Научная статья на тему 'Мультикультурализм как государственная политика на федеральном уровне (канадский опыт)'

Мультикультурализм как государственная политика на федеральном уровне (канадский опыт) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1581
183
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / КАНАДА / MULTICULTURALISM / STATE POLICY / FEDERAL LEVEL / NATIONAL POLICY / CANADA

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Лихоманова Людмила Федоровна, Мельник Елена Юрьевна

В свете подготовки новой редакции Концепции государственной национальной политики РФ в статье рассматривается опыт Канады по реализации идеологии и политики мультикультурализма. По мнению авторов, пример Канады показывает, что формирование единой общегражданской идентичности совместимо с поддержанием культурного многообразия. Переоценка и реорганизация прав меньшинств на демократических началах может усилить солидарность национального сообщества и обеспечить стабильность за счет устранения «питательной среды» для роста крайних форм национализма и шовинизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Multiculturalism as the State Policy on Federal Level (Canadian Experience)

Experience of Canada in realization of ideology and policy of multiculturalism is considered in the article in connection with the new edition of the Conception of state national policy. In the author's opinion, example of Canada shows that formation of joint civil identity is compatible with the support of cultural diversity. Reassessment and reorganization of the minority rights on the basis of democracy can strengthen the solidarity of national communities and provide stability at the expense of elimination of «breeding grounds» for growth of the extreme forms of nationalism and chauvinism.

Текст научной работы на тему «Мультикультурализм как государственная политика на федеральном уровне (канадский опыт)»

Л. Ф. Лихоманова, Е. Ю. Мельник

МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМ КАК ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА НА ФЕДЕРАЛЬНОМ УРОВНЕ (канадский опыт)

и

а.

<

,

и

со

<

й.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМ, ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА, ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ,

НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА, КАНАДА

В свете подготовки новой редакции Концепции государственной национальной политики РФ в статье рассматривается опыт Канады по реализации идеологии и политики мультикультура-лизма. По мнению авторов, пример Канады показывает, что формирование единой общегражданской идентичности совместимо с поддержанием культурного многообразия. Переоценка и реорганизация прав меньшинств на демократических началах может усилить солидарность национального сообщества и обеспечить стабильность за счет устранения «питательной среды» для роста крайних форм национализма и шовинизма.

В последнее время проблема муль-тикультурализма все чаще и чаще становится предметом обсуждения в российском академическом

ЛИХОМАНОВА

Людмила Федоровна — кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков Северо-Западной академии государственной службы. E-mail: [email protected]

МЕЛЬНИК

Елена Юрьевна — кандидат технических наук, ведущий специалист отдела международной работы Всероссийского научно-исследовательского института метрологии им. Д. И. Менделеева. E-mail: [email protected]

KEY WORDS

MULTICULTURALISM, STATE POLICY, FEDERAL LEVEL, NATIONAL POLICY, CANADA

Experience of Canada in realization of ideology and policy of multiculturalism is considered in the article in connection with the new edition of the Conception of state national policy. In the author's opinion, example of Canada shows that formation of joint civil identity is compatible with the support of cultural diversity. Reassessment and reorganization of the minority rights on the basis of democracy can strengthen the solidarity of national communities and provide stability at the expense of elimination of «breeding grounds» for growth of the extreme forms of nationalism and chauvinism.

и интеллектуальном сообществе. Мультикультурализм при этом определяется как идеология, политика и социальный дискурс, признающие правомерность и ценность культурного плюрализма, уместность и значимость многообразия и разноликости культурных форм. В контексте мультикультурализма непохожесть и отличительность перестают рассматриваться как «чуждое», становясь просто «другим»1.

Низамова Л. Р. Идеология и политика мультикультурализма: потенциал, особенности, значение для России [Электронный документ] // Автономная некоммерческая неправительственная организация «Казанский институт федерализма»: официальный сайт [Доступ: http://www.kazan.fed.ru/ ааюш/коМег9/12]

л\

Мультикультурализм как идеология и политика воспринимается в России неоднозначно. Так, критики мультикультурализма утверждают, что «мультикультурализм, возведенный в идеологию, блокирует демократический плюрализм, подменяя гражданское общество совокупностью автономных и конкурирующих друг с другом культурных сообществ»2.

