Научная статья на тему 'МУСУЛЬМАНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ: ПОДХОДЫ И ОЦЕНКА'

МУСУЛЬМАНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ: ПОДХОДЫ И ОЦЕНКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
300
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИЯ / ИСЛАМ / МУСУЛЬМАНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МУСУЛЬМАНЕ / ДАГЕСТАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / ПРИМЕЧЕТСКАЯ ШКОЛА / МЕДРЕСЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рамазанов Р.О.

В статье рассматривается проблема исламского образования в современном российском обществе. Повышение научного интереса к вопросам религиозного образования обусловлена объективными и субъективными факторами, каковыми являются трансформация основ российского общества, которая закономерно способствовала повышению в массовом сознании важности веры в сверхъестественные силы. Иными словами, на смену атеистической идеологии пришло религиозное сознание как возможность заполнения образовавшегося вакуума. Разумеется, религиозное возрождение имело не только позитивные, но и негативные последствия для российского общества, которые выразились в проявлении в общественном сознании населения радикальных идей. Авторское социологическое исследование начального сегмента мусульманского образования показало, что основная причина повышения значимости мусульманского образования заключается в наблюдающемся возрождении исламского вероучения, соответственно, и усилении роли не мусульманского духовенства в российском социуме. Результаты исследования показывают превалирование в позициях опрошенного экспертного сообщества суждения о необходимости лицензирования начального сегмента мусульманского образования, однако по совокупности двух суждений доминирует противоположная позиция, которая против введения необходимости мактабов иметь лицензию на осуществление образовательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUSLIM EDUCATION IN MODERN RUSSIAN SOCIETY: APPROACHES AND EVALUATION

The article deals with the problem of Islamic education in modern Russian society. The increase in scientific interest in religious education is due to objective and subjective factors, such as the transformation of the foundations of Russian society, which naturally contributed to the increase in the mass consciousness of the importance of belief in supernatural forces. In other words, the atheist ideology was replaced by religious consciousness as an opportunity to fill the resulting vacuum. Of course, the religious revival had not only positive, but also negative consequences for Russian society, which were expressed in the manifestation of radical ideas in the public consciousness of the population. The author's sociological study of the initial segment of Muslim education has shown that the main reason for the increase in the importance of Muslim education is the observed revival of the Islamic faith, respectively, and the strengthening of the role of non-Muslim clergy in Russian society. The results show the prevalence of positions surveyed the expert community's judgment about the need for licensing initial segment of Muslim education, however, at the conjunction of two propositions is dominated by the opposite position, which is against the introduction of maktabs need to have a license to conduct educational activities.

Текст научной работы на тему «МУСУЛЬМАНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ: ПОДХОДЫ И ОЦЕНКА»

МУСУЛЬМАНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ: ПОДХОДЫ И ОЦЕНКА

Рамазанов Р.О.

Институт истории, археологии и этнографии ДФИЦ РАН

Аннотация: В статье рассматривается проблема исламского образования в современном российском обществе. Повышение научного интереса к вопросам религиозного образования обусловлена объективными и субъективными факторами, каковыми являются трансформация основ российского общества, которая закономерно способствовала повышению в массовом сознании важности веры в сверхъестественные силы.

Иными словами, на смену атеистической идеологии пришло религиозное сознание как возможность заполнения образовавшегося вакуума. Разумеется, религиозное возрождение имело не только позитивные, но и негативные последствия для российского общества, которые выразились в проявлении в общественном сознании населения радикальных идей. Авторское социологическое исследование начального сегмента мусульманского образования показало, что основная причина повышения значимости мусульманского образования заключается в наблюдающемся возрождении исламского вероучения, соответственно, и усилении роли не мусульманского духовенства в российском социуме.

Результаты исследования показывают превалирование в позициях опрошенного экспертного сообщества суждения о необходимости лицензирования начального сегмента мусульманского образования, однако по совокупности двух суждений доминирует противоположная позиция, которая против введения необходимости мактабов иметь лицензию на осуществление образовательной деятельности.

Ключевые слова: религия, ислам, мусульманское образование, мусульмане, дагестанское общество, учебный процесс, примечетская школа, медресе.

MUSLIM EDUCATION IN MODERN RUSSIAN SOCIETY: APPROACHES AND EVALUATION

Ramazanov R. O.

Institute of History, Archeology and Ethnography of Daghestan Federal Research Center of the Russian Academy of Sciences

Abstract: The article deals with the problem of Islamic education in modern Russian society. The increase in scientific interest in religious education is due to objective and subjective factors, such as the transformation of the foundations of Russian society, which naturally contributed to the increase in the mass consciousness of the importance of belief in supernatural forces. In other words, the atheist ideology was replaced by religious consciousness as an opportunity to fill the resulting vacuum.

Of course, the religious revival had not only positive, but also negative consequences for Russian society, which were expressed in the manifestation of radical ideas

in the public consciousness of the population. The author's sociological study of the initial segment of Muslim education has shown that the main reason for the increase in the importance of Muslim education is the observed revival of the Islamic faith, respectively, and the strengthening of the role of non-Muslim clergy in Russian society.

The results show the prevalence of positions surveyed the expert community's judgment about the need for licensing initial segment of Muslim education, however, at the conjunction of two propositions is dominated by the opposite position, which is against the introduction of maktabs need to have a license to conduct educational activities.

Key words: religion, Islam, Muslim education, Muslims, Dagestani society, educational process, school at a mosque, madrasah.

