DOI: 10.31168/2618-8554.2020.02 Екатерина Викторовна
БАЙДАЛОВА (Москва)
Must-read
украинской интеллектуальной элиты:
журнал «Критика»
как социокультурное явление
Аннотация:
Глава представляет собой обзор истории создания украинского журнала «Критика» (год основания — 1997) и одноименного издания, а также основных направлений их деятельности на фоне социокультурных событий последних десятилетий на Украине. Делается вывод о решающим значении публикаций и деятельности издания для современной украинской гуманитаристики.
Ключевые слова:
журнал «Критика», Григорий Грабович, интеллектуальный дискурс, украинские гуманитарные науки
Jekaterina V. BAYDALOVA (Moscow)
The Must-read
of Ukrainian Intellectual Elite:
The Magazine «Krytyka»
as a Socio-cultural Phenomenon
Abstract:
The study is a review of the Ukrainian magazine «Krytyka» and the publishing house «Krytyka»'s history and a review of its main areas of activity on the Ukrainian last two decades socio-cultural events. The conclusion is made that the articles and the activity of this magazine is very important for the development of the modern Ukrainian humanitarian science.
Keywords:
The magazine «Krytyka», George G. Grabovich, intellectual discourse, Ukrainian humanitarian science
Журнал «Критика» основан в 1997 г. в Киеве по инициативе Григория Юльевича Грабовича (р. 1943, Краков), украинского и американского литературоведа*, профессора кафедры украинской литературы Украинского научного института Гарвардского университета (Harvard Ukrainian Research Institute), а также писателя, публициста, политолога Николая Юрьевича Рябчука (р. 1953, Луцк) при финансовой поддержке Гарвардского Украинского научного института. Изначально выходило два номера журнала в год, впоследствии количество номеров варьировалось от двух до восьми в год. С 2013 г. по настоящее время издается один выпуск в два месяца, то есть шесть номеров в год. Это издание формата А3 на офсетной бумаге. Входит в сеть европейских интеллектуальных журналов Euro-zine.
Джордж Сорос: Загроза кашталшму
ГЫ.Чwai im
К КРИТИКА
РецепзИ • Есе • Оылйи
Грнгорш Грабович:
Советизация гумашстнки
Тарас Кузьо, Геннадш Гамалш: vy "Гдсолопя . кучм13.му"
Наталка Б!лоцсрк1всць: Чи можливнй украшський bestseller ?
Микола Рябчук: Роздсржавлсння Л1тсратурн
Серий Тримбач: Kino украшське, хохлацьке, бапдершське
Первый номер журнала «Критика», август 1997 г.
* Сфера научных интересов Г. Грабовича — история украинской, польской, русской литератур, их взаимосвязь, проблемы теории литературы.
Е.В. БАЙДАЛОВА
Г. Грабович является не только основателем, идейным вдохновителем, но и бессменным главным редактором этого издания. Он человек с активной жизненной позицией, стремящийся объединить укра-инистов, работающих в разных частях света, создать единое научное пространство, в котором нет разделения на «материковое» и «диас-порное»* исследование украинской культуры, истории, языка и литературы. Грабович — знаковая, но неоднозначная фигура для украинской культуры. В 1983-1989 гг. он был главой факультета славянских языков и литератур Гарвардского университета, в 1989-1996 гг. — главой Украинского научного института Гарвардского университета, был президентом (1990-1993 гг.) и одним из основателей Международной ассоциации украинистов (МАУ)**, в 2012-2018 гг. — главой Научного общества Шевченко*** в США (Shevchenko Scientific Society), с 1997 г. — почетный доктор Киевского национального университета им. Тараса Шевченко. Однако в 2015 г., когда Институт литературы им. Т. Г. Шевченко НАН Украины выдвинул Грабовича на получение Шевченковской премии**** за книги «Шевченко, которого не знаем»1 (переиздание монографии 2002 г.2) и «"Гайдамаки" Шевченко»3, против этого выступил целый ряд общественных организаций (среди которых, например, была запрещенная в России экстремистская организация «Правый сектор»*****), а также деятелей литературы и культуры, в том числе, некоторых лауреатов Шевченковской премии
* «Материковой» в украинской традиции первоначально называлась украинская культура на территории УССР, затем — на территории современной Украины, «диаспорной» — украинская культура за пределами Украины.
