Научная статья на тему 'Муниципальный менеджмент и местное самоуправление в России: теория и перспективы развития'

Муниципальный менеджмент и местное самоуправление в России: теория и перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1099
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МУНИЦИПАЛИТЕТ / МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / МЕНЕДЖМЕНТ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ / MUNICIPALITY / LOCAL GOVERNMENT / PUBLIC ADMINISTRATION / MANAGEMENT / ECONOMIC GROWTH / MUNICIPAL FINANCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Деменко Ольга Геннадьевна, Макарова Ирина Геннадьевна

Статья посвящена рассмотрению особенностей муниципального менеджмента и системы местного самоуправления, изучению перспектив развития муниципального самоуправления в условиях современной российской действительности. Рассмотрен муниципальный уровень власти как институт государственного управления, влияющий на качественное улучшение жизни граждан. Финансовая несамостоятельность муниципалитетов, особенно небольших по численности населения поселений и муниципальных районов, ведет к проблемам в формировании инновационного общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUNICIPAL MANAGEMENT AND LOCAL GOVERNMENT IN RUSSIA: THEORY AND DEVELOPMENT PROSPECTS

The article considers the peculiarities of municipal management and local self-government system, the study of the prospects for development of the municipal government in the conditions of modern Russian reality. Considered the municipal level of government as an institution of government, influencing the qualitative improvement of the lives of citizens. Financial sustainability of municipalities, especially small for the number of settlements and municipal districts of the population, leading to problems in the formation of an innovative society.

Текст научной работы на тему «Муниципальный менеджмент и местное самоуправление в России: теория и перспективы развития»

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ И МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В РОССИИ: ТЕОРИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ1

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению особенностей муниципального менеджмента и системы местного самоуправления, изучению перспектив развития муниципального самоуправления в условиях современной российской действительности. Рассмотрен муниципальный уровень власти как институт государственного управления, влияющий на качественное улучшение жизни граждан. Финансовая несамостоятельность муниципалитетов, особенно небольших по численности населения поселений и муниципальных районов, ведет к проблемам в формировании инновационного общества.

Ключевые слова: муниципалитет, муниципальное образование, местное самоуправление, государственное управление, менеджмент, экономический рост, муниципальные финансы.

MUNICIPAL MANAGEMENT AND LOCAL GOVERNMENT IN RUSSIA: THEORY AND DEVELOPMENT PROSPECTS

Annotation. The article considers the peculiarities of municipal management and local self-government system, the study of the prospects for development of the municipal government in the conditions of modern Russian reality. Considered the municipal level of government as an institution of government, influencing the qualitative improvement of the lives of citizens. Financial sustainability of municipalities, especially small for the number of settlements and municipal districts of the population, leading to problems in the formation of an innovative society. Keywords: municipality, municipality, local government, public administration, management, economic growth, municipal finance.

Экономическая ситуация в России и в мире к настоящему моменту заставляет активно изучать скрытые возможности роста экономических показателей, улучшения жизни населения и изыскания опорных точек инновационного развития. Изучение практики построения системы местного самоуправления, сложившейся в Российской Федерации к настоящему моменту, позволяет сделать выводы о необходимости серьезного развития муниципального уровня государственной власти как наиболее приближенного к потребителю государственных услуг, способствующему удовлетворению общественных потребностей, и способному породить как бизнес-структуры так и инновационную среду, позволяющую интегрировать системы образования, науки, государство и бизнес в поисках и построении эффективных экономических систем, способных к работе в седьмом экономическом укладе [5]. Местный уровень власти является ближайшим к потребителю системы государственного и муниципального управления - к гражданину России. Муниципальное образование, местное самоуправление - основа построения государственности. Власть, которую можно оценить единомоментно [3], исходя из критериев эффективности возможностей использования ограниченных ресурсов [1] в рамках обеспечения максимального покрытия требуемых обществом потребностей, власть, обладающая возможностями принятия конструктивных и эффективных решений, грамотная и самообеспеченная широким спектром финансовых возможностей, - именно она может стать полезной и обес-

© Деменко О.Г., Макарова И.Г., 2016

1 Статья подготовлена в рамках выполнения научно-исследовательской работы «Анализ практики местного самоуправления в России: стратегия и перспективы развития», финансируемой из средств ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова».

