyajstvennogo vuza // Za sel'skohozyajstvennye kadry (L.: Leningradskij sel'skohozyajstvennyj institut). - 1989. - 19 sentyabrya.

25. Kirkorova L.A., Shirokov S.N. Uchebno-opytnye hozyajstva agrarnyh vuzov - baza prakticheskogo obucheniya studentov i provedeniya NIR // Sovremennye naukoemkie tekhnologii. - 2007. - № 3. - S. 50-51.

26. Mozhaev A.S. Strategii razvitiya uchebno-opytnyh hozyajstv Ministerstva sel'skogo hozyajstva Rossijskoj Federacii. Avtoref. dis. ... kand. ekon. nauk. - M., 2013. - 29 s.

ЕМЕЛЬЯНОВА ТАТЬЯНА ВИКТОРОВНА - кандидат исторических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный университет (t_krasovska@mail.ru).

ГАРЯВИН АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ - кандидат исторических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный университет (aleksei_garyavin@mail.ru).

EMELYANOVA, TATYANA V. - Ph.D. in History, Associate Professor, St. Petersburg State University (t_krasovska@mail.ru). GARYAVIN, ALEKSEY N. - Ph.D. in History, Associate Professor, St. Petersburg State University (aleksei_garyavin@mail.ru).

УДК 947:351.85 DOI: 10.24412/2308-264X-2023-1-227-231

СУСЛОВ А.Ю.

МУЗЕИ ИСТОРИИ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ КАЗАНИ: СТАНОВЛЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ

Ключевые слова: высшие учебные заведения, Казань, вузовский музей, история образования, профессиональная подготовка, воспитательная работа.

В статье рассмотрены история возникновения и основные вехи развития музеев истории в высших учебных заведениях Казани, охарактеризованы их современное состояние и деятельность. Автор дает краткую характеристику существующей литературы по проблеме, показывает научно-исследовательскую роль музеев, их значение для организации образовательного процесса, дает общую характеристику существующих экспозиций и фондов. Выясняется, что все существующие музеи были созданы в советское (ведущие вузы Татарстана -Казанский (Приволжский) федеральный университет и пр.) и отчасти - в постсоветское время (Музей истории архитектурно-строительного университета и пр.). Отмечается, что в старейших вузах города музеи превратились к настоящему времени в настоящие музейные комплексы.

SUSLOV, A.Y.

MUSEUMS OF HISTORY IN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF KAZAN: FORMATION AND EVOLUTION

Key words: higher education institutions, Kazan, university museum, history of education, professional training, educational work.

The article deals with the history of the emergence and the main milestones in the development of history museums in higher educational institutions of Kazan, their current state and activities are characterized. The author gives a brief description of the existing literature on the problem, shows the research role of museums, their importance for the organization of the educational process, gives a general description of the existing expositions and funds. It turns out that all existing museums were created in the Soviet (the leading universities of Tatarstan - Kazan (Volga) Federal University, etc.) and partly in the post-Soviet era (Museum of the History of the University of Architecture and Civil Engineering, etc.). It is noted that in the oldest universities of the city, museums have turned into real museum complexes by now.

Музеи высших учебных заведений появились в Российской империи в XVIII веке. Они были призваны обеспечивать наглядность преподавания, одновременно выполняя научно-исследовательские функции [2]. В ХХ в., особенно в советский период, сеть вузовских музеев значительно расширилась. В данной связи, с 1960-х гг. в СССР их деятельность стал координировать специальный орган - научно-методический совет по работе вузовских музеев при Министерстве высшего и среднего специального образования (его региональные отделения). Эти структуры оказывали помощь музеям по всем направлениям деятельности. В частности, благодаря совету было разработано и утверждено «Типовое положение о музее высшего учебного

заведения», согласованное с Министерством культуры СССР (1984 г.). В соответствии с ним музей был официально определен в качестве идеологического, учебно-научного, научно-просветительного подразделения вуза, государственного хранилища памятников истории и культуры [14]. Учетно-фондовая деятельность музеев должна была вестись в соответствии с соответствующими инструкциями Министерства культуры СССР.

