Научная статья на тему 'Мой дед эсер-максималист Ф. Ф. Кокоулин романтик революции'

Мой дед эсер-максималист Ф. Ф. Кокоулин романтик революции Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
238
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мой дед эсер-максималист Ф. Ф. Кокоулин романтик революции»

Патрушев В.Г. Мой дед эсер-максималист Ф.Ф.Кокоулин - романтик революции.// Ижевско-Воткинские повстанцы в истории Гражданской войны. / Иднакар: методы историко-культурной реконструкции [Текст]: научно-практический журнал. № 6 (23). 2014,

С.42-59

Режим доступа: http://elibrarv.ru/title аЬои1азр?1Ь=33940

Патрушев Владимир Г ригорьевич

г. Владивосток

”Всякую революцию задумывают романтики,

осуществляют фанатики, а пользуются ее плодами отпетые негодяи. ”

Томас Карлейль.

МОЙ ДЕД ЭСЕР-МАКСИМАЛИСТ Ф.Ф. КОКОУЛИН - РОМАНТИК РЕВОЛЮЦИИ

До чего же в детстве и юности мы бываем так равнодушны к своим историческим корням и предкам, так безразличны и, порой даже, эгоистичны. И лишь взрослея, годам к сорока, мы вдруг обнаруживаем необходимость узнать больше о своих истоках, но зачастую это уже становится невыполнимым. Мой дед был немногословен, считая себя незаслуженно обиженным властью, которую сам и устанавливал, а может просто берег мою детскую, еще не окрепшую психику, хотя в душе надеялся, что когда-нибудь его внук вступится за честное имя своего деда. Я помню, как он огорчался из-за публикации в «Удмуртской правде», где его называли бандитом, а фраза: «Опять Федор Кокоулин поднимает голову» звучала как пощечина пожилому и заслуженному человеку. Должен заметить, что Федор Федорович Кокоулин никогда головы не опускал, был человеком честным и бескомпромиссным, а потому долго не уживался в местах, где царил произвол и казнокрадство. И до конца считал, что революция пошла не по тому пути. В наследство от него мне досталась краткая автобиография и потрепанный томик произведений М.Ю.Лермонтова, внутри которой в обложке врезана фотография моей бабушки и вложена тетрадка в 25 страниц со стихами его собственного сочинения. Стихи были написаны во время заключения деда в Соловецкий концлагерь в 1924 году. «Соловецкая тетрадь», как я ее окрестил, содержит 11 стихотворений, в большинстве своем элегического содержания. Несмотря на литературную корявость стиха и несовершенство грамматических норм, эти произведения подку-

Патрушев В.Г. Мой дед эсер-максималист Ф.Ф.Кокоулин - романтик революции.// Ижевско-Воткинские повстанцы в истории Гражданской войны. / Иднакар: методы историко-культурной реконструкции [Текст]: научно-практический журнал. № 6 (23). 2014,

С.42-59

Режим доступа: http://elibrarv.ru/title about.asp?id=33940

пают своей искренностью и сердечностью. К сожалению, некоторые места этой рукописи не поддаются расшифровке, но, тем не менее, стихи открывают еще одну грань характера несгибаемого революционе-ра-максималиста.

Ф.Ф. Кокоулин. Фото с удостоверения бывшего красногвардейца 1933 года.

Патрушев В.Г. Мой дед эсер-максималист Ф.Ф.Кокоулин - романтик революции.// Ижевско-Воткинские повстанцы в истории Гражданской войны. / Иднакар: методы историко-культурной реконструкции [Текст]: научно-практический журнал. № 6 (23). 2014,

