Научная статья на тему 'МУЛЬТИЦИВИТАС КАК СМЫСЛ НОВОГО ГЛОБАЛЬНОГО МИРОПОРЯДКА: «ВАЛДАЙСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ В. В. ПУТИНА» (05.10.2023 Г.)'

МУЛЬТИЦИВИТАС КАК СМЫСЛ НОВОГО ГЛОБАЛЬНОГО МИРОПОРЯДКА: «ВАЛДАЙСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ В. В. ПУТИНА» (05.10.2023 Г.) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
34
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цивилизация / глобальный миропорядок / геополитика / геополитические стратегии / элита / образ будущего / кризис / монополярность / мультицивитас / «Валдайская декларация» / civilization / global world order / geopolitics / geopolitical strategies / elite / image of the future / a crisis / monopolarity / multicivitas / “Valdai Declaration”

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Карабущенко Павел Леонидович

Цивилизации в единственном числе не существует. История человечества есть музей цивилизаций в открытой истории, поэтому следует говорить о множественности цивилизаций (мультицивилизационизме) и о множественном характере их взаимодействия. Эта множественность и обеспечивала их конкуренцию и селективный отбор. Возникавший между ними баланс сил определял их расстановку на геополитической арене и в значительной степени влиял на исторические судьбы их народов. В настоящий момент мир переживает очередную мучительную смену вектора развития международных отношений, когда перестраивается вся мировая система. Господствовавшие до этого геополитические стратегии показали свою ложную сущность. На практике они фактически оказались произволом и провокаций правящих элит, спекулирующих на мнимых угрозах, которые сами же и выдумывают. Новыми мировыми центрами начинает выстраиваться своя система международных отношений, что вызывает жёсткое сопротивление со стороны уходящих с мировой арены гегемонов. Концепция множественности цивилизаций (мультицивитас) приходит на смену господства одной элитарной (западной) цивилизации. Цель настоящего исследования – анализ валдайской речи В. В. Путина 2023 г., в которой были высказаны новые инициативы, носящие философскоидеологические ценности. Квинтэссенцией этого выступления является идея множественности равноправных и самодостаточных цивилизаций, вокруг которых и будет выстраиваться будущий миропорядок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MULTICIVITAS AS THE MEANING OF THE NEW GLOBAL WORLD ORDER: “VALDAI DECLARATION BY V.V. PUTIN” (05.10.2023)

There is no singular civilization. The history of mankind is a museum of civilizations in open history. Therefore, we should talk about the plurality of civilizations (multi-civilizationism) and the multiple nature of their interaction. This multiplicity ensured their competition and selection. The balance of power that emerged between them determined their alignment in the geopolitical arena and significantly influenced the historical destinies of their peoples. At the moment, the world is experiencing another painful change in the vector of development of international relations, when the entire world system is being rebuilt. The previously dominant geopolitical strategies showed their false nature. In practice, they actually turned out to be arbitrariness and provocations of the ruling elites, speculating on imaginary threats that they themselves invent. New world centers are beginning to build their own system of international relations, which causes stiff resistance from the hegemons leaving the world arena. The concept of a plurality of civilizations (multicivitas) is replacing the dominance of one elite (Western) civilization. The purpose of this study is to analyze the Valdai speech of V. V. Putin 2023, in which new initiatives were expressed that had philosophical and ideological values. The quintessence of this speech is the idea of a plurality of equal and selfsufficient civilizations around which the future world order will be built.

Текст научной работы на тему «МУЛЬТИЦИВИТАС КАК СМЫСЛ НОВОГО ГЛОБАЛЬНОГО МИРОПОРЯДКА: «ВАЛДАЙСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ В. В. ПУТИНА» (05.10.2023 Г.)»

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2024. № 1 (78). С. 121-129.

THE CASPIAN REGION: Politics, Economics, Culture. 2024. Vol. 1 (78). P. 121-129.

Научная статья

УДК 327

doi: 10.54398/1818510Х_2024_1_121

Мультицивитас как смысл нового глобального миропорядка: «Валдайская декларация В. В. Путина» (05.10.2023 г.)

