Научная статья на тему 'Мудрость и святость в современных кашубских проповедях'

Мудрость и святость в современных кашубских проповедях Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
11
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мудрость и святость в современных кашубских проповедях»

Александра Семенова

(Москва)

Мудрость и святость в современных кашубских проповедях

Уникальность анализируемого в статье источника состоит в том, что «Сеяние Божьего слова на ниве кашубских сердец» - первый объемный сборник произнесенных по-кашубски проповедей, содержащий 101 текст (М^к 2008). Несколько проповедей Мариана Мё-тека были опубликованы еще в 1991 г. вскоре после «демократического перелома» и представляли собой объединенные тематически тексты, возникшие в период с 1987 по 1989 г. Центральной идеей проповедей конца 1980-х гг. является пробуждение в кашубах исторического самосознания, лингвокультурной памяти и призывы к решению острых социальных проблем. В сборнике 2008 года проповеди М. Мётека приурочены к различным церковным праздникам, светским событиям, значимым для кашубского сообщества, двум паломническим поездкам - в Святую Землю и в Ватикан. Так, в 2000 г. молитва «Отче наш» на кашубском языке была помещена в храме Молитвы Господней в Святой Земле среди сотни таких же таблиц на других языках.

У кашубских проповедей была своя предыстория. До 1985-1986 гг. кашубы не имели возможности слышать свой язык в костеле. Волна «нового регионализма» захватила польское Поморье и сделала возможным многое из того, о чем раньше - даже в течение первых нескольких десятилетий после основания в 1956 г. «Кашубско-Помор-ского объединения» - кашубы могли только мечтать (ОЪгасМ-Ргопё-7уп8Й 2006). В 1985 г. ксендз Франтишек Груча, переведя часть богослужебных текстов, отправил первую мессу по-кашубски, несмотря на то что до сегодняшнего дня не существует одобренного Ватиканом варианта священных книг и официально месса не может пока звучать на этом языке. Участники мессы 1985 г. вспоминают, что все

Мудрость и святость в современных кашубских проповедях

201

происходило почти в атмосфере конспирации. В 1986 г. М. Мётек сам отправил свою первую мессу по-кашубски, но уже в костеле и, можно сказать, «публично»; перевод текста также подготовили Ф. Груча и Ф. Маршалковский. Затем было принято решение ограничиться проповедями на кашубском языке до тех пор, пока священные тексты не будут официально утверждены Ватиканом. Однако потребность кашубов в религиозных практиках на родном языке была в значительной степени реализована благодаря ставшим регулярными с 1987 г. проповедям М. Мётека. Кашубские проповеди быстро привели к важным результатам: в некоторых приходах кашубы перестали испытывать презрение со стороны тех, кто не говорил по-кашубски, жители стали гордиться своими корнями, возросло количество членов «Кашубско-Поморского объединения», поскольку лишь из проповеди многие узнавали о существовании этой общественной организации, активисты которой неустанно трудятся, видя своей задачей сохранение кашубского культурного наследия и активизацию духовной жизни кашубов. Тем не менее по политическим причинам до 1989 г. кашубские службы и проповеди неизбежно воспринимались как небезопасный и дерзкий шаг (Мю1к 2008: 9-10).

Кашубские проповеди состоялись благодаря нескольким факторам, из которых следует особо упомянуть четыре.

Во-первых, это возникшая благодаря понтификату Иоанна Павла II волна усиления религиозности среди польских католиков. Иоанн Павел II посетил Кашубию дважды, дважды он обращался к кашубам, призывая их следовать «святым путем отцов». Неоднократно Понтифик упоминал о том, что лишь сохранение языка и культурного своеобразия может стать главной опорой кашубского сообщества и не позволить ему раствориться не только среди других поляков, говорящих на литературном польском языке, но и среди европейцев в ставшей единой Европе.

