Научная статья на тему 'Мультиагентные технологии в системах управления персоналом'

Мультиагентные технологии в системах управления персоналом Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
388
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — А С. Горецкий

В работе рассмотрены особенности агентных технологий и перспективы их использования для разработки программных систем. Предложен агентный подход к созданию компьютерных систем управления персоналом. Рассмотрена модель системы управления профильного отбора персонала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In this work the special features of agent technologies and the prospects of it use for developed of program system were considered. The agent approach of computer system of Human Resource construction was proposed. The model of system of profile selection of the personnel was considered.

Текст научной работы на тему «Мультиагентные технологии в системах управления персоналом»

ПРОГРЕСИВН1 1НФОРМАЦ1ЙН1 ТЕХНОЛОГИ

ВЫВОДЫ

Проанализированы современные стандарты электронной цифровой подписи США и России. Эти стандарты являются программно совместимыми, т. к. вычислительные процедуры осуществляются над простым полем Галуа в отличие от Стандарта ЭЦП Украины. Программная реализация допускает использование обоих стандартов в одном пакете. Поскольку допустимый в данной реализации диапазон значений основных параметров алгоритмов ЕСБ8Л и ГОСТ Р 34.102001 существенно меньше требуемого стандартами, то предлагаемая реализация не может быть использована в коммерческих целях, но вполне пригодна для использования в учебном процессе, так как структура кода достаточно прозрачна и позволяет наглядно проиллюстрировать работу как стандартов ЕСБ8Л и ГОСТ Р 34.10-2001 в целом.

ПЕРЕЧЕНЬ ССЫЛОК

1. Про електронний цифровий гпдпис: Закон УкраТни № 852-!У в1д 22. 05. 2002 р. // В1домосп ВерховноТ Ради. - 2003. - № 36. - С. 276.

2. Бессалов А. В., Телиженко А. Б. Криптосистемы на эллиптических кривых: Учебное пособие. - К.: ¡ВЦ Видав-ництво «Пол1техшка», 2004. - 224 с.

3. Иванов М. А. Криптографические методы защиты информации в компьютерных системах и сетях. - М.: КУДИЦ-ОБРАЗ, 2001. - 368 с.

4. Математические и компьютерные основы криптологии: Учеб. пособие / Ю. С. Ханин, В. И. Берник, Г. В. Матвеев, С. В. Агиевич. - Мн.: Новое знание, 2003. - 382 с.

5. Горбенко И. Д., Качко Е. Г., Колесников П. В. Генерация параметров и ключей для цифровой подписи на эллиптических кривых для конечного простого поля // Радиотехника. - 2002. - № 125. - С. 44-49.

Надшшла 20.06.06 Шсля доробки 20.10.06

В cmammi проводиться анал1з сучасних cmandapmie електронного цифрового nidnucy на eлiпmичних кривих. Розроблено реaлiзaцiю cmaндaрmiв ECDSA ma ГОСТ Р 34.10-2001 в cnецiaлiзовaномy MameMammmMy naKemi з ш-nucaнням окремих процедур для бaзовuх оneрaцiй шд mочкaмu eлinmuчно'i криво¿. Haвeдeнi вiдмiнноcmi у 4aci i nроцeдyрaх формyвaння i neрeвiркu niдnucy.

The article deals with the analysis of electronic digital signature standards on elliptic curves. Several standards (ECDSA and ГОСТ Р 34.10-2001) are realized by means of special mathematical software. Testing of the realization and standard's analysis are also provided.

УДК 004.8

А. С. Горецкий

МУЛЬТИАГЕНТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМАХ УПРАВЛЕНИЯ

ПЕРСОНАЛОМ

В работе рассмотрены особенности агентных технологий и перспективы их использования для разработки программных систем. Предложен агентный подход к созданию компьютерных систем управления персоналом. Рассмотрена модель системы управления профильного отбора персонала.

ВВЕДЕНИЕ

Кадровый учет и управление персоналом являются важными аспектами в деятельности любой организации. Для успешной работы в условиях рынка сегодня на предприятиях наравне с оценкой потребности в финансах, оборудовании и материалах определяется потребность в людских ресурсах.

Для контроля людских ресурсов наиболее эффективным решением является использование автоматизированной системы управления персоналом. Первоначально системы управления персоналом предназначались для автоматизации процесса управления фондом заработной платы и выплаты поощрений. Однако

108

со временем функциональные возможности таких систем существенно расширились. Система управления персоналом позволяет значительно облегчить и ускорить поиск квалифицированного персонала и максимально эффективно его использовать для достижения целей организации.

