Научная статья на тему 'МУСУЛЬМАНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СЕВЕРО-КАВКАЗСКОМ РЕГИОНЕ: СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ'

МУСУЛЬМАНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СЕВЕРО-КАВКАЗСКОМ РЕГИОНЕ: СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
82
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУСУЛЬМАНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МАКТАБЫ / ИСЛАМ / РЕЛИГИОЗНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / MUSLIM EDUCATION / MAKTABS / ISLAM / RELIGIOUS EDUCATION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Рамазанов Р. О.

В статье рассматривается начальный сегмент мусульманского образования в северо-кавказских республиках. Показано, что в современный период обучение в мактабах имеет широкое распространение, причем основная масса обучаемых позитивно рассматривает возрождение начального сегмента мусульманского образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUSLIM EDUCATION IN THE NORTH CAUCASUS REGION: STATUS AND TRENDS

The article deals with the initial segment of Muslim education in the North Caucasus republics. It is shown that in the modern period, education in maktabs is widespread, with the majority of students positively considering the revival of the primary segment of Muslim education.

Текст научной работы на тему «МУСУЛЬМАНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СЕВЕРО-КАВКАЗСКОМ РЕГИОНЕ: СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ»

МУСУЛЬМАНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СЕВЕРО-КАВКАЗСКОМ РЕГИОНЕ: СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ

Рамазанов Р.О.

Институт истории, археологии и этнографии, Махачкала

Аннотация: В статье рассматривается начальный сегмент мусульманского образования в северо-кавказских республиках. Показано, что в современный период обучение в мактабах имеет широкое распространение, причем основная масса обучаемых позитивно рассматривает возрождение начального сегмента мусульманского образования.

Ключевые слова: мусульманское образование, мактабы, ислам, религиозное образование.

MUSLIM EDUCATION IN THE NORTH CAUCASUS REGION: STATUS AND TRENDS

Ramazanov R. O.

Institute of history, archeology and Ethnography, Makhachkala

Abstract: the article deals with the initial segment of Muslim education in the North Caucasus republics. It is shown that in the modern period, education in maktabs is widespread, with the majority of students positively considering the revival of the primary segment of Muslim education.

Keywords: Muslim education, maktabs, Islam, religious education.

В период религиозного ренессанса, в данном контексте исламского, проблема формирования, точнее организации качественного исламского образования представляется особенно значимой на фоне возросшей активности как мусульманского духовенства, так и стремления самих людей получить базовые знания об исламском вероучении. Иными словами, «демократизация общества конца ХХ в. привела не только к реализации принципов свободы слова, печати и собраний, но и сняла фактический запрет на свободу совести. Начался процесс стихийного возрождения религиозного сознания. 1990-е - начало 2000-х гг. стали периодом бурного развития исламских институтов.

Неотъемлемой частью этого сложного и неоднозначного процесса явилось создание сети мектебов, средних и высших исламских учебных заведений, укрепление их учебно-материальной базы, комплектование педагогическими кадрами и многое другое» [1, с. 5]. Более того, подготовка кадров мусульманского духовенства, отвечающей запросам времени и способной удовлетворить духовные потребности верующих, в том числе современной молодежи, актуализировалась в связи с ростом преступлений экстремистской направленности, участием российских мусульман в рядах Исламского государства (ИГИЛ - запрещена в РФ), которое, по

мнению специалистов, является международным террористическим объединением на Ближнем Востоке [13, с. 93].

Как известно, в советский период начался так называемое «размусульмани-вание» населения исповедующего ислам, и конечно, данный процесс характеризовался разным уровнем интенсивности - если в Дагестане он протекал менее слабо, то в других республиках Советского Союза, например, Поволжья и Урала можно было наблюдать его ускорение, что было обусловлено объективными факторами, в частности, большей европеизированностью их, уровнем социально -экономического развития и т.д.