В то же время сторонники мультикультурализма, признавая его недостатки, считают, что это реальность, с которой нельзя не считаться. Россия веками складывалась как многоукладное государство, где сообщества, представляющие разные культуры и даже цивилизации, вырабатывали единые принципы общежития в одной стране, интегрировались в общее геокультурное пространство. Но за последние годы эта ситуация в Российской Федерации значительно изменилась в связи с резко возросшими потоками мигрантов. Сейчас в России говорят о миграционных вызовах, которые, если их игнорировать, могут стать проблемами и привести к конфликтным ситуациям.

В 1996 г. была принята Концепция государственной национальной политики. Но в условиях быст-

ро меняющейся ситуации в стране вскоре стало очевидно, что многие положения Концепции уже устарели. Поэтому с 2002 г. началась работа над новой редакцией, в ходе которой выяснилось, что у экспертов нет единого мнения ни по использованию терминологии, ни по выработке новых подходов. Результатом работы над новой редакцией явился текст, который был согласован с органами государственной власти и обсужден в Общественной палате России. В новой редакции Концепции четко определены цели: укрепление единства российской нации и сохранения этнокультурного многообразия Российской Фе-дерации3. Поэтому сейчас, когда все еще идет процесс обсуждения и согласования текста новой редакции, нам представляется актуальным знакомство с опытом реализации идеологии и политики мультикультурализма в других странах.

В нашей статье рассматривается опыт Канады, которая была первой страной, где мультикультура-лизм был принят как официальная идеология и политика. В основу статьи положены материалы анализа, проведенного сотрудниками информационно-исследовательского отдела Библиотеки

Малахов В. Культурный плюрализм versus мультикультурализм [Электронный документ] // Рутения: интернет-проект московского издательства «Объединенное гуманитарное издательство» и кафедры русской литературы Тартуского университета. [Доступ: http://www.ruthenia.ru/logos/number/2000_5-6_01.htm]

Гражданское единство и многообразие культур — фактор конкурентоспособности России: Интервью с министром по национальной политике РФ А. В. Журавским [Электронный документ] // Национальный акцент: приложение к газете «Аргументы и факты» от 30 октября 2008 г. [Доступ: http://www.argumenti.ru/publications/8319]

и

й.

<

т,

>

и

со

<

й.

52 Парламента Канады М. Дьюнигом и М. Леманом4.

МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ КАНАДСКОГО ОБЩЕСТВА

С демографической точки зрения канадское общество можно разделить на 3 основные группы. Первая группа состоит из коренных народов и включает американских индейцев, метисов и эскимосов. Вторая группа представлена франко- и англоговорящими канадцами, предки которых колонизировали Канаду. Третья группа включает канадцев, предки которых не были французами или англичанами. Представители этих групп проникали на территорию Канады постепенно. Первыми из Азии сюда прибыли предки коренных народов, за которыми несколько тысячелетий спустя последовали французские и английские колонизаторы, провозгласившие себя официальными основателями Канады. В начале XX в. в Канаду устремляются иммигранты из многих европейских стран. Своего пика приток иммигрантов достигает в 1912-1913 гг., когда их ежегодное количество превышало 5% от общего населения Канады.

За последние годы количество иммигрантов, прибывающих в Канаду, достигло небывалой высоты. В период с 1991 по 2001 гг. в Канаду был разрешен въезд 2,2 млн иммигрантов, многие из которых — выходцы из Азии и Южной и Центральной Америки. За этот период Канада приняла также большое количество беженцев из стран третьего мира.

Культурное многообразие Канады проявляется на уровне этнического состава. Если во времена Конфедерации население Канады составляли в основном англичане (60%) и французы (30%), то к 1981 г. в результате снижения рождаемости и притока иммигрантов неевропейцев количество англо-канадцев и франко-канадцев снизилось до 40% и 27% соответственно. К началу XXI в. число этнических англичан, французов и канадцев упало до 46%. (Термин «канадец» впервые был введен во время переписи населения в 1996 г.) Согласно переписи 2001 г., в Канаде проживают представители более 200 этнических групп.