С.42-59

Режим доступа: http://elibrarv.ru/title about.asp?id=33940

Меня огорчает однобокое и предвзятое освещение исторических событий в средствах массовой информации. В Интернете размещены «воспоминания» внучатой племянницы Ивана Пастухова - Татьяны Викторовны Николаевой, в которых много исторических неточностей и ошибок. К примеру, она утверждает, что большевик Пастухов возглавил Ижевское правительство с первых дней революции. На самом деле, все было сложнее, Сергей Львович Бехтерев, опираясь на архивные источники, пишет: «Наметившийся сдвиг в политических настроениях заводского населения позволил большевистско-максималистскому блоку между 17-21 июля 1918 г., опираясь на вооруженную силу Петроградского отряда, разогнать правый состав Ижевского Совета. Власть была передана вновь сформированному исполкому, в который вошли 5 коммунистов, 5 максималистов, 1 левый эсер и 4 беспартийных, стоящих на платформе Советской власти. Президиум Совета составили 3 большевика, 3 максималиста, 1 беспартийный. Председателем Совета стал И.Д. Пастухов, его заместителем Ф. Кокоулин.»1

И еще, уважаемая Татьяна Викторовна Николаева пишет в Интернете: «Незадолго до восстания из столицы прислали деньги на выплату зарплаты рабочим. Всего в заводской казне было около 30 миллионов рублей - в основном тысячными ассигнациями. Понимая, что мятежники вот-вот захватят Ижевск, Иван Пастухов принял решение спрятать казну. Большевикам на двух подводах удалось вывезти из города 12 миллионов рублей в мешках, остальные деньги остались в казначействе и достались мятежникам. Сам Иван Пастухов деньги не вывозил - он поручил это товарищам по партии. Поэтому он не знал, где именно их спрятали. После освобождения Ижевска в ноябре 1918 года Михаил Пастухов вернул в городскую казну все 12 миллионов.2 Документы об этом есть в Центральном государственном архиве УР в фонде Военно-революционного комитета Ижевска.»

1 Бехтерев С.Л. Эсеро-максималистское движение в Удмуртии. — Ижевск, 1997, стр.82-83.

От издателя: Документы по данному вопросу в ЦГА УР, действительно, имеются. Но никаких свидетельств того, что Ивану Пастухову кто-то поручал эти деньги изъять и спрятать, пока не обнаружено. Иван Пастухов повстанцами был схвачен и убит; они нуждались в средствах на выплату зарплаты рабочим и закупки продовольствия у крестьян. Те бумажные деньги были возвращены братом Пастухова Ивана, когда в ноябре 1918 г. в Ижевск вошли

Патрушев В.Г. Мой дед эсер-максималист Ф.Ф.Кокоулин - романтик революции.// Ижевско-Воткинские повстанцы в истории Гражданской войны. / Иднакар: методы историко-культурной реконструкции [Текст]: научно-практический журнал. № 6 (23). 2014,

С.42-59

Режим доступа: http://elibrarv.ru/title about.asp?id=33940

А вот что пишет мой дед в своей автобиографии:

«В 1918 г., 8 августа, в момент восстания фронтов я, будучи членом Ревкома, созданного Исполкомом, мне поручено было эвакуировать государственные ценности в виде 18 миллионов денег. Поручение мною выполнено, деньги изъяты и сохранены мною одна половина, а вторую половину сохранил тов. Пастухов Михаил. По ликвидации белогвардейского мятежа, деньги мною и Пастуховым сданы Ревкому во главе т Зорина.»

Я все-таки склонен верить своему деду, потому что он никогда не врал, и никогда не взял бы ни одной чужой копеечки. Так и меня с пеленок воспитывали. А если в ЦГА УР есть документы об этом факте, то почему превозносят до небес Пастухова и замалчивают акцию Кокоулина. Спасибо Сергею Львовичу Бехтереву за его книгу о максималистах. Жаль, что книгу прочитали в основном специалисты ограниченного круга, а памятник Пастухову стоит на виду у всех. Все правильно, Пастухов - большевистская «икона», а мой дед - «бандит», которого в 20-е годы вообще упекли в

о

Соловки, хотя в 1918 году оба делили одно кресло.