Во-вторых, важную роль играла пропаганда в среде кашубов «своих святых», еще не канонизированных на момент издания сборника в 2008 г. В 2004 г. состоялась аудиенция кашубской делегации у папы в Ватикане. На этот раз главной целью паломничества была подача прошения о скорейшей беатификации кашубского епископа Константина Доминика, которого в Кашубии еще при жизни почитали как святого человека (М^к 2008: 297-338).

202

А. Семенова

Ил. 1

Титульный лист перевода мессы на кашубский язык, сделанного ксендзом Ф. Гручей

77/5.20 виу^д

(и>]{лски кйзаЩ>$сят)

¡¿птоиссЬсп]!/)^

и) Щспо ¿2/са I <&пя х ФссЬа БцуйНдо. йтеп!

ЗЬп гуёсЬ тска л ьчато I За 1иху!т ?

$гаст]!, рглгргозт фсда за ту/ дглеШ.Ьё см$1по тодШ ¿^¡ггашс

5ё $оди ИкаоеИтосптш < ичящ ЬксШ I $о$№ссс ¿е ааыр'пр'Т тё*1ц,тош1 иаи-

-пА? I Ьризясаегут (¿оЬг1до) тор иуит, тф ияЬа, тор Ьаго щЫдд Ш пе игтодо/р Шпу^Ьц Шгуф иуМпо £Ыихзёс$, ьхлеклесИ огуобк* I ИсЬ г и>а]1 Ьгаагуг I $х!ггёсв о тосШй^ яа гтц & $Ьт Воде пазЯгдо.

ЪрсЬ $$ гт/сйуг гше/ пата ЮяесЬтост I /*» №{ш$исАепрт пот дгзЛсН&и сЬпгоьхиЫ лс«А &иЫй ШрСЯЛфО. йтеп (

лпуНЬ] гииХ пата f Лгу* ятрРи] nc.il пате 1 вЬгШ* ат}Щ $4 паА пата I

лггу'сйу пота I ч

^У» аяи^'ц; пс4 далаЛ Яиу» ятШи] $4 пай потай /

у/шеф ад ^ДЗ^аэсЛ ^и о ад жя?// я^

......

Ил. 2

Образец фрагмента мессы на кашубском языке

В-третьих, немаловажны были послабления и уступки, которых во все большей степени добивалось от властей «Кашубско-Помор-ское объединение».

В-четвертых, благоприятную роль сыграло общее изменение политической системы в стране, начавшееся с «демократического перелома» 1989 г. Что касается изменения культурно-языковой ситуации, то за прошедшее после «демократического перелома» двадцатилетие кашубское сообщество получило много дополнительных прав, касающихся прежде всего сферы языка и культуры. В 2005 г. статус регионального языка был закреплен за «кашубщиной» на общегосударственном уровне в Уставе о языках национальных меньшинств и региональном языке. Несколькими годами ранее кашубский язык был признан европейским законодательством (Cybulski 2007).

Мудрость и святость в современных кашубских проповедях 203

Ил. 3

Образ епископа Константина Доминика, принесенный в дар папе Иоанну Павлу II во время паломничества кашубской делегации в Рим с просьбой о беатификации епископа (2004)

Мы не будем здесь специально останавливаться на сугубо лингвистическом анализе лексем, используемых в проповедях для определения понятий «мудрость» и «святость», поскольку, во-первых, в кашубском языке отсутствует традиционно устоявшийся понятийный аппарат, что оставляет автору свободу в поиске подходящего слова для наименования богоугодной жизни, не заставляя его лексически различать ее оттенки, во-вторых, в связи с проблематичностью перевода на русский язык из-за различного объема понятий одноко-ренных слов в русском и кашубском языке, что аналогично проблеме несовпадения объема понятий между русской мудростью и польским словом тц(1го$с, которое означает и мудрость, и ум, а также умственные способности и иногда степень образованности.

