Научная статья на тему 'МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ПРОДУКТЫ В БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОМ ОБСЛУЖИВАНИИ: ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ'

МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ПРОДУКТЫ В БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОМ ОБСЛУЖИВАНИИ: ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1268
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ПРОДУКТЫ / БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ / ДОКУМЕНТОПОТОК / САЙТЫ БИБЛИОТЕК

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Савкина С.В.

Обслуживание пользователей посредством мультимедиа - актуальное направление библиотечной практики. Современные формы взаимодействия с пользователем обладают широким спектром функциональных возможностей, привлекают читателей, формируют имидж информационного учреждения и обеспечивают комфортные условия обслуживания. Анализ опыта работы библиотек с мультимедийными продуктами позволяет выявить основные тенденции их использования в библиотечной практике, изучить ассортимент существующих мультимедийных продуктов, их особенности, достоинства и типичные ошибки их реализации и применения. Цель работы - сравнить отечественный и зарубежный опыт создания и использования мультимедийных продуктов в обслуживании пользователей библиотек. В ходе исследования были применены следующие методы: анализ документопотока на основе изучения зарубежных профессиональных периодических изданий, анализ сайтов зарубежных национальных библиотек, сравнительный анализ зарубежного и отечественного опыта в представлении мультимедийных продуктов на библиотечных сайтах. Зарубежный опыт рассмотрен на основе представленных в зарубежных профессиональных периодических изданиях публикаций и анализа мультимедийного продукта сайтов зарубежных национальных библиотек. Мультимедийная продукция отечественных библиотек рассмотрена на основе анализа ассортимента, представленного на сайтах библиотек различного уровня и ведомственной принадлежности. Дано описание особенностей реализации мультимедийных продуктов и их видового ассортимента. Представлены анализ публикационной активности и тематическое распределение публикаций, выявлены зарубежные журналы с наибольшим числом статей по теме исследования. Установлено, что вопросы создания и использования мультимедийных продуктов актуальны не только для отечественной, но и для зарубежной библиотечной практики. Отмечается интерес зарубежных авторов к предоставлению дистанционных услуг. Создание и использование мультимедийных продуктов в публикациях рассмотрено преимущественно на примере описания опыта национальных библиотек и библиотек учебных заведений. В работе подробно проанализирован ассортимент и особенности реализации мультимедийных продуктов на сайтах зарубежных библиотек в сравнении с отечественной библиотечной практикой. Выявлены популярные у зарубежных библиотек виды мультимедийных продуктов и их отличия от аналогичных отечественных. Рассмотрены формы представления информации и дополнительные возможности, реализуемые в мультимедийных продуктах. Можно отметить, что на сайтах зарубежных библиотек не выявлено уникальной мультимедийной продукции, не характерной для отечественной библиотечной практики, в то же время отмечается ряд особенностей в представлении информации и видовом ассортименте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Савкина С.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MULTIMEDIA PRODUCTS IN LIBRARY AND INFORMATION SERVICE: DOMESTIC AND FOREIGN EXPERIENCE

User service by means of multimedia is an actual direction of library practice. Modern forms of interaction with the user have wide functionality, attract readers, form the image of an information institution and provide comfortable service conditions. The analysis of the experience of libraries in the creation and use of multimedia products allows the identification of main trends in the use of multimedia in library practice, studying the range of existing multimedia products, their features, advantages and typical errors. The purpose of the work is to study the foreign experience of creating and using multimedia products in servicing library users. In the course of the research, the following methods were used: analysis of the document flow based on the study of foreign professional periodicals, analysis of the websites of foreign national libraries, comparative analysis of foreign and domestic experience in presenting multimedia products on library websites. Foreign experience is considered on the basis of publications presented in foreign professional periodicals and analysis of multimedia sites of foreign national libraries. Multimedia products of domestic libraries are considered based on the analysis of the assortment presented on the websites of libraries of various levels and departmental affiliation. The description of the features of the implementation of multimedia products and their specific assortment is given. The analysis of publication activity on the problem under consideration and the thematic distribution of publications are presented, foreign journals with the largest number of articles on the research topic are identified. It is established that the issues of creating and using multimedia products are relevant not only for domestic, but also for foreign library practice. The interest of foreign authors in providing services in a remote format is noted. The creation and use of multimedia products in publications is mainly presented by the example of describing the experience of national libraries and libraries of educational institutions. The paper analyzes in detail the range and features of the implementation of multimedia products on the websites of foreign libraries in comparison with domestic library practice. The common types of multimedia products presented by foreign libraries and their difference from similar domestic ones are revealed. The forms of information presentation and additional features implemented in multimedia products are considered. It can be noted that the websites of foreign libraries do not reveal unique multimedia products that are not typical for domestic library practice, at the same time, a number of features in the presentation of information and the species assortment are noted.

