Научная статья на тему 'МСФО - универсальный подход к формированию финансовой отчетности организаций'

МСФО - универсальный подход к формированию финансовой отчетности организаций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
669
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ / БИЗНЕС / КОНКУРЕНЦИЯ / ИНФОРМАЦИЯ / ДОСТОВЕРНОСТЬ / КОНСОЛИДИРОВАННАЯ ОТЧЕТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гусарова Л. В.

В статье представлены преимущества международных стандартов финансовоой отчетности как эффективного и универсального механизма формирования финансовой отчетности, который позволяет успешно работать с зарубежными партнерами и обеспечивает эффективное управление организацией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МСФО - универсальный подход к формированию финансовой отчетности организаций»

УДК 339.7

МСФО - УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ПОДхОД К ФОРМИРОВАНИЮ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ

Л. В. ГУСАРОВА,

кандидат экономических наук, доцент E-mail:gusarova@bug. ieml. ru Бугульминский филиал Института экономики, управления и права, г. Казань

В статье представлены преимущества международных стандартов финансовой отчетности как эффективного и универсального механизма формирования финансовой отчетности, который позволяет успешно работать с зарубежными партнерами и обеспечивает эффективное управление организацией.

Ключевые слова: международные стандарты финансовой отчетности, бизнес, конкуренция, информация, достоверность, консолидированная отчетность.

Международные стандарты финансовой отчетности (International Financial Reporting Standards) — свод правил, регламентирующих порядок формирования финансовой отчетности компаний. На современном этапе развития и гармонизации бухгалтерского учета и отчетности в мировом экономическом сообществе МСФО приобретают официальный статус во многих странах мира. Они служат критерием допуска компаний на внутренние и международные рынки капитала.

В связи с действием проекта о сближении ГААП США и МСФО тексты последних перерабатываются. Видоизменяются принципы подготовки финансовой отчетности и методов оценки отдельных активов и обязательств компаний. Совет по международным стандартам финансовой отчетности (IASB) и Комитет по стандартам фи-

нансового учета США (FASB) 18.09.2002, а затем

29.10.2002 принимают на себя обязательства по устранению различий, содержащихся в учетных правилах американской и европейской систем, и согласованию технических программ. Благодаря этому достигается конвергенция данных систем в единую международную систему Уже 16.07.2003 Комитет Европейской комиссии по регулированию отчетности (ARC) придает юридическую силу нормам МСФО на территории европейского экономического пространства. Знаковым и необходимым в переходе на МСФО стало принятие

19.06.2003 стандарта IFRS 1, главная цель которого состоит в оказании помощи компаниям, впервые подготавливающим финансовую отчетность в соответствии с МСФО, а также в преодолении трудностей, связанных с переходом на эти стандарты.

В рамках содействия распространению и совершенствованию МСФО Совет по международным стандартам финансовой отчетности работает в тесном контакте с Международной организацией комиссий по ценным бумагам (IOSCO), играющей роль регулирующего механизма рынков ценных бумаг. Еще в 1995 г. между Комитетом по МСФО и IOSCO было достигнуто соглашение о сотрудничестве, в том числе в отношении возможности использования МСФО для котировки ценных бумаг на биржах разных стран мира и особенно в США.

Кроме того, внедрение МСФО в Европе осуществляется при поддержке Европейской консультативной группы по вопросам финансовой отчетности (European Financial Reporting Advisory Group — EFRAG), а также Комитета Европейской комиссии по регулированию отчетности.

Несмотря на все трудности, возникающие в учете, в частности компаний Европы, в результате применения МСФО страны EC приняли решение отказаться от Седьмой директивы о сводных счетах групп компаний (директива совета министров ЕС № 83/349), которая применялась в практике составления консолидированных отчетов еще с 1983 г., положения которой затрудняли возможность сопоставления результатов финансово-экономической деятельности европейских компаний-конкурентов на базе представляемых ими отчетов.

Принципы подготовки финансовой отчетности по МСФО сформулированы в Концепции подготовки и представления финансовой отчетности (Framework for the Preparation and Presentation of Financial Statements), которая определяет два фундаментальных допущения, лежащих в основе МСФО. Это принцип начисления (accrual basis) и допущение о непрерывной деятельности организации (going concern basis).