** Основана в 1989 г.
*** Научное общество (укр. товариство) им. Шевченко — общественная организация, занимающаяся научным изучением украинской истории и культуры. Основана в 1873 г. во Львове. Первоначальное название — Лггературне товариство 1м. Т. Шевченко. В 1892 г. было изменено название и направление деятельности (от литературного — к научному). В 1897-1916 гг. главой общества был М. Грушевский. В 1939 г. было ликвидировано советской властью. С 1947 г. Научное общество было возрождено в США и Западной Европе украинскими учеными-эмигрантами. С 1989 г. организация возобновила свою деятельность на территории Украины.
**** Национальная премия Украины имени Тараса Шевченко — высшая государственная награда Украины в области литературы, культуры, искусства, журналистики и публицистики. Учреждена в 1961 г., вручается ежегодно по сей день.
***** с 21 июля 2015 г. организация переименована в НВР «Правый сектор» (НВР — Нащональний визвольний рух / Национальное освободительное движение).
MUST-READ УКРАИНСКОЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ЭЛИТЫ: ЖУРНАЛ «КРИТИКА».
предыдущих лет, подписавших открытое письмо к главе и членам Шевченковского комитета4. Известному ученому, нередко выступающему с критикой украинского академического литературоведения, приписывались «деструктивные антиукраинские, в сути своей колониальные идеи»5. На защиту чести и достоинства Грабовича встали не только соратники по «Критике», но и многие выдающиеся деятели украинской литературы, культуры, общественные деятели, обменявшиеся с оппонентами открытыми письмами. Однако премия им. Шевченко так и не была присуждена Грабовичу.
Григорий Юльевич Грабович
«Критика» задумывалась как издание интеллектуального содержания, вместе с тем, доступное широкому кругу читателей. При создании украинского журнала Грабович ориентировался на существующие европейские и американские образцы. Сам он называет
Е.В. БАЙДАЛОВА
такие издания, как «The New York Review of Books»*, «The Literary Supplement»** и польский журнал «Kultura»***, издававшийся в Париже. Цели и задачи последнего были примером, на который опирались создатели украинской «Критики»: «Как показывает пятидесятилетний опыт парижской "Культуры", даже один журнал может иметь решающее влияние на общество, на его ценности и самооценку, если только он делает свое дело честно, профессионально и с глубоким пониманием своего задания и идеи, которая им руководит. Такой же должна быть и цель "Критики"»6.
В то время как периодические издания подобного формата были привычны для западного читателя, для украинского читателя в конце 1990-х гг. проект, в котором сочетаются стремление к сохранению национального компонента и концепция интеллектуального перелома, создания новых стандартов и нового интеллектуального дискурса, был крайне актуален. Его актуальность сохраняется и по сей день****, хотя издатели понимают необходимость грамотно балансировать между сугубо элитарным содержанием для избранных интеллектуалов и доступностью для как можно более широкого круга читателей. «Критика» появилась и продолжает существовать на фоне сложной и малоутешительной ситуации в украинской литературно-критической периодике, для которой характерны «непоследовательность или размытость редакционной политики, дискретность и некоммерческий характер литературной и издательской деятельности, герметичность и эклектичность содержания, недостаток аналитических и излишек абстрактных тем [...], недостаточность или отсутствие качественной литературной критики, журнальной полемики между изданиями, эксклюзивных материалов»7. В целом, можно сказать, что журнал
* Журнал гуманитарной проблематики со статьями по литературе, культуре, науке, экономике, актуальным проблемам современности, издается в Ньй-Йорке с 1963 г. по настоящее время по два номера в месяц.
** Еженедельный литературно-критический журнал Великобритании. С 1902 г. издавался как приложение к «Times», с 1914 г. — как самостоятельное издание.
*** Ежемесячный литературный журнал, издавался с 1947 по 2000 гг., главный редактор — Ежи Гедройц (1906-2000).
**** Выпускающий редактор «Критики» Оксана Форостина: «Такого плана издания есть во всех развитых странах, во всех развитых культурах. То есть это, собственно, та почва, то основание, которое должно быть под ногами». Украинская «Критика» среди ведущих журналов Европы. URL: https://ukrainian.voanews.com/ a/krytyka-ua-magazine/1784090.html (дата последнего обращения: 28.05.2019).
