Научная статья на тему 'Мультидисциплинарные научные исследования и их медийная поддержка'

Мультидисциплинарные научные исследования и их медийная поддержка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1018
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
междисциплинарные исследования / мультидисцилинарные исследования / онлайн-коммуникации / риски научных исследований / критерии оценивания научных исследований / научная периодика / cross-disciplinary researches / multidistsilinarny researches / online communications / risks of scientific research / criteria of estimation of scientific research / scientific periodical press

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ястребова Елена Владимировна

В работе раскрывается опыт междисциплинарных научных исследований, учебных программ и соответ-ствующих объединений университетов США и Европы, а также анализируется опыт междисциплинарных специально-стей в российских технических вузах. В статье представлены стратегические цели и задачи университетов для каче-ственной реализации межи мультидисциплинарных научных направлений. В статье подробно представляется численная методика многокритериального экспертного оценивания и приводятся различные риски межи мультидисциплинарных исследований. Рассмотрены вопросы медийной поддержки межи мультидисциплинарных исследований как с позиций научной периодики, так и современных онлайн-площадок коммуни-кации научных сообществ, которые позволяют объединить экспертов, исследователей, выпускников ВУЗов для сов-местной работы над мультидисциплинарными проектами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ястребова Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MULTIDISCIPLINARY SCIENTIFIC RESEARCH AND THEIR MEDIA SUPPORT

There is analyzed the experience of cross-disciplinary scientific research, training programs and the corresponding asso-ciations of the universities of the USA and Europe reveals and experience of cross-disciplinary departments in the Russian Technical Universities. There are presented strategic objectives and tasks of the universities for high-quality realization of crossand multidis-ciplinary scientific directions. There are reviewed here in article the numerical technique of multicriteria expert estimation and various risks of crossand multidis-ciplinary researches. There are considered questions of media support of crossand multidisciplinary researches as from positions of the scientific periodical press soon as modern online – platforms for communication of scientific communities which allow to unite experts, researchers, university graduates for collaboration over multidisciplinary projects.

Текст научной работы на тему «Мультидисциплинарные научные исследования и их медийная поддержка»

1.3. МУЛЬТИДИСЦИПЛИНАРНЫЕ НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ

МЕДИЙНАЯ ПОДДЕРЖКА

Ястребова Елена Владимировна, кандидат физико-математических наук, главный редактор журналов «^mputa-tional nanotechnology», «Проблемы экономики и юридической практики»

Место работы: Издательский дом «Юр-ВАК»

urvak@urvak.ru

Аннотация: В работе раскрывается опыт междисциплинарных научных исследований, учебных программ и соответствующих объединений университетов США и Европы, а также анализируется опыт междисциплинарных специальностей в российских технических вузах. В статье представлены стратегические цели и задачи университетов для качественной реализации меж- и мультидисциплинарных научных направлений.

В статье подробно представляется численная методика многокритериального экспертного оценивания и приводятся различные риски меж- и мультидисциплинарных исследований. Рассмотрены вопросы медийной поддержки меж- и мультидисциплинарных исследований как с позиций научной периодики, так и современных онлайн-площадок коммуникации научных сообществ, которые позволяют объединить экспертов, исследователей, выпускников ВУЗов для совместной работы над мультидисциплинарными проектами.

Ключевые слова: междисциплинарные исследования, мультидисцилинарные исследования, онлайн-коммуникации, риски научных исследований, критерии оценивания научных исследований, научная периодика.

MULTIDISCIPLINARY SCIENTIFIC RESEARCH AND THEIR MEDIA SUPPORT

Yastrebova Elena V., PhD in Physics and Mathematics. Position: Editor-in-Chief Work place: Publishing house «Yur-VAK», LLC

urvak@urvak.ru

Annotation: There is analyzed the experience of cross-disciplinary scientific research, training programs and the corresponding associations of the universities of the USA and Europe reveals and experience of cross-disciplinary departments in the Russian Technical Universities. There are presented strategic objectives and tasks of the universities for high-quality realization of cross- and multidis-ciplinary scientific directions.

