Научная статья на тему 'Муниципальные права и обязанности граждан: понятие и проблемы правового регулирования'

Муниципальные права и обязанности граждан: понятие и проблемы правового регулирования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
865
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГАРАНТИИ ПРАВ ЛИЧНОСТИ / WARRANTIES OF THE RIGHTS TO PERSONALITIES / МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / LOCAL HOME RULE / МУНИЦИПАЛЬНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ЛИЧНОСТИ / LEGAL POSITION TO PERSONALITIES / МУНИЦИПАЛЬНО-ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ / MUNICIPAL-LEGAL RELATIONS / ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЛИЧНОСТИ / MUNICIPAL-LEGAL STATUS TO PERSONALITIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Коваленко Наталья Владимировна

Необходимым элементом в механизме обеспечения правового положения гражданина в муниципальных правоотношениях, придающим ему качественную определенность и конкретность, выступает муниципально-правовая детализация параметров конституционного статуса в рамках действующего, прежде всего муниципального, законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUNICIPAL RIGHTS AND DUTIES OF CITIZENS: THE CONCEPT AND LEGAL ISSUES

A necessary element in the mechanism of ensuring of the legal status of a citizen in the municipal legal relations, giving to it certain qualities and concreteness, acts of municipal legal detail settings constitutional status under applicable, first of all municipal legislation.

Текст научной работы на тему «Муниципальные права и обязанности граждан: понятие и проблемы правового регулирования»

Муниципальные права как самостоятельная правовая категория еще не стала общепризнанной, что можно объяснить, вероятно, тем обстоятельством, что сам институт местного самоуправления функционирует сравнительно недавно, а в нынешнем его виде всего десять лет (с принятием Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»). И соответственно, поскольку муниципальные права являются производными от института местного самоуправления, то, соответственно, они не часто являются предметом специальных исследований.

В этом контексте нужно заметить, что согласно ст. 12 Конституции России в нашей стране признается и гарантируется местное самоуправление, следовательно, признаются и гарантируются муниципальные права для субъектов этих прав, а именно жителей тех территорий, где функционирует местное самоуправление (сельские и городские поселения, муниципальные районы, городские округа, внутригородские территории городов федерального значения). Вместе с тем, в отличие, например, от конституционных прав, применительно к муниципальным правам не имеется достаточных теоретических обоснований, равно как системного юридического закрепления, в связи с чем представляется необходимым более подробно остановиться на понятии и классификации муниципальных прав и обязанностей граждан.

Прежде всего, отметим, что сам термин «муниципальные права» хотя и встречается пока относительно редко в правовой литературе, тем не менее получил «санкцию» Конституционного суда Российской Федерации (КС РФ). Так, в определении КС РФ от 5 марта 2009 г. [1] этот термин используется для обоснования решения КС РФ по существу рассматриваемого вопроса.

Далее нужно констатировать, что отрасль муниципального права в свое время была выделена из конституционного права, соответственно, понятие конституционных прав является более широким, чем понятие муниципальных прав - эти институты соотносятся как общее и часть. Такое уточнение необходимо для того, чтобы показать значимость муниципальных прав в развитии демократических основ российского общества, учитывая, что демократия на местах трансформируется в муниципальную демократию, которая осуществляется через институты местного самоуправления. При этом публично-властные черты местного самоуправления дополняются и обогащаются муниципальными правами и обязанностями граждан, уполномоченных к автономной публичной самоорганизации в тех правомерных формах и теми средствами, которые согласуются с демократическими принципам и ценностями народа и в наибольшей степени соответствуют целям решения вопросов местного значения на данной территории [2, с. 52].

При этом под муниципальными правами имеются в виду права граждан в связи с осуществлением местного самоуправления [3, с. 134; 4, с. 39]. В литературе отмечается, что муниципальные права граждан имеют ряд существенных признаков, в числе которых, в частности, Р. М. Усманова выделяет следующие: реализация муниципальных прав предполагает связь с конкретным муниципальным образованием; муниципальные права являются элементом конституционного правового статуса граждан и производны от него [4, с. 39].

