Научная статья на тему 'Мусульманская умма России в первой половине 1990-х гг. (на примере Среднего Поволжья)'

Мусульманская умма России в первой половине 1990-х гг. (на примере Среднего Поволжья) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
65
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / «МУСУЛЬМАНСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ» / СРЕДНЕЕ ПОВОЛЖЬЕ / «MUSLIM REVIVAL» / RUSSIA / CENTRAL VOLGA REGION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Королева Л. А., Молькин А. Н.

В статье рассматривается специфика эволюции исламского сообщества Среднего Поволжья в контексте общего религиозного «возрождения» в первой половине 1990-х гг. (образование новых ДУМ, раскол и т.д.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мусульманская умма России в первой половине 1990-х гг. (на примере Среднего Поволжья)»

Королева Л. А.1, Молькин А.Н.2 ©

'Доктор исторических наук, профессор, зав.кафедрой истории и философии; 2студент, Пензенский государственный университет архитектуры и строительства

МУСУЛЬМАНСКАЯ УММА РОССИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 1990-Х ГГ. (НА

ПРИМЕРЕ СРЕДНЕГО ПОВОЛЖЬЯ)

Аннотация

В статье рассматривается специфика эволюции исламского сообщества Среднего Поволжья в контексте общего религиозного «возрождения» в первой половине 1990-х гг. (образование новых ДУМ, раскол и т.д.).

Ключевые слова: Россия, «мусульманское возрождение», Среднее Поволжье. Keywords: Russia, «Muslim revival», Central Volga Region.

В первой половине 1990-х гг. в мусульманской умме России произошли кардинальные изменения в организационной структуре и принципах деятельности. Спецификой мусульманского «ренессанса» стало возникновение Духовных управлений и духовных центров, которые обусловили децентрализацию «возрождения» и хаотичность в развитии. Импульсом такого центробежного процесса явились распад СССР, суверенизация субъектов РФ (ДУМЕС открыто и недвусмысленно не поддержал суверенитета Татарстана), влияние зарубежных религиозных центров.

К моменту краха Советского Союза существовавшие на территории России два духовных управления мусульман - Духовное управление мусульман Европейской части СССР и Сибири с центром в Уфе (ДУМЕС) и Духовное управление мусульман Северного Кавказа с центром в Махачкале (ДУМСК) распались на новые структуры. ДУМЕС являлось наиболее крупным центром мусульман России (по сравнению с региональными ДУМ в республиках Северного Кавказа). В 1990 г. в Уфе состоялся V Всероссийский мусульманский съезд, на котором присутствовали около 700 делегатов и гостей из России и республик СССР, 36 стран мира, представители международных исламских организаций. С 1980 г. ДУМЕС возглавлял муфтий шейх Т. Таджутддин [1, 26].

В 1991 г. собравшиеся в Саратове противники муфтия Т. Таджутддина обратились к нему с требованием подать в отставку. Вскоре имамы Волгограда, Пензы и Саратова создали Межрегиональное управление мусульман во главе с М. Бибарсовым, которое также не было признано ДУМЕС.

В 1992 г. в ДУМЕС произошел раскол. Сначала Духовных управлений (мухтасибатов) мусульман стало 15, в 1995 г. - 36, 1997 г. - 48, 1999 г. - 51 [2, 205]. Духовные управления мусульман Башкирии и Татарстана позже образовали Высший Координационный Центр ДУМ России (ВКЦ ДУМ). В 1992 г. вскоре после проведения независимых съездов мусульман этих поволжских республик состоялся расширенный пленум ДУМЕС, на котором были осуждены сепаратистские действия «раскольников», не соблюдавших присягу и нарушивших конфессиональную этику. От должности были отстранены девять имамов-мухтасибов, в том числе М. Бибарсов. Вскоре ДУМЕС был созван VI внеочередной чрезвычайный съезд мусульман России, европейской части СНГ и стран Балтии (ноябрь 1992 г.). Съезд высказался за сохранение исторического единства Духовного управления мусульман, но не смог предотвратить дальнейшего его распада.

После краха СССР руководители ДУМ РФ получили возможность возглавить объединительный процесс российских мусульман и движение за исламское «возрождение». Однако сделать этого не смогли, поскольку взращенные при советской системе лидеры ДУМ не сумели приспособиться к изменениям в современном обществе; в свою очередь,

©© Королева Л.А., Молькин А.Н., 2013 г.

количество мусульманских священнослужителей было ограничено, и их уровень профессиональной подготовки оставлял желать лучшего. Кроме того, началась борьба некоторых муфтиев за лидерство в мусульманской общине России, что вылилось в открытую междоусобную борьбу, и способствовало дискредитации духовных лиц в глазах верующих. Мусульманское духовенство не стало силой, способной эффективно решать вопросы религиозного подъема, отстаивать перед властью, как собственные корпоративные интересы, так и интересы верующих.

