Научная статья на тему 'Мультипликативный эффект инновационной деятельности'

Мультипликативный эффект инновационной деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1378
707
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННО-ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / ИННОВАЦИОННЫЙ МУЛЬТИПЛИКАТОР / INVESTMENT AND INNOVATION PROCESSES / INNOVATIVE MULTIPLIER

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дубынина Анна Валерьевна

Статья посвящена проблемам инвестиционно-инновационных процессов, определению эффективной инновационной деятельности. Автор полагает, что методический подход, использованный при определении мультипликатора инвестиций, интересен при оценке результатов инновационных изменений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MULTIPLICATIVE EFFECT OF INNOVATIVE ACTIVITY

The article is devoted to the problems of investment and innovation processes, the definition of effective innovation. The author believes that a methodical approach in determining the investment multiplier, is interesting in the evaluation of innovative changes.

Текст научной работы на тему «Мультипликативный эффект инновационной деятельности»

Am 7universum.com

UNIVERSUM:

ЭКОНОМИКА И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

МУЛЬТИПЛИКАТИВНЫЙ ЭФФЕКТ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Дубинина Анна Валерьевна

канд. экон. наук, доцент кафедры экономики и финансов, Финансовый университет при Правительстве РФ (Челябинский филиал),

РФ, г. Челябинск E-mail: ann-file@mail. ru

MULTIPLICATIVE EFFECT OF INNOVATIVE ACTIVITY

Dubynina Anna

Candidate of Economic Sciences, associate professor of the Department«Economy and finance» Financial University under the Government of the Russian Federation

(The Chelyabinsk branch), Russia, Chelyabinsk

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена проблемам инвестиционно-инновационных процессов, определению эффективной инновационной деятельности. Автор полагает, что методический подход, использованный при определении мультипликатора инвестиций, интересен при оценке результатов инновационных изменений.

ABSTRACT

The article is devoted to the problems of investment and innovation processes, the definition of effective innovation. The author believes that a methodical approach in determining the investment multiplier, is interesting in the evaluation of innovative changes.

Ключевые слова: инвестиционно-инновационные процессы,

инновационный мультипликатор.

Дубынина А.В. Мультипликативный эффект инновационной деятельности // Universum: Экономика и юриспруденция : электрон. научн. журн. 2014. № 4 (5) . URL: http://7universum.com/ru/economy/archive/item/1168

Keywords: investment and innovation processes, innovative multiplier.

Экономические процессы глобализации объективно определяют необходимость инвестиционно-инновационных процессов, которые способствуют обновлению и модернизации основных фондов, созданию и внедрению более совершенных технических, технологических, информационных и коммуникационных новшеств для повышения качества выпускаемой продукции, оказываемых услуг и обеспечения конкурентоспособности российской экономики.

Согласно исследованию «Глобальный индекс инноваций» [1], Россия по уровню инновационного развития в 2013 году занимает 62 место в списке из 142 стран, что ниже на 11 позиций по сравнению с 2012 годом. Среди стран БРИК Россия занимает второе место после Китая (35 место), и при сохранении данной тенденции Бразилия (64 место) и Индия (66 место), входящие в группу БРИК, могут обойти Россию по уровню развития инноваций.

Эффективность инновационного развития национальной экономики связана с наличием инновационного потенциала и институциональных условий для его реализации. Исходя из этого, глобальный индекс инноваций представляет собой соотношение затрат на научные исследования и разработки и полученного эффекта в виде развития технологий и экономики знаний.

В 2013 году в рейтинге стран мира по уровню инновационных возможностей и результатов осуществления инноваций, как и в 2012 году, лидируют Швейцария и Швеция, далее Великобритания, Нидерланды, США.

Показатели указанных стран свидетельствуют о лидирующих позициях как по затратам, так и результатам инновационной деятельности, попадая тем самым в список 20 стран с наилучшими показателями развития инновационной экономики.

Так, по состоянию на 2010 год Швейцария и Швеция занимали 7 (2,99 % ВВП) и 4 (3,74 %) места соответственно по расходам на научноисследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР), являющиеся

ключевым показателем научно-технического развития страны. Отметим, что лидером по данному показателю является Израиль, расходы которого на НИОКР по состоянию на 2010 год составили 4,40 % ВВП [4].

