Жаринов А. В.
МУЛЬТИПЛИКАТИВНЫЙ ЭФФЕКТ КАК ФАКТОР ВЫБОРА СТРАТЕГИИ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ, НАПРАВЛЕННОЙ НА СОЗДАНИЕ ИЛИ МОДЕРНИЗАЦИЮ ПРОИЗВОДСТВА
Аннотация. В статье рассматривается оценка выбора и формирования стратегии промышленного предприятия, направленной на расширение доли рынка на основе реализации инвестиционных проектов по созданию или модернизации промышленного производства. Обоснована возможность и необходимость оценки выбранной стратегии на основе возникновения мультипликационного эффекта и его продолжительности как фактора обоснования достижения целей стратегии.
Ключевые слова. Стратегия, стратегическое управление, инвестиции, инвестиционный проект, мультипликаторы, мультипликативный эффект, воспроизводство.
Zharinov A.V.
MULTIPLIER EFFECT AS A FACTOR IN SELECTING INDUSTRIAL ENTERPRISE STRATEGY AIMED AT THE ESTABLISHMENT OR MODERNIZATION OF PRODUCTION
Abstract. The article describes the score choice and industrial enterprise strategy aimed at expanding market share on the basis of the realization of investment projects for the establishment or modernization of industrial production. Justified the opportunity and the need to assess the strategy chosen on the basis of the occurrence of the multiplier effect and its duration as a justification for achieving the objectives of the strategy.
Keywords. Strategy, strategic management, investment, investment project, multipliers, multiplicative effect, reproduction.
В экономической теории достаточно широко представлены методы оценки инвестиционных проектов по количественным, финансовым, стоимостным показателям. Мультипликативный эффект этих показателей, как правило, лежит в основе принятия решений о реализации проекта, его финансировании и участии в нем соинвесторов. В работе [2] рассмотрены вопросы и методы оценки эффективности действующих стратегий на базе экспертных мнений и построения матриц, различных моделей поведения предприятий на рынке.
Что касается качественных оценок, которые определяют, в том числе и конкурентоспособность, как правило, они не рассматриваются. При этом очевидно, что качественные характеристики со временем трансформируются в количественные. Основная причина сложившейся ситуации состоит в том, что кредитора и соинвестора интересуют количественные показатели прироста финансовых ресурсов в рамках сроков окупаемости вложенных ими инвестиций. Собственники бизнеса и основного капитала, кроме того, заинтересованы в дальнейшем развитии предприятия после окупаемости инвестиций, в создании процесса самовоспроизводства, не требующего новых, значительных инвестиций, а также в сохранении конкурентоспособности предприятия. Поэтому выбор стратегии предприятия предопределяет его успешное развитие в будущем.
ГРНТИ 06.56.21 © Жаринов А.В., 2017
Александр Владимирович Жаринов - кандидат экономических наук, соискатель кафедры экономики предприятия и производственного менеджмента Санкт-Петербургского государственного экономического университета. Контактные данные для связи с автором: 191023, Санкт-Петербург, Садовая ул., д. 21 (Russia, St. Petersburg, Sa-dovaya str., 21). Тел.: +7-921-949-12-88. Е-mail: [email protected].
Проблема выбора успешной стратегии заключается в оценке эффективности ее результатов. Качество выбранной стратегии характеризуется степенью цикличности и продолжительности прироста оборотного капитала, достаточного для эффективного функционирования экономической системы, в т.ч. достаточного для самовоспроизводства. Факторами оценки могут выступить мультипликативные эффекты, которые носят качественный характер. Взаимосвязь между выбранной стратегией и мультипликативными эффектами демонстрирует рисунок 1.
Рис. 1. Схема влияния выбора стратегии на появление мультипликативного эффекта
В современных условиях глобализации и интернационализации мировой экономики, успешное развитие социально-экономических систем и их объектов требует создания стратегии. Теоретические и методологические аспекты стратегии рассмотрены в работах Л.И. Абалкина, Г.Л. Азоева, М. Альберта, И. Ансоффа, А.В. Архипова, В.М. Архипова, А.Н. Асаула, В.В. Асаул, В.В. Бузырева, Н.В. Войтоловского, П.Ф. Друкера, В.Ф. Мартынова, Г. Мицберга. М. Портера, Р. Розена, В.Е. Рохчи-на, У. Кинга, А.Е. Карлика, Е.А. Ткаченко, Р. Шварца, Р. Холта, Дж. Коллинза, Э. Кемпебелла и др.
В научной литературе существует множество определений термина «стратегия». Генезис развития методологии стратегического управления изложен в работе [4, с. 65-67]. Следует отметить, что стратегическое управление развивалось на основе долгосрочного планирования, что позволило использовать и развить его методологию. Как правило, под стратегией подразумевается свод правил, норм, ориентиров, направлений и способов деятельности, которыми должны пользоваться менеджеры при принятии управленческих решений.
