Научная статья на тему 'Моторная конституция: биология, патология, культура'

Моторная конституция: биология, патология, культура Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
449
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Academy
Ключевые слова
БЕРНШТЕЙН НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ / КАТАТОНИЯ / МОТОРНАЯ КОНСТИТУЦИЯ / МОДЕЛЬ ПОВЕДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Мелия Алексей Александрович

Моторная конституция одно из возможных проявлений общих конституционных, адаптационных возможностей организма, моторная конституция может быть выявлена у людей и животных. Моторная конституция наиболее ярко проявляется при психической патологии, у людей с тяжелыми нарушениями социализации. Физиолог Н.А. Бернштейн выдвинул идею существования моторной конституции и предложил свою систему анализа построения движений для составления типологии моторной организации человека. В статье развивается эта идея Н.А. Бернштейна, показывается роль моторной конституции в трансляции поведенческих моделей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Моторная конституция: биология, патология, культура»

МОТОРНАЯ КОНСТИТУЦИЯ: БИОЛОГИЯ, ПАТОЛОГИЯ,

КУЛЬТУРА Мелия А.А.

Мелия Алексей Александрович - педагог, факультет игровой педагогики, Центр лечебной педагогики г. Москва

Аннотация: моторная конституция - одно из возможных проявлений общих конституционных, адаптационных возможностей организма, моторная конституция может быть выявлена у людей и животных. Моторная конституция наиболее ярко проявляется при психической патологии, у людей с тяжелыми нарушениями социализации. Физиолог Н.А. Бернштейн выдвинул идею существования моторной конституции и предложил свою систему анализа построения движений для составления типологии моторной организации человека. В статье развивается эта идея Н.А. Бернштейна, показывается роль моторной конституции в трансляции поведенческих моделей.

Ключевые слова: Бернштейн Николай Александрович, кататония, моторная конституция, модель поведения.

Я веду урок в маленьком классе, мои ученики — дошкольники с выраженными нарушениями развития. Один из них — изысканный и утонченный Т. У него гибкое, пластичное и неустойчивое тело. Ему трудно сидеть прямо, держать спину без опоры. Он наваливается на стол грудью, постоянно меняет позу, чуть не растекается по стулу, оказываясь на грани падения или сползания на пол. Т выражает себя через изменчивость позы, делая это изящно и тонко. Д — совсем другой: напряженный и собранный, он сидит с прямой спиной, сосредоточившись на своих внутренних ощущениях. Ему бывает тяжело быстро переключиться на событие в окружающем мире. При ходьбе Д склонен замедляться и застывать. Маленький мальчик стоит, словно вкопанный в пол очень серьезный маленький столбик.

Оле 35 лет, она педагог и занимается детьми с нарушениями развития. Оля худая и высокая. Вот мы вместе идем к станции метро, два довольно неловких и немного неуклюжих человека. Увлекшись разговором, запутались в пространстве и нелепо столкнулись. Я вешу больше ста килограммов, но Оля даже не шелохнулась, будто я наткнулся на каменную стену.

Удержание позы, равновесие, ответ мышц тела на толчок. Все это — движения. На внешние движения, мимику, жестикуляцию мы привыкли обращать внимание. Движения, связанные с удержанием позы, поддержанием тонуса, не так заметны. Здесь мы видим скорее результаты, а не сами движения. Скрытые, глубинные, фоновые движения становятся заметны при некоторых нарушениях, прежде всего при кататонии. Название этого состояния происходит от греческого слова, означающего натяжение, напряжение.

Мы с моим учеником К на московском осеннем бульваре. К периодически застывает, принимает странные позы, в которых, кажется, почти невозможно удерживать равновесие. Можно взять застывшего К за руку. Рука ощущается, как совершенно расслабленная, почти жидкая. Я поднимаю ее вверх и отпускаю. Рука тут же фиксируется в новом положении. Обычно движения обеспечиваются мышцами, которые работают толчками, почти, как поршни. Но рука К ведет себя совсем по-другому. Пока я двигаю ею, она как бы наполнена некой жидкостью, совершенно расслаблена, не оказывает сопротивления. Но стоит мне отпустить его руку — и «жидкость застывает». Этот особый режим движений встречается при кататонии и называется восковой гибкостью, как будто внутри движений, внутри тела плавится и застывает воск. Благодаря этому особому режиму работы нервной системы можно

лучше понять, как мы удерживаем позу, как работают наши мышцы, автоматически обеспечивая стабильность изменчивого положения тела.

Почти все, что мы узнаем о человеке, так или иначе связано с его движениями. Речь, труд, эмоции, игра, творчество — все это проявляется через работу мышц.

