Научная статья на тему 'МУЛЬТИМЕДИЙНЫЙ ПРОЕКТ КАК РЕСУРС МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА'

МУЛЬТИМЕДИЙНЫЙ ПРОЕКТ КАК РЕСУРС МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
166
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / МУЛЬТИМЕДИЙНЫЙ ПРОЕКТ / ОБУЧЕНИЕ / МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Харабаджах Мелия Наримановна

Данная работа посвящена изучению мультимедийного проекта, как метода обучения, а также средства повышения уровня медиаобразования среди студентов. В статье проанализированы понятия «медийного образования», «мультимедийных технологий» и «мультимедийного проекта» и их взаимодействие. Помимо этого рассмотрены особенности строения, этапы создания, а также навыки и умения, приобретаемые студентами в процессе реализации мультимедиапроекта. Ключевой проблемой, рассмотренной в работе, являются трудности восприятия студентами информации в наиболее распространенном формате - в виде текста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Харабаджах Мелия Наримановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MULTIMEDIA PROJECT AS A RESOURCE OF MEDIA EDUCATION OF UNIVERSITY STUDENTS

This work is devoted to the study of a multimedia project as a method of teaching, as well as a means of increasing the level of media education among students. The article analyzes the concepts of "media education", "multimedia technologies" and "multimedia project" and their interaction. In addition, the features of the structure, the stages of creation, as well as the skills and abilities acquired by students in the process of implementing a multimedia project are considered. The key problem considered in the paper is the difficulty of students' perception of information in the most common format - in the form of text.

Текст научной работы на тему «МУЛЬТИМЕДИЙНЫЙ ПРОЕКТ КАК РЕСУРС МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА»

Всероссийских педагогических чтений / Главный редактор М.П. Нечаев. - Чебоксары: НОУ ДПО "Экспертно-методический центр", 2016. - С. 242-245

7. Малинин, В.А. Формирование духовно-нравственных качеств личности обучающихся в условиях современного образования / В.А. Малинин, Ф.В. Повшедная, А.В. Пугачев // Вестник Мининского университета. - 2022. - Т. 10. -№1. - С. 2.

8. Найденова, Е.А. Роль семьи в воспитании дошкольника / Е.А. Найденова, И.А. Багирова, И.А. Зембеля [и др.] // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2016. - № 49-2. - С. 97-102

9. Панкратова, Т.М. Стилевые характеристики воспитания дошкольников родителями и особенности восприятия детьми внутрисемейных отношений / Т.М. Панкратова // Человеческий фактор: Социальный психолог. - 2022. - № 2(44). -С. 395-401

10. Панкратова, Т.М. Психологические предпосылки конструктивного материнства / Т.М. Панкратова // Человеческий фактор: Социальный психолог. - 2019. - № 1(37). - С. 95-102

11. Семенова, Л.Э. Личностные ресурсы психологического благополучия матерей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью / Л.Э. Семенова, Е.Д. Божкова, И.А. Конева // Вестник Мининского университета. - 2022. - Т. 10, №1. - С. 5.

12. Ханова, Т.Г. Условия успешного социокультурного развития детей дошкольного возраста / Т.Г. Ханова, Н.Н. Филатова, М.А. Гамова // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 71-3. - С. 250-254

13. Ханова, Т.Г. Родительская любовь как условие позитивного развития личности / Т.Г. Ханова, А.С. Дорогина, Е.В. Ермолаева // Мир педагогики и психологии. - 2021. - № 10 (63). - С. 55-60

14. Ширяева, Т.В. Взаимодействие педагогов и родителей по воспитанию культуры поведения у старших дошкольников / Т.В. Ширяева // Научные исследования в современном мире: теория, методология, практика: Сборник статей по материалам международной научно-практической конференции. - Уфа: ООО "Научно-издательский центр "Вестник науки", 2019. - С. 74-77

Педагогика

УДК 371

кандидат педагогических наук Харабаджах Мелия Наримановна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

МУЛЬТИМЕДИЙНЫЙ ПРОЕКТ КАК РЕСУРС МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА

Аннотация. Данная работа посвящена изучению мультимедийного проекта, как метода обучения, а также средства повышения уровня медиаобразования среди студентов. В статье проанализированы понятия «медийного образования», «мультимедийных технологий» и «мультимедийного проекта» и их взаимодействие. Помимо этого рассмотрены особенности строения, этапы создания, а также навыки и умения, приобретаемые студентами в процессе реализации мультимедиапроекта. Ключевой проблемой, рассмотренной в работе, являются трудности восприятия студентами информации в наиболее распространенном формате - в виде текста.

