Научная статья на тему '«Мусульманский след» в современном индийском Панджабе'

«Мусульманский след» в современном индийском Панджабе Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
277
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАНДЖАБ / ИСЛАМ / СУФИЗМ / МУСУЛЬМАНСКАЯ ОБЩИНА ИНДИИ / ВАКУФНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / СИКХИЗМ / PUNJAB / ISLAM / SUFISM / MUSLIM COMMUNITY OF INDIA / WAKF PROPERTY / SIKHISM

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бочковская Анна Викторовна

В статье рассматриваются некоторые аспекты проявления исламского фактора (проблемы социально-экономического статуса панджабских мусульман, вакуфной собственности, возрождения суфийских идей и традиций и др.) в социокультурном развитии индийского штата Панджаб на современном этапе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«Traces» of Islam in Contemporary Indian Penjab

The article discusses some aspects of Islam's role in contemporary socio-cultural development of the Indian Punjab (with special reference to the social & economic status of Punjabi Muslims; current resurgence of Sufi ideas and traditions; wakf property controversies, etc).

Текст научной работы на тему ««Мусульманский след» в современном индийском Панджабе»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 13. ВОСТОКОВЕДЕНИЕ. 2009. № 4

А.В. Бочковская

«МУСУЛЬМАНСКИЙ СЛЕД» В СОВРЕМЕННОМ ИНДИЙСКОМ ПАНДЖАБЕ

В статье рассматриваются некоторые аспекты проявления исламского фактора (проблемы социально-экономического статуса панджабских мусульман, вакуфной собственности, возрождения суфийских идей и традиций и др.) в социокультурном развитии индийского штата Панджаб на современном этапе.

Ключевые слова: Панджаб, ислам, суфизм, мусульманская община Индии, вакуфная собственность, сикхизм.

The article discusses some aspects of Islam's role in contemporary socio-cultural development of the Indian Punjab (with special reference to the social & economic status of Punjabi Muslims; current resurgence of Sufi ideas and traditions; wakf property controversies, etc).

Key words: Punjab, Islam, Sufism, Muslim community of India, wakf property, Sikhism.

Область Пятиречья - Панджаб - на северо-западе южноазиатского субконтинента со времен Средневековья оказалась одной из самых исламизированных частей Индии. Панджаб первым принял на себя «вал» мусульманских завоеваний и на протяжении пяти столетий был важнейшей составляющей крупных государственных образований с центром в Северной Индии (Делийский султанат и империя Великих Моголов), созданных мусульманскими правителями. Неудивительно, что в этой провинции доля мусульманского населения оставалась стабильно высокой вплоть до раздела Индии в 1947 г. По данным переписи 1931 г., 51% (из 28,5 млн) жителей Панджаба исповедовали ислам, 12% - сикхизм и чуть более 36% - индуизм1.

После обретения страной независимости ситуация коренным образом изменилась. Панджаб - вместе с Бенгалией - вновь принял на себя удар, на этот раз связанный с расчленением его территории (две трети отошли Пакистану, а одна осталась в Индии), а также массовым исходом мусульман из Индии в Пакистан и обратным притоком индусов и сикхов. По состоянию на 1951 г. мусульманское население оставшейся в Индии части Панджаба составило 200 тыс. человек (0,8% населения этого региона). Последующие административные преобразования 1956-1966 гг. привели к разукрупнению

1 Report on the Census of India, 1931. http://www.censusindia.gov.in/Census_And_

You/old_report/Census_1931n.html

этой области путем выделения трех штатов - Химачал-Прадеша2, Панджаба и Харианы, а также союзной территории Чандигарх3. Штат Панджаб в его нынешних границах существует с 1966 г. 4

На сегодняшний день последователи ислама составляют 1,6% (390 тыс.) населения штата Панджаб и 5,8% (1 млн 223 тыс.) соседней Харианы5. В Химачал-Прадеше и Чандигархе их количество также невелико (см. примеч. 4).

Таким образом, на индийской территории, сохранившей за собой название Панджаб, осталась крайне малочисленная мусульманская община6, и значимость ислама, казалось бы, оказалась сведенной к минимуму. О Панджабе сегодня говорят почти исключительно как о сикхской земле, уделяя основное внимание двум крупнейшим общинам штата - сикхам и индусам7.

2 Территория союзного подчинения с 1956 г., штат - с 1971 г.

3 Чандигарх также является общей столицей штатов Панджаб и Хариана.

4 Всю область, на протяжении столетий включавшую территории нынешних индийских административных единиц Панджаб, Хариана, Химачал-Прадеш и Чандигарх, а также пакистанской провинции Панджаб, нередко именуют «Большим Панджабом» (Greater Punjab).

