Экономика региона / Economy of a region http://regionsar.ru ISSN 2413-1407, eISSN 2587-8549
УДК 332.1:338.436.33
Е. Н. КОРОЛЕВА, МУНИЦИПАЛЬНЫЙ МЕГАПРОЕКТ О. В. СЕМЕНЧУК, КАК ИНСТРУМЕНТ А. А. ГРАНКИНА ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОТЕНЦИАЛА СЕЛЬСКОГО ПРОСТРАНСТВА РЕГИОНА
Ключевые слова: регион; муниципальный мегапроект; проектное управление; муниципальный район; муниципальная стратегия; степная культура; сельское пространство
Введение: в условиях внедрения системы стратегического управления муниципальными социально-экономическими системами необходимо формирование новых подходов к реализации стратегий их развития. В настоящее время, помимо традиционного инструментария, призванного формировать программно-проектный механизм реализации муниципальных стратегий, возрастает актуальность практического применения инструментов проектного подхода и проектного управления.
Материалы и методы: информационной базой настоящего исследования послужил комплекс нормативных документов и документов стратегического характера. Аналитическую основу составили официальные статистические материалы; информационно-аналитические материалы российских организаций и консалтинговых агентств по стратегическому планированию, данные экспертных оценок специалистов в области стратегического планирования, материалы периодической печати, электронные ресурсы. В рамках системного подхода применялись следующие методы исследования: научная
КОРОЛЕВА Елена Николаевна, профессор кафедры региональной экономики и управления Самарского государственного экономического университета, доктор экономических наук (443090, Россия, г. Самара, ул. Советской Армии, 141) (e-mail: korol388@mail.ru). ORCID: http://orcid. org/0000-0001-8006-2751
СЕМЕНЧУК Ольга Витальевна, доцент кафедры региональной экономики и управления Самарского государственного экономического университета, кандидат экономических наук (443090, Россия, г. Самара, ул. Советской Армии, 141) (e-mail: semenola247@yandex.ru). ORCID: http:// orcid.org/0000-0002-5750-2074
ГРАНКИНА Арина Александровна, старший преподаватель кафедры региональной экономики и управления Самарского государственного экономического университета (443090, Россия, г. Самара, ул. Советской Армии, 141) (e-mail: arina128@mail.ru). ORCID: http://orcid.org/0000-0001-9728-1010
© Королева Е. Н., Семенчук О. В., Гранкина А. А., 2017
абстракция, аналогия, ретроспективный анализ, генетический и синер-гетический подходы, статистические, классификация и структуризация, стратегический анализ, экспертные оценки.
Результаты исследования: на основе стратегического анализа развития муниципального района Алексеевский Самарской области сформирована концепция мегапроекта, основанная на идее эффективного использования потенциала сельского пространства. Содержание мегапроекта раскрывается в рамках конкретных проектов по основным сферам муниципального развития: социуму, среде обитания, предпринимательству, институту местного самоуправления.
Обсуждение и заключения: мегапроекты являются необходимым и эффективным дополнением программно-проектного инструментария, раскрывающего сущность и практические аспекты реализации муниципальных стратегий. Сформулированы условия мегапроектирования на муниципальном уровне управления. В рамках муниципальной стратегии предложен конкретный мегапроект, направленный на развитие пространства самобытной степной культуры, выступающий экономическим «драйвером» сельской территории.
Введение. В соответствии с Федеральным законом «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ1 на муниципальном (локальном) уровне внедряется система стратегического управления местным социально-экономическим развитием. Одной из наиболее важных и при этом проблемных сфер остается формирование адекватной системы реализации разработанной стратегии.
В настоящее время отсутствуют единые критерии оценки качества муниципальных стратегий. Эксперты в области стратегического планирования развития территорий предлагают в качестве критериев использовать наличие крупных и оригинальных идей, способных заинтересовать местное сообщество, и реализуемость стратегии. Однако в большинстве разработанных и утвержденных муниципальных стратегий используется традиционный набор инструментов, в совокупности формирующий программно-проектный механизм ее реализации. Актуальность поиска новых подходов к реализации муниципальных стратегий, позволяющих эффективно использовать традиционные ресурсы сельских территорий, усиливается необходимостью внедрения проектного управления в муниципальную сферу.
1 См.: Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ // Информ.-прав. обеспечение ГАРАНТ (дата обращения: 15.12.2016).