Полтора века назад выдающийся отечественный физиолог Сеченов писал: «Смеется ли ребенок при виде игрушки, улыбается ли Гарибальди, когда его гонят за излишнюю любовь к родине, дрожит ли девушка при первой мысли о любви, создает ли Ньютон мировые законы и пишет их на бумаге - везде окончательным фактом является мышечное движение... все без исключения качества внешних проявлений мозговой деятельности, которые мы характеризуем, например, словами: одушевленность, страстность, насмешка, печаль, радость и пр., суть не что иное, как результаты большего или меньшего укорочения какой-нибудь группы мышц - акта, как всем известно, чисто механического.» [6, 3-4].

Там, где нельзя полагаться на речь или текст, можно попытаться воспользоваться информацией, которую дают другие, мало осознаваемые, не всегда заметные движения человека. Нужно только увидеть, почувствовать, проанализировать их, то есть разложить по полочкам, классифицировать.

Я учился в институте физкультуры, изучал различные стороны мышечной деятельности: анатомию, биохимию, физиологию движений. Когда-то в этом институте физиолог Николай Александрович Бернштейн создал учение о построении движений.

Бернштейн искал общие закономерности двигательной активности: исследовал движения музыкантов, спортсменов, высококвалифицированных рабочих, пытался выяснить, чем движения мастера высокой квалификации отличаются от движений начинающего рабочего. Бернштейн участвовал в восстановлении раненых во время и после Великой отечественной войны, и этот опыт также лег в основу его учения.

Так сложилась уникальная ситуация: Бернштейн имел возможность сравнивать движения людей с повреждениями нервной системы и движения выдающихся музыкантов, спортсменов и мастеров высокой квалификации. В результате предметом его анализа стало не просто сравнение нормы и патологии, а выявление базовых закономерностей построения движений человека в самом широком диапазоне условий.

Важное достоинство работ Бернштейна — связь его учения с эволюционной теорией. Он соотносил уровни построения движений с предполагаемой последовательностью их возникновения в ходе эволюции. Исходя из этого, Бернштейн выделил несколько уровней построения движений — А, В, С1, С2, Б, Е.

Уровни движений у Бернштейна образуют эволюционно-иерархическую систему. Более древние уровни подчиняются молодым и более сложным. Уровень А отвечает за устойчивость позы, за подготовку к напряжению и за расслабление мышц. Этот уровень можно символически изобразить в виде червяка или змеи. Уровень В — это дифференцированные движения мышц, координация работы разных групп мышц друг с другом. Движения строятся относительно пространственных координат тела. Это почесывания, хлопанье в ладоши, ритмичные подпрыгивания на одном месте. Этот уровень можно условно изобразить в виде лягушки. Уровень С с его подуровнями С1 и С2 — это движения относительно целей во внешнем пространстве. Например, ситуация, когда хищник хватает жертву. Этот уровень движений можно представить, как орла. Уровень Б строит движения, соотнося их с социальным, предметным пространством. На уровне Б можно реализовать цепочку движений, например, заваривание чая или переход улицы на светофоре. Уровень Б связан, прежде всего, с относительно недавней историей, культурным развитием человека. Эмблемой этого уровня можно считать букву или молоток. И, наконец, самый верхний и новый уровень Е. Он связан с абстрактной логикой и виртуальным пространством. Его символом можно сделать компьютер.

Глубинное палеонапряжение у человека создает у окружающих впечатление внутреннего спокойствия, делает его движения хотя бы немного неуклюжими, а тело

15

— неповоротливым. Часто мимика становится замедленной, стертой, невыразительной. Интонации речи как бы обесцвечены. Движения преодолевают внутренние напряжение, базируются на прочном и устойчивом фундаменте.

Другой полюс А-мира — это особый талант к расслаблению. В движениях палеонапряженного человека всегда есть момент неподвижности. А человек, склонный к А- расслаблению, в своем равновесии часто находится как бы на грани падения.

Глубинная, тонко дозированная расслабленность открывает человеку большие возможности для двойных посланий, изысканной и утонченной эмоциональной коммуникации. Актриса Чулпан Хаматова часто выступает на различных мероприятиях. Она представляет свой благотворительный фонд «Подари жизнь», созданный для помощи детям с онкологическими заболеваниями. На уровне направленной мимики, на уровне С, она может улыбаться, может быть вполне позитивной. Но глубинное расслабление делает ее лицо, фигуру, жесты как бы проваливающимися в какую-то печальную глубину. Рука безвольно падает почти после каждого жеста, микрофон держится в руке, кажется, чудом,

почти без усилия. Ее немного покачивающаяся фигура выражает способность держаться, сохранять устойчивость при максимальной экономии напряжения. И это важная часть благотворительного послания, направленного, прежде всего, на сбор посильных для каждого, небольших пожертвований. Горе и радость, устойчивость и слабость сливаются вместе. Они образуют противоречивое единство, обеспечивающие достоверность и эффективность коммуникации.

