Научная статья на тему '«. . . может быть, мы не были бы свидетелями ужасов голода. . . »'

«. . . может быть, мы не были бы свидетелями ужасов голода. . . » Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
229
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Ефремова О. Н.

Среди трагических событий в истории Русской Православной Церкви начала 1920-х годов прошлого века особое место занимает кампания по изъятию церковных ценностей. Эта насильственная акция осуществлялась советской властью под прикрытием демагогических лозунгов о необходимости конфискации церковного золота для спасения жертв страшного голода, обрушившегося на страну в 1921 году...

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««. . . может быть, мы не были бы свидетелями ужасов голода. . . »»

Вестник ПСТГУ

II: История. История Русской Православной Церкви

2006. Вып. 2 (19). С. 179-193

«...Может быть, мы не были бы свидетелями

УЖАСОВ ГОЛОДА...»

Среди трагических событий в истории Русской Православной Церкви начала 1920-х годов прошлого века особое место занимает кампания по изъятию церковных ценностей. Эта насильственная акция осуществлялась советской властью под прикрытием демагогических лозунгов о необходимости конфискации церковного золота для спасения жертв страшного голода, обрушившегося на страну в 1921 году.

При известии о постигшем Россию бедствии в стране и за рубежом зародилось широкое общественное движение помощи голодающим. В стороне от него не могла остаться Русская Православная Церковь, которая имела богатый опыт борьбы с голодом еще в дореволюционной России. Святейший Патриарх Тихон летом 1921 г. издал воззвание, призвав всех верующих и духовенство православных приходов страны, а также «народы вселенной», к добровольным благотворительным пожертвованиям1.

В августе того же года глава Православной Церкви обратился к гражданским властям с просьбой разрешить организовать Всероссийский церковный комитет и епархиальные комитеты на местах по оказанию помощи голодающим (док. № 1). Переговоры по этому вопросу вел с Центральной комиссией помощи голодающим2 (ЦК Помгол) протоиерей Николай Цветков3.

Тем самым, казалось, было найдено и предложено властям решение проблемы, обеспечивающее и сохранение священных церковных предметов, необходимых для богослужения, и сбор средств для голодающих. Однако такое решение не устраивало политическое руководство страны, целью которого было не сотрудничество с Церковью в деле борьбы с голодом, а ее уничтожение с использованием сложившейся ситуации.

16 февраля 1922 г. Президиум ВЦИК на своем заседании принял постановление «об изъятии церковных ценностей» (опубликовано в воскресном номере газеты «Известия ВЦИК» от 26 февраля с датировкой — «23 февраля 1922 г.»). Этим постановлением добровольный характер пожертвования церковного имущества был заменен принудительным, насильственным.

Получив известие о принятии Президиумом ВЦИК постановления «об изъятии церковных ценностей», Святейший Патриарх Тихон

25 февраля 1922 г. направил М.И. Калинину письмо, в котором просил власть отказаться от столь неожиданного решения, чреватого непредсказуемыми последствиями, прекратить инсинуации в печати по адресу Православной Церкви и ее руководителей (док. № 1).

Но ответа на письмо не последовало. Более того, оголтелая антицер-ковная кампания в прессе только усилилась.

Насильственное изъятие церковных ценностей не могло не вызвать ответной реакции со стороны православного населения России. Наиболее трагические события, связанные с народным сопротивлением, произошли в Шуе, где горожане, с целью не допустить изъятия драгоценностей из Воскресенского собора, 15 марта собрались на соборной площади. В результате применения оружия войсками, присланными для разгона верующих, погибли четыре человека, десятки ранены и избиты.