There are reviewed here in article the numerical technique of multicriteria expert estimation and various risks of cross- and multidis-ciplinary researches. There are considered questions of media support of cross- and multidisciplinary researches as from positions of the scientific periodical press soon as modern online - platforms for communication of scientific communities which allow to unite experts, researchers, university graduates for collaboration over multidisciplinary projects.

Keywords: cross-disciplinary researches, multidistsilinarny researches, online communications, risks of scientific research, criteria of estimation of scientific research, scientific periodical press.

ВВЕДЕНИЕ.

В последнее время в связи с бурным развитием искусственного интеллекта, робототехники, фарминдустрии, генной инженерии и стремительного перехода на цифровую экономику становятся особенно актуальными мультидисциплинарные исследования. Доктор физико-математических наук и член-корреспондент РАН Михаил Валентинович Ковальчук, в одном из своих выступлений отмечал, что междисциплинарный подход вместо узких специализаций станет основой дальнейшего научного развития общества.

Среди лауреатов нескольких последних лет можно отметить

Эрика Бетцига, Уильяма Мёрнера, Штефана Хелль создателей флюоресцентной микроскопии высокого разрешения (2014г.); Бернарда Феринга - проектирование и синтез молекулярных машин (2016 г.); Ричарда Тейлера - теория поведенческой экономики (2017г.). Также знаковым событием является присуждение нобелевской премии по литературе (2017 г.) Кадзуо Исигуро, поднимающему в своих произведениях социально-гуманитарные вопросы ответственности ученых за результаты биоинженерных открытий.

Современные исследовательские проекты в большинстве случаев выходят за рамки одной научной дисциплины или

программы. Очевидна ценность междисциплинарных исследований в различных инновационных областях и ускорения научного открытия посредством объединения мобильных экспертных групп из разных областей знаний. Для такого продвижения междисциплинарных проектов необходимы медийные площадки, которые позволили бы объединить экспертов из разных научных направлений, и, что весьма немаловажно, обеспечили бы активную коммуникацию ученых и представителей бизнеса, предоставили бы возможность независимого экспертного рецензирования проводимых исследований, а также оказали юридическую поддержку как вопросов интеллектуальной собственности, так и дальнейшей коммерческой реализации.

ТЕНДЕНЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖ- И МУЛЬТИДИСЦИПЛИНАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Современная тенденция развития научных исследований состоит в движении к «мультидисциплинарному» статусу, то есть к получению нового синтезированного знания методами различных научных дисциплин. В свою очередь эти дисциплины могут объединяться в кластеры, которые способствуют формированию также и новых учебных специальностей. Поэтому интеграция исследования и образования посредством меж-

Ястребова Е. В.

МУЛЬТИДИСЦИПЛИНАРНЫЕ НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ МЕДИЙНАЯ ПОДДЕРЖКА

дисциплинарного обучения позволяет подготовить научно-практические кадры, которые рассматривают научные проблемы инновационными способами.

Особенно активно данный процесс идет в рамках естественных и технических наук. Лидером в данной области следует назвать такую область, как биология и отчасти генетику, так как наибольшее количество новых междисциплинарных программ в рамках укрупненных групп специальностей наблюдается на стыке именно данных областей знания с очень широким кругом других наук. Если мы обратимся к западному опыту ведущих Топ-100 университетов США, Великобритании, Швейцарии [4], то можно привести множество примеров междисциплинарного объединения.

- Подразделение Бионанотехнологий (Bionanotechnology) в структуре факультета Биохимии, а также отдельное подразделение, предназначенное для вычислительной обработки биологических исследований Computational Biology Research Group (CBRG) Оксфордского университета (Великобритания), предоставляющее доступ исследователям к огромному количеству программ вычислительной молекулярной биологии;

- Факультет Медицинской инженерии (Medical Engineering (MedE)) в Калифорнийском технологическом институте (США), объединивший лучших специалистов из разных дисциплин в области инженерных разработок в критически важных областях поддержания здоровья человека;

- Факультет Химии и прикладных биологических наук (Department of Chemistry and Applied Biosciences) Швейцарского федерального технологического института в Цюрихе;

- Факультет Информационных технологий и Электротехники (Information Technology and Electrical Engineering) Швейцарского федерального технологического института в Цюрихе, объединяющий 17 научно-исследовательских лабораторий / институтов, имеющий выделенное подразделение биоинженерии, занимающееся технологиями формирования изображений и обработкой нейронной информации;

- Центр когнитивной нейробиологии в Оксфордском университете (Великобритания) - это междисциплинарный научно-исследовательский центр, курирующий взаимодействие между исследовательскими группами по различным направлениям нейробиоло-гии как на различных факультетах Оксфорда, так и в научных центрах за его пределами.