Иными словами, усиление роли религии в современном российском обществе, появление религиозного экстремизма и терроризма, вовлечение молодого поколения, причем образованного слоя, в ряды террористов и ряд других факторов имели очень негативные последствия, в частности, дестабилизировали не только религиозную, но и национальную сферы. Следовательно, возникла необходимость с целью профилактики отрицательных тенденций в общественном сознании и поведении людей регулировать проблему мусульманского образования практически на всех уровнях - мактабы, медресе, университеты/институты.

Можно согласится с мнением, что «сегодня перед российской уммой стоит важнейшая задача - приведение в норму учебных программ исламских учебных заведений. С точки зрения государства, нужны специалисты высокого профиля, которые, будучи религиозно грамотными людьми, не превращались бы в специалистов по обрядам - мулл или в ограниченных в своих представлениях фанатиков. Нужны специалисты, в равной мере подкованные как в области религии, так и в светских дисциплинах» [1, с. 8].

Возвращение религии в социальную жизнь постсоветского российского общества свидетельствует о наступление эпохи постсекуляризма, которая западными исследователями характеризуется следующим образом: «Если секуляризация разоблачает священное и демонстрирует его реальный профанный статус, то наступление эры постсекулярности должно быть связано с хотя бы частичным восстановлением священного, обнаружением его реальности» [10, с. 17]. По мнению Л. Алмазовой, «именно эта тенденция определяет вновь появление и активное функционирование религиозных институтов в современном российском социальном пространстве, а вслед за ними и отражение этого процесса в системе образования, причем на самых разных уровнях» [4].

В постперестроечный период наблюдался религиозный ренессанс, соответственно, проблема вероисповеданий и их роль в повседневности, специфика религиозного поведения и ряд не менее важных вопросов становятся предметом изучения религиоведов. Появление исламских учебных заведений произошло на фоне интенсивного ренессанса мусульманского образования в перестроечный и постсоветский период. Провозглашение принципов гласности и демократии позволило религии усилить свои позиции, тем более, что благодатная почва для этого имелась. Кроме того, очень сложные процессы происходили и внутри самого Духовного управления, в частности, обозначилось стремление подразделить его как по территориальному принципу, в последующем в Дагестане, и по национальному признаку. Если обратиться к современным исследователям, то заслуживает внимания по-

зиция А.Р. Наврузова, утверждающий что «за пятнадцать лет, прошедшие со времени воссоздания системы исламского образования в стране, с достаточной определенностью выявились как общие тенденции, определяющие его существование сегодня, так серьезные недостатки и упущения религиозной школы и, наконец, возможные перспективы ее развития и адаптации к нуждам быстро меняющегося постсоветского общества» [8].

Первые шаги были предприняты, когда состоявшейся в 1989 г. в Буйнакске, исламской конференции был отстранен от своей должности муфтий Духовного управления мусульман Северного Кавказа (ДУМ СК) Махмуд Геккиев, тем самым расколов «ДУМ СК по административно-территориальному признаку на 7 республиканских управлений» [2, с. 49]. Образованные на место старого Духовного управления институты в своей работе большой упор сделали, во -первых, в образовании исламских учебных заведений и строительстве, во-вторых, открытии духовных зданий (мечетей), нехватка которых остро ощущалась после долгого доминирования атеистической идеологии в Советском государстве. Увеличение количества мечетей закономерно способствовало росту числа учреждений начального сегмента исламского образования, каковым являются мектебы, действовавшие как и ранее при мечетях.

Если изложить состояние религии в одном из северокавказских республик, то, до начала 1990-х гг. в Кабардино-Балкарской республике не было исламских учебных заведений, не было и медресе. В начале 1990-х практически в каждом крупном населенном пункте республики стали строиться мечети, при которых стали работать мактабы. Хотя они и не дают систематического начального исламского образования, но в них есть возможность обучаться чтению Коран, редко - писать по-арабски, а также обучение мусульманской этике [3, с. 333].