Текст выступления, слова, из которых состоит просьба о помощи, можно легко заучить. Правильный, эффективный текст сейчас может произнести, в общем-то, кто угодно. И мы про это знаем, знаем, что текст может нас обмануть. Поэтому осознано или неосознанно мы опираемся на фоновые, более древние уровни построения движений. Эти движения возникли тогда, когда еще не было слов, речи, текста. Уровень А — самый древний и наименее контролируемый культурными программами. Мало кто может произвольно совершать движения уровня А. Возможно, поэтому такие движения воспринимаются наименее критично, это не текст и даже не направленная мимика.

В канун нового 1994 года на экранах телевизоров появился человек в малиновом пиджаке. Он поздравил жителей России с Новым годом. После распада СССР многие в стране не знали, как жить, не знали, что будет завтра и тем более в следующем году. Персонаж в малиновом пиджаке, ссылаясь на Джона Кеннеди, произнес слова, казалось бы, неожиданные для бизнесмена начала 1990-х: «Спроси не о том, что Родина может сделать для тебя, спроси, что ты можешь сделать для Родины». Это был Сергей Мавроди, создатель, наверное, самого эффективного коммерческого бренда в истории России — МММ. Скоро миллионы россиян понесут ему свои деньги. И то неожиданное новогоднее обращение было важным этапом создания этого удивительного бренда. Если мы посмотрим в интернете более поздние обращения Мавроди 2014 и 2015 годов, то заметим явные признаки гиперфункции уровня А. Сергей принимает странную, казалось бы неудобную и нелепую позу, сцепив руки на голове. Но видно, что эта поза совершенно комфортна для него. Он напряжен и в то же время спокоен и непринужден, таким образом он регулирует глубинное напряжение уровня палеокинетической регуляции. От такого человека мы не ждем двойного послания. Если бы Мавроди был расслаблен, легок и пластичен, зритель мог бы заподозрить за этим двигательным, моторным кодом очередного Остапа Бендера с его мечтой о Рио де Жанейро и белых штанах. Но таких желаний трудно ждать от человека с гиперфункцией напряжения уровня А.

В течение XX века актеры с гиперфункцией напряжения уровня А призывали людей жертвовать своими интересами ради коммунистических или американских идеалов, прогресса, жертвовать частными интересами ради большой системы. Текстовое, речевое сообщение становится эффективным, когда под него подбирается

16

фон, обеспечивающий его достоверность, соответствие текущего социального кода древним эволюционным программам.

Я не могу побеседовать с не говорящими Д и Т, обсудить значимые для нас вопросы, поговорить о смысле жизни. Но узнать, какие они люди, можно хотя бы частично, наблюдая за особенностями их движений. В том числе, наблюдая за движениями уровня А, которые очень важны для этих ребят, значительная часть жизни которых проходит на палеокинетическом уровне. И это очень насыщенная жизнь, важные и очень глубокие переживания.

Особенности движений, двигательная стилистика объединяют людей с глубокими нарушениями социализации и обычных социализированных людей. Эти особенности видны, нужно только научиться их замечать. Осознанное наблюдение за движениями на фоновых уровнях позволяет использовать конституциональный подход применительно к людям с глубоким уровнем нарушений. Но этот же принцип классификации можно

распространить и на социализированных людей, в том числе достаточно известных. И они могут служить визуальными образцами.

Уровневые профили. Впечатление о человеке, его нравственных качествах, характере, личности складывается из движений: предметных действий, речи, взглядов и жестов, походки, особенностей удержания позы. Николай Александрович Бернштейн писал:

«Нет никакого сомнения, что в каждом живом организме буквально все связано со всем, и индивидуальные черты личности человека не могут не отпечатываться в чертах его лица, его почерке, походке, тембре и интонациях его голоса и т.д. Но записаны эти черты личности такими кодами, какие современная наука пока еще не в состоянии прочитать и декодировать.» [1, 231-232].