Первый принцип является решающим при составлении отчетности по МСФО, так как позволяет увидеть не только прошлые операции, но и обязательства по оплате в будущем, а также оценить будущие поступления денежных средств в компанию. Следует отметить, что данный принцип заложен в положениях по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99) и «Расходы организации» (ПБУ 10/99), утвержденных приказами Минфина России от 06.05.1999 № 32н и 33н. Однако в отечественной практике решающее значение имеет первичный документ, подтверждающий затраты. В то же время для МСФО имеет значение факт, в каком периоде они принесут доход, именно тогда они и будут признаны.

При подготовке отчетности по МСФО следует иметь в виду, что существенность информации в международных стандартах понимается не как количественный, а как качественный критерий. Если в отечественной практике раскрытию в финансовой отчетности подлежат расходы или доходы, превышающие 5-процентный барьер, то МСФО дают право организации самостоятельно

определять степень существенности информации. Так, размер доходов от нового вида деятельности предприятия может быть незначительным, но если организация делает на этот вид деятельности ставку в будущем, то она может раскрыть данную информацию в отчетности.

Формируя финансовую отчетность по МСФО, следует помнить о некоторых различиях и в оценке запасов. Принцип осмотрительности международных стандартов требует проявлять осторожность при оценке запасов в условиях неопределенности. Если предполагается, что по разным причинам они могут быть проданы впоследствии по цене ниже себестоимости, то в балансе они должны быть отражены по возможной чистой стоимости продаж (net realizable value). Данный принцип закреплен в положениях по бухгалтерскому учету «Учет производственных запасов» (ПБУ 5/01) и «Изменения оценочных значений» (ПБУ 21/2008), утвержденных приказами Минфина России от 09.06.2001 № 44н и от 06.10.2008 № 106н, в которых предусматривается возможность создания резерва под снижение стоимости запасов, однако на практике этим предприятия практически не пользуются.

Наибольшие сложности связаны с применением в отечественной практике принципа МСФО «преобладание экономической сущности (substance) над юридической формой (form)». Основная проблема связана прежде всего с различием понятия «актив» в МСФО и в российском учете. Так, отечественные предприятия на балансе могут отражать лишь те активы, правом собственности на которые они обладают. В противоположность этому МСФО рекомендуют учитывать в качестве активов средства, контролируемые компанией, в том числе являющиеся собственностью других юридических и физических лиц (например, арендованные основные средства).

Кроме того, многие международные стандарты требуют или допускают использование справедливой стоимости при оценке активов, которую устанавливает бухгалтер исходя из своего профессионального суждения. Учитывая, что в России правила бухгалтерского учета всегда носили директивный характер, а какое-либо отклонение от установленных правил рассматривалось отклонением от требований финансового и налогового законодательства, отечественные бухгалтеры оказались не готовы к отходу от счетоводческого

мышления к экономическому. Так, например, срок полезного использования объекта основных средств в России устанавливается исходя из срока, предусмотренного классификацией для целей налогообложения прибыли. Международные стандарты при этом предлагают определять срок полезного использования исходя из технических, коммерческих и бухгалтерских соображений.

Задача построения модели финансовой отчетности, полностью отвечающей требованиям МСФО, создает трудности тем компаниям, которые приступают к этому впервые.

Учитывая эту проблему, в июне 2003 г. Совет по МСФО выпустил новый стандарт МСФО (IFRS) 1 «Первое применение международных стандартов финансовой отчетности» (First-time application of International Financial Reporting Standards).

Данный стандарт вводит исключения для компаний, впервые составляющих финансовую отчетность по МСФО, которые состоят в том, что в ряде случаев компаниям не надо будет восстанавливать и корректировать предыдущие учетные записи, сделанные в рамках национальных стандартов.

В основе МСФО (IFRS) 1 «Первое применение международных стандартов финансовой отчетности» заложен принцип ретроспективного применения МСФО. При этом представлены шесть добровольных исключений и три обязательных.

