Секция государственного и муниципального права
и управления
ББК С5.424.21
С.И. Шило МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ: ОСОБЕННОСТИ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Анализ мировых тенденций регионального развития показывает, что в странах, занимающих ведущее место в мире, таких как Япония и США, наступает "эпоха городов", характеризующаяся формированием условий для устранения резкой дифференциации жизни населения различных субъек-.
управления противоречит сформированной в России модели децентрализованного самоуправления муниципалитетов как самостоятельных подраз-
,
властью городов и территорий. Противоречия территориального управления сдерживают городское развитие и повышают объективное значение многоуровневого регулирующего воздействия муниципального самоуправления, менеджмента и консалтинга.
Качественная сторона явления, очевидцами которого мы являемся, заключается в том, что российское общество находится на пороге очередного переустройства своего хозяйственного механизма. Наблюдаемые объективные факты, главными среди которых явл яются процессы цивилизационных глобальных изменений: всеобщая компьютеризация, увеличение роли и значимости знаний означают применение новых принципов общественно.
сотрудничества между людьми и сообществами, предлагают по-новому осуществлять развитие и взаимодействие социальных систем.
Управление городом - это органическое единство социокультурных компонентов, которое включает: социальную структуру, социальную инфраструктуру, условия жизнедеятельности и социальную политику. Фактор последней учитывается многими исследователями и широко трактуется как,
, " , ", " -ных сфер политической деятельности государства, политических партий,
", " ". -чаются и другие варианты толкования. Не отрицая ценность изложенного, предлагается авторское понимание многоуровневой социокультурной политики и проведения реформ на территории города в пределах установлен, -ры, саморазвития и самоорганизации социума.
,
развития, а об определении направленности, методе и модели реформирования социокультурного пространства применительно к российским услови-.
национальной концепции территориальной модели самоуправления, которую необходимо рассматривать как "стратегию устойчивого опережающего " .
Устойчивость и перспективность развития обусловлены:
♦ использованием различных организационных способов взаимодействия и сотрудничества с территориями и странами;
♦ объективным расширением предложений на рынке научной, технической и прочей продукции, формирующих единый потенциал интеллектуального развития городов, территорий и стран;
♦ расширением муници пальных промышленных, производственных и сервисных предприятий городских инфраструктур;
♦ формированием и сотрудничеством различных форм собственности, расширением и развитием среднего бизнеса и сервиса;
♦ творческим потенциалом людей и сообществ, расширением коммуникационных и информационных связей и отношений.
Синергетическое представление о муниципальном уровне управления, менеджмента и консалтинга описывается моделью инициирующе-резонансного взаимодействия систем среднего города.
Научно зафиксированный А. Гоулднером в конце 60-х - начале 70-х г.г. факт наличия противоречия между рационально-искусственным и естественно-эволюционным развитием любой организационной структурной модели организации вносит социологическое понимание различий в механизмах СИО. Понятие "струетурные изменения в организации" (СИО) сравни, .
, ,
, -лей; выявление сфер и областей, преимуществ и недостатков применения; определение перспектив создания общей теории СИО; формирование методов и моделей, конкретных программ и механизмов. Необходимо отметить, что различие между экзогенными и эндогенными, инвайроментальны-ми и инверсоментальными моделями, описываемыми в понятиях открытых и закрытых систем, заключается по существу в том, что определяется роль среды, внутренние и внешние организационные факторы. Предпринимаемые попытки систематизировать существующие в литературе подходы можно рассматривать как первые шаги по пути создания общей городской , , .
По нашему мнению, одной из наиболее продуктивных по постановке ,
трансформации структур в зависимости от способности адаптации к объективным изменениям окружающей действительности по совокупности предлагаемых показателей, является типология П. Гудмена и Л. Керка. Ученые предложили использовать четыре взаимосвязанных и взаимодополняющих критерия: единица изменения, основание и механизм, активность или пассивность организации в достижении баланса. Отметим, что на практике процесс идет лишь по двум последним показателям, а два первых - чаще всего не используются или применяются в качестве дополнительных.
Формирование механизма трансформации территориальной и городской организационной структур является важной научной и практической задачей, рассматриваемой ниже.