УДК 332.14 О.Г. Деменко И.Г. Макарова

Olga Demenko Irina Makarova

Вестник университета № 11, 2016

печивающей достойный уровень жизни. Местное самоуправление - один из важнейших институтов гражданского общества, способный к вовлечению населения к непосредственному принятию решений, влияющих на построение будущего страны.

Местное самоуправление - важнейший институт, отражающий уровень развития демократии в государственном управлении. Местное самоуправление как эффективная форма публичной власти направлено на преодоление отчуждения населения от управленческих процессов, привлечение граждан к активному участию в принятии решений, осуществление контроля за действиями власти. Что касается российского опыта - местное самоуправление в развивается более двадцати лет и использует среди методов построения эффективных управленческих решений способы нормативно-правового воздействия. Однако, несмотря на 20-летний опыт [4] выстраивания системы муниципального управления, остаются актуальными такие недостатки, как недоверие к системе государственного управления в целом и непосредственно муниципальной власти в частности, противоречия в области нормативно-правовых документов, общее отсутствие социальной сплоченности и доверия в обществе, недоступность власти для населения и личностный аспект главы местного уровня власти в иерархии государственного управления [6].

Изначально возникновение муниципального менеджмента следует связывать с обособлением интересов жителей поселений и возникновением особого вида управленческого труда, направленного на реализацию потребностей территориальных сообществ. Непосредственная реализация муниципального менеджмента возможна только в случае существования взаимодействия людей в повседневной жизнедеятельности, создания территориальной общности, в рамках которой население взаимодействует и совместно движется к достижению общих целей в области решения конкретных задач и построения комфортного пространства жизнедеятельности. Местный уровень власти аккумулирует работы в самых различных сферах (см. рис. 1), но главное - при столь широком объеме деятельности муниципальным служащим не следует забывать, что работают они, прежде всего, в обеспечение интересов населения территории.

Местное самоуправление

включает

Население

Бизнес (организации)

Рис. 1. Местное самоуправление на территории

При помощи муниципального менеджмента обеспечиваются все основные условия жизнедеятельности и потребности населения: в жилье, коммуникациях, общественном порядке, образовательных и медицинских услугах. Посредством муниципального бюджета перераспределяется 20-40 %

валового внутреннего продукта, в структуре местной власти занято до 20-30 % работающего населения, находится до 1/3 собственности городов и районов [2]. Именно власть, обеспечивающая население на местах необходимыми для эффективного использования ресурсов решениями, финансово обеспеченная, грамотная, может быть полезной и способной обеспечить качественный уровень жизни, систему муниципального управления, финансово независимого и способного адекватно и быстро реагировать на изменяющиеся потребности общества - цель формирования качественно новой отечественной культуры муниципального менеджмента. Поэтому особенно важным вопросом является проблема создания самофинансируемой системы построения муниципального менеджмента, ведущей к обогащению собственных основ регулирования социально-экономических процессов научными выводами и положениями, передовым опытом, что приведет к возникновению качественно новой отечественной культуры менеджмента. В настоящий же момент пока еще не хватает знаний в области построения эффективного и грамотного управления, а теория, к сожалению, не дает ответа на вопрос, как развивать и стратегически управлять локальной территорией.

Библиографический список

1. Ахмадеев, Б. А. «Здоровая» инновационная экосистема - благоприятная среда для экономического роста / Б. А. Ахмдеев // Инновационная деятельность. - 2016. - № 1(36). - С. 5-13.

2. База данных показателей муниципальных образований [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.gks.ru/dbscripts/munst/munst.htm (дата обращения : 25.10.2016).

3. Деменко, О. Г. Коррупция как глобальная экономическая проблема / О. Г. Деменко // Наука и практика. -2016. - № 1(21). - С. 109-112.

4. Лукьянова, М. Н. Сценарное планирование в государственном и муниципальном управлении : учеб. по-соб. / М. Н. Лукьянова. - М. : ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г. В. Плеханова», 2012. - 76 с.

5. Никулин, Л. Ф. Аспекты современного менеджмента / Л. Ф. Никулин, А. И. Гретченко, О. Г. Деменко // Наука и практика. - 2016. - № 2(22). - С. 16-21.

6. Худоренко, Е. А. Особенности построения интеграционных объединений на постсоветском пространстве / Е. А. Худоренко. - Ценности и интересы современного общества : материалы Международной научно-практической конференции. - 2013. - С. 253-257.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.