Перечень и содержание таких прав устанавливаются Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», законами субъектов Российской Федерации. Вместе с тем, уставом муниципального образования данный перечень может быть расширен с учетом национальных, исторических традиций и детально конкретизирован.

Для определения сущности муниципальных прав граждан следует исходить из общетеоретического понятия «права граждан». Слово «право» употребляется для обозначения различных социальных явлений, чем обусловлена его многозначность. Оно может употребляться в объективном и субъективном смыслах. Последний раскрывает принадлежность личности к обществу и государству, т. е. права граждан. Субъективное право граждан означает «притязание субъекта на социальный продукт и одновременно существование определенной возможности; реализация этого притязания. Содержание такого права можно определить как объективную возможность пользования социальными благами» [5, с. 14].

В литературе отмечается также, что права граждан - это такие социальные блага для людей, которые признаются государством и закрепляются в конкретном муниципальном законодательстве [6,

с. 27]. По мнению А. М. Абрамовича, для уяснения правового статуса граждан необходим подход, в соответствии с которым правовой статус рассматривается прежде всего как система гарантированных государством прав, свобод и обязанностей граждан [7, с. 4]. Между тем различий между понятиями «права граждан» и «свободы», в сущности, нет. Если свобода есть право, а право - это всегда свобода, то разделение их носит традиционный характер [8, с. 170]. Различие же «прав» и «обязанностей» связано с особенностями отражения ими тех или иных видов интересов: право в наибольшей мере выражает интересы граждан; в то время как обязанности - интересы общественные, коллективные, а через них - интересы граждан [9, с. 10].

В своей совокупности жители муниципального образования, обладающие муниципальными правами, образуют население муниципального образования (местное сообщество), которое также может быть субъектом муниципальных прав, но при этом субъектность должна быть объективирована посредством определенных в законе форм, в частности, речь идет о том, что население в целом может выражать свои интересы через избираемые органы местного самоуправления, структуры общественного самоуправления, через собрания граждан и др. При этом граждане как субъекты муниципального права находятся внутри другого субъекта муниципального права - населения.

Из этого следует, что граждане осуществляют свои муниципальные права в составе населения, и, соответственно, они не являются носителями муниципальных прав в конкретном муниципальном образовании, если не входят в состав населения этого муниципального образования. Как мы видим, имеются вполне определенные пространственные пределы, в рамках которых могут быть реализованы муниципальные права, и эти пределы ограничиваются границами территорий городских и сельских поселений, городских округов, внутригородских территорий городов федерального значения, где проживает в качестве постоянного жителя гражданин как носитель субъективных муниципальных прав данного муниципального образования.

Здесь можно выделить и специфику муниципального района как вида муниципального образования. Дело в том, что в состав муниципального района входят другие муниципальные образования (городские и сельские поселения), и получается, что жители поселений имеют «двойные» муниципальные права. Здесь существуют свои нюансы с точки зрения реализации муниципальных прав, однако мы их здесь не рассматриваем.

Теперь обратимся к дефинициям. В литературе указывается, в частности, что муниципальные права следует определять как: во-первых, совокупность возможностей, имеющихся в муниципальном образовании; во-вторых, существование минимальных возможностей, которыми обладают граждане в рамках того или иного муниципального образования. Таким образом, под муниципальными правами граждан следует понимать систему гарантированных прав и свобод личности, которые реализуются на территории соответствующего муниципального образования, признаются им и закрепляются в законодательных актах Российской Федерации, ее субъектах и уставе муниципального образования [4, с. 39-40].

Вместе с тем предложенное определение муниципальных прав представляется недостаточно четким. На наш взгляд, под муниципальными правами следует понимать права граждан как членов местного сообщества по осуществлению местного самоуправления в муниципальном образовании. Эти права находят выражение прежде всего в установленных законом формах осуществления населением местного самоуправления (гл. 5 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»). Анализ нормативных актов позволяет выделить следующий перечень прав граждан на участие в местном самоуправлении.