Обзор литературы. По мнению И. В. Митрофановой и А. Н. Жукова, мегапроекты — это крупные долговременные капиталоемкие проекты, носящие системный характер и обладающие такими отличительными чертами, как сложность, затратность и высокая значимость поставленных целей [1, с. 75].
Как правило, такого рода проекты включаются в федеральные и региональные документы стратегического целеполагания (стратегии). Мегапроекты могут выступать и в роли программ макроэкономического, межрегионального или муниципального значения и объединять большое количество взаимосвязанных проектов, которые обладают общими целями, ресурсами и необходимым временем для их реализации [2, с. 8].
Б. А. Райзберг полагает, что современному мегапроекти-рованию присущ ряд отличительных черт:
— большой территориальный охват (страна, округ, группа регионов, муниципальный район и т. д.);
— преобладание целей, связанных с созданием различного рода инфраструктурных объектов территории, которые в дальнейшем будут способствовать строительству новых крупных центров социального и экономического развития, а также использованию новых видов ресурсов;
— необходимость решения комплексной проблемы системного характера, направленной на установление оптимальных параметров сбалансированного, конкурентоспособного, устойчивого развития хозяйственных систем различных уровней, которая закреплена в качестве основного направления;
— содействие активизации межрегиональных и межмуниципальных связей и оптимизации существующих территориальных пропорций;
— участие организаций различной ведомственной подчиненности;
— охват трех основополагающих направлений: экономики, природы, населения2.
Анализируя последнюю из указанных характеристик мегапроектирования, А. А. Малютина и В. М. Мясникова приходят к выводу, что оно является инструментом, спо-
2 См.: Райзберг Б.А. Программно-целевое планирование и управление. М.: КноРус, 2008. 312 с.
собным обеспечить переход к устойчивому развитию конкретной территории3.
Т. Гантон выделяет условия целесообразности применения мегапроектирования применительно к рассматриваемой проблематике. Это превалирование комплексных и многоцелевых проблем, в том числе комплексного хозяйственного освоения труднодоступных и проблемных территорий; долгосрочный временной интервал; комплексное использование природных ресурсов межотраслевого и многоцелевого применения; возможность объединения различного рода проектов отраслевого и межотраслевого характера, обладающих общими целями и задачами [3].
При проведении исследования мы использовали определение муниципального мегапроекта, данное Е. Н. Королевой. Оно отражает его специфичную роль в процессе разработки и реализации стратегии развития территории. По ее мнению, муниципальный мегапроект — это общемуниципальный партнерский проект, представляющий систему взаимоувязанных проектов, предполагающий участие нескольких заинтересованных сторон, принимающих решения на основе согласия для достижения общих стратегических ориентиров развития муниципального образования4.
Необходимо отличать мегапроект от флагманского проекта территории, под которым Б. С. Жихаревич с соавторами понимает комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на создание уникального продукта или услуги в условиях временных и ресурсных ограничений, дающий существенный толчок развитию поселения и открывающий новые возможности, которые влекут за собой другие проекты5.
3 См.: Малютина А.А., Мясникова В.М. Роль стратегии в повышении устойчивости социально-эколого-экономического развития муниципального образования // Инновационные подходы к обеспечению устойчивого развития социо-эколого-экономических систем: материалы Междунар. конф. (19—21 мая 2014 г., Самара — Тольятти). Самара, 2014. С. 147.
4 См.: Королева Е.Н. Стратегическое управление развитием муниципальных социально-экономических систем в условиях глобализации: теоретико-методологические аспекты: моногр. М.: ВГНА Минфина России, 2006. С. 80—81.
5 См.: Жихаревич Б.С., Лебедева Н.А., Русецкая О.В., Прибышин Т.К. Стратегии малых городов: территория творчества / под ред. Б.С. Жиха-ревича. СПб.: Междунар. центр соц.-экон. исслед. «Леонтьевский центр», 2017. С. 22.
В большинстве научных публикаций превалируют результаты исследований новых инновационных факторов территориального развития, а сельские муниципальные районы, использующие традиционные факторы экономического развития, не рассматриваются в качестве объектов мегапроектирования.
Материалы и методы. В статье даны результаты разработки муниципального мегапроекта в рамках стратегии социально-экономического развития муниципального района Алексеевский Самарской области до 2025 г. Методические принципы разработки муниципальных мегапроектов предложены и апробированы Лабораторией комплексных региональных исследований Самарского государственного экономического университета в 2006—2016 гг. в процессе формирования документов стратегического характера для ряда муниципальных образований Самарской области.
