УДК 31 288
МУЛЬТИМЕДИЙНЫЙ ПРОЕКТ «Сказки в бомбоубежище: Хроники детских садов и школ блокадного Ленинграда»
Людмила Владимировна Дербилова,
зав. Музеем Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования
Светлана Валентиновна Подгорнова,
старший преподаватель кафедры культурологического образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования (Санкт-Петербург)
• дети и учителя блокадного Ленинграда
• блокадная педагогика
• мультимедийный образовательный проект
• музейно-педагогические технологии.
Организация воспитательной работы с детьми и подростками оставалась актуальной педагогической проблемой на всех этапах развития отечественного образования. Каждое поколение выделяло в ней свои наиболее значимые аспекты, поэтому практические задачи воспитания ставились и решались в системе ценностей своего времени. Вызовы XXI века отечественной системе воспитания стали особенно очевидными в условиях вынужденного перехода на дистанционное обучение. Мы еще не можем оценить весь масштаб сложившейся ситуации, так как успехи и провалы в воспитательной работе
зачастую носят неявный характер и имеют отсроченные последствия. Однако не подвергается сомнению глобальная значимость поиска новых подходов к воспитанию.
Сегодня обсуждается внесение поправок в «Закон об образовании в Российской Федерации», где акцент сделан на создание условий для самоопределения и социализации учащихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей, а также на формирование «чувства патриотизма и гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам героев Отечества».
Какие условия станут наиболее благоприятными для детей, менталитет которых в значительной мере формирует интернет-простран-
% Ä
т
Сказки
£
в бомбоубежище
ХРОНИКИ ЖИЗНИ ДЕТСКИХ САДОВ и школ Б Л OK АД Н о го Л Е Н И Н ГРАДА
ство, а способы коммуникации и восприятия информации приобрели новые, ранее не встречавшиеся характеристики1? К какому историко-культурном материалу стоит обращаться педагогу? Как организовать такое обращение в работе с учащимися различных возрастных групп? В этой статье будет отражено наше осмысление этих вопросов и их практическое воплощение в разработке педагогического сопровождения мультимедийного проекта «Сказки в бомбоубежище: хроники детских садов и школ блокадного Ленинграда».
Особенности мультимедийного формата рассказа о блокадном времени. Специальный проект «Сказки в бомбоубежище: хроники детских садов и школ блокадного Ленинграда» создан к 75-летию Победы информационным порталом «Будущее России. Национальные проекты», оператором которого является ТАСС. Данный мультимедийный ресурс выстроен на подлинных документах — экспонатах блокадной коллекции Музея Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования и фотогра-
1 Сапа А.В. Поколение Z - поколение эпохи ФГОС. URL: https://cyberienmka.m/artide/v/pokolenie^-pokolenie-epohi-fgos. (дата обращения 20.06.2020)
фиях ТАСС. Изначально рассматривалась идея создания масштабной экспозиции в реальном музейном пространстве, но выставочная деятельность с марта 2020 г. в связи с пандемией стала невозможна. Было принято решение познакомить широкую аудиторию с архивными материалами, собранными для выставки, в онлайн-формате. Авторам проекта было принципиально важно не просто показать некий набор фотографий и текстов, но на основе подлинных документов рассказать целостную историю, эмоционально воздействующую на зрителя.
Тема этого историко-культурного проекта, на первый взгляд, достаточно локальна — здесь представлена работа образовательных учреждений блокадного Ленинграда. Акцент сделан не на статистике или системе организации деятельности школ и детских садов в осажденном городе, а на судьбах конкретных детей, воспитателей и учителей, как будто лучом прожектора выхваченных из темноты. На реальных примерах происходит обращение к феномену блокадной педагогики. Под этим термином мы понимаем совокупность ценностных установок, профессиональных знаний, умений и навыков, позволявших педагогам блокадного Ленинграда сохранять жизнь, физическое и психическое здоровье детей и
подростков, способствовать их обучению, воспитанию и развитию.