К ним относятся такие муниципальные права: право непосредственно участвовать в решении вопросов местного значения путем местного референдума, а также посредством сходов граждан сельского поселения; право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления; право на индивидуальное и коллективное обращения в органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления; право получать полную и объективную информацию о деятельности органов местного самоуправления; право защищать свои права на участие в местном самоуправлении в судебном и ином порядке; право на территориальное общественное самоуправление; право правотворческой инициативы; право на проведение собраний и конференций; право голосовать по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица

местного самоуправления, по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования; право участвовать в других формах прямого волеизъявления.

Все остальные муниципальные права являются, на наш взгляд, производными от этих прав. Вместе с тем законодатель в ч. 1 ст. 33 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» указывает, что наряду с предусмотренными в гл. 5 данного законом формами непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления граждане вправе участвовать в осуществлении местного самоуправления в иных формах, не противоречащих Конституции Российской Федерации, настоящему Федеральному закону и иным федеральным законам, законам субъектов Российской Федерации.

Как нам представляется, здесь ситуация неоднозначная. Дело в том, что, определяя неисчерпывающий перечень форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления, законодатель допускает иные формы, и при этом не учитывает того обстоятельства, что реализация гражданами своих муниципальных права в соответствии с этими формами имеет правовые процедуры и соответствующие правовые последствия. И если, допустим, граждане изъявят желание реализовать свои муниципальные права в иных формах, помимо тех, которые указаны в гл. 5 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», то могут возникнуть правовые коллизии, и прежде всего в части гарантии муниципальных прав граждан. Здесь мы только обозначаем проблему, не имея в виду подробное рассмотрение путей ее решения. В качестве гипотезы лишь отметим, что целесообразнее все же определять исчерпывающий перечень форм осуществления населением местного самоуправления, а если практика будет вносить новые формы, то их необходимо включать в гл. 5 федерального муниципального закона.

Субъективные права, как известно, сочетаются с соответствующими обязанностями. Это относится и к муниципальным правам и обязанностям. В этом контексте заслуживает внимания мнение А. А. Джагаряна о том, что, имея сложное нравственно-юридическое содержание, институт коммунитарных (муниципальных) обязанностей раскрывает меру должного поведения сочленов муниципального коллектива и в единстве с муниципальными (коммунитарными) правами выражает полноту муниципально-правового статуса личности. В системе местного самоуправления, действующей не только силой властного принуждения, но и в немалой степени силой авторитета, формирование полноценного института обязанностей тем более важно: это необходимая предпосылка эффективности муниципальной демократии и важнейший фактор демократизации правового сознания личности, связывающей себя императивом соблюдения правовых норм не по чисто формальным основаниям, а через фактически сложившиеся установки муниципально-правовой культуры. Неразвитость коммунитарных обязанностей порождает диспропорции в муниципально-правовом статусе, деформирует социально-правовые связи [10, с. 61].

А. А. Джагарян выделяет и иные интересные аспекты, касающиеся муниципальных обязанностей, в частности, это касается выделения основных особенностей коммунитарных обязанностей: их субъектом может выступать не только человек в его личном качестве, но и коллектив граждан (местное сообщество в целом), что объясняется природой самоуправленческих отношений как проявления коллективного (совместного) правопользования; они имеют локально-территориальный характер, т. е. действуют в пространственных границах муниципального образования и участвуют в регулировании трехсторонних отношений между человеком, местным сообществом и государством; объект коммунитарных обязанностей воплощает единство интересов государства, связанных с необходимостью осуществления местного самоуправления на всей территории страны, и местного сообщества, касающихся налаживания социального взаимодействия и решения вопросов местного значения в данном муниципальном образовании; коммунитарные обязанности являются комплексными, что обусловлено многосторонностью связей человека с местным сообществом (социально-политическими, экономическими, культурными и т. п.) и соответственно комплексной природой муниципального права; нормативное содержание коммунитарных обязанностей как одного из институтов иерархически соподчиненного местного правопорядка определяется в соответствии с Конституцией РФ и законом через самоуправленческий механизм, т. е. посредством реализации