Информационной базой исследования послужили стратегии, концепции, программы и проекты развития субъектов и муниципальных образований Российской Федерации, в частности Самарской области, материалы исследовательских работ, ресурсы Интернета.
Использовались общенаучные и специальные методы исследования: научная абстракция, аналогия, ретроспективный анализ, генетический и синергетический подходы; эмпирические методы: статистические, классификация и структуризация, стратегический анализ, экспертные оценки. Объектом исследования стал муниципальный район Алек-сеевский Самарской области.
Результаты исследования. Муниципальный район Алексе-евский Самарской области — это периферийная территория региона, которая расположена на его юге-востоке, в 70 км от железной дороги и ст. Богатое, граничит с Оренбургской областью. По состоянию на 1 января 2016 г. его площадь — 1 890,87 кв. км (3,5 % от всей территории Самарской области). Численность населения района на 1 января 2016 г. составила 11 605 чел. Административно-территориальное деление района представлено пятью сельскими поселениями, включающими 28 населенных пунктов. В сводном рейтинге муниципальных районов Самарской области за 2016 г. рассматриваемый район занимает 18-е место из 27.
Муниципальный район Алексеевский относится к третьему агроклиматическому району — пониженного увлажнения. Гидротермический коэффициент составляет 0,7. На территории района расположены реки Съезжая и Чапаевка. Суммарное зеркало водного бассейна района составляет 20,6 кв. км (1 % от общей площади территории района).
В структуре почвенного покрова преобладают обыкновенные (27 % пашни) и южные (73 % пашни) черноземы, представленные в основном карбонатными маломощными тяжелосуглинистыми разновидностями. Они характеризуются невысоким естественным плодородием, находятся преимущественно в комплексе с солонцами, что снижает их продуктивность.
За 2010—2015 гг. общая площадь земель в муниципальном районе Алексеевский оставалась неизменной и составила 189 087 га. Территория района отличается большой распаханностью сельскохозяйственных угодий (78 %), что значительно превышает экологически допустимый уровень и способствует развитию эрозии и деградации почв. Земли, поврежденные эрозией в средней и сильной степени, составляют 26 %, пашни — 96 %.
Список особоохраняемых природных территорий регионального значения насчитывает 10 объектов, доля особо-охраняемых территорий в общей площади территории рассматриваемого района невелика и составляет 0,4 %6.
Предпосылками разработки концепции мегапроекта муниципального района Алексеевский Самарской области на период до 2025 г. послужили результаты анализа факторов и потенциалов развития его территории. Экономическая специализация и самобытность культуры района сформировались в геосреде, представленной прежде всего степным ландшафтом и сложившимися условиями жизнедеятельности населения, когда занятие земледелием не давало хороших урожаев, а более продуктивным являлось степное животноводство.
Особое развитие получило коневодство, что дало возможность рассматривать район как центр кумысолечения. Климат и степные просторы привлекли в эту местность
6 См.: Воронин В.В., Васильева Д.И., Мытарев А.Г., Токарев Ю.А. и др. Муниципальные районы: теория и практика: моногр. Самара: СамЛюксПринт, 2016. 372 с.
Л. Н. Толстого, который после нескольких поездок в район приобрел на его территории в собственность два имения. В день именин писателя и в дни его приезда в имения в районе устраивались скачки и другие празднества. В настоящее время традиция степных скачек в районе восстановлена7. Это можно рассматривать как первый шаг к сохранению уникальности социокультурной среды территории.
Степная природа наложила отпечаток не только на экономическое развитие муниципального района, но и сформировала уклад жизни населения, образовав многогранную социокультурную систему. Район может позиционировать себя территорией со степной культурой, которая представляет собой особый тип культуры, обусловленный регионально-географическими особенностями среды [4, с. 105].
Концепция мегапроекта предполагает активное развитие межрегионального взаимодействия с регионами, располагающимися в схожих природно-климатических условиях и с народами других государств (Казахстан, Монголия и Китай), где бережно поддерживают и развивают степную культуру. Целесообразно, по нашему мнению, осуществлять формирование экономической и социально-культурной среды в районе на базе предложенной концепции мегапроекта в ходе реализации нескольких проектов (рисунок).