Противодействие не носило, по существу, массовый характер — оно было стихийным. Никакого заговора «контрреволюционной организации», называемой «Православной Иерархией», в чем обвинялось духовенство и сам Святейший Патриарх, не существовало. Видя отчаянные попытки верующих защитить храмы от разграбления и трагические последствия этого, Святейший Патриарх Тихон направляет М.И. Калинину проекты своего послания к пастве (от 4 апреля 1922 г.) (Док. № 5) и обращения к епархиальным архиереям (от 9 апреля 1922 г.)4. В них глава Православной Церкви категорически осудил противодействие представителям власти, «принимавшее форму прямого насилия и даже кровопролития», призывал к посильной помощи голодающим, подчеркнув, «чтобы подаяние шло как благословение, а не как побор, и заявил, что к тем, кто и после этого не подчинится его указаниям, будут применены «меры архипастырского воздействия». Но власти не одобрили проекты послания и обращения. Народные волнения в связи с изъятием ценностей были им на руку, так как давали основание для гонений на Церковь.

Публикация, вступительная статья и комментарии О.Н. Ефремовой

№ 1

Письмо Святейшего Патриарха Тихона в Президиум Всероссийского комитета помощи голодающим о создании Церковного комитета

5 августа 1921 г.

Православная Церковь никогда и ни при каких обстоятельствах не проходила мимо постигавших русский народ бедствий. Так и ныне, при надвинувшемся на значительную часть России голоде, Церковь должна приложить все силы к облегчению участи страдающего от голода населения.

Я уже обратился через представителей церковной власти к народам тех стран, которые Господь благословил обилием хлебного урожая, с призывом придти на помощь голодающему населению России5. Теперь же считаю священным для себя долгом — обратиться ко всем верующим чадам Церкви Российской — духовенству и мирянам с воззванием по чувству христианского милосердия принять самое широкое и деятельное участие в оказании помощи всем пострадавшим и страдающим от голода6 .

Я уверен, что каждая епархия, каждая приходская община, каждый отдельный член Церкви почтут своим христианским долгом внести посильную лепту на это великое дело и примут участие в работе по оказанию помощи голодающим.

Вся работа Церкви в этой области будет происходить под моим общим руководством и наблюдением. Для ближайшего же руководства как сбором пожертвований (денежных, вещевых и продовольственных) в Москве и в провинции, так и распределения их по местам через соответствующие вновь создаваемые с тою же целью церковные организации, мной образован в Москве Церковный Комитет в составе духовенства и мирян.

К сему добавлю, что работа Церкви в деле оказания помощи голодающему населению может быть успешною только в том случае, если она будет поставлена в условия, обеспечивающие возможность беспрепятственного развития ею своей деятельности, а именно:

а) Церковный Комитет должен пользоваться правом собирать необходимые денежные и материальные пожертвования путем устной проповеди в церквах, изданием соответствующих воззваний, устройством религиозно-нравственных чтений, духовных концертов и т. п.

б) Церковный Комитет может или самостоятельно, или при содействии Всероссийского Комитета приобретать продовольствие в России и получать в свой адрес денежные, вещевые и продовольственные пожертвования из-за границы.

в) Церковный Комитет имеет право организовывать на местах, пораженных голодом, чрез своих особых уполномоченных или через местные вновь возникшие церковные же организации возможно широкую помощь голодающим без различия вероисповеданий, классов, сословий и национальностей, устройство столовых общественного питания, складов продовольствия и раздаточных пунктов, открытие пунктов медицинской помощи и т. п., в полном соответствии с планами Всероссийского Комитета.

г) Все материальное и денежное имущество Московского Церковного Комитета, так равно и местных церковных комитетов, не подлежит ни конфискации, ни реквизиции.

д) Члены Церковного Комитета и его уполномоченные, при исполнении ими своих обязанностей, пользуются правом устройства периодических собраний.

е) Деятельность Церковного Комитета не подлежит контролю Рабоче-Крестьянской инспекции7. Отчетность по всем своим операциям Церковный Комитет представляет в президиум Всероссийского Комитета. Ревизия денежных сумм и материалов возлагается на ревизионную комиссию, мною назначаемую.

