Научная статья на тему 'МУЗЕЕФИКАЦИЯ ПАМЯТНИКОВ АРХЕОЛОГИИ В КУЛЬТУРЕ БЕЛАРУСИ ХХ - НАЧАЛА ХХI ВЕКА'

МУЗЕЕФИКАЦИЯ ПАМЯТНИКОВ АРХЕОЛОГИИ В КУЛЬТУРЕ БЕЛАРУСИ ХХ - НАЧАЛА ХХI ВЕКА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
218
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЕИ / БЕЛАРУСЬ / МУЗЕЕФИКАЦИЯ / АРХЕОЛОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Почобут Наталья Александровна

Музеефикация памятников археологии в Беларуси рассматривается автором как феномен культуры 2-й пол. ХХ - нач. ХХІ стст. Он получил своё наибольшее развитие в 1970-1990-е гг. в ходе создания ряда филиалов областных музеев и историко-культурных заповедников на основе сохраненных in situ уникальных памятников археологии. В начале 2000-х гг. продолжилось осуществление уже ставших традиционными проектов музеефикации и появление комплексов на основе памятников археологии, выполняющих главным образом культурно-образовательные и рекреационные функции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUSEIFICATION OF ARCHAEOLOGICAL MONUMENTS IN THE CULTURE OF BELARUS OF THE XX - BEGINNING OF THE XXI CENTURY

Museification of archaeological monuments in Belarus is considered by the author as a cultural phenomenon of the 2nd gender. XX - beginning . XXI stst. It received its greatest development in the 1970s and 1990s during the creation of a number of branches of regional museums and historical and cultural reserves on the basis of unique archaeological monuments preserved in situ. In the early 2000s, the implementation of the already traditional museumification projects and the emergence of complexes based on archaeological monuments, performing mainly cultural, educational and recreational functions, continued.

Текст научной работы на тему «МУЗЕЕФИКАЦИЯ ПАМЯТНИКОВ АРХЕОЛОГИИ В КУЛЬТУРЕ БЕЛАРУСИ ХХ - НАЧАЛА ХХI ВЕКА»

Почобут Н.А.

Музеефикация памятников археологии в культуре Беларуси ХХ — начала XXI века

Музеефикация памятников археологии в Беларуси рассматривается автором как феномен культуры 2-й пол. ХХ — нач. ХХ1 ст. Он получил своё наибольшее развитие в 1970-1990-е гг. в ходе создания ряда филиалов областных музеев и историко-культурных заповедников на основе сохраненных in situ уникальных памятников археологии. В начале 2000-х гг. продолжилось осуществление уже ставших традиционными проектов музеефикации и появление комплексов на основе памятников археологии, выполняющих главным образом культурно-образовательные и рекреационные функции.

Ключевые слова: музеи, Беларусь, музеефикация, археологическое наследие.

Благодаря музеефикации (созданию музея) археологический памятник сохраняет свое научное значение, продолжает изучаться и приобретает социальные функции — документирует явления, образовывает, воспитывает, поскольку становится доступным широкому кругу людей. Культурный потенциал таких сохраненных для общества объектов объясняется особенной специфической средой соприкосновения с культурой ушедшей.

Появление археологических музеев in situ в Беларуси — это явление, принадлежащее исключительно ХХ-ХХ1 столетиям. Оно зародилось в 1930-е гг. и получило наибольшее развитие в конце 1970-х и в 1980-е гг. В истории отечественного музей-

ного строительства музеефикация археологических памятников проявилась в создании целого ряда оригинальных проектов: Старый замок в Гродно (1939, 1951), музей «Берестье» (1982), археологическии музеи в Витебске (1982-1992), Софийский собор в Полоцке (1987), церковь в Турове (2005), «Духов-ской круглик» в Витебске (2007), археологический музей в Мстиславле (2016), комплекс «Город радимичей» в аг. Радом-ля (2014), археологический музей «Верхний город» в Минске (2018), археологический комплекс в аг. Каменюки (2020). На протяжении многих лет велись исследования и разрабатывались проекты музеефикации Минского замчища (1957-2009), городища Замэчак в Заславле (1977-1996), территории неолитических шахт в г. п. Красносельский (1965-1984). Основной экспозиции этих музеев выступали памятники археологии. В 2009 г. разработан проект «Минское замчище. Национальный историко-археологический центр», вызвавший дискуссию и отложенный для переработки.