Однако к решению этой задачи можно постепенно приближаться. Инструмент для этого предложил сам Бернштейн. Он считал, что его система может проложить мостик между наблюдаемым двигательным разнообразием человека и чертами его характера. Бернштейн писал о наличии у людей «конституционально обусловленных соотношений между степенями совершенства и способности к развитию отдельных уровней». [2, 171] Опираясь на уровни построения движений, гораздо проще разобраться в многообразии двигательного потока, который окружает нас в жизни: «...уровней не так уж много, и дать оценку каждому из них применительно к данному субъекту значительно легче, чем изучать и оценивать каждый отдельный двигательный акт». [2, 172] Далее, как считал Бернштейн, нужно выделить отдельные типы: «даже в пределах краткого списка уровней построения возможны и характерны не все оттенки и градации их соотношений, а некоторое, совсем небольшое, количество типовых пропорций». [2, 172] И, наконец, следующий этап это приближение к «полной аналогии с теми конституционными профилями телосложения и характера, которые получили признание в литературе». [2, 172].

Намеченный Бернштейном план работы требует немалых усилий. Предлагаемая мной система строится в основном на качественных и примерных наблюдениях, и связана она, скорее, не с повседневным поведением социализированного человека, а с тем, что за ним стоит, с базовыми адаптационными способностями. И речь здесь идет уже не о характерах и психологических чертах человека, они зависят от многих факторов, связаны с усвоенными в процессе социализации поведенческими моделями.

Какая-то классификация уже существует в нашем сознании, мы откуда-то знаем, как должен двигаться тот или иной персонаж в той или иной ситуации, верим ему или не верим. Такие оценки, с одной стороны, основаны на наблюдаемых движениях, а с другой — говорят о наличии некого обобщенного образа, с которым соотносится наблюдаемая реальность. Подобный опыт обобщения важен, например, для соотнесения движений актера и черт его персонажа. При этом такая связь не обязательно присутствует в так называемом произвольном поведении человека.

17

Однако особенности его фоновых движений непрерывно предъявляются среде и оказывают на нее влияние.

Моторная конституция.

В 70-е годы XX века советские биологи вывели крыс ГК — генетических каталептиков. Исследования проводились в Новосибирске в Институте цитологии и генетики под руководством Виктора Колпакова. Из поколения в поколение отбирались особи, склонные к каталепсии: застыванию и восковой гибкости, удержанию заданной извне позы.

Изначально обращали внимание лишь на застывание, акинетическую сторону кататонии, но со временем выяснилось, что у крыс ГК также наблюдается повышенная склонность к моторному возбуждению. Среди крыс ГК были особи, более склонные к возбуждению или к застыванию. Но в ходе селекции разделить эти черты и вывести отдельные линии застывающих и возбуждающихся крыс — их называли «нервными» — не удалось. Это говорило в пользу того, что вроде бы противоположные акинетические и гиперкинетические качества связаны между собой.

Выведение крыс ГК, устойчивая передача из поколения в поколение особенностей стилистики движений говорит в пользу реальности такого явления, как моторная конституция.

Биолог Татьяна Уколова пишет о том, что крысы ГК с первых дней жизни отличаются по характеру своих движений от крыс контрольной группы [7, 77], хотя сами кататонические черты проявляются не сразу. Крысы ГК отличаются и своим поведением. Крысы-кататоники значительно более склонны к испугу или агрессии, когда с ними совершают различные манипуляции, в то время как крысы контрольной группы, где с помощью селекции не усиливались кататонические черты, склонны вести себя в таких ситуациях более спокойно. Биологи, наблюдавшие за крысами ГК, сталкивались с их повышенной тревожностью в различных ситуациях. Однако стандартный тест, используемый в исследованиях крыс, показывал у таких крыс очень низкий уровень тревожности. Крыс помещали в ящик, одна сторона которого была ярко освещена, а другая затемнена, имитируя укрытие. Предполагалось, что тревожная крыса быстро покинет освещенный участок и спрячется в укрытии. Однако крысы ГК, оказавшиеся на ярком свету, просто застывали, в итоге оставаясь в ситуации опасности гораздо дольше спокойных крыс контрольной группы [5, 77]. Это очень хорошая иллюстрация того, что такое конфликтная адаптационная стратегия: нетерпимость, тревожность, агрессивность в сочетании со сниженной способностью избегать опасных ситуаций.

Биолог Ольга Прокудина проводила эксперимент, где детенышей крыс ГК помещали в сообщество обычных крыс, а обычных крысят — к крысам ГК. Эксперимент показал, что кататонические черты в какой-то мере усиливаются или ослабляются в зависимости от среды, в которой воспитывается крысенок [5, 83-84].

В человеческом обществе возможности копирования поведения значительно усиливается за счет социальных практик и социальных институтов. В детском саду ребенка учат застывать во время игры «Море волнуется», а потом он застывает перед государственным флагом или в аэропорту во время ритуалов, обеспечивающих безопасность перелета.