В современной России отсутствует федеральная правовая регламентация деятельности вузовских музеев (всего их более 300). Каждое высшее учебное заведение самостоятельно определяет статус музея. На наш взгляд, это препятствует выстраиванию системной работы по финансированию музеев, что оказывает негативное влияние на различные виды музейной работы (комплектование фондов, реставрация, организация выставок и пр.). Между тем, сегодня все более очевидна растущая роль вузовских музеев в профориентационной работе, воспитательной работе и патриотическом воспитании студентов. В данной связи в настоящее время в Российской Федерации создаются проекты, связанные с законодательным закреплением статуса музеев высших учебных заведений, существует реестр музеев вузов, который безусловно будет расширяться и дорабатываться.

Вузовские музеи давно стали предметом исследования. Еще в 1975 г. был издан обобщающий справочник, посвященный музеям высших учебных заведений СССР [9]. Из работ последних лет обращают на себя внимание труды Л.З. Боголеповой [1], С.Д. Ворошина [3], А.В. Тарана [17]. Интерес вызывают материалы Всероссийской научно-практической конференции «Музеи научных и учебных заведений: история, вклад в сферы знания и образования», посвященной 40-летию Музея археологии и этнографии, 40-летию Музея истории, 30-летию кафедры этнологии, антропологии, археологии и музеологии и 15-летию специальности «Музеология» Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского (Омск, 18-19 марта 2015 г.) и охватывающей вопросы теоретического и прикладного музееведения, истории создания и деятельности музеев научных и учебных заведений России, характеристик состава фондов и экспозиций этих музеев, музеологического образования [10].

Существует определенная литература, посвященная деятельности вузовских музеев Казани. Они коротко охарактеризованы в справочных изданиях [4] и обобщающих статьях [5]. Закономерно, что наибольшее внимание уделяется комплексу музеев Казанского университета [11-13]. Есть публикации о музеях истории технического университета [16], технологического [7], медицинского [6; 8], энергоуниверситета [15]. В то же время, в целом, история и деятельность музеев высших учебных заведений Казани еще не стали предметом полноценного научного анализа.

Крупнейший вузовский музейный комплекс Казани находится в Казанском (Приволжском)

федеральном университете. Идея создания музея истории была высказана еще в 1946 г. в

университетской газете «Ленинец» студентом Е.Г. Бушканцем. Однако открыт Музей истории

КФУ был только 30 ноября 1979 г. - к 175-летию университета. Площадь музея экспозиционно-

2 2 2 выставочная - 796,6 м , временных выставок - 156,5 м , фондохранилищ - 73,3 м . Коллекции

составляют более 20000 ед. хр. из них 1500 ед. хр. экспонируются. В состав фондов входит 290

персональных и 135 тематических коллекций, среди которых коллекции Е.К. Завойского (400 ед.

хр.), М.Т. Нужина (420 ед. хр), В.И. Разумовского (79 ед. хр.), Н.Г. Чеботарева (360 ед. хр.),

Академии наук СССР в годы эвакуации (200 ед. хр.).

Первый раздел экспозиции посвящен истории университета, достижениям его научных школ (астрономической, математической, физической, химической, и др.), внёсших значительный вклад в развитие отечественной и мировой науки, известным учёным, преподавателям и выпускникам университета. Второй раздел знакомит с деятелями литературы и искусства, учившимися в университете в разные годы - писателями Петром Боборыкиным, Евгением Чириковым, Велимиром Хлебниковым, Павлом Мельниковым-Печерским. Значительное место занимают материалы об учебе Л.Н. Толстого и В.И. Ульянова (Ленина). В третьем разделе показана роль вуза в общественно-политической жизни страны. Экспонируются подлинные документы, рукописи, прижизненные издания и книги, приборы, инструменты, профессорский мундир и парадная ливрея швейцара университета XIX в., личные вещи учёных и др.

В КФУ функционируют также музей Н.И. Лобачевского, музей Казанской химической школы, музей-лаборатория Е.К. Завойского, геологический музей им. А.А. Штукенберга,

зоологический музей и гербарий им. Э.А. Эверсмана, этнографический и археологический музеи.

