УДК 005
Моташенко Елизавета Юрьевна Motashenko Elizaveta Yurevna
Студент магистрант Master student
Российский Экономический Университет им. Г.В. Плеханова Plekhanov Russian University of Economics
МОЖЕТ ЛИ AGILE ПОМОЧЬ РАЗРАБОТАТЬ ПРОГРАММУ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ?
CAN AGILE HELP TO DEVELOP THE PROGRAM OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT?
Аннотация: В статье рассматривается вопрос перспективности использования гибких систем управления для создания программы устойчивого развития, нацеленной на долгосрочный рост. Определена важность имплементации программ устойчивого развития в компаниях, а также приведены примеры успешной реализации подобных проектов. Спрогнозировано как будет выглядеть мир, вставший на путь устойчивого развития -определены взаимодействия общества, бизнеса и экологии. Принимая во внимание процесс глобализации, сделан вывод о том, что устойчивое развитие может являться потенциальным способом, с помощью которого развивающиеся страны смогут построить стабильную экономику.
Abstract: The article discusses the prospects of using the agile management systems to create a sustainable development program, which can help to achieve long-term development and growth. The importance of implementing sustainable development programs in companies is determined, also there are some examples of successful implementation of such projects. There is a prediction how the world will look like when it got on the path is of sustainable development. The cooperation of society, business and the environment determined. Considering the process of globalization, it is concluded that sustainable development can be a potential way for developing countries to build the sustainable economy.
Ключевые слова, развитие, устойчивое развитие, долгосрочное развитие гибкая методология, agile.
Key words: development, sustainable development, long-term development, agile methodology, agile.
В мире в последнее время все чаще и громче звучат слова об экологической проблеме, об опасных изменениях климата и ограниченности ресурсов. Общество взволновано проблемами отходов и их переработки, крупные корпорации стараются ловить эти тенденции и в максимально сжатые сроки выводить на рынок новые продукты и услуги, интересующие такого потребителя. Помимо экологии люди стали задумываться и о справедливом труде. Все активнее пропагандируют мысль о том, что достойный труд - это основа благосостояния человека и развития страны.
Среди множества способов определения термина Sustainability самым простым и фундаментальным является "способность к устойчивости" или, другими словами, "способность к выживанию". Сегодня нет никакой уверенности в том, что наше общество способно выжить - по крайней мере, таким образом, чтобы девять миллиардов человек, ожидаемых на Земле к 2050 году, смогли достичь базового качества жизни. Экосистемы планеты деградируют, а климат меняется. Мы потребляем так много и так быстро, что уже живем далеко за пределами возможностей земли поддерживать нас. И все же почти шестая часть наших собратьев каждый день ложится спать голодной: это и ненужная трагедия, и источник социальных и политических волнений. Между тем наш глобализованный мир стал еще более взаимосвязанным и изменчивым, чем когда-либо, что делает нас всех еще более уязвимыми.
Sustainability или Sustainable Development - один из серьезных приоритетов деятельности в крупных компаниях. Корпорации тратят значительные усилия для развития и поддержания высокого темпа роста. В том числе это делается в сфере заботы об окружающей среде. Это является своеобразным инвестиционным инструментов в будущее.
Имплементация устойчивого социального развития важна по ряду причин. В первую очередь она непосредственно влияет на организационные изменения.
Кроме того, такие изменения позволят бизнесу стать более гибким и достигать долгосрочных успехов.
Лозунгом компании являются слова «делать больше, используя меньше». Это подтверждает генеральный директор компании ООО «Хенкель Рус» в своем интервью для журнала 100 вопросов о бизнесе в России. Он говорит: о том, что потребители, в особенности молодое поколение, стали уделять больше внимания вопросам экологии и интересоваться тем, в какой среде они живут, насколько натуральными являются продукты, которые они потребляют. Они задумываются об отказе от избыточной упаковки или выбирают ту, которая была переработана или подлежит переработке.
Не забывает компания и о проблеме избыточной упаковки. Сергей Львович, генеральный директор ООО «Хенкель Рус», признает, что сейчас около 90% всей упаковки - это первичный пластик, который никуда не исчезает, он практически вечен. Его производится очень много, миллионы тонн, и эта нагрузка уже ощутима: загрязненные реки, моря, океаны. В Henkel поставили цель - к 2025 году вся упаковка должна подлежать переработке или биологическому разложению, а доля переработанного пластика в упаковке в Европе достигнуть 35%. Сейчас изучаются возможности использования переработанного пластика в России [1, с. 24].
Первоначально устойчивое развитие рассматривалось лишь как политическая концепция, но с течением времени стало понятно, что ответственность лежит не только на государстве, но и на бизнесе, в особенности на крупных корпорациях. Такие игроки должны внимательно и ответственно подходить к выбору своих ресурсов, технологий и даже партнеров. Компании должны отвечать за свои действия не только перед своими акционерами, но и перед обществом. Переходя на устойчивый путь развития, компании смогут извлечь из этого выгоду.