MUST-READ УКРАИНСКОЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ЭЛИТЫ: ЖУРНАЛ «КРИТИКА».
«Критика» возникает в ответ на запрос украинского общества на качественное осмысление того, какой должна быть современная национальная гуманитарная наука*.
Безусловно, «Критика» не является совсем уж «одиноким воином» на поле борьбы за качественный интеллектуальный дискурс на Украине. Значимую роль в развитии и изменении украинских гуманитарных наук сыграли и продолжают играть также такие издания, как альманах «Дух 1 Л1тера» («Дух и Литэра» / «Дух и буква»), международный интеллектуальный журнал «УкраТна Модерна» («Украйина Модэрна» / «Современная Украина»), издающийся при НаУКМА** «УкраТнський гумантгарний огляд» («Украйинськый гуманитарный огляд» / «Украинское гуманитарное обозрение»). Правда, два последних являются официальными партнерами все той же «Критики» и печатаются одноименным издательством. «Дух и Литэра» — междисциплинарный журнал философского, социально-политического, культурологического, богословского направлений. Выпускается с 2001 г. один раз в год в одноименном издательстве при НаУКМА и Центре европейских гуманитарных исследований. Помимо научных статей и исследований в нем размещаются главным образом культурологические эссе. Позиция данного издания, в отличие от «Критики», более «умеренная», «пафос анализа, ревизии и деконструкции» заменяет «пафос синтеза, передачи традиции и "сохранения культурного наследия"»8 или, как считает другой критик, пафос эклектики9. «Украйинськый гуманитарный огляд» основан в 1999 г., выходит два раза в год и является одним из ведущих украинских исторических журналов. В нем постулируется диалогический характер научного познания. Заявленная редакцией цель — «сделать нормой научной жизни профессиональное публичное обсуждение работ по истории, философии, литературоведению, искусствоведению и этнологии, которые выходят в Украине и за ее пределами»10. «Украйина Модэрна» — междисциплинарный научный журнал, по-
* Вот как Грабович говорит о создании журнала: «Было очень сильное чувство необходимости. И мы, так сказать, немного авантюрно это сделали. Потому что у нас точно не было денег. У нас были люди, что является самым важным, у нас были определенные тексты, концепция, а денег практически не было». Украинская «Критика» среди ведущих журналов Европы. URL: https://ukrainian.voanews.com/ a/krytyka-ua-magazine/1784090.html (дата последнего обращения: 28.05.2019).
** НаУКМА — Национальный университет «Киево-Могилянская академия».
Е.В. БАЙДАЛОВА
священный истории Украины и Центрально-Восточной Европы конца XVIII-XX вв. Издается с 1996 г. и выходит дважды в год. Цель редакции — вывести украинскую историю и историографию из узконациональных рамок. Для осуществления этой цели на страницах журнала помещаются тексты ведущих американских и европейских специалистов-историков, тем самым у украинского читателя появляется возможность ознакомиться с основными современными зарубежными историографическими дискуссиями и публикациями и вместе с тем «открыть украинское интеллектуальное пространство и украинские дискуссии для западного читателя»11.
О цели создания «Критики» Г. Грабович писал следующее: «Что мы ставим себе целью? Чувство и переживание живого контакта с живой интеллектуальной мыслью, которая постоянно реагирует на все новое и постоянно это новое в разных интеллектуальных и жизненных измерениях осмысляет. Новое, где ни одна тематика не может быть ненужной, где точный, тонкий и живой подход ко всему, что происходит в мире в разных дисциплинах, — вот что нас интересует. На все это надо уметь реагировать, иначе мы будем выпадать из интеллектуальной колеи»12. Редакция журнала подчеркивает, что стремилась основать издание для междисциплинарного обсуждения наиболее важных социальных, политических, культурологических проблем как общества в целом, так и отечественного (украинского) гуманитарного сообщества в современном и в историческом аспектах. Статьи, публикуемые в «Критике», должны, с одной стороны, быть строго выверены в научном отношении, с другой — быть написаны в эссеистической стилистике, чтобы их могли читать и понимать не только узкопрофильные специалисты. Предметом особой гордости журнала является публикация в нем не только украинских исследователей или зарубежных украинского происхождения, но и выдающихся ученых с мировым именем. Среди авторов «Критики» были Умберто Эко13, Чеслав Милош14, Славой Жижек15, Эдвард Саид16 и др.
