УДК/UDC 378.147
Е. В. Кофанова
E. Kofanova
МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ И ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТИ СТУДЕНТОВ-ЭКОЛОГОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИН
ХИМИЧЕСКОГО ЦИКЛА
MULTIMEDIA TECHNOLOGIES AS THE METHOD OF INCREASING OF MOTIVATION AND PERSONAL INTEREST OF STUDENTS-ENVIRONMENTALISTS DURING CHEMICAL CYCLE DISCIPLINES STUDY
В статье анализируются эффективность и перспективность использования информационно-коммуникационных технологий, в частности мультимедийных презентаций и технологии портфолио для повышения мотивации и заинтересованности студентов-экологов в изучении химических и профессионально ориентированных дисциплин, учебный материал которых основан на фундаменте химических знаний. Рассмотрены потенциальные возможности использования студентами-экологами мультимедийных презентаций для повышения эффективности химической подготовки и создания ситуации успеха, а также представление ими результатов своей деятельности с помощью технологии веб-портфолио. Обсуждаются основные проблемы, возникающие при использовании данных технологий в учебно-воспитательном процессе.
The article deals with some aspects of efficiency and perspectives of using of Information and Communication Technologies for students-environmentalists chemical education in technical universities. In particular, multimedia presentations and portfolio technology using has been investigated for motivation and personal interest increasing during students-environmentalists study of some chemical and professionally oriented disciplines which were based on chemical knowledge. Also some questions of multimedia technologies using in an educational process have been discussed.
Ключевые слова: инновационные технологии, мультимедийные технологии, подготовка экологов, мотивация, высшее экологическое образование.
Keywords: innovative technologies, multimedia technologies, preparation of students-en-vironmentalists, motivation, high environmental education.
Глобальные, а также многие региональные и локальные экологические проблемы по своей сути являются комплексными проблемами, требующими от специалистов-экологов широкого кругозора и знаний из различных областей науки, техники и технологий. Успешное разрешение существующих проблем и предотвращение их возникновения в будущем возможно только при условии получения достоверных и как можно более полных данных о состоянии различных природных объектов, источниках загрязнения окружающей среды, особенностях функционирования разнообразных экосистем и т. д.
За последние 100-150 лет научно-технический прогресс и стремительное развитие мировой экономики привели к резкому ухудшению экологической ситуации как в нашей стране, так и во всем мире. Поэтому перед обществом стоит задача кардинальной перестройки производства на инновационной и природоохранной основе.
В связи с этим в сфере подготовки высококвалифицированных и компетентных специ-алистов-экологов особое место принадлежит именно химическим дисциплинам, а также профессионально ориентированным дисциплинам и спецкурсам, учебный материал которых построен на фундаменте химических знаний (ур-боэкология, техноэкология, экология человека, инженерная экология, мониторинг и методы измерения параметров окружающей среды, нормирование параметров окружающей среды, безопасность жизнедеятельности, экологическая безопасность и др.). Таким образом, обеспечение качественного высшего экологического образования является одним из приоритетных направлений реформирования высшей школы Украины.
Вместе с тем в современном мире переориентация массового интереса на использование информационно-коммуникационных
технологий и заинтересованность в получении новых знаний на протяжении всей жизни закономерно приводят к тому, что при подготовке специалистов-экологов особое внимание уделяется использованию в учебно-воспитательном процессе современных компьютерных технологий. Чтобы стать частью мирового научно-образовательного сообщества, успешно присоединиться к Болонскому процессу, украинским вузам необходимо кардинально пересмотреть подходы к организации обучения будущих специалистов-экологов, в том числе это касается их химической подготовки, разработать новые модели формирования у студентов ключевых, предметных и профессиональных компетентностей, активизации их учебно-познавательной деятельности.
Анализ литературы и обобщение результатов проведенных исследований позволили автору констатировать резкое снижение уровня фундаментальной подготовки школьников и студентов по химии [1; 2]. Этому можно найти много причин, среди которых, например, снижение активности учеников и их познавательной мотивации в процессе обучения в школе, отсутствие стимулов и ориентированности на успех, а также много других причин.
