Научная статья на тему 'МУСУЛЬМАНСКАЯ ЭТИКА ОБ ЭГОИЗМЕ ЛИЧНОСТИ КАК ИСТОЧНИКЕ ЭКСТРЕМИЗМА'

МУСУЛЬМАНСКАЯ ЭТИКА ОБ ЭГОИЗМЕ ЛИЧНОСТИ КАК ИСТОЧНИКЕ ЭКСТРЕМИЗМА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
философия / этика / эгоизм / ислам / исмаилизм / экстремизм / личность / philosophy / ethics / egoism / Islam / Ismailism / extremism / personality

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — С А. Азизов, С Ю. Чимаров

В статье представлен анализ отдельных религиозно-философских воззрений ряда ученых и мыслителей-исламоведов, исследующих природу поведения личности, в части выявления эгоистических начал индивидуума, оказывающих прямое воздействие на образ жизни и модель поведения человека, попавшего под влияние искаженных представлений о началах исламского учения. Акцентируя внимание на некоторых выводах указанной корпорации исследователей, обращенных к предметному полю экстремизма, автор заключает о важности усиления воспитательной работы с населением в духе формирования у каждого человека осознанного отношения к философски обоснованным утверждениям относительно поддержания в обществе гармонии между представлениями о личном и своем долге перед обществом и своим государством, в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUSLIM ETHICS ON PERSONAL EGOISM AS A SOURCE OF EXTREMISM

The article presents an analysis of individual religious and philosophical views of a number of scientists and thinkers-Islamic scholars, studying the nature of personal behavior, in terms of identifying the egoistic principles of an individual, which have a direct impact on the lifestyle and behavior model of a person who has fallen under the influence of distorted ideas about the principles of Islamic teaching. Focusing on some of the findings of this corporation of researchers, addressed to the subject field of extremism, the author concludes on the importance of strengthening educational work with the population in the spirit of forming in each person a conscious attitude to philosophically substantiated statements regarding the maintenance of harmony in society between ideas about the personal and one's duty to society and one's state, as a whole.

Текст научной работы на тему «МУСУЛЬМАНСКАЯ ЭТИКА ОБ ЭГОИЗМЕ ЛИЧНОСТИ КАК ИСТОЧНИКЕ ЭКСТРЕМИЗМА»

МУСУЛЬМАНСКАЯ ЭТИКА ОБ ЭГОИЗМЕ ЛИЧНОСТИ КАК ИСТОЧНИКЕ

ЭКСТРЕМИЗМА

С.А. Азизов, слушатель факультета подготовки иностранных специалистов, Республика Таджикистан

Научный руководитель: С.Ю. Чимаров, д-р ист. наук, профессор Санкт-Петербургский университет МВД России (Россия, г. Санкт-Петербург)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-9-3-112-114

Аннотация. В статье представлен анализ отдельных религиозно-философских воззрений ряда ученых и мыслителей-исламоведов, исследующих природу поведения личности, в части выявления эгоистических начал индивидуума, оказывающих прямое воздействие на образ жизни и модель поведения человека, попавшего под влияние искаженных представлений о началах исламского учения. Акцентируя внимание на некоторых выводах указанной корпорации исследователей, обращенных к предметному полю экстремизма, автор заключает о важности усиления воспитательной работы с населением в духе формирования у каждого человека осознанного отношения к философски обоснованным утверждениям относительно поддержания в обществе гармонии между представлениями о личном и своем долге перед обществом и своим государством, в целом.

Ключевые слова: философия, этика, эгоизм, ислам, исмаилизм, экстремизм, личность.

Многогранность проблемы экстремистского выражения своей жизненной позиции отдельными представителями социума, включая и тех, кто является приверженцами исламского вероучения, предопределяет необходимость более подробного обращения к суждениям философов, этические воззрения которых посвящены отдельным аспектам природы проявления исламской радикализации. В соответствии с нормативными установлениями ст. 1 Закона Республики Таджикистан «О противодействии экстремизму», под экстремизмом (тадж. «ифротгарой», от «ифрот» -«крайний») понимается выражение экстремистской идеологии и деятельности, направленной на решение политических, общественных, социальных, национальных, расовых, региональных и религиозных (сектантских) вопросов путем насилия и иных противоправных действий [1].

Под внешним фасадом отмеченного понятия «экстремизм» скрываются его подлинный смысл и причина возникновения. Как отмечают таджикские ученые М. Мирасанов и С. Холов, социальную природу экстремизма можно раскрыть на основе анализа: во-первых, конкретных общественно-исторических источников,

выдвинувших его на первый план как форму сознания и общественной деятельности; во-вторых, природы индивидуального психического состояния и индивидуального поведения личности, тесно связанной с природой коллективного и группового сознания и поведения масс[2, с. 56]. В этой связи, следует указать на умозаключение такого видного представителя таджикской философии как Насир Хусрав (1003/4 - 1089), отметившего предопределенность этико-моральных свойств человека его психологией и аффектами, сообразно которым выстраивается особая «линия» поведения каждого индивидуума [3, с. 70].

Указанный памирский исмаилит, ученый и поэт объединял категории «этика», «мораль» и «нравы» единым арабским термином «ахлок», обозначающим характер, натуру, нрав человека и мораль его поведения. Как представляется, философские размышления данного мыслителя имеют прямое отношение к рассматриваемой нами теме. В частности, несомненного внимания заслуживают его утверждения относительно несовершенства (порочности) души человека, что устранимо (нейтрализуется) в процессе постоянной

работы по привитию человеку уважения к закону и осознанию им своего места в обществе [4, с. 181]. Наряду с отмеченным, Насир Хусрав предостерегает каждого верующего мусульманина от пагубности применения им насилия к окружающим, выступающего в качестве источника развращения народа и распространения в его массе стремления к жесткости и мучению себе подобных [4, с. 294].