«Критика» — это не только журнал, который размещает на своих страницах статьи о современных социокультурных явлениях, развернутые рецензии на новые издания, аннотации на недавно появившиеся книги, обзоры по самым разным тематикам, самое важное, что на его страницах идут актуальные дискуссии между признанными в обществе интеллектуалами и специалистами в различ-
MUST-READ УКРАИНСКОЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ЭЛИТЫ: ЖУРНАЛ «КРИТИКА».
ных областях гуманитарного знания. «Для "Критики" [...] основной ценностью является открытость и смелость процесса осмысления, в то время как всякая шаблонность и групповщина заслоняли бы ее основную цель»17, — писал в программной статье первого выпуска Г. Грабович. Такое пространство плюрализма по-своему уникально в интеллектуальном дискурсе Украины. Именно поэтому «Критика» быстро стала авторитетным и читаемым изданием, за дискуссиями в котором следят украинские интеллектуалы, имеющие отношение к гуманитарным наукам.
Безусловно, «Критика» со временем менялась. Предложенный изначально в большей степени рецензионный формат выдержать не удалось, отчасти из-за отсутствия развитого института литературной и в целом гуманитарной критики на Украине, однако рецензии остаются неотъемлемой частью журнала. С течением времени в издании увеличилось количество научных эссе (преимущественно критически пересматривающих оценки исторических событий, национальные мифы, литературный канон и т.п.), а также актуальной политической аналитики и даже публицистики, в то время как собственно литературная критика практически перестала существовать и, скорее, преобразовалась, в историко-литературоведческие исследования и «рефлексивную эссеистику самих литераторов»18.
Более чем за двадцать лет истории «Критики» предметами полемики становились многие и многие явления культуры, литературы, политики, а также исторические события, требующие нового осмысления. Остановимся на наиболее ярких и важных для понимания ситуации эпизодах.
Один из основателей и постоянных авторов «Критики» — Николай Рябчук — выдвинул и обосновывал в своих текстах так называемую «креольскую концепцию», которая рассматривает украинскую идентичность в рамках постколониальной теории*. Согласно ей население, находившееся в колониальном статусе, после деколонизации продолжает исповедовать ценности культуры колонизаторов, их язык и привычки, при этом «креолы» остаются сознательными гражданами своего государства, но живут с комплексом национальной
* Подробнее о постколониальной теории см. Байдалова Е. О специфике постколониальных исследований в современном украинском литературоведении // Славянский альманах 2019. Вып. 1-2. М., 2019. С. 446-461.
Е.В. БАЙДАЛОВА
неполноценности. Противники и сторонники этой теории имели возможность высказаться на страницах журнала. Вместе с тем авторы, пользующиеся в своих работах инструментарием постколониальных исследований, все эти годы активно публиковались в «Критике».
Широко осуждались перспективы феминистского дискурса, тендерных исследований*. Здесь одними из наиболее ярких были работы Марты Богачевской-Хомяк «Тендер вокруг гендера»19, Нилы Зборовской «Победа плоти»20, Веры Агеевой «Кто боится призрака матриархата?»21, Ирины Грабовской «Женственность — трагедия Украины?»22.
Остро дискутировались проблемы академических стандартов, распространение коррупции и практики плагиата** в украинской науке последних десятилетий. В первые десятилетия существования журнала была широко распространена практика «открытых писем», в которых авторитетные украинские ученые открыто дискутировали друг с другом по поводу написанных статей, методологии исследований, аксиологических подходов***.
* Подробнее о гендерных исследованиях в украинском литературоведении см. Бай-далова Е. Гендерные исследовании в современном украинском литературоведении. Комментарии к библиографии // Гендер и литература в странах Центральной и Юго-Восточной Европы. Серия «Современные литературы стран ЦЮВЕ». Москва, Институт славяноведения РАН, 2013. С. 225-244.