Лучше всего основную идею проекта отражает его название, в котором сталкиваются понятия, в обычное время несовместные. Сказка — это то, что всегда заканчивается хорошо, что связано с представлением о беззаботном детстве, а бомбоубежище — это война, бомбы, смертельная опасность, страх — то, что с детством никак не может и не должно соприкасаться. При этом название не просто яркий символ, оно отражает реальные исторические факты. Действительно, в бомбоубежищах Ленинграда читали сказки, рисовали, занимались развитием речи детей, учили математику и географию. Указание места действия не только описывает весь ужас ситуации, в которой оказались дети и подростки, но и говорит об их защите. И тут фокус внимания переносится на роль взрослых — воспитателей и нянечек, учителей и директоров блокадных школ, благодаря которым не было потеряно целое поколение ленинградских детей.
Проект основан на свидетельствах очевидцев и подлинных фотографиях военного времени. Формат интерактивного архива позволяет внимательно изучить представленные материалы, а художественное воплощение помогает увидеть блокаду глазами детей и педагогов. Ценность проекта не только в новом способе представления информации о тяжелых страницах отечественной истории, но в возможности для каждого зрителя сделать собственные выводы о нравственном выборе, приоритетах и ценностях педагогов военного поколения, проверяемых «на излом» в условиях осажденного города.
«Сказки в бомбоубежище...» — целостный, эстетически выдержанный художественный продукт, созданный с огромным уважением к теме. Четкая система навигации позволяет знакомиться с ресурсом как последовательно, так и избирательно, с помощью интерактивного меню в левом верхнем углу экрана. Структура включает четыре раздела.
• «Дети о войне» знакомит с рисунками воспитанников ленинградских детских садов и интернатов, созданными в 1941 — 1942 гг. и собранными Е.Л. Щукиной, старшим инспектором по дошкольному
воспитанию Куйбышевского района Ленинграда.
• «Дневник учителя» — представляет воспоминания учительницы, а после — директора блокадной школы Нины Ивановны Высоковской. Листы рукописного дневника можно читать в формате сканированного подлинника либо в печатном виде.
• «Детский сад № 38 в блокаду» включает записи ежедневных планов и учет работы воспитателя с 26 ноября 1941 по 31 января 1942 г. и дает представление о буднях дошкольного учреждения Смоль-нинского района Ленинграда.
• «Дети интерната № 43 Дзержинского района» содержит историю возвращения к жизни ленинградских детей, запечатленную в фотографиях воспитанников и записях педагогов.
Хотелось бы обратить внимание на тщательный отбор информации, корректность и соблюдение требований психологической безопасности в ее подаче, сохранение музейной достоверности и тактичное использование новых информационных технологий, учитывающее особенности восприятия современного зрителя. Информационная «многослойность» ресурса позволяет с помощью каждого из слоев решать ту или иную педагогическую задачу, постепенно погружаясь в историко-культурный контекст блокадного времени.
Информационные тексты. Фактическая информация о жизни блокадного Ленинграда сгруппирована в шесть небольших рассказов, предваряющих смысловые блоки мультимедийного ресурса и создающих исторический контекст корректного восприятия архивного материала. Вместе они складываются в живой рассказ, который можно обсуждать с учащимися, анализировать, сопоставлять с другими (визуальными, аудиальными) информационными источниками ресурса (полный текст информационного сообщения приведен в Приложении).
Документальный видеоряд составляет подборка фотографий, снабженных кратким текстом для более точного понимания условий жизни в блокадном городе. Эта часть ресурса стилизована под диафильм, переключающий-
ся с кадра на кадр с характерным щелчком. На фотографиях показаны реалии, ставшие символами блокады («тарелка» радиорепродуктора, Дорога Жизни, хлебные карточки, походы за водой на Неву и т.д.). Краткие подписи к «слайдам» блокадной хроники являются важной частью информационного слоя и могут стать темой дальнейших исследований учащихся.
Архивные документы — 16 детских рисунков, личные документы учительницы Нины Ивановны Высоковской, план работы воспитателя детского сада № 38 Смольнинского района, фотоальбом дет. интерната № 43 Дзержинского района. Существует возможность перелистывания детских рисунков и чтения подписей на их оборотной стороне. Мы уверены, что только подлинные документы, а не их адаптированный пересказ позволяют понять историческую эпоху. Распечатка этих документов лишает их аутентичности, а здесь рядом расположены и сканированный подлинник, и его расшифрованная копия в удобном для чтения печатном виде.
Звуковой ряд создаёт ощущение тревожной атмосферы блокадного города. Его формируют документальные аудиозаписи гула самолетов, разрывов бомб и снарядов, а также фоновая музыкальная тема, сопровождающая проект и усиливающая его эмоциональное воздействие.
