Научная статья на тему 'Муниципальная элита в местном самоуправлении: оценка населения г. Якутска'

Муниципальная элита в местном самоуправлении: оценка населения г. Якутска Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
3407
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология
ВАК
Ключевые слова
ЭЛИТА / МУНИЦИПАЛЬНАЯ ЭЛИТА / МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / ЛИДЕР / СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОС

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Семенова А.Г., Данилова Е.В.

В статье рассматривается понятие муниципальной элиты, ее черты, особенности и влияние на социальные процессы. Особое внимание уделено роли муниципальной элиты в местном самоуправлении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Муниципальная элита в местном самоуправлении: оценка населения г. Якутска»

Муниципальная элита в местном самоуправлении: оценка населения г. Якутска

Семенова А.Г., Данилова Е.В.

В статье рассматривается понятие муниципальной элиты, ее черты, особенности и влияние на социальные процессы. Особое внимание уделено роли муниципальной элиты в местном самоуправлении. Ключевые слова: элита, муниципальная элита, местное самоуправление, лидер, социологический опрос. Danilova E.V., Semenova A.G.

Municipal Elite in Local Self-Government: Estimation of the Population of Yakutsk

In the article, the authors analyze the municipal elite, its activity and impact of the municipal elite on current social process. The authors lay special emphasis on local self-government, the value and peculiarities of the municipal elite in the system of the local self - government. The authors summarize the results of the opinion surveys about features of a municipal leader.

Keywords: local self- government, municipal elite, municipal leader, opinion survey

В данной статье рассматривается роль муниципальной элиты в местном самоуправлении и представлены требования и оценки со стороны местного населения в рамках социологического опроса, проведенного в ноябре 2011 г. и в мае 2017 г. в г. Якутске перед выборами в органы местного самоуправления.

В современной науке нет единого определения элиты, так как современные исследования имеют разное толкование понятия элиты, они отличаются по тематике и методологическим подходам

Изучение проблем элиты являлось одним из актуальных вопросов, которые изучали такие мыслители как Лао Цзы, Платона, Н. Макиавелли, Ф. Ницше. Необходимо отметить одну из самых распространенных теорий элит в конце XIX века - это теория В. Парето. Парето утверждал, что в каждой области человеческой деятельности индивиду дается некий (реальный либо предполагаемый) индекс, являющийся оценкой его способностей. Совокупность людей, каждый из которых получил в своей области самую высокую оценку, Парето и предлагал называть элитой. По мнению В. Паре-то, элита - избранная часть общества, остальная его часть лишь приспосабливается к полученным от нее стимулам [7, с.1271].

Большинство словарей рассматривают элиту как избранный, высший слой общества, так в большом энциклопедическом словаре элита -это (в социологии и политологии) высший слой (или) слои социальной структуры общества, осуществляющей важные социальные и культурные функции [2, с.1402]. В энциклопедии социологии элита рассматривается как доминирующие (господствующие) общественные группы, вырабатывающие и осуществляющие государственную, культурную и социально-экономическую политику, - являются необходимыми и жизненно важными структурными элементами для функционирования социума любого типа

[7, с.1270]. В словаре социологии Лоусон Т. и Гэррод определяют элиту как небольшую группу людей, находящихся на вершине какой-либо из сфер социальной жизни. Термин зачастую ассоциируется с властной элитой, хотя элита может присутствовать в любой области человеческой деятельности [6, с.555].

Итак, подводя итог под выше приведенными определениями элиты, мы пришли к выводу, что элита, прежде всего, высший слой общества, который характеризуется наличием власти, административно-политическим статусом и осуществляющий государственную и социально-экономическую политику.

В рамках нашей статьи мы рассмотрели работы современных исследователей, которые в своих работах представили сущность, анализ и роль муниципальной элиты и системы местного самоуправления.

Так, Е.А. Заможных проанализировала роль муниципальной элиты в системе местного самоуправления.