Оценка эффективности используемых страной расходов на НИОКР может быть дана на основе индекса экономики знаний [2]. Индекс экономики знаний является комплексным показателем, оценивающим эффективность использования национальной экономикой знаний в целях социальноэкономического развития.

Индекс экономики знаний представляет собой среднее арифметическое из четырех индексов:

• индекса экономического и институционального режима, отражающего условия развития бизнеса и национальной экономики в целом, институциональную среду, качество государственного регулирования, способность общества и его институтов к эффективному использованию существующих и созданию новых знаний;

• индекса образования, характеризующего уровень образованности общества (численность грамотного взрослого населения, отношение числа студентов, школьников к количеству лиц соответствующего возраста и др. показатели) и наличие у него устойчивых навыков создания, распространения и использования знаний;

• индекса инноваций, показывающего уровень развития национальной инновационной системы (количество научных работников, число научных журналов, число исследовательских центров и др. показатели);

• индекса информационных технологий и коммуникаций, характеризующего уровень развития информационной и коммуникационной инфраструктуры, способствующей эффективному распространению и переработке информации (количество компьютеров, количество пользователей интернета и др.).

Индекс экономики знаний свидетельствует о значительном влиянии институциональной среды, качества государственного регулирования, малого

и среднего предпринимательства на развитие инновационной экономики, вместе с тем не оценивает инновационный потенциал страны, отражающий совокупность условий для инновационного развития. В этой связи существенное внимание следует уделять не только анализу динамики затрат на научные исследования и разработки, но и качеству государственного управления и развитию предпринимательства.

По индексу экономики знаний в 2012 году Швеция и Швейцария занимали 1 (9,43 балла) и 10 (8,87 балла) места соответственно.

По мнению исследователей уровня развития инноваций в различных странах мира, сильные стороны России связаны с высоким качеством человеческого капитала (33 место), развитием бизнеса (43), развитием знаний (48) и инфраструктурой (49). Сдерживают развитие инноваций в России несовершенные институты (87 место), низкие показатели развития внутреннего рынка (74) и результаты креативной деятельности (101) [1].

Национальные экономики с наилучшими показателями уровня развития инноваций, расходов на НИОКР, развития экономики знаний занимают достаточно прочные позиции в мировых рейтингах, что можно объяснить появлением эффекта мультипликатора инноваций в результате эффективной инновационной деятельности.

Достаточно полно рассмотреть мультипликатор инноваций можно на основе макроэкономической теории Дж.М. Кейнса о влиянии инвестиций на валовой национальный доход и предложенного им понятия

мультипликатора инвестиций.

Термин «мультипликатор» дословно означает «множитель». Дж.М. Кейнс определяет мультипликатор инвестиций в качестве коэффициента,

показывающего прирост национального дохода в результате прироста инвестиций [2, с. 94]. В данном случае величина k есть мультипликатор инвестиций.

Методика расчета мультипликатора инвестиций для определения прироста национального дохода в результате прироста инвестиций может быть интересна в своих подходах при определении эффекта инновационных изменений.

Первоначальный импульс инвестициям могут дать как бизнес, так и государство. Кейнсианская теория обосновывает необходимость стимулирования инвестиционных расходов государством. Однако независимо от источника инвестиций, чем выше у субъектов экономики склонность к потреблению, тем сильнее эффект мультипликатора. Модель инвестиционного мультипликатора может быть выражена как:

AY = k * AI (1),

где: AY — прирост валового национального дохода, вызванный увеличением инвестиционных расходов на величину AI;

k — мультипликатор инвестиций (коэффициент), показывающий степень изменения национального дохода в ответ на изменение объема инвестиций.

Мультипликатор инвестиций можно характеризовать как изменение в потреблении и сбережениях хозяйствующих субъектов:

k = 1 / 1 - МРС (2),

где: МРС — предельная склонность к потреблению.

k = 1 / 1-MPS (3),

где: MPS — предельная склонность к сбережению.

Методический подход, использованный при определении формул 2, 3, интересен и может быть в дальнейшем разработан при оценке результатов инновационных изменений.

Механизм действия мультипликатора основан на кругообороте доходов и расходов в экономике, когда расходы одних экономических субъектов превращаются в доходы других субъектов экономики. Изменение доходов влечет за собой изменения в потреблении и сбережениях. При этом прирост валового национального продукта тем больше, чем выше у экономических субъектов склонность к потреблению. Возвращаясь к проблеме инновационной активности, безусловно, следует согласиться с общепринятой методикой

оценки влияния прироста инновационных расходов на прирост валового национального продукта.