Ключевые слова: медиаобразование, мультимедийный проект, обучение, мультимедийные технологии.

Annotation. This work is devoted to the study of a multimedia project as a method of teaching, as well as a means of increasing the level of media education among students. The article analyzes the concepts of "media education", "multimedia technologies" and "multimedia project" and their interaction. In addition, the features of the structure, the stages of creation, as well as the skills and abilities acquired by students in the process of implementing a multimedia project are considered. The key problem considered in the paper is the difficulty of students' perception of information in the most common format - in the form of text.

Key words: media education, multimedia project, training, multimedia technologies.

Введение. XXI век, названный веком информации и технологий, стал эпохой значительных перемен в структуре информационного пространства современного общества и коммуникаций в нём. На протяжении более чем полувека прогресс информационных технологий подчинялся закону Мура, который в наше время практически себя исчерпал, однако всё ещё является наглядным показателем колоссальной скорости развития данной сферы. Исходя из закона, каждые два года скорость обработки информации удваивается. Следовательно, только с начала нынешнего века передача и распространение информации увеличились более чем в две тысячи раз, а за последние пятьдесят лет - в тридцать миллионов раз. Общение, как рядовое, так и межотраслевое, а также поиск информации, способы её хранения, подачи, распространения - то, чему ещё полвека назад не было необходимости обучаться - сейчас являются важными навыками для полноценной социализации в современном обществе и требуют целенаправленного изучения. Следствием данных процессов является появление новых разделов и понятий в различных сферах деятельности человечества. В частности к таким относятся термины «медиаобразование» и «мультимедийный», ставшие общеупотребительными только за последние двадцать лет.

Изложение основного материала статьи. Для толкования ключевых понятий «мультимедиа» и «медиаобразование» определим сначала значение образующего данные слова корня «медиа». Самый распространенный перевод английского слова «media» означает средства массовой информации. Латинское же слово «medium», от которого и происходит современное понятие, переводится как «посредник», что следует понимать как лицо, передающее информацию от одного человека другому. Однако, современное значение данного понятия в русском языке куда шире. Под «медиа» мы подразумеваем какую-либо информацию, представленную с применением медиафайлов, то есть не только текста, но и аудио, видео, графики и анимации. Отличие форматов представления информации основано на различных способах её восприятия человеком (визуальный, аудиальный, комбинированный), что позволяет донести суть до адресата быстрее и эффективнее. Таким образом, термин «мультимедийный» (от англ. multi - «много») подразумевает комбинирование информации разных форматов, например, это может быть текст, дополненный видеороликом, или серия изображений, сопровождающаяся аудио-отрывком. Мультимедийный проект, в свою очередь, является наглядным результатом сочетания информации, представленной различными способами и раскрывающей общую тему.

Анализ уже существующих исследований, посвящённых различным аспектам данной темы, (Бреднева Н.А., Казибекова С.Т. и Везиров Т.Г., Скибина О.М. и Мантрова А.А., Мухина Т.П., Пенязь А.В., Ильюшонок Н.Н. и многие

другие) показал, что её актуальность обусловлена в первую очередь внедрением медиа в нашу повседневность и становлением её неотъемлемой частью. Убедиться в этом можно на примере следующих явлений:

• Применение на регулярной основе новых способов представления информации в бизнесе, образовательной, экономической, маркетинговой и других видах деятельности.

• Внедрение в вузах дисциплин по изучению медиаграмотности, медиаданным, медиаэтике и пр.

• Расширение деятельности электронных ресурсов, в том числе интернет-СМИ и электронных библиотек, появление в связи с этим новых жанров, основанных на принципе мультимедийности, и снижение популярности прессы.

• Повышение требований к представителям специальностей как напрямую связанных с медиаграмотью (журналисты, программисты, маркетологам, дизайнерам), так и косвенно (юристам, архитекторам, инженерам, преподавателям школ и вузов).