Информация о площади, современной численности и религиозном составе населения «Большого Панджаба» представлена в таблице:

Площадь (кв. км) Население (млн) Религиозный состав населения,%

Индусы Сикхи Мусульмане

ИНДИЯ (данные переписи 2001 г. http://www.censusindia.gov.in)

Панджаб (штат) 50 362 24,36 36,9 59,9 1,6 (0,38 млн)

Хариана (штат) 44 222 21,15 88,2 5,5 5,8 (1,22 млн)

Химачал-Прадеш (штат) 55 673 6,08 95,4 1,2 2,0 (0,12 млн)

Чандигарх (союзная территория) 114 0,9 78,6 16,1 3,9 (0,04 млн)

Вся индийская часть «Большого Панджаба» 150 371 52,49 3,3 (1,76 млн)

ПАКИСТАН (оценка на 2008 г.)

Панджаб (провинция) 205 344 81,85 < 0,2 < 0,1 98

5 Census of India, 2001. http://www.censusindia.gov.in

6 Понятие «община» условно применяется по отношению к мусульманскому населению Индии, неравномерно распределенному по всей территории страны и разделенному многочисленными этническими, лингвистическими, кастовыми, внутриконфессиональными и пр. перегородками. С такой же степенью условности мы будем применять это понятие в отношении мусульман Панджаба.

7 Составляющим соответственно 60 и 37% от общей численности населения штата. Census of India. 2001. http://www.censusindia.gov.in

Возникает вопрос: могло ли так получиться, что в результате административных преобразований, проводившихся в ХХ в., индийский Панджаб - «сердце» Пятиречья - оказался абсолютно «выведенным» из сферы влияния ислама? Что еще, кроме сухих цифр переписей, напоминает о «великом мусульманском прошлом» этой части Индии и о сохранении исламских традиций на ее территории? В настоящей статье рассматриваются некоторые аспекты проявления исламского фактора в социокультурном развитии штата.

По своему социально-экономическому статусу мусульманская община Панджаба практически не выделяется на общеиндийском фоне. Подавляющее большинство мусульман штата проживают в сельской местности. Пятая часть последователей ислама (80 тыс. человек) сконцентрирована в одном из двух мусульманских «анклавов» Панджаба - городе Малеркотла8 (дистрикт Сангрур на юго-востоке штата), где мусульмане составляют около 70% жителей. Второй мусульманский «островок» - город Кадиан на северо-западе в пограничном с Пакистаном дистрикте Гурдаспур - с конца XIX в. был центром деятельности секты ахмадия. Компактно проживающая в Кадиане мусульманская община немногочисленна9, но, как будет показано далее, весьма значима для мусульман, в том числе и за пределами штата. Мусульманские кварталы есть в таких крупных городах Панджаба, как Лудхиана, Патиала, Джалландхар, Амритсар, Капуртхала. Многие панджабские мусульмане (торговцы - афганцы и кашмирцы, а также сельскохозяйственные рабочие - мигранты из Бихара) поселились в штате уже после 1947 г.10

Сегодняшние панджабские мусульмане принадлежат к социальным низам. В штате насчитывается 15 кастовых групп, исповедующих ислам11. Спектр их занятий достаточно широк: среди них есть гончары, маслоделы, кузнецы, кожевники, музыканты, танцоры. Многие заняты в сельском хозяйстве, как в земледелии (в основном в качестве сельскохозяйственных рабочих), так и скотоводстве. Еще в колониальные времена мусульмане восточной части провинции по уровню жизни заметно отличались от своих собратьев в западном Панджабе. Большинство из них были безземельными, а если и владели землей, то по

12

социальному статусу все равно заметно уступали последним12.

8 Центр одноименного мусульманского княжества, вошедшего в состав Индии в 1947 г.

9 Население города составляет 21 тыс. человек (на 2001 г.). Статистических данных по мусульманской общине Кадиана найти не удалось.

10 Communalism Combat. March 2001. http://www.sabrang.com/cc/archive/2001/ march01/history.htm

11 Подсчитано по: People of India. Punjab. Vol. XXXVII. Anthropological Survey of India, 2003.

12 Sandhu A. The Voice from the Rural Areas: Muslim-Sikh Relations in the British Punjab, 1940-47. http://apnaorg.com./research-papers/akhtarsandhu/

Такая ситуация сохранилась до сегодняшнего дня. Даже при численном доминировании в Малеркотле мусульмане отнюдь не занимают командных позиций в экономике и политической жизни города13. По данным доклада «О социальных, экономических и образовательных условиях жизни мусульман Индии», подготовленного в 2006 г. Комитетом по проблемам мусульманского меньшинства во главе с судьей Раджиндаром Сачаром14, более половины (54,4%) панджабских последователей ислама относятся к категории «прочие отсталые классы» (other backward classes) при среднеиндийском показателе для этой религиозной общины в 40,7%15.