ж) Для установления живой связи с Всероссийским Комитетом и его местными органами Церковный Комитет назначает особых уполномоченных.

Вот главные положения, которые, по моему глубокому убеждению, должны лежать в основании учреждаемого мною Церковного Комитета для наиболее верного и скорейшего достижения намеченных им целей.

Питаю уверенность, что Всероссийский Комитет со своей стороны будет оказывать в пределах предоставленных ему прав всякое возможное содействие Церковному Комитету, а равно и всем провинциальным его органам, в деле осуществления намеченных им целей.

Для всех сношений со Всероссийским Комитетом уполномочиваются члены Церковного Комитета Петр Николаевич Перцев8 и На-зарий Григорьевич Райский9.

Опубликовано с преамбулой: «Патриарх Тихон обратился в Президиум Всероссийского комитета помощи голодающим с письмом».

Печ. по: Помощь. Бюллетень Всероссийского комитета помощи голодающим. 1921. № 2. 22 авг.

№ 2

Письмо Святейшего Патриарха Тихона во Всероссийский центральный исполнительный комитет о создании Церковного Комитета

17 августа 1921 г.

Православная Церковь никогда и ни при каких обстоятельствах не проходила безучастно мимо постигавших русский народ бедствий. Так и ныне, при надвинувшемся на значительную часть России голоде, Церковь должна приложить все свои силы к облегчению участи страдающего от голода населения.

Я уже обратился через представителей Церковной власти к народам тех стран, которые Господь благословил обилием хлебного урожая, с призывом придти на помощь голодающему населению России. Теперь же, согласно и декрету ВЦИК от 21 июля 1921 года о Всероссийском Комитете помощи голодающим, призывающему все силы народа для напряженнейшей, согласованной и объединенной работы по борьбе с постигшим нашу страну бедствием, считаю священным для себя долгом — обратиться ко всем верующим чадам Церкви Российской — духовенству и мирянам с воззванием по чувству христианского милосердия принять самое широкое и деятельное участие в оказании помощи всем пострадавшим и страдающим от голода.

Я уверен, что каждая епархия, каждая приходская община, каждый отдельный член Церкви почтут своим христианским долгом внести посильную лепту на это великое дело и примут возможное участие в работе по оказанию помощи голодающим.

Вся работа Церкви в этой области будет происходить под моим общим руководством и наблюдением. Для ближайшего же руководства как сбором пожертвований (денежных, вещевых и продовольственных) в Москве и в провинции, так и распределения их на местах через соответствующие вновь создаваемые с тою же целью церковные организации, мною образован в Москве Церковный Комитет в составе духовенства и мирян.

К сему добавляю, что работа Церкви в деле оказания помощи голодающему населению может быть успешною только в том случае, если она будет поставлена в условия, обеспечивающие возможность беспрепятственного развития ею своей деятельности, а именно:

а) Церковный Комитет пользуется правом собирать необходимые денежные и материальные пожертвования путем устной проповеди в церквах, изданием соответствующих воззваний, устройством религиозно-нравственных чтений, духовных концертов и т. п.

б) Церковный Комитет может самостоятельно, или при содействии Всероссийского Комитета приобретать продовольствие, медикаменты и другие предметы, необходимые для голодающего населения, в России и за границей чрез своих уполномоченных или чрез учреждения Международного Красного Креста11, а также получать оттуда пожертвования.

в) Церковный Комитет имеет право самостоятельно, при полной согласованности с планами Всероссийского Комитета, распределять свой материальный фонд среди нуждающегося населения, пострадавшего от неурожая, организовывать на местах, пораженных голодом, чрез своих уполномоченных или чрез местные вновь возникшие церковные же организации возможно широкую помощь голодающим без различия вероисповеданий, классов, сословий и национальностей, устраивать столовые общественного питания, склады продовольствий и раздаточные пункты, открывать пункты медицинской помощи и т. д.