** Проблема плагиата — одна из серьезнейших проблем украинской науки, главным образом, гуманитарной. За последние годы разразилась целая серия скандалов, когда вышли в публичное поле и широко обсуждались в СМИ и Интернет-пространстве случаи плагиата учеными с научными степенями, занимавшими серьезные посты в высших учебных учреждениях. Так, например, в Интернет-издании «ЛпАкцент», специализирующемся на статьях, рецензиях и эссе в области современной литературы, тема плагиата в последний год стала одной из фокус-тем, ей посвящены следующие статьи: Семк1в Р. «Плапат: ешдем1я чи невигластво?», Петренко О. «Положення про академ1чний постмодернизм: само-плапат (думки фах1вщв)», Романцова Б. Грабуй пограбоване: вщом1 випадки литературного плапату», Рудик К. «Свш до свого по чуже: кшокрадство по-ра-дянськи» и др. иКЬ: http://litakcent.com/category/plagiat/ (дата последнего обращения: 30.05.2019).
*** См., например, дискуссию, развернувшуюся в третьем номере журнала между Евгением Сверстюком и Максимом Стрихой о том, как можно и нельзя писать и говорить о писателях 1960-х гг.: Сверстюк С. Вихщ з обезбоженного свпу (лист до редакцй «Критики») // Критика. Рж II, число 1 (3). 1998. Серпень. С. 29-31; Стр1ха М. Дещо про Вольтера, дискурси i точшсть цитат // Критика. Рш II, число 1 (3). 1998. Серпень. С. 31. Важно, что произошел не только обмен мнениями между авторами. В дискуссию включились другие исследователи. См., например: Кулик В. Листи до «Критики». Дещо тшьки про дискурси // Критика. Рш II, число 5 (7). 1998. Травень. С. 31.
MUST-READ УКРАИНСКОЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ЭЛИТЫ: ЖУРНАЛ «КРИТИКА».
Долго и широко обсуждалась реформа правописания, ее рецепция в обществе, взаимосвязь языковой практики и орфографических изменений с политической конъюнктурой. Так, статьи Ольги Кочерги и Вадима Дывнича, появились как ответ на проект нового украинского правописания23 еще в 2002 г. 2 мая 2019 г. кабинет министров Украины принял постановление № 437 «Вопрос украинской орфографии», по которому была одобрена новая редакция правил «Украинской орфографии», — и все это время, полтора десятилетия, «Критика» была площадкой для открытого обсуждения будущей реформы.
Серьезное внимание уделено проблеме формирования нового литературного канона и переосмыслению традиционного. Практически в каждом номере, начиная с первого, есть материалы на эту тему: Наталья Белоцерковец в статье «Литература на перепутье», рассматривая современную литературу, делает вывод о том, что «Карфаген украинской провинциальности» в области культуры если не разрушен, то серьезно поврежден, поскольку на «литературную арену» вступили такие авторы, как Оксана Забужко, Юрий Андрухович, Юрий Винничук и Андрей Кокотюха24, — более чем через двадцать лет с этим нельзя не согласиться, так как именно эти писатели наряду с другими поэтами и прозаиками формируют канон современной украинской литературы.
Вполне предсказуема и центральная фигура обсуждения традиционного канона — Тарас Григорьевич Шевченко, — демифологизации его личности и творчества посвящены монографии Грабовича «Поэт как мифотворец. Семантика символов в творчестве Тараса Шевченко» (1991, 1998), «Шевченко, которого не знаем» (2000, 2014), «Шевченковские "Гайдамаки": поэтика и критика» (2013). Названия и содержание работ о Шевченко часто полемически заострены, как, например, статья Александра Гриценко «Бриллиант в бараньей шапке»25 о создании визуального образа украинского поэта в искусстве. В номере, посвященном итогам празднования 200-летнего юбилея Т.Г. Шевченко, в статье «Тарас Шевченко: формирование национального поэта»26 Грабович рассматривает стратегии и этапы становления в литературно-культурном каноне фигуры национального поэта, а Александр Гриценко и Надежда Гончаренко в своей статье предлагают обзор официальных и альтернативных моделей празднования юбилея поэта27. Иван Франко, Леся Украинка, Ольга Кобылянская,
Е.В. БАЙДАЛОВА
Владимир Винниченко, Павел Тычина и многие другие — писатели, чье значение и место в национальном литературном каноне подвергается переосмыслению в публикациях в «Критике».
КРИТИКА
Критика.
Год XIX, число 3-4 (209-10). Июнь 2015.
Номер, подводящий итоги празднования 200-летнего юбилея Т. Г. Шевченко.