Стратегия нацеливает управленцев на решение задач по повышению конкурентоспособности предприятия, росту прибыли, росту доли рынка или удержанию существующей. Все интерпретации термина «стратегия» учитывают: цели компании на долгосрочный период, возможные и необходимые способы решения целей, возможные и необходимые мероприятия для достижения целей. Необходимо отметить, что стратегия как документ является частью стратегического управления или стратегического менеджмента, стратегического планирования и моделирования. Стратегическое управление подразумевает создание стратегии, т.е. процесс создания норм и правил, выработку принципов деятельности, нацеленных на получение необходимого результата. Под результатом подразумевается прирост какого-либо показателя деятельности.
Выбор стратегических действий для создания стратегии, как правило, основывается на широко известной «Матрице Ансоффа» [1]. Эта матрица предполагает выбор вида стратегии. Например, «стратегия увеличения доли рынка», «стратегия выхода и развития новых рынков», «стратегия расширения продуктовой линейки или диверсификация», «стратегия создания нового товара или услуги». Сам по себе выбор вида стратегии определяет владелец капитала (бенефициар) или бизнеса. Выбор вида стратегии подразумевает в дальнейшем определение инструментария и мероприятий, необходимых для достижения целей выбранной стратегии. Кроме того, учитывается наличие предпосылок и необходимых ресурсов для ее реализации. При выборе стратегии для промышленных предприятий, действующих на глобальных конкурентных рынках, необходимо учитывать и глобализацию рынка, его динамику, существующие тренды в технологиях и продажах, конкурентное окружение и степень конкуренции.
Другими словами стратегия должна быть нацелена на усиление конкурентоспособности предприятия. Например, для текстильной отрасли и ниточного производства наиболее актуальной является стратегия расширения доли рынка. По сути, это возврат части потерянного в переходный период своего, отечественного, традиционного рынка. На основании проведенных исследований ниточных предприятий, бенчмаркинга, анализа и оценки степени конкуренции на рынке текстильной отрасли легкой промышленности, можно сделать вывод, что для достижения стратегических целей необходимо одновременно реализовать задачу «лидерства в издержках» по М. Портеру [8] и задачи диверсификации, дифференциации (применяя новейшие производственные технологии). В результате получим смешанную форму «стратегии расширения доли рынка».
Насколько выбранная стратегия будет эффективна, можно определить при оценке мультипликативного эффекта, получаемого при ее реализации. Такое явление, как мультипликативный эффект, берет свои истоки в начале ХХ века. Исследуя причины кризиса и безработицы, английский экономист Р.Ф. Кан обнаружил, что на любом участке общественного производства товаров и услуг, государственные инвестиции дают увеличение занятости больше первоначальных затрат на некую кратную величину. Эта величина получила название «мультипликатор» или «множитель».
В экономической науке определено, что мультипликатор - это коэффициент, показывающий зависимость изменения валового продукта от изменений инвестиций (расходов, налогов, депозитов в банки). Исходя из того, что принимается за инвестиции, различают мультипликаторы расходов, классификация которых приведена в таблице 1. В случае, когда расходы являются комплексными или комбинированными, проявляется совокупный мультипликативный эффект, соответствующий их направленности. Кроме того, расходы, произведенные по одному из направлений, могут оказать косвенное, последовательное влияние и на другие виды мультипликативного эффекта.
Таблица 1
Классификация мультипликаторов
Направление расходов Вид мультипликатора В чем выражается эффект
1. Создание или модернизация основных производственных фондов Мультипликатор средств производства Прирост основного капитала
2. Производство потребительских товаров и услуг Потребительский мультипликатор Прирост общественного потребления
3. Расходы на государственное управление, безопасность и оборону, образование, медицину, пенсионное обеспечение Мультипликатор государственных услуг Рост благосостояния населения и его покупательской способности, снижение криминогенности, рост инвестиционной привлекательности страны
4. Предоставление финансовых услуг Мультипликатор денежного предложения Прирост оборотного капитала
5. Совершенствование налоговой системы, предоставление налоговых льгот и преференций Налоговый мультипликатор Прирост налоговых поступлений в бюджеты различных уровней
Количественное значение рассматриваемого эффекта определяется специальным числовым коэффициентом - мультипликатором. Определяют его по формуле:
А Y
* " АА7 ■
где К - коэффициент мультипликации; АУ - изменение национального дохода; А1 - изменение инвестиций.
Рассмотрим механизм образования мультипликационного эффекта. Вначале отметим, что создаваемый национальный доход, а также его приращение (АУ) делится на потребляемую (АС) и сберегаемую (А8) часть, которая полностью используется на инвестиции (А I), тогда:
АY = АС + АS = АС + А7
отсюда:
А| = АY - АС.