В среде последователей ислама выделяются две достаточно высокие, но немногочисленные касты - раджпуты и суниары. Среди раджпутов (они проживают в основном в крупных городах штата) можно встретить представителей различных профессий - от клерков, военнослужащих и предпринимателей до земледельцев; суниары задействованы исключительно в ювелирном бизнесе.

В силу специфики исторического развития Панджаба некоторые панджабские касты включают представителей разных религий. Так, среди панджабских раджпутов и суниаров есть индусы, сикхи и мусульмане. Среди музыкантов (мираси, перна), красильщиков кож (кхатик) можно встретить как мусульман, так и индусов; среди кузнецов (налбанд) и маслоделов (пенджа) - мусульман и сикхов.

В ходе событий, связанных с разделом страны в 1947 г., многие из оставшихся в Индии панджабских мусульман были вынуждены скрывать свою конфессиональную принадлежность, меняя имена, отчасти - внешность и некоторые традиции. Так, «превращаясь» в сикхов, они отпускали бороду и усы, надевали соответствующего вида тюрбан, использовали обряд кремации вместо захоронения. Несколько десятилетий спустя они стали «вспоминать» о своем мусульманском прошлом. С 1960-х гг. многие маслоделы-пенджа «вернулись» в ислам, и по данным исследований, недавно проводившихся антропологической службой Индии, они отличаются крайне строгим следованием исламской традиции16. Большинство разбросанных по всему штату сикхов-налбанд - это потомки тех, кто до 1940-х гг. исповедовал ислам. Сохранившие же свою веру мусульмане-налбанд сосредоточены в основном в районе Малеркотлы17.

13 Bigelow A. Punjab's Muslims: The History and Significance of Malerkotla. JPS 12:1. P. 89-90. www.global.ucsb.edu/punjab/journal_12_1/4_bigelow.pdf

14 Комитет был создан в марте 2005 г. с целью исследования современного положения индийских мусульман и выработки рекомендаций для принятия соответствующих государственных решений и программ.

15 Report on the Social, Economic and Educational Conditions of Muslims in India. Prime Minister's High Level Committee. Cabinet Secretariat. Government of India. November, 2006. P. 204. (Далее - Sachar Report). http://minorityaffairs.gov.in/news-ite/sachar/sachar_comm.pdf

16 People of India. Punjab. Vol. XXXVII. P. 356.

17 Ibid. P. 332.

Большинство мусульман Панджаба - сунниты, хотя в штате есть и некоторое количество шиитов (около 3 тыс.). В среде шиитов выделяются две группы - сайиды (потомки Мухаммада) и шейхи (они также декларируют родство с пророком, но в большинстве случаев являются потомками индийских правителей-князей, некогда принявших ислам). Отношения между указанными группами отличаются большей напряженностью, чем взаимоотношения суннитов и шиитов штата18.

Панджабская земля сохранила множество материальных свидетельств об истории распространения ислама в Пятиречье: крепости, мечети, величественные мавзолеи, а также многочисленные гробницы (мазары, даргах) мусульманских «святых» (пиров) разбросаны по всему штату. Практически все мусульманские архитектурные памятники становятся центрами празднеств местных жителей. Особенностью Панджаба является то, что многие праздники носят поликонфессиональный характер.

Так, в Малеркотле19 находится единственная в индийском Панд-жабе действующая имамбара - духовный центр шиитов, где ежегодно проходит празднование мухаррама. По данным индийской периодики это мероприятие привлекает зрелищностью сикхов и индусов, превращаясь во всеобщее торжество. Особое место среди памятников города занимает усыпальница суфийского проповедника Хайдар Шейха. Он считается основателем города20. Его усыпальницу - равно как и Шахи Макбара (комплекс гробниц правителей Малеркотлы) -все жители города рассматривают как священное место, где принято просить об исполнении желаний.

Столь же «универсальным» является и получивший название в честь шейха Фарида Шакарганджа (1173-1266)21 город Фаридкот. Здесь по преданию шейх провел 40 дней по пути из Дели в Пакпаттан (совр. Пакистан).

Форт и усыпальницы другого города - Бхатинды - хранят воспоминания о доисламских временах, о величии мусульманских правителей Дели и Панджаба, а также о пребывании там первого и двух последних сикхских гуру. И в Фаридкоте, и в Бхатинде каждый год проводятся праздники, организованные при поддержке правительства штата с участием десятков тысяч представителей разных конфессий.