На Европейской части России, в Среднем Поволжье и Сибири были созданы Духовные управления по национальному признаку в республиках и в регионах компактного проживания мусульман. Так, в 1994 г. было образовано ДУМ Поволжья во главе с М. Бибарсовым. Еще раньше, в 1992 г. возникло ДУМ Республики Татарстан. В 1994 г. создается Региональное Духовное управление мусульман Самарской области (РДУМ СО). С 1998 г. функционирует Единое Духовное управление мусульман Пензенской области. Лидеры ДУМ Татарстана неоднократно обращались к властям с требованиями передать под их юрисдикцию все культовые сооружения, что должно было лишить Т. Таджутддина и его сторонников материальной базы.

Вскоре ДУМЕС был преобразован в Центральное Духовное управление мусульман России (ЦДУМР, председатель - муфтий Т. Таджутддин). Новое название было призвано показать, что руководство ЦДУМ готово пойти на определенные изменения.

Среди новых духовных управлений наиболее крупными стали Духовное управление мусульман Европейской части России (ДУМЕР, председатель - муфтий Р. Гайнутдин) и Духовное управление мусульман Азиатской части России (ДУМАЧР), на основе которых образовался Совет муфтиев России (СМР). ЦДУМР строил свою работу на принципах вертикального подчинения и назначаемости. Региональные духовные управления ЦДУМР включают 868 местных мусульманских организаций. СМР выполняет функции координационного органа российских мусульман. В основе его деятельности лежит принцип добровольного объединения самостоятельных региональных духовных управлений и организаций. В работе СМР на правах ассоциированных членов участвуют мусульманские организации республик - Татарстан, Башкортостан, Адыгея, Кабардино-Балкария, Северная Осетия, Ингушетия и т.д.

В 1994 г. Министерством юстиции РФ был зарегистрирован Устав Высшего Координационного Центра ДУМ России, призванного объединять усилия и координировать деятельность Духовных управлений мусульман России (председатель - шейх Г. Галиулла -муфтий Татарстана). В настоящее время в состав ВКЦ ДУМ входит подавляющее большинство муфтиятов России и европейских стран СНГ и Балтии, в том числе ДУМ Татарстана, Башкирии, Сибири, Среднего Поволжья, Оренбургской области и т.д. Следует отметить, что Р. Гайнутдин, признавая необходимость перестройки прежней системы организации религиозной жизни мусульман, расценивал создание ВКЦ лишь как еще один фактор раскола мусульманской общины. ВКЦ заявлял о своем стремлении объединить самостоятельные ДУМ, о консолидации деятельности мусульманских центров РФ по распространению ислама, подготовке концепций и выработки решений по наиболее сложным проблемам современности, содействии в организации паломничества, направлении на учебу в зарубежные исламские учебные заведения и т.д.

В 1994 г. (ноябрь) прошел VII внеочередной чрезвычайный съезд мусульман в Уфе, на котором было отменено положение Устава ЦДУМ о пожизненном избрании муфтия, Т. Таджутддина сняли с поста председателя ЦДУМ и лишили сана муфтия. Муфтием ЦДУМ был избран З. Хайруллин. Тем не менее, состоявшийся в декабре 1994 г. пленум ЦДУМ признал решения VII съезда недействительными и призвал к созыву чрезвычайного съезда. З. Хайруллин добровольно отказался от поста муфтия. В январе 1995 г. вновь был созван VII чрезвычайный съезд мусульман России и европейских стран СНГ, отменивший все постановления ноябрьского съезда. Съезд принял решение о целесообразности открытия представительства ЦДУМ в Москве, внес дополнения и изменения в Устав ЦДУМ.

Итак, мусульманское сообщество Среднего Поволжья в первой половине 1990-х гг. переживало процессы, характерные для всей российской уммы - децентрализация, противостояние личных амбиций, реорганизация и т.п. Особенность развития исламской уммы в Среднем Поволжье состоит в том, что в условиях многонационального и поликонфессионального пространства религиозные, особенно исламские (т.к. Среднее Поволжье - регион традиционного распространения ислама), структуры могут оказаться втянутыми в политическую деятельность и быть влиятельной не только общественной, но и политической силой. И от того, кто будет во главе мусульманской уммы, в какой степени она будет открыта для диалога с властью и другими общественными движениями, зависит стабильность Среднего Поволжья.

Литература

1. Ермаков И., Микульский Д. Ислам в России и Средней Азии. М.: Лотос, 1993, С. 26.

2. Ислам и мусульмане в России. М.: Институт Российской истории РАН, 1999. С. 205.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.