• Изменение формата социальных сетей, как средства массовой коммуникации (предпочтение пользователями фото-и видеоформатов текстовой информации).

• Появление новых способов представления и распространения информации и их внедрение в повседневную жизнь, например, модернизированных рекламных баннеров, вывесок, стендов и пр.

В то время как мультимедийность стала основным нормативом, а мультимедийный проект - наиболее популярной формой подачи каких-либо данных, медиаобразование было выделено как отдельный раздел науки, объединяющий в себе все понятия, технологии и методы обучения в данной сфере. Медиаобразование в целом очень емкое понятие. Жилавская И.В. в монографии дала данному термину следующее определение: «Медиаобразование - это совокупность системных образовательных действий, способствующих развитию и самоорганизации личности в информационной среде, которые проявляются в осознанном медиаповедении на основе гуманистических идеалов и ценностей» [3]. Иными словами, медиаобразование обучает людей как навыкам работы с информацией (поиск, отбор и сортировка, проверка, обработка и, при необходимости, дальнейшее распространение), так и нормам поведения в медиасфере (правильное восприятие и ответная реакция на информацию различного характера).

Медиаобразование по определению связано с медиафайлами и мультимедийными технологиями, подразумевающими их применение. Об этом писал Данилькевич А.В. в статье, посвященной методическим аспектам обучения мультимедийным технологиям (ММТ) [2]. Данилькевич А.В. в качестве активно развивающихся сфер с применением ММТ различного рода выделяет науку, экономику, индустрию развлечений, культуру, искусство, средства массовой коммуникации и, разумеется, образование. По мнению автора статьи, в образовании студентов творческих специальностей ММТ применяются в обучающих программах, играх интеллектуального и делового характера, а также системах контроля знаний и информирования студентов относительно учебного процесса. На наш взгляд, этот список необходимо дополнить и раскрыть более подробно: помимо прочего мультимедийные технологии являются, во-первых, важной составляющей общения студентов как с преподавателями, так и друг с другом, а во-вторых - полноценным разделом медиаграмотности. Проще говоря, нельзя описать вклад ММТ в образование лишь их применением в обучающих программах или ПО. Это обусловлено тем, что природа мультимедиатехнологий по своей сути в данном вопросе двойственна. С одной стороны, они изучаются в вузах в рамках отдельных дисциплин, то есть их освоение является одним из средств повышения медиаграмотности студентов. С другой же стороны, медиатехнологии применяются непосредственно как метод обучения -преподаватели объясняют студентам материал с их помощью, используя презентации, графики, видеоролики, образовательные платформы, электронные ресурсы, библиотеки и пр. Проанализировав по отдельности все базовые компоненты, используемые для создания мультимедийного проекта, а также технологии работы с ними, можно сделать выводы об эффективности применения ММТ в обучении студентов вузов. Рассмотрим подробно каждый вид медиа, а также то, как студенты, обучающиеся различным специальностям, могут их применять.

Таблица 1

Медиа

Текст Аудио Графика Видео

Тектовый контект и элементы его оформления: цвет, шрифт, гиперссылки и пр. Голосовое и/или музыкальное сопровождение текста, шумы Фотографии и изображения, расположение и оформление страницы, её элементов, фона Видео-ролики, анимация, gif-изображения

Навыки работы с медиа, которые студент приобретает, в процессе обучения медиаграмотности

• подбор или разработка текста для мультимедийного проекта; • работа с композицией; • способы оформления и верстка текста; • работа с гипертекстом. • Создание уникального кон • изучение правил по исполь • запись аудиодорожки; • обработка и базовые навыки монтажа аудио; • подбор и наложение музыкального сопровождения на уже готовое аудио. тента различного формата; зованию чужого контента; • подбор иллюстраций; • обработка фотографий и изображений; • визуализация тектовых элементов; • оформление непосредственно самого проекта. • наисание сценария, режиссура и запись видеоролика; • обработка и базовые навыки монтажа видео; • оформление видео в мультимедийном проекте.