В российских Вузах также ведется аналогичная работа по формированию междисциплинарных курсов. В качестве примера появления междисциплинарных специальностей в России можно привести открытие нового факультета в МГУ им. М.В. Ломоносова - факультета Биотехнологии и Биоинформатики, который образовался в 2002г. из кафедры Математических методов моделирования в биологии факультета ВМиК и Биологического факультета.

В Национальном исследовательском ядерном университете «МИФИ» открыты:

- Инженерно-физический институт биомедицины

- Институт интеллектуальных кибернетических систем

В Санкт-Петербургском государственном университете выделяются междисциплинарные факультеты:

- Прикладная информатика в области искусств и гуманитарных наук

- Инженерно-ориентированная физика

- Химия, физика и механика материалов

- Бизнес-информатика

Большая работа по открытию новых междисциплинарных подразделений проводится в Московском физико-техническом институте (государственный университет) (МФТИ). В 2017 г. В МФТИ открылась лаборатория Машинного интеллекта (зав. профессор РАН К. Воронцов); междисциплинарный Центр исследования молекулярных механизмов старения, объединяющий 6 профильных лабораторий и взаимо-

действующий с медицинскими компаниями и биологическими центрами всего мира, начинает работу Центр арктических исследований.

Еще одним характерным и интересным примером является образование нового подразделения МФТИ, названного Институт нано-, био-, информационных, когнитивных и социогумани-тарных наук и технологий, сокращенно ИНБИКСТ. Это новое учебное подразделение Физтеха стало заниматься, и обучать студентов, так называемыми, конвергентными технологиям.

Конвергентные технологии - это «большая четверка» технологий, в которую входят информационно-коммуникационные технологии, биотехнологии, нанотехнологии и когнитивные технологии1, которые сейчас принято обозначать NBIC-технологии и их конвергенция.

Количество выпускаемых студентов по междисциплинарным направлениям пока весьма немногочисленно. Например, в ИНБИКСТ преподаватели знают своих студентов в лицо и по именам. Но это важнейшее направление естественного реформирования высшей школы, которое сейчас зарождается, и в дальнейшем будет получать самое широкое распространение, демонстрируя глубокую конвергенцию научных специальностей и технологий.

Причем на примере образования факультета ИНБИКСТ мы видим, что конвергентные технологии не ограничиваются областью исследования естественных наук, привлекая когнитивные и социогуманитарные науки. Что уже в среднесрочной перспективе может привести к изменению жизненного мира человека, что напрямую является объектом исследования наук социальных.

Если мы обратимся к западному опыту, то решение мульти-дисциплинарных научных исследовательских задач активно и широко поддерживается в большинстве ведущих западных университетов:

- выделенные факультеты для мультидисциплинарного обучения,

- разнообразные программы постдипломного образования,

- многочисленные государственные инициативы в виде Мультисци-плинарных Университетских Исследовательских Программ.

Примерами междисциплинарных магистерских программ являются, например, специальности «Компьютерная биология и биоинформатика» в Цюрихском университете; «Нейробиология» в Женевском университете; «Интегратив-ная биология и теория эволюции» и «Биоинформатика» в Лозаннском университете).