В журнале также поднимаются вопросы активизации в украинском обществе в последние годы ностальгии по советскому обществу и образу жизни, возникновения ксенофобии, в том числе антисемитской, антипольской, антизападной и антироссийской риторики. Многие материалы посвящены проблемам исторической памяти, травмы, «амнезии и амнистии». Не замалчиваются такие «проблемные точки» в истории Украины, как Голодомор 1933-го г., Волынская
MUST-READ УКРАИНСКОЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ЭЛИТЫ: ЖУРНАЛ «КРИТИКА».
резня* 1943 г., национальное повстанческое движение в годы Второй мировой войны. В последние несколько лет возросло число материалов на политические и геополитические темы, в центре которых вполне предсказуемо оказываются сложные взаимоотношения Украины и России в синхронном и диахронном аспектах, осмысление истории и геокультурологии восточных территорий28.
В 1999 г. было основано издательство «Критика», которое стало специализироваться на издании монографий зарубежных и украинских ученых из области истории, политологии, литературоведения, культуры, философии, социологии, а также мемуарной литературы и художественных произведений классиков украинского модернизма и современных авторов, материалов по истории Украины, библиографических справочных изданий, собраний архивных материалов, комментированных академических изданий памятников украинской словесности ХГХ-ХХ вв. Среди наиболее серьезных и важных проектов — многотомное историческое исследование Людмилы Гриневич «Хроники коллективизации и Голодомора на Украине. 1927-1933», подготовка полного комментированного собрания произведений выдающегося украинского просветителя, общественного деятеля, писателя ХК-го в. Пантелеймона Кулиша, а также подготовка к публикации комментированного корпуса материалов «Тарас Шевченко в прижизненной и посмертной критике», серия «Открытый архив» (сборники материалов по истории украинской культуры ХК-ХХ вв.). Одно из новых направлений — выпуск в электронной форме материалов по истории культуры, в том числе полнотекстовые версии литературно-художественных журналов 1920-1930-х гг. с библиографическими описаниями (журналы «Мистецтво», «Ушверсальний журнал», «ВАПЛ!ТЕ», «Авангард», издания украинских футуристов). Часть книг можно приобрести не только в бумажных, но и в электронных версиях.
В 2003 г. был основан Институт Критики. Его бессменным президентом является Г. Грабович, исполнительным директором был Михаил Минаков — доктор философских наук, доцент кафедры философии и религиоведения Национального университета «Киево-
* В большинстве украинских изданий для этого события используют эвфемизмы, такие как «трагедия» или «драма», в «Критике» же используют именно устоявшееся словосочетание «Волынская резня».
Е.В. БАЙДАЛОВА
Могилянская академия», с 2016 г. стала Тамара Гундорова — доктор филологических наук, член-корреспондент НАН Украины, профессор, заведующая отделом теории литературы и компартивистики Института литературы имени Тараса Шевченко НАН Украины, которая главной миссией «Критики» видит «дальнейшее утверждение высоких стандартов академической науки»29. Основные направления деятельности Института — источниковедение, научно выверенная подготовка к печати и публикация материалов по истории украинской культуры ХК-ХХ вв., а также организация научных международных симпозиумов. Из наиболее значимых вышедших изданий, помимо продолжающегося полного собрания сочинений Кулиша, — полное собрание сочинений Владимира Свидзинского в двух томах (2004)30, полный корпус текстов писем Михаила Коцюбинского к Александре Аплаксиной (2008)31.
«Критика» активно представлена в Интернет-пространстве: существует сайт «Критика», на котором доступна вся актуальная информация о деятельности издательства и института, электронная версия выкладывается одновременно с бумажной, в электронном виде хранится архив материалов. Соответственно, на сайте можно оформить подписку на любую из версий журнала, а также платно получить полный доступ к архиву*. Существуют две версии сайта: на украинском и на английском языках.
«Критические решения» — новый онлайн проект на сайте, медийная платформа, «место встречи» для экспертов, которые вырабатывают видение и решение актуальных для Украины вопросов, предлагают обществу возможные решения насущных проблем. Специальные темы этого проекта — Евромайдан, «Коррупция как ценность», «Будущее нашего прошлого», «Бизнес и инновации», «Легитимность власти» и др.
