УДК 301
В. М. Ловчев
МУЗЕИ И АЛКОГОЛЬНАЯ СИМВОЛИКА: ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ
Ключевые слова: музей, экспозиция, международный опыт, символ, алкоголь, история, конфликт.
Исследована роль музеев в пропаганде профилактической символической основы. На основании широкого круга письменных и вещественных источников показано соотношение символики проалкогольной и символики антиалкогольной. Особое внимание уделяется выставке символики Праздников трезвости в казанском музее Арбузовых. Исследование имеет практическую направленность, его результаты призваны совершенствовать педагогический процесс в высшей школе. Общественные организации ориентируются на систематическое использование символов в профилактических целях.
Keywords: museum, exposition, international experience, symbol, alcohol, history, conflict.
The role of museums can extend to promote exhibits on a wide range of written material sources showing the relation of "alcoholism" and "prevention of alcoholism". Particular attention focuses on an exhibit about Holiday sobriety at the Arbuzovs Museum in Kazan. This study has a practical orientation, its results are intended to improve the teaching process in higher education and as a public service through using non-governmental organizations. Public organizations are guided by the systematic use of exhibits for preventive measures in alcoholism.
Один из самых эффективных механизмов распространения символов является в современной культуре музей. Там накапливаются, хранятся, изучаются и делаются доступными для сограждан сами символы на их материальных носителях. Они популяризируются прямо (через выставление артефактов на постоянных или временных экспозициях) либо косвенно (отражаясь в научной продукции). Именно в этой сфере происходят весьма заметные коллизии, достойные изучения наркоокнфликтологами.
Весьма адекватно иллюзии и надежды российских 90-х годов на международное сотрудничество отразил комедийный фильм «Хочу в тюрьму» (режиссер Алла Сурикова, 1998). Главный герой фильма, мастер на все руки Семён Лямкин, предложение ознакомиться с достопримечательностями Амстердама, в том числе с его музеями, перебивает контрпредложением: «А в музей пива можно?!»
Постсоветская Россия быстро стала усваивать эффективные механизмы распространения про-наркотических символов. В провинции стали появляться «музеи водки», о желании открыть подобное учреждение культуры заявил даже и тогдашний мэр столицы Ю.М.Лужков [1 , 76]. В начале августа 2014 музей водки открылся в Ялте. «В данный момент в музее представлены около 100 экспонатов, которые связаны с историей создания, изготовления и потребления водки», - сообщают электронные средства массовой информации [2].
К сожалению, другой, антиалкогольный пласт зарубежной символики остался для подавляющего числа россиян за семью печатями. Мало кто из них знает, что в странах высокого престижа общественного здоровья трезвенническая символика отложилась в полноценных, успешно функционирующих музеях.
Широкую известность, но только в узких кругах общественных активистов и профессионалов антинаркотической сферы России получили музеи Германии, в первую очередь музей Интернациональной организации гуманизма и трезвости (ИОГТ) в Милдштедте (земля Шлезвиг-Гольштейн). На мо-
мент открытия музея его фонды насчитывали более семисот экспонатов.
Именно тесные контакты с ним обеспечили добрую половину экспонатов, используемых в трезвеннических мероприятиях Казани.
В полноцветном каталоге музея Милдштед-та символику можно увидеть на 112 предметах: штандарты, вымпелы, посуда, статуэтки, часы, заколки для галстуков, кольца, броши, медали, значки, ленты, ковёр, поясная бляха и т.д., не считая информационно насыщенных, но менее эмоционально притягательных плоскостных носителей (фотографии, плакаты, газеты, грамоты, почтовые марки и т.п.) [3]. Даже сам каталог активно служит пропаганде трезвости. Глобус ИОГТ Германии четырежды представлен на первой странице обложке, и дважды на последней.
Музей ИОГТ Берлина-Бранденбурга более молодой, чем музей в Милдштеде, однако хранит с ним много общих черт. Примерно такой же набор экспонатов, и такое же искреннее желание поддержать сторонников трезвости в других странах, делясь лишними экземплярами из своих фондов.