В качестве экономического «драйвера» развития территории нами рассматривается проект «Степное скотоводство», включающий шесть подпроектов. Особенностью проектных направлений «Разведение крупного и мелкого рогатого скота специализированных мясных пород» и «Разведение крупного и мелкого рогатого скота специализированных молочных пород» является то, что на территории муниципального района Алексеевский предлагается разводить только породы скота, которые наилучшим образом приспосабливаются к климатическим условиям этой территории. Поэтому к степному скотоводству в проекте отнесены не только крупный и мелкий рогатый скот, но и коневодство.
Участники подпроектов могут получать государственную поддержку в форме субсидий и грантов, выделяемых в рамках государственных программ Самарской области, например «Развитие сельского хозяйства и регулирование
7 См.: Степные скачки в имении Л. Н. Толстого. URL: http://gubernya63. ru/dostoprimechatelnosti/turism/alekseevka.html (дата обращения: 13.12.2016).
рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Самарской области» на 2014—2020 гг.8
Проект «Степное скотоводство»
Проекты развития научного, экологического и познавательного туризма
Конно-спор-тивный фестиваль «Степные скачки»
Пространство самобытной культуры
Литературный проект «Толстовские чтения»
Праздник «День степи»
Проект «Экология и культурное наследие степи»
Рисунок. Состав мегапроекта «Пространство самобытной культуры»
Рассматриваемые проекты предполагают создание и развитие семейных животноводческих ферм, что будет способствовать самозанятости сельского населения. Все большей популярностью пользуются и так называемые экофермы. На территории Самарской области это направление развито слабо, в связи с чем для муниципального района Алексеев-ский открывается возможность занять определенные ниши на региональных рынках экологически чистой продукции животноводства и сельского туризма.
8 См.: Постановление Правительства Самарской области «Об утверждении государственной программы Самарской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Самарской области" на 2014—2020 годы» от 14 нояб. 2013 г. № 624 // Справ.-прав. система «КонсультантПлюс» (дата обращения: 23.12.2016).
Подпроект «(Продуктивное коневодство» предполагает разведение лошадей, обладающих высокими мясными и молочными качествами. Успешная реализация проекта будет способствовать обеспечению Самарской области мясными и молочными продуктами, поможет возродить кумысоделие. Проект подразумевает возрождение на территории муниципального района Алексеевский кумысолечебницы. Учитывая, что кумысоделие в Самарской области не развито, район со временем может позиционировать кумыс в качестве бренда.
Подпроект ««Строительство сервисного селекционного центра» предполагает создание условий для ускоренного размножения высокоценных племенных животных, а также для выведения новых пород высокопродуктивного скота, способного быстро адаптироваться к условиям степной климатической зоны муниципального района Алексеевский.
Подпроект ««Создание фидлотов» предполагает создание специализированных откормочных площадок для крупного, мелкого рогатого скота и лошадей с подведенными инженерными коммуникациями, оснащенных водозаборными узлами, ветеринарными госпиталями и хранилищами для кормов. С учетом природно-климатических особенностей территории, на которой расположены фидлоты, они адаптированы под конкретные породы животных.
Подпроект ««Переработка продуктов жизнедеятельности сельскохозяйственных животных в высококачественные концентрированные удобрения» предполагает строительство на территории района производственных мощностей по переработке продуктов жизнедеятельности сельскохозяйственных животных.
В рамках разработки мегапроекта муниципального района Алексеевский нами определен перечень целевых индикаторов (показателей), характеризующий итоги его реализации к 2025 г. (табл. 1).
Все составляющие мегапроекта представлены в программно-проектном комплексе, следовательно, его осуществление даст соответствующие эффекты для развития рассматриваемого района (табл. 2).
Таблица 1
Основные целевые индикаторы (показатели) мегапроекта «Пространство самобытной культуры»
Целевой индикатор (показатель) Ед. измер. За весь период реализации к 2025 г.
Объем инвестиций в основной капитал* в расчете на душу населения руб. 15 962,5
Количество вновь созданных рабочих мест ед. 43
Доля вовлеченных в хозяйственный оборот неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения % 90
Прирост поголовья: — крупного рогатого скота гол. 18 200
— овец и коз гол. 4 353
— лошадей гол. 324
Количество реализованных проектов туристической направленности ед. 8
* За исключением бюджетных средств, без ОКВЭД «Добыча полезных ископаемых» и «Транспортировка по трубопроводам».