Введение

В период религиозного ренессанса, в данном контексте исламского, проблема формирования, точнее организации качественного исламского образования представляется особенно значимой на фоне возросшей активности как мусульманского духовенства, так и стремления самих людей получить базовые знания об исламском вероучении, изменении отношения к межрелигиозной брачности[2], активизации проблемы формирования в массовом сознании веротерпимости и межрелигиозной толерантности [8].

Иными словами, «демократизация общества конца ХХ в. привела не только к реализации принципов свободы слова, печати и собраний, но и сняла фактический запрет на свободу совести.... Неотъемлемой частью этого сложного и неоднозначного процесса явилось создание сети мектебов, средних и высших исламских учебных заведений, укрепление их учебно-материальной базы, комплектование педагогическими кадрами и многое другое»[1].

Как известно, в советский период началось так называемое «размусульмани-вание» населения исповедующего ислам, и конечно, данный процесс характеризовался разным уровнем интенсивности - если в Дагестане он протекал менее сла-бо,то в других республиках Советского Союза, например, Поволжья и Урала можно было наблюдать его ускорение, что было обусловлено объективными факторами, в частности, большей их европеизированностью, уровнем социально-экономического развития и т.д. [7].

Повышение значимости мусульманского учения, соответственно, желание населения приобщиться к исламским знаниям способствовало тому, что государственная власть, начиная 2007 года, стала оказывать большую поддержку исламским образовательным центрам, в частности, можно отметить мероприятия направленные на осуществление проекта по формированию, во-первых, системы исламского образования, во-вторых, обеспечения исламских организаций необходимыми кадрами. В рамках проекта исламские учебные заведения начали готовить специалистов по истории и культуре ислама. Более того, данная программа позволила решить ряд проблем по учебно-методическому обеспечению, повышению квалификации преподавателей, усовершенствованию организации учебного процесса.

Иными словами, усиление роли религии в современном российском обществе, появление религиозного экстремизма и терроризма, вовлечение молодого по-

коления, причем образованного его слоя, в ряды террористов и ряд других факторов имеет негативные последствия, в частности, дестабилизировали не только религиозную, но и национальную сферы[9]. Поэтому возникла необходимость с целью профилактики отрицательных тенденций в общественном сознании и поведении людей регулировать проблему мусульманского образования практически на всех уровнях - мактабы, медресе, университеты/институты.Можно согласится с мнением, что «сегодня перед российской уммой стоит важнейшая задача - приведение в норму учебных программ исламских учебных заведений... Нужны специалисты, в равной мере подкованные как в области религии, так и в светских дисци-плинах»[1, с. 8].

Выше было отмечено, что начало формированию сферы исламского образования в российском социуме было заложено в 90-х гг. XX в. Одновременное желание наладить мусульманское образование и обучение в регионах распространения ислама, было сопряжено с большими трудностями, в частности, отсутствием необходимых квалифицированных преподавателей, материально-технической базы и т.д. Поэтому необходимость удовлетворения потребностей людей получить мусульманское образование вынуждало привлекать для этой цели нужных специалистов из зарубежья, т.е. арабских стран. Данное обстоятельство (приглашение иностранцев для преподавания в исламских учебных заведениях), как показало время, имело далеко идущие отрицательные последствия для национальной безопасности Российского государства - распространение ваххабитской идеологии, появление центров исламской подготовки, которые обучали не только основам ислама, но и занимались военной подготовкой обучаемых и т.д.

Резюмируя вышесказанное, можно утверждать, что в российской науке вопросы исламского образования широко разрабатываются и анализируются по причине его специфики, масштабности распространения, а также существованием в системе мусульманского образования множества недостатков [4, с. 15].

Более широко проблему исламского образования рассматривает В. Якупов, который усматривает стратегические цели мусульманского образования в том, что «духовное образование должно строиться на принципах открытости обществу, верующим, государству, быть современным, национальным в хорошем смысле слова, динамичным и конкурентным»[11, с. 15]. При провозглашении принципа открытости, видимо, нужно принимать во внимание последствия данного шага. Например, как отмечают дагестанские исследователи религиозной проблематики: идеология противодействия экстремизму и терроризму в Республике Дагестан должна учесть обстоятельство, которое связано с зарубежным исламским образованием дагестанцев. Еще в период царской России было известно, что в заграничных учебных заведениях русские мусульмане часто приобретают взгляды и убеждения опасные для Российского государства.

Эмпирическая база. Социологический опрос по изучению состояния образовательного процесса в примечетских школах Дагестана был проведен в 2020 г. в городах Дагестана (Махачкала, Хасавюрт, Дербент) и сельских районах (Ботлих-ский, Буйнакский, Казбековский, Хасавюртовский) республики. Родители - 255 чел., ученики - 444 чел., эксперты - 59 чел.

Обсуждение результатов исследования

В анкету экспертного опроса по изучению начального сегмента мусульманского образования в Дагестане были включены вопросы, позволяющие выявить причины, которые способствуют росту интереса к исламскому образованию в целом (таб. 1).