^ J

Возможности для применения навыков студентами различных специальностей

Технические направления Гуманитарные направления Бизнес и маркетинг Журналистика

• визуализация технических данных; • решение физических и математических задач при помощи графических методов. • презентации художественных работ; • создание компьютерных моделей и макетов работ; • дополнение инсталляций медиафайлами. • презентации бизнес-решений; • веб-сайты; • каталоги товаров; • оформление баннеров; • проведение конференций. • создание и оформление материала или выпуска периодического издания; • лонгрид, как отдельный вид мультимедийного проекта.

Когда ММТ, объединяющие текст (в том числе и цифровые данные), звук, видео и графику, выступают как объект изучения, задачей студентов является их теоретическое и практическое освоение. Когда же данная технология используется для организации процесса обучения, она применяется преподавателями в качестве метода обучения на каждом из трех этапов: передача теоретической информации, практическая отработка и контроль знаний студентов (аттестация). При этом в первом случае мультимедийный проект также выступает как объект исследования, а во втором - как средство коммуникации и источник информации, являясь важным элементом образовательного процесса.

Мультимедийный проект - относительное не новое понятие в сфере медиаобразования. К примеру, Огольцова Н. и Стародубцев В. в своей статье дали следующее определение: «Под мультимедийными проектами понимаются практические работы по освоению мультимедийных технологий в образовании, выполняемые по дидактически обоснованным регламенту и методическим указаниям в проблемном поле (тематике) преподаваемых учителями предметов» [14]. В то же время определение, данное Кузьминой М. и Федяевой А. звучит следующим образом: «Мультимедийный проект - это проект, ориентированный на решение актуальной потребности, выполненный с помощью разнообразных медиа, в процессе создания медиа и на примерах медиа. Проект - комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на достижение конкретной цели при определенных требованиях к срокам, бюджету и характеристикам ожидаемых результатов» [6]. Сходство высказываний, несмотря на разницу в пятнадцать лет, обусловлено тем, что определение термина исходит непосредственно из значений составляющих его понятий. За последние двадцать-двадцать пять лет понятие «мультимедийный проект» значительно не изменилось, а лишь стало более охватывающим за счет роста возможностей технологий, что, помимо прочего, также объясняет популярность применения мультимедиапроектов в образовании. Одним из наиболее подробно освещающих комбинированную форму подачи информации при обучении является исследование Эдгара Дейла [11], заслуженного педагога и профессора американского государственного исследовательского Университета Огайо. В 1946 году Дейл издал книгу, в которой представил свое главное открытие - так называемый конус опыта. Конус Эдгара Дейла представляет собой пирамиду, на вершине которой находится чтение и обозначает самый низкий по эффективности способ восприятия информации. Дело в том, что спустя некоторое время, кратковременная память полностью обновляется и восстановить знания, приобретенные ранее, уже намного сложнее. В ходе своих исследований Эдгар Дейл выяснил, что, спустя две недели с момента чтения студентами новой темы, им удается воспроизвести лишь 10% изученного материала. В случае аудиального восприятия материала студентами результат повышается до 20%, а при подключении визуального восприятия графики - до 30%. В основании конуса Эдгара Дейла лежит усвоение информации через практический опыт, когда студенты изучают новые знания посредством их применения на практике. В этом случае человек запоминает до 90% информации. Данное исследование является прямым доказательством эффективности использования медиа в процессе обучения при акценте на практическом применении новых знаний и навыков. Это не только позволяет студентам усвоить материал по профилю в упрощенном, творческом формате, но и способствует освоению культуры медиа, воспитанию у обучающихся навыков, на развитие которых направлено медиаобразование. К последним следует отнести следующие:

• творческие коммуникативные навыки;

• восприятие различного рода информации с учетом разных форм подачи;

• создание собственных и анализ чужих медиатектов, их оценка с разных точек зрения;

• осознание последствий воздействия разной информации и реакции на нее аудитории как целевой, так и нет;

• взаимодействие со средствами массовой информации и коммуникации, а также общение с их помощью;

• различные способы самовыражения с использованием технологий и др.

Таким образом, различные мультимедиа прочно укоренились в нашем обиходе и стали уже привычным инструментом, используемым не только в профессиональной деятельности, но и обычной жизни. При этом самым наглядным примером их применения остается мультимедийный проект.