Карабущенко Павел Леонидович

Астраханский государственный университет имени В. Н. Татищева, г. Астрахань, Россия

pavel_karabushenko@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-2776-4089

Аннотация. Цивилизации в единственном числе не существует. История человечества есть музей цивилизаций в открытой истории, поэтому следует говорить о множественности цивилизаций (мультицивилизационизме) и о множественном характере их взаимодействия. Эта множественность и обеспечивала их конкуренцию и селективный отбор. Возникавший между ними баланс сил определял их расстановку на геополитической арене и в значительной степени влиял на исторические судьбы их народов. В настоящий момент мир переживает очередную мучительную смену вектора развития международных отношений, когда перестраивается вся мировая система. Господствовавшие до этого геополитические стратегии показали свою ложную сущность. На практике они фактически оказались произволом и провокаций правящих элит, спекулирующих на мнимых угрозах, которые сами же и выдумывают. Новыми мировыми центрами начинает выстраиваться своя система международных отношений, что вызывает жёсткое сопротивление со стороны уходящих с мировой арены гегемонов. Концепция множественности цивилизаций (мультицивитас) приходит на смену господства одной элитарной (западной) цивилизации. Цель настоящего исследования - анализ валдайской речи В. В. Путина 2023 г., в которой были высказаны новые инициативы, носящие философско-идеологические ценности. Квинтэссенцией этого выступления является идея множественности равноправных и самодостаточных цивилизаций, вокруг которых и будет выстраиваться будущий миропорядок.

Ключевые слова: цивилизация, глобальный миропорядок, геополитика, геополитические стратегии, элита, образ будущего, кризис, монополярность, мультицивитас, «Валдайская декларация»

Для цитирования: Карабущенко П. Л. Мультицивитас как смысл нового глобального миропорядка: «Валдайская декларация В. В. Путина» (05.10.2023 г.) // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2024. № 1 (78). С. 121-129. https://doi.org/10.54398/ 1818510Х 2024 1 121.

Это произведение публикуется по лицензии Creative Commons «Attpribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.

Multicivitas as the meaning of the new global world order:

"Valdai Declaration by V.V. Putin" (05.10.2023) Pavel L. Karabushchenko

Astrakhan Tatishchev State University, Astrakhan, Russia pavel_karabushenko@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-2776-4089

Abstract. There is no singular civilization. The history of mankind is a museum of civilizations in open history. Therefore, we should talk about the plurality of civilizations (multi-civilizationism) and the multiple nature of their interaction. This multiplicity ensured their competition and selection.

© Карабущенко П. Л., 2024.

The balance of power that emerged between them determined their alignment in the geopolitical arena and significantly influenced the historical destinies of their peoples. At the moment, the world is experiencing another painful change in the vector of development of international relations, when the entire world system is being rebuilt. The previously dominant geopolitical strategies showed their false nature. In practice, they actually turned out to be arbitrariness and provocations of the ruling elites, speculating on imaginary threats that they themselves invent. New world centers are beginning to build their own system of international relations, which causes stiff resistance from the hegemons leaving the world arena. The concept of a plurality of civilizations (multicivitas) is replacing the dominance of one elite (Western) civilization. The purpose of this study is to analyze the Valdai speech of V. V. Putin 2023, in which new initiatives were expressed that had philosophical and ideological values. The quintessence of this speech is the idea of a plurality of equal and self-sufficient civilizations around which the future world order will be built.

Keywords: civilization, global world order, geopolitics, geopolitical strategies, elite, image of the future, a crisis, monopolarity, multicivitas, "Valdai Declaration"

For citation: Karabushchenko P. L. Multicivitas as the meaning of the new global world order: "Valdai Declaration by V. V. Putin" (05.10.2023). Kaspiyskiy region: politika, ekonomika, kultura [The Caspian Region: Politics, Economics, Culture]. 2024, no. 1 (78), pp. 121-129. https://doi.org/10.54398/1818510X_2024_1_121.

This work is licensed under a Creative Commons Attpribution 4.0 International License.

Введение

Современные мировые политические элиты застряли в поиске новых смыслов мирового порядка. Ни одна сформулированная ими модель будущего не может претендовать на статус рабочего алгоритма международных отношений. И на этом фоне выступление российского президента стало своего рода интеллектуальным прорывом. Впервые в достаточно чётком виде были сформулированы основные принципы будущего как системы множества самодостаточных цивилизаций.

Выступление президента России В. В. Путина на ежегодном заседании Международного дискуссионного клуба «Валдай» в октябре 2023 г. по степени важности сформулированных смыслов и ценностей, можно назвать «Валдайской декларацией В. В. Путина». Президентом были озвучены фундаментальные тезисы, которые будут определять стратегию России на ближайшие годы. В. В. Путин чётко сформулировал то, что такое государство-цивилизация, и куда Россия (как государство-цивилизация) движется. Именно в формулировке таких новых смыслов и заключается историческое предназначение политических элит и их лидеров [1].

Основная часть

Кризис монополярной системы мира

«Валдайская декларация В. В. Путина» - обратная сторона конфликта цивилизаций (С. Хантингтон) [13] и продолжение развития концепта диалога культур (В. С. Библер) [3]. На Земле существует большое количество конкурирующих цивилизаций, поэтому и сама история человечества есть история конкурирующих цивилизаций (мультицивилизационизм)1. Как показывает политическая история, все государства имперского типа изначально уже является цивилизациями [5]. В них заложен потенциал избыточного господства, который заставляет их расширяться за пределы их естественных политических и культурных границ [4].