Текст научной работы на тему «МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ПРОДУКТЫ В БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОМ ОБСЛУЖИВАНИИ: ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ»

МИР БИБЛИОТЕК

Научная статья

УДК [024+025.5]:004

https://doi.org/10.20913/1815-3186-2022-2-56-65

Мультимедийные продукты в библиотечно-информационном обслуживании: отечественный и зарубежный опыт

С. В. Савкина

Савкина

Светлана

Владимировна,

Кемеровский государственный институт культуры, ул. Ворошилова, 17, Кемерово,650056, Россия,

кандидат педагогических наук, доцент

ORCID: 0000-0002-3765-4716 e-mail: light_foton@mail.ru

ос О

ос с

ОС

m

56

Статья поступила в редакцию 18.07.2021 Получена после доработки 20.11.2021 Принята для публикации 10.01.2022

© С. В. Савкина, 2022

Аннотация. Обслуживание пользователей посредством мультимедиа -актуальное направление библиотечной практики. Современные формы взаимодействия с пользователем обладают широким спектром функциональных возможностей, привлекают читателей, формируют имидж информационного учреждения и обеспечивают комфортные условия обслуживания. Анализ опыта работы библиотек с мультимедийными продуктами позволяет выявить основные тенденции их использования в библиотечной практике, изучить ассортимент существующих мультимедийных продуктов, их особенности, достоинства и типичные ошибки их реализации и применения. Цель работы - сравнить отечественный и зарубежный опыт создания и использования мультимедийных продуктов в обслуживании пользователей библиотек. В ходе исследования были применены следующие методы: анализ документопотока на основе изучения зарубежных профессиональных периодических изданий, анализ сайтов зарубежных национальных библиотек, сравнительный анализ зарубежного и отечественного опыта в представлении мультимедийных продуктов на библиотечных сайтах. Зарубежный опыт рассмотрен на основе представленных в зарубежных профессиональных периодических изданиях публикаций и анализа мультимедийного продукта сайтов зарубежных национальных библиотек. Мультимедийная продукция отечественных библиотек рассмотрена на основе анализа ассортимента, представленного на сайтах библиотек различного уровня и ведомственной принадлежности. Дано описание особенностей реализации мультимедийных продуктов и их видового ассортимента. Представлены анализ публикационной активности и тематическое распределение публикаций, выявлены зарубежные журналы с наибольшим числом статей по теме исследования. Установлено, что вопросы создания и использования мультимедийных продуктов актуальны не только для отечественной, но и для зарубежной библиотечной практики. Отмечается интерес зарубежных авторов к предоставлению дистанционных услуг. Создание и использование мультимедийных продуктов в публикациях рассмотрено преимущественно на примере описания опыта национальных библиотек и библиотек учебных заведений. В работе подробно проанализирован ассортимент и особенности реализации мультимедийных продуктов на сайтах зарубежных библиотек в сравнении с отечественной библиотечной практикой. Выявлены популярные у зарубежных библиотек виды мультимедийных продуктов и их отличия от аналогичных отечественных. Рассмотрены формы представления информации и дополнительные возможности, реализуемые в мультимедийных продуктах. Можно отметить, что на сайтах зарубежных библиотек не выявлено уникальной мультимедийной продукции, не характерной для отечественной библиотечной практики, в то же время отмечается ряд особенностей в представлении информации и видовом ассортименте. Ключевые слова: мультимедийные продукты, библиотечно-информационное обслуживание, документопоток, сайты библиотек Для цитирования: Савкина С. В. Мультимедийные продукты в библиотечно-информационном обслуживании: отечественный и зарубежный опыт // Библиосфера. 2022. № 2. С. 56-65. https://doi. 0^/10.20913/1815-3186-2022-2-56-65.

Multimedia Products in Library and Information Service: Domestic and Foreign Experience

Svetlana V. Savkina

Savkina Svetlana Vladimirovna,

Kemerovo State Institute of Culture, Voroshilova str., 17, Kemerovo, 650056, Russia,

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor ORCID: 0000-0002-3765-4716 e-mail: light_foton@mail.ru

Received 18.07.2021 Revised 20.11.2021 Accepted 10.01.2022

Abstract. User service by means of multimedia is an actual direction of library practice. Modern forms of interaction with the user have wide functionality, attract readers, form the image of an information institution and provide comfortable service conditions. The analysis of the experience of libraries in the creation and use of multimedia products allows the identification of main trends in the use of multimedia in library practice, studying the range of existing multimedia products, their features, advantages and typical errors. The purpose of the work is to study the foreign experience of creating and using multimedia products in servicing library users. In the course of the research, the following methods were used: analysis of the document flow based on the study of foreign professional periodicals, analysis of the websites of foreign national libraries, comparative analysis of foreign and domestic experience in presenting multimedia products on library websites. Foreign experience is considered on the basis of publications presented in foreign professional periodicals and analysis of multimedia sites of foreign national libraries. Multimedia products of domestic libraries are considered based on the analysis of the assortment presented on the websites of libraries of various levels and departmental affiliation. The description of the features of the implementation of multimedia products and their specific assortment is given. The analysis of publication activity on the problem under consideration and the thematic distribution of publications are presented, foreign journals with the largest number of articles on the research topic are identified. It is established that the issues of creating and using multimedia products are relevant not only for domestic, but also for foreign library practice. The interest of foreign authors in providing services in a remote format is noted. The creation and use of multimedia products in publications is mainly presented by the example of describing the experience of national libraries and libraries of educational institutions. The paper analyzes in detail the range and features of the implementation of multimedia products on the websites of foreign libraries in comparison with domestic library practice. The common types of multimedia products presented by foreign libraries and their difference from similar domestic ones are revealed. The forms of information presentation and additional features implemented in multimedia products are considered. It can be noted that the websites of foreign libraries do not reveal unique multimedia products that are not typical for domestic library practice, at the same time, a number of features in the presentation of information and the species assortment are noted.

