Научная статья на тему 'Мультипликационные фильмы как средство развития связной речи дошкольников с ОНР'

Мультипликационные фильмы как средство развития связной речи дошкольников с ОНР Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
3431
464
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мультипликационные фильмы как средство развития связной речи дошкольников с ОНР»

щие особенности письменности родного языка: и -й (i-и, i-й - украинская письменность).

6. Пропуск слов и словосочетаний («Сергей напилит» - «Сергей напилит дрова»; «Морскайа фоода моед во» - «Морская вода моет берег»; «Вовсеглаза Кремлевскую Стену» - «Ребята рассматривали во все глаза Кремлевскую стену»). Подобные ошибки могут отражать трудности удержания предложения в оперативной слухоречевой памяти, что обусловлено недостаточным пониманием смысла текста.

Таким образом, в условиях двуязычия проявления нарушений овладения письмом имеют специфические особенности и своеобразные механизмы. Очевидно, что соотношение механизмов трудностей усвоения письменной речи может варьировать в зависимости от типа двуязычия, степени владения русским языком, а также особенностей психического и речевого развития учащихся. Это определяет необходимость разработки адекватной системы диагностики речевого развития детей, а также дифференцированного подхода к созданию программы психологопедагогического сопровождения учащихся-инофонов.

Список литературы

1. Ахутина Т.В. Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика // Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция. - М.-Воронеж, 2001. С. 7-20.

2. Гончарова В.А. Особенности нарушений письменной речи у младших школьников при двуязычии // Логопедия. - 2005. - № 3(9). - С. 80-83.

3. Корнев А.Н. Дислексия и дисграфия у детей. - СПб., 1995.

4. Лалаева Р.И. Нарушение письменной речи. - М., 1989.

5. Румега Н.А. Диагностика и коррекция речевых нарушений у детей с билингвизмом // Логопедия в школе: Практический опыт / под ред. В.С. Кукушина. - М., 2004. - С. 291-326.

6. Цейтлин С.Н. Освоение родного и неродного языка в естественной среде (на материале речевых ошибок) // Мир русского слова. - 2003. - № 4(17). - С. 83-88.

7. Якимович Е.А. Особенности письма младших школьников-инофонов // Логопед. - 2011. - № 8. - С. 27-34.

В.А. Грошенкова

кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры логопедии, Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского

Мультипликационные фильмы как средство развития связной речи дошкольников с ОНР

Одной из приоритетных задач коррекционно-логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи (ОНР), является развитие связной речи, что позволяет в свою очередь преодолеть системное речевое недоразвитие и подготовить детей к обучению в школе.

Научные подходы к определению понятия «связная речь», к содержанию логопедической работы по формированию связной речи у дошкольников с ОНР, к характеристике методов и приемов работы рассматривались в трудах таких ученых, как В.К. Воробьева, В.П. Глухов,

40

Л.Н. Ефименкова, В.В. Коноваленко, Р.Е. Левина, Е.М. Мастюкова, Л.В. Мещерякова, Н.В. Нищева, Т.Б. Филичева и др.

В настоящее время продолжается поиск путей совершенствования логопедической работы, разработка новых форм и методов преодоления речевого недоразвития, определение возможностей дидактического материала. В связи с этим важным средством в работе логопеда выступают мультипликационные фильмы (А.А. Гуськова, И.А. Ледник, Г.Л. Сперанская).

Роль мультфильмов в обучении и воспитании ребенка-дошкольника, имеющего ОНР велика: они позволяют развивать речь в различных аспектах - воспитание звуковой культуры речи, формирование лексикограмматического строя речи, формирование связной речи; мультфильм служит прекрасным средством развития мышления, внимания, воображения и памяти; значительно расширяет кругозор и совершенствует коммуникативные навыки; учит выражать свои чувства и настроение.

Остановимся на использовании мультипликационных фильмов в логопедической работе по совершенствованию связной речи дошкольников с ОНР III уровня и будем придерживаться следующих теоретикометодологических положений.

1. Связная речь представляет собой вид речемыслительной деятельности, результатом которой является текстовое сообщение. Связная речь - это текст, высказывание, продукт речевой деятельности. Существенные характеристики связного высказывания - связность, последовательность, логико-смысловая организация текстового пространства.

2. Совершенствование связной речи на логопедических занятиях предполагает работу в следующих аспектах: обучение детей соблюдать логическую последовательность в изложении событий, отражать существенные связи в речевом содержании, использовать лексикограмматические средства в оформлении связного высказывания, активизировать словарный запас, учить использовать различные синтаксические средства в оформлении высказывания, создавать тесты различных функционально-смысловых типов речи и др.

3. Процесс совершенствования связной речи средствами мультипликационных фильмов опирается на ряд общедидактических, методических и специальных логопедических принципов: принцип реалистичности, сознательности, активности, взаимосвязи работы над различными сторонами речи, принцип обогащения мотивации речевой деятельности, наглядности и др.

4. В рамках логопедической работы по совершенствованию связной речи мы выделили три блока занятий на материале мультипликационных фильмов: 1) занятия по формированию лексико-грамматического строя речи; 2) занятия-просмотры мультфильмов; 3) занятия по совершенствованию связной речи на основе сюжета мультфильмов.