«Коллективный Запад» во главе с США твёрдо взяли курс на гегемонию, заявляя о своём превосходстве в военной, политической, экономической, культурной, даже морально-нравственной и ценностной сферах. Кремлю изначально был ясен провал такой политики. «Мир слишком сложен и многообразен, чтобы его можно

1 Мультицивилизационизм (сокращенно мультицивитас) - система множества самодостаточных цивилизаций; модель «множественности цивилизаций». Civitas (цивитас) - гражданская община Рима с античной формой собственности, первые города-государства [14].

было подчинить одной схеме, пусть даже за ней и стоит мощь, огромная мощь Запада, накопленная веками колониальной политики» [12]. Благосостояние Запада в значительной степени было достигнуто благодаря ограблению колоний на протяжении веков. Процветание западной цивилизации стало возможным за счёт ограбления всей планеты. «История Запада - по сути хроника бесконечной экспансии. Западное влияние в мире - это огромная военно-финансовая пирамида, ей всё время нужно новое топливо для поддержания себя самой - природные, технологические, человеческие ресурсы, принадлежащие другим. Поэтому Запад просто не может остановиться и не собирался этого делать. Наши аргументы, увещевания, призывы к разуму, предложения просто игнорировались» [12]. США и их сателлиты продолжают исходить из утверждения своего цивилизационного превосходства над всем остальным миром. Традиционно Западу (WEST) противостоит весь остальной мир (THE REST). Россия уходит с угасающего рынка Западной Европы и утверждается на растущих рынках Евразии. И этот её разворот на Восток был принят как системный ответ на системный вызов Запада.

В. В. Путин констатировал, что российские контрагенты на Западе потеряли чувство реальности, перешли все возможные грани. И эта их стратегическая ошибка. «Каждый отдаёт себе отчёт, что в международной системе, где царит произвол, где всё решает тот, кто возомнил себя исключительным, безгрешным и единственно правым, под ударом может оказаться кто угодно просто по той причине, что та или иная страна не понравится гегемону, потерявшему чувство меры и, добавлю, чувство реальности» [12]. Данное замечание российского президента прямо указывает на зависимость западных элит от утвердившейся там карнавальной политической культуры.

США и их сателлиты стремятся обеспечить собственную безопасность за счёт ограничения безопасности своих потенциальных противников. Россия предлагает другой вариант решения этого вопроса: «Прочный мир установится только тогда, когда все станут чувствовать себя в безопасности, понимать, что их мнение уважается и что в мире существует равновесие, когда никто не способен по собственному желанию заставить, принудить остальных жить и вести себя так, как это угодно гегемону, пусть даже это противоречит суверенитету, подлинным интересам, традициям, устоям народов и государств. В такой схеме само понятие какого-либо суверенитета просто отрицается, выбрасывается, извините, на помойку» [12].

Ложность геополитических конструкций

Западные геополитические стратегии продемонстрировали свою исходную ложность. Правящие на Западе элиты заставляют общества принимать нормы и правила, которые большинство их граждан принимать не хотят. Но их фактически принуждают, постоянно изобретая различного рода причины, придумывая и раздувая несуществующие угрозы. России активно приписываются все мыслимые и немыслимые грехи. Русофобия демонизирует реальность, создавая ложные образы мифологизированного политического пространства. В этом и проявляется кризис западных политических элит [10; 11]. И особенно этот их системный кризис проявляется на фоне украинского конфликта, ставшим для них своего рода пробным камнем их качества [9].

По мнению В. В. Путина, «миру навязывают искусственные геополитические конструкции, создают закрытые блоковые форматы». Именно блоковый подход является главным анахронизмом ХХ в., доставшийся в наследство нашему времени. Модель «блокового подхода» носит исключительно иерархическую структуру - есть гегемон и окружающие его сателлиты. Данная модель предполагает «ограничение прав и свобод государств на собственное развитие, попытку загнать их в определённую клетку обязательств. Это в известной степени - и это очевидная вещь - отъём части суверенитета, а затем - и очень часто - навязывание решений в других сферах помимо сферы безопасности, и прежде всего в сфере экономики, как это сейчас происходит в отношениях между Соединёнными Штатами и Европой» [12]. Президент России убеждён, что «человечество движется не к фрагментации на конкурирующие сегменты, не к новому блоковому противостоянию, чем бы его ни мотивировали,

не к бездушному универсализму новой глобализации, а, напротив, мир находится на пути к синергии государств-цивилизаций, больших пространств, общностей, осознающих себя именно таковыми» [12].