Keywords: multimedia products, library and information services, document flow, library sites

Citation: Savkina S. V. Multimedia Products in Library and Information Service: Domestic and Foreign Experience. Bibliosphere. 2022. № 2. P. 56-65. https://doi. org/10.20913/1815-3186-2022-2-56-65.

Введение

Технология мультимедиа применяется во всех сферах деятельности, это обусловливает широкий ассортимент мультимедийных продуктов, разнообразных по целевому назначению и видовой принадлежности. Под мультимедиа мы понимаем комбинацию текстовой, графической, анимированной, аудио-, видео-и иной информации (например, современные технологии позволяют синтезировать запахи),

реализованной с применением специальных программных и технических средств (Справочник..., 2021).

Предоставление пользователю информации - одна из важнейших задач библиотечной работы, не теряющая свою актуальность на протяжении многих лет. Для современного пользователя интерес представляют электронные формы взаимодействия с информацией. Мультимедийная продукция в визуально привлекательном виде доносит большой объем

GC О

>-

GC <

GC

m

информации, а гипертекстовые возможности и интерактивные элементы, характерные для мультимедийного продукта, обеспечивают ее комфортное восприятие.

Широкий спектр возможностей, открывающихся благодаря использованию технологий мультимедиа в библиотечном обслуживании, обусловливает многообразие ассортимента мультимедийных продуктов, характерных как для библиотечной практики, так и для других сфер (образование, музейное дело, игровая индустрия и т. д.). В ходе исследования нами был изучен зарубежный и отечественный опыт разработки и использования мультимедийных продуктов в библиотечном обслуживании.

Обзор зарубежных периодических изданий, отражающих опыт использования мультимедиа в библиотечном обслуживании

Нами проведен анализ зарубежной профессиональной печати 2008-2021 гг. Именно с 2008 г. (как показал документопоток начиная с 1995 г.) исследователи стали уделять внимание этой теме. Источниками выступили профессиональные периодические издания, представленные в следующих библиографических и полнотекстовых ресурсах: базе данных «Библиотечное дело и библиография» Росинформкультуры Российской государственной библиотеки1 и печатной версии указателя 2, реферативном журнале «Информатика»3. Мы обратились также к полнотекстовым архивам и оглавлениям зарубежных журналов с рубрикой «Library and information sciences», выявленных на основе информации, представленной в eLIBRARY.ru4, SCImago Journal & Country Rank5, Elsevier 6, к онлайн-ресурсам, рекомендуемым на сайте Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы им. М. И. Рудомино7, а также к источникам, выявленным при обращении к электронным каталогам библиотек и другим

1 Библиотечное дело и библиография : база данных / Рос-информкультура, Рос. гос. б-ка. URL: http://infoculture.rsl.ru/ RSKD/asp/XDB/user_ifc.htm?BB@(i (дата обращения: 07.07.2021).

2 Библиотечное дело и библиография : аннот. библиогр. указ. / Науч.-исслед. центр Информкультура, Рос. гос. б-ка. Москва, 2008-2010.

3 Информатика : реф. журн. / ВИНИТИ РАН. Москва, 2008-2021.

4 Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. URL: https://www.elibrary.ru/ (дата обращения: 07.07.2020).

5 SCImago Journal & Country Rank. URL: ittps://www.scima-gojr.com/ (accessed 07.07.2021).

6 Elsevier. URL: https://www.elsevier.com/ (accessed 07.07.2021).

7 Всероссийская государственная библиотека иностранной

литературы им. М. И. Рудомино. URL: https://libfl.ru/ (дата обращения: 07.07.2021).

полнотекстовым электронным ресурсам8' 9 1и' . Мы отобрали публикации, которые отражают вопросы обслуживания пользователей в условиях цифровизации, создания и использования мультимедийных продуктов в практике библиотечной работы. На основе указанных ресурсов за рассматриваемый период нами выявлено 1316 зарубежных публикаций в периодических изданиях.

Анализ названий и аннотаций статей показал, что по теме исследования и смежным темам можно выделить 66 названий журналов. Количество публикаций на одно издание составляет 19,9%. Самый высокий процент публикаций профессиональной тематики представлен в журналах Journal of academic Hbrarianship - 117 статей, Information and Learning Science / New Library World - 82 статьи, Electronic library - 70 статей, Journal of librarianship and information science -64 статьи,

IFLA journal - 55 статей. Объектом изучения стали публикации, раскрывающие вопросы создания и использования конкретных форм электронных мультимедийных продуктов. Другие аспекты темы нашли отражение в ряде статей (Савкина, 2020а, б, с; Лаврик, Плешакова, 2016).

Хронологическое распределение докумен-топотока, отражающего опыт использования мультимедиа в библиотечном обслуживании, наглядно представлено на рисунке 1.