Нами были отобраны отечественные мультфильмы в соответствии с лексическими темами для старшего дошкольного возраста. Например, «Птицы»: «Серая шейка» (1948), «Оранжевое горлышко» (1954), «Высокая горка» (1951), «Растрепанный воробей» (1967), «Гадкий утенок» (1956); «Лесные животные»: «Лесные путешественники» (1951), «Краше-

41

ный лис» (1953), «Беги, ручеек!» (1974), «Хомяк-молчун» (1972), «Таёжная сказка» (1951); «Цирк»: «Девочка в цирке» (1950), «Лошарик» (1971), Каникулы Бонифация» (1975), «Пони бегает по кругу» (1974), «Впервые на арене» (1961); «Транспорт»: «Степа-моряк» (1955), «Шесть Иванов -шесть капитанов» (1967), «Новичок» (1961), «Сказки о машинах» (1975).

На занятиях используются различные средства (кадры из мультфильмов в виде слайдов), средства моделирования (предметы-заместители, опорные картинки, картинные и рисуночные планы) и формируются следующие умения связной речи: умения отражать необходимые существенные связи; соблюдать последовательность в переходе от одной мысли к другой; составлять описание предмета; составлять повествовательный рассказ по кадрам из мультфильма; составлять рассказ по теме с придумыванием конца рассказа; логически завершать рассказ; составлять повествовательный рассказ с элементами описания; последовательно, связно, в полной форме излагать свои мысли, с тщательным отбором лексических средств и использованием разнообразных синтаксических конструкций, давать название рассказу и др.

Структура каждого занятия включает тои части: 1) организационный момент (предполагает формирование интереса у детей и настрой на работу); 2) основная часть (просмотр мультфильмов; беседа по содержанию мультфильмов; составление различных типов рассказов и др.); 3) итог занятия (обмен впечатлениями; анализ высказываний детей, подведение итога занятия).

Для совершенствования умений связной речи используются следующие методы и приемы: вступительное слово логопеда, чтение стихотворения или загадки; объяснение значения новых слов; беседа по вопросам, направленным на осмысление взаимосвязи событий в мультфильме, их временной последовательности; объяснение; речевой образец логопеда на этапе составления рассказа по сюжету (например, ребята, следите по схеме и слушайте мой рассказ. Это тыква. Тыква -это овощ. Она растет в огороде на грядке, в земле. Она круглая, оранжевая, крепкая, гладкая, сладкая. Ее можно тушить. Её можно добавлять в пшенную кашу); рассматривание предметных и сюжетных картинок; рассматривание кадров из мультфильмов (например, ребята, посмотрите на картинку. Это игрушки девочки: мишка, кукла и щенок (дети рассматривают кадры из мультфильма «Старая игрушка»). Логопед задаёт детям вопросы (при постановке вопросов выставляются картинки (кадры из мультфильма), отражающие последовательность событий); рассматривание опорных картинок, картинных и рисуночных планов; подбор предметных картинок к отдельному эпизоду; восстановление последовательности сюжета (по слайдам); поиск лишних слайдов; восстановление сюжета мультфильма в соответствии с логикой протекания событий; отбор тех картинок, которые иллюстрируют содержание данного мультфильма; проведение беседы по предыдущему содержанию и предположение дальнейших событий; придумывание названия мультфильму; составление рассказа от лица героев мультфильма и др.

42

Приведем фрагмент работы по анализу мультфильма «Старая игрушка»: «С чего начались события в мультфильме? Какой праздник был у девочки? Что произошло ночью? Что произошло утром? Какой подарок нашла девочка в коробке? Опишите клоуна: какой он был по цвету, размеру, во что он был одет. Какие чувства испытывала девочка, когда увидела клоуна? Как вы это поняли? Какие чувства испытывали игрушки в тот момент, когда девочка радовалась новой игрушке? Почему игрушки огорчились и обиделись? Как вы это поняли? Кто из игрушек особенно огорчился? Расскажите от лица мишки, что он думал в тот момент. Что произошло дальше? Какие чувства испытывал мишка, когда сидел на крыше? Где потом оказался мишка? Что решил сделать мишка с вещами, найденными в парке? Почему он это сделал? Удалось ли девочке найти свою игрушку? Расскажите, как это произошло (используется стоп-кадр). Какие чувства испытывала девочка, когда увидела, что это её мишка? Какие чувства испытывал мишка, когда увидел свою хозяйку? Как вы думаете, правильно ли поступил мишка, когда ушел? На самом ли деле девочка забыла про мишку? Как бы вы поступили на месте девочки? Придумайте свое название этому мультфильму. Были ли у вас в жизни случаи, когда вы забывали про важную и любимую для вас вещь или игрушку? Расскажите об этом».

Таким образом, развитие связной речи у дошкольников с ОНР III уровня является важной задачей логопедической работы, максимально реализовать которую возможно на материале мультипликационных фильмов: дети учатся отражать необходимые существенные связи в предметном содержании речи, излагать свои мысли в логической последовательности, использовать лексические и грамматические средства в оформлении высказывания; употреблять сложные предложения в речи; учатся составлять тексты разных типов речи.

Н.В. Гусева

кандидат педагогических наук, доцент, Центр педагогического образования НФИ КемГУ

Овладение профессиональными навыками учителя-логопеда в процессе изучения курса «Техника речи»

Речь современной молодежи отличается наличием многих ошибок в произношении слов (орфоэпии) и произнесении звуков речи (дикции), неумелым обращением с дыханием и голосом.

Цель курса «Техника речи»: развивать речевую компетенцию студентов, совершенствуя их речевые и голосовые возможности.

Правильность, чистота и красота речи тесно связаны с ее мелодией, интонацией. А для того чтобы речь лилась свободно, легко и разнообразно, необходимо владеть правильным, полным дыханием и хорошо отработанным, гибким, звучным, большим по диапазону голосом.

Дисциплина «Техника речи» ориентирует на практическое овладение необходимыми профессиональными навыками учителя-логопеда в про-

43

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.