Перестроечный период характеризуется сплошным подчинением всех социальных сфер либерально-демократическим ценностям. Любое неприятие или пассивное игнорирование либеральных идей расценивалось как ущемление прав человека, торможение процесса демократизации, более того, как противостояние «прогрессивным идеям человечества». Существенные преобразования происходили во всем обществе в целом, и они были болезненны всюду, но протест встречало декларирование реформирования образовательной сферы, ибо «именно сфере образования и религии... сегодня уделяют ключевое внимание, для них это сфера войны, это сфера противоборства» [12].

В Чеченской Республике действуют 2 высших учебных заведения: Российский исламский университет имени Кунта-Хаджи Кишиева и Курчалойский исламский институт имени Ахмада Кадырова, который имеет 12 филиалов в различных населенных пунктах республики. На территории республики действуют 16 медресе. В Ингушетии действуют три религиозно--образовательных учреждения, два медресе и Исламский институт. С 1999 г. в школах республики преподается курс «Основы религии» для учеников 5-10 классов, который включает в себя историю религии, морально-нравственное воспитание. Курс «Основы религии» преподается на ингушском языке. В Карачаево-Черкесской республике с 1993 г. функционирует Исламский институт (в г. Черкесске), действует система мектебов и

медресе. В Республике Северная Осетия-Алания при некоторых мечетях действуют медресе и есть мектебы в ряде сел [3, с. 332].

В 90-х гг. в Дагестане появилось противоположное светскому религиозное образование, что выразилось в возникновении существовавших еще в средневековом Дагестане форм исламского образования: а) начальные (мактабы), б) средние (мадраса/медресе), в) исламские вузы (институты, университеты, академии). Система негосударственного исламского образования, созданная в современном Дагестане, по мнению одних исследователей, включает 3 ступени, по мнению других от четырех до пяти ступеней. 1. краткосрочные начальные курсы по изучению основ веры и арабского языка; 2. в примечетских или начальных школах (мактабах) практикуются в чтении Корана. Обучение здесь носит непостоянный, сезонный характер, состав учеников часто меняется. Мактабы стихийно возникают и так же стихийно прекращают свою деятельность, поэтому плохо поддаются учету. Основная цель таких школ - обучение намазу (молитве) и чтению арабского текста Корана. Программа мактабов включает основы арабской грамматики (сарф), тад-жвид (правила чтения Корана), основ религии (усул ад-дин); 3. средние ИУЗ (медресе), в которых преподают в большинстве случаев имамы и будуны мечетей. В отличие от начальных школ, здесь преподают основы исламских знаний, большинство преподавателей являются выпускниками этих же вузов или медресе либо самоучками; 4-5. Исламские вузы (институты, университеты). В разные годы количество вузов в Дагестане колебалось в пределах от 13 до 19, которые в свою очередь насчитывали несколько десятков филиалов почти по всей территории республики [7, с. 228].

К 2000 г. в Дагестане была создана сеть исламских учебных заведений и наиболее известными из них являлись Исламский университет им. Имама Шафии (г. Махачкала), который имел 15 филиалов по всему Дагестану. Исламский университет им. Мухаммада Арипа (Северо-Кавказский Исламский Университет, г. Махачкала) и 6 филиалов, а также два Исламских университета им. Сайпуллы Кади (г. Буйнакск и с. Комсомольское); Исламский университет им. имама Ашари, Институт им. Имама Шамиля (Казбековский район), Кизлярский институт им. имама Наваи, а также филиалы в 8 населенных пунктах с охватом. В с. Чиркей Буйнакского района был открыт институт «Нуру-л-Иршад» им. С. Апанди Чирке-евского, где 50 студентов учились на полном обеспечении института [9, с. 101] .

Таким образом, как видно из таблицы № 1, к началу 2001 г. в республике функционировало 438 конфессиональных учебных заведений, в том числе 17 вузов, 44 филиала вузов, 132 медресе, 245 - примечетских медресе с охватом 13515 учащихся [11, с. 98]. В 2005 г. в республике действовало 16 исламских вузов (более 2600 студентов) с 43 филиалами (более 2400 студентов), 132 медресе (средних учебных заведений) (более 4400 учащихся), 278 мактабов (начальных школ) (около 4000 учащихся) с общим числом обучающихся около 14 000 чел. В 2006 г. исламских вузов стало больше на 3, число филиалов сократилось на 19, медресе на 38, мактабов на 184. Общее количество обучающихся в исламских учебных заведениях в 2006 г., по сравнению с 2005 г., сократилось на 7750 чел.