Таблица 1

Распределение ответов на вопрос: «Как Вы думаете, чем обусловлено

повышение интереса к мусульманскому образованию в _современном обществе?» (%)_

Варианты ответов %

Возрождением ислама и усилением роли духовенства в современном обществе 37,7

Стремлением мусульманских школ стабилизировать межрелигиозную ситуацию и обеспечить национальную безопасность в современном российском обществе 15,3

Деятельностью местного духовенства и Муфтията, стремящего через мусульманское образование приобщить население к исламу 13,6

Стремлением самих детей получить основы исламского учения 11,9

стремлением родителей обучать своих детей основам исламского учения 10,2

Ростом интереса гражданского общества (общественности) о деятельности мусульманских образовательных учреждений (чему обучают, как обучают и т.д.) 8,5

Научным интересом исследовать деятельность мусульманских образовательных учреждений 7,1

Стремлением официальной власти контролировать мусульманский образовательный процесс 3,4

Результаты опроса показывают, что повышенное внимание к мусульманскому образованию в современном обществе подавляющая часть экспертов связывает с ренессансом ислама и усилением роли духовенства в современном обществе (37,7 %), по образованию ответы распределились следующим образом: 20,0 % экспертов со средним, 10,1 % со средним специальным и 48,7 % высшим образованием. Рост интереса к исламскому образованию 15,3 % экспертов объясняют стремлением мусульманских школ стабилизировать межрелигиозную ситуацию и обеспечить национальную безопасность в современном российском обществе, из них 28,6 % имеют начальное мусульманское образование, 28,6 % окончивших медресе, 42,9 % с высшим исламским образованием, а также 33,3 % со светским средним специальным и 66,7 % высшим образованием. На деятельность местного духовенства и Муфтията, стремящего через мусульманское образование приобщить население к исламу указали 20,0 % экспертов со средним и 17,9 % высшим образованием, по религиозному образованию - по 50,0 % окончивших мактабы и имеющих высшее религиозное образование. В разрезе образования стремление самих детей получить основы исламского учения разделяет 28,6 % экспертов со светским средним, 42,9

% средним специальным и 28,6 % высшим образованием, а также 33,3 % с религиозным средним образованием. Далее, повышенный интерес к мусульманскому образованию стремлением родителей обучать своих детей основам исламского учения объяснили 16,7 % экспертов со светским средним, 33,3 % средним специальным и 50,0 % высшим образованием, а также по 50,0 % имеющих начальное и среднее специальное мусульманское образование. Заинтересованность гражданского общества (общественности) знать о деятельности мусульманских образовательных учреждений (чему обучают, как обучают и т.д.) обозначили 20,0 % экспертов со средним специальным и 80,0 % высшим образованием. Данные опроса показывают, что в целом экспертам характерно обозначение множества причин, которое способствует повышению интереса к мусульманскому образованию в современном обществе.

Рассмотрение религиозного образования в современном обществе закономерно ставит вопрос о необходимости его лицензирования и аккредитации, а также выявление отношения к получению лицензии на осуществление данной формы обучения. В анкету опроса был включен вопрос, показывающий мнение экспертов к лицензированию мактабов (таб. 2).

Таблица 2

Распределение ответов на вопрос: «Как Вы думаете, должны ли примечетские

школы в Дагестане иметь лицензию на осуществление мусульманского _образования?» (%)_

Варианты ответов %

Да, чтобы держать под контролем процесс обучения, программы обучения, количество обучаемых и т.д. 30,9

Да, это позволить избежать формирования в общественном сознании обучаемых нетерпимости к иным религиям, препятствует возникновению идей религиозного экстремизма 9,1

Нет, потому что согласно положению Конституции РФ об отделении государства и религии, государство не осуществляет регулирование содержания подготовки в религиозных образовательных организациях 34,5

Нет, потому что это нарушает конституционные права обучаемых на получение необходимых для них знаний, так как достаточно строгие государственные требования к лицензированию образовательной деятельности не позволяет примечетским школам им соответствовать 25,5

Опрошенные эксперты (34,5 %) считают, что примечетские школы в Дагестане не обязаны иметь лицензию на осуществление мусульманского образования согласно положению Конституции РФ об отделении государства и религии, государство не осуществляет регулирование содержания подготовки в религиозных образовательных организациях.

Далее, 30,9 % экспертов придерживаются противоположных вариантов ответа «да, чтобы держать под контролем процесс обучения, программы обучения, количество обучаемых и т.д.» и «нет, потому что это нарушает конституционные права

обучаемых на получение необходимых для них знаний, так как достаточно строгие государственные требования к лицензированию образовательной деятельности не позволяет примечетским школам им соответствовать» (25,5 %).

При этом 9,1 % экспертов подчеркивают, что лицензирование на осуществление мусульманского образования позволить избежать формирования в общественном сознании обучаемых нетерпимости к иным религиям, препятствует возникновению идей религиозного экстремизма. Если посмотреть данные исследования по возрасту, то ответы экспертов на вопрос «Как Вы думаете, должны ли примечет-ские школы в Дагестане иметь лицензию на осуществление мусульманского образования?» показывают, что молодое поколение экспертов подчеркивает необходимость лицензии, чтобы иметь возможность контролировать процесс обучения, программы обучения, количество обучаемых и т.д. - 42,9 % экспертов в возрасте 20 - 30 лет, 35,7 % 31 - 40 лет, и заметно меньшая их часть в интервале 41 - 50 лет (14,3 %) и от 50 лет и выше (7,1 %).

Далее вариант ответа - да, это позволить избежать формирования в общественном сознании обучаемых нетерпимости к иным религиям, препятствует возникновению идей религиозного экстремизма отмечена одинаковой частью экспертов в возрасте 20 - 30 лет, 41 - 50 лет и от 50 лет и выше (по 16,7 %), в разрезе 31 -

40 лет их заметно больше (50,0 %).