В.В. Исаков представил анализ системы местного самоуправления и проблемы его функционирования.

А.Н. Широков дал политический анализ местного самоуправления и рассмотрел особенности взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления.

Акмалова А.А. рассмотрела особенности местного самоуправления в России.

Вопрос о сущности и роли муниципальной элиты занимает важное место в политической науке.

Мы солидарны с определением Е.А. Заможных, которая рассматривает муниципальную элиту как привилегированный слой общества, выделяющийся высшим административно-политическим статусом, функционирующий в пределах подведомственной территории, хорошо знающий потребности и интересы граждан муниципалитета [4, с.10].

Е.А. Заможных выделяет ведущие признаки муниципальной элиты, такие как:

- власть: реальное влияние на социально-экономические и политические процессы на местах;

- относительное единство интересов и групповое мышление;

- тесные неформальные связи;

- однонаправленность карьерных устремлений;

- чувство принадлежности к «касте избранных [4, с.40].

Муниципальная элита, имея определенные полномочия, непосредственным образом влияет на уровень и качество жизни населения г. Якутска. Она активно взаимодействует с общественностью и политическими организациями.

Муниципальная элита - это важный субъект системы местного самоуправления. Представители элиты принимают активное участие в работе деятельности политических институтов, оказывая большое внимание на сферы деятельности региональных и федеральных структур государственной власти.

В «Европейской хартии о местном самоуправлении» местное самоуправление рассматривается как право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения [3, с.2].

Основными функциями местного самоуправления являются:

1. Обеспечение участия населения в вопросах местного значения.

2. Управление муниципальной собственностью.

3. Защита интересов и прав местного самоуправления.

Принципы местного самоуправления:

1. Самостоятельное решение населением вопросов местного значения;

2. Организационное обособление местного самоуправления в системе управления (структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно в соответствии с законами);

3. Соответствие полномочий местного самоуправления материально-финансовым ресурсам.

В 2002 году была полностью создана правовая основа для перехода на местное самоуправление в Республике Саха (Якутия) с 1 января 2003 года в соответствии с Федеральным законом от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Это способствовало проведению республиканского референдума 29 сентября 2002 года и трехуровневым выборам 29 декабря 2002 года: депутатов Государственного Собрания (Ил Тумэн), депутатов

Таблица 1

Выборы главы городского округа «Город Якутск»

1 Число избирателей* включенных в список 168351

2 Число бюллетеней, полученных УИК 145850

3 Число избирателей, принявших участие в выборах 117577 -69,34%

4 Число избирателей, принявших участие голосовании 117322 -69,69%

Cхема1

представительных органов и глав муниципальных образований улусов (районов). В результате были избраны 70 народных депутатов Республики Саха (Якутия), 605 депутатов улусных (районных) собраний, 35 глав муниципальных образований на уровне улусов (районов) и г. Якутска.

28 июня 2003 года образована Ассоциация представительных органов местного самоуправления РС(Я). 7 июля 2003 года создан Союз муниципальных образований Республики Саха (Якутия).

Сущность деятельности глав местного самоуправления, депутатов представительных структур органов городов и различного вида поселений (улусов и наслегов) заключается главным образом в реализации управленческих функций от лица местного населения и именно они составляют муниципальную элиту.

По данным избирательной комиссии (табл. 1), в выборах главы городского округа «Город Якутск» в марте 2012 г. приняли участи 69,84% местного населения. В целом по республике, показатель 87%, в некоторых улусах, например,

в Горном, показатель участия в голосовании составляет 100%.

Высокая явка на выборы обусловлена тем, что местное население было заинтересовано в выборе своего политического лидера и в связи с проведением реформы местного самоуправления, роль и место муниципальной элиты в системе местного самоуправления резко возросли.

Отношение государственной власти, муниципальной элиты и местного населения представлено в схеме 1.