Активность публикаций в зарубежных изданиях по рассматриваемым вопросам за последние 13 лет неравномерна: мы видим два пика в 2009 и 2016 гг., после каждого из которых наступает спад. Можно предположить, что это связано с недостаточной полнотой отражения публикаций в анализируемых библиографических ресурсах, а также с возможным возрастанием интереса к конкретным аспектам темы в ходе появления новых технологических решений в библиотечной практике и его дальнейшим угасанием по мере их повсеместного развития. Так, анализ тематики публикаций, вышедших в пик публикационной активности, показал рост интереса к автоматизации библиотечных процессов, расширении возможностей применения информационных технологий в практике

8 Электронный каталог Российской государственной библиотеки / Рос. гос. б-ка. URL: https://www.rsl.ru/ru/4readers/cata-logues/ (дата обращения: 07.07.2021).

9 Электронный каталог Российской национальной библиотеки / Рос. нац. б-ка. URL: http://nlr.ru/poisk/ (дата обращения: 07.07.2021).

10 Университетская библиотека online (электронная библиотечная система) / Директ-Медиа. URL: https://biblioclub.ru (дата обращения: 07.07.2021).

11 Электронная библиотека диссертаций Российской государственной библиотеки / Рос. гос. б-ка. URL: http://diss.rsl. ru/?menu=about/31/&lang=ru (дата обращения: 07.07.2021).

Рис. 1. Динамика выхода в свет зарубежных публикаций Fig. 1. Dynamics of the output of foreign publications

работы библиотек (2009 г.) и разработке электронных продуктов и ресурсов (2016 г.).

Тематика публикаций в соответствии с хронологическим распределением показала, что созданию мультимедийных продуктов активно уделяется внимание с 2017 г. Анализ документопотока позволяет говорить о высокой популярности средств мультимедиа в библиотечной практике. Можно отметить рост интереса к теме дистанционных форм обслуживания, предоставления услуг в электронной форме, обслуживание удаленных пользователей, разработку и использование электронных информационных продуктов (Савкина, 2019). На выборку публикаций повлияли не только вопросы применения технологий мультимедиа в библиотечной практике, но и другие аспекты использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в деятельности библиотек.

Вопросам обслуживания пользователей в электронной среде (общие вопросы предоставления услуг в электронной среде, дистанционное обслуживание) посвящено 8 % выявленных публикаций. Использование ИКТ (в том числе средств мультимедиа) в стационарных формах обслуживания отражено в 5,5 % статей. Примерно такое же распределение публикаций по вопросам использования мобильных технологий, мобильных устройств и приложений в библиотечном обслуживании. Также большое внимание в зарубежной профессиональной печати уделяется общим вопросам внедрения и использования ИКТ в библиотеках, вопросам информатизации и цифровизации библиотек, внедрения и использования программного и технического обеспечения (7,4%). Электронным библиотекам, цифровым коллекциям и электронным архивам посвящено 4,6%, 2,7% и 1,6% выявленных публикаций соответственно. Небольшой процент публикаций посвящен обслуживанию отдельных категорий пользователей средствами мультимедиа (1 %), возможностям электронных

продуктов в продвижении чтения (0,5 %), VR и АИ-технологиям в библиотеке (0,2 %).

В анализируемом документопотоке в большинстве публикаций рассматривается опыт национальных зарубежных библиотек - 42,9% и библиотек учебных заведений - 28,6%. Рассмотрим видовое разнообразие и особенности мультимедийных продуктов, представленных на сайтах библиотечных учреждений.

Анализ ассортимента и особенностей реализации мультимедийных продуктов на сайтах зарубежных и отечественных библиотек

Обзор публикаций

Из общего массива выявленных зарубежных публикаций 2,4% (31 публикация) посвящены непосредственно вопросам создания и использования конкретных форм мультимедийных продуктов. Ассортимент электронных видов и форм, рассматриваемых в публикациях, представлен следующим образом:

• мультимедийные игры, викторины - 25,8 %;

• видеоролики, буктрейлеры - 19,4%;

• мультимедийный учебник - 9,7 %;

• мультимедийные выставки - 6,5 %;

• электронный (в том числе мультимедийный) библиографический указатель, библиографический обзор, библиографический список - 6,4%;

• мультимедийные презентации - 6,4 %;

• электронные (в том числе мультимедийные) энциклопедии и справочные издания - 3,2 %;

• электронный (в том числе мультимедийный) путеводитель - 3,2 %;

• 12,9% публикаций по данному аспекту не указывают форму конкретного продукта, а отражают опыт использования мультимедиа в целом.

ш I-О х с ш

X

ш

CL

Такие популярные в отечественной библиотечной практике мультимедийные формы, как виртуальные экскурсии, виртуальный музей, электронный календарь, интерактивный плакат, в зарубежных публикациях не освещаются. В то же время ряд публикаций описывает опыт создания интересных примеров разработки и использования мультимедийного контента. Так, например, в статье L. Westermann рассматриваются инструменты для создания выставок, содержащих 3D-графику, GIF-анимацию, аудио- и видеоматериалы, обладающие функцией масштабирования и другими возможностями, привлекающими пользователя (2019), а в статье, подготовленной Австрийской национальной библиотекой (2019), представлено описание цифровой коллекции, посвященной Людвигу ван Бетховену и содержащей оцифрованные старинные рукописи, гравюры, письма из фонда библиотеки, коллекцию музыкальных произведений, а также выход на дополнительные ресурсы в интернете, содержащие исторические публикации о творчестве композитора. В работах зарубежных исследователей описывается и опыт создания других мультимедийных продуктов, например галерей цифровых изображений, подборок документов и коллекций (De Sarkar, 2017; Krause et al., 2018; Miller, 2018; Wang, 2016).