Озар Ворон (Лев Прозоров) в статье «Советская» власть в России» пишет: «После того, как изрядно полютовала ЧК (в котором служил в те годы Борис Моисеевич Любич, предок известного журналиста-коммуниста

части Красной армии. Эти банкноты были малоликвидны, ибо зарплата рабочего тогда была куда как меньше тысячи рублей. Они ещё некоторое время имели хождение, но вскоре были заменены «совзнаками».

А вот судьба нескольких молочных бидонов с золотыми и серебряными монетами, которые были вывезены тогда же Пастуховым из казначейства и представляли реальную ценность, неизвестна до сих пор.

3 От издателя: членом Ижевского Ревкома, созданного незадолго до Восстания была и учительница Клавдия Викторовна Посаженникова, также эсерка-максималистка. Она была схвачена повстанцами и казнена, а её брат Аркадий Викторович после Восстания служил в местной ЧК и оставил выразительные мемуары. О её судьбе и причастности к «ижевским миллионам» см.: Коробейников А.В. Как мы пишем историю. // Война, Восстание, Ледяной поход. /Иднакар: методы историко-культурной реконструкции [Текст]: научно-практический журнал. № 3 (20). - 2014. - С. 28-51

Режим доступа: кйр;//еНЬгагу.ги/соп1еп18.а8р?188ие1ё=1257636

Патрушев В.Г. Мой дед эсер-максималист Ф.Ф.Кокоулин - романтик революции.// Ижевско-Воткинские повстанцы в истории Гражданской войны. / Иднакар: методы историко-культурной реконструкции [Текст]: научно-практический журнал. № 6 (23). 2014,

С.42-59

Режим доступа: http://elibrarv.ru/title аЬоиІавр?іЬ=33940

В. Любича4), Аронштам решил, что теперь можно и в демократию поиграть и объявил выборы в Советы. Ижевцы дружно проголосовали за... эсе-ров-максималистов (единственную дозволенную оппозиционную партию) и их вождя, русского рабочего Фёдора Кокоулина. Вообще, максималисты в Прикамье были исключительно русской партией. Пришлось Аронштаму быстро сворачивать демократию и по-новой вводить «диктатуру пролетариата».

В апреле 1918 года максималисты выпустили листовку с обращением к народу:

«Мы, «банда» максималистов с Красной гвардией - ваши враги, грабители, убийцы, в настоящий момент чувствуем больше, чем Ваши друзья - большевики, что настал час, настал миг, в который должна свершиться наша судьба. Быть или не быть свободе... нашей души, мысли и тела. Решайте.

А мы видим впереди большевистский кулак, палку, законы, декреты и приказы. Ленин тот же Николай, но с кличкой социалиста. Тем хуже. Николай носил только кличку Кровавого. Он открыто шел против Вас. А Ленин-социалист подходит к Вам с поцелуями «иуды». Идите за ним. Молитесь на него. Будьте снова рабами. Много лилось крови, лейте еще. и на крови создавайте трон Большевикам.

А мы же, «контрреволюционеры» максималисты, рабами не будем. Мы шли за свет, за счастье и волю народа. идем и сейчас умрем с оружием в руках. Только оружием мы порвем цепи рабства - вашего Рабства, Граждане. А они гремят уже в руках большевиков.»5

Должен заметить, что, несмотря на пугающее название: максималисты, ССРМ (Союз социалистов-революционеров максималистов) не был партией, и в отличие от большевиков не был настолько кровожаден,

4 От издателя: Журналиста Виктора Любича, ныне покойного, я хорошо знал со времён учёбы на истфаке УдГУ; будучи внуком чекиста, который имел непосредственное отношение к уничтожению местной интеллигенции в годы «большого террора», и сыном преподавателя Университета, сам Виктор никогда симпатий идеям коммунизма не выказывал. Скорее наоборот: начав писать, со времён «перестройки» он позиционировал себя в качестве «интеллектуального оппозиционера»; достаточно почитать его статьи в газетах того периода.