Рассмотрим структуру и порядок создания мультимедийного проекта. Стандартный подход обычно начинается с составления плана работы. На данном этапе участники определяются с темой, целями и задачами проекта. Следующим этапом идёт сбор и анализ информации. После этого участники переходят к обсуждению содержания и структуры, возможно, сценария, а затем - распределению работ. Если исполнители проекта с самого начала достаточно осведомлены о своей теме, то второй и третий этапы могут поменяться местами. После тщательного изучения теории, участники переходят к исполнению проекта, то есть созданию контента: написанию текста, подбору или созданию иллюстраций, записи аудио- и видеороликов и, впоследствии, объединению всех составляющих в единую композицию. Когда черновой вариант проекта готов, может проводиться предварительное его обсуждение, критическая оценка с целью доработки. Последним этапом зачастую выступает защита проекта и его аттестация, с возможностью последующей публикации. Такого порядка создания мультимедийного проекта придерживается Литов А.С. [6]. Поскольку его исследование охватывает более юную аудиторию, а именно школьников, в структуре создания проекта не учитывается необходимость знакомства (в классе все ученики знают друг друга), а также вопросы устава, бюджета и управления сроками проекта. Исследование Огольцовой Н. и Стародубцева [13], наоборот, более специфичное. Обязательным условием работы над мультимедийным проектом, описанным в их исследовании, является разделение индивидуальных заданий между участниками по принципу использования конкретного ПО (Microsoft PowerPoint, Publisher, Word и др.). Соответственно структура работы над проектом дополняется несколькими этапами, результатами которых являются продукты работы в перечисленных программах: презентация, публикация трудов, дидактические материалы и веб-страница. Ещё одним этапом, отсутствующим в плане Литова А.С., является разработка методических материалов по проекту. Однако наиболее полным мы считаем порядок работы над медиапроектом, описанный Никишиным И.В. [9]. Жизненный цикл проекта, согласно исследованию Никишина И.В., состоит из трех этапов: организационно-подготовительного, технологического и заключительного. В первый этап входит знакомство с группой, условиями проекта и проектирование планируемого результата. Под заключительным этапом подразумевается презентация уже готовой работы. Технологический - самый продолжительный этап - включает работу над содержанием и отдельными аспектами проекта, такими как бюджетный план, анализ рисков и стратегия управления ими, экономическая модель, прогнозирование и пр. Помимо стандартных для процесса работы над содержанием процедур: выбор названия, краткое описание идеи, аргументация актуальности работы, обсуждение списка участников и партнеров, планирование дополнительных мероприятий в ходе реализации мультимедийного проекта - в технологический этап также входит разработка календарного плана и расписания, управление сроками, а также целевое и другие виды планирования. На наш взгляд, данный план подготовки проекта можно усовершенствовать, подробнее раскрыв отдельные действия, которые календарный план включает в себя. Также, поскольку особый упор в варианте, предложенным Никишиным И.В., делается на экономическом аспекте, изучении и планировании бюджетного плана проекта, отдельные этапы были исключены нами из плана. Рассмотрим поэтапно дополненный нами порядок создания мультимедийного проекта и опыт, приобретаемый студентами в процессе реализации плана:

Таблица 2

Этап создания мультимедиапроекта Описание этапа Осваиваемые навыки

Организационно-подготовительный этап Генерирование идеи медиапроекта, обсуждение его целевой аудитории, задач и пр. • Метод мозгового штурма; • метод ментальных карт; • морфологический анализ и др.

Технологический этап

Предварительная подготовка Выбор названия и обсуждение требований к проекту, расчет бюджета, обоснование актуальности выбранной темы. • Тезисное формулирование темы; • финансовая логистика.

Создание команды Знакомство участников проекта. -

Календарный план Обсуждение этапов разработки содержания, определение их сроков и распределение работы между участниками. • Тайм-менеджмент.

Сбор информации Знакомство с ресурсами, в которые входят учебники, энциклопедии, СМИ (печатные и электронные), различные веб-ресурсы, в том числе и созданные ранее мультимедийные проекты по изучаемой теме, иногда даже социальные сети и др. • Поиск необходимой информации в общем потоке; • обработка и анализ информации; • фактчекинг; • опыт работы с электронными библиотеками.