Подробная характеристика проектов археологических музеев БССР в контексте истории белорусской археологии и охраны археологического наследия изложена нами в специальной монографии[Почобут 2019]. Обрисуем лишь типы проектов и новые музеи, которые появились после провозглашения Республики Беларусь. Так, Гродненский государственный историко-археологический музей стал первым музеем этого профиля (1945) в Беларуси и первым отечественным музеем, осуществившим музеефикацию памятника вскрытого архитектурной археологией — древнерусской церкви XII века на бывшем детинце Гродно. После завершения археологических исследований под руководством заведующего сектором Древней Руси ИИМК АН СССР Н. Н. Воронина, над ней был построен в 1949 г. павильон и обеспечена научная консервация (1951), что только отчасти воплотило изначально поставленные масштабные задачи по музеефикации [Почобут 2019,

с. 94]. На территории детинца летописного Менска (замчища) в 1946-1951 гг. были вскрыты городская деревянная застройка, остатки ранее неизвестного каменного храма, а в 1957 г. утвержден архитектурный проект постоянного павильона над ним (автор архитектор Л. Н. Погорелов). В 1950-е гг. в городе Минске по итогам раскопок В. Р. Тарасаенко, археолога Института истории АН БССР, было сформулировано предложение о создании музея in situ. К сожалению, к этой идее власти не пожелали в то время прислушаться и построили на важнейшем историческом месте столицы Дом физкультуры спортивного общества «Трудовые резервы» (1957) с подземным бассейном. [Почобут 2019, с. 79].

Первым в СССР опытом музеефикации восточнославянского города периода XIII в. и наиболее успешным проектом в Беларуси стал Археологический музей «Берестье». Автор идеи, создатель музея — П. Ф. Лысенко, сотрудник Института истории АН БССР. Музей «Берестье» открылся в 1982 г. Его общая экспозиционная площадь составила 1300 м2. В СССР открытию музея придавалось большое пропагандистское и политическое значение, поскольку в польской историографии зачастую отрицалось древнерусское, восточнославянское происхождение Бреста. Проводимые Петром Фёдоровичем многолетние исследования 1969-1982, 1992 гг. подтвердили существование города, упомянутого в «Повести временных лет» под 1019 г. Основной экспозицией стал археологический раскоп площадью 1118 м2 с законсервированными ремесленным кварталом конца Х111 в. — 28 жилых и хозяйственных построек, 2 улицы, частокол, остатки глинобитных печей. Рядом с ним в витринах демонстрируются археологические находки XI-XIV вв. (1200 экспонатов), рассказывающие о жизни средневекового славянского города [Лысенко 2012].

По примеру «Берестья» в 1980-е гг. строился «Археоло-гичский музей деревянных построек древнего Витебска» — филиал Витебского областного краеведческого музея площадью

240 м2. Музей работал в незавершённом виде в течение семи лет. В музейном комплексе предусматривалось строительство двух капитальных музейных павильонов: «Древний Витебск XIII-XIV вв.» — на территории Верхнего замка и «Оборонительный вал XII в.» — над оригинальным укреплением древнерусского времени (автор проекта павильона архитектор Е. К. Колбович). Создатель музея и автор раскопок, открывший для широкого круга зрителей средневековый Витебск, — Л. В. Колединский (Институт истории АН БССР). Возведенный 8 октября 1982 г. музейный павильон представлял собой легкую деревянную конструкцию с двухскатной кровлей, приподнятой над современной поверхностью, был электрифицирован, обеспечен водо-откачивающим механизмом. Он позволял посетителям вместе с экскурсоводом ознакомиться с исторической топографией, планировкой и застройкой, материальной культурой, хозяйством и бытом витеблян. В музее экспонировались 11 построек [Колединский 2014].

Самым масштабным по планируемым под музеефикацию площадям и наименее результативным с точки зрения практики был проект Музея древнего Минска (1980-е гг., авторы Л. Д. Поболь, Г. В. Штыхов, Институт истории АН БССР). Он предполагал восстановление исторической ландшафтной ситуации периода Высокого Средневековья при впадении р. Немиги в р. Свислочь, сохранение под куполом огромного археологического раскопа, создание модели храма конца XI - начала XII в. в натуральный размер и реконструкцию въездных ворот детинца, а также строительство капитального здания для хранения и экспонирования коллекций. В начале 2000-х гг. ведущие институты страны разработали и представили свои концепции реконструкции исторического центра Минска. Победил проект 2009 г., выполненный УП«Минскпроект», заказчиком которого выступила КУП «Минская спадчина». В 2013 г. Министерство культуры приняло решение о необходимости доработки концепции музеефикации. Проект предусматривал создание исто-

рико-археологического музейного комплекса вдоль р. Свислочь от станции метро «Немига» до Дворца спорта на проспекте Победителей. Комплекс мог состоять из трех основных частей: археологического музея на правом берегу Свислочи, напротив Троицкого предместья; модели города Менска XII в. на месте здания Республиканского центра физического воспитания учащихся и студентов; торговой и рекреационная зоны на пл. 8-го Марта [Минское замчище 2009, с. 3-8].