Западные политики живут в мире устаревших представлений о мире, которые у них сложились с 1991 г. Именно этой небольшой «кучкой» политиков и принимаются важнейшие стратегические решения. В политическом сознании царит хаос. Политика однополярности провалилась, но признать этого никто не может. В результате всего это возникает политика подмены существующей реальности. Для этого международное право подменяется некими «порядком», некими «правилами», которых никто не знает. И, самое главное, никто не знает, кто и когда установит эти правила и порядки. Запад не просто устанавливает произвольно такие «правила», но и стремится поучать остальных «кто и как должен их исполнять, кто и как должен вообще себя вести. Делается и говорится это всё, как правило, в откровенно хамской форме. Это всё то же самое проявление этого колониального мышления. Всё время мы слышим, всё время звучит: вы должны, вы обязаны, мы вас серьёзно предупреждаем...» [12].

Государства-цивилизации

В новой «Концепции внешней политики Российской Федерации» (31.03.2023) Россия впервые в доктринальных документах была определена как государство-цивилизация. «Более чем тысячелетний опыт самостоятельной государственности, культурное наследие предшествовавшей эпохи, глубокие исторические связи с традиционной европейской культурой и другими культурами Евразии, выработанное за много веков умение обеспечивать на общей территории гармоничное сосуществование различных народов, этнических, религиозных и языковых групп определяют особое положение России как самобытного государства-цивилизации, обширной евразийской и евро-тихоокеанской державы, сплотившей русский народ и другие народы, составляющие культурно-цивилизационную общность Русского мира» (Концепция, п. 1.4). Было указано, что место России в мире определяется наличием у неё значительных ресурсов во всех сферах жизнедеятельности (Концепция, п. 1.5). Эта её самодостаточность и определяет её суверенитет и многовекторность внешней политики (Концепция, п. 1.6) [6].

В своей «Валдайской декларации» В. В. Путин раскрывает содержательную часть России как самобытного государства-цивилизация. По мнению официального Кремля, в этой формулировке точно и ёмко отражено то, как российское руководство понимает не только собственное развитие страны, но и основные принципы мирового устройства, на победу которых оно надеется. Из этого концепта и формируется образ будущего России и всего мира. «В нашем понимании цивилизация - многогранное явление. Его, безусловно, трактуют по-разному. Была и откровенно колониальная интерпретация: есть некий "цивилизованный мир", который служит образцом для остальных, все должны следовать этим стандартам, образцам, а кто не согласен -тех загонят в "цивилизацию" дубинкой "просвещённого" господина. Эти времена. прошли, и наше понимание цивилизации совершенно иное» [12].

Суть нового понимания цивилизации состоит в том, что цивилизация не одна, а их множество. И эта множественность указывает на их плюралистический характер: ни одна из них не лучше и не хуже другой, все они равноправны как выразители чаяний своих культур и традиций, своих народов. Приверженцы цивилизационного подхода отмечают, что понятие «цивилизация» - это многосоставное компонентное явление. В. В. Путин выделил два основных компонента: «Основные качества государства-цивилизации - многообразие и самодостаточность». И далее продолжал: «Современному миру чужда любая унификация, каждое государство и общество хотят самостоятельно выработать свой путь развития. В основе его - культура и традиции, укреплённые в географии, историческом опыте, как давнем, так и современном, и в ценностях народа. Это сложный синтез, в процессе которого и возникает самобытная цивилизационная общность. Её неоднородность, многообразие - это залог устойчивости и развития» [12].

Россия как государство-цивилизация складывалась на протяжении веков. И её тысячелетняя история подчёркивает её цивилизационный характер: «Россия на протяжении столетий формировалась как страна разных культур, религий, национальностей. Российскую цивилизацию невозможно свести к одному общему знаменателю, но её нельзя и разделить, потому что она существует только в своей целостности - в духовном и культурном богатстве. Сохранять прочное единство такого государства - непростая задача» [12].

Россия прошла через тяжелейшие испытания, которые с разным успехом преодолевала, накапливая уникальный опыт великой цивилизации. Эти исторические уроки укрепляли её национальное единство и целостность Российского государства. «Сегодня этот опыт поистине бесценен. Мир всё более многообразен. Простыми способами управления, причесыванием всех под одну гребёнку, как у нас говорят, к чему привыкли некоторые государства, со всей сложностью процессов не справиться... По-настоящему эффективная и прочная государственная система не может насаждаться извне. Она вырастает естественным путём из цивилизационных корней стран и народов, и Россия в этом отношении - пример того, как это происходит в жизни, на практике» [12]. В. В. Путин утверждает, что «цивилизационная опора - необходимое условие успеха в современном мире, в мире беспорядочном, к сожалению, опасном и утратившим свои ориентиры. Всё больше государств приходят именно к такому выводу, осознавая собственные интересы и потребности, возможности и ограничения, свою самобытность и степень взаимосвязанности с окружающим миром» [12].

