Научная статья на тему 'МУСУЛЬМАНСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ И ЕЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ'

МУСУЛЬМАНСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ И ЕЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
24
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУСУЛЬМАНСКОЕ ПРАВО / ЦИВИЛИЗАЦИЯ / МУСУЛЬМАНСКАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Гайнуллина А.А.

Ислам является самой молодой из трех монотеистических религий после иудаизма и христианства. Он основан на откровениях, полученных пророком Мохаммедом в период с 610 по 632 г. и собранных затем в Коран. Помимо Корана в основе веры и образа жизни каждого мусульманина лежит также сунна - сборник преданий о Пророке, появившийся в течение первых столетий после смерти Мохаммеда. Число мусульман в мире, по подсчетам 2010 года, составляет около одного миллиарда шестьсот миллионов человек, они расселены по всем пяти континентам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MUSLIM CIVILIZATION AND ITS COMPONENTS AT THE PRESENT STAGE

Islam is the youngest of the three monotheistic religions after Judaism and Christianity. It is based on the revelations received by the Prophet Mohammed in the period from 610 to 632 and collected later in the Koran. In addition to the Qur'an, the basis for the faith and way of life of every Muslim is also Sunnah - a collection of legends about the Prophet, which appeared during the first centuries after the death of Mohammed. The number of Muslims in the world, according to estimates of 2010, is about one billion six hundred million people, they are settled in all five continents.

Текст научной работы на тему «МУСУЛЬМАНСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ И ЕЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ»

УДК 34

Гайнуллина А.А.

Башкирский Государственный Университет

Россия, г. Уфа

МУСУЛЬМАНСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ И ЕЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ НА

СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Аннотация. Ислам является самой молодой из трех монотеистических религий после иудаизма и христианства. Он основан на откровениях, полученных пророком Мохаммедом в период с 610 по 632 г. и собранных затем в Коран. Помимо Корана в основе веры и образа жизни каждого мусульманина лежит также сунна - сборник преданий о Пророке, появившийся в течение первых столетий после смерти Мохаммеда. Число мусульман в мире, по подсчетам 2010 года, составляет около одного миллиарда шестьсот миллионов человек, они расселены по всем пяти континентам.

Ключевые слова: мусульманское право, цивилизация, мусульманская культура.

Gaynullina A.A.

Bashkir State University, Ufa THE MUSLIM CIVILIZATION AND ITS COMPONENTS AT THE

PRESENT STAGE.

Annotation. Islam is the youngest of the three monotheistic religions after Judaism and Christianity. It is based on the revelations received by the Prophet Mohammed in the period from 610 to 632 and collected later in the Koran. In addition to the Qur'an, the basis for the faith and way of life of every Muslim is also Sunnah - a collection of legends about the Prophet, which appeared during the first centuries after the death of Mohammed. The number of Muslims in the world, according to estimates of 2010, is about one billion six hundred million people, they are settled in all five continents.

Keywords: Muslim law, civilization, Muslim culture.

П.Н. Воге в своей работе указывает: "После смерти Мохаммеда арабско-мусульманская культура являлась для Европы одновременно как источником вдохновения, так и противником, над которым необходимо было одержать верх. В 1960-1970-х годах в истории отношений между исламом и Западом наступила новая фаза, связанная с мощным притоком рабочей силы в Европу из мусульманских стран" 179. С этого времени мусульмане и мусульманская культура стали естественным дополнением европейских городов. 11 сентября 2001 г. ознаменовало собой еще одну драматическую перемену в этой истории. "После теракта в Нью-Йорке страх и подозрительность на Западе по отношению как к западным, так и ко всем

179 Воге П. Н. Ислам в современном мире //Актуальные проблемы Европы. - 2008. - №. 1. - С. 10.

остальным мусульманам резко возросли. Одновременно воинствующие мусульмане направили свою террористическую деятельность теперь также и против Европы" 180.

Но конфликты между сегодняшней Европой и представителями ее мусульманского населения вызваны не только страхом перед террором. В европейских странах сегодня обсуждается вопрос относительно мусульманской одежды: в школах и на рабочих местах мусульманкам хотят запретить носить так называемый "хиджаб" - мусульманский головной убор, или попросту платок. В школах Франции на основе закона о секулярности, запрещающего в школах любые религиозные символы, такой запрет уже введен. В Германии его пока только обсуждают, но здесь хиджаб рассматривают уже как политический символ. Выходит, что ислам здесь ни при чем. Ведь даже в странах с преобладающим мусульманским населением, таких как Турция и Тунис, существует запрет на хиджаб, а в Египте и Марокко его собираются ввести. "Многие известные мусульманки отказываются носить хиджаб, как, например, лауреат Нобелевской премии 2003 г. Ширин Эбади (Shirin Ebadi), которая надевает платок только в Иране. Одновременно тысячи женщин отстаивают свое право на хиджаб, который, по их мнению, символизирует их принадлежность к исламу"181.

