Научная статья на тему 'МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ИЗДАНИЯ В БИБЛИОТЕКЕ: ПРИНЦИПЫ СОЗДАНИЯ И АЛГОРИТМ РАЗРАБОТКИ'

МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ИЗДАНИЯ В БИБЛИОТЕКЕ: ПРИНЦИПЫ СОЗДАНИЯ И АЛГОРИТМ РАЗРАБОТКИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
169
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
издательская деятельность библиотек / мультимедийное издание / принцип эргономичности / концепция мультимедийного издания / этапы разработки сценария мультимедийного издания / library publishing / multimedia publishing / ergonomics principle / concept of multimedia publishing / stages of multimedia publishing scenario development

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Динер Елена Васильевна

Статья посвящена теоретическим и практическим аспектам издательской деятельности библиотек, которую в современных условиях необходимо выстраивать с учётом специфики социальной среды и потребностей потенциальных пользователей. На примере содержательного анализа дисциплины «Электронные издания в библиотеках», ставшей частью работы преподавателей Московского государственного института культуры в рамках Федерального проекта «Творческие люди», автор рассматривает концептуальные вопросы создания мультимедийных изданий, а также – алгоритм их разработки. В статье содержится методический материал, содействующий развитию навыков создания сценария мультимедийного издания, подготовки технического задания для его производства. В заключении автор делает вывод о том, что навыки издательской деятельности весьма актуальны для библиотечных специалистов, поскольку способствуют развитию их творческого потенциала, повышению уровня профессиональных компетенций. Материал статьи может быть использован в процессе основного и дополнительного образования библиотечных специалистов с целью формирования у них компетенций в сфере издательской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MULTIMEDIA PUBLICATIONS IN THE LIBRARY: PRINCIPLES OF CREATION AND DEVELOPMENT METHODOLOGY

The article is devoted to the theoretical and practical aspects of the publishing activity of libraries, which in modern conditions must be built taking into account the specifics of the social environment and the needs of potential users. On the example of the analysis of the training course “Electronic Publications in Libraries”, which became part of the All-Russian project “Good People”, the author considers the conceptual issues of creating multimedia publications, as well as the stages of their development. The article contains methodological material aimed at developing the skills of creating a scenario for a multimedia publication, preparing a technical task for its production. In conclusion, the author concludes that publishing skills are highly relevant for library specialists, as they contribute to the development of their creative potential and increase the level of professional competencies. The material of the article can be used in the process of basic and additional education of library specialists in order to form their competencies in the field of publishing.

Текст научной работы на тему «МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ИЗДАНИЯ В БИБЛИОТЕКЕ: ПРИНЦИПЫ СОЗДАНИЯ И АЛГОРИТМ РАЗРАБОТКИ»

j ! Мультимедийные издания в библиотеке:

принципы создания и алгоритм разработки

УДК 002.2

http://doi.org/10.24412/1997-0803-2023-4114-168-176 Е.В. Динер

Московский государственный институт культуры, Химки, Московская область, Российская Федерация; Вятский государственный университет, Киров, Российская Федерация e-mail: sautinalina@yandex.ru

Аннотация: Статья посвящена теоретическим и практическим аспектам издательской деятельности библиотек, которую в современных условиях необходимо выстраивать с учётом специфики социальной среды и потребностей потенциальных пользователей. На примере содержательного анализа дисциплины «Электронные издания в библиотеках», ставшей частью работы преподавателей Московского государственного института культуры в рамках Федерального проекта «Творческие люди», автор рассматривает концептуальные вопросы создания мультимедийных изданий, а также - алгоритм их разработки. В статье содержится методический материал, содействующий развитию навыков создания сценария мультимедийного издания, подготовки технического задания для его производства. В заключении автор делает вывод о том, что навыки издательской деятельности весьма актуальны для библиотечных специалистов, поскольку способствуют развитию их творческого потенциала, повышению уровня профессиональных компетенций. Материал статьи может быть использован в процессе основного и дополнительного образования библиотечных специалистов с целью формирования у них компетенций в сфере издательской деятельности.

Ключевые слова: издательская деятельность библиотек, мультимедийное издание, принцип эргономич-ности, концепция мультимедийного издания, этапы разработки сценария мультимедийного издания.

