ОБЩИЕ ВОПРОСЫ
УДК: 502:616
МУДРОЕ ИСКУССТВО УНЦУКУЛЯ
«Линия и пятно для художника должны давать такое же удовольствие своей точностью и совершенством, как и умное слово».
Газали-Дибир
© 2007. Мария Вяжевич,
советник Президента Российской Академии художеств
В работе проанализированы эволюция сложения Унцукульского искусства, профессиональные школы, вклад выдающихся мастеров. The work analyzes the history and evolution of the Untsukul art, the professional schools and the outstanding masters' contribution to the art.
В пронизанной мягким светом голубоватой дымке пространства, среди горделивых и вечных гор Дагестана, будто балансируя на грани тверди земной и тверди небесной, живет древнее аварское селение Унцукуль. Вот уже сотни лет многие поколения удивительных мастеров - жителей Унцукуля - в тишине и умиротворении уединенного горного аула, неустанно работают над созданием уникальных произведений, аналога которым не найти во всем мировом искусстве.
Редкий народный промысел Унцукуля - искусство орнаментальной насечки и инкрустации металлом по дереву - по местному преданию, имеет давнюю историю и зародился еще в ХУП-ХУШ веках. За долгие столетия мастерами разных поколений был пройден непростой путь от самых первых наивно-лаконичных орнаментов, сделанных резцом на поверхности деревянной утвари, до изысканных металлических узоров, по своей тонкости и сложности, соперничающих с золотым или серебряным шитьем. Уже в Х1Х веке об изделиях унцукульских мастеров с восторгом заговорили не только в России, но и за ее пределами. Сегодня Унцукуль - всемирно известный художественный центр.
Можно много размышлять над тем, как происходит зарождение народного творчества. Почему из множества географических мест, лишь немногие обретают мировую славу, благодаря таланту людей их населяющих? А может, само место - будь то город или селение - влияет на способности живущего там человека?
Мастера Унцукуля считают, что родной аул - истинный источник их неисчерпаемого вдохновения. Бывали случаи, когда человек, уехав из Унцукуля, был не в состоянии создавать вещи такой красоты, сложности, а, главное, духовной силы, какие рождались в его руках на отчей земле. Не случайно, особое значение для художников Унцукуля имеет связь поколений. Одиноким и потерянным чувствует себя человек, не знающий своих корней. Лишь поддержка близких любящих людей помогает преодолеть неуверенность в своих силах, а неясности жизненных целей не останется там, где найдется место мудрому совету старших. Что же говорить о народном искусстве, которое само по себе является целой философией, и неразрывными узами связано с самой жизнью и бытом людей? От деда к отцу, от отца к сыну веками передаются не только навыки и умение, но и духовное понимание ремесла, глубинный смысл творческого процесса.
В самом Дагестане и далеко за его пределами широко известна династия Газимагомедовых. В этой семье вот уже на протяжении двухсот лет представители целых восьми поколений владеют искусством знаменитой унцукульской орнаментальной насечки металлом по дереву. Основателями
творческой династии стали братья Алигаджи и Алимагомед, жившие на рубеже ХУШ-Х1Х веков. Ими изготовлялись впервые украшенные металлической насечкой трости и курительные трубки. Последние, как правило, сбывались на внешнем рынке, так как при имаме Шамиле курильщикам грозила смертная казнь. Вместе с тем в период Кавказской войны унцукульские украшенные трубки охотно приобретались русскими офицерами. Изделия унцукульцев покупали в Ростове и Минеральных Водах, в Астрахани и Нижнем Новгороде. В начале ХХ века изделия с насечкой стали экспортироваться за границу. Их оригинальность и красота повсюду вызывали неизменное восхищение.