Музей истории технологического университета был открыт 23 января 1970 г. в рамках мероприятий Республиканской научной конференции, посвященной памяти академика А.Е. Арбузова. С 28 января 1970 г. стал химическим музеем КХТИ (затем КГТУ, КНИТУ), согласно Приказа ректора КХТИ от 28 января 1970 г. № 152 «О создании химического музея», приказа министра высшего и среднего специального образования РСФСР от 14 мая 1973 г. № 212 «Об организации химического музея в Казанском химико-технологическом институте». С 2018 г. музей функционирует как историко-мемориальные экспозиции Единого экспозиционного центра КНИТУ (Музей истории КНИТУ). Площадь экспозиций 142 м2 (102 м2 - экспозиционный зал, 40 м2 - кабинет-музей академика А. Е. Арбузова). Основной фонд составляют более 30000 ед. хр. Экспозиция размещена в двух залах: «История Казанского промышленного училища — Казанского политехнического института — Казанского химико-технологического института» и Кабинет-музей академика А.Е. Арбузова.

Музей медицинского университета также открылся в советское время, но довольно поздно - 15 мая 1989 г., к 175-летию Казанского государственного медицинского института им. С.В. Курашова. Попытки открытия музея предпринимались и ранее. Так, 6 марта 1973 г. ректором КГМИ Х.С. Хамитовым был подписан приказ №32 об организации музея истории Казанского медицинского института», началась работа по сбору материалов для экспозиции, однако музей тогда так и не был открыт. 2 марта 1984 г. был издан приказ № 68 ректора КГМИ Х.С. Хамитова «О создании музея истории института». Постепенно музей расширялся: в 1991 г. к нему присоединили кафедральные музеи патологической и нормальной анатомии, а также мемориальные музеи-кабинеты проф. Л.О. Даркшевича и проф. В.С. Груздева. В 2014 г. было проведено обновление исторической экспозиции и открыты два новых зала: Мемориальный кабинет ректора и Зал современной истории КГМУ. В 2018 г. открылся новый зал Музея неврологии (центральный холл 3 этажа нового учебного корпуса). Площадь его экспозиции составила 90 м2, фондохранилища - 50 м2.

Музей истории архитектурно-строительного университета открылся лишь 27 сентября 1996 г. - в дни празднования 50-летнего юбилея вуза (площадь экспозиции 72 м2, 1100 единиц хранения). Экспозиция музея рассказывает об истории архитектурно-строительного образования в Казани и Татарстане - от промышленного училища (1890-е годы) до современного состояния; отдельное внимание уделяется выдающимся архитекторам, преподавателям вуза разных лет, видным выпускникам.

Музей энергетического университета основан на основании приказа ректора от 10 января 2003 г. (площадь экспозиции 230 м2, 150 ед. хр. основного и 50 ед. хр. вспомогательного фондов). После реэкспозиции 2018 г. экспозиция занимает два зала: первый зал посвящен истории энергетической промышленности и энергетического образования в регионе, начиная со строительства в Казани первой электростанции в 1887 г. и вплоть до начала строительства гидроэлектростанции на реке Кама в 1963 г. Во втором зале рассказывается история энергетического университета в г. Казани со второй половины 1960-х гг. до сегодняшнего дня. Особое место занимает облигация бельгийского АО «Газ и электричество города Казани», коллекция фотографий, посвященных энергетике Татарстана.

Музей истории института культуры открылся в сентябре 2009 г. Экспозиция рассказывает о развитии вуза - от филиала Ленинградского института культуры имени Н.К. Крупской до Казанского государственного института культуры. Выделяются следующие разделы: «КазГИК сегодня», «Научная жизнь вуза», «Роль КазГИК в сохранении и популяризации традиционных культур народов Среднего Поволжья», «Студенческая жизнь». Среди наиболее ценных экспонатов музея - дирижерская палочка Н. Рахлина, нотная тетрадь и личные вещи Р.Х. Мифтаховой, студенческая записная книжка Г. Тагирова, старый проигрыватель Б.Г. Мулюкова и др.

Музей истории аграрного университета был открыт 22 мая 1982 г. к 60-летию Казанского государственного сельскохозяйственного института (ныне Казанский государственный аграрный университет). Площадь музея составила 100 м2 (более 5000 ед. хр.). В 1999 и 2002 гг. была проведена реэкспозиция. Экспозиция музея отражает историю сельскохозяйственного и лесотехнического образования в Татарстане, начиная с 1840-х гг. до настоящего времени. В музее можно увидеть материалы о деятельности Северо-восточной фермы и первой казанской

сельскохозяйственной школы, образцы семян и зерновых культур, а также фотографии, документы, рукописи ученых, таких как академики В.П. Мосолов, И.В. Тюрин, профессора А.К. Вершинин, Ю.С. Карпилов, А.А. Зиганшин и др.