Создание контента Разработка содержания медиапроекта с применением различных форм подачи информации (текст, видео, аудио, графику). • Написание медиатекста; • рерайтинг и копирайтинг текстов; • оформление ссылок на источники; • создание и монтаж роликов, подкастов; • работа с фотографиями.

Согласование частей медиапроекта Отдельные части работы, созданные разными людьми, отличаются по оформлению (шрифт, абзацы, отступы, нумерация в тексте, оформление источников) и написанию (язык и стиль), в связи с чем необходимо их объединить и создать плавные «переходы» между ними с целью облегчения восприятия текста. • Редактура и корректура текста.

Объединение частей медиатекста в единую структуру Отредактированные разделы мультимедийного проекта помещаются на носитель (документ, презентацию, платформу, веб-страницу) в правильном порядке. • Опыт работы с ПО для верстки или создания презентаций и графическими редакторами, например, Microsoft PowerPoint, Adobe InDesign и Photoshop.

Предварительный просмотр Обсуждение участниками проделанной работы и, в случае необходимости, ее доработка. • Критическое мышление.

Заключительный этап Подготовка презентации мультимедийного проекта. • Навыки ораторского искусства и публичных выступлений.

Из вышеприведенной таблицы можно сделать вывод, что в процессе подготовки мультимедийного проекта студенты приобретают опыт обработки больших объемов информации, представленной различными способами, практикуются в ее сборе, проверке и анализе, подаче и презентации. Более того, данная практика позволяет отработать профессиональные умения, такие как организация групповой деятельности, распределение и делегирование обязанностей, планирование времени и бюджета, отточить навыки работы с различными программным обеспечением.

Выводы. Медиаобразование - совокупность важных для нынешнего времени навыков, в первую очередь связанных с работой с информацией и пониманием изменений, тенденций и норм в информационном пространстве. Медиаграмотность человека оказывает непосредственное влияние на его продуктивность и эффективность работы, независимо от специализации, а также отражается на его профессионализме, коммуникативности, уровню социализации в современном обществе и даже моральных ценностях. Именно поэтому знание, понимание и применение на практике мультимедийных технологий сейчас признается одним из ведущих требований к современным специалистам, а для их изучения в вузах вводятся отдельные дисциплины и разрабатываются инновационные образовательные программы. Использование мультимедиа при обучении также является решением главной проблемы, связанной со сложностями восприятия однотипной текстовой информации. Успешность применения мультимедийных проектов в сфере образования, а именно, выполнение студентами практического задания в данной форме, уже была ранее неоднократно доказана в исследованиях, посвященных повышению продуктивности обучения студентов. Таким образом, важно понимать, что мультимедийный проект является не только объектом исследования, но и успешным и результативным методом и ресурсом медиаобразования, способствующим усвоению студентами важных знаний и развитию необходимых умений в самых разных сферах.

Литература:

1. Бреднева, Н.А. Мультимедийный проект как средство организации продуктивной познавательной деятельности студентов / Н.А. Бреднева // Вестник Университета Российской академии образования. - 2008. - № 3. - С. 92-94

2. Данилькевич, А.В. Обучение мультимедийным технологиям как современная форма художественного творчества специалистов по рекламе и дизайну / А.В. Данилькевич // Наука и современность. - 2013. - №26-1. - С. 101-107

3. Жилавская, И.В. Медиаобразование молодежи: монография / И.В. Жилавская. - М.: РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2013. - 243 с.

4. Ильюшонок, Н.Н. Использование средств медиаобразования как фактор повышения качества образования школьников и студентов / Н.Н. Ильюшонок // Вестник Иркутского педуниверситета. - 2005. - №6. - С. 161-165

5. Казибекова, С.Т. Мультимедийные проекты как средство повышения наглядности обучения математике бакалавров педагогического образования / С.Т. Казибекова, Т.Г. Везиров // Вестник Университета. - 2013. - №6. -С. 292-294

6. Кузьмина, М.В. Мультимедийный проект как ресурс медиаобразования студентов и школьников / М.В. Кузьмина, А.Ф. Федяева // Современное состояние медиаобразования в России в контексте мировых тенденций: Материалы IV Международной научной конференции. 14 октября 2022 года. - 2022. - Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет. - С. 28-34