Помимо тростей и трубок, в Унцукуле изготавливались традиционные предметы домашнего обихода - мерки для муки, солонки, ступки для чеснока, ковши, блюда, ложки. Со временем вырабатывались главные технологические принципы создания вещи, определялись его основные этапы. Например, выбор материала. Для своих изделий унцукульцы используют древесину твердых пород кизила (трости) и абрикоса (посуда и др. предметы). Предварительно дерево просушивают - кизил не менее трех лет, абрикос - не менее пяти. Гладкая поверхность и красивая текстура - также очень существенны для мастера, подбирающего материал для своего будущего творения. Форма изделию придается вручную или на токарном станке (с 1950-х годов). Но истинной душой унцукульских изделий является орнамент. По традиции тончайший изысканный узор наносится мастером вручную. Для его создания необходимо не только безупречно знать множество традиционных орнаментальных форм, но и обладать тонким вкусом, чувством ритма и пропорций, иметь твердую руку и развитый глазомер. Первоначальный рисунок слегка намечается на деревянной поверхности при помощи циркуля и специального резца (как правило, инструменты для насечки мастера делают сами), затем мельчайшие металлические фрагменты орнамента вбиваются в дерево молоточком на глубину равную примерно двум миллиметрам. Для одного рисунка мастеру нередко приходится делать до 100 тысяч насечек-штрихов. Так, постепенно, вся поверхность дерева покрывается причудливой и многосложной сетью, состоящей из гибких линий и ритмичных штрихов. Особый узнаваемый характер ун-цукульскому изделию придает инкрустация круглыми или овальными мельхиоровыми пластинами -элемент, восходящий к солярным символам, олицетворяющим солнце, энергию, торжество жизни. Важно отметить, что в искусстве Унцукуля декоративная функция орнамента соседствует с его философским символическим значением. После нанесения орнамента - самого трудоемкого и ответственного этапа - изделие шлифуется и полируется, а в некоторых случаях покрывается лаком. Лак не только способствует лучшей сохранности вещи, но и существенно меняет ее образ, делая его более завершенным и изысканным. Цвет дерева становится темнее и глубже, а мельхиоровый узор приобретает новый серебристый оттенок.
Характерной чертой лучших унцукульских мастеров всегда была и остается активная творческая позиция, нежелание останавливаться на достигнутом, стремление постоянно обогащать традицию новыми решениями. В этом заключается основная причина быстрой и плодотворной эволюции унцукульского промысла, превращение ремесла в подлинно высокое искусство. Особая роль в развитии мастерства принадлежит современным представителям семьи Газимагомедовых - лауреату Республиканской премии имени Гамзата Цадасы, заслуженному деятелю искусств Дагестана, кандидату искусствоведения и члену Союза художников России Магомеду-Али Газимагомедову, заслуженному деятелю искусств Дагестана, члену Союза художников России, заслуженному художнику России Гамзату Газимагомедову, братьям Магомеду, Ахмеду, заслуженному деятелю искусств Дагестана Заийрбегу Газимагомедову.
С авторскими произведениями этих самобытных художников знакомила недавно прошедшая в Махачкале в Дагестанском государственном объединенном музее IV персональная выставка «Унцу-кульская орнаментальная насечка». Экспозиция была приурочена к 55-летию одного из ярких представителей унцукульского искусства орнаментальной насечки Гамзата Газимагомедова - автора значительной части показанных на выставке произведений и памяти погибших от рук террористов в 2005 г. брата, заслуженного деятеля искусств Республики Дагестан Заийрбега Газимагомедова и капитана ФСБ, племянника, Магомедрашада Газимагомедова, награжденных орденами Мужества (посмертно).
«Своим мастерством мы обязаны, прежде всего, нашему отцу, - говорит Гамзат Газимагомедо-вич, - когда-то он подарил каждому из пятерых сыновей по набору инструментов для насечки, с это-
го все и началось. С тех пор мы чувствуем себя ответственными за то, чтобы искусство, живущее в нашей семье, продолжало развиваться и дальше, ведь именно это было заветом отца нам, его детям».