Как известно [3], в сентябре 2014 года Council of Graduate Schools - организация, объединяющая более 500 вузов США и Канады, провела международную конференцию, на которой рассматривались вопросы развития междисциплинарного подхода в магистерских и Ph.D.-программах. В рамках этого форума были определены стратегические задачи, стоящие перед университетами:

1. Создание институциональной культуры, одной из ценностей которой является междисциплинарное обучение;

2. Развитие структур для проведения междисциплинарных исследований и содействие сотрудничеству между исследователями в областях STEM (Science, technology, engineering and mathematics / естественные науки, технологии, инженерные

1 В.Н. Гиряева. Конвергентные технологии как шанс и вызов для устойчивого развития (на примере нанотехнологий). Наука и образование: хозяйство и экономика, предпринимательство, право и управление, №10, 2011

науки, математика) и гуманитарных науках, а также в других более широких областях науки;

3. Методы оценки результатов обучения;

4. Новые подходы в разработке программ, в частности, распределение учебной нагрузки, требования к зачетным единицам, консультирование студентов, обучающихся по междисциплинарным программам, неформальные и внеучебные мероприятия для содействия развитию междисциплинарного образования;

5. Новые модели финансирования программ междисциплинарных исследований, включая партнерства с государственными, частными и некоммерческими спонсорами.

ТИПЫ СТРАТЕГИЙ МЕЖ- И МУЛЬТИДИСЦИПЛИНАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Даже самое беглое знакомство с перечнем реализуемых в Университете Оксфорд, Массачусетском технологическом университете, Гарварде, Кембридже исследовательских проектов позволяет сделать вывод: все эти университеты осуществляют широкий спектр меж- и мультидисциплинарных разработок. При этом можно наметить несколько типов стратегий организации подобных исследований.

Например, создание в структуре университета специального подразделения, занимающегося сложной междисциплинарной проблемой.

Еще вариант - организация временной ассоциации ученых и практиков, которые не только ведут изучение сложного научного объекта, но и на этой основе проектируют актуальные прикладные решения.

Университеты также разрабатывают специальные магистерские программы по подготовке мультидисциплинарных специалистов через двойное руководство выпускными работами [2].

В качестве направлений развития российских университетских меж- и мультидисциплинарных проектов актуальными являются:

- разработка совместных планов научных исследований с участием специалистов по другим дисциплинам;

- регулярное проведение междисциплинарных семинаров и исследовательских секций;

- чтение специалистами курсов для студентов преподавателями других специал ьностей;

- внедрение практики совместных дипломных проектов для студентов, специализирующихся в различных дисциплинах;

- разработка для студентов с их научными руководителями индивидуальных планов междисциплинарной специализации в контексте их дипломной работы;

- проведение защит, студенческих конференций меж- и мультидисциплинарных исследовательских проектов;

- выступления представителей бизнеса и коммерческих структур в формате семинаров и мастер-классов перед студенческой аудиторией с информацией о требующихся междисциплинарных знаниях;

- проведение четкой институциональной политики института, ориентированной на внедрение перспективных научных разработок в коммерческую реализацию.

ЭКСПЕРТНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ И РИСКИ МЕЖ- И МУЛЬТИДИСЦИПЛИНАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Отдельной проблемой является определение степени достижения целей междисциплинарного образования, а также разработка эффективных способов оценки результатов и последствий инвестиций в междисциплинарные научные исследования.

Исследования ученых позволяют говорить помимо безусловной пользы и востребованности мультидисциплинарных

исследований, также и о возможных рисках потери качества исследований.

ВОЗМОЖНЫЕ РИСКИ

1. К наиболее значимым рискам можно отнести предположение о том, что при исследовании некоторого явления методами нескольких научных дисциплин может произойти смещение или подмена (не всегда умышленная) объекта, предмета или задачи исследования.

2. Возможно возникновение факторов риска снижения уровня профессионализма исследователей, искажения требований и критериев оценки качества научных исследований, утраты научно-профессиональных ориентиров, «сползание» исследований в сферы лже- и квазинауки и др.

3. Кроме того, развитие междисциплинарных типов исследований может столкнуться с такими проблемами как определение референтной группы научных работников, недостаточность авторитетных научных журналов, отсутствие единых критериев научности исследований и т.п. [1, с. 25-26].

4. С расширением исследований в сфере нанотехнологий и развитие наноиндустрии возрастают новые виды рисков такие как экономические, социальные, экологические последствия новых технологий [5]. Поэтому в западных университетах сейчас активно ведутся диссертационные исследования по этическим, экологическим и социальным проблемам новейших, в том числе критических, технологий.

