Научная статья на тему 'Мотивы создания братства Мхитаристов и некоторые вопросы образования'

Мотивы создания братства Мхитаристов и некоторые вопросы образования Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
105
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Мирзоян Л. А.

Статья посвящена Святым отцам братства Мхитаристов, сыгравшим неоценимую роль в истории армянского народа. В течение своей деятельности они часто обращали свой взгляд в глубину веков к национальным ценностям наших предков, с другой стороны, они сосредоточили его на Европе, откуда шел познавательный свет новых времен. Значение последнего глубоко осознал и целенаправленно использовал вардапет Мхитар Себастаци (1676-1749 гг.) для преобразований в застойной жизни нашей нации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мотивы создания братства Мхитаристов и некоторые вопросы образования»

знаковые - системы) выполнять ведущий вид деятельности на высоком уровне, быстро осваивать иные другие профессиональные «надстройки» и адаптироваться к изменяющимся условиям профессиональной среды.

Список литературы:

1. Кайнова Э.Б. Качество образования и способы его изменения / Науч. ред. Ю.В. Шаронин. - М.: АПКиІ II 1РО.2006. - 120 с.

2. Маркова А.К. Психология профессионализма. - М.: Междгум.фонд «Знание». 1996. - 312 с.

МОТИВЫ СОЗДАНИЯ БРАТСТВА МХИТАРИСТОВ И НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ © Мирзоян Л.А.*

Армянский государственный экономический университет.

Республика Армения. г. Ереван

Статья посвящена Святым отцам братства Мхитаристов, сыгравшим неоценимую роль в истории армянского народа. В течение своей деятельности они часто обращали свой взгляд в глубину веков к национальным ценностям наших предков, с другой стороны, они сосредоточили его на Европе, откуда шел познавательный свет новых времен. Значение последнего глубоко осознал и целенаправленно использовал вардапет Мхитар Себастаци (1676-1749 гг.) для преобразований в застойной жизни нашей нации.

На рубеже XVII-XVIII веков история армянского народа характеризуется последовательно усиливающимся пробуждением научной мысли, ростом национального самосознания и явными предпосылками восстановления историко-культурных традиций прошлого. Армения, разделенная между Персией и Турцией, была ослаблена и внутренне: померкла духовно-научная жизнь, ослабла душа монахов, а повсеместная несознательность угрожала перерасти в общенациональное бедствие. Именно в это время появился Мхитар Себастаци, который положил начало реформаторскому движению, проложив дорогу к европеизации, как отметил выдающийся армянский лингвист Грачья Ачарян: «Привил нам любовь к науке» [1, с. 25].

Став могучим заслоном между религиозным хаосом и невеженствен-ностью своей эпохи, он своим братством в 1700 году четко наметил путь развития научной мысли нашей нации, первым следуя по нему и ведя за

* Руководитель администрации, доцент кафедры Армянского и русского языков, кандидат педагогических наук.

собой многочисленную армию патриотов нации. Будучи глубоким знатоком психологии своего народа, Арутюн врд. Пзтикян (Мхитар) направил свои силы на руководство развитием армянской научной мысли и общего просвещения. В этом заключается главная цель его деятельности: реформировать армянскую религиозную и культурную жизнь. Направленная на это всеобъемлющая программа называлась «Просвещение армянской нации» и имела пароль «Религия, наука и образование» [2, с. 5].

Заложив основу для будущего единства в Константинополе, взгляд Мхитара был нацелен на запад, откуда исходил лучезарный свет знания, так необходимый для нашей серой жизни. В первой же публикации (1700 г.) он учел не только духовные интересы, но и практическую помощь своим ученикам и будущим единомышленникам.

