Научная статья на тему 'Муниципальные органы управления: особенности, проблемы и перспективы'

Муниципальные органы управления: особенности, проблемы и перспективы Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
112
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Муниципальные органы управления: особенности, проблемы и перспективы»

Секция государственного и муниципального права

и управления

ББК С5.424.21

С.И. Шило МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ: ОСОБЕННОСТИ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Анализ мировых тенденций регионального развития показывает, что в странах, занимающих ведущее место в мире, таких как Япония и США, наступает "эпоха городов", характеризующаяся формированием условий для устранения резкой дифференциации жизни населения различных субъек-.

управления противоречит сформированной в России модели децентрализованного самоуправления муниципалитетов как самостоятельных подраз-

,

властью городов и территорий. Противоречия территориального управления сдерживают городское развитие и повышают объективное значение многоуровневого регулирующего воздействия муниципального самоуправления, менеджмента и консалтинга.

Качественная сторона явления, очевидцами которого мы являемся, заключается в том, что российское общество находится на пороге очередного переустройства своего хозяйственного механизма. Наблюдаемые объективные факты, главными среди которых явл яются процессы цивилизационных глобальных изменений: всеобщая компьютеризация, увеличение роли и значимости знаний означают применение новых принципов общественно.

сотрудничества между людьми и сообществами, предлагают по-новому осуществлять развитие и взаимодействие социальных систем.

Управление городом - это органическое единство социокультурных компонентов, которое включает: социальную структуру, социальную инфраструктуру, условия жизнедеятельности и социальную политику. Фактор последней учитывается многими исследователями и широко трактуется как,

, " , ", " -ных сфер политической деятельности государства, политических партий,

", " ". -чаются и другие варианты толкования. Не отрицая ценность изложенного, предлагается авторское понимание многоуровневой социокультурной политики и проведения реформ на территории города в пределах установлен, -ры, саморазвития и самоорганизации социума.

,

развития, а об определении направленности, методе и модели реформирования социокультурного пространства применительно к российским услови-.

национальной концепции территориальной модели самоуправления, которую необходимо рассматривать как "стратегию устойчивого опережающего " .

Устойчивость и перспективность развития обусловлены:

♦ использованием различных организационных способов взаимодействия и сотрудничества с территориями и странами;

♦ объективным расширением предложений на рынке научной, технической и прочей продукции, формирующих единый потенциал интеллектуального развития городов, территорий и стран;

♦ расширением муници пальных промышленных, производственных и сервисных предприятий городских инфраструктур;

♦ формированием и сотрудничеством различных форм собственности, расширением и развитием среднего бизнеса и сервиса;

♦ творческим потенциалом людей и сообществ, расширением коммуникационных и информационных связей и отношений.

Синергетическое представление о муниципальном уровне управления, менеджмента и консалтинга описывается моделью инициирующе-резонансного взаимодействия систем среднего города.

Научно зафиксированный А. Гоулднером в конце 60-х - начале 70-х г.г. факт наличия противоречия между рационально-искусственным и естественно-эволюционным развитием любой организационной структурной модели организации вносит социологическое понимание различий в механизмах СИО. Понятие "струетурные изменения в организации" (СИО) сравни, .

, ,

, -лей; выявление сфер и областей, преимуществ и недостатков применения; определение перспектив создания общей теории СИО; формирование методов и моделей, конкретных программ и механизмов. Необходимо отметить, что различие между экзогенными и эндогенными, инвайроментальны-ми и инверсоментальными моделями, описываемыми в понятиях открытых и закрытых систем, заключается по существу в том, что определяется роль среды, внутренние и внешние организационные факторы. Предпринимаемые попытки систематизировать существующие в литературе подходы можно рассматривать как первые шаги по пути создания общей городской , , .

По нашему мнению, одной из наиболее продуктивных по постановке ,

трансформации структур в зависимости от способности адаптации к объективным изменениям окружающей действительности по совокупности предлагаемых показателей, является типология П. Гудмена и Л. Керка. Ученые предложили использовать четыре взаимосвязанных и взаимодополняющих критерия: единица изменения, основание и механизм, активность или пассивность организации в достижении баланса. Отметим, что на практике процесс идет лишь по двум последним показателям, а два первых - чаще всего не используются или применяются в качестве дополнительных.