В данном стандарте приводится перечень дополнительной информации, которую должны раскрыть компании. Затем выставлены требования, согласно которым компании должны: определить, какая их отчетность будет составлена первой по МСФО; подготовить вступительный бухгалтерский баланс по МСФО на дату перехода на эти стандарты; выбрать согласованную с МСФО учетную политику и применить ее ко всем периодам, представленным в первой финансовой отчетности по МСФО; принять решение об использовании каких-либо шести исключений и трех обязательных; подробно раскрыть в финансовой отчетности информацию об особенностях перехода на МСФО.

Пересмотр учетной политики организации в соответствии с МСФО обоснован разницей в целях. Так, основной целью информационной системы финансовой отчетности по МСФО является обеспечение наиболее полезной информации для пользователей. В национальном же стандарте ПБУ

1/2008 понятие «учетная политика» представлено в виде совокупности способов ведения бухгалтерского учета, применяемых предприятием.

В учетной политике отечественных предприятий слишком много внимания уделяется моментам, не имеющим значения с точки зрения пользователей: организация документооборота, используемая технология обработки учетной информации, порядок контроля за хозяйственными операциями, и слишком мало — методам оценки элементов финансовой отчетности. Именно эта информация необходима заинтересованным пользователям, которые желают знать, как именно предприятие измеряло в денежном выражении свои ресурсы, а также результаты деятельности. Вместе с тем следует заметить, что в п. 7 ПБУ 1/2008 впервые закреплена и узаконена реальная практика использования международных стандартов в отечественном бухгалтерском учете при разработке организацией конкретных способов ведения учета.

Полный комплект финансовой отчетности должен включать: бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет об изменениях в капитале, отчет о движении денежных средств, заявление об учетной политике, пояснительные примечания к отчетности.

Следует отметить, что, как правило, на Западе не существует жестко регламентированных форм баланса или другой отчетности. Определяются лишь общая форма и порядок расположения статей. Даже европейские директивы предусматривают вариантность разрешенных к использованию форматов.

Таким образом, состав и структура финансовой отчетности западных стран чрезвычайно многообразны. Они различаются не только у компаний разных стран, но и у предприятий одной отрасли. Тем не менее принципиальное понимание отчетности одинаково, и с этой точки зрения можно говорить о неких «общих» формах финансовой отчетности, принятых на Западе.

Существует четыре основных вида финансовых отчетов общего назначения для внешних пользователей: бухгалтерский баланс или отчет о финансовом положении (Balance sheet / Statement of Financial Position); отчет о прибылях и убытках (Income Statement, Statement of Income, Profit and Loss Account / Statement); отчет о движении денежных средств (Statement of Cash Flows); отчет о собственном капитале (Statement of Owners Equity).

К формам отчетности обязательно прилагаются Примечания к финансовым отчетам (notes to Financial Statements), в которых указывается информация о наиболее значительных событиях предприятия за отчетный период, перечисляются основные положения учетной политики и раскрывается детальная информация по отдельным статьям в финансовых отчетах.

Отличительной чертой российской отчетности (формы № 1 — 4, пояснительная записка, аудиторское заключение) является ее жестко зафиксированная форма. Необходимость создания универсально применимых форм отчетов привела к тому, что информация в них представлена очень подробно. Однако такая подробность не увеличивает, к сожалению, аналитической полезности этих отчетов, а зачастую просто перегружает их информацией. Вместе с тем, начиная с отчетности за 2011 г., предусмотрены новые формы финансовой отчетности организаций, отличительной особенностью которых является их большая ориентация на международные стандарты и возможность организациям самостоятельно определять детализацию показателей по статьям отчетов.

Кроме того, в соответствии с Директивой ЕС в системе международных стандартов предполагается выбор в учете горизонтального (левая часть показывает активы, правая — пассивы предприятия) или вертикального (сначала располагаются счета активов, затем обязательств и капитала) баланса. В российском учете бухгалтерский баланс может иметь только горизонтальную форму.

Информация, содержащаяся в финансовой отчетности в соответствии с основными экономическими параметрами, объединяется в общие категории, которые называют элементами финансовой отчетности. В соответствии с п. 47 Принципов МСФО выделяют две категории элементов финансовой отчетности (рис. 1). Об элементах финансовой отчетности говорится в Концепции по бухгалтерскому учету в рыночной экономике России, одобренной Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине России и Президентским советом ИПБ 29.12.1997 (далее — Концепция), которая содержит подобные Принципам МСФО нормы.