Анализируя представленные аннотации и рефераты к публикациям, можно отметить, что из всех мультимедийных продуктов в большей степени уделяется внимание играм, которые могут быть использованы в библиотечной практике. Описываемые игры технически сложнее в реализации, чем литературные мультимедийные викторины, которые разрабатываются отечественными библиотеками, в то же время их тематика может быть не связана с литературными произведениями, информацией и библиотечной сферой - они ориентированы прежде всего на образование (DeVane et al., 2019; Foster et al., 2019). В то же время на анализируемых сайтах игр не представлено. Прежде всего это связано с тем, что приоритетной пользовательской аудиторией рассматриваемых библиотек являются взрослые, и, возможно, с тем, что в публикациях описывается опыт разработки игр, которые не являются чисто библиотечными продуктами, но могут быть использованы как форма прове-3 дения досуга. Например, на сайте Националь-§ ной библиотеки Эстонии (https://www.nlib.ee) 5 размещен видеоролик о клубе компьютерных ос игр при библиотеке. На сайтах отечественных ос библиотек для детей мультимедийные игры 5 и викторины являются одними из самых распространенных продуктов.

Мы сравнили ассортимент мультимедий-60 ных продуктов, представленных в публикациях,

с ассортиментом продуктов на библиотечных сайтах. Несмотря на то что в публикациях большое внимание уделяется мультимедийным играм (более 25 %), на анализируемых сайтах таких продуктов не выявлено. В то же время такой популярный на сайтах продукт, как электронная выставка (64%), отражается в публикациях значительно реже, чем другие формы продуктов (6,5 %). Можно предположить, что большая популярность выставок на сайтах говорит о достаточном опыте в их создании и использовании и публикации о них менее актуальны. Видеоролики, в том числе буктрейлеры, активно отражаются как в выявленных публикациях (19,4%), так и на анализируемых сайтах (26%). Возможно, это связано с широтой применения видеоролика, так через видеоролик может быть представлена рекламная, образовательная, досу-говая и иная информация. Остановимся подробнее на анализе ассортимента мультимедийной продукции на библиотечных сайтах.

Нами были проанализированы сайты 115 национальных зарубежных библиотек. Отбор производился на основе перечня библиотек, представленных на информационно-справочном портале Library.ru, исключая отраслевые и специальные национальные библиотеки. Выборка составляет 84,6% от общего числа всех представленных на портале зарубежных национальных библиотек. Отметим, что при анализе не рассматривались зарубежные библиотеки других типов и ведомственной принадлежности, что будет являться одним из аспектов в перспективе нашего исследования. Объектами анализа стали ассортимент мультимедийных продуктов, особенности реализации и размещения.

Ассортимент мультимедийных продуктов на библиотечных сайтах

Обратим внимание, что один и тот же вид продукта может быть представлен в разных формах, например, выставка может быть реализована как веб-страница, слайд-шоу, видеоролик, мультимедийная презентация, плакат и т. д. Также существуют комплексные мультимедийные продукты, сочетающие в себе признаки и возможности нескольких продуктов. В этом случае вид продукта указан по его преимущественному назначению.

Видовое разнообразие мультимедийных продуктов на сайтах зарубежных национальных библиотек распределено следующим образом. Не было представлено мультимедийной продукции (только текстовая информация, сопровождаемая иллюстрациями и гиперссылками на другие ресурсы, которые в свою очередь могут содержать мультимедиа) на трех из 115 анализируемых зарубежных сайтов:

Национальной библиотеки Венгрии (http://www. oszk.hu/), Национальной библиотеки Финляндии (https://www.nationallibrary.fi/fi), Национальной библиотеки Чехии (https://www.nkp.cz/). Большинство сайтов содержало несколько видов мультимедийных продуктов. Самыми распространенными мультимедийными продуктами на зарубежных сайтах являются выставки, видео и коллекции (рис. 2).

Анализ сайтов показал, что самым распространенным мультимедийным продуктом является выставка. Кроме того, на сайтах размещаются и сами полнотекстовые мультимедийные ресурсы, коллекции, есть возможность получить доступ к мультимедийным учебным ресурсам. Также зарубежные библиотеки активно размещают видеоролики. Преимущественно это тематические интервью, диалоги по актуальным социально значимым проблемам, познавательные обучающие видео.

Следующим этапом исследования стало сравнение видового ассортимента мультимедийных продуктов отечественных и зарубежных библиотек. Нами проанализировано 660 сайтов российских библиотек, в том числе 15 федеральных библиотек; 19 республиканских; 57 универсальных библиотек краев, областей и автономных округов, 455 муниципальных; 89 библиотек для детей и юношества; 25 библиотек для незрячих и слабовидящих.

Общее количество мультимедийных продуктов, выявленных на анализируемых отечественных и зарубежных сайтах, составляет более 10 000, видовое и количественное разнообразие уникально для каждого сайта. Детальный количественный анализ распределения ассортимента мультимедийных продуктов провести не представляется возможным, поскольку размещенные продукты могут обновляться, заменяться

на другие, а могут храниться в архиве сайта и быть недоступны пользователям. Значительный массив мультимедийных продуктов не дает возможности проанализировать каждый из них. Поэтому из большого количества продуктов на сайте методом случайной выборки были отобраны по три мультимедийных продукта каждого вида. Можно отметить, что в рамках одного сайта среди представленных продуктов одного вида зачастую нет существенных технических и визуальных отличий, следовательно такая выборка является репрезентативной.