Поэтому крайне важной представляется задача независимой экспертной оценки и рецензирования мультидисциплинарных исследований профильными экспертными сообществами.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

Предлагается рассматривать 7 основных критериев [6] для оценки эффективности стратегического планирования мультидисциплинарных исследований:

1. Финансирование - выделенные гранты, участие частного капитала, наличие государственной поддержки.

2. Уровень компетенции участников команды - количество исследователей, привлеченных к мультидисциплинарному проекту, показателей цитирования их научных работ, опыт работы в аналогичных проектах.

3. Анализ самого проекта - количество промежуточных этапов исследовательского проекта, влияние достижения результатов на промежуточных этапах на смежные отрасли, контрольные сроки достижения результатов, общая значимость задачи.

4. Проверка результативности промежуточных этапов исследования - количество научных публикаций, сделанных в процессе работы над мультидисциплинарным проектом, изменение индекса Хирша авторов и индекса Хирша исследовательской организации, реакция международно научного сообщества на данные публикации, оформление патентов, независимое экспертное оценивание.

5. Распространение результатов исследований - использование результатов промежуточных этапов для смежных областей, обмен научной информацией на конференциях и симпозиумах, появление новых учебных курсов, развитие интереса к данной предметной области в профильных интернет-сообществах, воздействие на политику государства в данной предметной области.

6. Привлечение внешних инвестиций путем заключения лицензионных соглашений, продажи патентов, технологий, учреждения государственно-частного партнерства, образова-

Ястребова Е. В.

МУЛЬТИДИСЦИПЛИНАРНЫЕ НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ МЕДИЙНАЯ ПОДДЕРЖКА

ние дочерних компаний на основе разработанных интеллектуальных технологий.

7. Сотрудничество - количество публикаций в соавторстве с учеными других организаций, сотрудничество с организациями, привлечение ученых из смежных дисциплин, влияние данного мультидисциплинарного исследования на развитие проектов в других научных центрах.

Представленную шкалу оценивания из 7 базовых критериев принято использовать [6] для проведения оценки рисков инвестиционного проекта. По мере развития исследовательского проекта критерии оценивания могут уточняться и трансформироваться с учетом специфики конкретного мультидисципли-нарного исследования.

МЕДИЙНАЯ ПОДДЕРЖКА МЕЖ- И МУЛЬТИДИСЦИПЛИНАР-НЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Из анализа приведенных критериев оценивания эффективности мультисциплинарных исследований следует отметить важность медийной поддержки публикации научных исследований в научной рецензируемой периодике. Для исследователей актуальным является требование оперативности научных публикаций и выкладка работ ученых в открытый доступ с предоставлением свободного просмотра научных публикаций.

Именно в условиях открытого пространства (Open Air) научных статей можно эффективно в течение 1-2 лет отслеживать изменение индексов цитируемости как ученых, работающих над мультидисциплинарными проектами, так и самих организаций, обеспечить оперативное получение оценок независимых экспертных сообществ, исключая участие кумовства. Что в свою очередь повлияет на распространение промежуточных результатов мультидисциплинарных исследований на развитие смежных отраслей.

ОНЛАЙН ПЛОЩАДКИ КОММУНИКАЦИИ НАУЧНЫХ СООБЩЕСТВ

Интересным опытом создания медийной онлайн площадки для коммуникации научного и бизнес сообществ является работа крупнейшего австралийского государственного агентства научных CSIRO2 - The Commonwealth Scientific and Industrial Research Organisation. Данный центр является единственным крупнейшим мультидисциплинарным предприятием научного исследования в Австралии. CSIRO работает с ведущими исследовательскими организациями во всем мире и научными журналами. В 2005 г. Правительство Австралии анонсировало запуск флагманского проекта CSIRO с объемом инвестиций $97 миллионов для объединения, концентрации и направления национальных научных интересов путем создания единой научной онлайн платформы для работы ведущих университетов и научных исследовательских центров Австралии и Новой Зеландии и их коммуникации с международными научными институтами.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Важными показательными инициативами CSIRO являются:

- построение цифровой библиотеки,

- использование электронной лаборатории (e-lab) через ноутбуки,

- установление связей с материалами для исследований,

- создание цифрового рабочего места для ученых.