18 Bigelow A. Op. cit. P. 77.

19 Об исторических памятниках Малеркотлы, а также о мерах по их сохранению, предпринимаемых в Панджабе и за его пределами, см.:1Ъе Tribune. 2001. Apr. 21. http://www.tribuneindia.com/

20 В середине XV в. Хайдар Шейх получил область Малер в качестве джагира от Бахлула Лоди, правителя (1451-1489) из последней - афганской - династии Делийского султаната.

21 Его стихи - чрезвычайно почитаемые мусульманами - вошли в священную книгу сикхов «Ади Грантх».

4 ВМУ, востоковедение, № 4

Ряд культовых сооружений Панджаба привлекают к себе паломников не только из Индии, но и из других стран. Так, приверженцы учения шейха Мирзы Гулама Ахмада (1835-1908), основателя общины ахмадия, ежегодно собираются в Кадиане, где находится заложенная при шейхе Ахмаде мечеть, а также его гробница. Посещение этого места приобретает особое значение для пакистанских последователей ахмадия, поскольку в Пакистане члены этой общины объявлены неисламским меньшинством и им запрещено называть себя мусульманами.

Не меньшее «международное» значение имеет величественный мавзолей Рауза Шариф в Сирхинде22 - место захоронения шейха Ахмада ал-Фаррука Сирхинди/Кабули (1546-1624), главы суфийского ордена накшбандия, популярного в Иране, Средней Азии и Индии. Каждый год туда устремляются многочисленные паломники из Афганистана, Пакистана, Ирана и Бангладеш.

Особое место в жизни Панджаба занимают приграничные мусульманские святыни - в основном мазары и даргах локального значения, оставшиеся по разные стороны границы после раздела страны. Вопрос их посещения на протяжении шести десятилетий остается открытым для панджабских (индийских и пакистанских) мусульман. В годовщины смерти (урс) суфийских проповедников и те, и другие ищут возможность посетить усыпальницы, где проводятся широкие трансграничные празднества с бесплатной раздачей угощения, сластей, представлениями факиров. В случаях, когда граница оказывается абсолютно закрытой, они пытаются передавать подношения через «посредников» в лице представителей служб безопасности, нередко идущих навстречу просьбам паломников.

Таким образом, многие исторические места Панджаба расцениваются мусульманами как общее достояние, не скованное административными и даже государственными границами, что позволяет панджабским мусульманам ощущать свою принадлежность к более широкому исламскому сообществу. Это тем более важно, что мусульмане Панджаба представляют собой часть 140-миллионной индийской мусульманской общины, составляющей 13,4% от общей численности населения страны и нередко именуемой «вторым большинством» с учетом ее места и значимости во всех сферах жизни индийского общества.

Все вышеупомянутые и многие другие культовые сооружения штата попадают в категорию вакуфной собственности. В Панджабе насчитывается свыше 11000 вакфов23 общей балансовой стоимостью

22 Там же находится гробница Заман-шаха (1770-1844), одного из правителей Афганистана.

23 Sachar Report. P. 220.

Всего в Индии зарегистрировано более 490 тыс. вакуфных объектов. По количеству вакфов Панджаб занимает 11-е место после Харианы (11929 вакфов).

(по состоянию на начало 1950-х гг.) более 158 млн рупий, т.е. около 3 млн дол.24 Указанная сумма весьма значительна по индийским меркам, в особенности с учетом того, что рыночная стоимость вакуфных объектов за истекшие полстолетия возросла в разы. Панджабские вакфы заметно различаются по масштабам и качеству. Они включают как небольшие участки, отведенные под мечети или мазары, так и крупные земельные владения площадью в сотни гектаров25. Только в дистрикте Патиала насчитывается 2200 вакфов26. В 2006 г. доход от вакуфных земель составил 59 млн рупий (почти 1,2 млн дол.), и по годовому объему прибыли Панджаб занимает пятое место в

27

стране27.

С момента раздела Индии управление панджабскими вакфами28 находилось в ведении индийского государственного Департамента по реабилитации (Rehablitation Department), а в 1961 г. было передано Совету по делам вакфов Панджаба (Punjab Wakf Board). По данным руководства Совета, от 60 до 70% вакфов штата сегодня используются государственными организациями, а также членами других религиозных общин не по назначению, т.е. в коммерческих,

29

производственных и прочих целях29.

Эта проблема возникла в первые годы после раздела, когда с миграцией мусульман в Пакистан многие оставшиеся на территории Индии вакфы получили новых - временных - хозяев, ставших, по

30

сути, постоянными30.