Важнейшим фактором канадского плюрализма является языковое многообразие. Согласно переписи населения 2001 г., 59,1% населения своим родным языком считают английский, 22,9% — французский и 18% — другие языки, среди которых доминирует китайский.

НизамоваЛ. Р. Идеология и политика мультикультурализма: потенциал, особенности, значение для России [Электронный документ] // Автономная некоммерческая неправительственная организация «Казанский институт федерализма»: официальный сайт [Доступ: http://www.kazanfed.ru/actions/konfer9/12]

4

л\

МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМ КАК ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА НА ФЕДЕРАЛЬНОМ УРОВНЕ

Канадские аналитики считают, что природа и характер федерального мультикультурализма прошли 3 стадии развития: начальную (до 1971 г.), стадию становления (1971-1981 гг.) и стадию институционализации (с 1982 г. по настоящее время).

1. НАЧАЛЬНАЯ СТАДИЯ (до 1971 г.)

Период, предшествовавший 1971 г., можно охарактеризовать как период постепенного движения к признанию того факта, что этническое многообразие является неотъемлемой частью канадского общества. В символическом и культурном плане строительство канадского общества было ориентировано на копирование британской модели. Это нашло отражение в политических, экономических и социальных институтах Канады. До принятия в 1947 г. парламентского Акта о канадском гражданстве все канадцы определялись как британские подданные, а целый ряд культурных символов узаконивал британскую составляющую англоязычной Канады. В большинстве случаев федеральные власти не признавали ценности разнородности культур, считая этнические и расовые различия враждебными национальным интересам и пагубными для самобытности и целостности Канады. И только массовый приток иммигрантов по-

сле Второй мировой войны заста- 53 вил центральные власти пересмотреть роль и статус «других этнических групп» в развивающейся динамике канадского общества.

Развитие событий в 1960-е гг. положило конец правительственной политике ассимиляции и привело к появлению мультикультурализма. Необходимость в изменении была результатом все усиливавшегося давления со стороны коренных народов Канады, с одной стороны, и французских националистов — с другой, и, кроме того, результатом возраставшего недовольства этнических меньшинств их местом в обществе.

2. ПЕРИОД СТАНОВЛЕНИЯ (1971-1981 гг.)

В 1969 г. Королевская комиссия по билингвизму и бикультурализ-му опубликовала отчет, в котором рассматривался вклад этнических групп в культурное обогащение Канады. Комиссия рекомендовала «интеграцию» (а не ассимиляцию) в канадское общество этнических групп иммигрантов с предоставлением им прав полного гражданства и равного участия в институциональной структуре Канады. Эти рекомендации ускорили введение инновационной этнокультурной политики. В качестве основных целей этой политики выделялись:

- помощь этно-культурным группам в сохранении и развитии своей самобытности;

- помощь этническим группам в преодолении барьеров для

и

й.

<

т,

>

и

со

<

й.

54 широкого участия в жизни канадского общества (таким образом, политика мультикультуризма поддерживала широкое вовлечение и равноправное участие этнических меньшинств в основных институтах, не отнимая у них права идентифицировать себя с избранными элементами их культурного прошлого);

- способствование развитию культурного обмена между всеми этно-культурными группами;

- помощь иммигрантам в усвоении по крайней мере одного из официальных языков. Претворение в жизнь этих целей зависело от финансирования. В период с 1971 по 1981 гг. было выделено почти 20 млн долларов на инициативы по поддержанию языка и культуры этнических групп. Для претворения в жизнь политики мультикультурализма было создано Управление по мультикультурализ-му. Управление спонсировало деятельность, направленную на помощь этническим меньшинствам в области прав человека, гражданства, культурного многообразия и свободы от расовой дискриминации. В 1973 г. было создано Министерство по культурализму для контроля за осуществлением мульти-культуральных инициатив. Кроме того, были установлены официальные связи между правительством и этническими организациями для обеспечения их вклада в процесс принятия решений.