Под познавательной деятельностью психологи понимают активность человека, направленную на отображение и познание окружающего его мира [3, с. 109]. Как правило, познавательная деятельность человека осуществляется в двух основных формах - в виде восприятия и в виде мышления. С помощью восприятия мы, например, познаем внешние характеристики предметов (форму, величину, цвет и т. д.), а мышление является способом познания внутренних свойств объектов и взаимосвязи между ними. В дидактике познавательную деятельность учеников и студентов рассматривают в тесной взаимосвязи с обучением, поскольку в основе обучения как деятельности лежит деятельность познания [3, с. 328]. Сам термин «учебно-познавательная деятельность» говорит о единстве процессов познания и обучения.
Познавательная деятельность студентов стимулируется их познавательной активностью, которую педагоги трактуют как состояние готовности человека к познавательной деятельности. При этом познавательная активность студентов, по мнению специалистов, включает следующие компоненты [3, с. 329]:
• стимулирующе-мотивационный - наличие потребности в знаниях, в познавательной деятельности, интереса к изучению отдельных
дисциплин, определенного материала и др.;
• интеллектуальный - умственная и речевая активность, желание самостоятельно углубить содержание изучаемого материала;
• эмоционально-волевой - удовлетворенность обучением, увлеченность самой учебной информацией, стремление к самостоятельной учебно-познавательной деятельности;
• процессуальный - сформированность определенных учебно-познавательных навыков и умений, методик самообучения, самоконтроля, технологий решения стандартных и нестандартных задач.
Важность мотивационного этапа учебнопознавательной деятельности учеников в свое время отмечал еще Я. А. Коменский, а по мнению Н. Ф. Талызиной и П. Я. Гальперина, этот этап мобилизует волевые усилия и эмоциональную сферу ученика, направляя его учебнопознавательную деятельность в определенное русло и усиливая ее роль [4].
Сегодня учеными педагогами и психологами предлагается много разных теорий мотивации, среди которых, например, теория инстинктов, теория потребностей, гуманистические и когнитивные теории, а также деятельностный подход [5;6;7]. Исследователи уверены, что мнение многих учителей и преподавателей об отсутствии у современного поколения желания учиться обусловлено именно слабой мотивацией их учеников [8].
Согласно закону Йеркса-Додсона (1908 г.) эффективность деятельности непосредственно зависит от уровня мотивации человека. То есть чем сильнее проявляется побуждение человека к определенному действию или виду деятельности, тем лучше будет их результат [9]. Однако прямопропорциональная зависимость сохраняется лишь до определенного момента - так называемого оптимума. Если же человек уже достиг определенных результатов, но сила мотивации продолжает расти, то эффективность деятельности будет закономерно уменьшаться. Получается, что средний уровень мотивации к определенному виду деятельности является наиболее эффективным [10, с. 119].
Как правило, учебно-познавательная деятельность студентов обусловлена многими мотивами, среди которых, конечно же, существуют доминирующие мотивы. Основу мотивации при этом составляют потребности, интересы, убеждения, эмоции, социальные установки, ценности и/или идеалы личности, а на успеваемость ученика оказывают влияние как сила мотивации, так и ее структура [5; 11]. В связи с этим в системе мотивов выделяют следующие основ-
ные составляющие:
• мотивы деятельности, к которым, в частности, относятся:
а) мотивы, связанные со смыслом деятельности (например, стремление к познанию, овладению знаниями и др.);
б) мотивы, связанные с самим процессом деятельности (стремление человека проявить интеллектуальную активность, преодолеть препятствия в процессе решения конкретных задач и т. п.);
• мотивы, которые находятся за пределами учебной деятельности:
а) социальные мотивы - мотивы самоусовершенствования, долга и ответственности перед обществом, родителями, преподавателями, собой;
б) личные мотивы (стремление получить одобрение или вознаграждение, например, со стороны близких или начальства, желание иметь высокий рейтинг и др.);
в) отрицательные мотивы (стремление избежать неприятностей от руководства, коллег, родителей и т. п.) [5].