Для цитирования: Динер Е. В. Мультимедийные издания в библиотеке: принципы создания и алгоритм разработки // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2023. №4 (114). С. 168-176. http://doi.org/10.24412/1997-0803-2023-4114-168-176

ДИНЕР ЕЛЕНА ВАСИЛЬЕВНА - доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры библиотеч-но-информационных наук, Московский государственный институт культуры, профессор кафедры журналистики и интегрированных коммуникаций, Вятский государственный университет DINER ELENA VASILIEVNA - DSc in Pedagogy, Associate Professor, Professor at the Department of Library and Information Sciences, Moscow State Institute of Culture, Professor at the Department of Journalism and Integrated Communications, Vyatka State University

MULTIMEDIA PUBLICATIONS IN THE LIBRARY:

PRINCIPLES OF CREATION AND DEVELOPMENT METHODOLOGY

© Динер Е. В., 2023

= Библиотековедение, библиографоведение и книговедение М шу |

Elena V. Diner

Moscow State Institute of Culture, Khimki, Moscow region, Russian Federation; Vyatka State University, Kirov, Russian Federation e-mail: sautinalina@yandex.ru

Abstract: The article is devoted to the theoretical and practical aspects of the publishing activity of libraries, which in modern conditions must be built taking into account the specifics of the social environment and the needs of potential users. On the example of the analysis of the training course "Electronic Publications in Libraries", which became part of the All-Russian project "Good People", the author considers the conceptual issues of creating multimedia publications, as well as the stages of their development. The article contains methodological material aimed at developing the skills of creating a scenario for a multimedia publication, preparing a technical task for its production. In conclusion, the author concludes that publishing skills are highly relevant for library specialists, as they contribute to the development of their creative potential and increase the level of professional competencies. The material of the article can be used in the process of basic and additional education of library specialists in order to form their competencies in the field of publishing.

Keywords: library publishing, multimedia publishing, ergonomics principle, concept of multimedia publishing, stages of multimedia publishing scenario development.

For citation: Diner E. V. Multimedia publications in the library: principles of creation and development methodology. The Bulletin of Moscow State University of Culture and Arts (Vestnik MGUKI). 2023, no. 4 (114), pp. 168-176. (In Russ.). http://doi.org/10.24412/1997-0803-2023-4114-168-176

Главные направления развития российских библиотек в настоящее время определены «Стратегией развития библиотечного дела в Российской Федерации до 2030 года». В документе отмечено решающее значение библиотечной системы в создании информационной инфраструктуры общества [14]. Одним из инструментов её формирования является издательская деятельность библиотек.

На современном этапе издательская деятельность библиотек, с одной стороны, выполняет традиционные задачи, связанные с созданием их положительного имиджа в социальном пространстве, продвижением чтения, распространением библиографической информации и т. д., с другой, - в условиях всеобщей цифровизации - приобретает иной функционал, направленный на внедрение в библиотечную среду новейших информационных технологий, активизацию инновационной деятельности библиотек, создание новых информационных продуктов, привлекающих читателя.

Реализация этих задач требует разработки и внедрения издательского продукта, ориентированного на проактивный подход к обслуживанию и привлечению читателей. Участвуя в издательской деятельности, библиотечные учреждения не могут не учитывать тот факт, что ведущим социальным субъектом информационной сферы выступает массовый потребитель, самостоятельно определяющий удобные для него форматы взаимодействия с библиотекой [9].

Поэтому печатные издания, без сомнения, востребованные в социальной среде, в настоящее время не могут удовлетворить потребностей всех пользователей библиотек. Подростковая и молодёжная аудитория, практика чтения которой формируются в гипертекстовой, интерактивной среде, в процессе восприятия креолизованных текстов чаще ориентирована на мультимедийный продукт, следовательно, использование этого формата в коммуникации с молодым читателем может быть одним из условий его привлечения в библиотеки.

В этом смысле разработка библиотекой мультимедийных издательских проектов, в том числе на базе уже существующих традиционных или оцифрованных текстов различного характера (научно-популярных, рекламных, библиографических, справочных, текстов-сценариев сказочного, приключенческого, литературно-художественного и обучающего типа и т. д.) - это реализация библиопси-хологических ценностей, рубакинского «чи-тателецентризма», согласно которому задача библиотеки состоит в том, чтобы, учитывая специфику социокультурного пространства, не отгонять, а привлекать читателя, «показать ему ту лестницу, по которой он может идти вперед и вверх» [1, с. 95].