Как показывают исследования Олега Гильбурда и других эволюционных психиатров, кататоническая стилистика движений связана с агональной, конфликтной стратегией [4, 120]. Застывание — важная часть многих ритуалов связанных с подчинением, агрессией и смертью.

Конституция — это особые адаптационные возможности. Такие возможности проявляются через функционирование организма в различных состояниях, от нормы до тяжелой болезни. При болезнях и нарушениях адаптационные ресурсы организма проявляются более ярко, но эти же силы, таланты латентно присутствуют и в обычной жизни.

Каждый тип моторной конституции образован пересечением четырех внутренних патологий и четырех внешних адаптационных стратегий. Аффективные люди, чей патологический талант связан с эмоциональными переживаниями, жители Замка, Проводники обладают хорошей дифференциацией, переключаемостью и взаимодействием уровней построения движений. Движения Познающих, представителей шизофренического Храма, немного разлажены, уровни построения движения существуют отчасти независимо друг от друга, это может создавать впечатление некой странности. Уровни хорошо разделены, но плохо взаимодействуют. Жители Дома, астеничные Старосты имеют относительно плохое и переключение, и разделение уровней. И, наконец, Органичные обитатели Перекрестка имеют неплохое разделение, но слабое взаимодействие и переключаемость уровней. Сравнение хорошо/плохо в данном случае относительно, каждый вариант имеет свои сильные и слабые стороны.

Визуальные образцы. Каждый конституционный тип будет представлен несколькими популярными киноактерами. По каждому из них много доступных видеоматериалов, фильмов. Камера фиксирует движения актеров, а зритель воспринимает их как движения персонажей вымышленного мира.

Коллективный отбор, в котором участвуют зрители, режиссеры, продюсеры, постоянно соотносит фоновые движения актера с демонстрируемыми на экране поведенческими моделями, обобщенными образами. Люди часто хотят видеть на экране упрощенный мир, приближенные к некому идеалу образцы. Хотят видеть по-настоящему буйных, по-настоящему безжалостных или по-настоящему добрых. Произнести фразу, совершить поступок на экране может практически каждый. Но достоверным происходящее становится благодаря фоновым уровням движения актера, уровням построения движений А, В и С. Поступки и слова изначально не принадлежат актеру. По сути, актер располагает почти теми же средствами самовыражения, что и человек с глубоким нарушением социализации.

Фоновые движения актера можно соотнести с движениями людей с глубоким нарушением социализации. Через те же движения уровней А, В, С киноактер связывает с реальностью обобщенные образы, устойчивые модели поведения, обращается к массовым желаниям, структурам аутистического мышления, может служить одним из воплощений сказочного супергероя. Став звездой, актер воспринимается как полубог. Но в то же время он остается обычным человеком. У него человеческое тело, физиология, функции организма, движения. Как персонаж сакрального аутистического мира звезда способна удовлетворять массовые желания, наглядно представить, персонализировать вечные ценности. Киноэкран в XX веке стал местом, где оживала иллюзорная реальность, люди подключались к древним сюжетам, мифология воплощалась через физиологию мышечной деятельности.

Воин: аффективно-конфликтный тип.

Актеры: Спенсер Трэйси, Кирк Дуглас, Николай Крючков, Олег Жаков, Жан Габен,

Лино Вентура, Михаил Ульянов, Владимир Ивашов, Олег Борисов, Сэм Уортингтон, Чарльз Бронсон, Юл Бриннер, Владимир Высоцкий, Грейс Келли, Лорен Бэколл, Рутгер Хауэр, Элла Рейнес, Лариса Голубкина, Юрий Борисов, Владимир Вдовиченков, Шон Пенн, Роберт Карлайл, Марк Бернес, Дэниэл Крэйг

Механик: шизофренично-конфликтный тип.

Актеры: Виктор Авдюшко, Александр Демьяненко, Маргарита Анастасьева, Хлоя Грейс Морец, Арнольд Шварценеггер, Юлия Пересильд, Джон Уэйн, Том Круз, Ингрид Бергман, Тамара Акулова, Рэндольф Скотт, Джозеф Коттен, Александра Бортич, Энн Тодд, Мэтью Дэймон, Владимир Дружников, Джоан Фонтейн, Джеймс Гарнер, Андрей Ростоцкий, Ханна Нордберг, Кайл Чандлер, Чарлтон Хестон.

Если рассматривать механику застывших поз и повторяющихся движений кататоника, то возникает устойчивая вневременная картина. Можно запустить время вспять, начнут меняться языки, возникать и исчезать цивилизации, а кататоник все

19

так же будет застывать, сгибаться и разгибаться, все так же вдумчиво и вдохновенно совершать свои повторяющиеся движения.