Визуальные художественные образы. С
первых секунд знакомства с проектом идёт погружение в его стилистику и тематику. Уже техническая заставка при загрузке файла выполнена в виде анимированного фрагмента подлинного детского рисунка. Сквозным визуальным образом проекта стал бумажный самолетик из листка ученической тетради, летящий над архивными документами; мы видим строчки, написанные синими чернилами. Фоны, на которых располагаются объекты — детские рисунки, листы отчетов, страницы дневника — не случайны, их фактура подобрана очень тщательно. Например, детские рисунки «прикреплены кнопками» к школьной доске, на которой мелом нарисованы кораблик и броневик. Тетрадь с планами работы воспитателя лежит на грубой поверхности деревянного стола и т.д. Авторами смоделирован эффект блокадного освещения, когда
естественный свет проникает в комнату через заклеенные окна.
В качестве визуального эпиграфа к каждому разделу выступают мультимедийные инсталляции, созданные на основе реальных экспонатов. Этот художественный элемент представляет собой пример музейной коммуникации, который дает зрителю свободу восприятия и возможность субъективных интерпретаций. Экспонаты подобраны с исторической достоверностью: например, обломок карандаша, вставленный в гильзу или коробок спичек с напечатанным на нем лозунгом «Наше дело правое! Враг будет разбит! Победа будет за нами!»
Адресаты и контексты использования мультимедийного ресурса. Мультимедийный ресурс «Сказки в бомбоубежище...» может быть включен в различные информационно-просветительские и образовательные контексты. Особенности технической реализации проекта допускают его использование как в виде элемента реального выставочного пространства при размещении на интерактивных панелях, так и в качестве отдельного информационно-художественного ресурса, например, на школьном уроке истории. Рассматриваемый мультимедийный продукт содержит значительный образовательный потенциал, и мы видим целесообразность обращения к его материалам для нескольких адресных групп.
Первая — это учителя и организаторы воспитательной работы школ, заинтересованные в том, чтобы самим глубже понять сложный историко-культурный материал, а также создать условия для его непосредственного освоения детьми на уроках и за их пределами. Для различных возрастных групп детей освоение ресурса можно построить на основе одной из доминант его названия — «Сказки в бомбоубежище: хроники детских садов и школ блокадного Ленинграда»:
«Сказки...» — формат работы для работы с младшими школьниками. После знакомства с фрагментом ресурса и его обсуждения можно предложить детям придумать и снять мультфильм на основе нескольких детских рисунков либо анимировать один из них. Современные технологии (например, программа StopMotion) позволяют выполнять такую
творческую работу даже дошкольникам с минимальной помощью взрослых. Другой формой творческого переосмысления материала является создание нарратива в одном из литературных жанров, включая и собственно сказку. При этом важно соблюдение принципов психологической безопасности и понимание педагогом того, что «почувствовать себя на месте блокадного ребенка» детям младшего школьного возраста, в полной мере, к счастью, не удастся, поэтому не следует предлагать им сочинять истории от первого лица;
«Хроники.» — это способ разговора о блокаде с подростками, учениками средних и старших классов, которых можно знакомить либо с одним из разделов, либо с целым ресурсом. При обсуждении материалов имеет смысл делать акцент на их исторической подлинности. Целесообразно организовывать сопоставление несколько источников, восстанавливать последовательности событий, дополнять контекст на основе произведений изобразительного искусства, литературы, кино. Материалы ресурса можно включать в интегрированные уроки, внеурочную деятельность, а также тематические классные и общешкольные мероприятия. В условиях дистанционного обучения возможно выполнение индивидуальных творческих работ по мотивам мультимедийного проекта и представление их на общем ресурсе
(например, виртуальной доске) для последующего обсуждения с использованием технологий цифровой конференц-связи.
В поисках информации дети XXI века преимущественно обращаются к интернет-ресурсам, не все из которых предоставляют достоверные данные. Поэтому так важно еще в школе нарабатывать опыт верификации любого информационного источника, учиться отличать факты от фейков, учитывать различные версии и интерпретации, делать собственные выводы. В этом контексте работа с подлинными историческими документами бесценна. Большинство источников, включенных в мультимедийный ресурс «Сказки в бомбоубежище...», можно приблизить и рассмотреть во всех деталях, увидеть лицевую и оборотную сторону, фактуру бумаги, особенности почерка, поправки и пометки. Одним из заданий для учащихся может стать сравнение восприятия сканированного подлинника с его перепечаткой в стандартном формате документа Word. Такая работа позволяет им понять, зачем обращаться к первоисточникам, которые всегда больше, чем просто текст.