Ограждая человека от опасности эгоистического по своей сути его отношения к окружающему миру, Насир Хусрав в поэме «Раушанаи-наме» («Книга просветления») выдвигает следующую формулу своего завета для последующих поколений: «будь знатоком своего существования, и тогда обретешь почет общества» (бейт 350) [5, с. 1210].

В соответствии с «Облегченной арабской энциклопедией», под термином «эгоизм» понимается стремление человека к получению какой-либо выгоды для себя. При этом содержание эгоизма аккумулирует такие низменные качества как алчность, жадность, зависть и корысть [6, с. 233]. Как представляется, именно эти качества и присущи в первую очередь идеологам радикальных учений и наставникам «паствы», вовлекаемой обширным сводом псевдорелигиозных «гуру» в различные действия экстремистской направленности.

Отмечая важность учета в мотивах деятельности приверженцев радикальных действий эгоистического начала, следует обратиться к поучению иранского философа и арабоязычного историка Ибн Миска-вейха (932/6-1030). Разрабатывая принципы средневековой мусульманской этики, данный мыслитель в своем сочинении «Улучшение нравов» (араб. «Тахзиб аль-

анализа рассматривал эгоизм как один из ведущих мотивов человеческих действий.

При этом Ибн Мискавейх, наряду с другими мусульманскими философами, предпринял попытку объяснения эгоизма и других нравственных пороков личности с помощью идей, связанных прежде всего с Богом и по этой причине имеющих религиозное начало [7, с. 115]. Воспринимая человека как наиболее благородного из всего сущего в мире бытия, Ибн Миска-вейх апеллирует к силе, именуемой им «общим чувством», призывая при этом к необходимости учета каждым интересов общества. В случае неповиновения этим интересам, в действие вступает акт несправедливости, приносящий обществу зло [8, с. 295].

Таким образом, представленный анализ ряда идейных соображений исламского учения о соотношении природы индивидуального психического состояния и индивидуального поведения личности человека, разделяющего догматы мусульманской веры, с интересами общества и государства, позволяет определить методологическую позицию, в части выявления природы экстремизма, в первую очередь его религиозной ипостаси, способствующей оказанию деструктивного влияния не только на индивидуальное сознание, но и на групповое сознание и поведение коллектива/массы индивидуумов. При этом, как следует из ряда рассмотренных оценочных суждений в отношении природы поведения личности, основу мотива действий адептов экстремистских взглядов и радикальных шагов, составляет их стремление к достижению любыми путями своих целей, в том числе вопреки интересам и ценностям общества.

ахлак») и в контексте психологического

Библиографический список

1. ^онуни Чумхурии Точикистон 2 январи соли 2020 № 1655 «Дар бораи муковимат ба ифротгарой». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://mmk.tj/system/files/Legislation/1655_tj_0.pdf (дата обращения: 05.09.2024).

2. Мирасанов М., Холов С. Экстремизм ва тахдммулпазирй: тах,лили ичтимой-фалсафй // Вестник педагогического университета. Серия: Философские науки. Издание Таджикского государственного педагогического университета имени Садриддина Айни. - 2021. -№ 1(1). - С. 61-68.

3. Назариев Р.З. Некоторые аспекты морально-этических норм и принципов в воззрениях Насира Хусрава // Вестник МГУКИ. - 2009. - № 4(30). - С. 66-71.

4. Хусрав Н. Куллиёт. Осори фалсафи ва дини // Собрание сочинений. Философское наследие. Том 2. - Душанбе, 2003. - 944 с.

5. Пригарина Н.И., Шакарбекова М.А. Насир-и Хусрав и его «Раушанай-наме» («Книга просветления») (бейты 332-455) // Ориенталистика - 2022. - № 5(5). - С. 1203-1222.

6. Ал-Мавсу'а ал-'арабийа ал-муйассара (Облегченная арабская энциклопедия). - Бейрут, 2010. - 3771 с.

7. Саидова Г.З. Особенности концепции эгоизма и альтруизма в структуре мусульманской этики // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Философия. -2017. - № 2. - С. 111-117.

8. Гусейнова З.И. Мискавейх. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://avsmirnov.info/local/miskadlt.pdf (дата обращения: 12.05.2024).

MUSLIM ETHICS ON PERSONAL EGOISM AS A SOURCE OF EXTREMISM

S.A. Azizov, student at the Faculty of Training of Foreign Specialists, the Republic of Tajikistan Scientific supervisor: S.Y. Chimarov, Doctor of Historical Sciences, Professor St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Russia, St. Petersburg)

Abstract. The article presents an analysis of individual religious and philosophical views of a number of scientists and thinkers-Islamic scholars, studying the nature of personal behavior, in terms of identifying the egoistic principles of an individual, which have a direct impact on the lifestyle and behavior model of a person who has fallen under the influence of distorted ideas about the principles of Islamic teaching. Focusing on some of the findings of this corporation of researchers, addressed to the subject field of extremism, the author concludes on the importance of strengthening educational work with the population in the spirit of forming in each person a conscious attitude to philosophically substantiated statements regarding the maintenance of harmony in society between ideas about the personal and one's duty to society and one's state, as a whole.

Keywords: philosophy, ethics, egoism, Islam, Ismailism, extremism, personality.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.