Источниками финансирования деятельности исламских учебных заведений, действующих в РД, являются собственные средства, получаемые от осуществле-

ния различных видов деятельности, не запрещенных нормами российского и республиканского законодательств, а также нормами шариата; материальные и денежные взносы учредителей; денежные, материальные средства, имущество и иные объекты собственности, переданные физическими и юридическими лицами, в том числе иностранными (в форме дара, по завещанию, добровольного пожертвования, благотворительности, целевых взносов), а также денежные взносы учащихся местных исламских учебных заведений в виде частичной оплаты за обучение.

Традиционными и новыми источниками финансирования исламского образования являются неофициально возродившиеся вакфы, частные и общественные пожертвования (закят и садака), исламские фонды и банки. Большая часть материальных расходов обеспечивается за счет спонсоров, среди которых торговый дом «Киргу», крупные государственные предприятия, районные и местные администрации, частные лица. Часть помощи от государства, крупных предприятий и зарубежных спонсоров проходит через исламские благотворительные фонды им. С. -М. Абубакарова, Саида Ацаева, Хасана Хильми и др. [11].

Некоторые вузы фактически имеют вакуфную собственность в виде сельскохозяйственных угодий, поголовий скота, подсобных хозяйств. Обучение в мусульманских школах было формально всеобщим, бесплатным и обязательным. Не было в них и социального отбора, учились вместе дети богатых и бедных. Считалось долгом родителей перед Богом и религией обучить детей основам религии, умению читать Коран и исполнять религиозные обряды. Об источниках существования мусульманских школ и мударрисов А.К. Селимханов сообщает: «Как и мекте-бы, медресе содержались на средства жителей, на пожертвования, вакуфные (церковные) земли и закяты (благотворительный налог)» [5, с. 74].

Таким образом, можно утверждать, что в Республике Дагестан за последние несколько лет образовалось наибольшее, по сравнению с другими субъектами Российской Федерации, количество исламских образовательных учреждений. Как уже ранее было отмечено, система исламского образования в республике представлена тремя уровнями: первой ступенью организованного мусульманского обучения являются примечетские начальные школы (мактабы). Мусульманские образовательные заведения второй ступени после начальной считаются медресе. Третья ступень - это исламские высшие учебные заведения (исламские университеты, институты). По состоянию на 1 августа 2012 г. установлено, что на территории республики действует 201 примечетская начальная школа (мактабы), в которых обучаются около 3000 учащихся. Обучение в мактабах носит сезонный характер, количественный состав учеников постоянно меняется и основная цель мактабов заключается обучению намазу и чтению Корана.

Таблица 1

Годы г. Темир-Хан-Шура г. Дербент Аварский округ Андийский округ

Всего Число учащихся Всего Число учащихся Всего Число учащихся Всего Число учащихся

школ мальчики девочки Всего школ мальчики девочки Всего школ мальчики девочки Всего школ мальчики девочки Всего

1896 - - - - 5 137 - 137 59 211 - 211 90 598 92 690

1897 - - - - 12 237 18 255 20 282 - 282 86 538 95 633

1902 1 20 - 20 8 340 - 340 53 124 - 124 112 947 163 1110

1903 1 17 - 17 8 349 - 349 48 97 - 97 112 580 80 660

1904 2 52 5 57 11 350 - 350 48 83 - 83 119 775 76 851

1905 2 64 24 88 8 250 - 250 37 52 - 52 129 625 93 718

1906 1 19 - 19 8 275 - 275 49 142 - 142 129 654 106 760

1907 1 18 - 18 8 197 - 197 46 161 - 161 119 661 110 771

1908 1 20 - 20 8 197 - 197 49 176 - 176 120 769 136 905

1909 1 50 - 50 9 280 - 280 50 257 - 257 124 918 106 1024

1911 2 82 - 82 7 205 - 205 61 258 - 258 105 417 38 455

1913 1 27 8 35 10 230 40 270 66 363 18 381 98 544 143 687

Гунибский округ Даргинский округ Кази-Кумухский округ Кайтаго-Табасаранский округ