В условиях современной российской действительности, использование прав и полномочий, предоставляемых органам самоуправления, во многом зависит не только от законодательных норм, но и от тех лиц, которым передаются эти полномочия, т.е. муниципальной элиты.

В отношениях с государственной властью муниципальная элита выражает интересы местного населения. В отношениях с местным населением, муниципальная власть учитывает интересы государства. Восприятие муниципальной элиты влияет на восприятие местного населения всей системы власти. Именно восприятие муниципальной элиты влияет в большинстве своем на восприятие жителем провинции всей системы власти.

Как представлено на данной схеме, местное самоуправление реализует на местном уровне единство интересов государственной власти, муниципальной элиты и местного населения, и без их тесного взаимодействия невозможно функционирования как государства, так и отдельного улуса или общества в целом.

В ноябре 2011 и в мае 2017 годов, в канун выборов в органы местного самоуправления авторами данной статьи был проведен социологический опрос жителей г. Якутска. Им были заданы пять вопросов (таблица 2) с целью определения деятельности представителей муниципальной элиты и приоритетных характеристик муниципального лидера в глазах местного населения.

Таблица2

Сумма ответов превышает 100%, так как по методике опроса можно было выбрать несколько ответов

№ Вопрос Ответы респондентов 2011 % Ответы респондентов 2017 %

1 По каким критериям много делает для города 35 много делает для города 30

выбирают лидера город изменился, 23 город изменился. 35

местного похорошел похорошел

самоуправления? улучшилась криминогенная обстановка 15 улучшилась криминогенная обстановка 15

появились много 33 появились много 28

строительных объектов строительных объектов

при нем жить стало 29 при нем жить стало 27

лучше лучше

решает проблемы ЖКХ 20 решает проблемы ЖКХ 18

2 Каковы требования честный 20 честный 25

избирателей к личным грамотный руководитель 24 грамотный руководитель 38

м профессиональным доступный 9 доступный 10

качествам хозяйственный 47 хозяйственный 34

муниципальных компетентный 35 ком пе ген тный 33

ру ко иод и те; 1 е й ? порядочный 15 порядочный 25

3 Какой фактор является местный 39 местный 35

важнейшим при приезжий 5 приезжий 4

выборе претендента в представителем какого 56 представителем какого 61

органы местного улуса является улуса является

самоуправления?

4 Существуют ли да 25 да 22

различия между нет 70 нет 75

требованиями к затрудняюсь ответить 5 затрудняюсь ответить 3

руководителю

государственного и

муници пального

уровней

5 Чем объясняется негативное отношение к местным лидерам («вождям»)? власти не знают подлинных нужд населения, поскольку сами живут хорошо 55 власти не знают подлинных нужд населения, поскольку сами живут хорошо 58

пользуются льготами и 31 пользуются льготами и 32

привилегиями, ХОТЯ сами привилегиями, ХОТЯ сами

выступали против них выступали против них

заняты только борьбой за 14 заняты только борьбой 16

сохранение власти за сохранение власти

В ходе социологического исследования, проведенного авторами, была поставлена цель определить основные приоритетные требования избирателей к личным и профессиональным качествам лидера («вождя»). В результате опроса выяснилось по какой причине выбрали или не выбрали бы действующего руководителя на следующий срок. В число качеств и действий, одобряемых респондентами, а затем уже

трансформирующихся в требованиях к «местному вождю», вошли следующие качества: лидер должен быть - хозяйственным, грамотным руководителем, честным, компетентным, порядочным и доступным. В исследовании 2011 года на первое место по степени важности вышли такие качества как честность, хозяйственность и компетентность. Опросы практически этих же респондентов в 2017 показали, что на первое

место вышли такие качества как грамотность руководителя, хозяйственность и компетентность. При этом четверть опрошенных выбрали бы снова действующего местного лидера, обосновывая свой выбор, исходя из духовно-нравственных качеств претендента.