г) Уполномоченным Комитета представляется право бесплатного и беспрепятственного пользования всеми способами передвижения для осуществления своих задач по оказанию помощи голодающим по мере* надобности транспортом для внеочередной перевозки своих грузов, а равно и право бесплатного пользования почтой и телеграфом.

д) Церковному Комитету все учреждения Республики, как в центре, так и на местах, оказывают полное содействие.

е) Все материальное и денежное имущество Московского Церковного Комитета, так равно и местных Церковных Комитетов, не подлежит ни конфискации, ни реквизиции.

ж) Церковный Комитет, его члены и уполномоченные, при исполнении ими своих обязанностей, пользуются правом устройства периодических собраний.

з) Деятельность Комитета не подлежит контролю и ревизии Рабоче-Крестьянской Инспекции. Отчет о деятельности и отчет в израсходованных средствах Комитет представляет в Президиум Всероссийского Комитета и публикует во всеобщее сведение. Ревизионная комиссия назначается мною из лиц, не входящих в состав Комитета.

и) Для установления живой связи с Всероссийским Комитетом и его местными органами Церковный Комитет назначает особых уполномоченных.

* Слово «мере« вписано над строкой черными чернилами рукою Святейшего Патриарха Тихона.

к) Комитету присваивается печать с изображением в средине красного креста и вокруг надписи: «Церковный Комитет помощи голодающим».

Вот главные положения, которые, по моему глубокому убеждению, должны лежать в основании учрежденного мною Церковного Комитета для наиболее верного и скорейшего достижения намеченных им целей.

Питаю уверенность, что Всероссийский Центральный исполнительный Комитет не откажет во всеобщем осведомлении о существовании Церковного Комитета помощи голодающим и о предоставленных ему правах и предупредит все подведомственные учреждения, как в центре так и на местах, на предмет оказания ему всемерной поддержки .

Патриарх Тихон

В правом левом углу резолюция: «К протоколу, № 6. 18/УШ 21».

ГА РФ. Ф. 1065. Оп. 1. Д. 16. Л. 42—43. Подлинник. Машинопись.

№ 3

Письмо Святейшего Патриарха Тихона во Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет об

утверждении Положения о Церковном комитете помощи

голодающим

31 августа 1921 г.

17-го сего месяца я просил ЦИК обнародовать Положение о Церковном Комитете, мною образованном для оказания помощи голодающим и зарегистрированном Всероссийским комитетом помощи населению, пострадавшему от неурожая12 .

Ныне, с ликвидацией организации Всероссийского комитета13 , я прошу ускорить по возможности утверждение Положения о Церковном Комитете и его обнародовании для повсеместного сбора пожертвований и открытия действий Церковного Комитета по оказанию помощи на местах.

Патриарх Тихон

В левом верхнем углу резолюция: «Приложение к материалам. Материалы присоединены [?] А. Енукидзе».

ГА РФ. Ф. 1065. Оп. 1. Д. 16. Л. 40. Подлинник. Машинопись.

* Подчеркнуто синим карандашом.

** Далее неразборчиво.

№ 4

Письмо Святейшего Патриарха Тихона Председателю ВЦИК М.И. Калинину с приложением текста послания по поводу эксцессов, имевших место ПРИ ИЗЪЯТИИ церковных ценностей

4 апреля 1922 г.

Патриарх Московский и Всея России Марта 22 / апреля 4 дня 1922 года

№ 396.

Председателю Центральной комиссии помощи голодающим при Всероссийском Центральном Исполнительном Комитете

М.И. Калинину

На основании ст[атьи] 1, лит[ера] «а» Положения об участии Православной Русской Церкви в деле помощи голодающим, препровождаю к Вам текст послания, с коим я предлагаю обратиться к верным чадам Российской Церкви по поводу бывших эксцессов при отобрании ценностей в церквах.