Образ будущего в «Валдайской декларации В. В. Путина»

Российское руководство стремится нащупать пути, которые приведут страну к желаемому будущему: «В эпоху кардинальных перемен, когда рушится весь привычный уклад, очень важно осознать, куда мы идём, к чему хотим прийти. И, безусловно, будущее создаётся сегодня, не только на наших глазах - нашими руками» [12]. При этом особо подчёркивается, что цивилизация не является универсальной конструкцией - каждая имеет свой уникальный исторический опыт, «каждая самодостаточна в культурном плане, черпает свои идейно-ценностные принципы в собственной истории и в своих собственных традициях. Уважение к самим себе вытекает из уважения, безусловно, к другим, но имеется в виду и уважение со стороны других. Поэтому цивилизация ничего никому не навязывает, но и не позволяет ничего навязывать себе. Если все будут придерживаться именно такого правила, это обеспечит гармоничное сосуществование и созидательное взаимодействие всех участников международных отношений» [12]. Коллективный Кремль верит в то, что будущее человечества - это многополярный мир суверенных государств.

Важным является умение цивилизации защищать свой культурно-исторический выбор. Это огромная ответственность - своевременное реагирование на внешние вызовы и угрозы, установление диалоговых конструктивных отношений с другими цивилизованными общностями и, самое главное, поддержание внутренней стабильности и гармонии. По мнению президента России, свою цивилизацию никому нельзя предавать. Такой путь есть путь к всеобщему хаосу, «это противоестественно и отвратительно .... Мы со своей стороны всегда старались и стараемся предложить такие решения, которые учитывали бы интересы всех» [12]. Западная цивилизация погрузилась в мир безответственности карнавальной политической культуры, а её политики окончательно превратились в политических клоунов. По мнению В. В. Путина, именно цивилизационный подход к политике позволяет преодолеть пороки этой кар-навальности и вернуть мир к серьёзным отношениям. По этому поводу он замечает: «Цивилизационный подход противостоит таким тенденциям, потому что он основан на фундаментальных, долгосрочных интересах государств и народов. Интересах, которые диктуются не сиюминутной идеологической конъюнктурой, а всем историческим опытом, наследием прошлого, на котором основано представление о гармоничном будущем» [12]. Такой подход основан на взаимном уважении всех цивилизаций.

То, что далее декларирует в этой речи российский президент, можно охарактеризовать как стратегическое планирование развития России на ближайшее будущее. Предсказать развитие таких гигантских, невероятно сложных процессов практически невозможно. Жизнь всегда оказывается намного сложнее, чем наши представления о ней. Но руководство России чётко отдает себе отчёт в том, к чему оно стремится, к чему оно желает прийти. Такое понимание в России есть. Оно выражается в следующих шести пунктах (позволим себе привести их как можно близко к тексту оригинала):

1. Россия стремится «жить в открытом, взаимосвязанном мире, в котором никто и никогда не будет пытаться возводить искусственные барьеры на пути общения людей, их творческой реализации и процветания. Должна быть без барьерная среда -вот к чему надо стремиться» [12]. Это в принципе то, что ещё К. Поппер называл «открытым обществом» (у Путина это открытый мир).

2. Россия выступает за многообразие мира, которое необходимо не просто сохранялось, а фундаментально развивать. «Навязывание любой стране или народу, как им жить, как чувствовать себя, должно быть запрещено. Только настоящее культурное и цивилизационное многообразие обеспечит благо людей и баланс интересов» [12].

3. Требование максимальной представительности: «Никто не имеет права, да и не может, управлять миром за других или от имени других. Мир будущего -это мир коллективных решений, принимаемых на тех уровнях, на которых они наиболее эффективны, и тем составом участников, кто действительно способен внести значительный вклад в урегулирование конкретной проблемы. Не один решает за всех, и не все даже решают обо всём, а те, кого непосредственно касается тот или иной вопрос, договариваются о том, что и как делать» [12].

4. Уважение интересов всех приводит к установлению всеобщей безопасности и прочного мира: «от великих, больших государств до малых стран. Главное - освободить международные отношения от блокового подхода, от наследия колониальной эпохи и холодной войны. Мы десятилетиями говорим о неделимости безопасности, о том, что невозможно обеспечить безопасность одних за счёт безопасности остальных. И действительно, гармония в этой сфере достижима. Надо просто отбросить гордыню, спесь и перестать смотреть на других как на партнёров "второго сорта" или на как изгоев или дикарей» [12].