Вместе с тем результаты анализа издательской продукции, публикуемой сегодня библиотеками, показывают, что мультимедийные издания библиотечными издательскими центрами разрабатываются крайне редко. Главная причина этого противоречия видится в недостаточной степени владения сотрудниками библиотек компетенциями, сопряжёнными с 1Т-технологиями, 'еЬ-дизайном и т. д. Несомненно, приобретение таких компетенций -одна из задач современного библиотечного специалиста. В профессиональном стандарте, вступившем в силу с 1 марта 2023 года, подчёркнута необходимость развития профессиональных компетенций библиотечных кадров в условиях модернизации отрасли и цифровых преобразований всей системы библиотечно-информационного обслуживания, повышения эффективности работы библиотек как многофункциональных информационных и культурно-образовательных комплексов [11]. Но следует учесть и то, что для разработки мультимедийного издательского проекта сотруднику библиотеки далеко не всегда нужно быть высоким профессионалом в 1Т-сфере, достаточно иметь навык грамотной разработки технического задания, детального плана создания мультимедийного издания, определяющего действия других специалистов.

Вопросы разработки концепции электронного, в том числе и мультимедийного,

издания, подготовки технического задания были рассмотрены на занятиях по дисциплине «Электронные издания в библиотеке», разработанных и проведённых автором статьи для библиотечных специалистов, участников Федерального проекта «Творческие люди». Цель этих занятий - сформировать у библиотечной аудитории представление о принципах создания мультимедийного издательского проекта, методах его разработки, правилах составления его сценария; развивать у слушателей навыки, связанные с издательской деятельностью в современной социальной среде. Дисциплина носит практикоориен-тированный характер, в качестве зачётного мероприятия слушателям предлагается самим разработать концепцию мультимедийного издания, составить техническое задание для его производства.

В процессе учебной работы было важно, чтобы участники усвоили положения, образующие теоретическую базу мультимедийного издательского проекта. К ним относятся следующие:

1) мультимедийное издание - это вид электронного издания, содержательную основу которого составляет мультимедийный текст;

2) понятие «мультимедийный текст» следует трактовать как «синкретичное единство вербальных и невербальных элементов, объединяющее речевые структуры, видеоряд, статичные и динамичные изображения, звуковые и цветовые эффекты» [10, с. 194]; при этом все компоненты такого текста тесно взаимосвязаны и образуют неразрывное единство, сочетаясь друг с другом «на основе самых разных принципов: дополнения, усиления, иллюстрации, выделения, противопоставления и т. д.» [6, с. 39];

3) отличительными характеристиками мультимедийного издания являются гипертекстовость и интерактивность;

4) особенности конкретного мультимедийного издания, так же, как и тра-

диционного, зависят от его целевого назначения и читательского адреса;

5) специфика технологических процессов подготовки мультимедийного издания, реализация его функциональности определяются принципом эргономич-ности, распространяемым на все элементы издания;

6) реализация принципа эргономично-сти позволяет: а) сохранить в мультимедийном издании культуру книги; б) реализовать в нём преимущества компьютерной коммуникации; в) достигнуть оптимальных параметров издания, определяющих его взаимодействие с пользователем.

Поскольку последние положения касаются принципа эргономичности как концептуальной основы мультимедийных изданий, важнейшей задачей стало освоение участниками проекта содержания этого принципа, разработанного автором статьи на основе положений, выдвинутых в трудах Ю. Н. Столярова, Я. Л. Шрайберга, А. И. Земского, Н. И. Колко-вой, И. Л. Скипор [13; 7; 8]. Это содержание представлено требованиями, которые необходимо соблюдать в процессе разработки любого электронного издания, в том числе и мультимедийного:

1) требованием целесообразности, распространяемым:

• на техническую и технологическую доступность мультимедийного издания;

• выбор знаковых систем;

• выбор формата, в котором будет представлено содержание издания;

• уровень его гипертекстовости и интерактивности;