Патриарх Тихон

Верно. Делопроизводитель Моргунов

Поперек верхней части листа помета: «Копия переписана с докум[ента], полученного у т. Калинина».

ГА РФ. Ф. 1064. Оп. 5. Д. 194. Л. 38. Заверенная копия. Рукопись.

№ 5

Текст послания СвятейшегоПатриарха Тихона по поводу

о *

эксцессов, имевших место при изъятии церковных ценностей

4 апреля 1922 г.

Божиею Милостию, Смиренный Тихон Патриарх Московский

и всея России Верным чадам Церкви Христовой

Близ Пасха Господня. Наступает праздник величайшей любви Бога, явленной Им к сущим в мире человекам (Ин. 13, 1)14 .

Возлюбленные, говорит Апостол любви, если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга (1 Ин. 4, 11)15 . По тому и

* Приложение к документу № 4.

узнают все, что Вы Мои ученики, сказал Христос, если будете иметь любовь между собою (Ин. 12, 35)16 .

Этот завет Христов братской любви должен преподноситься нам особенно теперь, когда страна наша поражена голодом, когда с Поволжья, некогда житницы нашей, несутся вопли братьев наших: «помогите и спасите».

Много раз стучали мы в сердца Ваши, взывая о помощи несчастным страдальцам. Теперь помощь им хотят находить у церквей, отбирая у них церковные ценности. спаситель упрекал фарисеев за то, что они, не желая помогать близким себе, — отцу и матери, жертвовали полагающееся им Богу (Мф. 15, 5)17 , тогда как Он не от рук человеческих угождения приемлет, требуя что, но сам дая всем жизнь, дыхание и все (Деян. 17, 25)18 . Приводим это на память потому, чтобы благовидными предлогами не оправдывать Вам скупости и черствости своей. нужно, чтобы подаяние Ваше шло как благословение, а не как побор, чтобы оно было по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением, ибо доброхотодате-ля любит Бог (2 Кор. 9, 5-7)19.

и посему горестью исполнилось сердце наше, когда до слуха нашего достигли вести о побоищах и кровопролитии бывших в иных местах при отобрании церковных вещей. Верующие имеют законное право заявлять и требовать от властей, чтобы при этом не было никакого оскорбления, тем более поругания религиозного их чувства, чтобы сосуды, как священные предметы при святом причащении, не могущие, по канонам, иметь употребления не священного, подлежат выкупу и замене их равноценными материалами, чтобы к наблюдению за правильностью расходования церковных ценностей именно на помощь голодающим привлекались представители от самих верующих. и тогда, при соблюдении всего этого, не будет места какому-нибудь от верующих гневу, вражде и злобе, ибо не ко мщению и возмущению мы зовем их, а к любви Христовой.

Бог силен, обогатит Вас, братие, всякою благодатию, чтобы Вы всегда и во всем имели всякое довольство и были богаты на всякое доброе дело и на всякую щедрость (2 Кор. 9, 8—11)20 .

Патриарх Тихон ГА РФ. Ф. 1064. Оп. 5. Д. 194. Л. 39—40. Копия. Рукопись.

№ 6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Заявление протоиерея Николая Цветкова в Центральную комиссию Помгол ВЦИК о предоставлении помощи голодающим

6 апреля 1922 г.

В Центральную Комиссию Помгол ВЦИК

Представителя Патриарха Тихона Протоиерея Николая Цветкова

Заявление

1) Мною переданы в Государственный Банк суммы, врученные мне Патриархом для передачи в ЦК Помгол - на счет означенной комиссии:

11 февраля с./г. — 1400000 р[ублей] № квит[анции] Государственного] Б[анка] 1547

24 марта 1 073 500 р[ублей] № -«- 2562

28 -«- 5 865 000 р[ублей] № -«- 2640

5 апреля 0 590 145 р[ублей] № -«- 2804

Всего на сумму 8 928 645 руб[лей].