5. Справедливость должна носить всеобщий характер: «Эпоха эксплуатации кого бы то ни было, я уже сказал об этом дважды, в прошлом. Страны и народы чётко осознают свои интересы и возможности и готовы полагаться на себя - и это приумножает силы. Всем должен быть обеспечен доступ к благам современного развития, и попытки его ограничить для любой страны или народа должны рассматриваться как акт агрессии, именно так» [12].

6. Все цивилизации имеют равные права, поэтому и в мировых отношениях должен восторжествовать принцип равноправия: «Это абсолютно объективный фактор. Но не менее объективно и то, что больше никто не готов подчиняться, ставить свои интересы и нужды в зависимость от кого бы то ни было, и, прежде всего, от более богатых и сильных» [12]. Россия утверждает принцип геополитического эгалитаризма.

Шесть пунктов В. В. Путина претендуют на некое философское осмысление исторической эпохи переживаемой ныне всем человечеством. «Это не просто естественное состояние международного сообщества, это квинтэссенция всего исторического опыта человечества. Таковы принципы, которых мы хотим придерживаться сами и к соблюдению которых мы приглашаем присоединиться всех наших друзей и коллег» [12].

Русский консерватизм XXI в.

«Валдайская декларация В. В. Путина» фактически является продолжением его политических консервативных воззрений. На данный момент это завершающая часть («квинтэссенция») его идеологии. Это идеология, которая «чётко осознает свои интересы, возможности и полагается на себя»; это концепция о цивилизационном подходе к мировой политике; она заявляет о конце экспансии Запада против всего мира; сама концепция западной экспансии зашла в тупик своей истории.

Высказанные идеи стали идейным ударом по западному шаблону противостояния «западного сада незападным джунглям». Вместо этого «Валдайская декларация В. В. Путина» предлагает синергию цивилизаций (Хантингтон наоборот) - это наведение синергического порядка в беспорядочном мире; это выстраивание философии гармонии, многообразия и созидательной истории многополярного мира. Президент показал, что он способен к панорамной оценке истории и современности. Гармония многообразия - будущее человеческого рода. Запад является исключением из этого подхода, когда настаивает на своей исключительности, утверждая, что только он один и есть цивилизация. Мы видим путь от диалога культур к диалогу цивилизаций. Если диалог культур не подразумевал активную фазу политического взаимодействия, то диалог цивилизаций, напротив, основан именно на активизации политического фактора. В дело активно вступают политические элиты уровня цивилизаций.

Особо подчеркнём, что президентство В. В. Путина (начавшееся в 2000 г.) идёт по усложняющейся траектории - он решает всё более сложные проблемы, которые постоянно возникают перед ним. Те вызовы, которые были в 2000 г., не идут ни в какое сравнение с теми, которые затем возникли в 2008, 2014 и 2022 гг. и решением которых он был занят. Такая усложняющаяся траектория его политической карьеры лишь закалила его. На данный момент он самый профессиональный и самый закалённый политический боец. Поэтому и его «Валдайская декларация» заслуживает самой серьёзной оценки.

По своей сути «Валдайская декларация» - это антиглобалисткая программа. Глобализация по-американски стала отказом от многообразия, продвижением своего стандарта во всем мире. Но такая гегемония означает конец диалога. Напомним, что ещё М. М. Бахтин указывал на то, что «быть - значит общаться диалогически. Когда диалог кончается, всё кончается. Два голоса - минимум жизни, минимум бытия» [2, с. 46]. Многообразие - это всегда диалог различного с другим. Ещё академик Д. С. Лихачёв ввёл понятие «культуросферы» как особого коммуникационного пространства, в котором в качестве «живого» элемента выступают языки с различными смыслами [7, с. 350, 358]. Известно, что противопоставление себя иным культурам приводит мир к конфликту по линии оппозиции «свой - чужой». При этом «чужое» (инокультурное) всегда воспринимается как нечто враждебное [8, с. 34]. Именно против такого подхода и направлена валдайская речь В. В. Путина 2023 г.

Выводы

«Валдайская декларация В. В. Путина» - предложенная Кремлём российская программа для всего мира. Это фундаментальный анализ, основанный на принципах ООН. Провозглашаются такие ценности, как многообразие и уважение другого, равноправие и справедливость, открытость и ответственность. Эта «Декларация» содержит одну важную идею - идею диалога цивилизаций.