Имеющиеся на рынке автоматизированные системы управления персоналом по их функциональной направленности можно разделить на следующие группы [1]:

- многофункциональные экспертные системы, позволяющие проводить профориентацию, отбор, аттестацию конкретных работников;

- экспертные системы для группового анализа персонала, выявления тенденций развития подразделений и организации в целом;

- программы расчета зарплаты;

- комплексные системы управления персоналом, позволяющие формировать и вести штатное расписание, хранить полную информацию о сотрудниках, от-

ISSN 1607-3274 «Радюелектрошка. 1нформатика. Управлшня» № 1, 2007

А. С. Горецкий: МУЛЬТИАГЕНТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМАХ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ

ражать движение кадров внутри фирмы, рассчитывать зарплату.

Однако существующие автоматизированные системы управления персоналом обладают не достаточно эффективным функциональным аппаратом анализа персонала. Поэтому вопросы повышения эффективности в задачах профильного отбора, профориентации, анализа персонала являются достаточно актуальными на сегодняшний день. Решения этих вопросов можно достичь посредством усовершенствования методов анализа информации и внедрением технологий искусственного интеллекта в системах управления персоналом.

ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

Целью данной работы является анализ концепции применения мультиагентных технологий для создания эффективных компьютерных систем управления персоналом.

В работе выбраны наиболее перспективные отрасли использования мобильных агентов в компьютерных системах управления персоналом - многофункциональные экспертные системы, позволяющие проводить профориентацию, отбор, аттестацию конкретных работников; системы получения информации из хранилищ, сортировки, классификации и фильтрации данных о персонале. Этот подкласс систем будут отличать базовые принципы поддержки принятия решений, основанные на элементах искусственного интеллекта.

Задача данного исследования - разработать прототип мультиагентной системы профильного отбора персонала. Система должна быть кроссплатформенной и удовлетворять условиям модульности, расширяемо-

сти, а также должна быть совместима со спецификациями международной организации FIPA (Foundation for Intelligent Physical Agents).

МОДЕЛЬ АГЕНТНОЙ ПОДСИСТЕМЫ ПО

ПРОФИЛЬНОМУ ОТБОРУ ПЕРСОНАЛА

Автором разработана модель агентной подсистемы управления профильного отбора персонала [2]. Данная подсистема может существовать как полноценная независимая система из класса систем управления персоналом или входить в качестве функционального модуля в комплексную систему управления персоналом. Разработанная модель представлена на рис. 1, где:

- Internet - группа устройств, предоставляющих доступ к глобальной сети Интернет;

- Mobile Agent Server - сервер мобильных агентов;

- Local Network - устройства локальной сети, обеспечивающие связь серверов;

- DataBase Server - сервер БД (например, MS SQL Server 2000, Oracle9i, DB/2 Sybase, FireBird), который содержит информацию о персонале и т. п.;

- Agent DB, Agent Manager - программные агенты системы, функционирующие на сервере мобильных агентов;

- USER — компьютер пользователя системы, который использует мобильныых агентов для получения информации, необходимой для принятия решения. Благодаря особенностям технологии мультиагентных систем, данный компьютер может находиться как в локальной сети организации, так и в удаленном офисе, и связываться с сервером мобильных агентов посредством Интернет.

Рисунок 1 — Модель агентной системы управления по профильному отбору персонала

ПРОГРЕСИВН1 1НФОРМАЦ1ЙН1 ТЕХНОЛОГ11'

ВЫБОР ИНСТРУМЕНТАРИЯ РАЗРАБОТКИ

СИСТЕМЫ

На данный момент разработано несколько агентных платформ, ориентированных на использование спецификации FIPA-2000: ZEUS компании BTexact Technologies (Великобритания), Comtec Agent Platform компании Comtec (Япония), JADE компании CSELT (Италия), AAP компании Fujitsu Labs (США), FIPA-OS копании Nortel Networks (Великобритания) [3].

В качестве программно-инструментального средства для программной реализации мультиагентной системы управления персоналом выбрана JADE как одна из агентных платформ, наиболее полно поддерживающих спецификацию FIPA-2000.

Выбор данной платформы обусловлен также тем, что она полностью написана на языке программирования Java с использованием таких продвинутых возможностей как Java RMI, Java CORBA IDL, Java Serialization и Java Reflection API, что позволяет обеспечить кроссплатформенность разрабатываемой системы управления персоналом.