7. Литов, А.С. Применение мультимедийных проектов с целью развития творческой активности школьников /

A.С. Литов // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. - 2011. - №4. -С. 154-159

8. Мухина, Т.П. Мультимедиапроекты в образовательном процессе / Т.П. Мухина // Вестник АГТУ. - 2009. - №1. -С. 30-36

9. Никишин, И.В. Медиапроект: понятие, типы, жизненный цикл / И.В. Никишин // Молодой ученый. - 2019. - № 24. - С. 478-481

10. Пенязь, А.В. Потенциал медиаобразования в развитии проектной работы студентов / А.В. Пенязь // Вестник науки и образования. - 2019. - №23. - С. 86-89

11. Пирамида обучения: как запомнить что-то раз и навсегда // Экстернат и домашняя школа «Фоксфорда» [электронный ресурс]. - Режим доступа: https://extemat.foxford.rU/polezno-znat/piramida-obucheniya#1 (дата обращения: 20.01.2023)

12. Скибина, О.М. Направления реализации медиаобразования для студентов экономических специальностей / О.М. Скибина, А.А. Мантрова // Медийно-информационная грамотность современного педагога: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 30-31 октября 2018 года. - Оренбург: Оренбургский государственный педагогический университет, 2018. - С. 95-99

13. Стародубцев, В А. Мультимедийные проекты в повышении квалификации преподавателей вузов и средних школ /

B.А. Стародубцев, Н.Н. Огольцова // Известия Томского политехнического университета. - 2007. - №2. - С. 254-257

14. Стародубцев, В.А. Мультимедийные проекты как форма интеграции педагогических и информационных технологий / В.А. Стародубцев, Н.Н. Огольцова // Информатика и образование. - 2007. - №7. - С. 104-106

Педагогика

УДК 378.1

доктор педагогических наук, профессор Хачикян Елена Ивановна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга); кандидат педагогических наук, доцент Заборина Мария Алексеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга); аспирант Рябова Ирина Анатольевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга)

РОЛЬ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ

КУЛЬТУРЫ БАКАЛАВРА

Аннотация. Адаптация к профессиональной деятельности проходит в несколько этапов. Для авторов статьи наибольший интерес представляет этап, на котором человек получает профессию, трудовой опыт, навыки адаптации к профессиональной деятельности, - период обучения в образовательном учреждении. Использование возможностей личностно ориентированного образовательного процесса позволяет достичь достаточного уровня общей образованности выпускников, развития их профессиональных и творческих способностей. Перед педагогическим коллективом высшей школы встает проблема поиска методов и технологий обучения, способных в современных условиях научить будущих бакалавров использовать информационную среду в своей профессиональной деятельности. Рассмотренная авторами статьи технология модульного обучения направлена на формирование компетенций выпускника вуза - универсальных, общепрофессиональных и профессиональных. Сформированность этих компетенций обусловлена способностями обучающихся осуществлять поиск информации, уметь ее анализировать, критически осмысливать и использовать для решения образовательных задач. Технология модульного обучения способствует становлению информационной культуры обучающегося. Это становится важным для формирования личности, поскольку информационная культура студента развивается в процессе обучения, а затем проявляется в его жизнедеятельности. Модульное обучение ставит перед студентом задачи, решение которых требует поиска дополнительных источников информации. Высокая информационная культура стимулирует творческое и профессиональное развитие и обеспечивает устойчивую мотивацию к самообразованию.

Ключевые слова: информационная культура, формирование компетенций, технология модульного обучения, образовательный процесс.

Annotation. Adaptation to professional activity takes place in several stages. The authors of the article are most interested in the stage at which a person receives a profession, work experience, skills of adaptation to professional activity - the period of study in an educational institution. Using the opportunities of a personality-oriented educational process allows you to achieve a sufficient level of general education of graduates, the development of their professional and creative abilities. The teaching staff of the higher school faces the problem of searching for teaching methods and technologies capable of teaching future bachelors to use the information environment in their professional activities in modern conditions. The technology of modular training considered by the authors of the article is aimed at the formation of university graduate competencies - universal, general professional and professional. The formation of these competencies is due to the ability of students to search for information, be able to analyze it, critically comprehend and use it to solve educational problems. The technology of modular training contributes to the formation of the information culture

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.