Помимо рассмотренных, в Казани существуют Музеи истории ветеринарной академии им.

H.Э. Баумана, Казанского инновационного университета им. В.Г. Тимирясова, Казанского кооперативного института Российского университета кооперации, музеи Казанского филиала Волжского государственного университета водного транспорта, Казанского высшего танкового командного училища. Все они, как музеи образовательных учреждений, занимают особое место в музейном пространстве и имеют большой потенциал для научной, педагогической и гражданско-патриотической деятельности.

Музеи вузов Казани различаются по времени создания, богатству фондов и занимаемым площадям. Однако все они созданы в советский и даже в постсоветский периоды. Далеко не в каждом образовательном учреждении уделяется должное внимание развитию экспозиций, вовлечению обучающихся и преподавательского состава в музейную деятельность. Но, в целом, музейная педагогика в высшем учебном заведении, как и педагогика в целом, направлена на задачи воспитания и развития личности. Кроме того, насыщенный информацией, грамотно оформленный с использованием интерактивных технологий, вызывающий интерес у публики музей может сыграть важную роль в позиционировании учебного заведения и продвижении его услуг.

Литература и источники

I. Боголепова Л.З. Музеи истории вузов: концепция комплектования коллекций на современном этапе // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2011. - № 4. - С. 12-17.

2. Бурлыкина М.И. Музеи высших учебных заведений дореволюционной России (1724-1917 гг.). - Сыктывкар: Сыктывк.ун-т, 2000. - 277 с.

3. Ворошин С.Д. К истории формирования университетских музеев // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Искусствоведение. - 2015. - Т.15. - №2. - С. 97-102.

4. Все музеи Казани. Справочник-путеводитель. - Казань: Заман, 2004. - 256 с.

5. Гилазев З.З. Музеи истории города Республики Татарстан // Актуальные проблемы регионоведения и науковедения: сб.ст. - Казань, 2021. - С.222-226.

6. Иванова Р.Г. Документальные коллекции музея истории Казанского государственного медицинского университета как исторический источник // Казанский медицинский журнал. - 2014. - Т.95. - №4. - С. 608-611.

7. Князева О.Р. Музей истории Казанского национального исследовательского технологического университета - организатор патриотического воспитания студентов // Формирование патриотизма у молодежи средствами социально-культурной деятельности: векторы исследовательских и практических перспектив: мат. конф. - Казань, 2016. - С.79-84.

8. Кузыбаева М.П. Музеи Казанского государственного медицинского университета // Медицинская помощь. - 2008. - №1. -С. 48-52.

9. Музеи высших учебных заведений СССР: Аннот. справочник / Сост. Э.И. Тихомирова, Б.А. Савельев, В.Г. Ходецкий; М-во высш. и сред. спец. образования СССР, Учеб.-метод. упр. по высш. образованию, Науч.-метод. совет по работе вузовских музеев, Музей землеведения Моск. гос. ун-та им. М. В. Ломоносова. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1975. - 235 с.

10. Музеи научных и учебных заведений: история, вклад в сферы знания и образования: сб. науч. тр. - Омск: Омский гос. унт им. Ф.М. Достоевского, 2015. - 280 с.

11. Музей истории Казанского университета / авт.-сост. С.В.Писарева. - Казань: Изд-во Казан.ун-та, 1990. - 28 с.

12. Музей истории Казанского университета: [справочно-информационное иллюстрированное издание] / авт.-сост. Писарева С.В., гл. ред. Балашов Ю. А. - Казань: Kazan-Казань, 2008. - 63 с.

13. Петрова Р.Д., Сонин Г.В., Силантьев В.В. Краткий очерк истории Геологического музея Казанского университета // Всеобщая история. - 2014. - № 3. - С. 39-48.

14. Приказ Минвуза СССР от 05.11.1984 № 725 «Об утверждении Типового положения о музее высшего учебного заведения» // URL: www.consultant.ru [дата обращения 20.01.2023]

15. Сайфутдинова Г.Б. Формирование инновационных моделей музея вуза (музей Казанского энергетического университета) // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - № 54-4. - С. 133-139.