• особенности его структуры и инфраструктуры (аппарата издания);

• адаптируемость к персональным характеристикам пользователя;

2) требованием рациональности, предполагающим:

• оптимальное сочетание поисковых, загрузочных, навигационных характеристик издания;

• выбор программного обеспечения, соответствующего концепции издания, его надёжность, доступность, непротиворечивость в работе с другими программными средствами, совместимость с устройством/устройствами, на которых предположительно будет воспроизводиться информация;

• выбор оптимальных параметров отображения содержания издания (кегля шрифта, его гарнитуры, интерлиньяжа, объёма электронной страницы и т. д.);

3) требованием аттрактивности, обеспечивающим:

• качество дизайна, выбор оптимальных цветовых сочетаний в мультимедийном издании;

• контрастность изображения;

• качество представления в нём графического материала, звуковой, видео-и другой информации [5, с. 8].

Анализ этих требований был призван сформировать у слушателей представление о специфике разработки мультимедийного издания, об оптимальных способах организации всех его элементов в единое книжное пространство, а также дать представление о том, как создать удобочитаемый, привлекательный для пользователя электронный издательский продукт, соответствующий государственным стандартам. На базе содержания принципа эргономичности участники проекта рассматривали понятие «концепция издания», приобретали практические навыки, необходимые для её создания.

Под термином «концепция издания» принято понимать генеральный замысел, идею, в соответствии с которой создаётся любой издательский проект. Однако реализация этого замысла требует поэтапной детализации. Такая этапность обычно представлена в виде своеобразной модели, плана, содержащего описание конкретных действий разработчика и/или специалиста, проектирующего техническое задание. Главной задачей учебных занятий, проводимых со слушателями, стало овладение ими алгоритмом создания такого плана.

I. Первый и важнейший этап разработки мультимедийного издания - определение его целевого назначения и читательского адреса. Для слушателей большое значение имела возможность проанализировать конкретные примеры таких формулировок, поэтому на занятиях приводились фрагменты подготовленных нами ранее технических заданий. Например, целевое назначение мультимедийного издания «Счастливый английский.ги: вместе учимся читать» сформулировано следующим образом: мультимедийное учебное издание по английскому языку, дополняющее основной учебник и рабочую тетрадь «Счастливый английский.ру: вместе учимся читать» авторов К. И. Кауфман, М. Ю. Кауфман для второго класса средней школы, выступающее в качестве самостоятельного приложения для работы на электронном носителе (телефоне, компьютере, планшете). Его читательский адресат - дети 7-9 лет, обучающиеся в начальной школе, изучающие английский язык по учебной программе или самостоятельно первый год [4, с. 383].

II. Следующий этап - формулировка конкретных целей и задач разрабатываемого проекта. Это точно задаваемые ориентиры, обеспечивающие реализацию концепции издания, поэтому к ним предъявляются требования полноты и конкретности. Например, цель мультимедийного издания «Счастливый английский.ги: вместе учимся читать» определена следующим образом: способствовать развитию у младших школьников мотивации к изучению английского языка, стимулировать их творческую активность. Эта цель конкретизируется в формулировках воспитательных, развивающих и обучающих задач: 1) используя 1Т-технологии, формировать у младших школьников систему познавательных интересов и навыки самостоятельной работы; 2) создать интерактивную среду для развития их творческих способностей, логического и ассоциативного мышления; 3) содействовать эффективному усвоению фонетики английского языка, навыков, связанных с произношением звуков английского языка; 4) формировать у младших школьников базовый словарный

запас английского языка; 5) развивать умение сочетать операции чтения и говорения [4].

III. Далее, исходя из цели и конкретных задач, следует определить классификационные характеристики издания с учётом следующих свойств:

1) наличия у мультимедийного издательского продукта печатного эквивалента. С этой позиции оно может быть охарактеризовано как дериватное, имеющее печатный аналог, или самостоятельное, не имеющее печатного аналога;

2) знаковой природы основной информации. Поскольку эта характеристика была задана тематикой занятий, речь шла только о мультимедийном издании, но в статье следует отметить, что электронные издания по данному признаку могут классифицироваться на текстовые, изобразительные, аудиоиздания, мультимедийные издания;

3) технологии распространения издания (здесь можно выделить локальное, сетевое и комбинированное издания; последние распространяются как на локальных носителях, так и в сети);

4) уровня гипертекстовости: объёмное (гипертекстовое) или линейное издание;

5) характера взаимодействия с пользователем; по этому признаку следует выделить детерминированное и интерактивное издания.

