Научная статья на тему 'Мой путь в хирургию начался в детстве'

Мой путь в хирургию начался в детстве Текст научной статьи по специальности «Ветеринарные науки»

CC BY
68
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мой путь в хирургию начался в детстве»

__ЮБИЛЕИ

2019, том 22, № 1

МОЙ ПУТЬ В ХИРУРГИЮ НАЧАЛСЯ В ДЕТСТВЕ ...

Романчишен А. Ф.

Заведующий кафедрой госпитальной хирургии с курсами травматологии и военно-полевой хирургии Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет» (СПбГПМУ) Министерства здравоохранения Российской Федерации Санкт-Петербургский центр эндокринной хирургии и онкологии 194100, Санкт-Петербург, Литовская ул., 2 Электронный адрес: afromanchishen@mail.ru

Как и многие мальчишки-школьники 60-х годов я до 7 класса мечтал стать лётчиком. Но однажды учительница русского языка и литературы Екатерина Антоновна принесла и дала мне прочитать книгу Юрия Германа «Дело, которому ты служишь». Главный герой книги Володя Устименко, реализовал свою мечту - стал хирургом, тем самым активно вошёл в моё сердце и поселился там навсегда. Это была инициация, определившая смысл моей жизни, хотя только один человек в нашей большой семье ранее занимался медициной - Пётр Иванович Романчишен, двоюродный брат моего отца. В 7 классе я ещё мало что о нём знал. В то время мне нравилось, как разговаривал, двигался и работал фельдшер Веретко. Он однажды спасал мою маленькую, 3 летнюю сестричку Галю, почти утонувшую в оросительном колодце для полива овощей. Я (пятилетний) внимательно наблюдал за его «реанимационными» мероприятиями, которые заключались в инъекции под кожу лекарства вишнёвого цвета. Только потом, когда уже стал студентом медицинского училища, я выяснил, что в таких ампулах выпускалось только одно лекарство вишнёвого цвета - витамин В12, который к реанимационным мероприятиям никакого отношения не имеет. Спасла же Галю старая цыганка Пистимея, увидевшая в колодце детские пальчики, торчавшие из воды, извлекла за них ребёнка, взяла за ноги и вытряхнула воду из дыхательных путей. Всё остальное, как я понял позже, было лишь представлением фельдшера для моих родителей.

Итак, я решил в 7 классе стать хирургом и после 8 класса поступил в Винницкое медицинское училище, которое в местном народе вполне заслуженно называлось «Академией А.Г. Лойфермана». Абрам Григорьевич был Ветераном Отечественной Войны, шумным, мудрым человеком. Последнее проявлялось в том, что он приглашал преподавать клинические дисциплины отставных ассистентов Винницкого мединститута. Остальные же школьные предметы преподавались преимущественно жёнами областных руководителей. По правилам того времени в ВУЗах преподаватели-женщины отправлялись на пенсию в 55, а мужчины - в 60 лет. Неразумное правило, потому что именно к этому возрасту, как я понял позже, преподаватели (по крайней мере, медицины) становятся наиболее эффективными, в силу накопленного большого кли-

нического и жизненного опыта, которым они, не торопясь и с удовольствием делятся со студентами. Именно эти зрелые учителя блестяще преподавали нам медицину.

Так вот, вторым моим вдохновителем к изучению хирургии, наиболее сильным и уже опиравшимся на какие-то аргументы, стала Мария Соломоновна Пятигорская - военный хирург, Ветеран Отечественной войны, кандидат медицинских наук, отставной ассистент кафедры общей хирургии и заведующая одним из отделений хирургии Винницкой областной больницы. Эта мудрая, добрая, строгая, умная и одинокая 55- летняя женщина, понаблюдав за мной какое-то время, объявила перед всей группой, что Романчишен будет хирургом и научным деятелем. Это заявление оказало на меня сильное воздействие. Достоинств у меня к тому времени было всего лишь два - я был (и остаюсь) увлечённым хирургией хроническим отличником и спортсменом.