Самым популярным экспонатом на юбилейной выставке трезвеннической символики 11 сентября 2013 года в Казани был подарок берлинского музея: десертная тарелка диаметром 24,5 см. Несколько дам подходили к автору данной статьи со стандартным вопросом: как издалека сюда попала такая большая вещь? И, конечно, всем бросался в глаза глобус ИОГТ диаметром 9,8 см. в центре тарелки.
Музей ИОГТ США в Миннеаполисе стал широко известен трезвенническому движению СНГ после Всемирного конгресса ИОГТ в 2002г. Тогда автор данной монографии получил в подарок серию из пяти полноцветных почтовых открыток. Одна открытка изображает здание Музея и офиса ИОГТ США, четыре - экспонаты музея (три - штандарты первичных организаций вековой давности, одна -ящик для голосования с разноцветными шариками). После 66-го Всемирного конгресса ИОГТ (Базель,
2006) был получен расширенный вариант серии из восьми открыток, пополненный изображением еще трех штандартов первичных организаций. На всех шести открытках, штандарты, трезвенническая символика различима вплоть до мелких деталей1. Вся серия была представлена на выставке 2007 года в Казани (см. ниже), из некоторых открыток были сделаны ламинаты форматом А4 для проведения уличных акций.
В 2013 году известность в России получил музей Фрэнсис Уиллард (Frances Willard), основательницы Всемирного союза христианских женщин-трезвенниц. Музей, открытый в 1900 году [4, 2], находится в Эванстоне (пригороде Чикаго), штат Иллинойс, США.
Создание аналогичных учреждений многократно обсуждалось в трезвенническом движении России. Однако музей как сгусток общественно признанных элементов некоего социального явления представляет собой надстройку («вершину айсберга») над общественным интересом. Слабость трезвеннического движения России пока не дает возможность существования регулярного самодостаточного музея. Опыт публичной демонстрации трезвеннической символики постепенно накапливается в различных российских регионах. В Казани он имеет уже достаточно длительную историю.
Регулярные выставки профилактической символики стартовали в музее Е.А.Боратынского. Они бывали приурочены к осенним Праздникам трезвости и функционировали один день. Большая социальная значимость выставок подчеркивалось тем, то музей всегда изыскивал возможность их проводить бесплатно для посетителей. За истекшие годы выставки отразили достаточно широкий спектр социальной реальности.
2003 - выставка обобщающего характера (отечественная и зарубежная символика) «Возродим добрые казанские традиции»;
2004 - выставка трезвеннических календарей;
2005 - выставка, посвященная Казанскому обществу трезвости 1892-1917 гг.;
2006 - выставка трезвеннических значков;
2007 - выставка трезвеннических открыток;
2008 - выставка профилактических ручек;
2009 - выставка профилактических брелоков;
2010 - выставка, посвященная трезвеннической книжной культуре;
2011 - «Наклей-ка наклейку» (выставка профилактических наклеек);
2012 - выставка, посвященная культуре трезвого застолья;
2013 - выставка, посвященная истории возрожденного Праздника трезвости в Казани [5 , 154155].
1 Серия открыток хранится в личном архиве автора данной статьи.
2014 - «Сумка с умом» (выставка трезвеннической символики, представленной на портфелях, рюкзаках, сумках, пакетах и т.п.).
Опыт демонстрации трезвеннической символики, накопленный в музее Е.А.Боратынского, а также во время публичных уличных акциях в Казни закономерно привел к появлению постоянной экспозиции.
Ее «гений места» [подробнее об этом термине см: 6, 154-155] сформировался благодаря удачному проведению Весеннего праздника трезвости в 2014 году на новой площадке. Дом-музей академиков А.Е. и Б.А. Арбузовых Института органической и физической химии имени А.Е. Арбузовых КазНЦ РАН, Казанское отделение Международной независимой ассоциации трезвости и кафедра социальной и политической конфликтологии Казанский национальный исследовательский технологический университет провели яркое, запоминающееся мероприятие. Сильный эмоциональный след перерос через два месяца в стабильную экспозицию.