Отец Г. Газимагомедова - Газимагомед Алиев (1908-1980) - был не только самобытным художником и знатоком искусства орнаментальной насечки, но и замечательным организатором и педагогом. Им был организован уникальный художественный цех, действующий в Унцукуле и поныне. Искусство и общественная деятельность Г. Алиева были направлены на сохранение высокохудожественного авторского произведения, на утверждение творческого принципа, при котором изделие от начала до конца создается одним мастером. Лучшие из местных мастеров являются учениками Г. Алиева. Среди них и лауреат Государственной премии РСФСР им. И.Е. Репина Идрис Абдулаев, в течение двадцати лет возглавлявший Унцукульскую художественную фабрику им. М. Дахадаева. С 1989 по 1994 год ее директором был и Гамзат Газимагомедов, но руководство массовым производством, неизбежные организационные дела оставляли слишком мало времени для воплощения собственных творческих замыслов. Их и сегодня у мастера немало - не случайно Г. Газимагомедов известен как реформатор искусства орнаментальной насечки.
За самую первую творческую работу - декоративную трость - на Республиканской выставке 1968 года он был награжден дипломом 1-й степени. Тогда художнику было всего семнадцать. Для каждого унцукульца изготовление художественной трости считается своеобразным экзаменом, «пропуском» в самостоятельную творческую жизнь.
Сегодня за плечами мастера - годы кропотливого и в тоже время необычайно увлекательного труда. Авторские произведения Гамзата Газимагомедова находятся в ряде крупнейших государственных музеев России, в частных коллекциях по всему миру. Его разнообразные неповторимые изделия экспонируются в Государственном музее искусств народов Востока, во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства в Москве, Дагестанском объединенном историческом и архитектурном музее, Дагестанском республиканском музее изобразительных искусств в Махачкале. Созданный мастером письменный набор украшает стол короля Саудовской Аравии.
Практическое освоение уникальной техники со временем привело художника к необходимости теоретического осмысления уже имеющегося традиционного опыта, с целью его дальнейшего плодотворного развития. Результатом стала книга-исследование «Современное декоративно-прикладное искусство Дагестана. Художественно-эстетические проблемы» (Махачкала, 1992). В ней Г. Газима-гомедов дает обоснование происходящим в дагестанском искусстве переменам, утверждает важность творческого, а не пассивного отношения к традиции со стороны художников-практиков.
Синтез традиции и новейших поисков - суть профессионального опыта Г.Г. Газимагомедова, находящая отражение в его искусстве. Безупречный знаток традиций унцукульского промысла, Гам-зат Газимагомедов первый постарался предупредить коллег об опасности перерождения народного искусства в сувенирную эклектику, когда изделие утрачивает первозданную простоту и целостность форм, перегружается орнаментом. В своем собственном творчестве мастеру удается находить совершенно новые формы, сохраняя при этом гармонию, присущую древней аварской посуде. «Ее неприхотливость, - пишет он в своем исследовании, - не должна скрывать от нас того важнейшего факта, что в полном соответствии со спецификой декоративно-прикладного искусства, они (формы) были обращены не только к глазу, но и к руке человека, ибо достоинства и недостатки формы прикладного изделия, как известно, ощущает наиболее адекватно именно рука».
Являясь кандидатом философских наук и профессионально занимаясь изучением арабо-мусульманской культуры, Г.Г. Газимагомедов стал основоположником принципиально нового направления в современном искусстве Унцукуля, связанного с использованием в технике насечки орнаментов, основанных на арабской вязи. Кроме этого, мастер является создателем изделий крупных монументальных форм (мерка «Кали», напольная ваза «Унцукуль», кухонные поставцы, декоративные панно), аналогов которым нет в современном декоративно-прикладном искусстве.
Уникальное творчество Г.Г. Газимагомедова утверждает новый прогрессивный взгляд на искусство, доказывая, что традиция при заинтересованном к ней отношении и ее внимательном изучении способна привести художника к подлинно новаторским находкам. Ведь любая традиция в своем истоке - ничто иное, как первая робкая попытка мастера-предшественника внести в искусство предков элемент новизны.