Согласно п. 7.2 Концепции имуществом признаются хозяйственные

средства, контролируемые организацией в результате прошлых событий ее хозяйственной деятельности и которые должны принести ей экономические выгоды в будущем. Таким образом, понятие «имущество» в Концепции определяется через термин «хозяйственные средства». Однако термин «хозяйственные средства» употреблялся в документах по бухгалтерскому учету в дореформенный период. Так, в соответствии п. 4.1 Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/96), утвержденного приказом Минфина России от 08.02.1996 № 10, бухгалтерский баланс должен характеризовать имущественное и финансовое положение организации по состоянию на отчетную дату, представляя данные о хозяйственных средствах (актив) и их источниках (пассив). Данное положение действовало до введения в действие приказа Минфина России от 06.07.1999 № 43н. В гл. 1 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» содержится перечень объектов бухгалтерского учета, к которым относятся имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности. Однако данный закон не дает определения понятию «имущество».

Следует отметить, что в настоящее время в положениях по бухгалтерскому учету (ПБУ 1/08, 3/2006, 4/99 и т. д.) вместо термина «имущество» используется термин «активы». Однако определение активам в нормативных актах по бухгалтерскому учету не дается.

Таким образом, в связи с отсутствием четкого понятия элементов финансовой отчетности в российском бухгалтерском законодательстве возможно неадекватное отражение результатов хозяйственных операций, особенно в случаях, когда порядок учета и отражения в отчетности конкретных операций прямо не регулируется нормативными актами.

Элементы, связанные с измерением финансового положения Элементы, связанные с измерением результатов деятельности

Финансовая отчетность Наименование элементов Финансовая отчетность Наименование элементов

Бухгалтерский баланс Активы (assets) — ресурсы Отчет о прибылях и убытках Доходы (income)

Отчет об изменениях капитала Обязательства (liabilities) Отчет о движении денежных средств Расходы (expenses)

Капитал (capital, eguity)

Рис. 1. Элементы финансовой отчетности

Элементы бухгалтерского баланса

Активы

Обязательства

Основные средства Нематериальные активы Финансовые активы, кроме того:

- инвестиции, учтенные

по методу участия; - торговая и другая дебиторская задолженность; - денежные средства и их эквиваленты;

- налоговые требования

Запасы

Торговая и другая кредиторская задолженность Налоговые обязательства Долгосрочные процентные обязательства Резервы

Собственный капитал

Выпущенный капитал и резервы Доля меньшинства

Рис. 2. Важнейшие элементы бухгалтерского баланса

Бухгалтерский баланс обобщает и отражает количественную информацию о трех важнейших элементах финансовой отчетности: активах, обязательствах и капитале организации (рис. 2).

Международные стандарты предусматривают минимальное число линейных статей баланса, раскрывающих эти элементы. Линейные статьи, приведенные в стандартах, не исчерпывают всех возможных статей, которые каждая организация, составляющая бухгалтерский баланс, может включить в него, выделяя информацию, нужную для представления в соответствии с другими международными стандартами, которая необходима для достоверного и полного представления о финансовом положении организации. Разделение и группировка в балансе активов и обязательств на долгосрочные и краткосрочные производится по решению самой организации, представляющей отчетность.

Форма баланса не является заданной, но в любой форме следует раскрывать суммы, погашение или возмещение которых ожидается более чем через 12 мес. от даты составления отчетности.

Независимо от форм баланса вопрос о выделении дополнительных статей актива необходимо решать в соответствии с характером и ликвидностью активов, существенностью информации о них. Вторым важным критерием для представления дополнительных статей актива является их функции в данной организации.

Выделение дополнительных статей в информации об обязательствах необходимо проводить в зависимости от размера, характеристики и времени погашения. При этом желательно выделить прямые обязательства и резервы, среди которых

выделяют пенсионные, социальные и любые другие резервы, являющиеся существенными для раскрытия обязательств организации. Обязательства могут подразделяться на процентные и беспроцентные; краткосрочные и долгосрочные.

Капитал и резервы раскрываются по количеству акций: разрешенных к выпуску, выпущенных, оплаченных полностью и частично, находящихся в обращении по состоянию на начало и конец отчетного года. Раскрывать характеристику и назначение каждого резерва, созданного из капитала владельцев, просто необходимо.