Вторую адресную группу составляют школьники, молодежь, студенты, интересующиеся темой и мотивированные на самостоя-
тельную исследовательскую работу. Материалы, представленные в проекте, становятся для них эмоциональным стимулом и точкой отсчета в создании индивидуальных и групповых проектов и конкурсных работ. В Музее СПб АППО имеются примеры успешных ученических исследований, осуществленных на основе этих архивных документов. Продолжением такой работы может стать серьезное изучение материалов музея школы или семейных архивов, социальный проект, включающий интервью с очевидцами или их родственниками и т.д.
К третьей адресной группе можно отнести педагогов детских садов и студентов педагогических колледжей и вузов. Ценность виртуального архива для них мы видим в переосмыслении важного исторического этапа развития дошкольного образования в нашем городе, выявлении преемственности его целей, задач, а также способов их решения в различных условиях. Несмотря на то что проект «Сказки в бомбоубежище.» напрямую дошкольникам не адресован, на основе этого ресурса возможно создавать авторские разработки по теме войны и блокады, адаптированные для восприятия детей.
Мультимедийный проект способен мотивировать действующих и будущих педагогов к дальнейшему исследованию темы военного детства и педагогический работы в условиях блокадного Ленинграда. Темы исследовательских работ могут иметь историко-культурную направленность (судьбы эвакуированных детей, истории образовательных учреждений, персоналии педагогов). Либо касаться специфических тем дошкольной педагогики и психологии (роль изобразительной деятельности в развитии дошкольника, особенности проведения включенного педагогического наблюдения, соотнесение возрастных и индивидуальных особенностей развития детей, виды деятельности дошкольников, круг чтения и литературные предпочтения детей, методика развития речи). Сопоставление исторических источников и современного опыта может стать основой авторских эссе о роли педагога и значении его личности в жизни дошкольника.
Работа с мультимедийным ресурсом на основе музейно-педагогических технологий.
Кафедра культурологического образования СПб АППО на протяжении ряда лет разрабатывает методы и технологии освоения культурного наследия и анализирует их ис-
пользование в образовательном процессе. Накоплен громадный опыт, воплощенный в публикациях научной школы кафедры2. Эти методики успешно адаптируются для работы с мультимедийным ресурсом.
Работа с изображением. Освоение визуального контента, в первую очередь документальных фотографий и детских рисунков, может строиться на технологии развития визуальной и коммуникативной культуры «Образ и мысль»3. Специфика технологии — в системе открытых вопросов и способе организации группового обсуждения методом фасилитиро-ванной дискуссии. Организуя рассматривание визуального образа, педагог задает вопросы и принимает любые ответы детей, мотивируя их к продолжению участия в дискуссии. Вопросы постепенно усложняются, помогая перейти от поверхностных наблюдений к аргументированным умозаключениям. Мы предлагаем использовать следующий алгоритм вопросов, выбирая из него те, которые наиболее подходят конкретному изображению и особенностям группы, с которой проводится обсуждение:
Что вы видите на этой фотографии? Что здесь происходит?
Что вы увидели здесь такого, что позволяет вам так говорить? (этот вопрос целесообразно задавать в тех случаях, когда высказывание участника может быть аргументировано деталями изображения).
Кто эти люди? Что еще вы можете о них сказать?
Как им тут? или Какое эмоциональное
2 Данный проект подготовлен Редакцией проекта «Стратегические цели развития» ТАСС (информационный портал «Будущее России. Национальные проекты») на основе сотрудничества с музеем Санкт-Петербургской академии постдипломного образования. С проектом можно познакомиться, пройдя по ссылке https://futurerussia.gov. ru/specproject/skazki-blokadnogo-leningrada/ (дата обращения 20.06.2020)
3 Наиболее полно технология «Образ и мысль» представлена в пособии «Культуроориентированные модели внеурочной деятельности младших школьников». Выпуск 2: Реализация культурно-образовательной программы «Образ и мысль» в начальной школе: учебно-методическое пособие для слушателей курсов повышения квалификации / науч. Ред. Л.М. Ванюшкиной. —
СПб: СПб АППО, 2014. - 126 с.
