Научная статья на тему 'Мультифункциональность сетевых коммуникаций в современном обществе'

Мультифункциональность сетевых коммуникаций в современном обществе Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1417
214
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ СЕТЬ / КОММУНИКАЦИЯ / СЕТЕВАЯ КОММУНИКАЦИЯ / МУЛЬТИФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ / МОТИВАЦИЯ / ПОТРЕБНОСТЬ / A SOCIAL NETWORK / COMMUNICATION / NETWORK COMMUNICATION / MULTIFUNCTIONALITY / MOTIVATION / REQUIREMENT

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Лещенко Александр Михайлович

В статье анализируется специфика функций сетевой коммуникации в современном обществе, обусловленная мотивацией пользователей. Делается вывод о том, что сетевая коммуникация мультифункциональна, поэтому обладает манипулятивными и управленческими свойствами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper provides an analysis of function specificity of network communication in the modern society, caused by users motivation. It is inferred that the network communication is multifunctional, therefore it has manipulational and administrative properties.

Текст научной работы на тему «Мультифункциональность сетевых коммуникаций в современном обществе»

УДК 316.77 ББК 60.524.224.5 Л 54

А.М. Лещенко,

соискатель кафедры истории и философии науки Ставропольского государственного

университета, г. Черкесск, тел. 89187978341.

Мультифункциональность сетевых коммуникаций в современном обществе

(Рецензирована)

Аннотация. В статье анализируется специфика функций сетевой коммуникации в современном обществе, обусловленная мотивацией пользователей. Делается вывод о том, что сетевая коммуникация мультифункциональна, поэтому обладает манипулятивными и управленческими свойствами.

Ключевые слова: социальная сеть, коммуникация, сетевая коммуникация,

мультифункциональность, мотивация, потребность.

A.M. Leshchenko,

Applicant for Candidate degree of Department of History and Science Philosophy,

Cherkessk, ph. 8 918 797 83 41

Multifunctionality of network communications in a modern society

Abstract. The paper provides an analysis of function specificity of network communication in the modern society, caused by users’ motivation. It is inferred that the network communication is multifunctional, therefore it has manipulational and administrative properties.

Keywords: a social network, communication, network communication, multifunctionality, motivation, requirement.

Сетевые коммуникации сегодня уже не просто теоретический проект, это эмпирическая реальность. Электронная почта, чаты, службы моментальных сообщений, форумы, блоги, сетевые сообщества - все это является манифестацией динамики разворачивающегося и неуклонно набирающего силу явления электронного обмена информацией. Взаимодействие субъектов сетевой коммуникации отражает новое качество информационных субъект-объектных отношений, которое обусловлено специфическими функциями социальных сетей. Онлайновые социальные сети, которые помимо выполнения функций поддержки общения, обмена мнениями и получения информации их членами в последнее время все чаще становятся объектами и средствами информационного управления, ареной информационного противоборства [1]. В связи с этим актуальным является рассмотрение основных функций сетевой коммуникации в современном обществе.

Мультифункциональность в широком смысле - это принцип, согласно которому каждый орган или структура выполняет в организме более чем одну функцию одновременно или в разные периоды его индивидуального развития, или онтогенеза. Принцип мультифункциональности лежит в основе всех изменений органов и структур в процессе эволюции [2].

Используя аналогию, можно перенести такое свойство больших полифункциональных систем на социальную сеть и многогранность ее функционирования в современном коммуникативном пространстве определить как мультифункциональность.

Анализ самых популярных социальных сетей показал, что их мультифункциональность определяется мотивами пользователей (однако пользователь может

не подозревать о том, что определяет ряд функций какой-либо сети). Так социальная сеть Одноклассники.ги- русский аналог сайта Classmates.com, используемая для поиска одноклассников, однокурсников, бывших выпускников и общения с ними [3]. В Контакте -социальная сеть, российский аналог сервиса Facebook, по данным Alexa Internet, второй по посещаемости сайт России. Сайт изначально позиционировал себя в качестве социальной сети студентов и выпускников российских высших учебных заведений, позднее - как универсальный способ связи для всех социальных групп и возрастов [4]. Мой Mup@mail.ru -русскоязычная социальная сеть, соединяющая на странице пользователя действия на основных порталах Mail.ru. Эта социальная сеть входит в тройку крупнейших социальных проектов Рунета, наряду с сайтами Одноклассники.ру и В Контакте. Здесь можно общаться с помощью личных сообщений, дарить друг другу виртуальные презенты, выражать эмоции, размещать свои фотографии и видеоролики, иметь личный блог и читать блоги других участников [5]. Мир тесен - создатели проекта изначально убеждены в том, что mirtesen.ru станет связующим, между виртуальным и реальным миром. Всё действие разворачивается на карте, благодаря которой вы сможете найти не только свой город и станцию метро, но и улицу, дом и наконец-то познакомиться с окружающими людьми и узнать, кто живёт рядом [6]. Мой Круг - русскоязычная социальная сеть, направленная на установление деловых контактов между людьми. Архитектура сети представляет собой круги пользователей, где первый круг - это близкие друзья пользователя, которым он доверяет свою контактную информацию, второй круг - это друзья друзей пользователя, а третий соответственно друзья друзей его друзей. В «Моём Круге» самими пользователями постоянно публикуются новые вакансии на работу, а наличие развернутого резюме повышает шансы быть приглашенным на собеседование. Это может помочь найти единомышленников в конкретной области, а также решить наболевшие вопросы [7]. Loveplanet - один из самых популярных сайтов знакомств. Сайт насыщен форумом, юмором, конкурсами и личными дневниками пользователей, с помощью которых можно интересно и познавательно проводить время, как читая дневники кандидатов, так и ведя свой личный. Широкий охват аудитории обусловлен тем, что любой желающий может заработать деньги, подключив свой домен или субдомен к их партнёрской программе и настроив дизайн под себя [8]. Википедия - свободная общедоступная многоязычная универсальная онлайн-энциклопедия. Многоязычный проект со свободно распространяемым содержимым. Любой пользователь может править существующие материалы, которые написаны совместно добровольцами со всего мира. Днем рождения «Википедии» считается 15 января 2001 года - именно в этот день начал работать первый вариант сайта Интернет-энциклопедии. В отличие от традиционных энциклопедий, таких как Encyclopedia Britannica, ни одна статья в Википедии не проходит формального процесса экспертной оценки, поэтому «Википедия не гарантирует истинность» своего содержимого