В 1700 году для осуществления своих программ Мхитар Себастаци создаёт единство (союз), задумав положить конец пагубным для нации спорам и темноте мышления, царящим в Константинополе. В эти катастрофические споры были вовлечены священнослужители и миряне [3, с. 16-17]. В начале XVIII века в своём манифесте 1701 года армянский патриарх Еп-рем Каканци потребовал арестовать четырёх константинопольских католических главарей, одним из которых был Мхитар Себастаци. Избегая надвигающейся опасности, Мхитар со своими девятью учениками нашёл убежище в монастыре Бер Вегаворац при посольстве Франции, который находился под покровительством этой же страны. Мысль об уходе не давала покоя Мхитару. Нужно было найти альтернативное безопасное пристанище. Посол Венеции в Костантинополе Лоренцо Соранцо предлагает свою помощь и покровительство своей страны армянским духовным лидерам. В своём письме «Вероисповедание» Папе Римскому 16 июня 1705 года, он с нежностью вспоминает посла, отмечая, что тот спас всех. В 1702 году Мхитар тайно уходит и в 1703 году доходит до монастыря Метона, где жили греки, а руководители (управляющие) - венецианцы. Отдав местным князьям сертификат после, взамен он получает привилегию помогать армянскому духовенству, в то же время ему предоставляется просторное место для постройки монастыря и церкви. Конфликт и вопросы со знаменитым городом Венецией становятся разрешимыми. В 1705 году двое учеников Мхитара прибывают в Венецию, потом в Рим, чтобы вручить Папе Римскому письмо «Вера исповедания» и другие документы, удостаиваются тёплого приёма. Во время пребывания в Метоне Мхитар знакомится и налаживает отношения с представителями власти Венеции князем Мореа Анджело Эмоном, общим командующим Себастьяносом Мочениго (в дальнейшем герцог), архиепископом Карминини, другом союза (единства) Антоном Наном. Они, хорошо знавшие Мхитара и единство, позднее способствовали их деятельности.

Несмотря на то, что Мореа в качестве города-крепости Метон, был удобен для их деятельности, однако там не было книжных магазинов, типогра-

фий, школ (училищ). Известный арменовед, видный архимандрит Саак Чем-чемян, обращаясь к метонскому периоду братства, пишет: «В Метоне аббат Мхитар не основал типографию, хотя у него такие планы были» [4, с. 14]. Хотя в Метоне Мхитар не развернул издательскую деятельность, однако весь метонский период (1703-1715 гг.) стал довенецианским: как образно описывает биограф Мхитара Оганес Торосян: «Это были годы литературных исканий и их зарождения» [3, с. 197].

В результате нападения турок Мхитар Себастаци и 16 членов его братства в 1715 году покинули Метон и направились в Венецию, которая и стала их второй родиной. Армяно-итальянские отношения имеют вековую историю. В XII веке армяне в Венеции уже имели Армянский дом. Данный век ознаменовал начало процветания, так как «Венеция укрепилась и вошла в этап расцвета, к ней перешло господство в торговле между Европой и Востоком» [3, с. 268]. В историю армянского народа Венеция вошла прежде всего как столица книгопечатания. Спустя 60 лет после изобретения Гутенбергом печатного станка, здесь вышла в свет первая книга на армянском языке «Урбатагирк». Эпохальное это событие значительно предопределило весь дальнейший ход развития армянской духовной культуры. Спустя два столетия, в 1717 году, в Венеции Мхитаристское братство развило бурную деятельность и способствовало превращению города в символ слияния армянской независимости со своеобразными ценностями европейской цивилизации» [6, с. 14].

Одной из причин обоснования Мхитара в Венеции, несомненно, были единомышленники и влиятельные люди: посол Л. Соранцо, Нани, Эмо и другие. Совет Старейшин Венеции 26 августа 1717 года передал Мхитари-стскому братству остров св. Лазаря «на вечное пользование». В этом деле значительную помощь оказали представители местной армянской общины, особенно духовный наставник армянской церкви Сурб Хач архимандрит Хачатур Эрзрумский, «который был признателен Мхитаристской братии» [3, с. 263].

Аббат М. Себастаци знал этого видного деятеля армянской культуры еще по Константинополю, когда в апреле 1679 года именно ему сообщил о намерении создать монашеское братство. Их дружба продолжалась по переписке. Пользуясь доверием Рима и являясь непререкаемым авторитетом в Синоде, он сыграл большую роль в вопросе защиты братства от различного рода преследований, способствовал его становлению и укреплению.

Мхитаристское братство становится крупным научно-образовательным и просветительским центром Запада, являясь маяком, ярчайший свет которого на протяжении 300 лет сохраняли последователи и духовные ученики Мхитара Себастаци. Их высочайшая цель - служение высоким идеалам просвещения армянского народа. Братство имело различные названия: университет, академия, армянская гимназия и т.д. Доказано, что до начала

ХХ века общий объем армянского книгопечатания составлял более 3500 томов, авторами же около 2000 томов являлись деятели Мхитаристского братства, которые издали больше, чем все остальные издательства вместе взятые.