Попытаемся на основе анализа понятий «мудрость» и «святость» в языке проповеди реконструировать образ святого и мудрого чело-

204

А. Семенова

века глазами представителя костела, погруженного в стихию кашубского языка. С начала своей проповеднической деятельности М. Мё-тек неоднократно повторяет, что «путь отцов» свят. Святость - это путь к встрече с Христом, кроме того, следование Христу состоит в стремлении стать Христом, т.е. достичь абсолютной святости (М^к 2008: 29). Со святостью связано безумие: святость может в нем и проявляться, если безумие проистекает от безмерной любви к Богу (М^к 2008: 76). Говоря об иерархии ценностей, ксендз подчеркивает, что для христианина важны прежде всего общечеловеческие ценности, которые были дополнительно освящены в Нагорной проповеди, а это означает, что святы жизнь и тело человека, а также любовь (М^к 2008: 103). Квинтэссенция святости, на которую указывает М. Мётек, отражена в посланиях апостола Павла и состоит в том, что та святость, к которой призван каждый человек, состоит в любви к ближнему, когда в этом заключается реальность его повседневности, а не теория или идеология (М^к 2008: 107-108). Мир может спастись только святостью, которая полнее всего выражается в любви к ближнему. Мётек призывает к тому, чтобы повседневная жизнь и семья стали воплощением святости, реализуемой в повседневных делах любви (М^к 2008: 108-109).

Мудрость трактуется как сокровище ^дгЪ), при этом она неразрывно связана со святостью. Мётек говорит о том, что «большие сокровища не падают как манна с неба, до них необходимо постепенно дорасти; и этот процесс требует предусмотрительности, сильной воли и верности... Нет иного пути к счастью, кроме постоянного поиска мудрости» (М^к 2008: 24). Таким образом, мудрость предполагает пребывание в состоянии счастья. Далее Мётек объясняет несоответствие мудрости сегодняшней «моде», тому ложному пониманию, что аттестат зрелости свидетельствует о «мудрости» (здесь, как видно, пересекается два значения - ума и мудрости). Мё-тек настаивает на том, что мудрость состоит в том, чтобы всю жизнь искать себе более мудрых учителей и учиться непрестанно до самой смерти. Путь к мудрости приравнивается к пути по направлению к Богу (М^к 2008: 24). Мудрость состоит не в том, чтобы стремиться к физическому бессмертию, а напротив, в том, чтобы «перелить себя в цельный сосуд», который не подвержен разрушению, т.е. в Христа. Таким образом, соединение с Богом и есть результат истинной мудрости (М^к 2008: 91). Правильный выбор разумного

Мудрость и святость в современных кашубских проповедях

205

человека состоит в том, чтобы правильно расходовать свою жизнь для Христа; мудростью же называется потеря жизни для Христа, т.е. отдание всех своих сил на благо ближнего (М^к 2008: 92).

Для более точного определения понятий мы постарались выявить, в чем проявляется противоположность мудрости и святости. М. Мё-тек обрушивается на тех, кто губит кашубскую культуру и проявляет тем самым анти-святость (М^к 2008: 39). Недостаток святости сравнивается с недостатком воздуха, без святости мир не может спастись (М^к 2008: 108-109). Святость сопровождается также ненавистью и гонениями со стороны окружающих: святой человек вызывает к себе неприязнь со стороны грешных людей, таким образом, святость ни в коем случае не является гарантией комфорта в земной жизни.