Определение этих характеристик обязательно, поскольку даёт возможность IT-специ-алистам выбрать программные и технические инструменты реализации концепции издания. Например, издание «Счастливый английский. ru: вместе учимся читать» соответствует следующим классификационным характеристикам: это мультимедийное самостоятельное, объёмное, интерактивное издание комбинированного распространения. Поэтому для его производства были выбраны такие программные средства, как программа Adobe InDesign, позволяющая верстать и редактировать материал, а также экспортировать его в PDF-файл

с интерактивной версией; программа Adobe Acrobat XI Pro, на базе которой была возможность добавлять интерактивный материал, видео- и аудиозаписи; программа для создания и обработки векторных изображений Adobe Illustrator; программа для создания и обработки растровых изображений Adobe Photoshop и т. д. [4].

IV. Разработка сценария мультимедийного издания. Под сценарием принято понимать детальный план взаимодействия пользователя с электронным изданием, который содержит описание всех его компонентов, их взаимосвязь на содержательном, логическом, временном уровнях [15]. При его разработке необходимо прописать все системные элементы, составляющие структуру издания, к которым относятся:

1) состав его элементов и их взаимосвязь;

2) формат представления информации (какие знаковые системы будут использованы в издании и с какой целью);

3) описание специфики организации элементов вспомогательного аппарата (инфраструктуры издания);

4) состав выходных сведений и их расположение;

5) описание интерфейса издания - способа коммуникации с пользователем, особенностей представления текстового, иллюстративного, видео-, аудио-материала в издании, его дизайна;

6) технические характеристики издания [4].

Проанализируем каждый элемент отдельно.

Характеристика структуры издания

включает указание количества файлов, из которых состоят основная часть (авторское произведение) и аппарат издания, а также -описание их взаимосвязи. Например, анализируемое нами издание «Счастливый англий-ский.ру: вместе учимся читать» состоит из 36 файлов, которые взаимосвязаны с помощью локальных двунаправленных ссылок «вперёд», «назад», «к содержанию» и других. С их помощью организуется навигация по электронному учебному изданию, осуществляемая на уровне его внешней и внутренней

оболочек. Внимание слушателей обращалось на то, что в техническом задании необходимо детально прописать взаимосвязь всех файлов, составляющих издание, и предлагались примеры для анализа.

В этом разделе необходимо прописать формат представления файлов: текст, статичное изображение-иллюстрация, динамичное изображение (видео), аудиофайл. Например, заставка учебного издания «Счастливый ан-глийский.ру: вместе учимся читать» представлена статичным изображением; основной и дополнительный титульные экраны, инструкция по использованию издания и некоторые другие файлы, текстовые; раздел «От автора - сочетание текста и динамичных изображений (2 видео); все файлы, в которых происходит знакомство с буквами английского алфавита, представлены статичными изображениями (26), текстом (26), динамичными видеоизображениями (26), аудиозаписями (26) и т. д. Следует прописать количество файлов каждого вида, указать временную продолжительность видео- и аудиофайлов.

Специфика организации вспомогательного аппарата зависит от того, какие именно элементы предполагается использовать в качестве инфраструктуры издания. Их выбор осуществляется в соответствии с требованиями рациональности и целесообразности, включёнными в принцип эргономичности, а также - с читательским адресом и целевым назначением издания.

К элементам инфраструктуры издания принято относить выходные сведения, справочно-поисковые элементы (оглавление, содержание, колонцифры, колонтитул, вспомогательные указатели), элементы, дополняющие и поясняющие основной текст (эпиграф, посвящение, предисловие, вступительная статья (вводная, справочная, словарная), послесловие, резюме, примечания, комментарии, библиографические списки, ссылки, сноски, списки сокращений, приложения). Например, в мультимедийном издании «Счастливый английский.ги: вместе учимся читать» вспомогательный аппарат

представлен заставкой издания, двумя титульными экранами (основным и дополнительным), вступлением, разделом «Словарик», заключением, переменным колонтитулом, колонцифрой.