Те, кто разрабатывал политику в 1971 г., рассматривали в качестве барьеров к социальной адаптации

и экономическому успеху в основном языковые и культуральные факторы. Заметно возросший приток иммигрантов, принадлежащих к этническим меньшинствам, основными проблемами которых были получение работы, жилья и образования и борьба с дискриминацией, потребовал изменения в политике мультикультурализма. Равенство через устранение дискриминационных барьеров стало основной задачей мультикультуральных программ, а политика и программы в сфере расовых отношений были направлены на обнаружение и борьбу с проявлениями расовой дискриминации на всех уровнях.

3. ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ

(с 1982 г. по настоящее время)

В 1980-е гг. происходит институционализация мультикультурной политики. Изменения в этой политике совпали с трудным периодом в развитии расовых отношений в Канаде. В больших городах иммиграция за короткий срок в значительной мере изменила этнический состав населения. Одновременно появляются отдельные люди и группировки, исповедующие расистские идеи. Поэтому правительство сначала сосредоточивает свои усилия на институциональных изменениях, чтобы помочь канадским институтам адаптироваться к реальности существования новых групп иммигрантов. Следующим изменением было введение антидискриминационных программ, разработанных для того,

л\

чтобы помочь устранить социальные и культурные барьеры, отделяющие этнические меньшинства от большинства населения.

В 1982 г. Канадская Хартия прав и свобод признает мультикультура-лизм. Параграф 27 Хартии гласит: «Эта Хартия должна толковаться в соответствии с сохранением и укреплением мультикультурального наследия Канады». Это является чрезвычайно важным, так как включает мультикультурализм в структуру канадского общества. Он обязывает суды учитывать существование мультикультурализма при принятии решений на самом высоком уровне. По словам бывшего Комиссара по правам человека, этот пункт дает в руки органам правосудия механизм, который помогает им в тех случаях, когда нужно сохранить равновесие между правами отдельного человека и муль-тикультуральными правами. Примером может служить проблема свободы выражения мнения отдельным лицом, когда должно приниматься во внимание запрещение расистских высказываний и распространение расистской пропаганды. Следовательно, принцип, лежащий в основе выражения мнения, не распространяется до абсолютной свободы высказывания. Более того, Канадская Хартия прав и свобод гарантирует равенство и справедливость всем, независимо от расы и этнической принадлежности. В параграфе 15 указывается: «Каждый человек равен перед законом и имеет право на равную защиту и равные преимущества

закона без какой бы то ни было дис- 55 криминации и в особенности дискриминации на почве расового, национального или этнического происхождения, цвета кожи, религии, пола и возраста».

В 1984 г. специальный парламентский комитет по правам этнических меньшинств опубликовал доклад «Равенство сейчас», а в 1985 г. был создан постоянный комитет по мультикультурализму при Палате общин. В 1987 г. комитет опубликовал обширный доклад, который содержал призыв к введению в силу новой политики по мультикультурализму и созданию департамента по мультикультурализму. Новая политика вступила в силу в 1988 г., когда Парламент принял Акт о мультикуль-турализме. Канада была первой страной в мире, которая приняла национальный закон о мульти-культурализме.

Акт признавал многообразие в качестве основной характеристики канадского общества, играющей важную роль в процессе принятия решений федеральным правительством. Он был направлен на сохранение культуры и языка, уменьшение дискриминации, усиление культурной эмпатии и содействие институциональным изменениям на федеральном уровне. Стремясь достичь равновесия между культурной самобытностью и равенством, создатели Акта закрепили право всех граждан отождествлять себя с определенным культурным наследием по своему выбору и в то же время поддерживать «широкое

и

й.

<

т,

>

и

со

<

й.

56 участие во всех аспектах жизни канадского общества».

В сущности, Акт был направлен на то, чтобы сохранить и инкорпорировать культурные различия в функционирование канадского общества, обеспечивая в то же время равный доступ и широкое участие всех канадцев в социальной, политической и экономической сферах. В акте подчеркивалась необходимость искоренения расизма и устранения дискриминационных барьеров, несовместимых с приверженностью Канады правам человека, а также признавалась необходимость расширить участие этнических меньшинств в деятельности основных институтов страны. Этническое многообразие в этих институтах должно было стать естественным и нормальным компонентом при принятии решений, распределении ресурсов и определении приоритетов.