Мотивацию к определенному виду деятельности, как правило, характеризуют с помощью количественных (сильная или слабая мотивация) и качественных (внутренние или внешние мотивы) характеристик.
Качественная мотивация обусловлена отношением мотива к содержанию деятельности. Например, если для человека деятельность имеет значение сама по себе (в процессе учебы удовлетворяются его познавательные потребности), то это внутренняя мотивация, обусловленная побуждением личности к определенному виду деятельности. Она характеризуется отсутствием непосредственных связей между стимулом, ценностью, предметом действия, целью и результатом деятельности, и в большей степени зависит от характера личности и ее психологических особенностей, чем от внешних факторов [5; 12].
Предметом внутренней мотивации является усвоение знаний, научных понятий и т. п., которое приводит к совершенствованию личности, самосовершенствованию и самообучению. Причем в этом случае закон Йеркса-Додсона не действует. Если человек сильно хочет учиться, стремится получать новые знания, то чем больше он узнает, тем сильнее жажда знаний побуждает его к дальнейшей познавательной деятельности. Именно с положительной познавательной мотивацией ученые связывают творческую активность учеников и студентов в учебном процессе [9].
Важным компонентом внутренней мотивации человека выступают интересы. Как правило, специалисты выделяют следующие уровни познавательного интереса:
• элементарный уровень, обусловленный вниманием человека к конкретным фактам, знаниям, к действиям по образцу или алгоритму;
• средний уровень свойственен интересу человека к определенным зависимостям, самостоятельному установлению причинноследственных связей;
• высший уровень проявляется в интересе человека к творческой деятельности с целью приобретения новых знаний. Именно сформи-рованность высшего уровня познавательного интереса свидетельствует о наличии у студентов познавательной потребности [13].
О внешних мотивах речь идет, например, в том случае, если побуждением человека к деятельности является социальный престиж, заработная плата или желание удовлетворить требования родителей. При этом внешние мотивы могут быть как позитивными (мотивы успеха, стремление к определенным достижениям и т. п.), так и негативными (нежелание привлекать к себе внимание, выделяться из коллектива и др.). Внешними мотивами могут выступать также угроза, наказание, вознаграждение, какое-либо требование, а также материальная выгода или давление коллектива.
Как показывает практика, от силы и структуры мотивации студентов непосредственно зависит их учебно-познавательная активность и успеваемость. Кроме того, при наличии у студента высокого уровня положительной учебнопознавательной мотивации она может в определенной степени компенсировать нехватку его природных способностей и даже недостающие знания [6; 9]. Общеизвестно, что негативное отношение к учебе возникает при отсутствии у студентов ощущения успеха. Специалисты уверены, что процесс формирования потребности в знаниях существенно зависит от того, получает ли человек удовлетворение от своей деятельности, есть ли у него ощущение успеха. Это особенно важно для отстающих студентов, которые в случае постоянных проблем с учебой и неудач теряют веру в себя.
С точки зрения психологии успех определяется как удовлетворение личности в связи с осознанием ею соотношения между полученным результатом деятельности и запланированным или предполагаемым [14]. При этом педагогическая технология «Создание ситуации успеха» основывается на личностно ориентированном подходе к обучению. Под ситуацией
успеха в контексте нашего исследования понимается субъективное психическое состояние удовлетворения студента результатами собственной учебно-интеллектуальной деятельности.
При этом ситуация успеха может быть реализована только в том случае, если сам студент определяет полученный им результат как успех. Поэтому в практике обучения студентов-эколо-гов химическим и профессионально ориентированным дисциплинам (химия, биогеохимия, аналитическая химия, урбоэкология, экология человека и др.) всегда стараемся помочь преодолеть неуверенность в своих силах, отмечая важность их усилий в учебе, побуждая к выполнению конкретных учебно-познавательных заданий в соответствии с уровнем их подготовки.