Для человека с механической конституцией характерно сочетание двух важнейших особенностей. Первая — гиперфункция уровня А, склонность к глубокому тоническому напряжению. Вторая особенность это схизис, парадоксально гармоничная разлаженность движений. Схизис может выражаться в относительной несогласованности уровней движений. Каждый уровень построения движений отчасти живет и работает независимо от других. Речь человека может вполне соответствовать социальной ситуации, но поведение на уровне B выпадет из контекста: он будет чесаться, лезть пальцем в нос, принимать странные позы. Подобная странность будет выглядеть вполне естественно для этого человека. Нередко он производит впечатление чудака, но отчасти это компенсируется минимизацией движений, зажатостью. Возможна и противоположная стратегия: чрезмерная активность, простоватая оживленность, шумное поведение, размашистые жесты. Схизис в мимике проявляется через рассогласование верхней и нижней части лица. Если пытаться настроиться на чувства Механика, важно смотреть скорее на его рот, а не на глаза. В обществе, состоящем из Механиков, глазной контакт вряд ли стал бы социальной нормой. Рот Механика может быть очень выразительным. Стоит только посмотреть на Хлою Грейс Морец в роли супергероя Убивашки в фильме «Пипец». У Хлои в некоторых сценах на лице полумаска, элемент ее супергеройского имиджа. Но хотя часть лица закрыта, выразительные возможности практически не страдает. Образ скорее даже выигрывает, так как зритель не отвлекается на глаза и может более внимательно наблюдать за подвижным, часто напряженным ртом актрисы.

Богатырь: астенично-конфликтный тип

Актеры: Борис Андреев, Екатерина Климова, Людмила Зайцева, Наоми Уоттс, Дженнифер Лоуренс, Лилия Алешникова, Нина Меньшикова, Шила Сим, Светлана Рябова, Владислав Галкин, Одри Лонг, Дженнифер Джонс, Дэниэл Кадмор, Кэри Маллиган, Людмила Архарова.

Люди с конституцией Богатыря чем-то очень похожи на Механиков. У них также можно увидеть гиперфункцию уровня А, фоновое напряжение при удержании статичной позы. Это делает движения Богатыря немного замедленными, неловкими, скованными и в то же время наполненными некой спокойной и уютной силой. Из-за напряжения мимика обедняется, приглушается, интонации сглаживаются, становятся невыразительными. Может наблюдаться склонность принимать позы, кажущиеся со стороны напряженными и неудобными, но они комфортны и спокойны для самого человека.

Однако здесь уже нет свойственной механику нелепости, абсурдности. Богатырь сядет, а потом еще немного подвигается, доработает позу, застынет, как бы построив дом из своего тела. Для Богатыря характерна очень надежная, крепкая посадка головы, тягучий, основательный ее поворот, замедленная упругость в движениях тела вокруг своей оси.

Человек двигается внешне несколько беспорядочно, тянет мышцы, тем самым регулируя тоническое напряжение, при этом его двигательная активность мало связана с эмоциями, внешним аффектом. Эмоции стерты и приглушены. Сами движения делаются с каким-то внутренним сопротивлением, хотя и создают внешнее впечатление активности, оживленности. За приглушенными, замедленными эмоциями Богатыря стоят сильные, глубокие, насыщенные чувства.

У Бернштейна есть идея энцефализации. Энцефализация — это процесс передачи функций в более верхние и молодые структуры мозга в ходе эволюционного развития организмов. (Бернштейн о ловкости. С. 46) У представителей всех четырех типов Старост: Богатырь, Торговец, Помощник, Мудрец, — можно наблюдать что-то похожее на проявление этой закономерности. С исторической точки зрения, модель

поведения Старост наиболее поздняя и сложная. Возможно, это касается и конституции Старосты как биологического подтипа человека.

Движения Старост производят впечатление наиболее произвольных, находящихся под постоянным контролем верхних уровней построения движений. Наблюдая за Старостами, труднее увидеть передачу контроля на нижестоящие уровни, разглядеть внезапно всплывающие движения уровней А, В и С. Эта отчасти вялая, приглушенная слаженность создает ощущение особого комфорта, уюта, тепла, исходящего от такого человека. Конфликтный Староста, Богатырь, похож на Механика особой склонностью к тоническому напряжению, но слитность, внутренняя согласованность движений отличает его от чудаковатого, разлаженного Механика.

Стражник: органично-конфликтный тип.