Все правительственные агентства, департаменты и корпорации должны были способствовать смешению культур и принимать участие в разработке и реализации планов, программ, процедур и стратегий принятия решений, которые обеспечивали бы широкое и равное участие меньшинств в институциональных структурах. В 1991 г. после утверждения Парламентом был создан департамент по мультикультурализму и гражданству. Под эгидой вновь созданного департамента были разработаны следующие программы:

- расовые отношения и межкуль-турное понимание, «чтобы обес-

печить среди канадцев и в канадских институтах понимание, принятие и внедрение принципов расового равенства и муль-тикультурализма»;

- культурное наследие и языки, «чтобы помочь канадцам сохранить свою культуру, язык и этнокультурное своеобразие»;

- поддержка и участие общества, «чтобы поддержать широкое и равноправное участие в жизни Канады отдельных людей и сообществ из расовых и этнокультурных меньшинств».

Если предшествующие мульти-культурные программы сосредоточивали внимание на сохранении культуры и межкультурном взаимодействии через развитие этнической прессы и организацию фестивалей, то в обновленных программах особое внимание уделялось пониманию между представителями разных культур и достижению социальной и экономической интеграции путем устранения дискриминационных барьеров, инсти-туциализации изменений и предоставления преимущественных прав для создания равных возможностей.

Однако новый департамент просуществовал недолго. Осенью 1993 г. он был распущен и программы по мультикультурализму были переданы в новый департамент по наследию Канады, в сферу деятельности которого были включены также ответственность за официальные языки, искусство и культуру, трансляции по радио и телевидению, национальные парки и исторические достопримечательности,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Л\

права человека, любительский спорт и государственные церемониальные мероприятия.

Вследствие усилившейся критики мультикультурных программ в 1995 г. департамент по наследию Канады начал всесторонний пересмотр своих программ. В конце октября 1996 г. министр департамента по мультикультурализму объявил о новой программе, в которой были поставлены 3 цели: социальная справедливость (построение справедливого общества); гражданское участие (обеспечение участия в формировании общества канадцев всех этнических групп); своеобразие (создание общества, которое признает, уважает и отражает многообразие культур с тем, чтобы люди, имеющие разное происхождение, чувствовали, что они являются частью Канады).

Обновленная программа содержала следующие предложения:

- помогать в развитии стратегий для облегчения широкого и активного участия этнических, расовых, религиозных и культурных сообществ в жизни Канады;

- поддерживать коллективные инициативы и реакцию сообществ на этнические, расовые, религиозные и культурные конфликты и преступления на почве ненависти;

- совершенствовать возможности государственных институтов реагировать на этническое, расовое, религиозное и культурное многообразие;

- поощрять развитие мультикуль-туральной политики, программ

и практической деятельности в 57 этой сфере федеральных органов власти;

- способствовать усилению общественного осознания, понимания и диалога по вопросам мульти-культурализма, расизма и культурного многообразия в Канаде.

В это же время было объявлено об официальном создании Фонда по расовым отношениям, полномочия которого включают: проведение исследований, сбор данных и развитие национальной информационной базы для лучшего понимания природы расизма и расовой дискриминации, обеспечение информационной поддержки обучения эффективным расовым отношениям и повышения профессионального уровня; распространение информации с целью усиления общественного осознания важности искоренения расизма. Первоначально Фонд финансировался за счет одноразового взноса федерального правительства в 24 млн долларов, а в дальнейшем — за счет доходов, получаемых от инвестиций, пожертвований и сбора средств.

В ноябре 2002 г. правительство объявило, что каждый год 27 июня будет отмечаться День мультикуль-турализма. В 2005 г. было объявлено, что в государственном бюджете предусмотрено инвестирование в течение 5 лет 56 млн долларов для осуществления Плана действий против расизма. Бюджет также ассигновал 25 млн долларов на Программу по проведению торжественных поминальных церемоний и образованию, в рамках которой

УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ / 42008

I

Пк

и

й.

<

т,

>

и

со

<

й.