При этом можно отметить существование у экспертного сообщества отрицательного отношению к лицензированию мусульманского образовательного процесса с мотивацией, что согласно положению Конституции РФ об отделении государства и религии, государство не осуществляет регулирование содержания подготовки в религиозных образовательных организациях и данный тезис разделяют по 31,3 % в возрасте 20 - 30 лет и 31 - 40 лет, и чуть больше их среди опрошенных от

41 - 50 лет (37,5 %).

Также можно отметить, что более старший возрастной слой экспертов отмечает и другой вариант ответа - нет, потому что это нарушает конституционные права обучаемых на получение необходимых для них знаний, так как достаточно строгие государственные требования к лицензированию образовательной деятельности не позволяет примечетским школам им соответствовать (57,1 % 31 - 40 лет) и почти в 2 раза меньшая часть в возрасте 20 - 30 лет (28,6 %).

Данные опроса в разрезе образования показывают, что 25,0 % экспертов со светским средним, 30,0 % средним специальным и 76,5 % высшим образованием, а также 25,0 % окончивших масштабы и 75,5 % медресе считают необходимым лицензирование исламского образования, ибо это позволить держать под контролем процесс обучения, программы обучения, количество обучаемых. При этом 10,0 % со средним специальным и 66,7 % высшим образованием, а также по 50,0 % имеющих начальное и среднее религиозное образование разделяют тезис, что лицензирование поможет избежать появление религиозной нетерпимости, потому что будет четко определена программа обучения и ее содержание.

Вместе с тем, одинаковая часть экспертов со светским средним и средним специальным (по 50,0 %), 61,1 % высшим образованием, 37,5 % имеющих начальное и 62,5 % высшее исламское образование не видят необходимости в получении

лицензии на осуществление мусульманского образования; 25,0 % со средним, 10,0 % средним специальным, 84,6 % высшим образованием, а также по 50,0 % экспертов имеющих среднее и высшее религиозное образование мотивируют свое отрицательное отношение к лицензированию исламского образования нарушением конституционных права человека на возможность получения им знаний по основам ислама. Средний показатель положительного отношения к лицензированию исламского образования равняется 31,5 %, отрицательного составляет 42,6 %, что показывает существование в целом негативного отношения к лицензированию мусульманского образовательного процесса.

Постановка вопроса о лицензировании закономерно ставит вопрос и об аккредитации мусульманского образовательного процесса. При этом нужно четко очертить различие между этим понятиями. Так, лицензия на образовательную деятельность - это документ, дающий право организации осуществлять образовательную деятельность на территории Российской Федерации. Лицензия необходима организациям и учебным заведениям, которые реализуют образовательные программы в любом формате: дистанционно или очно.

Не стоит путать лицензию на право ведения образовательной деятельности с государственной аккредитацией, которая подтверждает соответствие образовательных программ организации федеральным государственным образовательным стандартам образовательной деятельности, а лицензия является подтверждением законности осуществления образовательной деятельности.

К.И. Насибуллов в статье «Общественная аккредитация в сфере мусульманского образования: путь к открытости»[5] подробно рассмотрел вопрос аккредитации религиозного образования. Согласно «Закону об образовании в Российской Федерации» (ст. 92, п. 2): «целью государственной аккредитации образовательной деятельности является подтверждение соответствия федеральным государственным образовательным стандартам образовательной деятельности по основным образовательным программам и подготовки обучающихся в образовательных организациях, организациях, осуществляющих обучение, а также индивидуальными предпринимателями, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно»[5, с. 27].

Такая ситуация в религиозной сфере образования поддается объяснению: во-первых, следует отметить положение Конституции об отделении государства и религии, следовательно, государство не уполномочено регулировать содержание подготовки в религиозных образовательных организациях.

Кроме того, в России отсутствуют как государственные образовательные стандарты для сферы религиозного образования, соответственно, так и государственная аккредитация религиозных образовательных программ.

Кроме того, немаловажное значение имеет, во-первых, несформированность в нашей стране в полной мере самой системы религиозного мусульманского образования, во-вторых, сами религиозные организации различного уровня (медресе, исламские университеты/институты) не изъявляли желания разрабатывать собственные версии образовательных стандартов для мусульманских учебных заведений.

В то же время следует отметить, что определенные позитивные подвижки имеются, например, в Татарстане, где разработка образовательных стандартов среднего профессионального мусульманского образования началась в 2012 г. и была завершена в 2014 г.

В разработке стандарта принимал участие широкий круг лиц: руководители и преподаватели медресе Татарстана, руководители ДУМ Республики Татарстан, исследователи, представители органов государственной власти и общественности, а также другие заинтересованные лица. Стандарты обобщили опыт преподавания в медресе, накопленный с начала 1990-х гг. и стали определенной формой соглашения между медресе об уровнях подготовки, сроках подготовки и т.д.

Как известно, современные подходы к аккредитации заостряют внимание на важности улучшения механизмов организации образовательного процесса, которое подразумевает обеспечение поставленных в образовательной программе целей, осуществление зафиксированных образовательным стандартом требований, вовлечение студентов в научную работу, трудоустройство выпускников, эффективность внутренней службы обеспечения качества и др.

Вместе с тем, процедуры аккредитации «догматически нейтральны»: они не определяют содержания подготовки, и, соответственно, не осуществляют какой-либо модернизации основ религиозной веры. С другой стороны, законодательство об образовании не предписывает обязательной аккредитации религиозных образовательных программ. Поэтому закономерно возникает вопрос о целесообразности внедрения таких процедур в сфере религиозного образования, в нашем случае - в сфере мусульманского образования[5, с. 29].