В примечаниях к балансу нужно указать номинальную стоимость акции. Необходимо также раскрыть информацию о правах, привилегиях и ограничениях, включая ограничения на дивиденды и возмещение капитала по категориям акций; указать акции данного акционерного общества; сообщить о наличии резерва акций для продажи.

Некоммерческие организации могут внести изменения в наименования отдельных статей баланса. Так, согласно МСФО организации, у которых отсутствует собственный капитал (большинство некоммерческих организаций), могут переименовать данную статью в накопленный капитал.

Согласно МБС (MS) 1 «Представление финансовой отчетности» в отчете о прибылях и убытках должны быть представлены следующие статьи: выручка, результаты операционной деятельности; затраты по финансированию; доля прибылей и убытков ассоциированных организаций и совместной деятельности, учитываемых по методу участия; налоговые расходы; прибыль или убыток от обычной деятельности; результаты чрезвычайных обстоятельств; доля меньшинства; чистая прибыль или убыток за период.

Отчет о прибылях и убытках показывает эффективность деятельности компании за определенный период. В деловых и инвестиционных кругах этот отчет используется для определения рентабельности, инвестиционной ценности, кредитоспособности компании.

Некоммерческие организации в отчете о прибылях и убытках отражают результаты пассивной (предпринимательской) деятельности. Отчет о

прибылях и убытках должен включать следующие элементы: доходы; выручку; расходы; убытки.

Доходы — это увеличение экономических выгод в течение отчетного периода, происходящее в форме поступления или увеличения активов, или уменьшения обязательств, что выражается в увеличении капитала, не связанного с вкладами участников акционерного капитала.

Выручка — это валовое поступление экономических выгод в ходе обычной деятельности компании за период, приводящее к увеличению капитала, не связанного с взносами акционеров.

Расходы — это уменьшение экономических выгод в течение отчетного периода, происходящее в форме выбытия или уменьшения активов, или увеличения обязательств, ведущих к уменьшению капитала, не связанного с его распределением между участниками акционерного капитала.

Убытки — другие статьи, которые подходят под определение «расходы», при этом они могут как возникать, так и не возникать в процессе обычной деятельности компании.

В отчете о прибылях и убытках и в примечаниях к нему необходимо давать аналитическую характеристику доходов и расходов. Стандарт рекомендует два подхода к классификации затрат: метод характера затрат (классификация по элементам затрат) и метод функций затрат или метод себестоимости продаж (реализации).

При этом возникает два формата, которые позволяют получить совершенно идентичный результат, но по-разному раскрывают данные о формировании финансовых результатов.

Иные доходы и расходы, включаемые в отчеты о прибылях и убытках. Это доходы и результаты, не связанные непосредственно с операциями по реализации:

— доходы от долевого участия в других предприятиях и иных долгосрочных инвестиций (дивидендах, участие в прибылях товариществ, проценты по ссудам, доходы по облигациям и т. п.);

— прочие проценты и доходы (проценты по вкладам в кредитных учреждениях, по оборотным долговым обязательствам и векселям, курсовые валютные разницы, надбавки за платежи в рассрочку);

— списание с денежных инвестиций и ценных бумаг;

— выплачиваемые проценты и другие платежи.

Организации, представляющие отчетность по формату себестоимости, обязаны раскрывать в примечаниях дополнительную информацию о характере расходов по элементам.

Стандарт МБС (IAS) 1 требует раскрыть в самом отчете о прибылях и убытках либо в примечаниях к нему суммы дивидендов на акции, объявленных или предложенных к объявлению за отчетный период.

Отчет о собственном капитале должен предоставить пользователю финансовой отчетности подробную информацию обо всех существенных изменениях в финансовом положении компании (о прибыли или убытках), а также о других элементах, включая прибыль или убыток от переоценки основных средств, которые не отражаются в отчете о прибылях и убытках.

Классы акционерного капитала — это составные части раздела «Капитал» (уставный капитал, эмиссионный доход, резерв по переоценке основных средств, нераспределенная прибыль и др.).

Отчет об изменениях в капитале должен содержать следующую информацию по каждому классу акционерного капитала: сальдо на начало и конец отчетного периода для сверки; результат изменений в учетной политике.

