УДК 94(420)1960/1979 ББК 63.3(4Вел)
Мотивы общественно-политического протеста и британская рок-культура 1960-1970-х гг.
Н.Ю. Самойлов
Алтайский государственный университет (Барнаул, Россия)
The Motives of Socio-political Protest and the British Rock Culture of the 1960s-1970s
N.Yu. Samoylov
Altai State University (Barnaul, Russia)
Исследуются протестные настроения, которые выражали в своих композициях британские рок-музыканты 1960-1970-х гг. Были проанализированы тексты песен британских рок-исполнителей, выпущенных ими в течение двух десятилетий. Установлено, что акценты критики в текстах песен смещались в соответствии с внутригосударственными изменениями в Великобритании. В период относительного экономического благополучия, со второй половины 1960-х и до начала 1970-х гг., в критике превалировала тема войны, в частности — Вьетнамской. По мере ухудшения обстановки в экономической и социальной сферах акцент критики сместился в сторону внутренних проблем — рецессии, безработицы, роста радикальных настроений в обществе, недостатков британской образовательной системы и других негативных явлений. Сделан вывод о том, что британские музыканты следовали за настроениями внутри страны и критично высказывались как о внутренних проблемах Соединенного Королевства, так и о негативных явлениях, существовавших вне страны. Тем самым они расширяли информированность слушателей и способствовали росту протестной активности среди основной аудитории — молодежи. Таким образом, британская рок-культура внесла вклад в формирование массового молодежного движения в Соединенном Королевстве. Ключевые слова: Соединенное Королевство, молодежное движение, молодежь, 1960-е, 1970-е гг., рок-музыка, популярная культура.
БОТ 10.14258Лгуа8и(2020)2-15
The article studies the protest moods expressed by British rock musicians in their compositions of the 1960s and 1970s.The song lyrics of the popular British rock performers of that time were analyzed. It is established that the critical thrusts in the lyrics moved in line with the domestic changes in the UK. In the period of relative economic prosperity, from the second half of the 1960s to the early 1970s, the criticism was dominated by the theme of war, particularly the Vietnam War. As the economic and social situation declined, the focus of criticism shifted to domestic problems — recession, unemployment, the growth of radical movements in society, the shortcomings of the British educational system and other negative phenomena. It is concluded that the British musicians followed the moods within the country, and spoke critically about the existing problems both the internal problems of the UK, and the negative phenomena that existed outside the country. In that way, they increased awareness of the listeners and contributed to the growth of protest activity among the main audience — young people. Thus, British rock culture has made a contribution to the formation of the mass youth movement in the United Kingdom.
Key words: the United Kingdom, youth movement, youth,
1960s, 1970s, rock music, popular culture.
Формирование молодежного протеста проходило в Великобритании под влиянием многих факторов: социальных и экономических условий, политико-правовой системы Соединенного Королевства, событий за пределами государства. Одной из важ-
нейших причин формирования молодежного про-тестного движения стали культурные изменения, которые после Второй мировой войны затронули все западные страны. Важной составляющей культурной трансформации, оказавшей влияние на формирова-
ние массового молодежного протеста во второй половине 1960-х — начале 1970-х гг., была рок-музыка. Подобная ситуация была характерна для всех стран, где в тот период набрало силу молодежное движение. Однако британские особенности проявлялись в том, что в Великобритании количество влиятельных и широко известных рок-групп было сопоставимо с более населенными и крупными США. В данной статье рассматривается отдельный аспект широкого понятия «рок-культура», а именно — музыкальная лирика рок-исполнителей. Таким образом, цель статьи заключается в анализе общественно-политической проблематики, которую поднимали в своих песнях британские рок-музыканты 1960-1970-х гг., и выяснении причин изменения акцентов критики. Актуальность работы заключается в том, что музыкальная культура по настоящее время остается весомым фактором формирования настроений в обществе, в связи с чем целесообразным является изучение влияния музыкантов на протестные движения прошлых лет. Для анализа были отобраны тексты песен нескольких популярных британских исполнителей. Были проанализированы тексты всех песен, выпущенных данными музыкантами в течение 1960-1970-х гг. Репрезентативность подборки основана на том, что были выбраны представители разных стилей рок-музыки (например, прогрессивный рок, хэви-метал, панк-рок), популярных среди различных социальных групп. Репрезентативность также основана на популярности данных исполнителей в Великобритании, поскольку песни и/или альбомы всех выбранных музыкантов попадали (в основном, неоднократно) в британские чарты.