Журнал, издательство, институт, а также онлайн проект «Критические решения» образуют группу «Критика», которая видит свою миссию в том, чтобы устанавливать высокие стандарты культурологических и политических дискуссий на Украине; обеспечивать глубокий анализ и поиск альтернативных решений для важных общественных проблем; принимать участие в глобальных дебатах отно-
* Рекламный слоган для оформления подписки на сайте: «Подарите детям умных родителей».
MUST-READ УКРАИНСКОЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ЭЛИТЫ: ЖУРНАЛ «КРИТИКА»...
КРИТИКА
Юбилейный выпуск журнала «Критика» (20 лет со дня первого выпуска). № 11-12 (241-242). 2017. Декабрь.
сительно ключевых вопросов украинской политики и общественной жизни, артикулируя при этом значение и перспективы Украины; затрагивать темы, которые не появляются в украинских медиа, или те, которые в украинском обществе рассматриваются как табуиро-ванные и маргинальные (неоднозначные, спорные исторические события, ксенофобия, антисемитизм, гендерная и сексуальная дискриминация), и таким образом принимать участие в строительстве действенного гражданского общества и формирования уважительного отношения к фундаментальным демократическим ценностям; делать возможным прямой доступ к актуальным интеллектуальным дебатам на Украине для международных аналитиков и критиков, способствуя интеграции Украины в международное сообщество.
Е.В. БАЙДАЛОВА
За многие годы своего присутствия в украинском интеллектуальном пространстве «Критика» сама стала социокультурным явлением современной Украины. Она часто формирует общественную «повестку дня»: ставит на обсуждение те проблемы и вопросы, которые требуют осмысления, «проговаривания» в украинском обществе, переживающем, пожалуй, один из самых сложных периодов своего существования. Не менее важно и то, что она влияет на мировоззрение интеллектуальной элиты, тех, от кого, как хотелось бы верить, зависит будущее Украины*.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Грабович Г. Шевченко, якого не знаемо. З проблематики символ1чно! авто-бюграфи та сучасно! рецепцп поета. Кт'в, 2014.
2 Грабович Г. Шевченко, якого не знаемо. Кит, 2000.
3 Грабович Г. Шевченков1 «Гайдамаки»: Поема i критика. Ки!в, 2013.
4 Вщкритий лист головi та членам Шевченювському комитету. URL: http:// dontsov-nic.com.ua/vidkrytyj-lyst-holovi-ta-chlenam-shevchenkivskoho-komitetu/ (дата последнего обращения: 27.05.2109).
5 Вщкритий лист головi та членам Шевченювському комитету.
6 Грабович Г. Критика: для чого? для кого? i яка? // Критика. Рж I, число 1 (1). 1997. Серпень. С. 3. URL: https://krytyka.com/ua/articles/krytyka-dlya-choho-dlya-koho-i-yaka (дата последнего обращения: 29.05.2019).
7 Б1ттвська Г. Сучасний лгтературний журнал у науковому та лгтературно-критичному дискурс // Збiрник наукових праць (фшолопчш науки). 2015. № 6. С. 159-163.
8 Андерер Я. «Украинская» «интеллектуальная» «периодика». Литераторы и эссеисты, философы и ученые. Ч. 2 // Неприкосновенный запас. 2004. № 2 (34). С. 114-121. URL: https://magazines.gorky.media/nz/2004/2/ukrainskaya-
* См., например, свидетельство Д. Шевчука, одного из авторов «Критики», доктора философских наук, профессора, проректора Национального университета «Острожская академия»: «Признаюсь, что "Критика" в значительной мере повлияла на формирование моего мировоззрения. Ведь в ней с самого начала основания журнала печатались тексты тех, кто считался чуть ли не интеллектуальными "гуру": Григорий Грабович, Юрий Андрухович, Максим Стриха, Николай Рябчук, Ярослав Грицак и др. И сначала казалось, что невозможно, чтобы моя статья оказалась рядом с их статьями. Однако когда я еще учился в аспирантуре, я подал свой текст на рассмотрение редколлегии. И приятной неожиданностью было то, что его одобрили». «Критика» — одно из наиболее авторитетных изданий, и не только на Украине. Газета «ОГО». 03.04.2019. URL: http://ogo.ua/articles/view/2019-04-03/ 99050.html (дата последнего обращения: 22.05.2019).
MUST-READ УКРАИНСКОЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ЭЛИТЫ: ЖУРНАЛ «КРИТИКА».
intellektualnaya-periodika-chast-2-literatory-i-esseisty-filosofy-i-uchenye.html (дата последнего обращения: 09.01.2020).