Далее следует подробно прописать, как будет осуществляться взаимосвязь элементов инфраструктуры издания с основной частью и с другими компонентами вспомогательного аппарата. Например: содержание издания связано с каждой частью (разделом, главой) авторского произведения с помощью двухсторонних локальных ссылок, которые активизируются нажатием кнопки мыши или прикосновением, если издание выполнено как приложение и его планируется просматривать на экране телефона и т. п.

Непременным атрибутом издания, входящим в его инфраструктуру, являются выходные и выпускные сведения. Их состав определяется государственным стандартом ГОСТ Р 7.0.4. - 2020 «Издания. Выходные сведения. Общие требования и правила оформления». Расположение элементов аппарата издания зависит от вида его распространения. Например, выходные сведения локального издания (распространяемого на CD, DVD, флеш-кар-те), кроме размещения на титульных экранах, указываются и на этикетке носителя. В сетевом издании они могут располагаться внизу первой страницы или на всех электронных страницах издания.

Характеристика интерфейса мультимедийного издания - важнейшая часть его сценария и технического задания, призванная определить способ коммуникации издания с пользователями. Понятие «интерфейс» (англ. Interface) трактуется как «совокупность средств и правил, обеспечивающих взаимодействие устройств вычислительной системы и программ, а также взаимодействие их с человеком» [12]. Таким образом, особенности интерфейса имеют отношение к следующим элементам:

1) Цветовое оформление электронного издания. Большое значение в этом контексте имеет фон электронной страницы,

при выборе которого следует соблюдать требование контрастности с цветовым решением шрифта, гармоничность выбранной цветовой гаммы, её соответствие семантике содержания издания.

2) Размер (кегль) и начертание шрифта. Учитывая, что в экранном тексте распознаваемость различных кеглей и гарнитур шрифта неодинакова [14], [15], их выбор должен осуществляться в зависимости от читательского адреса и степени удобочитаемости шрифта в электронной среде. Следует помнить, что в компьютерной среде, в изданиях, адресованных взрослой аудитории, для основного текста следует выбирать шрифт кеглем менее 12 пунктов; библиографические ссылки, комментарии и т. д. могут быть переданы кеглем не менее 10 пунктов; в изданиях для детей текст может быть передан кеглем не менее 14 пунктов. Также установлено, что использование готических шрифтов, которые не теряют своих очертаний, в электронной среде более целесообразно [2].

3) Интерлиньяж, удобный для чтения текста. Эта характеристика рассчитывается, как и в печатном издании, на основании кегля шрифта и равна % его размера. При разработке интерфейса следует учесть и то, что современные гаджеты позволяют читателю увеличивать интерлиньяж, настраивать его «под себя».

4) Расположение/развёрстка текста на электронной странице. При форматировании электронного текста необходимо учитывать, что невыклю-ченный текст, расположенный по всей ширине страницы, является оптимальным, поскольку одинаковые по длине строки зрительно воспринимаются легче, не отвлекают внимания читателя от содержания. Напротив, выключенный текст воспринимается медленнее и неудобен для чтения, но может быть

применён как элемент оформления для набора некоторых частей текста. Например, название главы обычно форматируется с выключкой посередине, эпиграф к авторскому произведению набирается с выключкой вправо и т. д. [4, с. 337];

5) Длина электронной страницы, оптимальный размер которой «укладывается» в 2-3 клика компьютерной мыши. Необходимо избегать расположения большого по объёму текста на одной электронной странице, в противном случае у читателя возникает ощущение его «бесконечности», в результате чего восприятие содержания становится поверхностным, а интерес к нему пропадает [4, с. 339].

6) Особенности акцентировки частей текста (подчёркивание, выделение с помощью изменения кегля и начертания шрифта, выделение цветом и т. д.).

Все перечисленные компоненты имеют решающее значение для формирования интерфейса, поскольку связаны с психофизиологическими особенностями пользователей, проявляемыми в процессе чтения и осмысления электронного текста, поэтому их характеристики в техническом задании необходимо прописать детально.