Глупостью, в противоположность мудрости, называется следование кратковременной моде (М^к 2008: 24). Отсутствие мудрости, понимаемой как ум и образованность, не мешает, однако, святости и служению Господу: Мётек упоминает о том, что Бог часто призывает себе на службу людей, «не отличающихся умом» (М^к 2008: 83). О лукавом мудрствовании, или о псевдомудрости ксендз тоже упоминает в контексте веры мудрых в воскресение и неверия псевдомудрых людей в вечные ценности, которым они противопоставляют ценности временные, материальные (М^к 2008: 121; 185). Мудрость также противопоставлена многознанию: лишь мудрый, подобно царю Соломону, человек догадается просить мудрости у Бога и будет понимать, что она является Его даром (М^к 2008: 211-213). То, что на свете так много несчастных людей, означает, что лишь очень немногие стараются достичь мудрости (М^к 2008: 24). Еще одна преграда на пути к мудрости - ложно понятая свобода: человек хочет быть свободным даже от Бога, доверившись которому человек достигает настоящей мудрости. Свобода является сокровищем, не приносящим пользы глупому (М^к 2008: 25), а мудрого она направляет к источнику всякой мудрости, к Богу. Другую ошибку видит М. Мётек в следовании моде и отбрасывании традиции, он называет раба моды рабом глупости. Путь к мудрости - это путь к Богу, который, тем не менее, и сегодня привлекает лишь немногих.

В проповедях перечисляются поступки и состояния, отдаляющие человека от состояния святости. В первую очередь для М. Мётека это отсутствие патриотизма, которое прямо представляется как слу-

206

А. Семенова

жение Антихристу, а также неуважение к традиции, языку, пассивность в служении обществу, неуважение к семейным ценностям, леность в молитве и церковной жизни.

Мудрость и святость сопровождаются дополняющими их иными состояниями, способствующими повышению уровня духовности. Из текстов явствует, что обязательным дополнением к мудрости, необходимым для спасения, является вера. Вера ведет к «святой жизни» (Miotk 2008: 89), высшая ступень веры - это доверие мудрости Божьей (Miotk 2008: 222). В вере проявляется степень нашей мудрости (Miotk 2008: 223). Мудрость не является ключом к решению любого вопроса, например, мудрейшие люди (здесь следует понимать как «умнейшие») не могут прекратить войны на планете, несмотря на растущее число миротворцев, миротворческих организаций и изменение общественного сознания в целом (Miotk 2008: 40). Вера вместе со святостью позволяет человеку узреть образ Божий в своем сердце, почувствовать Его милость и в конечном итоге начать жить, как дитя Бога (Miotk 2008: 249).

Святость может быть свойственна как обычным мирянам, так и особенным, избранным и призванным к служению Богу людям. В проповедях упоминаются святые и обычные люди, достигающие иногда высот святости и мудрости. М. Мётек упоминает о том, что добродетель (cnota), или благодать, полученная любым христианином при крещении, так велика, что человеческой жизни не хватит на ее полную реализацию, а единственная значимая цель в жизни христианина - достижение святости. Таким образом, человеку предстоит непрестанный труд. В одной из проповедей дается определение святого: это человек, который открыл в себе образ Бога и вознес Ему за это благодарственную хвалу, а также взял на себя ответственность в том, чтобы идти по своему уникальному пути (Miotk 2008: 248-249). Таким образом, существует лишь индивидуальный путь к святости, состоящий в выполнении Евангельских заповедей и добровольном подчинении Богу (Miotk 2008: 338).

В проповедях выделяется целый ряд явлений, часто характеризуемых как святые/мудрые. Прежде всего это путь отцов, память о корнях, о прошлом, что приравнивается в определенном смысле к святости, пути по направлению к Богу (Miotk 2008: 70). Кашубский народ в целом, по словам М. Мётека, «всегда был с Богом», в кашубском гимне есть слова Мё ^тотё z Boga (Мы вместе с Бо-

Мудрость и святость в современных кашубских проповедях

207

гом). М. Мётек неоднократно упоминает наивысшую степень святости Бога, Пресвятую Деву Марию, говорит о святости родного языка, данного Богом (Miotk 2008: 47). При этом он, в частности, вспоминает Миколая Рея, впервые указавшего в поэтической форме на ценность польского языка. По аналогии М. Мётек говорит о ценности «кашубщины» (Miotk 2008: 73). Абсолютной мудростью обладает Бог, у которого свои планы; человеку о них неизвестно, в связи с чем подчеркивается неслучайность любых событий в этом мире; отсюда проповедник делает вывод, что и кашубы тоже не случайно оказались на своем месте, что и они, как определенное сообщество, нужны Богу и их долг - сохранять свою идентичность.