Следовательно:
ДY
К =_
ДY- ДС
или:
1
к =
1-AC/AY
Отношение прироста потребления (AC) к приросту дохода (AY) представляет собой предельную склонность к потреблению (МРС) (заметим, что эта величина в сумме с предельной склонностью к сбережению MPS даёт единицу), тогда:
11 к =_=_
1 — MPC MPS'
Другими словами, чем больше люди будут потреблять товаров и услуг, тем выше коэффициент мультипликативности. Чем больше на определенной территории рабочих мест, а также чем больше насыщается рынок на этой территории товарами и услугами (в пределах покупательского спроса), тем ниже склонность к сбережению, а мультипликативный эффект будет выше. Помимо первичного эффекта возникает вторичный и последующие эффекты. Этот множительный эффект и называется «мультипликативным эффектом». Дж.М. Кейнс в своей теории [3], связывая увеличение занятости с увеличением национального дохода, подтвердил возникновение мультипликативного эффекта, вызванного первоначальными государственными расходами. Благодаря этому эффекту национальный доход возрастает в больших размерах, чем первоначальный прирост инвестиций.
Одним из компонентов совокупных расходов являются инвестиции. Приобретая товары и услуги, покупатель платит цену, в состав которой входит прибыль. Она же является источником воспроизводства, т.е. инвестиций, а инвестиции - это вложения в прирост капитала общества, поэтому уровень и динамику инвестиций определяют два основных фактора: ожидаемая норма чистой прибыли, которую инвестор стремится получать от расходов на инвестиции, и реальная ставка процента на капитал или сбережения.
Мотивом для предпринимателей в осуществлении расходов на инвестиции является ожидаемая прибыль. Предприниматели приобретают и модернизируют средства производства только тогда, когда ожидается, что подобные закупки будут прибыльными. А стороннего инвестора интересует еще и ставка процента на свои инвестиции, которая должна быть выше реальной ставки процента. Следует подчеркнуть, что именно реальная ставка процента, а не номинальная играет существенную роль в принятии инвестиционных решений. Известно, что номинальная ставка процента выражается в текущих ценах, а реальная ставка процента - в постоянных или скорректированных с учетом инфляции ценах. Другими словами, реальная ставка процента - это номинальная ставка за вычетом уровня инфляции. Трансформация совокупных расходов в инвестиции, создающие прирост капитала т.е. его воспроизводство, показана на рисунке 2. Цикличность этого процесса формирует последующие «волны» мультипликативного эффекта.
Как было установлено, мультипликативный эффект возникает в любой экономической системе создания стоимости товара или услуги, а величина коэффициента мультипликации зависит от предельной склонности к потреблению. Чем выше показатель потребления, тем выше коэффициент мультипликации. Необходимо отметить, что мультипликативный эффект возникает вне зависимости от того, в какую сферу общественного труда будут направлены первоначальные инвестиции. Кроме того, не
имеет значения и то, чьи это инвестиции, частные или государственные. Экономика разных стран и регионов не однородна по своим природным и историческим характеристикам. Следовательно, уровень потребления будет разным в регионах, неоднородных по географическому расположению, количеству населения и плотности его размещения, этническому составу, уровню доходов, развитию инфраструктуры, научному потенциалу и уровню образования, развитию промышленности и экономики в целом, уровню жизни и др.
Рис. 2. Принципиальная схема прироста капитала
Поэтому величина мультипликативного эффекта, его продолжительность и глубина будет различной. Продолжительность и цикличность такого эффекта в определенном регионе или в стране в целом зависит от того, будут ли первоначальные инвестиции, а также доход от них реинвестироваться, создавая следующую «волну» мультипликативности. Рассматривая значение иностранных инвестиций мы наблюдаем, что возникший мультипликативный эффект угасает быстрее, когда эти инвестиции направлены на развитие торговли или сети торговых предприятий, конечными бенефициарами которой являются нерезиденты, а также тогда, когда инвестиции являются возвратными (всякого рода иностранные кредиты и займы).
Например, в 2013 году структура иностранных инвестиций по данным Росстата [7] выглядела следующим образом: только 5,9% прямых иностранных инвестиций было направлено в основной капитал, 0,6% составили портфельные инвестиции, а 91,6% сформировали различного рода кредиты. Принимая во внимание то, что доля товаров отечественного промышленного производства в торговых сетях не превышает 15%, становится очевидным, что на иностранные инвестиционные кредиты закуплены иностранные товары. Т.е. из всех иностранных инвестиций только 6,5% создали новую мультипликативную «волну», а свыше 90% вместе с частью прибыли от инвестиционной деятельности вернулись своим собственникам.