На второе место выдвинулась оценка «что он сделал для родного города». Респонденты отметили такие критерии как «много делает для города», «город заметно похорошел», «появилось много строительных объектов», «идет ремонт дорог», «решает проблемы ЖКХ».

Третье место занимает фактор общей удовлетворенности ситуацией (грамотное руководство, «при нем жить стало лучше», «улучшилась криминогенная обстановка», «вообще нравится, как работает»).

Четвертое, 61% опрошенных отметили, что одним из важнейших критериев при выборе претендента в органы местного самоуправления является представителем какого землячества (представителем того или иного улуса) он является. Вторым по важности критерием является местный ли претендент (35% в 2017 году) и как показали результаты социологического опроса, у «приезжего» нет никакой возможности быть избранным в органы местного самоуправления (4% в 2017 году).

Негативное отношение респондентов к представителям муниципальной элите объясняется следующими факторами: руководители, по мнению респондентов, в первую очередь обращают внимание на свои личные интересы (33 процент опрошенных) и на интересы своей политической партии (10 процентов опрошенных).

Снижение доверия к муниципальным органам управления авторы статьи объясняют такими факторами как, «власти не знают подлинных нужд населения, поскольку сами живут хорошо» (это мнение выразили 58 процентов местного населения); «пользуются льготами и привилегиями, хотя сами выступали против них» (32 процента); «заняты только борьбой за сохранение власти» (16 процентов).

Анализ результатов исследования позволяет сделать следующие выводы:

1. В настоящее время приоритетными требованиями избирателей к лидеру являются его профессиональные качества. Именно они служили бы, по мнению респондентов, гарантом его дальнейшего «правильного» политического

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

поведения в интересах города, улуса и каждого гражданина в отдельности.

2. По результатам исследования, проведенного в мае 2017 г., доверие населения к местному руководству заметно снизилось.

3. Большинство респондентов не видят различия между требованиями к руководителям местных или государственных уровней. Это свидетельствует о том, что государственная власть и региональная власть отождествляются и воспринимаются как единое целое, следовательно, требования к руководителем разных уровней власти абсолютное одинаковое.

Литература

1. Акмалова А.А. А 40 Особенности местного самоуправления в Российской Федерации. Теория вопроса и опыт правового регулирования. - М.: Прометей, 2002. - 356 с.

2. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. А. М. Прохоров. - 2- е изд., перераб. и доп. - М. : Науч. Изд-во «Большая Российская энциклопедия», 1998. - С. 1402.

3. Европейская хартия о местном самоуправлении [Электронный ресурс]// https:// rm.coe.int/168007a105

4. Заможных Е.А. Муниципальная элита в системе местного самоуправления в современной России: дисс ... кандид. полит. наук: 23.00.02 / Заможных Елена Александровна; [Место защиты: Ставроп. гос. ун-т]. - Ставрополь, 2009. - 155 с.

5. Исаков, Виктор Васильевич Местное самоуправление в России: опыт становления и проблемы функционирования (теоретико-прикладной анализ) : дисс... канд.полит. наук: 23.00.02. Москва, 2007. - 171 с.

6. Лоусон Т., Гэррод Д. Социология. А - Я: Словарь-справочник / Пер. с англ. К. С. Ткачен-ко. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. - С. 555.

7. Социология: Энциклопедия / Сост. А. А. Гри-цанов, В. Л. Абушенко, Г. М. Евелькин, О. В. Терещенко. - Мн.: Книжный Дом, 2003. - С. 1270-1271.

8. Широков А.Н. Местное самоуправление в политической системе современной России: особенности и проблемы становления. -СПб.СПбГУ, 1997. -155 с.

9. http://www.yakut.izbirkom.ru/arkhiv-vyborov-i-referendumov/2007-201 6/ ED04032012/munitsipalnye-vybory-v-respublike-sakha-yakutiya-4-marta-2012-goda.php

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.