Прагматические задачи включения образов мудрости и святости в тексты проповедей вытекают из вышеперечисленных семантически узловых моментов. На первом месте стоит задача сохранения лингвокультурной идентичности кашубов, а также решение социальных проблем. Заметим, что проведенная в Польше несколько лет назад перепись населения показала, что именно Кашубский регион Польши можно считать сегодня оплотом здоровой семьи, в кашубских Сераковицах отмечен самый высокий показатель рождаемости во всем государстве, жители признают, что кашубская семья до сих пор достаточно патриархальна и в ней особенно велика роль матери, которая, как и раньше, прививает детям основы веры (Kim s^. Ka-szubi 2007).

В проповедях постоянно проводятся параллели между современностью (событиями ХХ и начала XXI в.) и Священным Писанием с его образцами святости-праведности-мудрости. Современные кашубские проповедники сравниваются с ветхозаветными пророками и апостолами, несущими Слово Божье. Многие фрагменты проповедей посвящены епископу Константину Доминику, о котором ксендз всякий раз говорит как о святом. Этот епископ остался в памяти соотечественников как святой по многим причинам. В частности, для него не существовало понятия «мое»: все было от Бога, все было для него милостью. С юных лет Константин Доминик последовательно шел путем святости и рано познал ту истину, что дорога к святости состоит из маленьких повседневных поступков, совершенных ad maiorem Dei Gloria (к вящей славе Господа). Святость Константина Доминика еще в молодости состояла в том, что он стремился созерцать образ Бога в своем сердце и искоренить все, что

208

А. Семенова

этот образ разрушало. В 1939 г. немцы расстреляли 220 ксендзов, из которых епископ лично знал каждого. Епископ повторял, что его место было среди них, но тем не менее благодарил Бога за свое чудесное спасение, когда его не взяло гестапо, поскольку он был тяжело болен. М. Мётек добавляет, что, по воспоминаниям родственников Константина Доминика, немцы ушли в смущении. Ксендз задается вопросом, не видели ли они уже нимб над его головой? Епископ был интернирован в 1940 г., но не был казнен, а в 1942 г. был назначен крайний срок, когда ему следовало письменно подтвердить переход на сторону немцев. Услышав об этой дате, Константин Доминик сказал: «Тогда Господь Бог обо мне рассудит». Умер он своей смертью за неделю до назначенного срока (М^к 2008: 297, 298-300, 301, 303). Вспоминая свидетельства многих прихожан, молитвенно обращавшихся к епископу в военные годы и в другие трудные времена, М. Мётек указывает на то, что прославление Константина Доминика ценно не само по себе, а для утверждения кашубов в вере и для того, чтобы другие католические общины также знали об этом святом, происходящем из кашубского рода (М^к 2008: 288). В 2004 г. во время паломничества в Ватикан папа Иоанн Павел II отметил, что сам факт, что кашубы просят о беатификации Константина Доминика и молятся об этом, является признаком чуда (М^к 2008: 210-211).

На торжествах, посвященных канонизации папой Бенедиктом XVI польского священника Шимона из Лепницы 3 июня 2007 г., М. Мётек указывает, что святость была обретена Шимоном через веру (М^к 2008: 238, 240).