Всего Число учащихся Всего Число учащихся Всего Число учащихся Всего Число учащихся

школ мальчики девочки Всего школ мальчики девочки Всего школ мальчики девочки Всего школ мальчики девочки Всего

1896 301 763 178 941 64 270 - 270 55 191 - 191 102 568 27 595

1897 301 870 645 1515 64 243 - 243 53 153 - 153 102 795 127 922

1902 83 643 40 683 62 334 - 334 36 121 - 121 118 600 64 664

1903 84 683 35 718 66 266 - 266 40 147 - 147 118 600 65 665

1904 121 729 11 740 60 257 - 257 40 170 - 170 118 612 60 672

1905 137 692 23 715 59 248 - 248 40 157 - 157 118 659 65 724

1906 118 718 25 743 61 269 - 269 37 209 - 209 118 720 54 774

1907 135 712 24 736 55 352 - 352 33 142 - 142 118 645 38 683

1908 145 746 17 763 52 284 - 284 37 190 - 190 118 525 20 545

1909 128 675 19 694 56 234 - 234 37 224 - 224 112 1044 - 1044

1911 102 471 - 471 58 287 - 287 43 262 - 262 110 1062 - 1062

1913 213 891 60 951 47 203 - 203 44 238 - 238 117 1440 - 1440

3) 2 0 2 0

В Е С Т Н И К С О Ц И А Л Ь Н О-

I

П

Е

ДАГ Г

О

Г

и С

К О Г О

И Н С Т И Т У Т А

с\

3

6 4

Кюринский округ Самурский округ Темир-Хан-Шуринский Итого по Дагестанской области

Всего Число учащихся Всего Число учащихся Всего Число учащихся Всего Число учащихся

школ мальчики девочки Всего школ мальчики девочки Всего школ мальчики девочки Всего школ мальчики девочки Всего

1896 11 130 - 130 81 508 83 591 78 729 198 927 846 4105 578 4683

1897 11 120 - 120 67 424 69 493 86 904 218 1122 862 4566 1172 5738

1902 27 506 71 577 74 472 188 660 67 775 163 938 644 4892 689 5581

1903 31 496 52 548 61 546 133 679 67 732 147 879 636 4513 512 5025

1904 33 610 66 676 74 435 98 533 59 618 111 729 685 4691 427 5118

1905 32 538 73 611 74 647 174 821 56 507 97 604 810 4439 549 4988

1906 28 415 103 518 72 629 169 796 54 551 94 645 675 4601 549 5150

1907 34 430 114 544 92 887 118 1005 87 1069 312 1381 728 5174 716 5890

1908 42 587 169 756 75 568 137 705 100 1801 477 2278 747 5863 956 6819

1909 38 604 182 786 63 754 100 854 100 1203 240 1443 718 6243 647 6890

1911 37 607 211 818 24 228 22 250 82 1243 397 1640 631 5122 668 5790

1913 52 713 106 819 35 491 12 503 83 874 346 1220 766 6014 713 6727

Я

Е

С Т Н И К С О Ц И А Л Ь Н О-

I

П

Е Д А Г О Г

Е С К О Г О И Н С Т И Т У Т А

Таким образом, начало формированию сферы исламского образования в российском социуме было заложено в 90-х гг. XX в. Одновременное желание наладить мусульманское образование и обучение в регионах распространения ислама было сопряжено с большими трудностями, в частности, отсутствием необходимых квалифицированных преподавателей, материально-технической базы и т.д. Поэтому обеспечение обучения, людей желающих получить мусульманское образование вынуждало привлекать для этой цели нужных специалистов из зарубежья, т.е. арабских стран. Данное обстоятельство (приглашение иностранцев для преподавания в исламских учебных заведениях), как показало время, имело далеко идущие отрицательные последствия для Российского государства - распространение ваххабитской идеологии, появление центров исламской подготовки, которые обучали не только основам ислама, но и занимались военной подготовкой обучаемых т.д.