5 Бехтерев С.Л. Эсеро-максималистское движение в Удмуртии. - Ижевск, 1997, стр.68-69.

Патрушев В.Г. Мой дед эсер-максималист Ф.Ф.Кокоулин - романтик революции.// Ижевско-Воткинские повстанцы в истории Гражданской войны. / Иднакар: методы историко-культурной реконструкции [Текст]: научно-практический журнал. № 6 (23). 2014,

С.42-59

Режим доступа: http://elibrarv.ru/title about.asp?id=33940

как его рисовали политические противники. Напротив, отрицая диктатуру пролетариата, «они считали, что настоящая Советская власть - это власть

^ и и /*■ и V/ ^

всей организованной трудовой массы, без различий партий и мнений, а Советы - это такие органы власти, которые способны вести страну к социализму независимо от того, кто находится у их руководства. Наиболее рельефно эту мысль выразил Ф.Ф. Кокоулин: «Максималистам все равно, кто выступает, меньшевик, коммунист или анархист, и если на их стороне правда, то максималисты поддержат.»6

Личные вещи Ф.Ф. Кокоулина: книга с фотографией жены и удостоверение бывшего красногвардейца 1933 г.

6 Там же, стр. 58.

Патрушев В.Г. Мой дед эсер-максималист Ф.Ф.Кокоулин - романтик революции.// Ижевско-Воткинские повстанцы в истории Гражданской войны. / Иднакар: методы историко-культурной реконструкции [Текст]: научно-практический журнал. № 6 (23). 2014,

С.42-59

Режим доступа: http://elibrarv.ru/title аЬоиІавр?іЬ=33940

Мой дед был наполовину романтиком, наполовину фанатиком революции, но никогда не был негодяем. Разобраться в тогдашней ситуации было достаточно сложно полуграмотному рабочему. Но, тем не менее, своя позиция у него была, а то покаяние, которое проскальзывало в его стихах, на мой взгляд, не более, чем лукавство. Был еще один фактор, разрывавший душу революционера - это любовь к моей бабушке. Красавица Ольга никогда не приветствовала революционную деятельность Федора, а после осуждения его на Соловки и вовсе ушла от мужа. В порыве отчаяния несгибаемый максималист был готов подписать любое отречение, чтобы вернуть беглянку. Скорее всего, деда досрочно освободили, любимую жену, Ольгу Сергеевну, он вернул, но до конца дней замкнулся в себе. В семье напрямую об этом не говорили, но по многим недомолвкам и малозначащим фразам я это реконструировал и нашел подтверждение своим гипотезам в стихах Федора Федоровича Кокоулина. Некоторые из которых, я предлагаю вашему вниманию.

*

Если б овладеть мне чуть пером поэта,

Написал бы много кое-что для света.

Света не валетов ......и их пижонов.

Кафе и балетов, княжеских притонов.

Нет, я написал бы жизнь и быт народа,

Я бы рассказал вам: есть така порода,

С самой колыбели труд ему навязан,

К кирке и лопате на всю жизнь привязан.

В армяке заплатанном ходит он обряжен И кормить богатых целый век обязан.

Это ничего бы, жизнь была б с полгоря,

Если б не нагрянул враг к нам из-за моря.

«Жили бы тихонько, знать така уж доля»-Рассуждал мужик наш со своего горя.

Невдомек бедняге, что мужик заморский С поля и с завода или житель горский

Патрушев В.Г. Мой дед эсер-максималист Ф.Ф.Кокоулин - романтик революции.// Ижевско-Воткинские повстанцы в истории Гражданской войны. / Иднакар: методы историко-культурной реконструкции [Текст]: научно-практический журнал. № 6 (23). 2014,

С.42-59

Режим доступа: http://elibrarv.ru/title about.asp?id=33940

Так же рассуждает, думает, горюет Про поля, про хаты. Для чего воюет?

Есть земли немного, есть семья и хата.