9 Булкина И. Тесный круг. (Украинская гуманитарная «периодика») // НЛО. 2010. № 6 (106). URL: https://magazines.gorky.media/nlo/2010/6/tesnyj-krug. html (дата последнего обращения: 13.01.2020).
10 URL: https://krytyka.com/ua/solutions/partners/ukrayinskyy-humanitarnyy-ohlyad (дата последнего обращения: 10.01.2020).
11 URL: https://krytyka.com/ua/solutions/partners/ukrayina-moderna (дата последнего обращения: 12.01.2020.
12 Грабович Г. Модель «Критики» // Критика. Рк XXI, число 11-12 (241-242). 2017. Грудень. С. 2-6. URL: https://krytyka.com/ua/articles/model-krytyky (дата последнего обращения: 22.05.2019).
13 Умберто Е. Священш вшни, емоцп та здоровий глузд // Критика. Рк V, число 11 (49). 2001. Листопад. С. 4-6.
14 М1лош Ч. Про агонда Заходу // Критика. Рк V, число 6 (44). 2001. Червень. С. 5-6.
15 Жижек С. Ласкаво просимо до пустелi Реального // Критика. Рк V, число 10 (48). 2001. Жовтень. С. 7-9.
16 Сад Е. Думки про Америку // Критика. Рк VI, число 5 (55). 2002. Травень. С. 10-11; Публiчна роль письменниюв та iнтелектуалiв // Критика. Рк VII, число 1-2 (63-64). 2003. Лютий. С. 18-20.
17 Грабович Г. Критика: для чого? для кого? i яка?
18 Андерер Я. «Украинская» «интеллектуальная» «периодика». Литераторы и эссеисты, философы и ученые.
19 Богачевська-Хомяк М. Тендер довкола тендера // Критика. Рк II, число 3 (5).
1998. Березень. С. 21-23.
20 Зборовська Н. Перемога плот // Критика. Рк II, число 10 (12). 1998. Жов-тень. С. 28-29.
21 Агеева В. Хто бопъся привиду ма^архату? // Критика Рк III, число 5 (19).
1999. Травень. С. 22-23.
22 Грабовська I. Жночтсть — трагедк Украши? // Критика. Рк III, число 12 (26). 1999. Грудень. С. 24-25.
23 Кочерга О. Правопис чужомовного походження // Критика. Рк VI, число 3 (53). 2002. Березень. С. 6-9. Дивнич В. Недержавний правопис державно! мови // Критика. Рк VI, число 3 (53). 2002. Березень. С. 10-11.
24 Бтоцертвець Н. Лггература на роздрiжжi // Критика. Рк I, число 1 (1). 1997. Серпень. С. 28-29.
25 Гриценко О. Дiамант у баранячш шапщ // Критика. Рк III, число 12 (26). 1999. Грудень. С. 20-23.
26 Грабович Г. Тарас Шевченко: формування нацюнального поета // Критика. Рк XIX, число 3-4 (209-10). 2015. Червень. С. 2-9.
27 Гриценко О., Гончаренко Н. Шевченювський ювшей: майже як завжди, ттьки скромшше. Критика. Рк XIX, число 3-4 (209-10). 2015. Червень. С. 10-19.
28 В1хров М. Чи можлива украlнiзацiя? Мiркуючи про кейс Донбасу // Критика. Рк XXII, число 1-2 (243-244). 2018. Лютий. С. 9-11; Полщук Я. Метафора i метонiмiя Донбасу // Критика. Рк XXII, число 1-2 (243-244). 2018. Лютий. С. 12-19; Артимишин П. В1д «Малоросп» до «Новоросп» // Критика. Рк XXIII, число 1-2 (255-256). 2019. Лютий. С. 10-22 и др.
29 Тамара Гундорова стала исполнительным директором Института Критики. Критика. Новости. Сентябрь. 2016. URL: https://krytyka.com/ua/articles/tamara-hundorova-stala-vykonavchoyu-dyrektorkoyu-instytutu-krytyky (дата последнего обращения: 20.05.2019).
30 Св1дзтський В. Твори у двох томах. Ки1'в, 2004.
31 Коцюбинський М. Листи до Олександри Аплаксшо!'. Ки!в, 2008.