муниципальной политической свободы; при этом не исключается расширение круга таких обязанностей в рамках муниципального правотворчества с соблюдением законодательства, конституционных и общих принципов права; по своей правовой природе коммунитарные обязанности являются публично-частными: с одной стороны, императивное долженствование в них сочетается с известной, порой весьма широкой, свободой усмотрения обязанного лица выбирать конкретные формы, способы и средства исполнения обязанности; с другой - они могут возникать не только в силу прямого предписания закона, но и на ином, диспозитивно-договорном основании (через взаимное ограничение и обязывание личности и публичной власти); в коммунитарных обязанностях преобладает принципное содержание, корреспондирующее с правоспособностью индивида как участника общерегулятивного правоотношения по поводу реализации местного самоуправления, при том что конкретные обязанности возлагаются чаще всего через координацию и позитивное обязывание [10, с. 62-63]. С таким подходом нельзя не согласиться.

Однако авторы, рассматривающие проблему муниципальных обязанностей, не затрагивают трех важнейших аспектов.

Во-первых, речь идет о правовом регулировании муниципальных обязанностей. В настоящее время на федеральном уровне они не закреплены. При этом, как известно, конституционные обязанности в Конституции России определены. То же относится к проанализированным нами муниципальным правовым актам (прежде всего уставам муниципальных образований) и муниципальному законодательству субъектов Российской Федерации где нам не удалось встретить ни одной нормы, определяющей муниципальные обязанности.

Во-вторых, не ставится вопрос о видах и степени ответственности граждан в случае невыполнения ими муниципальных обязанностей. Безусловно, данный вопрос чрезвычайно сложен, и требует специального монографического исследования, в связи с чем мы лишь обозначаем эту проблему и полагаем, что практика осуществления в России местного самоуправления нуждается в ее решении.

Наконец, в-третьих, не определяется дефиниция муниципальных обязанностей. Как нам представляется, под муниципальными обязанностями следует понимать обязанности граждан, вытекающие из их членства в местном сообществе и определенные в нормативно-правовых актах, регулирующих местное самоуправления в данном муниципальном образовании.

Литература

1. Определение Конституционного суда РФ от 05.03.2009 № 375-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы главы муниципального образования "Мирный" Архангельской области на нарушение конституционных прав и свобод абзацами первым и третьим пункта 3 статьи 4 Закона Российской Федерации "О закрытом административно-территориальном образовании"» // Вестник Конституционного суда Российской Федерации. 2009. № 5.

2. Джагарян А. А. Муниципальная демократия: личностный подход // Конституционное и муниципальное право. 2010. № 11.

3. Иванцова Г. А. Муниципальные права граждан: Концептуальные проблемы местного самоуправления: сб. науч. тр. / отв. ред. М. К. Маликов. Уфа, 1998.

4. Усманова Р. М. Население как субъект местного самоуправления // Конституционное и муниципальное право. 2006. № 5.

5. Бережнов А. Г. Права личности - некоторые вопросы теории. М., 1991.

6. Раянов Ф. М., Гарданов А. Ш. Размышления о государстве. Уфа, 1994.

7. Абрамович А. М. Правовой статус советского гражданина. Минск, 1988.

8. Советское государственное строительство и право / под ред. Г. В. Атаманчука, О. А. Боголюбова. М., 1982.

9. Витрук Н. В. Правовой статус личности в СССР. М., 1985.

10. Джагарян А. А. Муниципально-правовые (коммунитарные) обязанности личности: проблемы институционализации // Конституционное и муниципальное право. 2011. № 6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.