В настоящее время изучение музыкальной культуры как одного из факторов формирования общественного (в частности, молодежного) протеста является популярной темой научных исследований. Одной из наиболее полных работ, изучающих влияние популярной музыки (и в целом массовой культуры) на общество, является труд А. Марвика [1]. Из числа работ зарубежных авторов также отметим книги Д. Робба [2], Д. Фридмана [3], Б. Кутчке и Б. Нортона [4], Д. Мартинелли [5]. Среди отечественных ученых отметим московскую исследовательницу А.С. Колесник и ряд ее публикаций [6; 7], в том числе кандидатскую диссертацию [8].
Культурные преобразования послевоенного времени в западной историографии иногда определяют как «культурную революцию» [1; 9]. Это был выход за рамки привычных форм, в том числе в популярной музыке. Особенностью рок-музыки стали не только непривычное звучание, но и лирика, зачастую весьма откровенная по меркам того времени. Эти два фактора делали рок-музыку востребованной среди одной из наиболее протестных социальных групп в обществе — молодежи.
Во второй половине 1960-х гг. и в начале 1970-х гг. самой популярной тематикой протестных песен была война. Это было связано с развернувшимся во Вьетнаме конфликтом, который являлся еще и основным катализатором молодежных протестов в Великобритании того времени [10, p. 54-69]. Социальные и экономические проблемы не стояли остро на тот момент в Великобритании. Хотя проявления стагнации и отставание от ведущих экономик мира становились все очевиднее, британская экономика продолжала расти, пусть и невысокими темпами [11, p. 81-82]. Политическая система Великобритании в целом не являлась объектом критики со стороны общества (исключение — Северная Ирландия, где в конце 1960-х гг. началась эскалация давнего конфликта) [12, p. 53-76]. В связи с этим на первый план вышли события за границей. Критика Вьетнамской войны встречалась у группы «Black Sabbath» в песне из альбома «Paranoid» (1970, лейблы Vertigo/Warner Bros.) — «War Pigs» [13, p. 64]: «На полях горят тела / А машина смерти продолжает работать / Смерть и ненависть роду человеческому / Несет в оболваненные головы...»*. Музыканты группы также упомянули конфликт во Вьетнаме в антивоенной композиции «Hand of Doom» (альбом «Paranoid», 1970, Vertigo). Группа «King Crimson» обращала внимание на убийство невинных людей во Вьетнаме в песне «21st Century Schizoid Man» (альбом «In the Court of the Crimson King, 1969, Island/ Atlantic): «Невинные истерзаны огнем напалма». Вьетнамские события подталкивали музыкантов к критике не только текущего конфликта, но и войны как таковой. К событиям Первой мировой был обращен текст песни «Butcher's Tale» (альбом «Odessey and Oracle, 1968, CBS Records) группы «The Zombies», в которой пелось о неизлечимых травмах, которые наносит война. Грустной иронией была пронизана песня «Corporal Clegg» (альбом «A Saucerful of Secrets», 1968, EMI Columbia/Tower) группы «Pink Floyd», повествовавшая о солдате, потерявшем ногу во время Второй мировой войны. Критика войны являлась лейтмотивом трех песен группы «The Hollies», выпущенных в то время. Это следующие композиции: песня 1969 г. «Soldiers Dilemma» (альбом «Hollies Sing Hollies», 1969, Parlophone), проникнутая пацифистскими мотивами и нежеланием воевать; две песни из альбома «Distant Light» (1971, Parlophone) — содержавшая упоминание о Вьетнаме песня «Promised Land» и критиковавшая войну как непродуктивное явление песня «You Know the Score»: «Повсюду ты найдешь невспаханную землю / Но сотней ракет землю не вспахать». О стремлении укрыться от войны, которая находится рядом с тобой, повествовала композиция «Gimme Shelter» (альбом «Let It Bleed», 1969, Decca/ABKCO) группы «The Rolling Stones».