CSIRO удалось создать современную мультисциплинарную онлайн платформу, объединяющую экспертов, исследователей, выпускников ВУЗов для совместной работы над мульти-дисциплинарными проектами.

2 http://www.csiro.au

Карта возможного сотрудничества с лабораториями и учеными:

Целью создания научной онлайн платформы является внедрение перспективных научных разработок в предприятия малого и среднего бизнеса Австралии и Новой Зеландии.

С помощью данной платформы предприниматели получают возможность доступа к новейшим технологическим решениям и инновациям в своей предметной и тематической области, внедрение которых позволяет снизить себестоимость производства, добиться роста прибыли.

Интеллектуальная система поиска информации позволяет подбирать необходимых экспертов для работы с предпринимателями по их запросам.

Онлайн платформа CSIRO позволяет добавлять научные мероприятия, проводимые различными научными центрами, и получать к ним доступ в режиме онлайн для зарегистрированных пользователей. Таким образом, можно легко познакомиться с докладами экспертов по интересующей предметной области.

Также данная онлайн платформа обеспечивает оперативный доступ к научным публикациям и результатам исследований, программному обеспечению и другим цифровым активам.

Отдельной и интересной тематикой работы онлайн платформы CSIRO является знакомство школьников с интересными научными разработками путем проведения различных тематических семинаров, обучающих курсов, и затем работа со студентами, позволяющая им принять непосредственное участие в мультидисциплинарных исследованиях различных тематических лабораторий, что, безусловно, самым эффективным образом способствует популяризации интереса к фундаментальным и прикладным научным исследованиям у школьников и студентов.

Выводы. Таким образом, можно говорить о созданном цифровом рабочем пространстве для ученых, исследователей и предпринимателей.

В условиях современного уровня цифровой коммуникации и облачных технологий актуальнейшим вопросом становится предоставление медийной онлайн - площадки для экспертных обсуждений. Достоинствами такой коммуникационной платформы, обеспечиваемой средствами цифровых технологий, являются:

1. Быстрота и оперативность коммуникаций;

2. Отсутствие географических барьеров;

3. Единый язык коммуникации;

4. Современные способы коммуникации в виде чатов, видео конференций;

5. Возможность проведения панельных дискуссий;

6. Возможность оперативного объединения экспертного сообщества;

7. Совместные научные публикации российских и зарубежных ученых;

8. Формирование устойчивых мультидисциплинарных кластеров;

9. Применение результатов мультидисциплинарных исследований в бизнес-проектах с целью повышения их эффективности и увеличения прибыли;

10. Влияние на государственную политику по целевым направлениям поддержки научно-технических исследований.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 87%.

Список литературы:

1. Ориентиры развития социально-экономических исследований / Перспективы развития междисциплинарных социально- экономических и гуманитарных исследований. Доклады и выступления участников Круглого стала24.06.2015 Южный федеральный университет. -Ростов-на-Дону: Изд-во ЮФУ, 2015.

2. Сафиуллин М.Р. , Савеличев М. В., Смольникова Е.В. Высшие учебные заведения на пути к мультидисциплинарности.

3. В.М. Филиппов. Междисциплинарное образование - новый тренд развития системы высшего образования. - Материалы международной научно-практической конференции под эгидой ЮНЕСКО « Интернациональный университет - стратегия и тактика развития (создание платформы интеграции гуманитарных и естественных наук)», 2015, Москва

4. Г.Ф. Ткач, С.А. Москвичева. Французский опыт модернизации образовательных программ на основе укрупненных групп специальностей с учетом междисциплинарных научных исследований современных университетов. - Материалы международной научно-практической конференции под эгидой ЮНЕСКО « Интернациональный университет - стратегия и тактика развития (создание платформы интеграции гуманитарных и естественных наук)», 2015, Москва

5. Raо M.B., Reddy K.K. Nanotechnology and Society. - New Delhi: Campus Books International, 2007. - 282 p.

6. Robert Pozen, Heather Kline, Defining Success for Translational Research Organizations. - Science Translational Medicine 03 Aug 2011: Vol. 3, Issue 94, pp. 94. DOI: 10.1126/scitranslmed.3002085

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.