Для достижения успеха студентам обязательно нужно прилагать определенные усилия, проявлять старательность и настойчивость в овладении знаниями, поскольку «легкий успех» приводит к самоуспокоению, завышенной самооценке и, как следствие, к снижению учебно-познавательной активности. Среди основных способов создания позитивной мотивации студентов-экологов к изучению химических и профессионально ориентированных дисциплин, успешное освоение которых основано на качественных химических знаниях, наиболее действенными являются:
• обоснование теоретической значимости изучаемого учебного материала, демонстрация его практического значения;
• привлечение познавательных примеров из жизни с использованием жизненного опыта самих студентов;
• создание ситуации успеха, демонстрация далеких и ближайших перспектив использования полученных знаний в учебе, в профессиональной карьере и т. д.;
• использование информационно-коммуникационных технологий, в частности мультимедийных презентаций, электронных портфолио и др. в учебно-воспитательном процессе.
Учебная деятельность будущих специалистов в сфере экологии, охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов проходит в специально созданной информационно-образовательной среде высшего учебного заведения. При этом под информационно-образовательной средой вуза понимаем совокупность информационно-образовательных ресурсов, программно-технических и телекоммуникационных средств, которые применяются высшим учебным заведением для организации учебно-воспитательного процесса
профессиональной подготовки будущих специалистов [15; 16].
В зависимости от функционального предназначения специалисты выделяют несколько основных типов компьютерных средств и технологий, наиболее часто использующихся в учебном процессе [17; 18]. Рассмотрим некоторые из них.
Мультимедийная презентация - это электронный диафильм, который может содержать анимационные, аудио- или видеофрагменты и позволяет раскрыть какой-либо аспект обсуждаемой проблемы. Для их создания студенты-экологи чаще всего используют пакет Microsoft Office PowerPoint. Электронные энциклопедии являются электронными аналогами традиционных информационно-справочных изданий -энциклопедий, словарей, справочников и т. п., но в отличие от бумажных аналогов они имеют дополнительные возможности, например, поддерживают системы поиска по ключевым словам и фразам, могут использовать гиперссылки, а также аудио- и видеоматериалы.
К компьютерным дидактическим материалам относятся учебные материалы из разных областей знаний, сборники задач и упражнений, примеры решения задач, разнообразные банки рефератов, сочинений, диссертаций и авторефератов, представленных в электронном виде. Разработаны также специальные программы-тренажеры, которые выполняют функции дидактических материалов и используются при проверке и отслеживании хода решения задач, сообщения пользователю о его ошибках.
В сети Internet можно найти огромное количество специальных программных комплексов, позволяющих проводить химические, физические, биологические эксперименты в так называемой виртуальной лаборатории. Широкое распространение получили также программные средства контроля знаний и системы автоматизированной обработки экспериментальных данных. Все большее значение приобретают электронные учебники, пособия, методические указания, а также дистанционные учебные курсы.
Как показало исследование, использование информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе профессиональной подготовки студентов-экологов, особенно при организации самостоятельной и научноисследовательской работы, открывает принципиально новые возможности для реализации творческого потенциала студентов [19]. Используя поисковые и справочные системы глобальной сети Internet, студенты существенно расширяют свое учебно-информационное
пространство, учатся находить необходимую информацию (учебную, научную или научнопопулярную), самостоятельно приобретая новые знания и умения [20; 21; 22].
В частности самостоятельная работа студентов по профессионально ориентированным дисциплинам (урбоэкология, экология городских систем, экология человека и др.) предусматривает написание рефератов, подготовку аналитического обзора по заданной преподавателем теме; причем для студентов, желающих заниматься научно-исследовательской деятельностью, этот вид работ становится знакомством с темой будущего исследования.