Резюмируя вышесказанное, можно утверждать, что в российской науке вопросы исламского образования широко разрабатываются и анализируются по причине имеющихся в данной сфере специфики, наряду со множеством недостатков: стратегические цели мусульманского образования заключаются в том, что «духовное образование должно строиться на принципах открытости обществу, верующим, государству, быть современным, национальным в хорошем смысле слова, динамичным и конкурентным» [14, с. 15].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература:

1. Айнутдинова К. Проблематика развития мусульманского образования в России и в Средней Азии // Минбар. Исламские исследования. 2009. № 2(4). С. 5

- 14.

2. Аккиева С.И. Ислам в Кабардино-Балкарской Республике. М., 2009. - 133 с.

3. Аккиева С.И. Исламские учебные заведения и мусульманское образование на Северном Кавказе: состояние и перспективы // Ислам в мультикультурном мире: Мусульманские движения и механизмы воспроизводства идеологии ислама в современном информационном пространстве: сб. ст. / Отв. ред. Д.В. Брилев. Казань: Изд-во КФУ, 2014. С. 330 - 342.

4. Алмазова Л. Религиоведение и преподавание знаний о религии детям в современном Татарстане // URL: www. religion.ranepa. ru (дата обращения: 27.09.2019).

5. Аюбова Ш.И. Модернизационные процессы в дагестанской школе в начале XX века // Среднее профессиональное образование. 2009. № 3. С. 73 - 77.

6. Какагасанов Г.И. Религиозные мусульманские школы в Дагестане // Ислам и исламская культура в Дагестане. М., 2001. С. 130 - 137.

7. Муртузалиев С.И. Система исламского образования Дагестана в конце ХХ

- начале XXI в. // Учитель истории в социокультурном пространстве Евразии в конце XX - начале XXI в. (Казань, 25-26 марта 2016 г.). Казань, 2016. С. 260 - 270.

8. Наврузов А. Перспективы исламского образования в Дагестане // Вестник Евразии. 2007. № 3. С. 78 - 89.

9. Религии и религиозные организации Дагестана. Махачкала, 2001. С. 101.

10. Xабермас Ю., Ратцингер Й. (Бенедикт XVI) Диалектика секуляризации. О разуме и религии / Пер. с нем. (Серия «Современное богословие»). М., 2006. -112 с.

11. Ханбабаев К. Состояние и проблемы исламского образования в Республике Дагестан // URL: http:// www.idmedina.ru/ books/ materials/ faizhanov/ 5/ pedagog_hanbabaev.htm? (дата обращения: 10.10.2019 г.).

12. Четверикова О.Н. Значение системы образования для обеспечения национальной безопасности России. URL: http://3rm.mfo/pubHcations/59500-dokladon-chetverikovoy-znachenie-sistemy-obrazovaniya-dlya-obespecheniya-nacionalnoybezopasnosti-rossii.html (дата обращения: 15.01.2016).

13. Юнусова А.Б. Имамы - слабое звено российского ислама (к вопросу о духовных ресурсах безопасности) // Экономика и управление: научно -практический журнал. 2016. № 5 (133).

14. Якупов В. Соотношение религии и общества в духовном образовании // Система мусульманского религиозного образования у татар: история, проблемы, перспективы. Сборник материалов научно-практической конференции (Казань, 13 октября 2004 г.). Казань, 2005. С. 15 - 23.

References:

1. Ainutdinov K. Problematics of development of Muslim education in Russia and Central Asia / / Minbar. Islamic studies. 2009. no. 2(4). P. 5-14.

2. Akkieva S. I. Islam in the Kabardino-Balkar Republic, Moscow, 2009, 133 p.

3. Akkieva S. I. Islamic educational institutions and Muslim education in the North Caucasus: state and prospects // Islam in a multicultural world: Muslim movements and mechanisms of reproduction of the ideology of Islam in the modern information space: collection of articles / Ed. Kazan: KFU Publishing house, 2014. Pp. 330-342.