Создавая совместный проект, администрация музея, Казанское отделение Международной независимой ассоциации трезвости и центр «Выбор» четко ограничили посильный им круг задач. Они решил не замахиваться на отражение всей профилактической работы в регионе, не на историю трезвеннического движения, и даже ни на то, что запрограммировало их нынешнее сотрудничество - историю Праздников трезвости. Предметом экспозиции был избран узкий, но важный сегмент профилактической работы - СИМВОЛИКА праздников трезвости.
Открывая выставку, директор музея Наталья Сергеевна Кореева подчеркнула, в частности, глубину традиций, на которые опирается предлагаемая посетителям экспозиция: «Самым ранним предметом на выставке является карта Казанской губернии 1901 года с обозначенными на ней отделениями Казанского общества трезвости. Копия этой карты была сделана к ПТ 1999 года. В тот год ПТ был возрожден после более чем полувекового забытья. Тиражом 100 экземпляров карта-поздравление быстро разошлась по рукам. Есть на карте и Арбу-зово-Баранское отделение КОТ, которое возглавлял в своем селе Е.В. Арбузов, отец тогда еще будущего академика А.Е. Арбузова. На фотографии рядом с картой Е.В. крайний слева, а А.Е. крайний справа. Здесь же фотография, на которой семья Арбузовых на пикнике. Стоит отметить, что при наличии самовара, различных продуктов, алкогольных напитков здесь нет. А какая уютная и душевная эта фотография, и прямо таки хочется присоединиться к этой компании! Об участии Арбузовых в КОТ вышла публикация Л.В. Алексеевой в бюллетене «Эйфория» и газете «Родная земля». Последнюю вы также можете видеть на выставке» [7 , 1-2].
Первоначально на выставке были представлены тридцать семь экспонатов: значки, кружки, наклейки, ленты, шарики, брелоки, флажки, блокноты, календари и др. Экспозиция растет и ныне глазам посетителей предстают сорок один предмет (на момент окончания работы автора над текстом дан-
ной статьи всего в музее хранятся пятьдесят три предмета по теме). За неполные четыре месяца функционирования выставки с ней ознакомились не только татарстанцы и жители соседних республик (например, Башкортостана), но и гости из многих удаленных регионов России, а также представители дальнего зарубежья.
Выставка была спланирована как часть музея современного, осуществляющего активную обратную связь с согражданами.
Активную социальную роль экспозиции воплощают два элемента.
Во-первых, это - «"Трогательный" отдел выставки "Символика Праздника трезвости". 6 разновидностей предметов (дубликаты экспонатов) находятся в непосредственном доступе для посетителей музея. Желающие могут в прямом смысле слова потрогать экспонаты (например, повертеть со всех сторон памятную чашку). Для обычных посетителей это редкая возможность прикоснуться к артефакту современной истории закрепляет тактильными ощущениями образы, сложившиеся от прослушивания экскурсовода. Трудно переоценить значение «Трогательного отдела» для тех, кто осуществляет профилактику в Татарстане. Готовя последующие мероприятия, особенно Праздники трезвости, активисты трезвеннического движения могут осуществить «практическую инвентаризацию» накопленного опыта: перебрать наличную символику и с ее учетом разработать символику новую. Небольшую наклейку можно приложить к тому или иному объекту и оценить, какое она производит впечатление. Памятная лента с надписью «Праздник трезвости» размещается на рукаве или на лацкане пиджака и рассматривается с точки зрения привлекательности.
Во-вторых, вскоре после открытия выставки у нее появилось дополнение «Моя вторая книга». Начиная комплектовать эту часть, организаторы исходили из следующих идей.
Российская культура - литературацентрич-на. Вовлечение в профилактику идей и образов из художественной литературы способно эмоционально подкрепить различные профилактические проекты.
Выставка символики работает со зрительными образами, концентрирует внимание посетителя на внешне привлекательных сторонах трезвости. Данный подход опирается на явно недооцененную российской общественностью профилактическую идею. Традиционно пропагандистами задействованы идеи прагматические (сохранение здоровья, сбережение материальных или временных ресурсов и т.п.) и патриотические (трезвость как нравственный долг перед Отечеством, находящемся в наркотической беде). В настоящее время необходимо активнее развивать идею красоты как перспективный профилактический подход. Трезвый образ жизни воплощается в привлекательных, красивых обрядах и символах. В красоте трезвости - опора сил общественного здоровья.