Актеры: Лаврентий Масоха, Роман Хомятов, Билли Боб Торнтон, Майя Булгакова, Ламберто Маджорани, Ирина Шмелева, Екатерина Савинова, Розамунд Пайк, Тереза Райт, Алексей Полуян, Анатолий Папанов, Юрий Ицков, Никита Кукушкин, Олег Васильков, Эллен Пейдж.

Для органичных типов характерна плохая переключаемость уровней построения движений, это механизм как будто не смазан, застревает, двигается со скрипом. Как и для других конфликтных типов, для Стражника характерно замирание. Замирание Стражника — это коммуникативное С-замирание. Постоянные микрозамирания как бы предупреждают окружающих, что с этим человеком следует быть поосторожнее.

Поэт: аффективно-эгоистичный тип.

Актеры: Хамфри Богарт, Олег Даль, Том Хиддлстон, Ольга Гобзева, Жан-Пьер Лео, Михаил Названов, Эдвард Нортон, Бастер Китон, Оливия Де Хэвилленд, Жерар Филип Психопатология: депрессия.

Поэт может производить впечатление человека без стержня, без скелета, без внутренней опоры. Поэт гибок, изысканно эстетичен в позах, движениях, жестах. Поэты отличаются эмоциональной тонкостью и глубиной. Уникальная особенность Поэта — склонность к фоновому расслаблению мышц. Поэт имеет выраженную способность разделять уровни построения движений и выстраивать их взаимодействие. Такой человек вроде бы не обращает внимания на то, что происходит в окружающем физическом пространстве, кажется, что он погружен в себя, но при этом тонко учитывает множество внешних стимулов и событий. Поэт обладает уникальной способностью строить движения уровня В, движения, организованные относительно системы внутренних координат собственного тела, исходя из смысла и цели на уровне С. Движения уровня В не имеют выраженного начала и конца, внешней цели, их цель как бы в них самих. Такими, как будто бы ненаправленными движениями, Поэт может решать задачи во внешнем пространстве. Движения уровня В дальше от речевых уровней Б-Б, поэтому их труднее описать, проговорить, осознать.

Философ: шизофренично-эгоистичный тип.

Актеры: Инна Гулая, Моника Витти, Сергей Колтаков, Татьяна Лаврова, Шейлин Вудли, Жанна Прохоренко, Скарлетт Йоханссон, Натали Портман, Мария Поезжаева, Эмма Стоун, Юрий Богатырев, Наталья Кудряшова, Симона Синьоре, Дарья Шпаликова, Татьяна Друбич, Дакота Фаннинг, Софи Тернер.

Схизис обычно проявляется через нарушение ассоциаций, речь; но ряд психиатров видели схизис и в движениях человека в более узком смысле. Психиатр Вадим Блейхер в книге «Расстройства мышления» писал о расщепленности моторики, ссылаясь на Манфреда Блейлера, сына Ойгена Блейлера: «Выдвигается положение о группе обязательных для шизофрении симптомов, в которую включаются разорванность мышления, расщепление эмоциональности, мимики и моторики». [2, 91] Психиатр Марк Бурно писал о том, что расщепленность пронизывает всю личность больного, «мысли, эмоции, волевые движения и психомоторика звучат несогласованно». Бурно приводил в качестве примера рассогласование верхней и

нижней части лица, это «психомоторная расщепленность, давно уже замеченная старыми психиатрами» [3, 591].

Это очень важные наблюдения, показывающие, что схизис может быть замечен не только через речевые движения уровней Б-Б, но и через движения нижестоящих уровней.

Такой подход наиболее информативен при взаимодействии с людьми с глубоким уровнем нарушений, когда нельзя провести беседу или получить ответы в ходе тестового исследования.

Мудрец: астенично-эгоистичный тип.

Актеры: Евгений Леонов, Юрий Никулин, Сандра Буллок, Эми Адамс, Виктор

Павлов, Наталья Данилова, Харольд Расселл, Мэрилин Монро, Екатерина Гусева.

Гном: органично-эгоистичный тип.

Актеры: Лия Ахеджакова, Дастин Хоффман, Джульетта Мазина, Крэйг Робертс, Чарли Чаплин, Роберто Бениньи, Одри Тоту.

Танцор: аффективно-кооперативный тип.

Актеры: Вивьен Ли, Кларк Гейбл, Софи Лорен, Элвис Пресли, Полетт Годдар,

Джоди Фостер, Валентина Серова, Анастасия Вертинская, Василий Лановой, Джин Келли, Генри Кавилл, Вера Строкова, Иннокентий Смоктуновский, Одри Хепберн, Витторио Де Сика, Андрей Миронов, Кэри Грант, Барбара Стэнвик.