Если в отношении средних и высших мусульманских учебных заведений вопрос аккредитации и лицензирования ясен, ибо медресе, университеты выдают дипломы об их окончании - несколько иной является ситуация в мактабах, в которых обучение осуществляется совершенно по-иному.О.М. Нухов в своем выступлении на Всероссийской конференции «Теологическое образование: проблемы и перспективы развития» (Махачкала, 19 - 22 декабря 2018 г.) обратил внимание на то, что правовой базой программы подготовки специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама являются более 10-ти официальных документов, в том числе по поддержке религиозного образования, включая правительственные планы мероприятий по обеспечению подготовки специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама в 2007 - 2010 гг., 2011 - 2013 гг., 2017 - 2020 гг., а также завершившаяся «Комплексная программа содействия развитию сферы религиозного образования (2005 - 2015)».

Однако, по его мнению, их осуществлению препятствовали и препятствуют многие недоработки: так, Федеральный закон «Об образовании» в последней редакции обязывает религиозные образовательные организации проходить лицензирование, но в то же время до сих пор не определен стандарт программ и учебных планов, отсутствует единая система мониторинга и контроля деятельности духовных образовательных организаций, отсутствует должная связь и эффективное учебно-научное взаимодействие между исламскими образовательными организациями разных уровней, в результате чего нарушаются принципы целостности и

непрерывности образовательного процесса, преемственности образовательных программ[3, с. 922].

Участник этой же конференции М.Н. Суворов в своем докладе привел экспертные позиции по результатам мониторинга учебно-методических материалов, проведенного в 2017 - 2018 гг. Так, основные замечания к учебным пособиям, хрестоматиям и другим учебно-методическим материалам, которые были разработаны федеральными университетами и исламскими учебными заведениями в рамках реализации программы подготовки специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама, вкратце сводятся к следующему: несоответствие формальным требованиям, предъявляемым к структуре учебного пособия; оторванность излагаемого материала от реалий современности; отсутствие единой методики преподавания арабского языка; плагиат; попытки выдать за учебное пособие произведение, изначально относящееся к совершенно другим жанрам; отсутствие должного научного и литературного редактирования, корректуры[3, с. 928].

Изложенный выше социологический материал позволяет утверждать, что в религиозной среде имеет место неоднозначное отношение к лицензированию исламской образовательной системы и можно предположить, что такая позиция духовных лиц объясняется тем, что они стремятся выйти за рамки подчинения официальной власти, вернее, против осуществления какого-либо контроля ос стороны государства над религиозными учебными заведениями, впрочем, как и над содержанием самой системы преподавания (какие предметы изучаются, кто преподает, качество знаний, уровень квалификации самого учителя и т.д.).

Наравне с вопросами лицензирования и аккредитации не менее важным является проблема контроля за религиозным образованием в целом, причем актуализирует вопрос контроля появление в современном обществе экстремистской идеологии, а также различного рода сект, например, секта «Церковь последнего завета», возглавляемый Виссарионом, который почти 30 лет он называл себя «сыном Бога» и «новым Христом» и умудрился создать «государство в государстве со своей налоговой и иной системой».

Появление такого рода различных религиозных объединений, вернее религиозных сект, которые вовлекают в свои ряды людей, а духовные лидеры этих организаций своими проповедями очень часто в общественном сознании членов своей общины формируют межрелигиозную, национальную, расовую нетерпимость, что в совокупности может нести вполне реальную угрозу национальной безопасности Российского государства. Поэтому надзор, может быть, не открыто, но осуществляемый образовательными и иными структурами, по мнению автора, вполне оправдан, так как может предотвратить акты проявления религиозного экстремизма, а также деструктивных явлений в общественном сознании и поведении россиян. С этой точки зрения общественная аккредитация может стать новым широким каналом взаимодействия мусульманского сообщества и других общественных групп. Религиозное образование по своей сущности не может быть идеологически нейтральным, и это разительно отличает его от системы «светского» образования [5, с. 34].

В авторском опросе был задан вопрос, который показывает экспертное мнение в отношении допустимости осуществления контроля за религиозным, в данном случае, исламским образованием (таб. 3).

В целом по всему массиву 14,0 % экспертов отмечают необходимость контроля, чтобы система начального религиозного мусульманского образования не существовала отдельно от системы общего образования в государственных школах, среди них 14,3 % экспертов имеющие среднее специальное и 85,7 % высшее образование.

Далее необходимость контроля за системой мусульманского образования обозначена 31,6 % экспертов из них 11,1 % со светским средним, 16,7 % средним специальным, 70,6 % высшим образованием, одинокая доля среди имеющих начальное, среднее и высшее мусульманское образование (по 33,3 %), по мнению которых, при должном централизованном контроле и необходимой учебно-методической поддержке примечетские школы могут стать эффективным средством противодействия распространению нетрадиционных религиозных идей в массовом сознании подрастающего поколения.