Технология портфолио
Как правило, большинство студентов технического вуза являются уверенными или даже продвинутыми пользователями компьютеров. Поэтому, подготовив реферат или осуществив исследовательский проект в рамках какой-либо дисциплины (или междисциплинарное исследование), студенты представляют результаты в виде мультимедийных презентаций, наилучшим образом демонстрирующих их творческий потенциал. Кроме того, одним из наиболее прогрессивных инструментариев решения образовательных задач в современном высшем образовании является так называемая технология портфолио [18; 23].
Портфолио широко применяют в мировой практике как инструмент оценки студентом собственной учебно-познавательной деятельности. Идея этой технологии предусматривает смещение акцентов с процесса фиксирования ошибок студентов на выявление и поощрение успехов и достижений в учебе и направлена на создание индивидуальной образовательной траектории [24].
Традиционно портфолио представляет собой подборку работ учащегося в какой-либо одной или в разных сферах деятельности с целью наиболее полной и наглядной демонстрации собственных достижений. При этом педагоги, как правило, выделяют несколько видов портфолио: портфолио документов, портфолио работ и др. Анализ практического опыта показал, что наиболее эффективным и презентабельным для студентов-экологов является комплексный портфолио, основные разделы которого представлены портфолио документов и портфолио работ.
Данная технология позволяет решить как минимум две основные задачи в области повышения качества профессиональной подготовки будущих специалистов: во-первых, появляется возможность проследить индивидуальный про-
гресс каждого студента в процессе обучения в вузе, а во-вторых, оценить его успехи по различным разделам курса, дисциплинам, циклам и т. д., дополнив таким образом традиционные формы контроля.
В современном информационном обществе наибольшее распространение получили электронные портфолио (или веб-портфолио), которые являются более мобильными и удобными для внесения изменений, улучшения их качества и т. д. Кроме того, веб-портфолио позволяют творчески подойти к их оформлению, используя практически неограниченные возможности информационно-коммуникационных технологий.
С целью интенсификации и повышения заинтересованности в изучении химических и профессионально ориентированных дисциплин студентам-экологам 2-5-го курсов было предложено разработать личные и групповые портфолио, в которых предполагалось разместить как результаты экзаменационных сессий, так и материалы, касающиеся учебных и внеучебных достижений студентов. В частности, при подготовке личного портфолио многие студенты включили в него темы выполненных проектных или научно-исследовательских работ, краткие отчеты по практике, материалы докладов на конференциях, сведения об участии в конкурсах и т. д. При этом нами двигало не столько даже желание проследить динамику изменений в подготовке студентов, сколько стремление заинтересовать их учебным материалом, повысить мотивацию к обучению, создать ситуацию успеха.
Как показало исследование, не все студенты смогли хорошо справиться с заданием. Только студенты 4-го и 5-го курсов творчески подошли к созданию личных портфолио, тогда как работы студентов 1-2-го курсов оказались некоторым образом формальными и содержали в основном только аттестационные баллы. Это обусловлено, по нашему мнению, и недостаточными навыками использования компьютерных технологий студентами младших курсов, и трудностями с адаптацией к обучению в вузе, и нежеланием «выделяться», демонстрировать свои успехи другим.
Созданные студентами портфолио в процессе обучения в вузе от курса к курсу сопровождают их, дополняясь новыми материалами, превращаясь постепенно в портфолио будущего специалиста-эколога. При этом технология портфолио оказалась не только эффективной формой представления учебных результатов студентов, но и позволила решить следующие педагогические задачи: стимулировать их учеб-
ную мотивацию, поощрить активность, самостоятельность и творческий подход к оформлению портфолио, расширить возможности обучения и самообучения, сформировать умение планировать и организовывать свою учебную деятельность.
Использование мультимедийных технологий как способа усовершенствования учебновоспитательного процесса в вузе способствует формированию у студентов необходимых компетентностей, заинтересованности в освоении новых знаний и умений, активизации их исследовательской и проектной деятельности. При этом в полной мере реализуется концепция личностно ориентированного обучения. В перспективе электронный портфолио студента можно использовать как основу для формирования портфолио инженера-эколога, поскольку он является эффективным способом продвижения специалиста на рынке труда. При этом, однако, все еще остается нерешенной проблема обеспечения достоверности материалов портфолио.