16. Сулейманова Л.И. Музей КНИТУ-КАИ как коммуникационное средство сохранения истории организации // XXIII Туполевские чтения: мат. конф. - Т.4. - Казань, 2017. - С. 257-259.

17. Таран А.В. Университетские музеи России: прошлое, настоящее, будущее// Обсерватория культуры. - 2005. -№2. -С.64-77.

References and Sources

1. Bogolepova L.Z. Muzei istorii vuzov: koncepciya komplektovaniya kollekcij na sovremennom etape // Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2011. - № 4. - S. 12-17.

2. Burlykina M.I. Muzei vysshih uchebnyh zavedenij dorevolyucionnoj Rossii (1724-1917 gg.). - Syktyvkar: Syktyvk.un-t, 2000. - 277 s.

3. Voroshin S.D. K istorii formirovaniya universitetskih muzeev // Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Iskusstvovedenie. -2015. - T.15. - №2. - S. 97-102.

4. Vse muzei Kazani. Spravochnik-putevoditel'. - Kazan': Zaman, 2004. - 256 s.

5. Gilazev Z.Z. Muzei istorii goroda Respubliki Tatarstan // Aktual'nye problemy regionovedeniya i naukovedeniya: sb.st. - Kazan', 2021. - S.222-226.

6. Ivanova R.G. Dokumental'nye kollekcii muzeya istorii Kazanskogo gosudarstvennogo medicinskogo universiteta kak istoricheskij istochnik // Kazanskij medicinskij zhurnal. - 2014. - T.95. - №4. - S. 608-611.

7. Knyazeva O.R. Muzej istorii Kazanskogo nacional'nogo issledovatel'skogo tekhnologicheskogo universiteta - organizator patrioticheskogo vospitaniya studentov // Formirovanie patriotizma u molodezhi sredstvami social'no-kul'turnoj deyatel'nosti: vektory issledovatel'skih i prakticheskih perspektiv: mat. konf. - Kazan', 2016. - S.79-84.

8. Kuzybaeva M.P. Muzei Kazanskogo gosudarstvennogo medicinskogo universiteta // Medicinskaya pomoshch'. - 2008. - №1. - S. 48-52.

9. Muzei vysshih uchebnyh zavedenij SSSR: Annot. spravochnik / Sost. E.I. Tihomirova, B.A. Savel'ev, V.G. Hodeckij; M-vo vyssh. i sred. spec. obrazovaniya SSSR, Ucheb.-metod. upr. po vyssh. obrazovaniyu, Nauch.-metod. sovet po rabote vuzovskih muzeev, Muzej zemlevedeniya Mosk. gos. un-ta im. M. V. Lomonosova. - M.: Izd-vo Mosk. un-ta, 1975. - 235 s.

10. Muzei nauchnyh i uchebnyh zavedenij: istoriya, vklad v sfery znaniya i obrazovaniya: sb. nauch. tr. - Omsk: Omskij gos. un-t im. F.M. Dostoevskogo, 2015. - 280 s.

11. Muzej istorii Kazanskogo universiteta / avt.-sost. S.V.Pisareva. - Kazan': Izd-vo Kazan.un-ta, 1990. - 28 s.

12. Muzej istorii Kazanskogo universiteta: [spravochno-informacionnoe illyustrirovannoe izdanie] / avt.-sost. Pisareva S.V., gl. red. Balashov YU. A.

- Kazan': Kazan-Kazan', 2008. - 63 s.

13. Petrova R.D., Sonin G.V., Silant'ev V.V. Kratkij ocherk istorii Geologicheskogo muzeya Kazanskogo universiteta // Vseobshchaya istoriya. - 2014.

- № 3. - S. 39-48.

14. Prikaz Minvuza SSSR ot 05.11.1984 N° 725 «Ob utverzhdenii Tipovogo polozheniya o muzee vysshego uchebnogo zavedeniya» // URL: www.consultant.ru [data obrashcheniya 20.01.2023]

15. Sajfutdinova G.B. Formirovanie innovacionnyh modelej muzeya vuza (muzej Kazanskogo energeticheskogo universiteta) // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. - 2017. - № 54-4. - S. 133-139.