Такое положение дел, естественно, не может устраивать мусульманскую общину, поскольку речь идет либо о безвозмездном использовании полностью вакуфной собственности лицами и организациями, ничего общего с исламом не имеющими, либо о пользовании ей за номинальную плату. Тем самым мусульманская община штата оказывается лишенной значительных доходов, которые должны были бы идти на образовательные и иные нужды.

Важно отметить, что проблема неадекватного использования вакуфного фонда носит общеиндийский характер. Этому обстоя-

24 Ibid.

25 Крупных вакфов особенно много на юге штата, в частности в дистрикте Бхатинда, где отдельные участки достигают размеров в 650 га.

26 Department of Revenue, Rehabilitation and Disaster Management. Govt. of Punjab. Official website. http://punjabrevenue.nic.in/gaz_ptl20.htm

27 Sachar Report. P. 220.

28 Управление вакфами на общеиндийском уровне регулируется Законами о вакфах (Wakf Act) 1954 и 1995 гг.

29 The Tribune. 2004. Jan. 13. Ibid. 2004. Sept. 02. http://www.tribuneindia.com/

30 Об этом же говорит глава Объединенного парламентского комитета по делам вакфов К. Раман Хан: «[После раздела] наибольшее количество вакуфной собственности было незаконно присвоено в Дели, Панджабе, Хариане и Андхра-Прадеше». The Hindu. 2008. Oct. 06. http://www.hindu.com/

тельству было уделено особое внимание в вышеупомянутом докладе комитета Сачара, где приводились впечатляющие данные по количеству вакфов, присвоенных и используемых немусульманскими организациями и структурами в разных штатах, и Панджаб в соответствующем списке входил в число явных лидеров.

Специфика управления вакфами Панджаба находит отражение в сфере взаимоотношений между административными компонентами индийской части «большого Панджаба». До 2003 г. в юрисдикцию Совета по делам вакфов Панджаба эта территория входила целиком, и средства, получаемые от использования вакуфной собственности, более или менее равномерно использовались на нужды всех трех штатов и - в меньшей степени - союзной территории. Такая ситуация была выгодна для Химачал-Прадеша и Чандигарха, располагающих незначительным количеством вакуфных объектов. Хариана, мусульманское население которой втрое превышает панджабское, неизменно считала себя «обделенной», аргументируя свое право на получение большей доли доходов тем, что на ее территории находится примерно такое же количество вакфов, что и в Панджабе, и по годовому объему прибыли она также занимает высокое место 31.

В 2003 г. по решению министерства социальной справедливости и развития Индии (Ministry for Social Justice and Empowerment) объединенный Совет был реорганизован, и каждому штату предписывалось создать собственные управленческие структуры. Поскольку решение о разукрупнении было принято без консультации с Центральным советом по делам вакфов Индии, оно было расценено последним, а также ведущими мусульманскими партиями32 Индии как стремление государства изъять часть вакуфной собственности: в соответствии с Законом о вакфах 1995 г. в Химачал-Прадеше и Чандигархе оказалось невозможным создать соответствующие советы ввиду того, что расходы на их содержание превышали бы доходы от использования вакфов. Таким образом, вакуфные объекты и земли оказались под управлением государственных структур. Вплоть до сегодняшнего дня индийские мусульманские партии регулярно возвращаются к этому вопросу, призывая «мусульманские общины и организации в Хариане, Панджабе и Химачал-Прадеше создавать комитеты по защите вакфов на уровне дистриктов и штатов» и от-

33

стаивать свои права33.

31 Шестое по состоянию на 2005/2006 гг. Sachar Report. P. 200.

32 В частности, Таблиг-и джамаат, Джамаат-е ислами хинд и Муслим Маджлис-е Мушаварат, наиболее заметно проявляющими себя в Панджабе. 2003: Indian Muslim Statements // The Milli Gazette. http://www.milligazette.com/IndMusStat/2003a/ 055aimmm110ct03.htm

33 См., например: 2007: Indian Muslim Press Statements. Resolutions of All India Muslim Majlis-e-Mushawarat // The Milli Gazette. http://www.milligazette.com/ IndMusStat/2007a/032_AIMMM_resolutions_india_muslims_islamic.htm

Разукрупнение Совета обострило и финансовые трения между указанными штатами.

Во-первых, как отмечалось в многочисленных комментариях в периодике, само решение о разделении Совета могло быть отчасти вызвано нежеланием «прибыльных» штатов делиться доходами с «неприбыльными»34.

Во-вторых, в ходе реорганизации вновь встал вопрос о необходимости перераспределения общих доходов в пользу Харианы с учетом процентного соотношения мусульманского населения в индийском «Большом Панджабе». В этой связи Хариана была настроена требовать при разделе Совета весьма солидную сумму в 400 млн рупий (ок. 8 млн дол.) из долгосрочных банковских депозитов35.