Восемь миллионов девятьсот двадцать восемь тысяч 645 руб.

2) В финансовый отчет ВЦИК внесено 30 марта с. г. 14 400 германских марок (четырнадцать тысяч четыреста марок), присланных архиепископом гор. Оломоуц Чехословакии в пользу голодающих детей Поволжья. Квитанц[ия] Финанс[ового] отд[ела] № 52 в.

и 3) В губ[ернскую] ком[иссию] Помгол мною внесена переданная мне Патриархом ювелирная вещь, назначенная им в помощь голодающим, и по распоряжению губ[ернской] ком[иссии] Помгол сдана на хранение в Московскую контору Государственного банка, где она оценена (13 февраля с.г.) в 800 рублей по оценке довоенного времени. В делах губ[ернской] ком[иссии] Помгол это пожертвование записано за № 535 от 13 февраля и № 597 — 15 февраля 1922 года.

Представитель Патриарха Протоиерей николай Цветков

В верхнем левом углу две резолюции: «К исполнению. т. Моргунову. 6/ГУ 22 г.». «В Хозотдел. 6/ГУ-22 г. Моргунов». Внизу л. 35-го помета карандашом: «Для учета. Сообщить в печать21».

ГА РФ. Ф. 1064. Оп. 5. Д. 193. Л. 35—35 об. Подлинник. Рукопись.

№ 7

Заявление протоиерея Николая Цветкова в Центральную комиссию Помгол ВЦИК о внесении денежных средств на текущий счет Помгол (в добавление к отчету от 6 апреля 1922 Г.)

13 апреля 1922 г.

В Центральную Комиссию Помгол ВЦИК Представителя Патриарха Тихона Протоиерея Николая Цветкова

Заявление

В добавление к отчету* 22 о помощи голодающим чрез Патриарха Тихона, поданному мною Вам в апр[еле] с. г.** сообщаю о ныне вносимых мною на Ваш текущий счет 6 606 450 р[ублей] с выражением воли Патриарха, чтобы от суммы было отправлено голодающему населению Новочеркасской епархии на Дону.

Что касается отчета о сборах Православного духовенства на голодающих, то, по поручению Патриарха Тихона, заявляю Вам, что распоряжение о представлении таких отчетов дано ранее присланного Вами распоряжения. Однако при настоящем положении, когда и правящие епископы Москов[ской] епархии, и председатель епархиального] Совета23 , и множество благочинных и настоятелей церквей арестованы и заключены в тюрьмы, когда, т[аким] о[бразом], аппараты духовн[ого] управления попорчены, трудно срочно представить Вам требуемый отчет. Это возможно сделать только при возвращении всего, о чем говорилось Вами, в нормальном виде. По мере получения сведений об лицах, Вам будут представляться требуемые отчеты.

Что касается представления отчетов из епархий по всей России, то, ввиду затруднительности сообщений с епархиями при центре управления Православной Церкви в Москве и ввиду непосильных почтовых расходов, от лица Патриарха прошу Вас непосредственно послать распоряжения о представлении отчетов епархиальным епископам, находящимся в губернских городах Российской Республики.

Представитель Патриарха

Российской Церкви Православной

по делам помощи голодающим Протоиерей Николай Цветков

* Подчеркнуто карандашом со знаком вопроса.

** Здесь и далее в данном документе подчеркнуто карандашом.

В левом верхнем углу на полях л. 34 резолюция красными чернилами: «Где отчет? Представить мне». Внизу л. 34 с продолжением на л. 34 об. резолюции карандашом: «Сообщить, что Дон[ская] обл[асть] не входит в число голодающих районов и нужно указать место Поволжья или Приуралья». «2) Аресты мятежного духовенства не могут быть препятствием к правильной отчетности». «3) Телеграфно предложить Губпомголам получать пожертвования, собираемые духовенством, представляя отчеты в Центр. Управление Патриарха явно не справляется с централизацией сборов».