Говорится в проповедях и о ксендзе Б. Сыхте, авторе наиболее фундаментального в истории польской лингвистики и одного из наиболее значительных в мире лингвострановедческих словарей. Его жизнь представлена как подвижническая, святая, а его словарь - это памятник, сокровищница кашубского языка. О нем Мётек говорит как о человеке, малом для мира и великом для Бога, т.к. его дух был богат. Сыхта близко к сердцу воспринимал страдания людей и был всегда с ними, поэтому они ему открывались. В годы оккупации они, несмотря на опасность, помогали ему записывать полевые материалы и хранить их. В 1992 г. соотечественники поставили Сыхте памятник на его малой родине, что М. Мётеком расценивается как добрый знак. На торжественном открытии памятника присутствовали ученые из Польской академии наук, признавшие, что издание по-

Мудрость и святость в современных кашубских проповедях

209

добного словаря под силу коллективу филологов, которому пришлось бы работать над таким проектом 20 лет. Бернард Сыхта, по словам М. Мётека, учит тому, как нужно врастать в свою родную культуру (М^к 2008: 269).

Некоторые миряне также называются Мётеком святыми. Например, сестры Зофья и Ядвига Птох, много сделавшие для польской народной культуры, выразили свою душу в прекрасных вышивках. Ксендз предлагает сегодняшнему поколению брать с них пример и утверждает, что они надолго останутся в народной памяти. Рядом с именем прославленного в 2007 г. польского святого М. Мётек упоминает о том, что деятельность кашубских светских музыкантов, пробуждающих в слушателях чувствительность к красоте культуры и обучающих нас единству и жизни на благо ближнего, также приближает людей к Богу.

М. Мётек сравнивает современных святых и каждого человека, стремящегося к Богу, со святыми прежних веков. Он указывает на то, что трудности пути не должны быть оправданием отказа от него, поскольку прежние святые жили если не в таких же, то в худших по сравнению с нами условиях. Мётек указывает причину их победы над грехом: они помнили, кто они есть, обладали истинной иерархией ценностей, в которой душа важнее любых материальных благ (М^к 2008: 248). Помощь в прохождении пути святости оказывает подражание Христу, когда человек несет людям мир и добро (в качестве примеров приводятся жития св. Франческо Бернардоне и его польского «брата» Константина Доминика) (М^к 2008: 291-292, 295).

Среди ключевых этапов, которые проповедник обозначает в качестве шагов для достижения мудрости и святости, упоминается повседневный труд над укреплением своего духа в любви к ближнему, преодолением лени, активное участие в социальной и религиозной жизни соотечественников, укрепление мира в семье и стремление к реализации своего индивидуального предназначения. Последнему проповедник уделяет особое внимание, приводя в подтверждение «диалог» человека с Богом, выступающим в роли Отца, который безусловно любит свое дитя, проявляет бесконечное понимание и терпение, но, создав его уникальным и неповторимым, подсказывает, что счастья дитя может достичь только на пути точного следования своему индивидуальному предназначению, которого никто не

210

А. Семенова

может выполнить за него. Однако конкретные «рецепты» не даются, поскольку заповеди являются лишь общими ориентирами, помогающими идти в направлении достижения святости.

Что является проводником мудрости и святости? В первую очередь, это Сам Христос, который делает человека святым, и Библия, как источник мудрости для всех. Святые могут вмешиваться в жизнь верующего и оказывать реальную помощь. В одной из проповедей ксендз описывает случай, произошедший в XX в. в Египте во время одной из волн антихристианских настроений. Героиня проповеди не имела возможности постоять за себя, чтобы избежать увольнения из министерства, и молилась св. Терезе, умершей в 1897 г. Сотрудницу вызвал к себе министр и отчитал за то, что она якобы искала поддержки у высоких покровителей. По его описанию женщина поняла, что министру явилась св. Тереза и, показав ему ее образ, убедилась, что так и было, поскольку ни с кем другим она не говорила о своей беде. Министр также убедился, что охрана никого к нему не впускала во время явления святой. В качестве медиаторов святости у М. Мётека также упоминаются Крест и Святое Крещение, Покаяние, Причастие. Святость всегда едина с верой, которая, в свою очередь, трактуется как состояние, в котором верность Богу соединяется с верностью Отечеству, в т.ч. малой родине, Поморью; и снова проповедник приравнивает веру к патриотизму. Вере учит прежде всего мать (М^к 2008: 30), которая и является первым проводником в состояние святости. Дети также бывают как «индикаторами», так и «проводниками» святости. М. Мётек приводит примеры, когда дети заставляют своих родителей задуматься о том, насколько их поведение противоречит закону любви. Так, маленькая девочка, молитвы которой услышал ее родной отец, злоупотреблявший алкоголем домашний «деспот», способствовала изменению его поведения и пробудила в нем ответственность. В словах другого ребенка, спросившего своих постоянно конфликтовавших родителей, правда ли, что они женаты, проповедник видит подтверждение того, что и маленькому ребенку под силу ясно различать конфронтацию и повседневные дела любви (М^к 2008: 256-258).