Таблица 3

Распределение ответов на вопрос: «Как Вы думаете, нужно ли контролировать содержание мусульманского образования?» (%)_

Варианты ответов %

Да, чтобы система начального религиозного мусульманского образования не существовала отдельно от системы общего образования в государственных школах 14,0

Да, потому что при должном централизованном контроле и необходимой учебно-методической поддержке примечетские школы могут стать эффективным средством противодействия распространению нетрадиционных религиозных идей в массовом сознании подрастающего поколения 31,6

Нет, система начального мусульманского образования не представляет угрозы для национальной безопасности российского общества 38,6

Нет, система начального мусульманского образования должна подчиняться только Духовному управлению мусульман 14,0

Скорее нет 1,8

Вместе с тем, не все так однозначно в позициях экспертов: так, по всему массиву 38,6 % экспертов, по образовательному признаку 10,5 % со светским средним, 26,3 % средним специальным, 63,2 % высшим образованием, 40,0 % имеющих начальное и 10,0 % среднее мусульманское образование считают, что система начального мусульманского образования не представляет угрозы для национальной безопасности российского общества, следовательно, нет необходимости осуществления контроля за ней.

Вариант ответа, что система начального мусульманского образования должна подчиняться только Духовному управлению мусульман отметили 12,5 % экспер-

тов со светским средним, 87,5 % высшим, а также с высшим исламским образованием (50,0 %), поэтому они против осуществления какого-либо контроля за исламским образованием.

Также экспертам был задан вопрос «Как Вы думаете, кто должен контролировать примечетские школы в Дагестане?»: 70,4 % экспертов контроль за примечетскими школами возлагает на Духовное управление мусульман Дагестана (ДУМД), среди них 25,0 % с начальным, 18,8 % средним, 56,3 % высшим мусульманским образованием, 14,0 % со светским средним, 20,0 % средним специальным, 68,6 % высшим образованием. По всему массиву 14,8 % экспертов отдают полномочия местному мусульманскому духовенству, среди которых по 50,0 % имеющие начальное и среднее мусульманское образование, 14,3 % опрошенных со средним специальным и 85,7 % высшим образованием. Наделяют осуществлением контроля за мактабами джамааты на местах функционирования примечетской школы по всему массиву небольшая часть экспертов (7,4 %), по образовательному признаку 33,3 % имеющих среднее специальное, по 50,0 % со средним и средним специальным мусульманским образованием.

При этом небольшая часть экспертов (3,7 %) предлагает передать функцию контроля за образованием родителям учеников примечетской школы, среди них по 50,0 % со светским средним и средним специальным образованием. При этом, только 1,9 % считают, что контроль должны осуществлять местные органы власти и всего 1,9 % органы образования (Министерство образования, РайОНО, ГорО-НО), из них только имеющие высшее светское образование отметили этот вариант ответа (100 %). За многосторонний контроль выступают 33,3 % экспертов с начальным, 66,7 % высшим мусульманским и 100 % имеющие высшее светское образование.

Внедрение образовательных стандартов в сферу религиозного исламского образования актуализирует проблему осуществления контроля за выполнением исламскими учебными заведениями учрежденных требований. Но вряд ли можно согласиться с мнением К.И. Насибуллова, что «в правовом поле России такой контроль может быть осуществлен только самими мусульманскими религиозными организациями или же иными, уполномоченными ими организациями» [10, с. 112] и он аргументирует свою позицию тем, что государство не обладает полномочиями контроля за содержанием подготовки служителей мусульманского учения, хотя официальная власть может оказывать исключительно консультационную помощь [5, с. 28].

Применение аккредитации может выступить важным инструментом осуществления контроля за выполнением религиозными образовательными учреждениями требований образовательных стандартов. Более того, отсутствие аккредитации и лицензии, массовый выезд российских студентов на обучение в страны исламского мира, который был пущен на самотек, и ряд других факторов, может быть, в определенной степени способствовал появлению радикальных идей в общественном сознании, поэтому «нашему обществу еще долго придется расплачиваться за различные многочисленные негативные последствия такого шага. Несоответствие привносимых из-за рубежа норм сложившемуся российскому мусуль-

манскому менталитету наиболее наглядно проявляется на Северном Кавказе, и об этом уже много раз говорилось.

Один из выводов, который можно и нужно сделать из констатации этого факта - зарубежное обучение во многом исчерпало себя, перестало быть необходимостью; другой же вывод - необходим контроль над процессами обучения студентов за границей и в самой России со стороны уммы»[1, с. 8]. Можно согласиться с позицией К. Айнутдиновой, что «в современных условиях представляется целесообразным учредить ассоциацию мусульманских профессиональных учебных заведений, которая сыграла бы важную роль в формировании единого образовательного пространства и возрождении системы мусульманского профессионального образования в России на основе законодательства РФ и субъектов, лучших отечественных традиций, с учетом современного международного опыта. Она явилась бы общероссийским методическим и аналитическим центром для мусульманских профессиональных учебных заведений, координировала бы вопросы создания программ и учебной литературы, опираясь преимущественно на богословские образовательные традиции российских мусульман»[1, с. 11].

Аналогично К. Айнутдиновой, К.И. Насибуллов утверждает, что отсутствие единого центра управления мусульманскими религиозными организациями при наличии многочисленных региональных муфтиятов, осуществляющих свою деятельность более или менее самостоятельно, наличие объективной региональной специфики бытования ислама в различных регионах страны, обусловил процесс стихийного, нескоординированного развития мусульманских учебных заведений, а также пестроту и разнообразие реализуемых образовательных программ. Создание Совета по исламскому образованию России (2005 г.) было призвано решить проблему координации, но в отсутствии реальных полномочий и необходимых финансовых ресурсов его деятельность свелась к осуществлению совещательных и консультативных функций, нежели чем к целенаправленной работе по развитию сферы исламского образования[6, с. 228].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Заключение.