Нет, так вот поди ж ты, бей-ка супостата.

Не идти - изменник ты своему роду, попадешь в неволю чуждому народу.

Разорит- развеет он твое хозяйство.

Над детьми учинит зверское нахальство.

Так испокон веку мужика в сермяге Обували ловко разные варяги.

Царь, король, диктатор, генерал в Конвенте Иль буржуй пархатый в ультра перманенте,

Но и мулла иль раввин, ксендз или пастор Или соглашатель - интендантский вор,

От войны им польза, лишь не мужикам.

Бедным вдовам - слезы, детям- сиротам.

Сколько не вернется мужей и отцов,

Сколько наживется разных подлецов.

Буржуа за рынок весть войну готов,

Сбыть свои товары - получить улов.

Расширить ли границы, пополнить свой доход Царь иль князь в короне объявит вам поход.

А интендантам любо поставка на полки,

Гнилых сапог доставят, с опилкою муки.

Но вернемся снова к нашим мужичкам Только лишь в шинелях в шапках со значкам,

С ружьями, снарядам, с пушкам и газам,

С минами фугасам - будет же бедлам.

Пригнали в казармы, как стада баран И потом на бойню - бьет их эроплан,

Свищут в поле пули, то что пчелок рой,

Над чужим окопом завязался бой.

Газова баллона, от снарядов вой,

Патрушев В.Г. Мой дед эсер-максималист Ф.Ф.Кокоулин - романтик революции.// Ижевско-Воткинские повстанцы в истории Гражданской войны. / Иднакар: методы историко-культурной реконструкции [Текст]: научно-практический журнал. № 6 (23). 2014,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С.42-59

Режим доступа: http://elibrarv.ru/title about.asp?id=33940

Пулеметы пулями брызжут как водой.

Выбитый противник по полям бежит,

А кого пришибло, на земле лежит.

Стихло понемногу, грохот не гудит,

Над прекрасной нивой стон и смерть стоит.

Сколько понабито, их нельзя учесть,

Раненых сбирают в лазарет отнесть.

Мертвые смешались, всем одна им честь,

Свой иль неприятель - не кипит уж месть.

Пленных победитель в тыл к себе угнал,

По селам, деревням робить заставлял.

Там, где дети ждали бедного отца,

Пленного послали к ним в семью жильца.

Истомлен забитый бывший супостат Чуждому семейству беспредельно рад.

Трудится, старатся бедный наш солдат А под вечер деток хоть чужих ласкат.

Языки не знают, трудно им понять,

Что таких же крошек он оставил пять.

Но детвора смышлена стала привыкать,

Хоть с трудом великим в речь его вникать,

Что он такой же пахарь, как и ваш косарь,

А ^ ^ ^

А войну придумал ихний скверный царь.

В угоду буржуям, разным господам Мы орем и сеем сами голодам,

И таким порядком вся земля полна,

Горькими слезами залита она.

Нет на свете горше доли бедняка,

С южных стран далеких вплоть до ледника.

Бесконечно гнется ветка лозняка Нестерпимо гнуться спине мужика,

С голоду болезни, рвутся потроха...

Патрушев В.Г. Мой дед эсер-максималист Ф.Ф.Кокоулин - романтик революции.// Ижевско-Воткинские повстанцы в истории Гражданской войны. / Иднакар: методы историко-культурной реконструкции [Текст]: научно-практический журнал. № 6 (23). 2014,

С.42-59

Режим доступа: http://elibrarv.ru/title about.asp?id=33940

Патрушев В.Г. Мой дед эсер-максималист Ф.Ф.Кокоулин - романтик революции.// Ижевско-Воткинские повстанцы в истории Гражданской войны. / Иднакар: методы историко-культурной реконструкции [Текст]: научно-практический журнал. № 6 (23). 2014,

С.42-59

Режим доступа: http://elibrarv.ru/title about.asp?id=33940

Затянул «Лучину», песня есть така Но не в песне дело, песня это вздор,

И тогда повел он верный разговор.