В результате вывоз капитала и потребление иностранных товаров приводят к «обнулению» мультипликативного эффекта от такого рода иностранных инвестиций в российской экономике. Это подтверждается и тем, что сальдо внешнеэкономического торгового баланса в 2015 г. снизилось на 40,4 млрд долларов США [7]. Вывоз капитала в 2014-2015 годах резко вырос из-за наложенных на РФ экономических санкций и контрсанкций Правительства РФ.
Качественную оценку стратегии рассмотрим на следующем примере. Предприятие легкой промышленности, на основе анализа конкурентной среды, состояния производственных фондов, мировых трендов развития отраслевого рынка, определило стратегию предприятия как «стратегию увеличения доли рынка». На рисунке 3 показан алгоритм действий при оценке эффективности выбранной стратегии.
Рис. 3. Алгоритм оценки эффективности выбранной стратегии
Достижение стратегической цели возможно при снижении издержек производства за счет эффективного использования новых технологических, организационных и управленческих решений. Т.е. необходимо произвести полную модернизацию предприятия с учетом диверсификации, которая позволит сформировать источник самовоспроизводства. Для реализации поставленной задачи произведем расчеты инвестиционных расходов (или капитальных вложений) (ИР или CAPEX -Capital Expenditures), сроков окупаемости инвестиций (Tpp или PP), чистого денежного потока (ЧДП или NPV), внутренней нормы доходности (ВНД или IRR) и других финансовых интегральных показателей. Значения количественных финансовых показателей соответствуют обычным
требованиям инвесторов по реальной ставке процента. Также определим коэффициент мультипликации К:
NPV
К __
CAPEX '
При К>1 прирост оборотного капитала будет достаточным источником для возврата привлеченных средств. Для того, чтобы определить качество полученного прироста оборотного капитала, необходимого для прироста основного капитала определить сроки наиболее эффективного срока использования (effective period of use) ОПФ (основных производственных фондов) (Tep). Экстраполируем данные (IRR) в денежном потоке на период Tep и рассчитаем NPV(Tap) за период после окупаемости проекта (after payback), ограниченный сроком эффективного использования ОПФ, (Tap = Tep - Tpp). Полученный результат NPV в периоде Tap применим в расчете коэффициента мультипликатора в периоде Tap
NPV(Tap) К(Тар) =-CÂPËX" .
При K(Tap)>1 прирост оборотного капитала после возврата привлеченных инвестиций будет достаточным для полного воспроизводства основного капитала. Это значит, что экономическая система приобретает способность самовоспроизводства без дополнительных (привлеченных) инвестиций.
Исходя из вышесказанного, мы пришли к выводу, что для оценки стратегии промышленного предприятия, направленной на модернизацию производства, расширение рынков, создание нового производства, необходимо рассматривать и мультипликативный эффект, возникающий в результате ее реализации, как существенный фактор обоснования ее эффективности. Если стратегия и мероприятия по ее реализации выбраны верно, а инвестиции направлены на создание или модернизацию основного промышленного капитала, создавая при этом процесс самовоспроизводства, то мультипликативный эффект будет наблюдаться при каждом новом цикле воспроизводства.
Инвестиции, направленные в основной капитал предприятий, в том числе и на развитие форм пространственной организации производства, таких как кластер или ТПК, реализуемые на основе смешанной формы стратегии «расширения рынка», создавая механизм самовоспроизводства, дают прирост общественного капитала, что приводит к мультипликативному эффекту в экономике в целом. Цикличность и продолжительность мультипликативного эффекта должны наблюдаться в ВРП и ВВП регулярно с каждым новым циклом воспроизводства.
При рассмотрении инвестиционных проектов, претендующих, в том числе, и на государственную поддержку, следует учитывать, что при создании на определенной территории любого производства, в любой пространственной форме, обеспечивающего цикличность воспроизводства, возникает продолжительный мультипликативный эффект. К сожалению, в настоящее время государство готово поддерживать только тот инвестиционный проект, который показывает привлекательную бюджетную эффективность при минимальном вложении бюджетных средств [5; 6]. Использование идей, изложенных автором в статье, позволит изменить эту ситуацию.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. СПб.: Питер, 1999. 416 с.
2. Ансофф И. Стратегическое управление. М.: Экономика, 1989.
3. КейнсДж.М. Общая теория занятости, процента и денег. М.: Гелиос АРВ, 2012. 350 с.
4. Мартынов В.Ф. Воспроизводство основных фондов предприятий легкой промышленности в условиях стабилизации экономики. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2011. 170 с.
5. Официальный сайт Министерства промышленности и торговли РФ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://minpromtorg.gov.ru (дата обращения 16.01.2017).
6. Официальный сайт Правительства РФ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://government.ru/ (дата обращения 17.01.2017).
7. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru (дата обращения 15.01.2017).
8. Портер М. Конкуренция. М.: ИД «Вильямс», 2002. 496 с.