Анализ и оценка эффективности использования мультимедийных технологий в учебном процессе
Для оценки эффективности использования мультимедийных технологий в процессе изучения студентами-экологами технических вузов химических и профессионально ориентированных дисциплин (биогеохимия, урбоэколо-гия, экология человека и др.) проводилось исследование, участниками которого были около 300 студентов нескольких технических вузов Украины. Нами были выбраны четыре критерия (активность студентов на занятии; доля студентов, присутствующих на занятии; доля студентов, опережающих график учебного процесса и доля отстающих от графика учебного процесса студентов), с помощью которых изучалась динамика изменения познавательного интереса студентов, их заинтересованность химическим учебным материалом. При этом коэффициент значимости для каждого из выбранных критериев был принят равным единице.
Как показало исследование, использование мультимедийных технологий практически не повлияло на посещаемость занятий, однако при этом существенно сократилось количество студентов, отстающих от графика учебного процесса и, соответственно, увеличилась доля студентов, опережающих этот график. Отношение студентов к обучению с использованием мультимедийных технологий выяснялось методом анкетирования, которое проводилось анонимно и позволило получить объективную информацию.
Рассчитанный нами относительный интегральный коэффициент эффективности использования информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе оказался наивысшим для дисциплины «экология человека» (7), средним - для дисциплин «урбоэко-логия» и «экология городских систем» (6) и самым низким - для курса «биогеохимия» (6). Это скорее всего обусловлено тем, что курс «биогеохимия» читается студентам раньше, чем «урбоэкология», «экология городских систем» и «экология человека». Кроме того, его основная аудиторная нагрузка приходится на лекционные и лабораторные занятия, а поэтому потенциальные возможности использования мультимедийных технологий некоторым образом ограничены.
Результаты экспериментальной работы показали, что информационно-коммуникационные технологии являются перспективными и результативными для повышения творческой составляющей учебно-познавательной деятельности студентов при их самостоятельной и научно-исследовательской работе. Как следствие, студенты перестают быть пассивными участниками учебного процесса, а вместо этого становятся активными субъектами обучения, способными самостоятельно и творчески подходить к поиску необходимой информации (как учебной, так и внеучебной), сотрудничать с коллегами, презентовать свои достижения и результаты проведенных исследований.
Таким образом, анализ научных трудов и практики подготовки специалистов-экологов показал, что в высшей школе и в частности в высшем техническом экологическом образовании накопилось много нерешенных проблем, на которые необходимо обратить внимание в дальнейших педагогических исследованиях. Речь идет, например, о междисциплинарном характере подготовки специалистов-экологов, практической направленности учебного материала фундаментальных и профессионально ориентированных дисциплин, а также спецкурсов.
В процессе исследования установлено, что если специалист-эколог будет иметь некачественные, фрагментарные и бессистемные химические знания, то он будет не в состоянии осознать причины и следствия многих природных и технологических процессов и явлений, спрогнозировать поведение и взаимопревращения веществ в различных экосистемах и компонентах окружающей среды. Как следствие, он не сможет качественно выполнять свои профессиональные обязанности, принимать правильные и экологически безопасные решения.
В свою очередь высокий уровень профессиональной подготовки инженеров по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов будет способствовать повышению качества жизни, сохранению и восстановлению потенциала биосферы. Следовательно, подготовка в вузах высококвалифицированных и компетентных специ-алистов-экологов является одним из наиболее важных заданий в контексте обеспечения устойчивого развития и экологической безопасности страны, биосферы в целом. Это обусловлено также и тем, что химические знания одновременно являются и фундаментальными, и служат основой для формирования мировоззрения будущего специалиста. То есть они выступают ядром формирования профессиональной компетентности инженера-эколога.