Нарастание конфликтной ситуации вокруг вакуфной собственности в индийском «большом Панджабе» также нашло отражение в докладе комитета Сачара. Доклад содержал рекомендации отменить разукрупнение Совета по делам вакфов Панджаба в целях достижения «большей гибкости в финансовых вопросах при использовании доходов на всеобщее благо и, в особенности, для поддержки образовательных учебных и медицинских учреждений»36. Но пока что возвращения к status quo ante не произошло.

«Мусульманское прошлое» современного сикхско-индусского Панджаба проявляется и в иных сферах. В последнее десятилетие в штате происходит своего рода возрождение суфийских идей и традиций не только среди немногочисленных мусульман Панджаба, но и - что важно - в иных религиозных средах.

Суфизму, как известно, история отвела особое место в духовной жизни Пятиречья. В Средние века он был одним из основных каналов «мирного» проникновения ислама на индийскую землю, поскольку предлагавшиеся суфийскими проповедниками идеи по форме и содержанию были близки и понятны панджабцам, в особенности социальным низам. Форма была едва ли не определяющей: суфии общались с индийцами на местных языках, а их музыка, песни, танцы создавали благоприятную среду для восприятия и осмысления «чужого» для Южной Азии мистико-аскетического учения. Синтез суфизма и бхакти в Пятиречье привел к появлению новой религии - сикхизма.

Сегодняшний Панджаб вновь переживает всплеск интереса к песенно-музыкальным традициям суфиев. Стихи шейха Фарида, Булле-шаха и других известнейших проповедников и поэтов обретают второе рождение. Необычайной популярностью в штате пользуются певцы-каввали, исполняющие суфийские поэтические

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

34 The Tribune. 2003. Aug. 02. http://www.tribuneindia.com/

35 The Haryana Wakf Board. Official website. http://haryanawakfboard.org/

36 Sachar Report. P. 225-226.

произведения. Гробницы суфийских «святых» становятся центрами массового поклонения и паломничества, а потомки пиров, присматривающие за мазарами и даргах, воспринимаются как «наследники» духовной энергии и ее хранители. Повышенное внимание к суфизму в Панджабе с его мизерным мусульманским населением обращает внимание социологов, политологов и журналистов, поскольку за этим интересом скрывается целый комплекс назревших и требующих решения социальных проблем.

Ключевое место в нем занимает конфликт между панджабскими далитами - бывшими «неприкасаемыми», составляющими почти треть (28,85%) населения штата, и высококастовыми сикхами, по преимуществу джатами37. Стремление далитов изменить собственный статус и добиться иного отношения со стороны общества в последнее десятилетие проявляется в обращении к суфизму, воспринимающемуся в качестве универсальной идеологии протеста против несвободы и нетерпимости, пути к эмансипации38. Причина обращения к суфизму, а не к сикхизму (что, казалось бы, логично на земле сикхизма - религии, постулировавшей равенство всех каст) заключается в «отторжении» сикхизмом низкокастовых, становящемся все более явным с рубежа ХХ-ХХ1 вв. При этом речь идет не об обращении в иную веру и смене собственной религии, а о протестном использовании элементов иных, более привлекательных в данный момент религиозных систем и учений.

Универсализм, на который некогда претендовала сикхская вера, вновь и вновь оказывается востребованным в поликонфессиональном Панджабе. Настроения низкокастовых широко используют духовные лидеры многочисленных новых сект и сообществ-дера39. Примечательно то, что, несмотря на крайне незначительное количество мусульман в штате, наиболее популярные неогуру непременно учитывают этот социальный сегмент в своей деятельности. Так, одна из известнейших панджабских дера - Сача Сауда - позиционирует себя как учреждение, предназначенное для достижения духовной эмансипации, «священное место, где в равной степени почитаются все религии человечества - индуизм, ислам, сикхизм, христианство»40. Имена и титулы неогуру также призваны развивать эту идею. Так, многосоставные имена двух последних лидеров Сача Сауда - Шах Сатнам Сингх Джи Махарадж и Хузур Махарадж Сант Гурмит Рам Рахим Сингх - включают сикхские, индусские и мусульманские

37 Подробнее см.:БочковскаяА.В. Кастовые конфликты в современной сикхской общине Панджаба // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 13. Востоковедение. 2007. № 4. С.189-207.

38 Zaidi A. A Sufi Resurgence // Frontline. Vol. 22. Iss. 11. 2005. May 21-June 03.

39 См.: Бочковская А.В. «Праведные дела» новых вероучителей Панджаба // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 13. Востоковедение. 2008. № 4. С. 7—97.