ГА РФ. Ф. 1064. Оп. 5. Д. 193. Л. 34—34 об. Подлинник. Рукопись.

№ 8

Ответ члена Президиума ЦК Помгол Моргунова на письмо протоиерея Николая Цветкова с отказом

ОТ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ ЦЕРКОВЬЮ,

в Донскую область

26 апреля 1922 г.

Представителю Патриарха Тихона Протоиерею Николаю Цветкову (Варварка, Кривой пер., д. 3, кв. 1)

26/ГУ

По поводу Вашего заявления от 13/04 с. г. настоящим ЦК ПГ ВЦИК сообщает, что Дон[ская] область не входит в число голодающих районов, ввиду чего Вам следует указать другое какое-либо место Поволжья или Приуралья. Что же касается непредставления правильной отчетности, то, по мнению ЦК Помгол ВЦИК причиной этого аресты мятежного духовенства являться не могут.

По поводу же Вашей просьбы о даче ЦК ПГ ВЦИК непосредственного распоряжения о предоставлении отчетов, находящимся в губернских городах епархиальным епископам, то такое распоряжение уже отдано Губернским комиссиям Помгол.

Член Президиума ЦК Помгол ВЦИК Моргунов

Зав[едующий] Общим отделом*

ГА РФ. Ф. 1064. Оп. 5. Д. 193. Л. 33—33 об. Подлинник. Машинопись.

* Подпись неразборчива.

Комментарии

1 См.: Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917—1943 / Сост. М.Е. Губонин. М., 1994. С. 176-177.

2 общественный Всероссийский комитет помощи голодающим был образован постановлением Президиума ВЦИК 21 июля 1921 года. Председателем комитета был назначен Л.Б. Каменев, почетным председателем — писатель В.Г. Короленко. В состав комитета входили бывшие активные члены кадетской партии, известные деятели литературы и искусства, ученые, кооператоры и экономисты. Комитет был наделен широкими полномочиями: правами образовывать свои отделения на местах и за рубежом, приобретать в России и за границей продовольствие, фураж, медикаменты, распределять их среди голодающих. Комитет выпустил два номера бюллетеня «Помощь», третий — набранный — был запрещен цензурой. 27 августа 1921 г., по инициативе Ленина, Всероссийский комитет помощи голодающим был ликвидирован, а многие его члены арестованы.

3 Цветков Николай Васильевич (16.01.1862 — после 1922), протоиерей. С 1888 г. священник Покровской церкви на Варварке в Москве. В 1917 г. председатель Исполнительного комитета объединенного духовенства Московской епархии и товарищ председателя Совета объединенных приходов г. Москвы. Член Предсоборного совета и Священного Собора Российской Православной Церкви 1917—1918 годов. В 1919 г. арестован по делу Совета объединенных приходов г. Москвы («дело Самарина-Кузнецова»). В январе 1920 г. приговорен к пятнадцати годам заключения. 22 апреля 1920 г. решением ВЦИК освобожден. В 1921—1922 гг. представитель Святейшего Патриарха Тихона в Помголе.

4 См.: Следственное дело Патриарха Тихона. Сборник документов по материалам центрального архива ФСБ. М.: Памятники Исторической мысли. 2000. С. 124—125.

5 См.: Следственное дело... С. 113.

6 См. Акты... С.176—177.

7 Рабоче-крестьянская инспекция (Рабкрин, РКИ), наркомат, орган государственного контроля в 1920—1934 годах.

8 Перцев Петр Николаевич (1857—?), член церковного совета.

13 декабря 1922 г. приговорен к пяти годам лишения свободы, 16 февраля 1923 г. был досрочно условно освобожден. Дальнейшая судьба неизвестна.

9 Райский Назарий Григорьевич, член церковного совета одной из московских церквей.

