ВЕСТНИК ИНСТИТУТА
БОДЖАЕВА В.В.
МУНИЦИПАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ: ПОНЯТИЕ, ОБЪЕКТЫ И ПРАВОВОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ
Местное самоуправление в Российской Федерации занимает особенный уровень власти - власти, наиболее приближенной к населению. Именно на этом уровне решаются основные вопросы жизнеобеспечения граждан, социально-экономического развития городов и сел. Но для решения этих вопросов необходима соответствующая экономическая база, которой сегодня нет. В итоге в области местного самоуправления, местных финансов государство имеет клубок нерешенных проблем.
«Основная задача органов местного самоуправления обеспечение комплексного решения вопросов обслуживания населения и достижения тем самым политической и социальной стабильности в регионе посредством взаимосогласованных действий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления» («Основные положения региональной политики в Российской Федерации», п.2.2).
Без необходимой материально-финансовой базы не может быть и речи о реальности и эффективности местного самоуправления. Финансово-экономические основы обеспечивают хозяйственную самостоятельность местного самоуправления, служат, прежде всего, удовлетворению потребностей населения городских, сельских и иных территорий, созданию условий его жизнедеятельности. Вместе с тем укрепление и развитие финансово-экономических основ местного самоуправления оказывает влияние на экономическое и финансовое положение в стране в целом.
Проблема обеспечения экономической и хозяйственной деятельности местного самоуправления становится в настоящее время более чем актуальной. Всестороннее, а, главным образом, экономическое развитие территории муниципального образования - территории, подведомственной органам местного самоуправления, является сегодня важнейшей целевой функцией местного самоуправления. Это связано со всем ходом экономической реформы, осуществляемой в России с конца 80-х годов: с ослаблением ответственности органов государственной власти всех уровней за экономическое положение на местах (прекращение централизованного отраслевого финансирования капитальных вложений) и возложением ответственности на местные власти, то есть на органы местного самоуправления.
Радикально изменились как возможности влияния, так и методы воздействия органов местного самоуправления на экономику. Вместо выбивания решений в центре о капитальных вложениях и новом строительстве сегодня местные власти должны использовать совершенно другие методы. Местным руководителям необходимо изучить и овладеть программно-целевыми методами, научиться разрабатывать и осуществлять программы социально-экономического развития территории.
Проблемы регулирования финансовой деятельности местного самоуправления также имеют первостепенное значение. Несмотря на принятые и действующие федеральные законы, финансово-экономическое положение муниципальных образований крайне слабое и практически полностью зависит от диктата органов государственной власти субъекта Российской Федерации. Финансово-доходная база находится в плачевном состоянии и лежит за пределами минимально необходимых потребностей населения муниципального образования. Ситуация совершенна недопустима, поскольку «...Местное самоуправление в Российской Федерации признано обеспечить самостоятельное решение населением большого объема вопросов местного значения. А для этого необходима финансовая база, стабильная местная экономика и свободное владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью».
Одной из самых больных проблем муниципального управления остается проблема формирования муниципальной собственности.
Формирование муниципальной собственности осуществляется путем разграничения собственности, приватизации, создания новых объектов, передачи, приобретения в результате купли-продажи, дарения, наследства и т.д.
Процесс формирования муниципальной собственности во многом зависит от решения проблемы разграничения собственности между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями.
Очень важным является урегулирование процесса передачи государственной собственности в состав муниципальной собственности. Фактически все законы о местном самоуправлении предусматривают возможность пополнения муниципальной собственности за счет государственной, передаваемой
№ 2, 2007 г.
муниципальным образованиям. Это может быть и федеральная собственность и собственность субъектов Российской Федерации.
Порядок передачи государственной собственности в состав муниципальной предусмотрен в ряде нормативных актов федерального уровня и субъектов Российской Федерации. Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. установило, что передача объектов в муниципальную собственность осуществляется решением представительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации на основании предложений представительных органов местного самоуправления, направляемых ими в соответствующий комитет по управлению имуществом.
Представительный орган государственной власти рассматривал эти предложения и принимал соответствующее решение. В свою очередь, представительный орган местного самоуправления принимал решение о включение данных объектов в муниципальную собственность. В 1992 г. Распоряжением Президента Российской Федерации было утверждено Положение об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности. Положение определило порядок составления и утверждения перечня объектов, передаваемых в муниципальную собственность, и порядок оформления прав собственности. Эти вопросы отнесены Положением к ведению комитетов по управлению имуществом городов и районов.
В дальнейшем порядок передачи государственной собственности субъектов Российской Федерации в состав муниципальной собственности стал определяться законами субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении или специальными законами о муниципальной собственности.
Одним из важнейших способов формирования муниципальной собственности является создание этой собственности путем строительства производственных объектов, приносящих прибыль.
В соответствии со ст. 51 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления вправе создавать предприятия, учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения.
Органы местного самоуправления определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений, утверждает их уставы, назначают на должность и освобождают от должности руководителей данных предприятий и учреждений, заслушивают отчеты об их деятельности в порядке, предусмотренном уставом муниципального образования.
Органы местного самоуправления от имени муниципального образования субсидиарно отвечают по обязательствам муниципальных учреждений и обеспечивают их исполнение в порядке, установленном федеральным законом.
Законы субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении по-разному подходят к проблеме создания предприятий на территории муниципальных образований. В законах Республики Адыгея, Иркутской и Московской областей предусмотрено создание муниципальных предприятий. В большинстве субъектов Российской Федерации законы о местном самоуправлении содержат статьи о создании предприятий без указания форм собственности.
Приумножение муниципальной собственности путем создания муниципальных предприятий, пожалуй, одно из главных средств создания надлежащей экономической основы местного самоуправления. Более детально вопросы создания муниципальных предприятий, учреждений, организаций регламентированы в уставах муниципальных образований.
Укреплению экономической основы способствуют не только муниципальные предприятия. Большинство предприятий, расположенных на территории муниципального образования, в той или иной степени способствует росту экономической базы муниципального образования.
В настоящее время это особенно актуально. В России наблюдается неравномерное развитие производственных мощностей. В одних регионах они были созданы еще в советский период, в других регионах они отсутствуют в достаточном количестве в большинстве муниципальных образований. А поскольку это так, то налогооблагаемая база сравнительно недостаточна. Ее недостаточность не позволяет создать жизнеспособный институт местных финансов, являющихся составной частью муниципальной собственности.
1. Зуев В.М., Кузнецов С.С. Финансовые основы местного самоуправления в Российской Федерации: правовой аспект. -Томск, 1999. -С. 5.