Изучение состояния религиозного мусульманского образования показывает существование в данной сфере целого комплекса сложных проблем, которые препятствуют эффективной организации мусульманского образования в российском религиозном пространстве в целом, а предпринимаемые половинчатые меры и декларирование тех или иных действия вряд ли способствует улучшению ситуации в данной сфере.

По результатам исследования установлено, что рост внимания к религиозному образованию вызвано целым рядом причин, среди которых возрождение ислама, соответственно, усиление роли духовенства, научным интересом исследовать деятельность мусульманских образовательных учреждений, деятельностью местного духовенства и Муфтията, стремящего через мусульманское образование приобщить население к исламу, ростом интереса гражданского общества (общественности) к деятельности мусульманских образовательных учреждений (чему обучают, кто и как обучает и т.д.).

Кроме того, имеет местостремление духовных лиц через мусульманские школы, во-первых, стабилизировать межрелигиозную ситуацию и обеспечить национальную безопасность современного российского общества, во-вторых, желанием-как самих детей получить основы исламского учения, так и родителей обучать своих детей основам мусульманства, в-третьих, запросом официальной власти контролировать мусульманский образовательный процесс. Последнее встречает яростное сопротивление со стороны ДУМ разных мусульманских регионов под различными выдуманными предлогами.

Не вызывает никакого сомнения, что светское государство каким является Россия не должно допускать превалирования религиозного образования и шариатских законов над светскими законами, более того, если официальная власть контролирует светское образование, то она должна иметь право осуществлять контроль за религиозным образованием, тем более на фоне наблюдающихся деструктивных явлений в данной сфере.

Ответы экспертов на вопрос «Должны ли примечетские школы в Дагестане иметь лицензию на осуществление мусульманского образования?» показывают преимущество варианта ответа «нет, потому что согласно положению Конституции РФ об отделении государства и религии, государство не осуществляет регулирование содержания подготовки в религиозных образовательных организациях».

Однако имеют место и противоположные позиции: «да, чтобы держать под контролем процесс обучения, программы обучения, количество обучаемых и т.д.» и «нет, потому что это нарушает конституционные права обучаемых на получение необходимых для них знаний, так как достаточно строгие государственные требования к лицензированию образовательной деятельности не позволяет примечет-ским школам им соответствовать».

Вместе с тем, опрошенные эксперты выступают за лицензирование мусульманского образования с аргументом, что это позволить избежать формирования в общественном сознании обучаемых нетерпимости к иным религиям и препятствует возникновению идей религиозного экстремизма.

По мнению автора, религиозное образование в современном обществе в целом должно иметь лицензию на оказание образовательных услуг, потому что распространение экстремистской идеологии в массовом сознании, несформирован-ность, вернее, неокрепшее сознание особенного молодого поколения как губка впитывает разные идеи как с позитивным, так и негативным оттенком. Также нельзя сбрасывать со счетов тот факт, что молодежи характерно романтизировать и идеализировать образ человека с автоматом в руках, при этом, не имея ни малейшего представления о том, какими идеями и установками руководствуются эти люди в своих поступках и действиях. Для примера можно привести случаи, когда молодые люди с семьями уезжают и участвуют в рядах экстремистских организаций, будучи родителями малолетних детей.

Экспертный опрос показывает, что они выступают за осуществление контроля с мотивацией того, что при должном централизованном контроле и необходимой учебно-методической поддержке примечетские школы могут стать эффективным средством противодействия распространению нетрадиционных религиозных идей в массовом сознании подрастающего поколения.

Кроме того, по их мнению, необходим контроль за содержанием обучения, чтобы система начального религиозного мусульманского образования не существовала отдельно от системы общего образования в государственных школах. Вместе с тем, в установках экспертов превалирует тезис о недопустимости какого-либо контроля с аргументацией того, что система начального мусульманского образования «не представляет угрозы для национальной безопасности российского общества» и «должна подчиняться только Духовному управлению мусульман».

Также, по мнению экспертов, контроль за примечетскими школами в Дагестане должен осуществлять ДУМД (Духовное управление мусульман Дагестана), хотя одна седьмая часть допускает передачу этих функций местному мусульманскому духовенству, впрочем, как и джамаатам на местах функционирования при-мечетской школы. При этом статистически незначимая часть опрошенного экспертного сообщества придерживаются позиции, что контроль за состоянием образования в мактабах могут осуществлять родители учеников, органы образования (Министерство образования, РайОНО, ГорОНО) и местные органы власти.

Приоритетность обозначения роли ДУМД и иных духовных лиц в мусульманском образовательном процессе, вполне понятна - опрошенные эксперты исходят из того, что религиозное образование с учетом ее специфики должно подчиняться именно религиозным институтам, но отсутствие контроля за их деятельностью со стороны светской власти может иметь негативные последствия.

Литература:

1. Айнутдинова К.М. Проблематика развития мусульманского образования в России и в Средней Азии // Минбар. Исламские исследования. 2009. № 2(4). С. 5

- 14.

2. Загирова Э.М. Роль религиозного компонента в семейно-брачных установках дагестанских народов // Диалог культур и диалог в поликультурном пространстве: культурное проектирование и формирование нравственного облика молодежи. Сборник статей по материалам VII всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Махачкала, 2015.

3. Кашаф Ш.Р. Конструктивный диалог в Махачкале о проблемах и перспективах развития теологического образования в России. МтЬаг. IslamicStudies. 2018. №11(4). С. 907 - 931. DOI: 10.31162/2618-9569-2018-11-4-907-931.