Итак, через представления о святости и мудрости в кашубских проповедях преподносится видение новейшей истории кашубского сообщества - как постепенный путь к укреплению самосознания и лингвокультурной идентичности, приводятся в пример культурно

Мудрость и святость в современных кашубских проповедях

211

значимые события, свидетельствующие о святости, проникающей в души кашубской паствы, т.е. о паломничествах и трудах на благо общества и развития его культуры. Опираясь на Священное Писание и традицию, проповедник привлекает те идеи и нарративы, которые подчеркивают богоугодность миссии по сохранению кашубами идентичности, в частности, выдержки из обращений Иоанна Павла II, учение о том, что все события предопределены Богом, следовательно, и создание кашубского рода не было лишним и случайным актом. Многократно акцентируется роль матери как первого учителя святости, идея об обязательности патриотизма для христианина, в том числе верности малой родине, поскольку лишь тот, кто верен в малом, верен в большом. Особое место занимают рассказы о современных кашубских «святых», как имевших священный сан, так и простых мирянах. Программными являются обращения к молодежи, а также упоминания об актуальных событиях, происходящих в кашубском обществе. Все события оцениваются с точки зрения присущей им нравственной направленности. Так, осуждается распространение среди кашубов злоупотребления алкоголем, достигшего размеров бедствия в конце 1980-х гг., пропагандируются крепкая многодетная семья и выполнение гражданского долга. Все это расценивается как способ продвижения по пути к святости и проявление мудрости.

Как мы видим, мудрость и святость часто упоминаются в различных контекстах, однако святость и праведность четко не разграничиваются. К людям, ведущим праведную жизнь в миру, применяется характеристика «святые» наравне с теми, кто причислен к лику святых. В кашубско-польском онлайн-словаре слово праведность отсутствует. То, что упоминания о праведности как отдельном состоянии либо отсутствуют, либо приравниваются к добродетели и благодати (cnota), заставляет предположить, с одной стороны, что для современного миропонимания христианина - носителя кашубского языка праведность (как следование определенным моделям поведения) менее значима, чем святость (как общая глобальная задача, выражающаяся в постоянном следовании по пути любви к Богу и ближнему), в чем и проявляется наивысшая мудрость. С другой стороны, беатификация кашубских святых, вероятно, поставит перед кашубскими проповедниками лингвистическую задачу дифференцирования понятий «праведности» и «святости».

212

А. Семенова

Литература

Cybulski 2007 - Cybulski M. Praktyczne aspekty Ustawy o mniejszosciach naro-dowych i etnicznych oraz o j^zyku regionalnym (6 I 2005. Dz. U. 2005 Nr 17 poz. 141) // Biuletyn Rady j?zyka kaszubskiego. Rok 2007. Gdansk, 2007. S. 113-122.

Kim s% Kaszubi 2007 - Kuniewski J. Kim jestem? O tozsamosci kobiet z Kaszub // Kim s% Kaszubi? Nowe tendencje w badaniach spolecznych. Gdansk, 2007. S. 219-246.

Miotk 2008 - Ks. Marian Miotk. Sew Bozego Slowa na niwie kaszebsczich serc. Gdansk. 2008.

Obracht-Prondzynski 2006 - Obracht-Prondzynski C. Zjednoczeni w idei. Gdansk, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.