Надо разглядеться, сыщем варнака,

Надо с ним покончить раз наверняка.

Разговор короткий, где же супостат?

Ан, всмотрясь поближе, оказался брат.

Как же это вышло? Ей, заврался сват.

А ведь просто ясно - он царю солдат.

Царям нужно войско, чтобы легче жить,

Трон и власть насилья крепче закрепить.

Закрепить кого же? Тех же мужиков,

Расстрелять, рассеять всех бунтовщиков.

А бунтует кто же? Тот же люд труда,

Когда его заставит горькая нужда.

Подати, налоги, во время плати.

Бить заставят брата, крепче колоти.

Государству деньги нужны и купцу,

И служи отчизне, не спускай отцу.

Разобьем заморских мы, дескать, гостей,

А потом уж много будет жить вольней.

Завоюем земли, села меж полей,

А в придачу селам батраков- людей.

Ну, посмотрим, что же получил бедняк От войны, походов, разных передряг?

Чахнет от простуды, боль от многих ран,

А хозяйство пало без тебя Демьян.

Где же бабе справить, все тягать одной,

Да с детишками малыми хоть иди с сумой.

Где же обещание от царя и бар,

Что войну окончил, ты получишь дар?

Подати не меньше стали им платить,

Также продолжали и по морде бить.

Патрушев В.Г. Мой дед эсер-максималист Ф.Ф.Кокоулин - романтик революции.// Ижевско-Воткинские повстанцы в истории Гражданской войны. / Иднакар: методы историко-культурной реконструкции [Текст]: научно-практический журнал. № 6 (23). 2014,

С.42-59

Режим доступа: http://elibrarv.ru/title about.asp?id=33940

Правда потерялась, правда извелась,

И мужик не верил больше в царску власть,

Собирал ватаги вольных казаков И дрался с неправдой царских холопов.

Так тянулись годы, но пришла пора Лезвие сверкнуло грозно топора.

Истощен, измучен на войне солдат,

А в тылу рабочий. Он такой же брат.

Оба изнурены долгою войной.

Буря прокатилась грозною волной,

Шире разливаясь по стране родной.

Скоро докатилась до страны другой.

Из траншей-окопов свой и супостат Братались солдаты, точно родной брат.

Были недомолвки, нечего скрывать,

Юнкер-белоручка начинал срывать Братские беседы, что своих с врагом,

Нужно немцев кончить, ликовать потом.

Но не в немце дело, понял тут солдат,

Подприжать свободу, дать народу Мат.

Вот к чему клонили юнкера и знать,

Чтобы нас, рабочих, к власти не пускать.

Чтоб самим забраться на престол царя,

С ними расправляться как захочут зря.

Но не вышло дело, как буржуй мечтал.

В октябре приспело - Власть рабочий взял.

*

Зачем я ж там, где знамена колышутся,

В ясной лазури, как птицы в прилет,

Где массы колоннами радостно движутся,

Туда, где коммуна святая зовет.

Зачем я не с ними, где возгласы слышатся Про радость, свободу, октябрьский извет.

Патрушев В.Г. Мой дед эсер-максималист Ф.Ф.Кокоулин - романтик революции.// Ижевско-Воткинские повстанцы в истории Гражданской войны. / Иднакар: методы историко-культурной реконструкции [Текст]: научно-практический журнал. № 6 (23). 2014,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С.42-59

Режим доступа: http://elibrarv.ru/title about.asp?id=33940

К тебе я взываю, пусть крик мой услышится, Тебе же мой верный горячий привет.

/

Ольга Сергеевна Кокоулина (Светлолобова). Фото, примерно, 1920 года.