1. -блему постановки вопросов, включающих современное решение цивилиза-
ционных, локальных и масштабных, общих и частных, мировоззренческих и социальных, экономических и организационных, технологических и информационных, технических и коммуникационных, культурных и политических .
2. , -
отдельного человека и местного сообщества, необходимо специально подготовить программу реформ городского и муниципального управления, ибо именно на уровне конкретных городских сообществ человек реализует желания, интересы и возможности развития.
3. Качество потребления и услуг объективно должно соответствовать уровню развития цивилизационных отношений.
4. -водства является формирование новых условий, принципов, форм и взаи-
, , которое не должно стать самоцелью.
5.
быть нерегулируемым: во-первых, это потребовало бы слишком много времени; во-вторых, опыт капиталистических систем продемонстрировал нам преимущества наличия различных форм и видов взаимодействий собственности, которые необходимо использовать в цивилизованном обществе;
- , , , -,
стран целесообразно учесть издержки уже пройденного пути.
6.
муниципальному акционированию средства производства и собственности, а применять подходы постепенного формирования отношений владения, использования и распоряжения объектами собственности, участвовать в создании различных организационных форм сотрудничества и привлекать .
7. -
ти по одному из трех принципиально различных вариантов.
Один из них - постепенный, рассчитанный на 10-15 и более лет, когда, по мнению некоторых специалистов, возможно возникновение отчуждения населения по отношению к власти и осуществляемому варианту реформ и замедление процесса экономических, политических, социальных и культурных преобразований в стране.
Второй вариант - смешанного развития, использующий преимущества и блокирующий недостатки развития хозяйственных систем капиталистического и социалистического типа, рационального сочетания принципов действия рыночных и государственных механизмов, жесткую систему мер социальной защиты населения.
Третий вариант ускоренного развития, возможный при условии взаимоотношений всех уровней и ветвей власти с населением городов и муни,
, -
ционные принципы развития своего города и территории как единого хозяй-.
В любом из принятых вариантов развития применяется механизм реформирования городской и муниципальной собственности, осуществляемый администрациями местных органов власти. Для реализации указанных организационных трансформаций городской администрации необходимо сформировать основные направления управленческой деятельности: орга-
низация, регулирование, координация, согласование, планирование, прогнозирование и контроль за осуществлением каждой из перечисленных функций. Органы управления городской инфраструктурой представляют субъектам деятельности свободу, права и обязанности по вопросам компетенции в соответствии с действующим законодательством.
Муниципалитет становится активным хозяйствующим субъектом, способным на конкретные и оперативные действия. Прямым следствием является организационная трансформация городской структуры и предусмотренное законом изменение финансово-экономических основ деятельности органов местного самоуправления, включая принцип самостоятельности .
УДК 303.732
А.Э. Саак К ПРОБЛЕМЕ КЛАССИФИКАЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ЗАДАЧ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНО-КОМБИНАТОРНОГО ТИПА
Под системой понимается часть окружающей среды, социума, в которой множество связей с внешней средой имеет меньшую мощность и значимость по сравнению с совокупностью действий в рамках рассматриваемой системы [1, 2].
Под алгоритмом в данной системе, определенной множеством не выводящих за ее пределы действий, будем понимать параллельнопоследовательные, разветвляющиеся совокупности действий системы. Под
, ,
те, в которых алгоритмы, их определяющие, доступны прямому изучению, наблюдению. Под эндоалгоритмическими системами, процессами, явлениями будем понимать те, в которых алгоритмы обладают скрытным протеканием и требуют, поэтому углубленной формализации как предварительного этапа управления. Предлагается следующая блок-схема управленче-.
Объект упр авления
Экзоалгоритмические процессы Эндоалгоритмические процессы
4 4
Кинематика, математика Экономика, финансы, наука, культура
1 4
Механизация, автоматизация, Д ек лар ати вн ая з адач а
информатизация управления
,1, 4
Формализованная задача Гр аф о к омбииато рн ая
управления формализация
4 4
Оптимизация, диспетчирование, Ф ор мализ о ванн ая з ад ача
прогноз управления
,
достаточно широких и специальных класса: оптимальных задач автоматики,