Анализ этапов разработки концепции и моделирования мультимедийного издания завершался следующими выводами, к которым слушатели пришли в результате индивидуальной и групповой работы: а) формирование сце-

нария мультимедийного издания требует в каждом конкретном случае опоры на принцип эргономичности, на выявление оптимальных путей трансляции теории и практики книжной культуры в электронную среду; б) при создании концепции издания следует принимать во внимание новейшие разработки в области информационных технологий; в) мультимедийный издательский продукт высокого качества может быть произведён в содружестве библиотеки со специалистами различных направлений - педагогами, web-дизайнерами, IT-специалистами и т. д.

Отзывы, оставленные участниками проекта по окончании курса, убедили нас в том, что библиотечные специалисты нуждаются в развитии компетенций в сфере как традиционной, так и электронной издательской деятельности и проявляют большой интерес к работе над созданием мультимедийных изданий. Кроме того, участие в разработке издательских продуктов, особенно инновационного плана, существенно расширяет творческое пространство самих библиотекарей, даёт им возможность освоить умения и навыки издательской деятельности, найти и использовать новые формы коммуникации с читателем.

Это свидетельствует о необходимости включать учебно-методический материал по созданию востребованного читателем издательского продукта в программы курсов повышения квалификации библиотекарей, специалистов библиотечных издательских центров, тем самым осуществляя развитие их профессиональных компетенций.

Список литературы

1. Бородина В. А. Современная библиопсихология в контексте наследия Н. А. Рубакина // Сфера культуры. 2022. № 2. С. 91-100.

2. Васюта С. П. Влияние скорости чтения шрифта на удобство восприятия текста в электронных изданиях // Науковедение: интернет-журнал. 2013. № 3. URL: http://naukovedenie.ru.

3. Гешев М. Я. Разработка методики определения удобочитаемости текстов и исследование влияния отдельных факторов на технологию набора и параметры шрифта: дис. ... канд. тех. наук. Москва, МПИ, 1973. 187 с.

4. Динер Е. В. Теоретико-методологические подходы к обоснованию электронной книги как книговедческой категории: дисс. ... доктора педагогических. наук. Москва, 2016. 451 с.

5. Динер Е. В. Применение принципа эргономичности в системе электронной книги: методические рекомендации. Киров: РАДУГА-ПРЕСС, 2017. 44 с.

6. Добросклонская Т. Г. Медиалингвистика: системный подход к изучению языка СМИ: современная английская медиаречь. Москва: Флинта; Наука, 2008. 263 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Земсков А. И. Электронная информация и электронные ресурсы: публикации и документы, фонды и библиотеки. Москва: Фаир, 2007. 528 с.

8. Колкова Н. И. Технология создания электронных информационных ресурсов: учебное пособие / Н. И. Колкова, И. Л. Скипор. Москва: Литера, 2013. 360 с.

9. Лопатина Н. В. Библиотека в культуре информационного общества // Обсерватория культуры. 2015. № 5. С. 27-31.

10. Пильгун М. А. Мультимедийный текст: особенности функционирования и перспективы развития // Ученые записки Казанского университета. 2015. Т. 155. Кн. 5. С. 192-204.

11. Профессиональный стандарт. Специалист по библиотечной деятельности; утверждён приказом Министерства труда и социальной защиты 14.09.2022 // Классинформ.ру: справочник кодов общероссийских классификаторов. [Электронный ресурс]. URL: https://classinform.ru/ profstandarty/04.016-spetcialist-po-biWiotechno-informatcionnoi-deiatelnosti.html?ysclid=ljy-9j 7mqa5464916602

12. Словарь бизнес-терминов [Электронный ресурс]. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/business

13. Столяров Ю. Н. Документология. Орёл: Горизонт, 2013. 370 с.

14. Стратегия развития библиотечного дела в Российской Федерации на период до 2030 года; утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.03.2021 [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/ document/573910950?ysclid=ljy9cwvr7j135407487

15. Теоретические основы создания образовательных электронных изданий: коллективная монография / М. И. Беляев, В. М. Вымятнин, Г. С. Григорьев и др. Томск: Изд-во Томского университета, 2002. [Электронный ресурс]. URL: http://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/vtls:000168493.

16. Sanford, A. J. The Mind of Man: Models of Human Understanding. The Harvester Press, 1987. 141 p.

*

Поступила в редакцию 12.07.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.