40 Dera Sacha Sauda. Official Website. http://derasachasauda.in/

компоненты. И это не случайно: в сознании аудитории, на которую они ориентируются, индийский Панджаб по-прежнему остается землей трех религий.

Как было показано выше, многие проблемы панджабских последователей ислама приобретают общеиндийское звучание, поскольку мусульманское сообщество Панджаба является частью индийской общины. И наоборот, в Панджабе неизбежно находят отражение события, происходящие за пределами штата.

Проявление общеиндийского алгоритма очевидно в конфликтных ситуациях, время от времени возникающих вокруг культовых мест штата. Так, в 2005 г. - на очередном всплеске «антимусульманской волны» в стране - в Нурмахале (дистрикт Джаландхар) сикхами была разрушена усыпальница суфийского поэта и музыканта Фатех Али-шаха, несмотря на то, что по преданию клочок земли, где она находилась, был выделен Али-шаху пятым сикхским гуру в начале XVII в. Под предлогом, что на этом месте некогда находилась гурдвара, сикхи снесли мазар, оставив лишь небольшой постамент, к которому все равно продолжают идти поклонники41. При всем сходстве с известными событиями в Айодхъе42 этот конфликт (хотя он не единичен) не получил дальнейшего развития - видимо, в силу малочисленности мусульман в этом дистрикте, а потому и бесперспективности его раздувания потенциально заинтересованными сторонами.

Любопытно, что «мусульманская» Малеркотла с давних времен считается символом конфессиональной гармонии в Панджабе. Во время кровавого раздела провинции в 1947 г. она оказалась единственным островком в западной части страны, не затронутым насилием43. «Феномену» Малеркотлы посвящено много легенд и преданий.

Одно из них повествует о том, что при закладке крепости Малеркотлы в середине XVII в. присутствовали два известных «святых» - суфий Шах Фазл и индус Махатма Шам Дамодар, которые совместно благословили строительство форта, заложив тем самым «фундамент гармонии» в Малеркотле44. Еще одна легенда рассказывает о благословлении в конце XVII в. этого места десятым сикхским

41 Zaidi A. Op. cit.

Любопытно, что на туристических сайтах Панджаба не существующая более усыпальница Фатех Али-шаха по-прежнему фигурирует как одна из исторических достопримечательностей штата. См., напр.: Punjab Tourism. http://www.jalandhar. punjabtourism.in/places2visit.html

42 Конфликт вокруг Рам джамна бхуми - предполагаемого места рождения бога Рамы и построенной там же мечети Бабура. По призыву индусских коммуналистов в 1992 г. мечеть была разрушена, что спровоцировало кровавые индусско-мусуль-манские столкновения по всей стране.

43 См., например: The Indian Express. 1997. Aug.14. http://www.indianexpress.com/

44 The Tribune. 2000. Feb. 12. 02. http://www.tribuneindia.com/

гуру Гобиндом Сингхом. По приказу Вазир-хана, правителя Сир-хинда, двое младших сыновей Гобинда Сингха должны были быть заживо замурованы в стене. Но наваб Малеркотлы Шер Мохаммад-хан осудил решение Вазир-хана, заявив, что подобная жестокость не соответствует традициям ислама. Сыновей гуру все же казнили, но в знак уважения к навабу гуру Гобинд Сингх благословил его самого, а также дворец45. Последующие навабы Малеркотлы тоже отличались религиозной терпимостью.

* * *

Проявления исламского фактора в жизни штата, разумеется, не ограничиваются обозначенной выше проблематикой.

Представляется, что отдельного рассмотрения требует комплекс вопросов, связанный со статусом и функционированием языка урду - своего рода символа индийской мусульманской общины. Имевший широкое хождение в колониальном Панджабе, сегодня урду считается третьим языком штата после панджаби и хинди и используется в качестве среды обучения в панджабских медресе (наряду с языком панджаби).

Поддержке и развитию урду в Панджабе уделяется немалое внимание. Усилия в этой связи прилагает мусульманская элита штата, панджабское правительство, а также общеиндийские мусульманские организации, при активной поддержке которых в 2006 г. в Малер-котле была открыта академия урду46. Там же с 1986 г. располагается исламский центр Дар-ус-салам (Dar-us-salam Islamic Centre, DICE), занимающийся образовательной и просветительской деятельностью в штате и имеющий отделения за пределами Панджаба - в Уттар-Прадеше и Уттаркханде47. Количество лиц, говорящих на урду, в Пан-джабе незначительно, но недооценивать его роль нельзя, поскольку он продолжает использоваться в современной Индии как инструмент для конструирования мусульманской идентичности48.