Изменения в капитале организации проходят в результате операций с собственниками, которые приобретают выпущенные в отчетном периоде акции, в пользу которых начисляются и выплачиваются дивиденды, а также за счет накопления нераспределенной прибыли, уценки и дооценки различных видов имущества. В общем виде эти изменения выражаются в изменениях чистых активов за отчетный период или физической величины производственного капитала в зависимости от принятой концепции.

Стандартные требования состоят в том, что в отчетности следует отражать движение капитала за период по элементам и в сопоставлении начального и конечного сальдо по ним. Изменения собственного капитала возникают в результате: расчетов с собственниками по дивидендам и эмиссии акций; прибылей и убытков, не признающихся в отчете о прибылях и убытках; накопленной (нераспределенной) прибыли; изменений в учетной политике.

Остальные факторы, оказывающие влияние на величину собственного капитала, включая соизмерение начального и конечного сальдо за

отчетный период, отражаются в примечаниях к финансовой отчетности.

Следует заметить, что в связи с отсутствием понятия «капитал» для некоммерческих организаций отчет о собственном капитале может быть составлен на основе отчета о целевом использовании полученных средств, форма которого утверждена приказом Минфина России от 22.07.2003 № 167н. Однако при этом из суммы поступивших и использованных средств следует исключить доходы и расходы от предпринимательской деятельности.

В пояснениях к отчету необходимо указать, какие виды целевых средств были получены, на каких условиях, цель получения и результат. Об этом указано в МБС (IAS) 20 «Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи», которым могут руководствоваться некоммерческие организации ввиду отсутствия специализированного стандарта.

В соответствии с МБС (IAS) 7 «Отчеты о движении денежных средств» отчет предоставляет информацию для оценки способности компаний создавать денежные средства и их эквиваленты, а также для оценки их потребностей в денежных средствах.

Денежная масса формируется в результате взаимодействия двух потоков. Один поток — выпуск денег подразумевает распределение платежных средств среди экономических агентов с помощью банков, другой поток — возвращение денег должникам имеет место при уменьшении долговых требований в активах банков.

В отчете о движении денежных средств должны содержаться сведения о движении денежных средств за отчетный период с классификацией по видам деятельности: операционная, инвестиционная и финансовая деятельность.

Операционная деятельность (operating activities) приносит организации основную выручку и основные потоки денежных средств. Потоки денежных средств от операционной деятельности, как правило, являются результатом операций и событий, входящих в определение чистой прибыли (убытка). К ним относятся: денежные поступления от продажи товаров и представления услуг, от аренды, комиссионных и других доходов, страхового возмещения; денежные платежи поставщикам за товары и услуги, персоналу организации, страховым организациям, а также по коммерческим

контрактам и налоговым обязательствам; коммерческие контракты и др.

Инвестиционная деятельность (investing activities) — это приобретение и выбытие долгосрочных активов (основного капитала) и финансовых вложений, не относящихся к эквивалентам денежных средств. Движение денежных средств в результате инвестиционной деятельности следует раскрывать отдельно, так как такого рода расходы направлены на генерирование будущих доходов. К инвестиционной деятельности относятся:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- денежные платежи за приобретаемое имущество (основные средства), нематериальные активы и другие долгосрочные активы; за финансовые вложения в другие компании, а также авансовые денежные платежи и кредиты по срочным контрактам и опционам;

- денежные поступления от продажи объектов, перечисленных ранее.

Прибыль (убыток) от реализации основных средств и иного имущества—результат операционной деятельности, но денежные потоки, связанные с такими операциями, являются потоками, относящимися к инвестиционной деятельности.

Финансовая деятельность (financing activities) или деятельность по привлечению средств представляет собой совокупность операций, приводящих к изменениям в размерах и структуре собственного и заемного капитала, за исключением текущей кредиторской задолженности, к которой относятся:

- денежные поступления от эмиссии акций и иных ценных бумаг, в том числе облигаций, векселей, а также получения краткосрочных и долгосрочных кредитов и займов;

- денежные выплаты в ходе покупки или погашения акций общества, для погашения полученных кредитов и займов, а также для погашения задолженности по финансовой аренде.