Ассортимент мультимедийных продуктов на сайтах отечественных библиотек представлен на рисунке 3.

Как видно из рисунков 2 и 3, выставка и видеоролики являются самыми распространенными мультимедийными продуктами как отечественных, так и зарубежных библиотек. Следует отметить, что среди видеороликов отечественных библиотек буктрейлеры занимают около 5%, в то время как в зарубежной библиотечной практике они не распространены.

Формы представления мультимедийной информации

Самой распространенной и простой в плане исполнения формой представления мультимедийной информации является страница сайта, выполненная в Мт1-редакторе, с иллюстрациями, сопровождаемыми текстовым пояснением, гиперссылками, возможностью увеличения изображения, реализацией дополнительных сервисных функций (заказ документа, проставление ранжированной оценки, написание комментария). Такая форма характерна как для зарубежных, так и для отечественных ресурсов и продуктов. Отличием является прежде всего

Рис. 2. Ассортимент мультимедийных продуктов на сайтах зарубежных национальных библиотек Fig. 2. The assortment of multimedia products on the websites of foreign national libraries

^

ш i— О x с ш

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

X

ш

CL

Рис. 3. Ассортимент мультимедийных продуктов на сайтах отечественных библиотек Fig. 3. The assortment of multimedia products on the websites of domestic libraries

oc О

>-

ос с

ОС

m

указание видовой принадлежности. Не каждая отечественная библиотека точно указывает вид размещенного продукта, часто одно понятие подменяется другим, вид многих продуктов не указан вовсе, а для их обозначения использован термин «проект». Как правило, к «проектам», вне зависимости от их содержания и назначения, отечественные библиотеки относят либо комплексные мультимедийные продукты, которые сочетают в себе признаки и возможности нескольких продуктов, либо самостоятельные веб-сайты, обладающие высокой информационной ценностью и содержащие внутри разные виды продуктов. Такие продукты имеют сложную гипертекстовую многостраничную структуру, гиперссылки на внешние ресурсы, реализуют разные формы представления, например помимо текста и статичных изображений содержится видео, анимация. Зарубежные библиотеки не используют термин «проект» и размещают мультимедийные продукты в соответствующих разделах сайта («выставки», «коллекции», «онлайн-ресурсы»). Многостраничная структура для них менее характерна: как правило, это линейная прокрутка, с возможностью раскрытия и свертывания дополнительных вкладок текста.

Одной из популярных для сайтов отечественных библиотек форм представления

мультимедийной информации является презентация в формате PowerPoint. В виде презентации отечественные библиотеки активно создают выставки, галереи фотографий. Зачастую отсутствуют расширенные навигационные возможности, но могут быть реализованы более сложные продукты в таком формате, сопровождаемые видео, аудио, навигационным меню, переходами между слайдами в свободной последовательности, интерактивными играми для пользователя, гиперссылками на другие ресурсы и т. д. Ни на одном из анализируемых сайтов зарубежных национальных библиотек не было выявлено мультимедийной презентации в формате PowerPoint. Самым распространенным форматом представления информации на зарубежных сайтах являются слайдеры с изображениями, сопровождаемые текстовыми пояснениями. В слайдере могут быть обложки книг, полные тексты, иллюстрации, фотографии. Пользователь перелистывает их последовательно или переходит к выбранной странице через миниатюры. Форма слайдера для сайтов отечественных библиотек используется преимущественно как оперативное оповещение на главной странице с реализацией возможности перехода посредством гипертекстовой ссылки слайдера. Также форма слайдера на сайтах отечественных библиотек характерна и для выставок новых

поступлений, не предполагающих подробного информационного наполнения.

Еще одним существенным отличием визуализации мультимедийной информации отечественными и зарубежными библиотечными сайтами является то, что отечественные библиотеки могут одновременно демонстрировать один и тот же продукт в разных форматах, например в формате PowerPoint и PDF. Также к демонстрируемой визуальной информации могут быть прикреплены текстовые файлы, например с библиографическим списком экспонируемой литературы, оглавлениями, фрагментом книги для чтения. Для зарубежных библиотек такой прием нехарактерен.

Для экспонирования оцифрованных изображений книг или иных бумажных документов некоторые зарубежные библиотеки используют демонстрацию 3D или псевдо-3Э-изображений с эффектом перелистывания страниц. Такой способ демонстрации используется и в отечественной библиотечной практике (например, на сайте Президентской библиотеки им. Б. Н. Ельцина https://www.prlib.ru).

Такой мультимедийный продукт, как экскурсия, реализуется и зарубежными, и (реже) отечественными библиотеками. Но и здесь можно отметить некоторые отличия. Виртуальная экскурсия, реализованная в форме 3D-тура, представляющего собой комбинацию панорамных фотографий с возможностью самостоятельной навигации и интерактивными метками для получения подробной информации о размещенных объектах, характерна для всех экскурсий, выявленных на сайтах зарубежных национальных библиотек. Интересный пример виртуальной экскурсии размещен на сайте национальной библиотеки Австрии (https://www.onb.ac.at), где также размещен аудиогид к экскурсии. Многие экскурсии, реализуемые зарубежными библиотеками, предлагаются и как интерактивный онлайновый продукт, и как традиционная услуга офлайнового посещения библиотеки в сопровождении экскурсовода. Для отечественных библиотек такой мультимедийный продукт, как интерактивная 3D-экскурсия, также характерен, но помимо такой формы его реализации часто экскурсией именуется обычная подборка статичных фотографий с текстовыми комментариями или слайд-шоу в формате презентации.