Патрушев В.Г. Мой дед эсер-максималист Ф.Ф.Кокоулин - романтик революции.// Ижевско-Воткинские повстанцы в истории Гражданской войны. / Иднакар: методы историко-культурной реконструкции [Текст]: научно-практический журнал. № 6 (23). 2014,

С.42-59

Режим доступа: http://elibrarv.ru/title about.asp?id=33940

*

Эх, думы мои, мои думы, одна другой мрачней. Мелькают мои мысли, как ветер средь полей.

В прошедшее заглянешь, оставишь поскорей,

А сердце защемится и думаешь о ней.

Любить её, любил я едва ли не сильней Всего на свете целом, всего она милей.

И вот её не стало, ушла она с другим,

Остался сиротина, остался я один.

Ушла, оставив деток, беда стряслась над ним,

Как вырасти им крошкам, заброшенных одним.

Тяжелый и тернистый им путь лежит теперь.

Тюремные ворота, откройтеся скорей.

Не был я, веришь, прежде не взяточник, ей-ей?

Лишь только заблудившимся во множестве идей,

Не осознав, не понял дороги для людей,

Которая вела бы к свободушке прямей.

За что и я наказан, хоть не ношу цепей,

Моральные оковы, пожалуй, пострашней.

К чему. Зачем кичился я гордостью своей,

Родной семьи лишился, виновный перед ней.

С тщеславием расстался и гордость поборол,

К друзьям я обратился смягчить мой приговор.

Винюся перед вами - неправильно я шел,

Святым трудом исправить свой временный позор.

Эх, думы мои, думы, одна другой мрачней,

Тюремные ворота, откройтеся скорей.

К

Патрушев В.Г. Мой дед эсер-максималист Ф.Ф.Кокоулин - романтик революции.// Ижевско-Воткинские повстанцы в истории Гражданской войны. / Иднакар: методы историко-культурной реконструкции [Текст]: научно-практический журнал. № 6 (23). 2014,

С.42-59

Режим доступа: http://elibrarv.ru/title about.asp?id=33940

*

Домик одинокий, у ворот верста,

Мрак царит глубокий, горенка пуста.

Не горит, как прежде, огонек свеца,

Не дождались дети бедного отца.

Их отец в отлучке, ждет её конца,

Мать его считает как за мертвеца.

Но не умер, крошки, бедный ваш отец.

Хоть безвольный, жалкий, только не мертвец.

За ошибки, детки, я ношу венец Тернием обвитый. Но придет конец,

Только лишь сознаться мне в ошибке той,

Бросить лицемерие, стать самим собой,

В утопизм иллюзий верить перестать И за человека тень его считать.

Скрыта тень туманом, чуть ее видать,

Жизнь же караваном движется на гладь.

Мне от тени, детки, нечто ожидать,

Потому я дружбу с ней хочу порвать,

И воскреснуть к жизни снова я хочу.

Это я серьезно. Верно, не шучу.

Не могу прощенья я себе дождать И с того момента как бы вас обнять,

Слиться воедино, как и встарь опять,

От нужды и горя вам меня отнять.

Как вам, детки, трудно без отца страдать,

По чужим семействам, может, голодать,

Да и мне томиться, трудно изнывать,

Не могу я, крошки, время скоротать.

Будем ждать, вернуся к домику с верстой,

Будет тогда, детки, уголочек свой.

Плох ли он, хороший, все же он родной,

И не будет домик наш стоять пустой.

Патрушев В.Г. Мой дед эсер-максималист Ф.Ф.Кокоулин - романтик революции.// Ижевско-Воткинские повстанцы в истории Гражданской войны. / Иднакар: методы историко-культурной реконструкции [Текст]: научно-практический журнал. № 6 (23). 2014,

С.42-59

Режим доступа: http://elibrarv.ru/title about.asp?id=33940

Фёдор Фёдорович и Ольга Сергеевна Кокоулины. Конец 50-х годов.