Вместе с тем будущему специалисту-эко-логу для успешной профессиональной карьеры необходимо иметь высокий уровень информационно-коммуникационной компетентности, опыт использования мультимедийных технологий на практике. Особенно актуален такой подход на современном этапе развития общества -информационном.
Как показало исследование, использование мультимедийных технологий в учебном процессе химической подготовки будущих спе-циалистов-экологов способствует:
• повышению заинтересованности студентов в изучении материала химических и профессионально ориентированных дисциплин, усилению мотивации, творческой составляющей учебного процесса;
• личностной направленности педагогического процесса химической подготовки, активизации учебно-познавательной деятельности студентов за счет расширения объема информации, самообразования и рефлексии;
• стимулированию самостоятельности в планировании учебной деятельности, более полному развитию внутренних резервов и нереализованных способностей студентов.
Таким образом, в исследовании сделана попытка создания в системе профессиональной подготовки студентов-экологов инновационной, динамической и личностно ориентированной информационно-образовательной среды, в которой активизируется учебно-познавательная деятельность студентов и которая сочетает в себе педагогические и информационные технологии обучения.
1. Кофанова О. В., Назарова Т. М. Удосконалення програми з хімії з урахуванням міждисциплінарних зв'язків
// Вісник Національного технічного університету України «Київський політехнічний інститут». Філософія. Психологія. Педагогіка: збірн. наук. праць. - 2009. - № 1 (25). -С. 153-157.
2. Кофанова О. В. Хімічна підготовка майбутніх фахівців-екологів - важливий напрям забезпечення екологічної безпеки України // Педагогіка і психологія: Вісник НАПН України. - 2011. - № 4 (73). - С. 46-55.
3. Степанов О. М., Фіцула М. М. Основи психології і педагогіки: навч. посіб. - Київ.: Академвидав, 2006. - 520 с.
4. Управление познавательной деятельностью учащихся / под ред. П. Я. Гальперина, Н. Ф. Талызиной. - М.: Изд-во Московского ун-та, 1972. - 262 с.
5. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2006. - 512 с.
6. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2000. - 712 с.
7. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность / под ред. Д. А. Леонтьева, Б. М. Величковского. - СПб.: Питер-пресс; М.: Смысл, 2003. - 864 с.
8. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика, 1989.-192 с.
9. Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика. - СПб.: Питер, 2000. - 304 с.
10. Фресс П. Оптимум мотивации // Экспериментальная психология. Вып. 5 / ред. - сост. П. Фресс, Ж. Пиаже. - М.: Прогресс, 1975.- С. 119-125.
11. Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения: книга для учителя. - М.: Просвещение, 1990. - 192 с.
12. Буцик I. М. Системний підхід до організації поетапної навчально-пізнавальної діяльності студентів // Науковий вісник Національного аграрного ун-ту: збірн. наук. праць. -2003. - Вип. 67. - С. 117-128.
13. Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. - М.: Педагогика, 1988. - 208 с.
14. Белкин А. С. Ситуация успеха. Как её создать: книга для учителя. - М.: Просвещение, 1991.-176 с.
15. Биков В. Ю. Теоретико-методологічні засади створення і розвитку сучасних засобів та е-технологій навчання // Розвиток педагогічної і психологічної наук в Україні 1992-2002: збірн. наук. праць до 10-річчя АПН України; Академія педагогічних наук України; Ч. 2. - Харків: ОВС, 2002. - С. 182-199.
16. Яковлев А. И. Информационно-коммуникационные технологии в образовании // Информационное общество. - 2001. - № 2. - С. 32-37.
17. Дворецкая А. В. Основные типы компьютерных средств обучения // Школьные технологии. - 2004. - № 3 .С. 187-188.
18. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособ. для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеев и др.; под ред. Е. С. Полат. -М.: Академия, 2005. - 272 с.
19. Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. - М.: НИИ школьных технологий, 2005. - 208 с.