Первоначальный прирост инвестиционных расходов в экономике порождает цепную реакцию прироста доходов экономических субъектов и их потребительских расходов, что приводит к многократному приросту валового национального продукта.

Теорию мультипликатора инвестиций можно распространить на оценку мультипликативного эффекта инноваций на валовой национальный продукт.

Инвестиции в инновации оказывают существенное влияние на прирост валового национального продукта и повышение конкурентоспособности национальной экономики.

Влияние инвестиций в инновации на основные макроэкономические показатели может быть представлено следующим образом: увеличение инвестиций в инновации ведет к приросту валового национального продукта и валового национального дохода с учетом мультипликативного эффекта, то есть прирост инвестиций в инновации ведет к приросту национального объема производства и совокупного дохода общества на величину большую, чем первоначальный прирост инвестиций.

Механизм действия инновационного мультипликатора основан на том, что дополнительное изменение инвестиций в инновации одних хозяйствующих агентов превращается в доходы других экономических субъектов, получаемых ими в качестве оплаты инновационных товаров, работ, услуг. Этот доход, проходя многочисленные цепочки преобразований, постепенно уменьшается на величину сбережений и передается в качестве оплаты потребительских расходов другому субъекту инновационной экономики и т. д.

Таким образом, чем выше склонность к инвестированию в инновации, тем больше мультипликативный эффект. В общем виде модель инновационного мультипликатора можно выразить как:

k = 1 / 1 - МР1 (4),

где: МР1 — предельная склонность к инвестированию в инновации.

Предельная склонность к инвестированию в инновации, в свою очередь, представляет собой дополнительное изменение инвестиций в инновации в каждой дополнительной единице изменения валового национального продукта и определяется как отношение изменения объема инвестиций в инновации к изменению объема национального производства, то есть:

МР1 = AI / ДВНП (5).

Рассчитаем эффект инновационного мультипликатора для российской экономики при условии, что прирост валового национального продукта происходит в основном за счет технологических инноваций.

Согласно данным Федеральной службы государственной статистики, технологические инновации выступают в качестве конечного результата инновационной деятельности, получившего воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, услуги, внедренных на рынке, нового или усовершенствованного процесса, способа производства (передачи) услуг, используемых в практической деятельности [5].

Для расчета инновационного мультипликатора используем показатели валового внутреннего продукта и затрат на технологические инновации (инвестиции в инновации). Данные представим в таблице 1.

Таблица 1.

Расчет эффекта инновационного мультипликатора для российской

экономики

Показатель Единица измерения Годы

2000 2005 2010 2011 2012

ВВП млн. руб. 7305646 21609766 46308541 55799573 62599057

Затраты на технологические инновации млн. руб. 60787,3 142075,4 383473,7 604798,4 659503,2

Склонность к инвестированию в инновации 0,006 0,01 0,02 0,008

Мультипликатор инноваций - - 1,01 1,11 1,02 1,01

По расчетным данным таблицы 1 склонность к инвестированию в инновации в российской экономике составляет 0,01 — 0,02, то есть прирост

инвестиций в инновации в каждой дополнительной единице дохода составляет всего лишь 1 %. Недостаточная склонность к инвестированию в инновации сдерживает мультипликативный эффект. Именно поэтому инвестиционное обеспечение можно считать одним из основных факторов не только роста инноваций, но и роста основных макроэкономических показателей.

Список литературы:

• Глобальный индекс инноваций 2013 года/ [Электронный ресурс]. — Режим

доступа: http://gtmarket.ru/news/2013/07/01/6051 (дата обращения:

19.02.2014).

• Индекс экономики знаний / [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://gtmarket.ru/ratings/knowledge-economy-mdex/knowledge-economy-index-info (дата обращения: 19.02.2014).

• Кейнс Дж.М. Общая теория занятости и процента и денег [Текст] // Дж.М. Кейнс. — М.: Эконом-Ключ, 1993. — 301 с.

• Рейтинг стран по уровню расходов на НИОКР / [Электронный ресурс]. —

Режим доступа: http://gtmarket.ru/ratings/research-and-development-

expenditure/info (дата обращения: 19.02.2014).

• Российский статистический ежегодник—2013 / [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/b13_13/IssWWW.exe/Stg/d3/21-48met.htm (дата обращения: 25.02.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.