состояние, настроение передает эта фотография?
Где это происходит? Что вы можете сказать о том месте, где это происходит?
Когда это происходит? Что вы можете сказать о том времени, когда это происходит?
Как бы вы назвали эту фотографию?
О чем бы вы хотели спросить автора этой фотографии?
Какой вопрос вы бы хотели задать человеку на этой фотографии?
В результате дискуссии формируется совокупность обоснованных интерпретаций, составляющих целостное эмоционально-информационное поле рассматриваемого изображения. После такого обсуждения можно обращаться к дополнительным (в том числе текстовым) информационным источникам, дополняя и корректируя свою трактовку изображения.
С детскими рисунками, у которых есть развернутые подписи, можно работать не только как с изображением, но и как с музейным предметом. На их основе можно постараться воссоздать сферу интересов ребенка и его картину мира, установить связи между материалами разных разделов проекта. Например, познакомившись с историями воспитанников интерната, их особенностями и интересами, вернуться к первому разделу, рассмотреть детские рисунки и предположить, какой рисунок мог бы нарисовать конкретный ребенок, обосновав свой ответ.
Мультимедийные инсталляции можно рассматривать как самостоятельные художественные образы, используя метод фасилити-рованной дискуссии. Однако вопросы здесь будут иными: Что вы видите? Какие предметы вы можете опознать? Расскажите подробнее о самом интересном для вас предмете. Почему он включен в эту инсталляцию? Что эти вещи рассказывают о времени и людях? Как соотносятся с информацией, представленной в разделе? Что добавляют к его пониманию?
Работа со звуковым рядом. После интерпретаций детьми имеющегося звукового ряда
можно обсудить, какие звуковые или музыкальные образы у них ассоциируются с блокадным городом, с жизнью детей и подростков в это время. Затем предложить создать свой «саундтрек» к историям, рассказанным в проекте. Что может стать дополнением к звуковому сопровождению? Например, звук метронома, означающий отбой воздушной тревоги, выступление Ольги Берггольц, голоса дошкольников, читающих стихи в студии Радиокомитета, звон трамвая, победный салют...
Работа с вещью позволяет совместить визуальные образы мультимедийного ресурса с «живыми» вещами — экспонатами реальных музеев (например, школьных) или даже семейными реликвиями того времени. Бывает, что в музее мы рассматриваем экспонаты, но за ними «не видим» людей. В этом проекте мы встречаемся с взрослыми и детьми. Можно попытаться понять, что было для них важно, найти те предметы, какими они пользовались либо изображения этих предметов и постараться «материализовать» — восстановить фрагменты их жизни. Стоит обратить внимание на многообразный предметный мир, запечатленный на страницах «Сказок в бомбоубежище.». Одни предметы присутствуют на исторических фотографиях и коллажах, другие упоминаются в документах. Большой потенциал имеют творческие задания по включению рассматриваемой вещи в новые реальные и виртуальные контексты: составление фотоинсталляции или коллажа, разработка эскиза зала виртуального музея, где может находиться предмет, написание эссе от имени этой вещи, создание мультфильма или комикса и т.д.
Работа с городским пространством. В проекте мы видим не только людей, но и город. Это не просто фон — это место действия, важная часть жизни героев «Сказок в бомбоубежище». В работу с петербургскими детьми и подростками можно включить исследовательские и художественные практики в пространстве города. Предлагаем идеи некоторых из них.
• Выяснить адреса детских садов и школ, которым посвящен проект, прийти на место событий и постараться «встроить» фрагменты из жизни блокадных детей в
реальный городской контекст. Понять, в каком дворе дети гуляли в промежутках между воздушными тревогами, что видели из окон группы, по каким улицам ученики шли из школы в госпиталь выступать перед ранеными и т.д.
• Познакомить детей с творчеством Сергея Ларенкова и предложить им сделать свои фотоколлажи, отражающие перекличку блокадного Ленинграда и современного Петербурга. Для этого рассмотреть историческую фотографию, найти место съемки и посмотреть, как оно изменилось, сделать свою фотографию города с этого ракурса и создать фотоколлаж; используя ресурсы Google карт и Google панорам, увидеть современный облик зданий и улиц, отображенных в проекте, и записать свои впечатления; проанализировать материалы и написать исследовательскую работу «Инфраструктура блокадного города в воспоминаниях и дневниковых записях детей и педагогов» либо изучить отдельный городской объект, например бомбоубежище — как выглядело, где располагались, как помогало спасать детей.