58 будут осуществляться образовательные и поминальные инициативы для освещения вклада в жизнь Канады групп, которые имеют неприятные воспоминания в результате исторических событий во времена войн или в результате нынешней иммиграционной политики. В рамках этой программы в августе и ноябре 2005 г. была достигнута принципиальная договоренность с украинско-канадской, итальяноканадской и китайско-канадской общинами. Программа будет финансировать предложения, которые признают исторический опыт этнокультурных сообществ.

В марте 2005 г. правительство опубликовало документ под названием «Канада для всех: План действий против расизма». Основными целями этого документа были провозглашены: укрепление социальной сплоченности общества, разработка структуры прав человека и доказательство возглавления федеральными властями борьбы против расизма и преступлений на почве ненависти.

На международном уровне Канада приняла Конвенцию ЮНЕСКО о защите и содействии многообразию культур. В Конвенции подчеркивается, что книги, фильмы, телевизионные программы и другие товары и услуги в сфере культуры имеют особую природу, которая выходит далеко за рамки их коммерческой ценности. Конвенция также подтверждает право любой страны принимать меры, благоприятствующие многообразному выражению / проявлению культур.

ОТНОШЕНИЕ К МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМУ

Различные публикации и опросы общественного мнения показали, что канадцы в большинстве своем поддерживают мультикультурное общество, по крайней мере, в принципе. Тем не менее, многие канадцы не понимают, что такое мульти-культурализм, каковы его цели и чего с его помощью можно достичь в таком либерально-демократическом обществе, как канадское. Муль-тикультурализм может охватывать народные песни, танцы, народные ремесла и искусства, фестивали национальной кухни, музеи, национальные языки, исследования в области этнологии, прессу на языке этнических меньшинств, культуру и права человека. Смысл этого термина чаще всего затемняется в результате его неразборчивого применения по отношению к очень широкому кругу ситуаций, практик, ожиданий и целей.

Например, жители Квебека с самого начала выражали обеспокоенность по поводу федеральной политики мультикультурализма и даже противодействовали ей. Это объяснялось в основном тем, что, с их точки зрения, эта политика была очередной попыткой федеральных властей вмешаться во внутренние дела их провинции. Многие склонны были рассматривать мультикультурализм как уловку, для того чтобы понизить особый статус жителей Квебека до уровня других этнических меньшинств под властью англоговоря-

л\

щей части Канады. Поэтому муль-тикультурализм рассматривался ими как попытка ослабить статус франкоговорящих канадцев, что могло бы создать угрозу равноправному партнерству англоговорящих и франкоговорящих канадцев. Для многих квебекцев сама мысль об уменьшении прав франкоговорящих канадцев до одного уровня с другими этническими меньшинствами, во имя мультикуль-турального равенства, несовместима с договором между двумя равными народами, основавшими Канаду.

В 1991 г. был учрежден гражданский Форум по будущему Канады, на заседаниях которого также выражалась тревога по поводу отношения общественности Канады к политике мультикультурализма. Участники Форума обнаружили глубокое расхождение между в основном положительной реакцией на растущее этническое многообразие Канады, с одной стороны, и оппозицией тому, что считалось официальным мультикультурализ-мом, с другой. Глубокая приверженность культурному многообразию уравновешивалась еще более глубоким убеждением, что если страна хочет остаться объединенной, граждане должны сначала научиться быть канадцами.

Большинство участников Форума говорили о том, что хотя канадцы принимают и ценят культурное многообразие Канады, они не одобряют многие мероприятия

программы федерального правительства, считая их дорогостоящими и сеющими рознь, так как они, скорее, напоминают канадцам об их различном происхождении, нежели об их общих символах, обществе и будущем.

Опасения по поводу того, что политика мультикультурализма способствует слишком большому многообразию за счет единства, все чаще и чаще высказываются за последние годы. Критики говорят, что эта политика сеет рознь, так как она подчеркивает то, что отличает людей, а не те ценности, которые являются общими для всех канадцев. С другой стороны, защитники канадского подхода к мультикультурализму утверждают, что данный подход способствует интеграции, показывая иммигрантам, что им не надо выбирать между сохранением своего культурного наследия и участием в жизни канадского общества, потому что они могут совмещать то и другое.