Формирование механизма трансформации территориальной и городской организационной структур является важной научной и практической задачей, рассматриваемой ниже.

1. -блему постановки вопросов, включающих современное решение цивилиза-

ционных, локальных и масштабных, общих и частных, мировоззренческих и социальных, экономических и организационных, технологических и информационных, технических и коммуникационных, культурных и политических .

2. , -

отдельного человека и местного сообщества, необходимо специально подготовить программу реформ городского и муниципального управления, ибо именно на уровне конкретных городских сообществ человек реализует желания, интересы и возможности развития.

3. Качество потребления и услуг объективно должно соответствовать уровню развития цивилизационных отношений.

4. -водства является формирование новых условий, принципов, форм и взаи-

, , которое не должно стать самоцелью.

5.

быть нерегулируемым: во-первых, это потребовало бы слишком много времени; во-вторых, опыт капиталистических систем продемонстрировал нам преимущества наличия различных форм и видов взаимодействий собственности, которые необходимо использовать в цивилизованном обществе;

- , , , -,

стран целесообразно учесть издержки уже пройденного пути.

6.

муниципальному акционированию средства производства и собственности, а применять подходы постепенного формирования отношений владения, использования и распоряжения объектами собственности, участвовать в создании различных организационных форм сотрудничества и привлекать .

7. -

ти по одному из трех принципиально различных вариантов.

Один из них - постепенный, рассчитанный на 10-15 и более лет, когда, по мнению некоторых специалистов, возможно возникновение отчуждения населения по отношению к власти и осуществляемому варианту реформ и замедление процесса экономических, политических, социальных и культурных преобразований в стране.

Второй вариант - смешанного развития, использующий преимущества и блокирующий недостатки развития хозяйственных систем капиталистического и социалистического типа, рационального сочетания принципов действия рыночных и государственных механизмов, жесткую систему мер социальной защиты населения.

Третий вариант ускоренного развития, возможный при условии взаимоотношений всех уровней и ветвей власти с населением городов и муни,

, -

ционные принципы развития своего города и территории как единого хозяй-.

В любом из принятых вариантов развития применяется механизм реформирования городской и муниципальной собственности, осуществляемый администрациями местных органов власти. Для реализации указанных организационных трансформаций городской администрации необходимо сформировать основные направления управленческой деятельности: орга-

низация, регулирование, координация, согласование, планирование, прогнозирование и контроль за осуществлением каждой из перечисленных функций. Органы управления городской инфраструктурой представляют субъектам деятельности свободу, права и обязанности по вопросам компетенции в соответствии с действующим законодательством.

Муниципалитет становится активным хозяйствующим субъектом, способным на конкретные и оперативные действия. Прямым следствием является организационная трансформация городской структуры и предусмотренное законом изменение финансово-экономических основ деятельности органов местного самоуправления, включая принцип самостоятельности .

УДК 303.732

А.Э. Саак К ПРОБЛЕМЕ КЛАССИФИКАЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ЗАДАЧ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНО-КОМБИНАТОРНОГО ТИПА

Под системой понимается часть окружающей среды, социума, в которой множество связей с внешней средой имеет меньшую мощность и значимость по сравнению с совокупностью действий в рамках рассматриваемой системы [1, 2].

Под алгоритмом в данной системе, определенной множеством не выводящих за ее пределы действий, будем понимать параллельнопоследовательные, разветвляющиеся совокупности действий системы. Под

, ,

те, в которых алгоритмы, их определяющие, доступны прямому изучению, наблюдению. Под эндоалгоритмическими системами, процессами, явлениями будем понимать те, в которых алгоритмы обладают скрытным протеканием и требуют, поэтому углубленной формализации как предварительного этапа управления. Предлагается следующая блок-схема управленче-.

Объект упр авления

Экзоалгоритмические процессы Эндоалгоритмические процессы

4 4

Кинематика, математика Экономика, финансы, наука, культура

1 4

Механизация, автоматизация, Д ек лар ати вн ая з адач а

информатизация управления

,1, 4

Формализованная задача Гр аф о к омбииато рн ая

управления формализация

4 4

Оптимизация, диспетчирование, Ф ор мализ о ванн ая з ад ача

прогноз управления

,

достаточно широких и специальных класса: оптимальных задач автоматики,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.