Для понимания как социальное развитие связано с гибкими системами управления, для начала стоит определить, что такое Social Sustainability.
Social Sustainability - это одно из направлений программы устойчивого развития, принятой ООН. Чтобы выжить, мы, как общество, должны преобразовать наши рынки - то, как мы производим и потребляем.
Это большой вызов, и не только для бизнеса и экономики. Это призыв к массовым социальным, политическим, технологическим, культурным и поведенческим преобразованиям. Нам нужно, чтобы правительства устанавливали стимулы, цели и правила для равных условий игры, чтобы субъекты гражданского общества привлекали нас к ответственности и экспериментировали с новыми способами достижения социального эффекта, а каждый из нас предпринимал действия в своей собственной жизни, чтобы поощрять устойчивые бизнес-модели и более устойчиво питаться, работать и путешествовать [2].
Говоря о мире, который встанет на путь устойчивого развития, можно с уверенностью сказать, что в нем произойдет ряд ключевых изменений, основным итогом которых станет то, что общество, бизнес и экология будут находиться в гармонии. На рисунке № 1 изображена схема устройства такого гармоничного мира. Опишем подробнее, что это за три столпа [3].
Экология - это экологическая целостность, где все системы Земли поддерживаются в равновесии, природные ресурсы потребляются с той же скоростью, с которой они и воспроизводятся.
Бизнес - экономическая устойчивость, все люди мира имеют доступ к ресурсам, необходимым для удовлетворения их потребностей.
Общество - стабильное единение людей, где всеобщие права человека и основные потребности достижимы всеми людьми, все члены общества здоровы и находятся в безопасности. Трудовые и культурные права уважаются и соблюдаются всеми людьми, все защищены от дискриминации.
Рис.1. Как будет выглядеть мир, вставший на пути устойчивого развития
Принципы устойчивого развития должны быть включены в проектный менеджмент корпораций. Несмотря на то, что концепция устойчивого развития имеет больше, чем десятилетнюю историю, до сих пор не разработан успешный метод его «внедрения» в традиционный проектный менеджмент.
Выход из этой ситуации лежит на поверхности - применение неклассического проектного менеджмента в компании, а именно Agile методологии. Agile сам по себе будто создан для успешного внедрения программ устойчивого развития. Восьмой принцип Agile, прописанный в классическом манифесте, гласит: «Agile processes promote sustainable development» [4, п. 8] Это можно прокомментировать так: гибкие команды должны работать в устойчивом темпе, чтобы люди не перегорали, не болели и не испытывали стресса, то есть должны быть обеспечены все сопутствующие условия для работы. Тем не менее, нужно учитывать то, что в жизни человека может наступить момент, когда личная мотивация или приверженность команде теряется. Это может приводить к тому, что человек покинет команду, а возможно и бизнес в целом.
Гибкая методология помогает ставить простые и понятные цели, которые людям хочется достигать. Это абсолютно понятная цель, она измерима, и сотрудники замотивированы разрабатывать новые инновационные пути решения стоящих перед ними проблем. Даже масштабная задача становится
приятной. Одним из лучших примеров того, как люди видят устойчивое развитие - это пример Джона Дира в 2015 году. Он предложил давать четкую социальную привязку к работе, которую выполняют команды разработчиков (не просто построить трактор, а накормить мир). Такой простой переход от роли небольшого производителя техники для сельского хозяйства к роли, которая мотивирует достижением общего блага, позволяет сотрудникам разработать инновации. Такой рефрейминг дает возможность мотивировать людей и повысить в целом ценность бренда компании.
Разговоры и живое общение помогают настроить людей на доброжелательный лад и привлекать партнеров и коллег к тому, чего вы хотите достичь. Так же коммуникация служит для передачи знаний и информации, она позволяет обучить и дает возможность изменить менталитет людей, которые являются членами вашего бизнеса.
На рисунке 2 изображен процесс трансформации организации, видно, что в итоге организация меняется таким образом, что люди начинают влиять на компанию, что позволяет ей быстрее адаптироваться к изменениям.
Как мы все знаем, при контакте с новой информацией она нуждается в практике, напоминаниях и реальном жизненном опыте. Для этого необходим внешний коучинг, поддерживающий изменение поведения.
Говоря о мотивации, которая так нужна при внедрении новых масштабных проектах, нужно упомянуть, что сотрудники должны быть замотивированы не столько финансовым вознаграждением, сколько потребностью в самореализации. Все потребности по Маслоу должны быть удовлетворены, начиная от физиологических, потребности в безопасности, социальных, заканчивая потребностями в признании и самоактуализации, то есть обеспечении себя карьерным ростом и развитием.