С 1988 по 1996 г. в историко-культурном заповеднике «За-славль» делались попытки подойти к организации археологического музея. Первый проект Музея истории древнего города содержал подобную идею использования реконструк-тивно-археологического моделирования для музеефикации городища в Заславле. Концепция принадлежала археологу Ю. А. Заяцу из Института истории АН БССР. Она предусматривала восстановление въездной башни и оборонительных сооружений древнерусского города Изяславля. Идея археологической музеефикации не была претворена в жизнь, был создан музей истории ремёсел на основе богатейших археологических коллекций из раскопок городов Беларуси [Казлоуск 2011].

Музей истории архитектуры Софийского собора в Полоцке организовывался с учётом необходимости музеефикации древнейшего храма Беларуси. Он открылся в 1987 г. благодаря работе коллектива архитекторов, исскуствоведов, археологов: П. А. Раппопорт, В. А. Булкин (ленинградские специалисты), В. Г. Слюнченко, мастерские Министерства культуры БССР, и научных сотрудников заповедника. Музей объединил далекие по времени памятники XI, XV-XVIII вв. Экспозиция состоит из двух основных разделов: «Архитектура и художественное убранство древнего храма» на площади верхнего и нижнего залов и «Архитектура и художественное особенности Софийского собора XV-XVIII вв.» в верхнем зале [Почобут 2019, с. 84-86].

В 1970-е гг. мог появиться музей «Древние шахты Белоруссии» на месте крупного кремнедобывающего комплекса конца каменного века и эпохи бронзы (3,5-1,2 тыс. лет до н. э.) возле г. п. Красносельский Волковысского района Гродненской области. Красносельские шахты являются единственными глубокими подземными выработками в Восточной Европе. Проект музея был создан сотрудником Ленинградского отделения Института археологии АН СССР Н. Н. Гуриной в 1970 г., отличался акцентом на мероприятия по обеспечению туристической инфраструктуры. Реализацию его остановило лишь отсутствие методики консервации меловых стенок шахт [Почобут 2012, с. 230-231].

После распада Советского Союза все разрабатываемые в нашей республике проекты были свернуты, существенные изменения произошли только в начале 2000-х годов. К 1000-летию Туровской епархии и 1025-летию древнего Турова было приурочено полное открытие остатков храма XII в. с возведением музейного павильона. Церковь была известна по исследованиям М. К. Каргера в 1962-1963 гг. Раскопки в 2005 г., проведенные для полного раскрытия сохранившихся объемов этого памятника под руководством доктора исторических наук профессора П. Ф. Лысенко, позволили создать новый туристический объект, отдел Туровского краеведческого музея. Известно, что храм функционировал с 1170-х гг. по 1230 г. и был разрушен Карпатским землетрясением. Открытие музеефицированного объекта состоялось в сентябре 2005 г. В пределах павильона находится объем трехнефного трехапсидного шестистолпного храма, экспозиция музея иллюстрирует историю княжеского центра — Турова ГХ-ХШ вв. Проект здания разработал ПИКП «Полесьепроект»в Мозыре [Лысенка 2011, с. 355]. В 2007 г. в Витебске был сдан в эксплуатацию выставочный зал городского Центра культуры «Духовской круглик». Первый этаж занимают остатки каменной «Нарожной» башни и оборонительных стен XIV века, открытые в 1984 г. археологами

М. А. Ткачёвым и Т. С. Бубенькой. Какое-либо восстановление каменной башни было отклонено экспертами Министерства культуры из-за плохой сохранности аутентичных остатков, отсутствия иконографических сведений и исторических описаний. Остановились на возведении новодела башни, которая имеет 5 уровней и музеефицированный объект. Проект исполнен архитектором Р. Ляденко.

На Замковой горе в Мстиславле, на правом возвышенном берегу р. Вихра, в 2014-2016 гг. под руководством археолога доктора исторических наук И. А. Марзалюка создан археологический музей. В экспозицию входит павильон над открытыми и законсервированными по методу археолога Л. В. Колединско-го сооружениями средневековой застройки. Среди аутентичных археологических объектов внутренние дубовые конструкции оборонительного вала детинца Мстиславля, относящиеся к XI в., участок уличной мостовой, дворовые вымостки и срубные постройки XIII века. В ходе музеефикации были созданы в натуральную величину реконструкции построек хозяйственного назначения и жилой дом XII — начала XIV вв., который выполняет функции павильона над археологическим раскопом. Руководствуясь данным, полученными известным российским археологом Л. В. Алексеевым, который исследовал Мстиславль более 20 лет, воссоздана восьмиугольная башня-ротонда конца XV- XVI вв. Открывает комплекс въездная трехъярусная брама и «городни» с галереями [Кулягин 2019].