Танцора почти равномерно развиты и сбалансированы все уровни построения движений. При этом уровни отчетливо разделены, хорошо взаимодействуют и легко переключаются, исходя из разнообразия жизненных задач. Все это создает впечатление свободы, раскованности и живости. С точки зрения наблюдения за движениями человека, тип Танцора, его моторная конституция исключительно важны, это ориентир, от которого удобно отталкиваться для понимания других моторных конституций.

Волк: шизофренично-кооперативный тип.

Актеры: Андрей Абрикосов, Джеймс Дин, Марлон Брандо, Джек Николсон, Джан

Мария Волонте, Леонардо ДиКаприо, Елена Лядова, Людмила Гурченко, Елена Цыплакова, Николь Кидман, Джеймс Франко, Марго Робби, Александр Сныков, Джуд Лоу.

Гангстер: органично-кооперативный тип.

Актеры: Ли Марвин, Фрэнк Синатра, Аль Пачино, Сергей Юрский, Джеймс Кэгни, Тим Рот, Сергей Шакуров, Даниэль Ольбрыхский.

В учении Бернштейна есть существенный пробел. Каждый уровень у Бернштейна состоит из двух полюсов: афферентации и эфферентации. Афферентация это добывание информации, сбор ощущений, сенсорный синтез и предвосхищение. Эфферентация — это собственно построение движения, управление активностью мышц. Александр Романович Лурия дополнил эти полюса блоком регуляции активности. Но в схеме трех блоков мозга Лурии оказалась утеряна уровневая иерархия Бернштейна. Вполне логично совместить две эти схемы, добавив в каждый уровень построения движений активацию. Современные исследования показывают, что анатомические субстраты уровней Бернштейна содержат в себе участки мозга, связанные с регуляцией активности, которые образуют своеобразную иерархическую структуру. Это тема дальнейшего изучения, выходящая за пределы непосредственного наблюдения за движениями. Пока же система уровней построения движений не может достаточно хорошо описать Гангстера, он со своей безудержной активностью как бы взломал эту систему и вышел за ее пределы.

Торговец: астенично-кооперативный тип.

Актеры: Леонид Куравлев, Николай Рыбников, Бродерик Кроуфорд, Михаил Жаров, Василий Меркурьев, Дарья Мельникова, Анатолий Кузнецов.

Всадник: аффективно-альтруистичный тип.

Актеры: Жан-Поль Бельмондо, Георгий Жжёнов, Петр Алейников, Фред Астер, Борис Бабочкин, Гэри Купер, Марина Ладынина, Джулия Робертс, Джули Эндрюс.

22

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Помошник: астенично-альтруистичный тип.

Актеры: Вячеслав Тихонов, Морган Фримен, Станислав Любшин, Евгений Миронов, Берт Ланкастер, Пол Радд, Лиам Нисон. Святой: шизофренично-альтруистичный тип.

Актеры: Джеймс Стюарт, Монтгомери Клифт, Александр Кайдановский, Олег Стриженов, Кристиан Бейл, Анатолий Солоницын. Оптимист: органично-альтруистичный тип.

Актеры: Рональд Рейган, Майкл Пенья, Алексей Баталов, Том Хэнкс, Крис Хемсворт, Николай Плотников, Сирша Ронан.

Список литературы

1. Бернштейн Н.А. «Кое-что о письме и почерке» / Фейгенберг И.М. От рефлекса к модели будущего. М.: Смысл, 2004.

2. Бернштейн Н.А. О построении движений. М.: Государственное издательство медицинской литературы, 1947.

3. Бурно М.Е. Клиническая психотерапия: учебное пособие по психотерапии. Москва: Академический Проект. Екатеринбург: Деловая книга, 2006.

4. Гильбурд О.А. Семиотика и нозология шизофрении (социобиологическое и клинико-этологическое исследование): диссертация ... доктора медицинских наук: ГУ «Научно-исследовательский институт психического здоровья Томского научного центра Сибирского отделения РАМН». Томск, 2006.

5. Прокудина О.С. Поведенческие и нейрохимические корреляты кататонических реакций у крыс линии ГК. Роль материнской среды в экспрессии каталепсии: диссертация ... кандидата биологических наук: Ин-т филологии СО РАН. Новосибирск, 2009.

6. Сеченов И.М. «Рефлексы головного мозга»: Аст; М., 2015.

7. Уколова Т.Н. Постурально-моторные реакции и содержание моноаминов мозга в неонатальном периоде развития у крыс с наследственной кататонией: диссертация ... кандидата биологических наук: Науч.-исслед. ин-т физиологии СО РАМН. Новосибирск, 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.