* Перевод песен здесь и далее выполнен автором.
С окончанием конфликта во Вьетнаме тема войны стала менее популярной, из заметных композиций можно отметить выпущенную группой «Pink Floyd» песню «Us and Them» (альбом «The Dark Side of the Moon», 1973, Harvest), в которой критиковалось противопоставление «своих» и «чужих»: «Лишь Господу известно, что это был не наш выбор / Он прокричал "Вперед!" / Из-за наших спин / И первая шеренга погибла».
Не только война, но и другие актуальные негативные явления попадали во второй половине 1960-х — начале 1970-х гг. под огонь критики музыкантов, но реже. Так, экономические и социальные проблемы затрагивались в этот период в песне «Dead End Street» (альбом «Face to Face», 1966, Pye Records) лондонского коллектива «The Kinks» [8, с. 143-144]. Устройство британской политической системы иронично показывала группа «The Troggs» в песне «Number 10 Downing Street» (альбом Trogglodynamite, 1966, Page One): «Даунинг-стрит, 10 [...] / Вот где создаются все правила для нас / То, как мы любим, и то, как мы живем. / Сколько берем и сколько отдаем. / Что продаем и что покупаем. / И сколько они с нас возьмут, когда мы умрем». Группа «The Beatles» в 1968 г. выпустила одноименный альбом (лейбл — Apple Records). В песне «Revolution 1» было выражено отношение к протестам 1968 г., заключающееся в призыве к ненасильственным действиям. Песня «Piggies» описывала социальную структуру общества через аллюзию к «Скотному двору» Д. Оруэлла. Одними из тех, кто наиболее активно обращался к актуальным проблемам Британии тех лет, была упоминавшаяся выше группа «The Kinks». В композиции «Apeman» (альбом Lola Versus Powerman, 1970, Pye Records) она поднимала темы угрозы ядерного конфликта, необдуманных действий политиков, экологического кризиса и инфляции. В 1971 г. «The Kinks» выпустили альбом «Muswell Hillbillies», где в ряде песен, таких как «Here Come The People In Grey» и «20th Century Man» [8, с. 168-169], затронули многие актуальные проблемы современного ей общества. О бесконечном обмане обычных людей властью упоминалось в песне «Uncle Son». Страх перед слежкой со стороны спецслужб обыгрывался в композиции «Acute Schizophrenia Paranoia Blues». Группа «The Rolling Stones» показала актуальные протесты (пикеты у посольства США на Гросвенор-Сквер) в композиции «Street Fighting Man» (альбом «Beggars Banquet», 1968, Decca): «Повсюду я слышу строй заряженных марширующих ног, парень / Наступило лето и время сражаться на улицах пришло, парень». Отсутствие значимых перемен показали музыканты группы «The Who» в композиции «Won't Get Fooled Again» (альбом «Who's Next», 1971, Decca/MCA Records): «На улицах ничего / С виду и не изменилось / А лозунги, кстати, изменили».
Вне группы «The Beatles» Д. Леннон уделял значительное внимание социально-политической проблематике. В конце 1960-х гг. он выпустил антивоенную песню «Give Peace a Chance» (1969, Apple). В композиции «Working Class Hero» (альбом John Lennon/Plastic Ono Band, 1970, Apple) Леннон обратился к теме контроля системы над человеком и критиковал классовое разделение общества. Наиболее критическим по настроению стал созданный совместно с Йоко Оно альбом «Some Time in New York City» (1972, Apple/EMI). В песне «Woman Is the Nigger of the World» Д. Леннон и Й. Оно высказались о проблеме бесправия женщин. Композиция «Sunday, Bloody Sunday» была реакцией на «Кровавое воскресенье» 1972 г. (события 30 января в североирландском городе Дерри) и содержала призыв «оставить Ирландию ирландцам». Сложные многовековые отношения Великобритании и Ирландии освещала композиция «The Luck of the Irish».