[9].

Исследователь социальной сети Л.Н. Баланин выделил следующую мотивацию пользователей [10]:

Во-первых, деловой мотив, т.е. для большинства пользователей работа в Интернете является составной частью профессиональной деятельности, направленной на достижение конкретной цели.

Во-вторых, познавательный мотив связан с получением новых знаний, он может иметь различные характеристики в зависимости от направленности познавательного интереса пользователя. Можно выделить деловую, профессиональную познавательную направленность, а также познавательную активность, связанную с межличностной коммуникацией неделового, свободного, личностного характера.

В-третьих, мотив сотрудничества. Мотивация сотрудничества, проявляющаяся как стремление помочь другим пользователям, часто является способом увеличения собственного авторитета, достижения признания компетентности и мастерства. У респондентов, отмечающих наличие мотива сотрудничества, присутствует и мотив самоутверждения.

В-четвертых, мотивация самореализации. Так, А.В. Мудрик подчеркивает институциональный статус СМИ в современном обществе, «надо иметь в виду, что средства массовой информации как социальный институт влияют на социализацию человека не только с помощью трансляции определенной информации, но и через представление определенных образцов поведения. Люди в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями склонны идентифицировать себя с теми или иными героями, воспринимая при этом свойственные им образцы поведения, стиль жизни и т.д.» [11].

В-пятых, рекреационный мотив.

В-шестых, мотивация аффилиации. Исследователями Бирном, Мак-Дональдом и Микавой (р. Вугпе, R. D. McDonald, J. Mikawa, 1963) утверждается, что «накапливаемый на протяжении жизни опыт общения с другими людьми ведет к обобщенным ожиданиям встретить в них источник поощрения или наказания. Если доминируют ожидания первого рода, то субъект будет стремиться к другим людям и искать в них товарищей, будет доверять им и высоко их ценить. Если же доминируют противоположные ожидания, то субъект будет избегать других людей, относиться к ним с подозрением и низко их оценивать. Индивид, опыт которого носит смешанный характер и у которого, в силу этого, высоки ожидания обоих родов, будет находиться в сфере межличностных отношений в состоянии практически постоянного конфликта. А человек, у которого оба вида ожиданий низки, будет проявлять в ситуациях межличностного общения безразличие и незаинтересованность. Люди, в опыте которых преобладают успешные межличностные взаимодействия, должны отличаться, во-первых, сильно развитыми мотивами сближения в ответ на связанные с аффилиацией ключевые стимулы; во-вторых, убеждением в том, что будущие ситуации межличностного взаимодействия дадут то же количество подкрепляющих взаимодействий; в-третьих, стремлением интерпретировать релевантные аффилиации стимулы в терминах собственного прошлого опыта и своих ожиданий» [12].

В-седьмых, мотивация самоутверждения может носить характер научного или художественного творчества, коммуникативной активности, социальной карьеры, стремления к лидерству, саморазвития личности.

В-восьмых, коммуникативная мотивация. Интернет позволяет преодолевать коммуникативный дефицит, возникающий в обыденной жизни. Б. Беккер называет возможность убежать из собственного тела одним из главных факторов, мотивирующих участие в виртуальной коммуникации [13]. В виртуальной коммуникации становится возможным выражение запретных в реальности агрессивных тенденций, высказывание взглядов, которые невозможно высказать в реальности даже самым близким людям, выражение подавленных в реальности сторон своей личности, удовлетворение запретных в реальности сексуальных побуждений, желания контроля над другими людьми, манипулятивных тенденций [14].