Своевременность литературного подпроекта подчеркивается источником его комплектования. В
настоящее время во многих городских семьях происходит смена поколений, отражающееся и в отношении к носителям изящной словесности. Уходят те, кто рассматривал большую личную библиотеку как непременный атрибут интеллигентного человека. Их сменяют приверженцы электронных книг. От матерей и отцов (от дедушек и бабушек) остаются книги в очень большом количестве. То, что остается в нескольких экземплярах (и в электронном, и в бумажном варианте) может послужить посетителям музея. Однако составители раздела разработали четкие правила, которые доводятся до сведения потенциальных дарителей. Не стоит надеяться с помощью музея решить свои нравственные (в лучшем случае) или бытовые (как правило) проблемы. Чего греха таить, часто так бывает. Тогда книги были в цене, наши «предки» брали про запас: не сейчас, так через несколько лет прочтём. Детям-де пригодится. Родители ушли от нас, книги остались большим пы-лесборником. Вот пусть, мол, библиотека (клуб и т.д.) возьмет грех на душу - отдаст в макулатуру то, что старшее поколение правдами и неправдами доставало в «расцвет застоя». Музей - не сортировочный пункт, не «факультет ненужных вещей», не интеллектуальная богадельня. Сюда не принимаются занудные брошюрки о вреде пьянства или мало кому интересные профилактические методички. Дарителю не должно быть стыдно за ту книгу, которую он принес в музей, посвященный таким замечательным деятелям российской науки и культуры. Принимаются только произведения художественной литературы и в состоянии, которое своим внешним видом не отталкивает. И не просто интересные книги, а вызывающие прозрачные антинаркотические ассоциации. Моральные обязательства дарителя воплощаются в сопроводительном письме, которое вкладывается в принесенную в музей книгу. Сейчас сама книжная часть выставки стала стимулом творческого поиска. Она состоит не только из «канонических» профилактических книг (например, повести братьев Стругацких «Хищные вещи века» или романа Ганса Фаллады «Маленький человек - что же дальше?». Именно в связи с пополнением выставки одним из дарителей был изучен сборник произведений Владимира Даля. У легендарного составителя словаря русского языка обнаружилось яркое антиалкогольное произведение «Хмель, сон и явь» [8 , 205-225].
Открытие выставки было удачным как с точки зрения места, так и времени. Сам музей отражал жизнь великих ученых Арбузовых, активистов дореволюционного трезвеннического движения. Кроме того, музей находится в Катановском переулке (названном в честь другого крупного дореволюционного ученого-гуманитария, заместителя председателя Казанского общества трезвости, фактического редактора важнейшего профилактического журнала «Деятель»). Взорам общественности выставка предстала 26 июня 2014 года, в Международный день борьбы с наркоманией и наркобизнесом. На ее открытии присутствовали ученые, врачи, студенты, активисты общественных организаций.
Головное профилактическое издание Республики Татарстан - журнал «Антинарк» - поместило исключительно доброжелательную публикацию об открытии выставки символики и сопроводило ее четырьмя полноцветными иллюстрациями [9, 25]. Редактор журнала Элеонора Вячеславовна Рылова продемонстрировала данную публикацию на пятых научно-практических традиционных чтениях в ходе осеннего Праздника трезвости 2014 года.
Выставка символики имеет большой педагогический потенциал. Ее можно использовать при изучении в высшей школе (на отделении «Конфликтология») следующих учебных предметов: «история», «социология», «конфликты и девиации в молодежной среде», «конфликтология духовной сферы», «межкультурные коммуникации и конфликты» и другие. Впервые занятие будущих казанских конфликтологов по предмету «Введение в наркоконфликтологию» было проведено на базе музея Арбузовых 30 сентября 2014 года. Хронологически оно было приурочено к наступающему Всемирному дню Интернациональной организации гуманизма и трезвости (3 октября). Логически оно продолжило знакомство студентов с опытом работы Казанского общества трезвости (1892-1917), что было очень логично: видную роль в этом трезвенническом союзе сыграло семейство Арбузовых [10 , 6].