По мере ухудшения экономической обстановки в Великобритании акцент критики музыкантов окончательно сосредоточился на внутренних проблемах. Ложь политиков порицали «The Kinks» в песне «Money and Corruption» (альбом Preservation Act 1, 1973, RCA). Ситуация в угольной отрасли была одной из самых тяжелых, закрытие шахт и массовые увольнения упоминались группой «The Who» в песне «The Dirty Jobs» (альбом «Quadrophenia», 1973, Track): «Я водитель автобуса в этом местечке / Вожу шахтеров на работу, но сегодня шахты закрыты». .
По мере того, как становилась очевидной неспособность политиков справиться с кризисом в экономике и социальной сфере, музыканты начинали активнее критиковать власть. Все более востребо-ваными в обществе становились неоконсервативные идеи, и параллельно росту их популярности росли правые и крайне правые настроения. Так, музыкант Эрик Клэптон во время одного из выступлений обратился с провокационным высказыванием в сторону темнокожих слушателей, что вызвало реакцию в виде появления антирасистского движения «Рок против расизма» (англ. Rock Against Racism).
В конце 1970-х гг. заметным явлением стал панк-рок — новое музыкальное направление. Прежде всего отметим группы «Sex Pistols» и «The Clash». «Sex Pistols» громко заявили о себе радикальными песнями из альбома «Never Mind the Bollocks, Here's the Sex Pistols» (1977, Virgin). Выделим композиции «Anarchy in the UK», в которой музыканты указали на конфликт в Северной Ирландии, и «God Save the Queen», где они критиковали политический строй Соединенного Королевства. Группа «The Clash» выпустила альбом «Give 'Em Enough Rope» (1978, CBS Records), в котором в песне «Last Gang in Town» отразила разгул преступности, а в композиции «English Civil War» — рост праворадикальных настроений
в обществе, грозящих разрастись в полномасштабную гражданскую войну.
Социальной структуре общества был посвящен альбом «Animals» (1977, Harvest) группы «Pink Floyd». В некоторых его композициях содержались отсылки к реальным личностям. Например, в песне «Pigs (Three Different Ones)» прямо высмеивалась активистка Мэри Уайтхаус, выступавшая за ужесточение цензуры в стране. В этой же композиции содержалась аллюзия к Маргарет Тэтчер: «Ты словно прикосновение стали / Ты горячая штучка с булавкой / И любишь развлекаться с оружием / Над тобой можно было бы насмехаться / Но от тебя хочется плакать».
В 1979 г. на фоне затянувшихся экономических проблем, которые не смогли решить ни консерваторы под руководством Э. Хита, ни лейбористские правительства Г. Вильсона и Д. Каллагэна, количество критических музыкальных произведений еще более увеличилось. Еще в конце 1978 г. началась так называемая Зима недовольства (англ. «Winter of Discontent») [14, p. 26-63], ознаменовавшаяся многочисленными стачками и столкновениями протестующих с полицией. Музыканты «The Clash» выпустили альбом «London Calling» (1979, CBS Records). В композиции «Spanish Bombs» они провели параллели между баскскими сепаратистами из ЭТА и Ирландской республиканской армией и указали на конфликты на расовой почве в песне «The Guns of Brixton» [8, с. 221-222].
Топливный кризис стал магистральной темой двух песен «The Kinks» из альбома «Low Budget» (1979, Arista) — «Wish I Could Fly Like Superman» и «A Gallon of Gas». Одним из наиболее заметных музыкальных событий 1979 г. стал выход альбома «Pink Floyd» под названием «The Wall» (1979, Harvest/EMI). Отметим, что музыкальный альбом «The Wall» являлся составной частью триединого концептуального произведения, в которое кроме альбома входили кинофильм и музыкальное шоу. В ряде песен за жестокость и косность критиковалось британское школьное образование — «Another Brick in the Wall» (части 1-3), «Happiest Days of Our Lives», «Trial», и в целом альбом был мощным посылом против тирании и подавления личности.