Таблица 2
Эффекты реализации мегапроекта «Пространство самобытной культуры» по сферам муниципального развития*
Социум Среда обитания
Повышение уровня занятости сельских жителей. Увеличение доходов и повышение уровня жизни населения района. Увеличение количества проектов в социально-культурной и туристско-рекреационной сферах, получивших поддержку (финансовую, информационную, организационную) при их реализации Увеличение количества объектов и площади особоохраняемых природных территорий. Рост привлекательности муниципального района как места проживания
Предприниматель Институт местного самоуправления
Вовлечение в экономический оборот неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения, в том числе низкого плодородия. Обеспечение импортозамещения высокопродуктивного племенного скота. Обеспечение производства импортозамещающей продукции животноводства. Повышение активности субъектов малого и среднего предпринимательства. Увеличение количества рабочих мест. Повышение инвестиционной привлекательности района Рост налоговых поступлений в муниципальный и региональный бюджеты. Формирование бренда и продвижение имиджа муниципального района Алексеевский. Активизация межмуниципального, межрегионального и международного взаимодействия
* Таблица составлена авторами.
Обсуждение и заключения. Исследование подтвердило нашу позицию о необходимости и возможности мегапроекти-рования на муниципальном уровне. Мегапрект, являющийся инструментом стимулирования муниципального развития, позволяет запустить механизм социального партнерства, в основе которого лежат принципы интеграции ресурсов, ответственности и уважительного отношения к целям всех заинтересованных сторон.
К основным факторам, сдерживающим его применение в современных условиях, следует отнести: неразвитость института стратегического планирования на местах9; отсутствие ярких идей у представителей местного сообщества, способных инициировать разработку проектов подобного типа; невысокую проектную культуру и отсутствие лучших практик проектного управления в муниципальной сфере; частые трансформации административного аппарата; отсутствие преемственности местных властей.
В рамках исследования были решены две основные задачи теоретического и прикладного характера. Во-первых, выявлены сущность и особенности мегапроектов развития территорий, определяющие возможность их использования в качестве эффективного инструмента, дополняющего программно-проектный комплекс реализации стратегических перспектив развития муниципальных образований. Во-вторых, обоснованы предпосылки и разработаны концептуальные основы мегапроекта «Пространство самобытной культуры» в рамках стратегии социально-экономического развития муниципального района Алексеевский Самарской области на период до 2025 г., учитывающие традиционные факторы сельской территории, формирующие стратегический ресурс сельского пространства, и предложены направления его реализации на базе проектного подхода.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Митрофанова И.В., Жуков А.Н. Мегапроектирование как инструмент стратегического территориального менеджмента // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2012. № 3. С. 74—85. URL: http://ores.su/ru/journals/ekonomicheskie-i-sotsialnyie-peremenyi-faktyi-tend/2012-tom-21-nomer-3/a188263 (дата обращения: 13.01.2017).
9 См.: Жихаревич Б.С., Лебедева Н.А., Русецкая О.В., Прибышин Т.К. Стратегии малых городов: территория творчества. С. 66.
2. Митрофанова И.В., Жуков А.Н. Разработка стратегии развития южного макрорегиона в формате мегапроекта // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3. Экономика. Экология. 2010. № 2. С. 5—14. URL: http://ges.jvolsu.com/index.php/ru/component/attachments/ download/221 (дата обращения: 13.01.2017).
3. Ganton T. Megaprojects and Regional Development: Pathologies in Project Planning // Regional Studies. 2003. Vol. 37, no 5. Pp. 505—590. DOI: 10.1080/0034340032000089068
4. Борликов Г.М. Степная культура как феномен самобытной цивилизации // Мир образования — образование в мире. 2004. № 3. С. 104—109. URL: http://rudocs.exdat.com/docs/index-179688.html (дата обращения: 27.01.2017).
З.Заявленный вклад авторов:
КОРОЛЕВА Елена Николаевна — научное руководство, замысел статьи.
СЕМЕНЧУК Ольга Витальевна — описание методологии исследования, доработка текста статьи.
ГРАНКИНА Арина Александровна — поиск аналитических материалов, подготовка проекта текста статьи, составление таблиц, создание рисунка.
Для цитирования: Королева Е.Н., Семенчук О.В., Гранкина А.А. Муниципальный мегапроект как инструмент эффективного использования потенциала сельского пространства региона // РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY. 2017. Т. 25, № 3. С. 379—392.
Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.