16. Sulejmanova L.I. Muzej KNITU-KAI kak kommunikacionnoe sredstvo sohraneniya istorii organizacii // XXIII Tupolevskie chteniya: mat. konf. -T.4. - Kazan', 2017. - S. 257-259.

17. Taran A.V. Universitetskie muzei Rossii: proshloe, nastoyashchee, budushchee // Observatoriya kul'tury. - 2005. - №2. - S.64-77.

СУСЛОВ АЛЕКСЕЙ ЮРЬЕВИЧ - доктор исторических наук, профессор, Казанский национальный исследовательский технологический университет; Институт татарской энциклопедии и регионоведения АН РТ (Обособленное подразделение Академии наук Республики Татарстан), ведущий научный сотрудник (Plusha131333@yandex.ru).

SUSLOV ALEKSEY YURIEVICH - Doctor of History, Professor, Kazan National Research Technological University; Institute of the Tatar Encyclopedia and Regional Studies of the Academy of Sciences of the Republic of Tatarstan (Separate subdivision of the Academy of Sciences of the Republic of Tatarstan), leading researcher (Plusha131333@yandex.ru).

УДК 623.746.4-519:355.469 DOI: 10.24412/2308-264X-2023-1-231-242

АВЕРЧЕНКО С.В., БЕЛОУСОВ В.В. БЕСПИЛОТНЫЕ ЛЕТАТЕЛЬНЫЕ АППАРАТЫ В ВОЕННЫХ КОНФЛИКТАХ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX - НАЧАЛА XXI ВЕКОВ: ОСНОВНЫЕ ВЕХИ ИСТОРИИ

Ключевые слова: история военного дела, военная техника, военная наука, военная разведка, беспилотный летательный аппарат (БПЛА), беспилотник, военные конфликты.

В статье представлен обзор истории появления, совершенствования и боевого применения беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) в локальных войнах и вооружённых конфликтах второй половины XX - начала XXI веков. Проанализированы причины разработки и боевого применения беспилотных летательных аппаратов. Рассмотрены основные вехи эволюции БПЛА, вопросы расширения круга задач, которые решали беспилотные летательные аппараты. Определены два пути, по которым шло это расширение, выделены задачи, решаемые беспилотными летательными аппаратами при ведении военных действий в настоящее время. Авторы подчеркивают, что круг решаемых беспилотными летательными аппаратами задач в наше время значительно расширился по сравнению с началом из боевого применения во второй половине XX века и составляет по их классификации 36 пунктов. данный перечень позволяет в общих чертах представить те возможности, которые открывает использование БПЛА в военных целях. Круг их применения уже сейчас очень широк и объёмен, и в дальнейшем будет только расти.

AVERCHENKO, S.V., BELOUSOV, V.V. UNMANNED AERIAL VEHICLES IN MILITARY CONFLICTS OF THE SECOND HALF OF THE XX - BEGINNING OF THE XXI CENTURIES: MAIN MILESTONES IN HISTORY

Key words: history of military affairs, military equipment, military science, military intelligence, unmanned aerial vehicle (UAV), drone, military conflicts.

The article provides an overview of the history of the emergence, improvement and combat use of unmanned aerial vehicles (UAVs) in local wars and armed conflicts in the second half of the 20th - early 21st centuries. The reasons for the development and combat use of unmanned aerial vehicles are analyzed. The main milestones in the evolution of UAVs, issues of expanding the range of tasks that were solved by unmanned aerial vehicles are considered. Two paths were identified along which this expansion took place, and the tasks solved by unmanned aerial vehicles in the conduct of hostilities at the present time were highlighted. The authors emphasize that the range of tasks solved by unmanned aerial vehicles in our time has significantly expanded compared to the beginning of combat use in the second half of the 20th century and amounts to 36 points according to their classification. This list provides a general outline of the possibilities that the use of UAVs for military purposes opens up. The range of their application is already very wide and voluminous, and will only grow in the future.

Сегодня в военной сфере наблюдается настоящий ажиотаж вокруг беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). Армии многих стран мира принимают на вооружение всё новые образцы БПЛА. Высокоразвитые государства разрабатывают БПЛА, обладающие высокими тактико-техническими характеристиками, способные с высоким качеством решать как классические задачи пилотируемой авиации, так и различного рода специфические задания. Причины, по которым при решении военных задач предпочтение зачастую отдаётся беспилотным

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.