После окончания училища (3,5 года обучения) меня направили работать помощником санитарного врача и эпидемиолога в санэпидстанцию Чернивецкой районной больницы Винницкой области. Но уже через 3 месяца начали призывать в армию, но не взяли, так как у меня был диплом об окончании медучилища «с отличием». Кроме того, я относился к 5% выпускников, имевших право поступать в ВУЗ («.. .за отличную учёбу, активную общественную работу и спортивные достижения.») сразу, без отработки в течение 3 лет средним медицинским работником в практическом здравоохранении. Военкомат отправил меня поступать в Ленинградскую Военно-медицинскую Академию. Экзамены на 4-й факультет (подводного плавания) я успешно сдал, но отец (отставной офицер, начальник полковой разведки во время Великой Отечественной Войны) категорически возразил против этого факультета. Я с детства был приучен родителей не обижать (основная причина моей отличной учёбы) и после мандатной комиссии (!) забрал документы из ВМА (лагеря в Красном селе) и отнёс их в Педиатрический медицинский институт в последний день приёма. По настоянию председателя приёмной комиссии доцента кафедры биохимии Надежды Ивановны Лопатиной (она убедила меня в том, что я смогу сдать) я сдал экзамен по химии на «отлично» и был принят в ЛПМИ.

Это было уже начало моего прямого пути в хирургию, где я встретил прекрасных и увлечённых учителей - профессоров Феттяха Халимовича Кутушева, Александра Андреевича Русанова, Льва Николаевича Камардина, Гирея Алиевича Баирова, их доцентов, ассистентов, больничных ординаторов.

Случилось так, что моим преподавателем хирургии на 3 курсе был ученик Елизаветы Семёновны Драчинской (широко известного тиреоидного хирурга) доцент кафедры общей хирургии Лев Николаевич Камардин. В студенческом научном обществе на 3 курсе мне было поручено изучать группу больных феохромоцитомами, которых в то время оперировал в Ленинграде только профессор Александр Андреевич Русанов - выдающийся хирург, Ветеран Отечественной Войны, заведующий кафедрой факультетской хирургии нашего ВУЗа. То есть, сам того ещё не понимая, я постепенно начал погружаться в эндокринную хирургию, преподнесенную мне руками двух блестящих Хирургов и Учителей.

Русанов Александр Андреевич - первый наставник в научной работе, несравненный абдоминальный хирург Порученная тема «Отдалённые результаты хирургического лечения больных фе-охромоцитомами». 1971 - 1973 гг.

По-настоящему, моё обучение хирургии практически началось в 1974 г. (и продолжается до сих пор), когда, после окончания института (с отличием), меня пригласил (!) на кафедру госпитальной хирургии работать старшим лаборантом Лев Ни-

Баиров Гирей Алиевич - учитель, Великий детский хирург, старший товарищ и коллега по совместной работе в редколлегии журнала «Вестник Хирургии»

Профессор Лев Николаевич Камардин (19291991) - Руководитель, Организатор, учитель в торакальной и эндокринной хирургии

2019, том 22, № 1

колаевич Камардин - проректор ЛПМИ. Это была большая честь и доверие старшего товарища и руководителя к молодому человеку с ещё неясными перспективами! Уже через 2 года работы в клиниках Л.Н. Камардина, А.А. Русанова, операционных, дежурствах по неотложной хирургии в больнице имени Куйбышева меня назначили Приказом Председателя Комитета по Здравоохранению г. Ленинграда больничным ординатором-хирургом.

Мариинская больница (ранее больница им. В.В. Куйбышева) - Великая Школа, которой в этом году исполнилось 215 лет. Дальше время полетело очень быстро и события в моей жизни можно выразить в телеграфном стиле: с 1976 г. я - больничный ординатор третьего, второго хирургических отделений, затем опять - 3 хирургического отделения больницы; ассистент (с 1978 г.), доцент (с 1988 г.), профессор (с 1991 г.), заведующий кафедрой госпитальной хирургии с курсами онкологии, ВПХ, травматологии (с 1991 г. после смерти Льва Николаевича и до сих пор.

То есть, с педиатрическим институтом (академией, университетом) я кровно связан уже 50 лет! Наш ВУЗ даёт разностороннее образование, широкий профессиональный кругозор, который охватывает диагностику заболеваний, лечение и детей, и взрослых. В этом его огромное преимущество, что я ощутил сам и наблюдал на практике моих коллег,

А. Ф. Романчишен - Выпускник ЛПМИ 1974 г.

Моя лечебная (зав. 3 хирургическим отделением Н.В. Васильева) и научная работа в Мариинской

городской больнице с 1974 г.