Богатые возможности для продолжения работы с мультимедийным ресурсом «Сказки в бомбоубежище...» предоставляет виртуальная выставка «Спасенное детство. Три круга памяти». Этот проект кафедры культурологического образования АППО аккумулирует многочисленные ресурсы по теме военного детства и демонстрирует способы их включения в образовательную деятельность4.
Заключение. Проект «Сказки в бомбоубежище.» не замкнут на региональный уровень, но, несомненно, его восприятие и методы работы с ним будут различаться в Петербурге и других регионах, что определяется не столько самим местом жительства, сколько уровнем знакомства с темой. Петербургские учителя и учащиеся наиболее включены в этот историко-культурный контекст на личностном уровне. Некоторые имели возможность общаться с очевидцами событий, большинство были в музеях или на отдельных экспозициях, посвященных блокаде. В систему воспитательной работы петербургских школ ежегодно
4 URL: https://sites.google.com/view/spdet/home (дата обращения 20.06.2020)
входят мероприятия, приуроченные к памятным датам, связанным с военной историей Ленинграда. При этом нельзя говорить, что в нашем городе решены все проблемы с передачей детям исторического знания о блокадных днях. К сожалению, за долгие годы наработан не только уникальный положительный опыт, но и сформированы методические стереотипы обращения к этой теме, которые в новых условиях ощутимо затрудняют ее живое восприятие. Проект уже вызвал положительный отклик петербургских учителей, которые готовы включать его в свою работу.
Особую связь с темой проекта мы видим в тех регионах, куда эвакуировали детей из блокадного Ленинграда и где до сих пор хранят память о них. Но большинство школьников России знают о блокаде на уровне учебного курса истории Отечества — и зачастую в их восприятии это лишь отдельный факт в перечне исторических дат. У многих из них есть интерес к культурно-туристическому потенциалу современного Петербурга, его достопримечательностям, но не к его блокадному опыту, а это неотъемлемая часть истории города, без которой его невозможно понять.
Для жителей других стран, особенно русскоговорящих и изучающих русский язык, этот мультимедийный ресурс восполняет недостаток фактических знаний об истории России. Он имеет неоспоримую ценность и для наших соотечественников за рубежом, формируя сопричастность истории своих предков. Продукт был представлен на Международном фестивале «Интермузей-2020», пресс-конференции ТАСС, включен в раздел «Дети войны» портала Музея Победы. В рамках проекта «Дорогая моя Русь», который реализует «Союз организаций российских соотечественников в Испании» , с ресурсом ознакомились 58 ребят в возрасте 12-18 лет из Испании, Марокко, Ливана, Иордании, Франции, Великобритании, Люксембурга, Италии, Германии, Палестины.
Мы надеемся, что выставка, посвященная
5 Рапопорт А.Д., Шейко Н.Г.. Современные дети и блокадное знание: педагогическое сопровождение «трудных» тем в образовательном процессе/ Как говорить с детьми о блокаде и обороне Ленинграда. Педагогические ресурсы, идеи и технологии. Выпуск II. Научно-методический сборник статей / под науч. Ред. E.H. Коробковой - СПб АППО, 2017.- 280 стр., илл.
спасению детей в годы блокады Ленинграда, в ближайшем будущем все же откроется в реальном музейном пространстве, но мультимедийной формат, выбранный для представления исторических документов, уже позволил широкой аудитории начать знакомство с этой темой. Опыт апробации позволяет утверждать, что ресурс «Сказки в бомбоубежище: хроники детских садов и школ блокадного Ленинграда» достойным образом представляет духовно-нравственные ценности нашего общества, способствуя воспитанию патриотических чувств и формированию гражданской идентичности подрастающих поколений.
Приложение
Информационные тексты, включенные в мультимедийный проект
1. 8 сентября 1941 г. замкнулось блокадное кольцо, 311304 жителя Ленинграда оказались в окружении. 872 дня голода, обстрелов и постоянной борьбы.400 тыс. ленинградских детей выстояли наравне со взрослыми. Проект... посвящается им, а также людям, которые заботились о самых беззащитных: учителям, воспитателям, нянечкам детских садов и интернатов. Из их воспоминаний, дневников, чудом уцелевших архивных фотографий и рисунков мы восстановили будни блокады глазами детей и их защитников.