Послесловие издателя

Данная публикация имеет сразу несколько «смыслов». Прежде всего, она обращает внимание читателя на личную историю лидера политической организации, значение которой в истории Ижевска периода Гражданской войны трудно переоценить, ибо максималисты тогда пользовались симпатией и поддержкой большинства кадровых рабочих, образуя городской отряд Красной гвардии. Чем же они отличались от правых социали-стов-революционеров, которых в документах того времени именовали ми-

Патрушев В.Г. Мой дед эсер-максималист Ф.Ф.Кокоулин - романтик революции.// Ижевско-Воткинские повстанцы в истории Гражданской войны. / Иднакар: методы историко-культурной реконструкции [Текст]: научно-практический журнал. № 6 (23). 2014,

С.42-59

Режим доступа: http://elibrarv.ru/title about.asp?id=33940

нималистами? Программа максималистов была проста и понятна: они выступали против Учредительного собрания, считая его органом управления, который весьма далёк от Уральского рабочего географически. Да и идейная платформа такого всесословного образования была неясна (и возможно ли было её формирование в принципе?). Максималисты предложили систему управления промышленностью, при которой заводы и фабрики поступали в непосредственное управление рабочих коллективов. Да, по факту, так оно и было у нас: в Ижевске и Воткинске ещё с 1917 года работали цеховые комитеты и общезаводские комитеты, которые и решали все стратегические вопросы руководства заводами, оставив администрации область текущего управления. Такая схема вошла в противоречие с большевистской практикой строгой централизации и «ручного управления» заводами, путём назначения на них комиссаров из центра. Впрочем, и вожди Белого движения, кажется, не собирались передавать предприятия под рабочий контроль? Таким образом, максималисты, а с ними и рабочие Ижевска и Воткинска оказывались, что называется, «между двух огней».

Ранее мы уже обращались к судьбам лидеров эсеров-максималистов Ижевска; в 20-м номере нашего журнала была опубликована статья, написанная по архивным данным и воспоминаниям членов семьи Посаженни-

п

ковых. Эта фамилия была у ижевчан на слуху не только в период Гражданской войны: Клавдия Посаженникова, входившая в руководство местных максималистов, была казнена повстанцами, и её имя можно видеть на мемориальной стеле на месте захоронений у Свято-Михайловского собора. Её сестра Екатерина также была казнена восставшими рабочими Воткинска. Отец этих максималисток (которых в публикациях Советского периода отчего-то именовали большевичками) получал за них персональную пенсию, а их брат Аркадий стал чекистом, и также именовал себя «коренным» большевиком. Одним словом, семейные истории здесь очень тесно переплетаются с историей Гражданской войны.

7

Коробейников А.В. Как мы пишем историю.// Война, Восстание, Ледяной поход. /Иднакар: методы историко-культурной реконструкции [Текст]: научно-практический журнал. № 3 (20), 2014. С. 28-51 Режим доступа: кйр;//еНЬгагу.ги/соп1еп18.а8Р?188ие1ё=1257636

Патрушев В.Г. Мой дед эсер-максималист Ф.Ф.Кокоулин - романтик революции.// Ижевско-Воткинские повстанцы в истории Гражданской войны. / Иднакар: методы историко-культурной реконструкции [Текст]: научно-практический журнал. № 6 (23). 2014,

С.42-59

Режим доступа: http://elibrarv.ru/title about.asp?id=33940

Поэтому и обращение к личности Фёдора Фёдоровича Кокоулина позволяет вдумчивому читателю отойти от «плоской» и двухполюсной схемы противодействия Красных и Белых; ижевские рабочие, в массе своей, отказались от принципов большевизма, но ведь и Белыми они, по сути, также не были, хотя и ушли в «Колчаковию», а после разлетелись по различным эмигрантским центрам.

Очень важно, что публикуемый материал указывает нам на те пласты малоизвестных источников, которые сохранились в архивных делах ФСБ и мемуарах и ждут своего исследователя и публикатора.

И, наконец, публикуемые бесхитростные стихи, чем-то живо напоминающие духовные стихи старообрядцев, ярко рисуют личность человека простого, но образованного и страстного.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.