Научная статья на тему 'Мой электротехнический факультет'

Мой электротехнический факультет Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
635
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мой электротехнический факультет»

2. Воронов А.Ю., Герасимов В.А. Электрическая дуга в канале плазматрона при случайных газодинамических возмущениях. Научно-техническая конференция «Вологдинские чтения» -Владивосток: ДВГТУ, 2009.

3. Бесекерский В.А., Попов Е.П. Теория систем автоматического правления — Спб.: Профессия, 2003 -747с.

Веревкин В.Ф.

МОЙ ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Как правило, выпускники вуза почти сразу после окончания его теряют с ним тесную связь. Конечно, о своем вузе помнят все, но часто жизненный путь выпускников географически и даже профессионально уходит в сторону от родного вуза. Моя профессиональная деятельность сложилась так, что я все годы после окончания электротехнического факультета ДВПИ имени В.В. Куйбышева и по настоящее время поддерживаю со своим вузом, со своим факультетом, который в этом году отмечает свое 65-летие, самую тесную связь.

После окончания школы в г. Норильске я намеревался поступать в Ленинградский кораблестроительный институт, но туда меня не приняли из-за близорукости (-3,5), и тогда я поступил на электромеханический факультет Ленинградского политехнического института имени МИ. Калинина. В ЛПИ я проучился два года, но когда после реабилитации отца родители из Норильска выехали во Владивосток, я перевелся в ДВПИ на специальность «Электрооборудование судов». Сбылась моя мечта получить специальность универсальную и в то же время связанн) ю с морем

Учиться во Владивостоке было труднее, чем в Ленинграде. Там, что ни преподаватель, то известная личность, потоки были очень большие, и этим личностям было не до нас, но кто хотел, тог имел дело, так сказать, с «первоисточниками» в живом виде. В ДВПИ преподаватели были менее известные, но также были высококвалифицированными, а гак как нас было мало (на специальности «Электрооборудование судов», на которой я учился, была только одна группа), то мы были все время под контролем преподавателей, и «сачковать» нам не получалось.

С благодарностью вспоминаются преподаватели В.Г Попов. Н.Т. Хаблак (куратор нашей группы), H.H. Первушин, P.A. Гуткин, Ш.О. Лапидус, В.И. Борисов, В.Н. Шпринцин. A.B. Морозов, а также тогда молодые М.А. Кац, С.А. Владимиров и другие. Деканом электротехнического факультета был Михаил Павлович Лобанов, которого мы звали «Мих-Пых», так как он все время опаздывал и куда-то торопился, но большинство студентов знал по имени. А факультетом фактически командовала секретарь опытнейшая Елена Феликсовна Тихонова

У нас были очень хорошие практики. После третьего курса мы всем курсом ездили в Кемерово на завод «Кузбассэлектромотор», где, работая на конвейере, мы увидели весь путь создания электродвигателей. Электротехнологическую практику мы проходили на военно-морских судах, находящихся на ремонте: крейсерах, подводных лодках, эсминцах. На преддипломную практику вся наша

группа была направлена в Ленинград в проекгно-конструкгорские организации. Мы там многое узнали в профессиональном плане, а еще наши руководители нам сказали" «Раз вы приехали в Ленинград, то как можно больше смотрите достопримечательности» Мы ходили в театры, музеи, объездили чудесные пригороды, сходили на футбол (играл «Зенит» с турецким «Галатасараем»)

На военной кафедре нас обучали как будущих командиров радиолокационных станций (РЛС) ПВО Помимо занятий в аудиториях на Экипажной мы бегали кроссы от ДВПИ до ШМАС на Снеговой и там стреляли из карабинов Стажировку проходили на батарее «соток» возле поселка Рыбачьего у бухты Горностай, а стрелять из пушек походной колонной ездили на мыс Басаргина Студенты-механики стреляли из пушек, а мы, электрики, обеспечивали эту стрельбу по реальным целям, но в зеркальном отражении, чтобы случайно не сбить свой самолет, буксировавший мишень Грохот на позиции бьш ужасный, особенно, когда помимо наших соток, над нашими головами заработали стотридцатнмиллиметровые пушки Отстрелялись мы хорошо, местные военные даже удивлялись, как эти «партизаны» сумели чуть не с первого залпа поразить цель После стрельб мы принимали воинскую присягу

На военных сборах Стоят {слева направо А Рожков, I Шестопалов, А Проценко,

Каждое лето мы ездили на сельхозработы косили и убирали сено, копали картошку, цементировали ток, а на каникулах ходили в туристические походы по краю Учеба, практики, работа на селе, походы сплачивали наш коллектив (в нашей группе было еще четыре дев>шки), взаимоотношения между студентами были хорошими, дружественными

Защита дипломных проектов проходила в последние дни февраля 196! года Выпускной вечер был в студенческой столовой на Ленинской (позже там было кафе «Театральное», а сейчас в этом помещении разместилась аптека)

Распределение на работу было разнообразным Нам были предложены места на предприятиях «ЭРА» во Владивостоке и Комсомольске-на-Амуре, в Северодвинске, Риге, Зеленодольске и даже Сретснске, во Владивостокском судостроительном техникуме, а также несколько мест на вновь строящуюся антарктическую китобойную флотилию (АКФ) «Советская Россия» Я один из всех выбрал на удивление и родных и товарищей китобойную флотилию На места будущей работы все ехали с большим желанием То было время больших надежд В космос полетел первый человек В стране была оттепель

Проработав на АКФ пять лет сначала электриком (не хватало плавательного ценза), а затем электромехаником, пройдя по всем океанам и многим морям, в том числе совершив кругосветный рейс, я получил бесценный профессиональный практический и жизненный опыт Обстоятельства сложились так, что мне нужно было остаться на берегу

Мой друг О П Хайду ков, выпускник ЭТФ ДВПИ 1962 г (первый мастер спорта по самбо в Приморье), тогда работал в ДВВИМУ имени адмирала Г И Невельского и пригласил меня преподавателем на кафедру электрооборудования судов И вот я с 1966 года работаю в этом морском вузе 11 лет был начальником электромеханического факультета, более четверти века заведую

выпускающей кафедрой электрооборудования судов. Стал профессором, доктором технических наук и пр., пр. Причем докторскую диссертацию защищал в стенах Alma Mater.