JADE упрощает разработку мультиагентных систем, благодаря использованию FIPA-спецификаций. Эта агентная платформа может распространяться среди компьютеров с разными операционными системами, и ее можно конфигурировать посредством удаленного GUI-интерфейса. На рис. 2 представлено окно управления агентной платформой JADE.

Процесс конфигурирования этой платформы достаточно гибкий: ее можно изменить даже во время исполнения программ, для этого необходимо просто переместить агентов с одной машины на другую. Единственным требованием этой системы является наличие установленного программного обеспечения JRE (Java Runtime Environment) [4].

РЕАЛИЗАЦИЯ АГЕНТНОЙ СИСТЕМЫ

ПО ПРОФИЛЬНОМУ ОТБОРУ ПЕРСОНАЛА

На основе предложенной модели средствами языка Java и агентной платформы JADE разработан прототип программной системы, выполняющий функции профильного отбора персонала.

Разработанный прототип может функционировать как в качестве независимого приложения, так и составе комплексной системы управления персоналом.

Основной функционал системы представлен агентами двух типов: Агент базы данных (Agent DB) и Агент-менеджер (Manager Agent). Данные агенты функционируют в качестве отдельных процессов на сервере мобильных агентов. Следует отметить, что благодаря использованию платформы JADE, данные агенты могут быть физически распределены между несколькими серверами, то есть агент-менеджер, запущенный в одном департаменте компании, может взаимодействовать с агентом базы данных, который запущен в другом департаменте, географически удаленном. Взаимодействие между программными агентами происходит посредством сообщений, которые кодируются в соответствии со спецификацией «FIPA ACL Message Structure Specification». ACL (Agent Communication Language) - это язык общения программных агентов, который является мировым стандартом. Формат ACL сообщений представлен в табл. 1. Количество элементов в одном сообщении может быть разным, в зависимости от ситуации, но всегда обязательными элементами сообщениями являются такие как performative, sender, receiver и content.

Если агент встречает в полученном сообщении неизвестные значения элементов сообщения, то он отвечает отправителю специальным сообщением non-understood.

110

Рисунок 2 - GUI-интерфейс управления агентной платформой

ISSN 1607-3274 «Радюелектронжа. 1нформатика. Управлшня» № 1, 2007

А. С. rope^ué: MУЛЬTИAГEHTHЫE TEXHOЛOГИИ B ŒCTEMAX УПPABЛEHИЯ ПEPCOHAЛOM

Taблuцa 1 - Элeмeнmы cooбщeнuя FIPA ACL

Элемент Категория элемента

Performative тип речевого акта

Sender агент-участник коммуникации

Receiver агент-участник коммуникации

reply-to агент-участник коммуникации

Content содержание сообщения

Language описание сообщения

Encoding описание сообщения

Ontology описание сообщения

Protocol управление разговором

conversation-id управление разговором

reply-with управление разговором

in-reply-to управление разговором

rePly-by управление разговором

При создании агентов системы профильного отбора персонала для описания их активности использовались классы JADE, в частноти базовый класс Agent, который реализует функции взаимодействия с агентной платформой (регистрация, конфигурация, удаленное управление и др.). Для описания поведения агента использовались классы SimpleBehaviour и CyclicBehavi-our, а также набор методов для организации поведения программного агента (например, послать/принять сообщения, использование стандартных протоколов взаимодействия, регистрация в нескольких каталогах и т. д.). На языке Java описываются и переопределяются классы, реализующие логику поведения агентов. Схема взаимодействия программных агентов разрабатываемой системы представлены на рис. 3. При запуске системы профильного отбора персонала на агентной платформе JADE одновременно создаются агент-менеджер и агент базы данных. Сразу после успешного запуска агенты переходят в режим ожи- Пользователь через графический интерфейс (см. рис. 4) делает запрос к агенту-менеджеру о требуемых качествах персонала. Агент-менеджер получает запрос и формирует на основе данных запроса критерии отбора. Затем эти критерии инкапусируются в ACL-сооб-щение в элемент «content» и передаются агенту базы данных. После этого агент-менеджер переходит в режим ожидания до тех пор, пока не получит ответа от агента базы данных. Сразу после создания агент базы данных переходит в режим ожидания запроса. При получении ACL-сооб-щения агент базы данных считывает критерии отбора, инкапсулированные в элементе «content», и формирует запрос к базе данных. Для доступа к базе данных используется технология JDBC, что позволяет агенту базы данных работать с любыми СУБД, для которых существует специальный jdbc-драйвер. После получения данных от СУБД агент базы данных инкапсулирует результаты в ACL-сообщение и передает его

дания занроса от нользователя. агенту-менеджеру.