4. Ковальчук Н. О состоянии системы мусульманского образования в России // Минбар. Исламские исследования. 2009. № 2(4). С. 15 - 18.

5.Насибуллов К.И. Общественная аккредитация в сфере мусульманского образования: путь к открытости // Минбар. Исламские исследования. 2014. Т. 7. № 2. С. 25 - 49.

6.Насибуллов К.И. Единые стандарты мусульманского профессионального образования в Татарстане: новый «общественный договор» мусульманского сообщества и государства? // Минбар. Исламские исследования. 2013. Т. 6. № 2. С. 225

- 235.

7. Шангараев Р. Проблемы религиозного образования: состояние учебно-методического обеспечения мусульманских религиозных учебных заведений (мед-

ресе) Республики Татарстан // Минбар. Исламские исследования. 2011. № 2(8). С. 4 - 16.

8. Шахбанова М.М. Межэтническая толерантность в полиэтническом регионе: состояние и тенденции (на примере Республики Дагестан). Махачкала, 2007; Шахбанова М.М. Место религии в процессе формирования культуры межнационального общения // Актуальные проблемы гуманитарных наук - 2009. Сборник научных трудов. Махачкала, 2009; Шахбанова М.М.Этноконфессиональные особенности Республики Дагестан // Актуальные проблемы гуманитарных наук -2009. Сборник научных трудов. Махачкала, 2009; Шахбанова М.М. Межконфессиональный диалог: место и роль в современном обществе (по результатам социологического исследования в Дагестане) // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 2011. № 1 (161).

9. Шахбанова М.М., Шахбанов А.М. Основные направления политики государства в урегулировании межэтнических и межнациональных конфликтов // Современное состояние и пути развития юга России. Всероссийская научно-практическая конференция «Системные исследования современного состояния и пути развития Юга России (природа, общество, человек)». Ростов/н/Д, 2007. С. 265 - 267.

10. Якимова З.В. Общественно-профессиональная аккредитация основных образовательных программ: международный и российский опыт // Территория новых возможностей. 2012. № 5. С. 110 - 118.

11. Якупов В. Соотношение религии и общества в духовном образовании // Система мусульманского религиозного образования у татар: история, проблемы, перспективы. Сборник материалов научно-практической конференции (Казань, 13 октября 2004 г.). Казань, 2005. С. 151 - 158.

References:

1. Aynutdinova K. M. Problematics of the development of Muslim education in Russia and in Central Asia / / Minbar. Islamic studies. 2009. No. 2(4). pp. 5-14.

2. Zagirova E. M. The role of the religious component in the family and marriage attitudes of the Dagestani peoples / / Dialogue of cultures and dialogue in the multicultural space: cultural design and formation of the moral image of youth. Collection of articles based on the materials of the VII All-Russian scientific and practical conference with international participation. Makhachkala, 2015.

3. Kashaf Sh. R. Constructive dialogue in Makhachkala about the problems and prospects of the development of theological education in Russia. Minbar. IslamicStudies. 2018. No. 11(4). pp. 907-931. DOI: 10.31162/2618-9569-2018-11-4-907-931.

4. Kovalchuk N. On the state of the Muslim education system in Russia / / Minbar. Islamic studies. 2009. No. 2(4). pp. 15-18.

5. Nasibullov K. I. Public accreditation in the field of Muslim education: the path to openness / / Minbar. Islamic studies. 2014. Vol. 7. No. 2. pp. 25-49.

6. Nasibullov K. I. Unified standards of Muslim vocational education in Tatarstan: a new "social contract" of the Muslim community and the state? // Minbar. Islamic studies. 2013. Vol. 6. No. 2. pp. 225-235.

7. Shangaraev R. Problems of religious education: the state of educational and methodological support of Muslim religious educational institutions (madrassas) of the Republic of Tatarstan / / Minbar. Islamic studies. 2011. No. 2(8). pp. 4-16.

8. Shakhbanova M. M. Interethnic tolerance in a multiethnic region: the state and trends (on the example of the Republic of Dagestan). Makhachkala, 2007; Shakhbanova M. M. The place of religion in the process of forming the culture of interethnic communication // Actual problems of the Humanities-2009. Collection of scientific papers. Makhachkala, 2009; Shakhbanova M. M. Ethnoconfessional features of the Republic of Dagestan / / Actual problems of the Humanities-2009. Collection of scientific papers. Makhachkala, 2009; Shakhbanova M. M. Interfaith dialogue: its place and role in modern society (based on the results of a sociological study in Dagestan) / / Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedeniy. The North Caucasus region. Social sciences. 2011. № 1 (161).

9. Shakhbanova M. M., Shakhbanov A.M. The main directions of state policy in the settlement of interethnic and interethnic conflicts / / Modern state and ways of development of the south of Russia. All-Russian scientific and practical conference " System studies of the current state and ways of development of the South of Russia (nature, society, man)". Rostov/n/A, 2007. pp. 265-267.

10. Yakimova Z. V. Social and professional accreditation of basic educational programs: international and Russian experience // The territory of new opportunities. 2012. No. 5. pp. 110-118.

11. Yakupov V. The ratio of religion and society in spiritual education / / The system of Muslim religious education among the Tatars: history, problems, prospects. Collection of materials of the scientific and practical conference (Kazan, October 13, 2004). Kazan, 2005. pp. 151-158.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.