Правление хирургического Общества Пирогова, декабрь 1979 года. Первый ряд (слева направо): профессор А.Г. Земляной, профессор П.Н. Напалков, профессор Ф.Х. Куту-шев (председатель), профессор Л.В. Поташов, профессор И.А. Ерюхин. Второй ряд (слева направо): А.А Протасов, А.Ф. Романчишен, А.В. Афанасьева, Н.В. Мичурин, В.Ю. Петров, В.В. Стукалов.

выпускников ЛПМИ в течение многих десятилетий. Объясняется это очень просто: программа лечебного факультета и педиатрического по тематике одинакова. Отличие лишь в количестве часов, что может быть нивелировано при желании студента, интересующегося хирургией. Но совершенно по-другому дело обстоит на лечебном факультете, где программа и количество часов изучения педиатрии слишком урезаны.

Наша кафедра и клиника были и остаются общехирургическими, где представлены общая, абдоминальная, торакальная и эндокринная хирургия. Последняя, постепенно (с 1974 г.) оформившаяся в «Санкт-Петербургский центр хирургии и онкологии органов эндокринной системы» (1996г.), отличается занудным, кропотливым, напряжённым трудом хирурга. И, пока ты не накопишь значительный опыт (более 1000 операций), не особенно привлекательна и опасна. Казалось, что со временем, когда ты прооперируешь 3 тысячи, затем 5 тысяч больных всё будет по-другому. Но, увы, и после 11 тысяч моих операций напряжение не ис-

чезает. Таковы особенности операций на щитовидной и околощитовидных железах, в особенности, если приходится оперировать пациентов, которым уже отказали или неудачно предприняли хирургическое лечение ранее во многих других клиниках. Нередко такие пациенты находятся в экстремальных ситуациях с нарушением дыхания, сердечной деятельности или в ином критическом состоянии.

Успешная напряженная хирургическая работа требует отдыха, что особенно приятно в кругу коллег, родных и близких людей.

Мои диссертации (1979, 1989 гг.), монографии «Хирургия щитовидной и околощитовидных желёз» (2009 г.), «Избранные лекции, тезисы докладов, презентации на международных конгрессах Санкт-Петербургского Центра эндокринной хирургии и онкологии (2003-2012 гг.), «Российские приоритеты в тиреоидной хирургии XIX - начала XX веков» (А.Ф Романчишен, К.В. Вабалайте, 2012), «Неотложные состояния в тиреоидной и паратиреоидной хирургии» (2014 г.), гг., «Местно-распространённый рак щитовидной железы: диа-

2019, том 22, № 1

На даче у Романчишеных (2000 год). В первом ряду слева-направо - Галия Феттяховна, профессор Феттях Халимович и Адилля Феттяховна Кутушевы (ЛПМА); во втором - Мария Андреевна Кутушева, профессор Игорь Александрович Ерюхин (ВМА), Светлана Николаевна Ерюхина, Лариса Алексеевна Королёва, Елена Сергеевна Романчишена; в третьем - профессор Михаил Павлович Королёв и профессор Анатолий Филиппович Романчишен (ЛПМА).

Слева направо: S.J. Kong, Ashok Shaha, Gregory W. Randolph, Анатолий Ф. Романчишен. Спикеры Гарвардского курса хирургии щитовидной и околощитовидных желёз 2002 г., Бостон.

гностика, лечение, непосредственные и отдалённые результаты», 2017 г., «Причины расстройств голосовой функции после операций на щитовидной железе», 2017 г., «Причины, предупреждение и результаты лечения послеоперационного гипо-

паратиреоза у больных тиреоидной патологией», 2017 г., а также 30 докторских и кандидатских диссертаций моих учеников, учебники, учебные пособия и многое другое посвящены общей и эндокринной хирургии.

Работа преподавателя-хирурга имеет 3 основных раздела: преподавание (лекции, семинары, экзамены и другое); лечение больных (обходы, дежурства, клинические и клинико-анатомические разборы, хирургические вмешательства); научные исследования (экспериментальные исследования, анализ непосредственных и отдалённых результатов лечения больных, выступления с докладами, написание статей, монографий, диссертаций и многого другого).

Когда я учился в школе, самым трудно-занудным и мучительным делом было для меня написание пересказов и сочинений. И если бы кто-нибудь в школе сказал мне, что я буду без принуждения что-либо писать, я бы, мягко говоря, очень обиделся. Получается, что я ошибался - терпение и труд.

Однако, писать сочинения на заданную тему, как не любил в школе, так не люблю и сейчас!

24 Российский Симпозиум по эндокринной хирургии, Санкт-Петербург, 2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.