"В то время как на Западе себе в заслугу ставят демократию, права человека и индивидуализм, представители мусульманской интеллигенции критикуют западное общество за проведение империалистической политики, прикрываемой идеей прав человека, за поддержку авторитарных и деспотических режимов в мусульманском мире, за то, что свои экономические интересы Запад ставит выше интересов простых мусульман " - отмечает М.Я Яхьяев 182. Западный человек в глазах многих мусульман утратил уважение к семье, живет, потворствуя своим страстям, а о престарелых предоставляет заботиться государству. В свою очередь Запад осуждает мусульманские общества за дискриминацию женщин, нарушения прав человека и непонимание значимости секулярных ценностей.

Полностью согласны с М.Я.Яхьяев, который утверждает что: "Мировая религия ислам - это не только религия. Основы, на которых строится и внешняя, и духовная жизнь каждого мусульманина, заключены не только в откровениях Корана, но также и в сунне и хадисах, составляющих законодательную традицию. В них определены правила и нормы устройства государства, общества, а также отношений между людьми" 183. В отличие от христианства в исламе нет различия, во всяком случае теоретически, между царством кесаря и Царством Божьим. На первый взгляд почва, созданная на основе откровений Пророка, не дает необходимых условий для возникновения современного секулярного общества. Поэтому, пытаясь

180 Сюкияйнен Л. Мусульманское право //В мультикультурном мире. - 2014. - С. 343.

181 Воге П. Н. Указ. соч. С. 14.

182 Яхьяев М. Я. Указ. соч. С.27

183 Яхьяев М. Я. Указ.соч. С.27

приблизиться к более глубокому пониманию ислама, мы всякий раз сталкиваемся с вопросами права.

"Большая часть обычаев и представлений о формах поведения, порождающих трения между мусульманами и немусульманами на Западе, относится не столько к исламу, сколько к культурному наследию стран, откуда приехали иммигранты. Это касается, например, патриархальной структуры семьи и традиции заключения браков, следуя которым жениха или невесту выбирают из следующего поколения одного и того же рода или семьи, чтобы таким образом сплотить род, закрепить его право на землю и сохранить родовое имущество"- указывает в своей работе С.А. Семедов184.

Тем не менее, мусульмане - иммигранты, защищают такой прежний уклад жизни, ссылаясь на религию. Для них ислам и традиции тех стран, откуда они прибыли, слились настолько, что трудно отделить одно от другого.

"Реакция представителей местной культуры замыкает порочный круг: чем консервативнее и "священнее" представлены мусульманские традиции и религиозные убеждения, тем скорее взгляды и поведение мусульман становятся причиной конфликтов и трений с окружающим секулярным обществом" 185. На основании этого, можно предугадать, что в ближайшем будущем, возможны столкновения на Западе между мусульманами, которые приверженцы патриархальных устоев и дискриминацией женщин, и другим населением, живущие в постоянном страхе, из за недовольство мусульман и осознавая что это может выразится во что то экстремистское.

Но как бы ни складывались обстоятельства, не следует забывать, что мы живем рядом друг с другом, это совместное существование является абсолютной и неоспоримой реальностью, и независимо от того, приведет ли оно в будущем к конфронтация, страхам и обидам или, напротив, научит нас взаимоуважению, мы не должны забывать об этой реальности.

Использованные источники:

1. Воге П. Н. Ислам в современном мире//Актуальные проблемы Европы. -2008. -№. 1. -С.10.

2. Сюкияйнен Л. Мусульманское право//В мультикультурном мире. -2014. -С. 343.

3. Семедов С. А. Причины политизации ислама в современном мире //Государство, религия, церковь в России и за рубежом. -2009. -№. 3. -С.46

184 Семедов С. А. Причины политизации ислама в современном мире //Государство, религия, церковь в России и за рубежом. - 2009. - №. 3.С.46

185 Воге П. Н. Указ. соч. С. 17.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.