20. Добротин Д. Ю., Журин А. А. Интернет в обучении химии // Химия в школе. - 2001. - № 7. - С. 52-55.
21. Євтушенко Я. Інтернет-ресурси з хімії // Біологія і хімія в школі. - 2009. - № 2. - С. 15-17.
22. Сахно Т., Джурка Г., Пустовіт С. І^ете^джерело хімічної інформації // Біологія і хімія в школі. - 2002. -№ 3. - С. 19.
23. Кадемія М. Ю., Кобися А. П. Оцінювання досягнень студентів за допомогою Веб-портфолио // Наукові записки
Вінницькогодерж.пед.ун-туім.МихайлаКоцюбинського.Серія: 24. Новикова Т. Зарубежный опыт использования
Педагогіка і психологія: збірн. наук. праць. - 2011. - Вип. 35. - портфолио // Народное образование. - 2005. - № 9. -
С. 77-83. С. 151-154.
УДК/UDC 656.13.052.8:612.821 Е. М. Мухин, А. М. Прохорова, М. Е. Спирин,
В. А. Гоздок, В. А. Мазур, А. И. Федоров
E. Mukhin, A. Prokhorova, M. Spirin,
V. Gozdok, V. Mazur, A. Fedorov
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ ВОДИТЕЛЕЙ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ С УЧЕТОМ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ
ОСОБЕННОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
IMPROVING THE SYSTEM OF DRIVING WITH THE PSYCHO-PHYSIOLOGICAL
CHARACTERISTICS OF STUDENTS
В научной публикации проведены исследования по изучению психофизиологических особенностей будущих водителей и предложена схема совершенствования системы подготовки водителей транспортных средств.
In scientific publications conducted a study on the psycho-physiological characteristics of future drivers, and a scheme is proposed to improve the system for drivers of vehicles.
Ключевые слова: подготовка водителей, психофизиологические особенности, безопасность дорожного движения.
Keywords: driver training, physiological characteristics, road safety.
В настоящее время особую социальную остроту приобрела проблема аварийности на автотранспорте. Рост аварийности обусловлен увеличением парка транспортных средств, изменением скоростных режимов движения, неудовлетворительным состоянием улично-дорожной сети и рядом других факторов. Подавляющая часть дорожно-транспортных происшествий (ДТП) происходит вследствие сознательного невыполнения требований безопасности участниками дорожного движения. Ситуация серьезно осложняется крайне низкой дисциплиной водителей транспортных средств, отсутствием адекватного понимания участниками дорожного движения причин возникновения ДТП.
Результаты анализа причин возникновения ДТП и их последствий отечественными и зарубежными исследователями показывают, что
большая часть ДТП обусловлена ошибочными действиями водителей (80-90 %). Такая статистика позволяет сделать вывод, что главным элементом с точки зрения безопасности дорожного движения является именно водитель, а не другой фактор дорожного движения. Водитель воспринимает необходимую информацию об условиях движения, окружающей обстановке, перерабатывает ее и воздействует на автомобиль (или другое транспортное средство) через органы управления. От точности, быстроты, надежности действий водителя, мастерства, его личных качеств, навыков и зависит безопасность дорожного движения [1; 2].
Неуклонно растущее количество дорожно-транспортных происшествий, совершаемых молодыми водителями (со стажем вождения до 3 лет), потребовало комплексного анализа и выявления причин в системе подготовки водителей.
В связи с этим в 2010-2012 годах Западно-Сибирским филиалом федерального казённого учреждения «Научно-исследовательский центр проблем безопасности дорожного движения МВД России» проведено комплексное исследование, направленное на оценку общего уровня подготовки кандидатов в водители и их психофизиологических особенностей. Для этого на первом этапе работы было проведено анкетирование кандидатов в водители (2 тыс. респондентов), каждая анкета состояла из двух блоков: первый блок анкеты - 10 вопросов на знание правил дорожного движения, второй блок анкеты включал в себя ряд вопросов, касающихся программ обучения в автошколах и