Величие России - в укреплении её суверенитета, основанного на её экономической, культурной, научной, финансовой, политической самодостаточности. Тот же самое она предлагает распространить и на весь цивилизованный мир как мир равноправных цивилизаций. В этом плане избитое выражение «цивилизованный мир» приобретает уже иное значение - это не мир оной (только западной) цивилизации, а это мир равноправных цивилизаций.

«Валдайская декларация В. В. Путина», хотя и предназначена для всего мира, но адресована в первую очередь так называемому глобальному Югу и глобальному Востоку, с которыми Россия предлагает диалоговый характер международных отношений и где воспринимается в качестве предупреждения для глобального Запада, как главного противника этой идеи. Такая идея предполагает многополярность мира. И мультицивитас становится главным смыслом нового глобального миропорядка, а «Валдайская декларация В. В. Путина» (05.10.2023) может считаться началом новой исторической эпохи в системе международных отношений. Было дано идеологическое обоснование конца монополярного миропорядка и утверждены принципы нового миропорядка.

Список литературы

1. Ашин, Г. К. Элитология: история, теория, современность / Г. К. Ашин. - Москва : Московский гос. ин-т международных отношений, 2010. - 600 с.

2. Бахтин, М. М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин ; сост. С. Г. Бочаров. -Москва : Искусство, 1979. - 423 с.

3. Библер, В. С. Михаил Михайлович Бахтин, или поэтика культуры. (На путях к гуманитарному разуму) / В. С. Библер. - Москва : Гнозис, 1991. - 176 с.

4. Гукасов, А. В., Косов, Г. В. Технологии формирования нового мирового порядка в период "interregnum": к вопросу формирования новых элитарных зон и территорий распада (кейс Большого Средиземноморья) / А. В. Гукасов, Г. В. Косов // Вопросы элитологии. -2020. - Т. 1, № 4. - С. 82-103. - doi: 10.46539/elit.v1i4.38.

5. Карабущенко, П. Л. Идея «империи» в контексте всемирной истории / П. Л. Карабу-щенко // Вопросы элитологии. - 2021. - Т. 2, № 3. - С. 10-29. - doi: 10.46539/elit.v2i3.70.

6. Концепция внешней политики Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации В. В. Путиным 31 марта 2023 г.). - URL: https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/official_documents/1860586 (дата обращения: 14.10.2023).

7. Лихачёв, Д. С. Культура как целостная среда / Д. С. Лихачёв // Избранные труды по русской и мировой культуре. - Санкт-Петербург : Санкт-Петербургский гуманит. ун-т профсоюзов, 2006. - С. 348-362.

8. Лотман, Ю. М. Внутри мыслящих миров: Человек. Текст. Семиосфера. История / Ю. М. Лотман. - Москва : Языки русской культуры, 1996. - 464 с.

9. Маковская, Д. В. Этнонациональная виктимизация украинского общества в дискурсе научной элиты Украины: тенденции и содержание / Д. В. Маковская, Л. Н. Гарас // Вопросы элитологии. - 2020. - Т. 1, № 4. - С. 104-121. - doi: 10.46539/elit.v1i4.39.

10. Максимова, Е. Н. Политические элиты как ведущий фактор цветных революций на постсоветском пространстве / Е. Н. Максимова // Вопросы элитологии. - 2020. - Т. 1, № 2. -С. 115-128. - doi: 10.46539/elit.v1i2.20.

11. Максимова, Е. Н. Политические элиты как фактор нестабильности политической системы / Е. Н. Максимова // Вопросы элитологии. - 2021. - Т. 2, № 4. - С. 36-49. -doi: 10.46539/elit.v2i4.83.

12. Путин В. В. Заседание дискуссионного клуба «Валдай». 05.10.2023 / В. В. Путин. -URL: http://kremlin.ru/events/president/news/72444 (дата обращения: 16.10.2023).

13. Хантингтон, С. Столкновение цивилизаций / С. Хантингтон ; [пер. с англ. Т. Велимеева]. - Москва : АСТ, 2022. - 640 с.

14. Щелкин, А. Г. На пути к «Цивилизации Современности» через модернизацию чего -техники? экономики? политики? культуры? / А. Г. Щелкин // Социология вчера, сегодня, завтра. IV Социологические чтения памяти Валерия Борисовича Голофаста / под ред. О. Б. Бож-кова. - Санкт-Петербург : Эйдос, 2011. - С. 13-20.

References

1. Ashin, G. K. Elitologiya: istoriya, teoriya, sovremennost [Elitology: history, theory, modernity]. Moscow: Moscow State Institute of International Relations; 2010, 600 p.