Отечественные библиотеки, ориентированные преимущественно на детскую и молодежную аудиторию, на своих сайтах размещают как «библиотечные» продукты (например, бук-трейлеры, мультимедийные викторины и игры по литературным произведениям, электронные выставки, интерактивные плакаты, виртуальные экскурсии), так и продукты, использование которых не ограничивается библиотечной

сферой (например, онлайн-игры и графические редакторы). Для анализируемых зарубежных библиотек такой контент нехарактерен.

Мультимедийных интерактивных изображений, таких как, например, интерактивные плакаты, содержащие элементы видео, анимации, гипертекста, характерные для отечественных библиотек, на сайтах анализируемых зарубежных библиотек не выявлено. Возможно, это также связано с профилем и целевой читательской аудиторией анализируемых библиотек. Интерактивных тестов, опросов и викторин также не обнаружено, но на одном из анализируемых сайтов (Национальная библиотека Эстонии, https://www.nlib.ee) была представлена электронная выставка-конкурс работ, которые заранее присылали пользователи на электронную почту.

Мультимедийного контента с возможностью дополненной реальности, а также описания использования такой технологии в работе библиотеки не выявлено. В то же время при анализе зарубежного документопотока представлены публикации, касающиеся разработки AR-при-ложений для смартфонов, которые могут быть использованы в библиотечной практике.

Тематическое многообразие мультимедийных продуктов, представленных на сайтах зарубежных национальных библиотек, достаточно широко. Значительный массив выявленных продуктов не позволяет представить полной статистики тематического распределения. Можно отметить наиболее часто встречаемые темы: история страны, исторические документы, знаменитые личности, значимые общественные события.

Расположение ссылок на мультимедийные продукты на сайтах зарубежных библиотек аналогично отечественным. Как правило, библиотеки располагают мультимедийные продукты во вкладках «ресурсы», «услуги», «выставки», «о библиотеке», «события» либо обеспечивают доступ к ним с главной страницы сайта. Названия рубрик и разделов сайтов позволяют достаточно легко понять их наполнение, поэтому поиск мультимедийных продуктов на сайтах не вызывает затруднений. Следует отметить, что при изучении расположения мультимедийной информации на зарубежных сайтах не рассматривался опыт библиотек для детей. В отечественной библиотечной практике расположение, наименование и структура детских мультимедийных ресурсов имеют существенные отличия.

Рассмотрим соотношение различных форм представления информации, используемых в мультимедийных продуктах, представленных на сайтах анализируемых зарубежных библиотек, и дополнительные способы взаимодействия с пользователем (таблица).

ш I-О х с ш

X

ш

CL

Таблица. Формы представления информации и дополнительные возможности, реализуемые в мультимедийных продуктах на сайтах библиотек

Table. Forms of information presentation and additional features implemented in multimedia products on library websites

Форма представления информации Количество библиотек, %

зарубежные отечественные

Статичный текст 100 100,0

Статичная графика 100 100,0

Анимация 64 94,7

Видео 96 59,0

Аудио (без видеоряда) 2 28,8

Гипертекст 100 91,3

3D-панорама с интерактивными метками 10 1,8

3D-изображения экспонируемых документов 14 0,6

Элементы интерактивного взаимодействия с пользователем 22 50,8

QR-коды для смартфонов 0 0,0

Дополнительные возможности

Возможность увеличения изображения 72 46,8

Возможность выбора собственной траектории просмотра 96 52,6

Возможность просмотра или заказа полного текста документа 32 4,6

Возможность написания отзыва, комментария, проставления оценки 2 0,6

Игры 0 6,6

Интерактивные формы для участия в опросах 0 4,4

Из таблицы видны некоторые особенности представления информации в отечественных и зарубежных мультимедийных продуктах. Для первых больше характерно наличие анимиро-ванных изображений, что может как привлекать внимание пользователя и выделять наиболее важную информацию, так и, наоборот, затруднять просмотр, отвлекать от содержания. Также для отечественных библиотечных сайтов характерно наличие интерактивных игр, опросов и диалогов с пользователем. Высокий процент анимации и игр объясняется тем, что при анализе отечественных сайтов рассматривались мультимедийные продукты, ориентированные на детскую аудиторию. Еще одно отличие -большее количество 3D-графики и реализации возможностей работы с графическим изображением у зарубежных мультимедиа по сравнению с отечественными.

Таким образом, в ходе анализа особенностей представления информации и форм реализации продуктов, размещенных на сайтах зарубежных библиотек, не было выявлено уникальных мультимедийных возможностей, не характерных для отечественной библиотечной практики.