4. Almazova L. religious Studies and teaching of knowledge about religion to children in modern Tatarstan / / URL: www.religion.ranepa.ru (accessed: 27.09.2019).

5. Ayubova sh. I. Modernization processes in the Dagestan school at the beginning of the XX century // Secondary vocational education. 2009. No. 3. P. 73 - 77.

6. Karaganov G. I. Muslim Religious schools in Dagestan // Islam and Islamic culture in Dagestan, Moscow, 2001, Pp. 130-137.

7. Murtuzaliyev S. I. System of Islamic education of Dagestan in the end of XX -beginning of XXI century // history Teacher in socio-cultural space of Eurasia in the end of XX - beginning of XXI century. (Kazan, March 25-26, 2016). Kazan, 2016. Pp. 260270.

8. Navruzov A. Prospects of Islamic education in Dagestan // Bulletin Of Eurasia. 2007. no. 3. Pp. 78-89.

9. Religions and religious organizations of Dagestan. Makhachkala, 2001. P. 101.

10. Habermas Yu., Ratzinger J. (Benedict XVI) The dialectics of secularization. On reason and religion. (Series "Modern theology"). Moscow, 2006. - 112 p.

11. K. Khanbabaev. State and problems of Islamic education in the Republic of Dagestan / / URL: http:// www.idmedina.ru/ books/ materials/f aizhanov/ 5/ pedagog_h anbabaev.htm? (accessed 10.10.2019).

12. Chetverikova O. N. Significance of the education system for ensuring national security of Russia. URL: http://3rm.info/publications/59500-dokladon-chetverikovoy-znachenie-sistemy-obrazovaniya-dlya-obespecheniya-nacionalnoybezopasnosti-rossii.html (accessed: 15.01.2016).

13. Yunusova A. B. Imams-the weak link of Russian Islam (on the issue of spiritual security resources) / / Economics and management: scientific and practical journal. 2016. No. 5 (133).

14. Yakupov V. Correlation of religion and society in spiritual education / / System of Muslim religious education among Tatars: history, problems, prospects. Collection of materials of the scientific and practical conference (Kazan, October 13, 2004). Kazan, 2005. P. 15-23.

ОТРАЖЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ ГОРОДСКОГО НАСЕЛЕНИЯ ДАГЕСТАНА НА СОСТОЯНИЕ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ

М.М. Шахбанова Институт истории, археологии и этнографии ДФИЦ РАН

Аннотация: В статье рассматривается влияние социально-экономического фактора на состояние межнациональной ситуации. Авторское предположение о существенной роли уровня материального благополучия, степени удовлетворенности и неудовлетворенности своим финансовым положением на характер межнациональной коммуникации, частотности личностного взаимодействия, формирование межнациональной толерантности нашло свое подтверждение в ходе исследования. Так, эмпирические данные свидетельствуют о том, что опрошенное городское население свое материальное благополучие оценивает негативно, подчеркивая сложности обеспечения семьи необходимыми для удовлетворения потребностей продуктами. При этом в массовом сознании существенное значение имеет обозначение респондентами необходимости соблюдения базовых принципов социальной справедливости.

Ключевые слова: социально-экономическое положение, материальное благополучие, городское население, городское пространство, материальная обеспеченность, социальная справедливость.

REFLECTION OF THE SOCIO-ECONOMIC SITUATION OF THE URBAN POPULATION OF DAGESTAN ON THE STATE OF THE

INTERNATIONAL SPHERE

M. M. Shakhbanova Institute of history, archeology and Ethnography of the Russian Academy o

f SCIENCES

Abstract: the article considers the influence of socio-economic factors on the state of the international situation. The author's assumption of a significant role in the level of material well-being, satisfaction and dissatisfaction with their financial situation on the character of interethnic communications, the frequency of personal interactions, the formation of ethnic tolerance were confirmed in the study. Thus, empirical data show

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.