2. Bahtin, M. M. Estetika slovesnogo tvorchestva [Aesthetics of verbal creativity]. Moscow: Iskusstvo; 1979, 423 p.

3. Bibler, V. S. Mikhail Mikhaylovich Bakhtin, ili poetika kultury (Na putyakh k gumanitarnomu razumu) [Mikhail Mikhailovich Bakhtin, or the poetics of culture (On the way to the humanitarian mind)]. Moscow: Gnozis; 1991, 176 p.

4. Gukasov, A. V., Kosov, G. V. Tekhnologii formirovaniya novogo mirovogo poryadka v period "interregnum": k voprosu formirovaniya novykh elitarnykh zon i territoriy raspada (keys Bolshogo Sredizemnomorya) [Technologies for the formation of a new world order during the period of "interregnum": on the issue of the formation of new elite zones and territories of collapse (the case of the Greater Mediterranean)]. Voprosy elitologii [Questions of Elitology]. 2020, vol. 1, no. 4, pp. 82-103. doi: 10.46539/elit.v1i4.38.

5. Karabushchenko, P. L. Ideya "imperii" v kontekste vsemirnoy istorii [The idea of "empire" in the context of world history]. Voprosy elitologii [Questions of Elitology]. 2021, vol. 2, no. 3, pp. 10-29. doi: 10.46539/elit.v2i3.70.

6. Konceptsiya vneshney politiki Rossiyskoy Federatsii (utverzhdena Prezidentom Rossiyskoy Federatsii V. V. Putinym 31 marta 2023 g.) [The concept of foreign policy of the Russian Federation (approved by the President of the Russian Federation V.V. Putin on March 31, 2023)]. Available at: https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/official_documents/1860586 (accessed: 14.10.2023).

7. Likhachev, D. S. Kultura kak tselostnaya sreda [Culture as an integral environment]. Izbrannye trudy po russkoy i mirovoy kulture [Selected works on Russian and world culture]. St. Petersburg: St. Petersburg Humanitarian University of Trade Unions; 2006, pp. 348-362.

8. Lotman, Yu. M. Vnutri myslyashchih mirov: Chelovek. Tekst. Semiosfera. Istoriya [Inside thinking worlds: Man. Text. Semiosphere. Story]. Moscow: Yazyki russkoy kultury; 1996, 464 p.

9. Makovska;a, D. V., Garas, L. N. Etnonatsionalnaya viktimizatsiya ukrainskogo obshchestva v diskurse nauchnoy elity Ukrainy: tendencii i soderzhanie [Ethnonational victimization of Ukrainian society in the discourse of the scientific elite of Ukraine: trends and content]. Voprosy elitologii [Questions of Elitology]. 2020, vol. 1, no. 4, pp. 104-121. doi: 10.46539/elit.v1i4.39.

10. Maksimova, E. N. Politicheskie elity kak vedushchiy faktor tsvetnykh revolyutsiy na postsovetskom prostranstve [Political elites as a leading factor in color revolutions in the postSoviet space]. Voprosy elitologii [Questions of Elitology]. 2020, vol. 1, no. 2, pp. 115-128. doi: 10.46539/elit.v1i2.20.

11. Maksimova, E. N. Politicheskie elity kak faktor nestabilnosti politicheskoy sistemy [Political elites as a factor of instability of the political system]. Voprosy elitologii [Questions of Elitology]. 2021, vol. 2, no. 4, pp. 36-49. doi: 10.46539/elit.v2i4.83.

12. Putin V. V. Zasedanie diskussionnogo kluba "Valday". 05.10.2023 [Putin V. V. Meeting of the Valdai Discussion Club. 05.10.2023]. Available at: http://kremlin.ru/events/president/news/72444 (accessed: 16.10.2023).

13. Khantington, S. Stolknovenie [Clash of Civilizations]. Moscow: AST; 2022, 640 p.

14. Shchelkin, A. G. Na puti k "Tsivilizatsii Sovremennosti" cherez modernizatsiyu chego -tekhniki? ekonomiki? politiki? kultury? [On the way to the "Civilization of Modernity" through the modernization of what - technology? economy? politicians? culture?]. Sociologiya vchera, segodnya, zavtra. IV Sotsiologicheskie chteniya pamjati Valeriya Borisovicha Golofasta [Sociology yesterday, today, tomorrow. IV Sociological readings in memory of Valery Borisovich Golofast]. St. Petersburg: Eydos; 2011, pp. 13-20.

Информация об авторе

Карабущенко П. Л. - доктор философских наук, профессор.

Information about the author

Karabushchenko P. L. - Doctor of Philosophical Sciences, Professor.

Статья поступила в редакцию 22.10.2023; одобрена после рецензирования 21.11.2023; принята к публикации 25.12.2023.

The article was submitted 22.10.2023; approved after reviewing 21.11.2023; accepted for publication 25.12.2023.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.