В своей книге «Продавая иллюзии: культ мультикультуризма в Канаде»5, опубликованной в 1994 г., Н. Биссондат, уроженец Тринидада, критикует правительственную политику мультикультурализма. В его книге звучит тревога по поводу потенциальной угрозы разобщения общества, заложенной в политике культурного многообразия. По мнению автора, поощрение правительством этнических различий приводит к тому, что иммигранты

5 Bissoondath N. Selling Illusions: The Cult of Multiculturalism in Canada. — Toronto: Stoddart, 1990.

u

й.

<

,

u

со

<

усваивают «психологию отделения» от основного направления культуры. Он обвиняет мультикультура-лизм в том, что следование его принципам приводит к изоляции этно-расовых групп и образованию их отдельных анклавов. При этом поощряется развитие менталитета, обращенного внутрь себя, когда человека не интересует окружающее. Формирование подобного менталитета, считает Н. Биссондат, вбивает клин между канадцами различного этнического происхождения. Автор утверждает, что единство и сплоченность приносятся в жертву философии, которая разделяет людей, усиливает непонимание и враждебность и сталкивает различные группы в конкуренции за власть и ресурсы.

Другие авторы, такие как Р. Гвин в книге «Национализм без барьеров»6 и Дж. Гранаштейн в эссе «Кто убил Канадскую историю?»7, подвергают критике то, что они рассматривают как отрицательные последствия политики мультикуль-турализма. Р. Гвин считает, что политическая элита ошибалась, когда пыталась объяснить, что негативная реакция на политику мультикультурализма была вызвана «временной боязнью безработицы» в начале 1990-х гг., а не страхом, испытываемым многими ка-

надцами, что они становятся чужими в своей стране. В своем эссе Дж. Гранаштейн делает вывод, что официальный мультикультурализм и политкорректность привели к гибели канадской истории в школе и среди канадской молодежи в целом. Он утверждает, что целый ряд исследований, проведенных в школах, и среди молодежи, окончившей школу, показал, что канадцы все хуже и хуже знают свою историю и не могут сдать самые простые тесты по истории. Дж. Гранаштейн утверждает также, что политика мультикультурализма помогла в распространении среди иммигрантов и даже коренного населения идеи о том, что Канада, особенно англоговорящая часть ее, не имеют своей культуры и самобытности.

Отвечая на эти аргументы, философ В. Кумлика в 1998 г. опубликовал работу «Обретая свой путь: новое осмысление этнокультуральных отношений в Канаде»8. Он пишет: «Имеющиеся данные не подтверждают заявлений о том, что мультикультурализм снизил уровень интеграции иммигрантов». Используя статистику по таким показателям, как натурализация среди иммигрантов, степень участия в политической жизни страны, уровень владения официальным языком, доля сме-

6 Gwyn R. Nationalism without Walls: The Unbearable Lightness of Being Canadian. — Toronto: McClelland and Stewart, 1995.

7 GranatsteinJ. L. Who Killed Canadian History? — Toronto: Harper Collins, 1998.

8 Kymlicka W. Finding Our Way: Rethinking Ethnocultural Relations in Canada. — Oxford:

University Press, Don Mills, 1998.

Л\

шанных браков, автор утверждает, что политика мультикультурализма работает и нет свидетельств того, что она способствует этнической разобщенности.

Недавние опросы общественного мнения показывают, что принятие многообразия культур становится нормой в Канаде. По данным исследования, опубликованного Информационно-исследовательским центром Канады в 2003 г., 54% опрошенных заявили, что мульти-культурализм заставляет их гордиться тем, что они канадцы. Эта точка зрения разделяется 66% людей в возрасте от 18 до 35 лет.

Поддержка политики мульти-культурализма не ослабла и после событий 11 сентября 2001 г. По дан-

ным обследования Информацион- 61 но-исследовательского центра Канады, опубликованного в 2005 г., две трети канадцев считают, что муль-тикультурализм защищает от экстремизма, а не приводит к нему.

Таким образом, пример Канады показывает, что формирование единой общегражданской идентичности совместимо с поддержанием культурного многообразия. Переоценка и реорганизация прав меньшинств на демократических началах может усилить солидарность национального сообщества и обеспечить стабильность за счет устранения «питательной среды» для роста крайних форм национализма и шовинизма.

1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.