Считается, что Agile основан на двух теориях мотивации - теория потребностей Маслоу и двухфакторной теории Ф. Герцберга [5]. Поэтому стоит не забывать о «гигиенических» факторах, таких как условия труда, а также
культура и политика компании. Именно эти две теории в совокупности дают сотрудникам развиваться, люди смогут видеть перспективу будучи окруженными хорошими условиями труда.
Концепция Agile требует от всех вовлеченных лиц переосмыслить путь развития и методы достижения целей. Важно понять, что бизнес в первую очередь существует для того, чтобы удовлетворить потребности общества, именно на этом основывается его прибыль.
Чем лучше отлажен процесс обмена обратной связью, тем больше вероятности «поправить» продукт и выпустить новый, более удовлетворяющий потребности общества. Сейчас общество жаждет получать эко- продукт, произведенный честным трудом с использованием возобновляемой энергии.
Логично, что первые шаги в гибкой трансформации в значительной степени сосредоточены на обучении, семинарах и гибком коучинге. Но как только трансформация идет полным ходом, эти внешние импульсы должны быть заменены инициативами внутри самой организации. Это может произойти, только работая над созданием плавно работающего внутреннего импульсного двигателя, управляемого самими сотрудниками организации.
THE IMPULSE APPROACH TOWARDS AN AGILE ORGANISATION
The static organization Impulses given People give impulses
manages people by external workshops to the agile organization
S follow-up by coaching to continuously adapt
Рис.2. Принцип работы гибкой организации [6]
Другими словами, в какой-то момент фокус коучинга должен сместиться в сторону внутреннего двигателя, не зависящего от внешних импульсов. Организация достигает «гибкой» зрелости только тогда, когда она может успешно работать с постоянно меняющимся рабочим процессом без какой-либо внешней помощи. Это, конечно, тот момент, когда внешний тренер полностью передает бразды правления организации. Таким образом, хороший гибкий тренер работает не только над изменениями (используя внешние импульсы), его главная миссия - это довести внутренний двигатель организации до такой степени гибкости, чтобы она могла самостоятельно генерировать свои собственные импульсы.
Именно эти пункты являются необходимыми для решения задачи разработки и имплементации программы устойчивого развития.
Компании, которые внедряют социальные и экономические программы, а также практики устойчивого развития, работают на более долгосрочную перспективу. Они не только получают прибыль от основного вида деятельности, но и заботятся о своем будущем и будущем мира. Помимо этого, компании имеют от такого подхода очевидные коммерческие преимущества, ведь их репутация в глазах потребителей и общества в целом растет, следовательно растут продажи и прибыль. Люди готовы отдавать больше денег за тот же продукт, осознавая, что компания, производя его, заботится о мире, таким образом потребители проявляют свою социальную ответственность.
Текущая ситуация по урбанизации развивающихся стран ослабляет их способность вырваться из нищеты. Однако устойчивое развитие признается в качестве потенциального способа, с помощью которого эти развивающиеся страны могут строить свои города с надежной инфраструктурой. Так как компании являются основой экономики, они в первую очередь наравне с государством должны уделять внимание экологическим проблемам.
Имплементация программы устойчивого развития включает в себя различные пункты в том числе социальную справедливость, участие сообщества
в развитии мира, социальную ответственность за поддержку человечества, соблюдение прав человека и устойчивость в рамках компании. Гибкая система управления действительно может помочь быстрее и эффективнее внедрить программу устойчивого развития.
Библиографический список:
1. 100 вопросов о бизнесе в России / Химическая промышленность / Интервью Сергея Быковских, президента Henkel Россия, 2019. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://russland.ahk.de/fileadmin/AHK_Russland/ Newsroom/Publikationen/100-Fragen/2019/100_Fragen_2019.pdf (дата обращения 01.09.2020).
2. Официальный сайт группы SustainAbility an ERM Group company / Что такое Sustainability. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://sustainability.com/sustainability/ (дата обращения: 25.08.2020).
3. Официальный сайт Environmental Science Org / What is Sustainabiliry and Why it is important? [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.environmentalscience.org/sustainability (дата обращения: 25.08.2020).
4. Mike Beedle, A. van Van Bennekum, Alistair Cockburn, Ward Cunningham, Martin Fowler, Jim Highsmith, Andrew Hunt, Ron Jeffries, Jon Kern, Brian Matrick, Robert C. Martin, Ken Scwaber, Jeff Sutherland, Dave Thomas // The Agile Manifesto. Manifesto for Agile Software, 2001. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://agilemanifesto.org/ (дата обращения 03.09.2020).
5. Виктор Карабедянц / Блог CEO - IT Директора / Правильная мотивация в управлении по Agile и Scrum, 2018. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://vk-it.com/pravilnaya-motivatsiya-v-upravlenii-po-agile-i-scrum/ (дата обращения 10.09.2020).
6. Официальный сайт Cegeka / Three principles towards sustainable agility, 2018. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.cegeka.com/en/be/blog/ 3-principles-towards-sustainable-agility (дата обращения: 20.09.2020).