Для стандарта МБС (IAS) 7 необходимо дать ключевые определения.

Денежные средства включают деньги в кассе и на счетах в банках, внесенные на вклады «до востребования». Депозитные вклады в банках относятся к краткосрочным или долгосрочным финансовым вложениям.

Эквиваленты денежных средств — краткосрочные высоколиквидные финансовые вложения, быстро и легко обратимые в известные денежные суммы и подверженные незначительному риску колебаний их стоимости.

Чистые денежные средства — нетто-результат движения денежных средств под влиянием хозяйственных операций. Чистый прирост или уменьшение денежных средств за отчетный период.

Поток денежных средств — поступление и расходование денежных средств и их эквивалентов. Предприятия могут применять прямой и косвенный метод определения движения денежных средств от операционной деятельности.

Прямой метод составления отчета (direct method) — содержит информацию о валовых поступлениях и платежах (предполагает отражение непосредственных потоков денежных средств, поступивших от покупателей, выплаченных персоналу и т. п.).

Косвенный метод составления отчета (indirect method) — корректирует величину чистой прибыли или убытка на результаты операций неденежного характера, любых отсрочек или начислений прошлых периодов или будущих операционных денежных поступлений или выплат, а также статей доходов или расходов, связанных инвестиционными или финансовыми потоками денежных средств.

Международные стандарты приветствуют использование прямого метода, так как он обеспечивает информацию, необходимую для оценки будущих потоков денежных средств, которую не дает косвенный метод.

Приток (отток) денежных средств—увеличение (уменьшение) денежных поступлений в результате хозяйственной деятельности, отдельных видов деятельности или хозяйственных операций.

Следует заметить, что некоммерческие организации в соответствии с российскими требованиями могут не представлять отчет о движении денежных средств. Однако МСФО требуют представления данной формы в составе финансовой отчетности компаний, в том числе некоммерческих.

Таким образом, составление финансовой отчетности по международным стандартам становится одним из основных требований настоящего времени. Особенно остро данная проблема затрагивает те российские коммерческие и некоммерческие организации, которые имеют выход на международные финансовые рынки или являются грантополучателями либо структурными подразделениями зарубежных организаций.

Первая финансовая отчетность по МСФО должна включать сравнительную информацию, подготовленную по МСФО как минимум за один год. Компания может представить срав-

нительную информацию и за несколько лет. В действительности организациям, которые ранее не готовили отчетность согласно международным стандартам финансовой отчетности, предстоит преобразовать свои учетные процедуры, усовершенствовать технику сбора внутренней информации и пройти первый трудный этап построения полностью соответствующей МСФО финансовой отчетности. Однако следует заметить, что МСФО предусмотрены в первую очередь для коммерческих организаций. В стандартах указано, что некоммерческие организации могут использовать все положения данных стандартов с учетом корректировок, необходимых в связи с особенностями некоммерческой деятельности. В МСФО говорится о том, что некоммерческие организации могут использовать принципиальные формы построения отчетности: баланса, отчета о прибылях и убытках, отчета о движении капитала, отчета о движении денежных средств. Но при этом они могут вносить некоторые изменения в названия статей, в заголовки этих форм и т. д. Стандарты финансовой отчетности никоим образом некоммерческие организации не регулируют.

Комитет по МСФО в перспективе собирается разработать концепцию бухгалтерского учета для организаций некоммерческого сектора. В настоящее время существует ряд стандартов, разработанных для общественного сектора, однако под этим словосочетанием понимают совокупность национальных, региональных и местных органов власти, представленных правительственными агентствами и избирательными округами. Иными словами, действие этих стандартов распространяется на бюджетные учреждения, не имеющие к некоммерческим неправительственным организациям никакого отношения.

Тем не менее отечественные некоммерческие организации, исходя из требований пользователей отчетности, могут составлять финансовую отчетность по МСФО или в соответствии с требованиями ГААП США.

Список литературы

1. Батурина М. В. Нормативное регулирование бухгалтерского учета в некоммерческих организациях России и США // Финансовые и бухгалтерские консультации. 2006. № 6.

2. Палий В. Ф. Международные стандарты учета и финансовой отчетности: учебник. 4-е изд., испр. и доп. М.: Инфра-М, 2009. 512 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.