Необходимо подчеркнуть, что более чем трехвековая арменоведческая и научно-просветительская их деятельность свидетельсвует о том, что первые попытки открыть школы, распространить образование сделаны Мхи-таристами, когда они в армянских общинах различных стран открыли 30 школ. Мхитаристы в своих просветительских центрах придали учебновоспитательной работе методическую направленность. В 1810 году Наполеон Бонапарт назвал Мхитаристское братство академией наук, передовым и научным просветительским центром Европы. Здесь обучались не только дети армян, но и учили армянскому языку представителей других национальностей. Здесь изучали армянский язык прославленный поэт Джордж Гордон Байрон, лингвисты Генрих Питерман, Генрих Хюбшман, знаменитые писатели Виктор Гюго, Дюма-отец, Стендаль, арменоведы Антуан Мейе, Фридрих Фейди и многие другие. Неоценима роль Мхитаристов в деле просвещения, образования, культуры, науки, теологии, языкознания, создания учебников. Как в прошлые века, так и сейчас цель Мхитаристов - продолжить дело основателя Мхитаря Себастаци, т.е. показать армянскому народу, как и в какой степени развивались в Европе науки, образования, цель которых арменизировать достижения науки, разработка и образование армянских терминов, создание и издание переводческой и самобытной литературы, развертывание театральной деятельности, создание учебных заведений и др. Служение своему народу - вот что является их высочайшей целью.

Воспламенившийся факел просвещения Мхитаристов согрел также другие учебные заведения различных армянских регионов. В крупнейших городах, где немало армянских эмигрантов, открываются лучшие для своего времени школы: Константинопольская семинария (1790), «Месропов-ская гимназия» Змюрнии (1799), Астраханская школа Агабабяна (1810), Московская Лазаревская семинария (1815), школа Галунцяна в Калькутте (1817), Тифлисская Нерсисянская школа (1824), гимназия Нупаряна в Каире (1828) и т.д.

В отличие от этого, положение в Восточной Армении совсем иное. В школах проходили то, что знает «учитель». Мхитаристы были обеспокоены этой проблемой, они начали готовить учителей для армянских школ, считая, что любовь к нации характеризует степень морального воспитания, а для достижения этой цели наиболее надежным путем является взаимосвязь всех преподаваемых предметов.

И сегодня на острове св. Лазаря видные деятели Мхитаристского братства заняты созидательной деятельностью. «Стараюсь за пределами Родины -во имя Родины» [7, с. 13]. Как на заре V века засветилась (появилась) звезда Месропа Маштоца, создавшего армянские письмена, так на рубеже XVII-

XVIII веков появился великий армянский реформатор Мхитар Себастаци, заложивший основу реформаторского движения и национального просвещения в армянской жизни.

Список литературы:

1. Месроп врд. Чанашян. История современной армянской литературы. - Венеция, 1953.

2. Арутюн врд. Пзтикян. Вклад Мхитара и мхитаристов в армянскую культуру. - Ереван, 2003.

3. Ованес врд. Торосян. Жизнеописание аббата Мхитара Себастаци. -Венеция, 1932.

4. Саак Чемчемян. Типографская миссия аббата Мхитара. - Венеция, 1980.

5. Феордорова Е. Известные города Италии. - М., 1985.

6. Тачат Еартымян, Левон Зекян. Венетик и армян. - Венеция, 1990.

7. Ованнес Шираз. Лирика. - Ереван, 1968.

ПРОБЛЕМА АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ К УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ В ТЕХНИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ В ТЕОРЕТИКО-ПРАКТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ © Пьянкова Л.А.*

Филиал Кузбасского государственного технического университета им. Т.Ф. Горбачёва, г. Новокузнецк

В статье обобщены теоретические исследования в области адаптации студентов. Определены особенности психолого-педагогической поддержки процесса адаптации студентов к техническому университету.

Кардинальное реформирование рынка труда, породило новые требования к человеку. Современному обществу необходимы люди, способные реализовать свой внутренний потенциал. Индивидуальный подход к личности в системе образования сегодня диктует необходимость поиска оптимальных путей адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной действительности. Для обучения нового поколения специалистов нужны действенные формы и методы организации учебно-воспитательного процесса, способные раскрывать потенциальные возможности студентов.

Начало обучения в высшем профессиональном учебном заведении, принятие учеником школы новой социальной роли - роли студента - наи-

* Доцент кафедры Гуманитарных и социальных дисциплин, кандидат педагогических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.