Я все это время поддерживаю самую тесную связь с электротехническим факультетом ДВПИ-ДВГТУ. Ряд лет читал студентам ЭТФ дисциплину «Гребные электрические установки», у довольно большого числа выпускников ЭТФ в разные годы был руководителем или рецензентом дипломных проектов, входил в состав государственных экзаменационных комиссий, а последние годы являюсь председателем Государственной аттестационной комиссии по защите дипломных проектов по той специальности, которую получил сам на ЭТФ в далеком 1961 году.

Выпускная фотография моей группы. Все выпускники с успехом работали по избранной специальности, семеро «остепенились» и работали в различных вузах, остальные стали отличными производственниками. Многие имеют правительственные награды. К сожалению, пятерых уже нет среди нас.

Значительную роль в становлении учебного процесса на электромеханическом факультете ДВВИМУ сыграли представители ЭТФ ДВПИ В А. Стражмейстер, О.П. Хайдуков, М.А Кац, И.П, Д.Ф. Соколова (Письменная). Некоторое время на ЭМФ преподавали И.П. Стрельцов, В.М. Гуменюк, Э.Г. Владимирова. Более сорока лет работает на кафедре ТОЭ ДВВИМУ-МГУ и возглавляет ее выпускник ЭТФ ДВПИ 1960 года профессор Н.П. Сологуб Можно еще много привести примеров плодотворного сотрудничества ЭТФ и ЭМФ.

Особо следует отметить значительный вклад в установление тесных отношений между ЭТФ ДВПИ-ДВГТУ и ЭМФ ДВВИМУ-МГУ профессора Геннадия Евграфовича Кувшинова выпускника ЭТФ 1960 года. Он еще в 1967 году был председателем ГЭК у второго выпуска ЭМБ ДВВИМУ и многие годы является председателем ГАК на этом факультете. Г.Е. Кувшинов оказывает неоценимую

помощь в методической работе, в научных делах, принципиально, но доброжелательно рецензирует кандидатские и докторские диссертации.

Вся моя профессиональная деятельность проходит в отличных взаимоотношениях с Alma Mate и я горжусь тем, чте я являюсь выпускником электротехнического факультета ДВПИ-ДВГТУ

Титов Е. М., Шевкун С. А.

НАВИГАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОДВОДНЫХ АППАРАТОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ АКУСТИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ ДНА

При работе подводного аппарата необходимо знать его местоположение. Для решения данной задачи составляют карты рельефа дна, глубин. Недостатком таких карт является их малая эффективность в районах со слабовыраженным рельефом дна.

Создать карту, свободную от этого недостатка, можно с помощью измерения зависимости акустических параметров морского дна от географических координат участка дна. Для навигации подводного аппарата можно построить не карту рельефа дна, а псевдокарту - набор значений, сопоставленных с некоторыми областями дна океана.

Построение навигационных карт предполагает измерение аномалий физических полей различной природы и «привязке» к географическим координатам. Аномалии полей могут быть измерены различными датчиками: акустическими, магнитными, гравитационными, электрическими. В соответствии с измеренными аномалиями можно построить соответственно карты акустических, магнитных., гравитационных, электрических аномалий [1].

Для построения системы навигации целесообразно использовать структурную схему следующего вида - рис. 1 [1]. Основу системы составляет блок базовой навигационной системы, в качестве которой могут быть использованы инерциальная либо доплеровская навигационная система. Результатом работы базовой навигационной системы являются оценки текущего местоположения подводного аппарата, величин скорости, угла курса и других параметров с некоторыми погрешностями, определяющими область неопределенности параметров.

В заданной области коррекции текущие оценки местоположения используются для получения прогноза о величине измеряемого параметра геофизического поля по цифровой эталонной карте. Действительные показания датчика геофизического поля сравниваются с этим прогнозом, я их разность обрабатывается блоком фильтрации для формирования вектора ошибок базовой навигационной системы. Через контур обратной связи производится компенсация ошибок базовой навигационной системы. Данный процесс фильтр, вычисляющий гарантированную повторяется при движении аппарата по траектории, обеспечивая непрерывную корректировку. В блоке фильтрации используется минимаксный фильтр калмановского типа либо эллипсоидальный оценку параметров движения подводного аппарата [1].

Рис. 1. Структурная схема системы навигации по геофизическим полям: БНС - базовая навигационная система, ЦЭК - цифровая эталонная карта, ДТП — датчик геофизического поля, БФ -

блок фильтрации

Известно, что морское дно состоит из участков с разной плотностью и скоростью распространения акустических волн, следовательно, они будут иметь отличные друг от друга коэффициенты отражения акустических волн. Поэтому, в качестве информации для составления псевдокарты, возможно использовать коэффициент отражения от границы вода-грунт, излучая в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.