Из вышеперечисленного вытекает важность исследования вопросов информационного влияния, информационного управления и информационного противоборства, в частности, в следующих аспектах:

- информационное влияние на отдельные личности, социальные и другие группы, общество в целом;

- целенаправленное влияние (информационное управление), в том числе при помощи средств массовой информации (СМИ);

- борьба за информационную влиятельность и формирование требуемых мнений в обществе;

- влияние информации на безопасность управленческих решений, принимаемых на основе этой информации;

- информационное противоборство (в том числе - скрытое) на межгосударственном, национальном, региональном, территориальном, отраслевом и корпоративном уровнях [15].

Таким образом, если учитывать мотивацию участников сетевой коммуникации, следует выделить основные функции: во-первых, коммуникативную (профессиональные

контакты, сотрудничество, обмен информацией и т.д.), образовательную, манипулятивную, замещающую, функцию аффилиации. В.М. Сазонов классифицирует функции сети следующим образом: консолидация участников и формирование сообществ; обсуждение важных общественных явлений и инициатив, выработка позиций; разработка и обсуждение концепций развития; рейтингование и голосование решений; налаживание управления, модерация и репутации участников; защита от отрицательных информационных воздействий (информационные войны) [16].

Мультифункциональность сетевой коммуникации заключается не только в наличии большого числа функций, которые постоянно наращиваются (в связи с чем, классификация функций является актуальной проблемой), а в том, что многие из них могут реализовываться одновременно, т.к. пользователь какой-либо социальной сети имеет совокупность мотивов и потребностей. В связи с этим, есть основания утверждать, что человек может «попасть в социальную сеть» благодаря такому ее свойству, т.к. будет складываться представление о полной удовлетворенности потребностей.

Примечания:

1. Губанов Д.А, Новиков Д.А., Чхартишвили А.Г. Социальные сети: модели информационного влияния, управления и противоборства. М.: Изд-во физ.-мат. лит., 2010. С. 3-4.

2. См.: Тимофеев-Ресовский Н.В., Воронцов Н.Н., Яблоков А.В. Краткий очерк теории эволюции. М., 1969.

3. Официальный сайт. URL: http://www.odnoklassniki.ru

4. Официальный сайт. URL: http://vkontakte.ru

5. Официальный сайт. URL: http://my.mail.ru

6. Официальный сайт. URL:http://mirtesen.ru

7. Официальный сайт. URL: http://moikrug.ru

8. Официальный сайт. URL: http://loveplanet.ru

9. Официальный сайт. URL:http://ru.wikipedia.org/wiki/Заглавная_страница

10. Баланин Л.Н. К вопросу о мотивации пользователей Рунета // Интернет. 2000. № 4. С. 129-137.

11. Мудрик А.В. Социализация человека. М.: Академия, 2006. С. 36.

12. Цит. по: Хекхаузен Х. Мотив аффилиации. URL:

http ://flogiston.ru/library/hechauzen3.

13. Becker В. То be in touch or not? Some remarks on communication in virtual environments. URL: http://duplox.w2-berlin.de/docs/panel/becker.html.

14. Young, K.S. Internet addiction: The emergence of a new clinical disorder // CyberPsychology and Behavior. 1998. № 3. Р. 67-81.

15. Губанов Д.А, Новиков Д.А., Чхартишвили А.Г. Указ. соч. С. 10-11.

16.Сазонов В.М. Социально-сетевые технологии. Системный анализ и прогноз. М., 2010. URL: http://v-school.ru/BOOK/cct.doc.

References:

1. Gubanov D.A., Novikov D.A., Chkhartishvili A.G. Social network: models of information influence, management and antagonism. М.: Publishing house of phis.-mat. lit., 2010. P. 3-4.

2. See: Timofeev-Resovsky N.V., Vorontsov N.N., Yablokov A.V A short essay on the theory of evolution. М., 1969.

3. An official site. URL: http: //www.odnokl assniki.ru

4. An official site. URL: http://vkontakte.ru

5. An official site. URL: http://my.mail.ru

6. An official site. URL:http://mirtesen.ru

7. An official site. URL: http://moikrug.ru

8. An official site. / URL: http ://loveplanet.ru

9. An official site. URL:http://ru.wikipedia.org/wiki/ title page

10. Balanin L.N. On the question of the Runet users’ motivation // The Internet. 2000. № 4. P. 129-137.

11. Mudric A.V The socialization of a person. M.: Academia, 2006. P. 36.

12. Quoted from: Hekhausen H. The motive of affiliation. URL:

http ://flogiston.ru/library/hechauzen3.

13. Becker B. To be in touch or not? Some remarks on communication in virtual environments. URL: http://duplox.w2-berlin.de/docs/panel/becker.html.

14. Young K.S. Internet addiction: The emergence of a new clinical disorder // CyberPsychology and Behavior. 1998. № 3. P. 67-81.

15. Gubanov D.A., Novikov D.A., Chkhartishvili A.G.: mentioned work. P. 10-11.

16. Sazonov VM. Social network technologies. The system analysis and the forecast. M., 2010. URL: http://v-school.ru/BOOK/cct.doc.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.