В зависимости от того, что именно подвергалось критике в конкретной композиции, все песни и альбомы отобранных групп были структурированы по следующим категориям: актуальные социально-экономические и политические проблемы — 14 песен и один концептуальный альбом; война и ее последствия — 11 песен; устройство британской политической жизни и управление (манипуляция) обществом — 9 песен; недостатки британского образования — три песни (состоящая из трех частей композиция «Another Brick in the Wall» учитывалась как одна песня); актуальные протестные акции и события — две песни; критика британской имперской политики (в прошлом и настоящем) — одна песня.
Исходя из этого можно сделать вывод о том, что актуальные проблемы современного британского общества, военные конфликты и политическое устройство государства вызывали у музыкантов наибольший отклик. В то же время значительная часть рок-музыкантов не выражала прямой социальной или политической критики в своих песнях, поэтому можно говорить о локальной популярности общественно-политической проблематики у ряда британских рок-исполнителей.
Можно выявить корреляцию между протестной активностью в Великобритании и выходом альбомов рок-музыкантов. Их роль в развитии молодежного протеста была в том, что они обращали внимание аудитории на ряд проблем. В то время как основным поводом уличных выступлений молодежи был конфликт во Вьетнаме, ряд музыкантов выпускал о нем песни. Когда основным поводом для выступлений стали внутренние проблемы, некоторые исполнители сосредоточились на них. Таким образом, роль музыкантов заключалось в том, что они помогали своим слушателям осмыслить те события и явления, которые считали важными. Вместе с тем они расширяли информированность аудитории, что делало молодежные выступления более массовыми. Разумеется, на настроения молодых слушателей влияли не только британские, но и зарубежные музыканты, но анализ их влияния является темой для отдельного исследования.
Библиографический список
1. Marwick A. The Sixties: Cultural Revolution in Britain, France, Italy and the United States. Oxford, 1998.
2. Robb D. Protest Song in East and West Germany Since the 1960s. Rochester, 2007.
3. Friedman J. The Routledge History of Social Protest in Popular Music. NY, 2013. DOI: 10.4324/9780203124888.
4. Kutschke B., Norton B. Music and Protest in 1968. Cambridge, 2013. DOI: 10.1017/CBO9781139051682.
5. Martinelli D. Give Peace a Chant: Popular Music, Politics and Social Protest. NY, 2017. D0I:10.1007/978-3-319-50538-1.
6. Колесник А.С. Источниковедческие подходы к изучению популярной музыкальной культуры США и Вели-
кобритании ХХ в. // Известия Уральского федерального университета. Серия 2: Гуманитарные науки. 2018. Т. 20. № 4 (181). С. 183-196. DOI: 10.15826/izv2.
7. Колесник А.С. Образы национальной истории в британской популярной музыке 1960-1980-х годов // Новая и новейшая история. 2016. № 5.
8. Колесник А.С. Репрезентации прошлого в британской рок-культуре 1960-1980-х годов : дис. ... канд. ист. наук. М., 2017.
9. Moore-Gilbert B., Seed J. Cultural Revolution? L., 1992.
10. DeGroot G. J. Student Protest: The Sixties and After. L., 1998.
11. Curwen P. Understanding the UK Economy. L., 1997. DOI: 10.1007/978-1-349-14376-4.
12. McKittrick D., McVea D. Making Sense ofthe Troubles: The Story of the Conflict in Northern Ireland. Chicago, 2002.
13. Perone J.E. Songs of the Vietnam Conflict. Westport, 2001.
14. Lopez T.M. The Winter of Discontent: Myth, Memory, and History. Oxford, 2014. DOI: 10.5949/liverpo ol/9781781380291.003.0003.