Актуальность выставки подтверждается современной практикой в алкогольной сфере. Преобладание влияния проалкогольных символов как в европейской, так и в отечественной культуре настолько очевидно, что констатация этого не требует разветвленной системы доказательств. Питейный капитал беззастенчиво интегрирует в свой бизнес самые привлекательные фигуры отечественной истории и культуры [см. например: 11 , 311-316].
Развитие выставки в музее Арбузовых будет способствовать поиску наиболее эффективного антинаркотического символа для нашего региона. В силу этого востребовано бережное отношение к символике дней минувших. Жизнь постоянно осуществляет отбор наиболее эффективных антинаркотических проектов. Частным вариантом этого отбора является «тасовка» символов. Самые наивные символы ушедших эпох являются частью безнаркотической традиции. Они заслуживают тщательной фиксации, позволяющей использовать их изображения в профилактической работе различных регионах. Оригинальные носители символов (артефакты) необходимо тщательно сохранять для возможных престижных публичных демонстраций на постоянных или временных экспозициях. Синкретичность профилактических практик прошлых эпох позволяет апеллировать к отдаленным по времени проектам различным учреждениям и организациям наших дней. Соответственно, укоренные в традиции символы являются потенциально менее конфликтоген-
ными. Они способны как подчеркнуть глубину антиалкогольных традиций в России (влиять на наркоконфликты первого порядка), так и выступить объединяющим фактором для разнородных сил общественного здоровья (предотвратить или ослабить наркоконфликты второго порядка). В силу этого целесообразно расширить сферу исследования по горизонтали и вертикали.
В настоящее время на выставке представлена исключительно казанская символика Праздников трезвости начала XXI века. Такое узкое представительство является, до известной степени, вынужденным.
Руководители проекта обратились к специалистам других регионов с просьбой об электронных версиях их символики Праздников трезвости (горизонтальный срез), а к казанским историкам - с заданием отыскать нашу дореволюционную символику по теме (вертикальный срез). Выявление общих черт для символики Праздников трезвости разных эпох и регионов, а также специфики современной казанской символики будет способствовать более эффективной профилактике наркотизации российского населения.
Литература
1. Margolina S., Laskowski S. Wodka. - Zuerich: Vontobel-Stiftung, 2004. - 81 S.
2. В Крыму появился музей водки http://crimea.comments.ua/news/2014/08/11/094626.ht ml. Дата обращения 11.08.2014
3. Das deutsche Guttempler-museum. - Husum, 2003. - 54 S.
4. The Frances Willard House Museum. - Evanston, 2013. - 2 p.
5. Ловчев В.М. Знаки и символы в сфере потребления алкоголя: конструирование, развертывание, противодействие (наркоконфликтологический аспект). -Казань: КНИТУ, 2014. - 178 с.
6. Сергеев С.А., Сергеева З.Х. Казань: культурные символы и «гений места" // Вестник Казанского технологического университета. 2012. Т. 15. № 24. С. 166-170.
7. Кореева Н.С. Выступление на открытии выставки «Символика Праздника трезвости» 26.06.2014. 2с. (рукопись доклада любезно предоставлена автору данной статьи директором музея Арбузовых Н.С. Кореевой).
8. Даль В.И. Хмель, сон и явь / Избранные произведения. - М.: Правда, 1983. - С. 205-225.
9. Королева А. В музее Арбузовых открыт стенд трезвости // Антинарк, 2014, № 2, С. 25.
10. Ловчев В.М. Интересно там было // Феникс, 2014, С. 6 - 7.
11. В.М. Ловчев, Брендирование в алкогольной промышленности и персонажи российской культурной истории. Вестник Казан. технол. ун-та, 2013, № 5, С. 311-316.
© В. М. Ловчев - д.и.н., доц. каф. СПК КНИТУ,у.Ьоу4еу@уаш1ех.ги
V. M. Lovchev - Doctor in History, Associate Professor of the Department of Social and Political Conflict Studies, Kazan National Research Technological University, [email protected]