11 Международный Красный Крест был образован в 1863 году. В связи с тем, что, согласно уставу, Международный комитет Красного Креста был призван действовать во время войны, в 1919 г., для лучшей координации деятельности национальных обществ Красного Креста в мирное время, была создана Лига общества Красного Креста. В 1921—1922 гг. миссия Красного Креста оказывала помощь голодающим Поволжья.

12 См. док. № 2.

13 Всероссийский комитет помощи голодающим был ликвидирован 27 августа 1921 года.

14 Имеется в виду стих 1 главы 13 Евангелия от Иоанна: «Пред праздником Пасхи Иисус, зная, что пришел час Его перейти от мира сего к Отцу, явил делом, что, возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их».

15 Имеется в виду стих 11 главы 4 1-го послания апостола Иоанна: «Возлюбленные! если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга».

16 Имеется в виду стих 35 главы 13 Евангелия от Иоанна: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собой».

17 Имеются в виду стихи 4-6 главы 15 Евангелия от Матфея: «Ибо Бог заповедал: “почитай отца и мать”; и: “злословящий отца или мать смертью да умрет”. А вы говорите: если кто скажет отцу или матери: “дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался”, тот может и не почтить отца своего или мать свою; таким образом вы устранили заповедь Божию преданием вашим».

18 Имеется в виду стих 25 главы 17 Деяний святых Апостолов: «И не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чем-либо нужду, Сам дая всему жизнь и дыхание и все».

19 Имеются в виду стихи 5—7 9-й главы 2-го послания апостола Павла к Коринфянам: «Посему я почел за нужное упросить братьев, чтобы они наперед пошли к вам и предварительно озаботились, дабы возвещенное уже благословение ваше было готово, как благословение, а не как побор. При сем (скажу): кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет. Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог».

20 Имеются в виду стихи 8-11 главы 9 2-го послания апостола Павла к Коринфянам: «Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело, как написано: “расточил, раздал нищим; правда его пребывает в век”. Дающий же семя сеющему и хлеб в пищу подаст обилие посеянному вами и умножит плоды правды вашей; так чтобы вы всем богаты 192

были на всякую щедрость, которая чрез нас производит благодарение Богу».

21 21 апреля 1922 г. в газете «Известия ВЦИК» (№ 87) появилась заметка следующего содержания: «Представитель патриарха Тихона, протоиерей Цветков, представил в ЦК Помгол следующие сведения о собранных с начала голодной кампании по 6-е апреля патриархом Тихоном пожертвованиях в пользу голодающих. По РСФСР внесено в Государственный] банк всего — 8 928 045 советских рублей. В губернскую комиссию Помгол передана ювелирная вещь, сданная на хранение в Московскую] контору Госбанка и оцененная в 800 довоенных рублей. Из-за границы от архиепископа гор. Оломуц (Чехословакия) в финансовый отдел ВЦИК поступило 14 000 тыс. германских марок».

22 См. док. № 6.

23 Имеется в виду протоиерей Кедров Виктор Иванович (31.08.1861— после 1922). С 1901 г. священник церкви свт. Николая в Новой Слободе в Москве. С 6 мая 1913 г. протоиерей. В 1917 г. председатель Епархиального съезда Московской губернии. С июля 1918 г. председатель Московского епархиального совета. В марте 1922 г. арестован по делу «об изъятии церковных ценностей». 8 мая 1922 г. Московским ревтрибуналом приговорен к пяти годам тюремного заключения. После отбытия заключения служил в церкви с. Высокое Рязанской губ., где был арестован в 1931 г. и приговорен к десяти годам заключения. Дальнейшая судьба неизвестна.

«...May be we wouldn't have been witnesses to the horrors

OF famine.»

The article contains new documents about confiscation of church valuables in 1922, letters of His Holiness Patriarch Tikhon to the Presidium of All-Russia Committee for relief for the starving, a previously unknown message of Patriarch Tikhon written on April 4, 1922. (Introductory article, publication and commentaries by O.N. Efremova.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.