Следует упомянуть о музеефикации в 2014 г. исторического поселения радимичей в агрогородке Радомля Чаусского района Могилевской области. Под руководством Л. В. Коле-динского были возведены три полуземлянки радимичей, соответствующие периоду X — начала XI вв. В интерьере срубов установлены полати, лавы, воссозданы глинобитные печи. На территории культурно-образовательного комплекса под открытым небом размещены реконструкции объектов капища. Ежегодно он становится местом проведения этнопраздника

«В гости к радимичам», посвященного эпохе Средневековья, стал туристическим брендом района [Уникальный опыт 2019]. Подобным по форме работы является созданный в Беловежской пуще возле аг. Каменюки Археологический музей под открытым небом (2020). Реконструкции жилищ и подворий иллюстрируют стоянки и поселения ряда археологических культур каменного, бронзового и железного веков по примеру тех, которые хорошо исследованы в Беларуси и на сопредельных территориях.

В Минске на пл. Свободы над вскрытыми остатками здания бернардинского монастыря создан Археологический музей «Верхний город» на основе объектов раскопок in situ. Исследователи — археологи Ю. В. Колоссовский и А. В. Войте-хович Института истории НАН Беларуси. Раскоп 2007 г. был разработан на глубину 3 м, включая самый ранний культурный пласт XII в. Построен типичный музей средневекового города, отражающий развитие населенного пункта с XII по XIX в. В экспозиционных залах в 2019 г. воссозданы торговые ряды, мастерские ремесленников, гостиный двор, пекарня, монашеская келья. В музее размещены и материалы многолетних раскопок советского времени на детинце Минска. Научно обоснованным и, безусловно, наиболее перспективным для осуществления на территории исторического центра г. Минска является разработанный в 2013 г. «Эскизный проект реставрации жилых и гражданских зданий на Нижнем и Мясном рынках», в который включены в том числе модели археологических объектов: брама, оборонительный вал и застройка минской крепости XII-XIII вв. Проект предложен Белорусским добровольным обществом охраны памятников истории и культуры. Предусматривает воссоздание планировочной структуры и застройки улиц, старейших минских рынков согласно сохранившимся нарративным источникам. Авторы — председатель совета общества этнолог А. В. Аста-пович, архитекторы А. С. Вантух, А. С. Лари.

В заключение отметим, что музеефикация памятников археологии — феномен культуры ХХ — начала XXI столетий. В музейной сфере Беларуси данное явление поспособствовало появлению музеев средневекового города (Брест, Витебск, Минск, Мстиславль), музеев сакрального памятника (Гродно, Полоцк, Туров), культурно-образовательных археологических комплексов (Радомля, Каменюки).

Источники и литература:

1. Казлоуш В. I. Музеефшацыя гарадзiшча «Замэчак»: псто-рыя пытання, актуальнасць, прапанова па архиэктурным вы-рашэнш // Старажытныя гарады. Праблемы даследавання, музеефiкацыi, захавання помшкау i пстарычных тэрыторый: матэрыялы канф. Заслауе, 2011.

2. Калядзтсш Л. Верхш замак Вiцебска: археалагiчнае вывучэнне i праблема захавання (канец XIX — канец XX стст.) // Arche Пачатак. 2014. № 3: Вщебсюя псторьи.

3. Кулягин С. Хранитель памяти (интервью Игоря Марзалюка, 17.12.2015 г.) / БЕЛТА (https://www.belta.by/interview/view/ hranitel-pamjati-4548/).

4. Лысенко П. Ф. Научное, культурное и государственное значение археологических исследований древнего Берестья // Брестчина : история и современность : сб. материалов Респ. науч.-практ. конф., Брест, 29-30 июня 2012 г. Брест, 2012.

5. Лысенка П. Ф. Турауск кафедральны сабор // Археалог^я Бела-руа : энцыклапедыя : у 2 т. Мшск, 2011. Т. 2: Л-Я.

6. Минское замчище. Юго-восточная часть. Национальный исто-рико-археологический центр. Архитектурный проект. Демонстрационные материалы. Авторский коллектив: Богласов С.Г., Никитин В.Д. // Архiу УП «Мшскпраект». 09.004.0.00.

7. Почобут Н. А. Музеефикация кремнедобывающих неолитических шахт в Беларуси // Вщебсюя старажытнасщ : матэрыялы

навук. канф., прысвеч. 90-годдзю з дня нараджэння Л. В. Аляк-сеева, Вщебск, 28-29 кастр. 2010 г. — Вщебск, 2012.

8. Почобут Н. А. Сохранение и изучение археологического наследия в музеях БССР (1944-1991 гг.). Гродно, 2019.

9. Уникальный опыт «Живой археологии» в Чаусском районе, 23.08.2017 г. (^р://-№^№.сЬаи8упе-№8.Ьу/?р=22232).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.