E. N. KOROLEVA, O. V. SEMENCHUK, A. A. GRANKINA. MUNICIPAL MEGA-PROJECT AS A TOOL FOR EFFECTIVE USE OF THE POTENTIAL OF THE RURAL AREAS OF A REGION
Keywords: region; municipal mega-project; project management; municipal district; municipal strategy; steppe culture; rural areas
Introduction: in the conditions of introduction of the system of strategic administration of the municipal socio-economic systems, it is necessary to develop new approaches to the implementation of their growth strategies. Currently, in addition to the traditional tools designed to shape the program and project mechanism for implementing municipal policies, practical application of the tools of the project approach and project administration gain greater urgency.
Materials and Methods: a set of regulations and strategic documents became the in-formation base for this study. The analytical framework was made up of official statistical materials, information and analytical materials of Russian organizations, consulting agencies for strategic planning, data of expert evaluations by specialists in the field of strategic planning, periodi-
cals and electronic resources. Within the systemic approach, the following research methods were used: scientific abstraction, analogy, retrospective analysis, genetic and synergetic approaches, statistical methods, classification and structuring, strategic analysis and expert evaluation.
Results: basing on the strategic analysis of the development of the Alekseevka Municipal District of the Samara Region, the concept of a mega-project was formed based on the idea of effective use of the potential of rural areas. The content of the mega-project is revealed in the framework of specific projects on the key fields of municipal development: society, environment, entrepreneurship, institution of local government.
Discussion and Conclusions: mega-projects are necessary and effective complement to the program and project tools which reveal the nature and practical aspects of implementation of municipal strategies. The paper identifies the conditions of launching mega-projects at the municipal level of government. In the framework of the municipal strategy, a specific mega-project was proposed aimed at the development of the space of the original steppe culture acting as an economic driver of the rural area.
REFERENCES
1. Mitrofanova I.V., Zhukov A.N. [Megaprojecting as a tool of strategical and territorial management]. Jekonomicheskie i social'nye peremeny: fakty, tendencii, prognoz = Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast. 2012; 3:74—85. Available at: http://ores.su/ru/journals/ekonomicheskie-i-sotsialnyie-peremenyi-faktyi-tend/2012-tom-21-nomer-3/a188263 (accessed 13.01.2017). (In Russ.)
2. Mitrofanova I.V., Zhukov A.N. [Working out development strategy of southern macroregion in megaproject format]. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija 3. Jekonomika. Jekologija = Science Journal of VolSU. Global Economic System. 2010; 2:5—14. Available at: http://ges.jvolsu.com/index.php/ru/component/attachments/download/221 (accessed 13.01.2017). (In Russ.)
3. Ganton T. Megaprojects and Regional Development: Pathologies in Project Planning. Regional Studies. 2003; 5(37):505—590. DOI: 10.1080/0034340032000089068
4. Borlikov G.M. [Steppe culture as a phenomenon of a unique civilization]. Mir obrazovanija — obrazovanie v mire = World of education — education in the world. 2004; 3:104—109. Available at: http://rudocs.exdat.com/docs/ index-179688.html (accessed 27.01.2017). (In Russ.)
Contribution of the authors:
Elena N. Koroleva — academic advising, the idea of the article.
Olga V. Semenchuk — description of the research methodology, finalization of the text of the article.
Arina A. Grankina — search for analytical materials, preparation of a draft text of the article, compiling tables, making the drawing.
About the authors:
Elena N. Koroleva, Doctor of Economic Sciences, Professor at the Department of Regional Economy and Administration, Samara State University of Economics (141 Sovetskoi Armii St., Samara, 443090, Russia) (e-mail: korol388@mail.ru). ORCID: http://orcid.org/0000-0001-8006-2751
Olga V. Semenchuk, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor at the Department of Regional Economy and Administration, Samara State University of Economics (141 Sovetskoi Armii St., Samara, 443090, Russia) (e-mail: semenola247@yandex.ru). ORCID: http://orcid.org/0000-0002-5750-2074
Arina A. Grankina, Senior Lecturer at the Department of Regional Economy and Administration, Samara State University of Economics (141 Sovetskoi Armii St., Samara, 443090, Russia) (e-mail: arina128@mail.ru). ORCID: http:// orcid.org/0000-0001-9728-1010
For citation: Koroleva E.N., Semenchuk O.V., Grankina A.A. Municipal Mega-Project as a Tool for Effective Use of the Potential of the Rural Areas of a Region. REGIONOLOGIYA = REGIONOLOGY. 2017; 3(25):379—392.
All authors have read and approved the final manuscript.
nocTynn^a/Submitted 15.03.2017.