За рамки настоящей статьи также вынесено детальное рассмотрение исламского фактора в панджабской политике. Отметим лишь, что ведущие мусульманские партии Северной Индии постоянно держат ситуацию в Панджабе под своим контролем. Наибольшую активность в штате проявляет Таблиг-и джамаат, еще в середине 1920-х гг. развернувшая кампанию за «очищение» ислама и придание ему «второй жизни». Второй политической силой, представляющей

45 Bigelow A. Op. cit. P. 66.

46 The Tribune. 2006. March 27. http://www.tribuneindia.com/

47 Darussalam Islamic Centre. Official website. http://darussalam.page.tl/

48 О некоторых проблемах языка урду см.: Васильева Л. От «шахского двора» до языка урду // Язык до Индии доведет: памяти А.Т. Аксёнова. М., 2008. С. 298-305.

56

интересы панджабских мусульман, является Джамаат-е ислами хинд. Основной задачей в штате обе партии считают «борьбу за возвращение мечетей и других культовых мест, ушедших из рук мусульман в водовороте 1940-х гг.», и «возвращение идентичности» мусульманам, перешедшим в индуизм или сикхизм в последние полстолетия или же просто ослабивших внимание к исламу49.

Очевидно, что мусульманская община индийского Панджаба при всей своей малочисленности продолжает играть существенную роль в жизни штата. Более того, «спокойствие» панджабских мусульман в значительной мере влияет на степень политической стабильности Панджаба и сказывается на настроениях последователей ислама в Индии, а также за ее пределами. В этой связи уместно привести слова одного из современных панджабских политиков: «Мусульмане в Панджабе подобны щепотке соли. Она мала, но именно она придает блюду вкус»50.

Список литературы

Бочковская А.В. Кастовые конфликты в современной сикхской общине Панджаба // Вестник Московского университета. Сер. 13 (Востоковедение). 2007. № 4.

Бочковская А.В. «Праведные дела» новых вероучителей Панджаба // Вестник

Московского университета. Сер. 13 (Востоковедение). 2008. № 4. Васильева Л. От «шахского двора» до языка урду // Язык до Индии доведёт:

памяти А.Т. Аксёнова. М., 2008. Bigelow A. Punjab's Muslims: The History and Significance of Malerkotla // JPS

12:1. www.global.ucsb.edu/punjab/journal_12_1/4_bigelow.pdf Census of India. 1931. http://www.censusindia.gov.in/Census_And_You/old_report/

Census_1931n.html Census of India. 2001. http://www.censusindia.gov.in Communalism Combat. http://www.sabrang.com/ Darussalam Islamic Centre. Official website. http://darussalam.page.tl/ Department of Revenue, Rehabilitation and Disaster Management. Govt. of Punjab.

Official website. http://punjabrevenue.nic.in/gaz_ptl20.htm Dera Sacha Sauda. Official website. http://derasachasauda.in/ Jamaat-e Islami Hind. Official website. http://www.jamaateislamihind.org/ The Haryana Wakf Board. Official website. http://haryanawakfboard.org/ The Hindu. http://www.hindu.com/ Indian Express. http://www.indianexpress.com/

Indian Muslim Press Statements: 2007. Resolutions of All India Muslim Majlis-e-Mushawarat // The Milli Gazette. http://www.milligazette.com/IndMusStat/ 2007a/032_AIMMM_resolutions_india_muslims_islamic.htm Indian Muslim Statements: 2003 // The Milli Gazette. http://www.milligazette.com/

IndMusStat/2003a/055aimmm11Oct03.htm People of India. Punjab. Vol. XXXVII. Anthropological Survey of India, 2003.

49 Jamaat-e Islami Hind. Official website. http://www.jamaateislamihind.org/

50 Цит. по Bigelow A. Op. cit. P. 76.

Punjab Tourism: Jalandhar. http://www.jalandhar. punjabtourism.in/places2visit. html

Report on the Social, Economic and Educational Conditions of Muslims in India. Prime Minister's High Level Committee. Cabinet Secretariat. Government of India. November, 2006. Sandhu A. The Voice from the Rural Areas: Muslim-Sikh Relations in the British

Punjab, 1940-47. http://apnaorg.com./research-papers/akhtarsandhu/ The Tribune. http://www.tribuneindia.com/

Zaidi A. A Sufi Resurgence // Frontline. Vol. 22. Iss. 11. 2005. May 21-June 03.

Сведения об авторе: Бочковская Анна Викторовна, канд. ист. наук, доц. кафедры истории Южной Азии ИСАА МГУ имени М.В. Ломоносова. E-mail: auna_b@iaas.msu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.