2. За время блокады на Ленинград сбросили 150 тыс. снарядов. Несмотря на бомбежки и обстрелы, Ленинградский городской совет депутатов принял решение не приостанавливать работу школ. В октябре 1941-го учащиеся сели за парты, параллельно выполняя совсем недетские задания: тушили пожары, дежурили ночами на смотровых вышках, носили ведра с водой из прорубей на Неве, стояли в очередях за хлебом, писали письма на фронт и выступали в госпиталях.
3. Педагоги блокадного Ленинграда учили детей не только школьной программе, но и тому, как пережить свалившиеся на них тяготы: голод, страх, потерю близких. Детям и учителям приходилось самостоятельно колоть дрова. Из-за усталости и
недоедания детям было тяжело писать, на холоде чернила замерзали, преподавателям необходимо было рассказывать материал так, чтобы увлечь и отвлечь от будней войны. Существовало два учебных плана: один — на «обычный школьный день», второй — на случай бомбежки.
4. Работники детских садов жили на казарменном положении: если начинался обстрел или бомбежка, они спускали детей в коридор цокольного этажа, укрывали матрасами, успокаивали малышей, а после окончания тревоги поднимали воспитанников наверх в групповую комнату. Несмотря на суровые будни, взрослые старались обеспечить малышам полноценное детство — даже в бомбоубежищах им читали сказки, включали патефон, пели песни и рассказывали стихи. На Новый год организовывали праздничные елки с подарками и спектаклем про Снегурочку и Деда Мороза.
5. С ноября 1941 г. начало резко расти число детских домов, куда приводили сирот. Часто работники сами находили на улицах или в опустевших домах малышей, оставшихся без близких. Почти все детские сады и интернаты блокадного Ленинграда стали круглосуточными. Весной 1942 г. начались обстрелы Ленинграда дальнобойными орудиями. Но даже в этих условиях воспитатели и нянечки возвращали детей к жизни —откармливали, учили говорить, писать, считать и снова радоваться простым вещам.
6. 872 дня блокады ленинградские девчонки и мальчишки прожили наравне со взрослыми. Вместе с врачами, бойцами местных противовоздушных дружин, водителями Дороги жизни и простыми горожанами учителя и воспитатели делали все возможное, чтобы спасти детей в осажденном городе. Ленинград выстоял, эти люди сохранили его будущее. НО
Список использованных источников
1. Ванюшкина Л.М., Коробкова Е.Н. Образование в пространстве культуры: монография. - СПб.: СПб АППО, 2012. - 176 с
2. Голубева, Э. И. Рисуют дети блокады: [альбом. — 2-е изд., доп.] / [Эльмира Голубева, Александр Крестинский]. — Санкт-Петербург.: Аврора, 1994. — 80 с. : ил., цв. ил.
3. Законопроект № 960545-7 О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся URL: https://sozd. duma.gov.ru/bill/960545-7 (Дата обращения 27.06.2020)
4. Культуроориентированные модели внеурочной деятельности младших школьников. Выпуск 2: Реализация культурно-образовательной программы «Образ и мысль» в начальной школе: учебно-методическое пособие для слушателей курсов повышения квалификации / науч. Ред. Л.М. Ванюшкиной. — СПб: СПб АППО, 2014. — 126 с
5. Подгорнова С.В., Хащанская М.К. Виртуальный проект «Спасенное детство. Три круга памяти» Рапопорт А.Д., Шейко Н.Г.. Современные дети и блокадное знание: педагогическое сопровождение «трудных» тем в образовательном процессе/ Как говорить с детьми о блокаде и обороне Ленинграда. Педагогические ресурсы, идеи и технологии. Выпуск II. Научно-методический сборник статей / под науч. Ред. Е.Н. Коробковой — СПб АППО, 2017.- 280 стр., илл.
6. Сапа А.В. Поколение Z — поколение эпохи ФГОС. URL: https://cyberlemnka.ru/artic-le/v/pokolenie-z-pokolenie-epohi-fgos. (Дата обращения 20.06.2020)
7. URL: https://futurerussia.gov.ru/specproject/ skazki-blokadnogo-leningrada/ (дата обращения 20.06.2020)
8. URL: https://sites.google.com/view/spdet/ home (дата обращения 20.06.2020)
9. URL: https://sors-spain.org/ (дата обращения 20.06.2020)