Выводы

Изучение опыта мировой библиотечной практики по созданию мультимедийных продуктов и их использованию в информационном обслуживании пользователей дает возможность определить приоритетные направления развития отечественной библиотечной практики. Анализ зарубежного опыта позволил установить, что тема обслуживания пользователей средствами мультимедиа является актуальной не только для отечественной, но и для международной библиотечной практики. Исследователи уделяют значительное внимание вопросам разработки и использования современных форм мультимедийных продуктов. Ассортимент, особенности реализации, тематика и структура мультимедийного контента на сайтах библиотек анализируемых стран в целом характерны и для отечественных библиотек, в то же время у отечественных сайтов имеется специфика представления некоторых форм мультимедийных продуктов.

Исследование продолжается, и в перспективе нами будут рассмотрены зарубежные городские

и детские библиотеки, а также проведено сравнение библиотечного опыта с работой других учреждений культуры и книготорговых организаций. Анализ зарубежных и отечественных детских мультимедийных продуктов - тема, требующая отдельного детального рассмотрения, будет изучена нами в дальнейшем. Перспективным может стать подробное изучение особен-

ностей реализации конкретных видов и форм зарубежных мультимедийных продуктов, особенностей использования мультимедиа в обслуживании отдельных категорий пользователей, а также изучение ассортимента программных и технических средств, используемых зарубежными библиотеками при создании мультимедийных продуктов.

Список источников / References

Лаврик О. Л., Плешакова М. А. Журналы по проблемам библиотековедения и библиографоведения: многоаспектный наукометрический анализ // Научные и технические библиотеки. 2016. № 12. С. 44-58 [Lavrik OL and Pleshakova MA (2016) Journals on the problems of library science and bibliography: a multidimensional scientometric analysis. Nauchnye i tekhnicheskie biblioteki 12: 44-58. (In Russ.)].

Савкина С. В. Зарубежные журналы информационно-библиотечной проблематики: анализ возможностей публикации для научно-педагогических работников // Библиотековедение. 2020а. Т. 69, № 6. С. 629641 [Savkina SV (2020a) Foreign journals of information and library problems: analysis of publication opportunities for scientific and pedagogical workers. Bibliotekovedenie 69 (6): 629-641. (In Russ.)]. DOI: 10.25281/0869-608X-2020-69-6-629-641.

Савкина С. В. Мультимедийные технологии в библиотечном обслуживании (анализ публикаций в русскоязычных и англоязычных изданиях // Библиография. 2020б. № 6. С. 92-104 [Savkina SV (2020b) Multimedia technologies in library services (analysis of publications in Russian and English-language editions. Bibliografiya 6: 92-104. (In Russ.)].

Савкина С. В. Технологии создания мультимедийных продуктов для учреждений культуры (г. Кемерово) // Визуальные искусства в современном художественном и информационном пространстве. Кемерово, 2020с. Вып. 5. С. 208-214 [Savkina SV (2020с) Technologies for creating multimedia products for cultural institutions (Kemerovo). Vizual'nye iskusstva v sovremennom khudozhestvennom i informatsionnom prostranstve. Kemerovo 5: 208-214. (In Russ.)].

Савкина С. В. Учебные дисциплины по вопросам биб-лиотечно-информационного обслуживания: современное состояние и перспективы развития // Библиография. 2019. № 6. С. 30-42 [Savkina SV (2019) Academic disciplines on library and information

services: current state and development prospects. Bibliografiya 6: 30-42. (In Russ.)].

Справочник библиотекаря. Вып. 1. Интерактивные и мультимедийные технологии продвижения чтения / ред. И. С. Пилко. Санкт-Петербург : Профессия, 2021. 160 с. (Pilko IS (ed) (2021) The librarians handbook. Issue 1. Interactive and multimedia technologies for promoting reading. Saint Petersburg: Professiya. (In Russ.)].

De Sarkar T (2017) Adopting a photo-sharing site as a library tool: a web-based survey. Information and Learning Sciences 118 (3/4): 185-209. DOI: 10.1108/ ILS-12-2016-0085.

DeVane BM, Dietmeier J, Missall K, Nanda S, Cox M, Miller BJ, Valentine E and Dunkhase DM (2019) Dropping in to game design : iterations of a skatepark physics game for a children's museum exhibit. Information and Learning Sciences 120 (9/10): 663678. DOI: L0.1108/ILS-03-2019-0023.

Foster A, Shah M, Barany A and Talafian H (2019) High school students' role-playing for identity exploration: findings from virtual city planning. Information and Learning Sciences 120 (9/10): 640-662. DOI: 10.1108/ ILS-03-2019-0026.

Krause RS, Eickholt AL and Otto JL (2018) Creative collaboration: student creative works in the institutional repository. Digital Library Perspectives 34 (1): 20-31. DOI: 10.1108/DLP-03-2017-0010.

Miller A (2018) Innovative management strategies for building and sustaining a digital initiatives department with limited resources. Digital Library Perspectives 34 (2): 117-136. DOI: 10.1108/DLP-08-2017-0029.

Wang J (2016) Digital collection development and sharing on a national scale. New Library World 117 (11/12): 678-687. DOI: https://doi.org/10.1108/ NLW-07-2016-0049.

Westermann L (2019) Mit virtuellen Ausstellungen Geschichten erzählen. Dialog mit Bibliotheken 2: 32-35.

(2019) Beethoven digital. Österreichische National bibliothek Magazin 2: 13.

^

ш i— О x с ш

X

ш

CL

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.