Агенгная птт ф орш JADE

Компьютер1 4- Компьютер^

Agent Manager ACL AgjaitDB

SQL г

СУБД

L________________________________________________

Pucyнoк 3 — Cxeмa взauмoдeйcmвuя npoгpaммныx aгeнmoв в cucmeмe ^оф^ьного omбopa nepcoнaлa

ПРОГРЕСИВШ IHФОPMAЦIЙHI TEXHОЛОГIÏ

Agent Manager

Введите критерии отбора:

JnJüJ

¡Коммуникабельность, о6учаемосп|

Специализация: [программист

Профессиональные способности: |с++,Java,InterBase

Личные качества:

Результат отбора:

'Иванов Иван Иванович' - отдел 1 'Петров Петр Петрович'- отдел 2 'Сидоров Сидор Сидорович'- отдел 3

START EXIT

рования, аттестации и отбора персонала в рамках предприятия. Таким образом, применение технологий распределенного исскуственного интеллекта позволит повысить эффективность принимаемых решений по управлению кадрами.

Данная работа является начальным этапом исследования концепции единого информационного пространства организации. В дальнейшем планируется исследование методов интеграции информационных систем и разработка методики создания единого информационного пространства на основе мультиагентного подхода.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рисунок 4 - Графический интерфес агента менеджера

Агент-менеджер декодирует ACL-сообщение, полученное от агента базы данных, и выводит декодированные данные пользователю через графический интерфейс.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В работе проанализированы теоретические и практические особенности использования агентных технологий в компьютерных системах управления персоналом. Рассмотрена система управления персоналом как мультиагентная система, разработана модель агентной системы управления профильного отбора персонала на базе агентной архитектуры JADE, на основе модели разработан прототип программной системы, выполняющий функции профильного отбора персонала. Разработанный прототип обладает на сегодняшний день базовыми функциями профильного отбора персонала в рамках системы управления предприятием. Но в перспективе система позволит охватить все этапы тести-

ПЕРЕЧЕНЬ ССЫЛОК

1. Системы управления персоналом [Электронный ресурс] / О. Тютина - Электрон. журн. - Computerworld, № 18, M., 2000. - Режим доступа: http://www.osp.ru/ text/302/4672/ свободный. - Загл. с экрана.

2. Гаврилов Т. А., Хорошевский В. Ф. Базы знаний интеллектуальных систем. - СПб: Питер, 2000. - 384 с.

3. Келеберда И. Н., Лесная Н. С., Репка В. Б. Использование мультиагентного онтологического подхода к созданию распределенных систем дистанционного обучения // Educational Technology & Society. - 2004. -№ 7(2). - С. 6-11.

4. Bellifemine F., Caire G., Trucco T., Rimassa G. JADE Programmer's Guide. - 2005. - 52 c.

Надшшла 18.01.07

У poôomi розглянуто ocoôëueocmi агентних технологш i перспективи ïx витристання для poçpoôêu npoгpамнuх систем. Заnponoнoванo агентний nidxid cmвopення kom-n'юmеpнux систем уnpавлiння nеpcoналoм. Poзглянуmа мoдель системи у^авлтня npoфiльнoгo вiдбopу mp-coналу.

In this work the special features of agent technologies and the prospects of it use for developed of program system were considered. The agent approach of computer system of Human Resource construction was proposed. The model of system of profile selection of the personnel was considered.

УДК 004.94

В. И. Дубровин, Ю. С. Афонин, Р. Н. Зинченко, С. С. Емельяненко,

Т. В. Манило

ПОДХОД К ПОСТРОЕНИЮ МОДЕЛИ ПО ЗВУКОВОМУ СИГНАЛУ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ВЕЙВЛЕТ-ПРЕОБРАЗОВАНИЯ

Представлен подход к построению модели по звуко- ВВЕДЕНИЕ вому сигналу, являющийся комбинацией методов пакетного вейвлет-пРеобРазования для обработки звукового Построение моделей диагностирования различных сигнала и искусственной нейронной сети для оценки диаг-

' , , а объектов и процессов является актуальной задачей.

ностируемых параметров. Эффективность предложен- 1 J

ного подхода исследована на примере задачи диагностики Многие °бъекты в процессе своей раб°ты с°пр°в°жда-износа режущего инструмента. ются звуковым излучением, которое содержит инфор-

© Дубровин В. И., Афонин Ю. С., Зинченко Р. Н., Емельяненко С. С., Манило Т. В., 2007 112 ISSN 1607-3274 «Радюелектрошка. 1нформатика. Управлшня» № 1, 2007

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.