Научная статья на тему 'Мотивы и условия творческой трудовой активности населения'

Мотивы и условия творческой трудовой активности населения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
191
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ / CREATIVE ACTIVITY / РАЦИОНАЛИЗАТОРСТВО / INNOVATION / МОТИВАЦИЯ / MOTIVATION / НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ МОТИВАЦИИ / NON-MATERIAL MOTIVATION FACTORS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Леонидова Галина Валентиновна, Устинова Ксения Александровна, Гордиевская Александра Николаевна

На современном этапе развития общества неуклонно повышается значение творческой трудовой деятельности. Доля инновационной продукции в России составляет сегодня 12% (по оценкам экспертов требуется не менее 30%). Основными проблемами в инновационной сфере являются низкая производительность труда, неэффективные механизмы коммерционализации инноваций, низкая творческая активность населения и т. д. Статья посвящена анализу творческой трудовой активности населения, которая в работе рассматривалась с позиций населения, склонного к занятиям творческой деятельностью, и интенсивности этой деятельности. В исследовании реализован комплексный подход к пониманию творческой трудовой активности. Акцент сделан на способах преобразующих творческих воздействий, их интенсивности, на мотивах, обусловливающих творческую трудовую активность населения. На основе данных мониторинга качества трудового потенциала населения Вологодской области, проведенного Федеральным государственным бюджетным учреждением науки «Вологодский научный центр Российской академии наук» в 2009 г. и 2017 г., были выделены «полярные группы» населения (склонные / не склонные к творческой деятельности, а также часто подающие / не подающие рационализаторские предложения). Проведен анализ этих групп с учетом параметров восприятия ими работы, их морально-нравственных характеристик, а также распространенности ситуаций, связанных с проявлением отдельных морально-нравственных качеств (соблюдение законов, порядочность, уважение к родителям, старшим и др.). Показано, что в структуре мотивов населения преобладают материальные (для 90% населения работа воспринимается с позиции зарабатывания денег), нематериальные мотивы (достижение успеха в жизни, самореализация в деятельности, получение от нее морального удовлетворения и др.) распространены в 70-80% случаев. Проведен анализ морально-нравственных качеств выделенных групп населения. Показано, что верхние позиции в ранжированном списке морально-нравственных качеств у населения, склонного к творческой деятельности, занимают гуманистические (уважение к родителям, старшим и близким и др.), а также связанные с осуществлением морально-нравственного регулирования, в то время как на последних позициях находятся качества, обусловливающие пользу для других людей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Motives and Conditions for Population’s Creative Labor Activity

At the present stage of society development the importance of creative labor is steadily increasing. The share of innovative products in Russia today is 12% (according to experts, at least 30% is required). The main problems in the sphere of innovation are: low productivity, inefficient mechanisms of innovation commercialization, low population’s creative activity, etc. The article analyzes the population’s creative activity, which is considered from the perspective of the population prone to creative activities, and the intensity of this activity. The study implements an integrated approach to understanding creative labor activity. The emphasis is put on the methods of transforming creative impacts, their intensity, the motives behind population’s creative labor activity. Based on monitoring data of the quality of population’s labor potential in the Vologda Oblast conducted by the Federal State Budgetary Institution of Science “Vologda Research Center of the Russian Academy of Sciences” in 2009 and 2017, the authors distinguish the “polar group” of the population (prone/not prone to creative activity, as well as frequently submitting/not submitting improvement suggestions). The analysis of these groups is conducted, taking into account the parameters of their perception of labor, their moral characteristics, as well as the prevalence of situations associated with the manifestation of individual moral qualities (compliance with the law, decency, respect for parents, elder people, etc.). It is demonstrated that in the structure of population’s motives, material motives prevail (90% of the population perceive labor from the perspective of earning money), non-material motives (success in life, self-realization at work, moral satisfaction from it, etc.) are common in 70-80% of cases. The analysis of moral qualities of the selected population groups is carried out. It is shown that humanistic (respect for parents, elder people and relatives, etc.) moral values and those associated with the implementation of moral regulation are ranked top in the list of population’s moral qualities, while the qualities determining benefits for other people are ranked lowest.

Текст научной работы на тему «Мотивы и условия творческой трудовой активности населения»

Социальное развитие территорий

DOI: 10.15838^.2018.3.43.2 УДК 331 | ББК 65.9(4Рос)240

© Леонидова Г.В., Устинова К.А., Гордиевская А.Н.

МОТИВЫ И УСЛОВИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ТРУДОВОЙ АКТИВНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ1

ЛЕОНИДОВА ГАЛИНА ВАЛЕНТИНОВНА

Вологодский научный центр Российской академии наук Россия, 160014, г Вологда, ул. Горького, д. 56а E-mail: galinaleonidova@mail.ru

УСТИНОВА КСЕНИЯ АЛЕКСАНДРОВНА

Вологодский научный центр Российской академии наук Россия, 160014, г Вологда, ул. Горького, д. 56а E-mail: ustinova-kseniya@yandex.ru

ГОРДИЕВСКАЯ АЛЕКСАНДРА НИКОЛАЕВНА

Вологодский научный центр Российской академии наук Россия, 160014, г Вологда, ул. Горького, д. 56а E-mail: alessu85@mail.ru

Цитата: Леонидова Г.В., Устинова К.А. Гордиевская А.Н. Мотивы и условия творческой трудовой активности населения // Вопросы территориального развития. 2018. № 3 (43). DOI: 10.15838/tdi.2018.3.43.2

Citation: Leonidova G.V., Ustinova K.A., Gordievskaya A.N. Motives and conditions for population's creative labor activity. Territorial development issues, 2018, no. 3 (43). DOI: 10.15838/tdi.2018.3.43.2

1 Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 17-22-01020 «Мотивационно-сгимулирующий механизм творческой трудовой активности: сравнительный анализ России и Беларуси».

На современном этапе развития общества неуклонно повышается значение творческой трудовой деятельности. Доля инновационной продукции в России составляет сегодня 12% (по оценкам экспертов требуется не менее 30%). Основными проблемами в инновационной сфере являются низкая производительность труда, неэффективные механизмы коммерционализации инноваций, низкая творческая активность населения и т. д. Статья посвящена анализу творческой трудовой активности населения, которая в работе рассматривалась с позиций населения, склонного к занятиям творческой деятельностью, и интенсивности этой деятельности. В исследовании реализован комплексный подход к пониманию творческой трудовой активности. Акцент сделан на способах преобразующих творческих воздействий, их интенсивности, на мотивах, обусловливающих творческую трудовую активность населения. На основе данных мониторинга качества трудового потенциала населения Вологодской области, проведенного Федеральным государственным бюджетным учреждением науки «Вологодский научный центр Российской академии наук» в 2009 г. и 2017 г., были выделены «полярные группы» населения (склонные / не склонные к творческой деятельности, а также часто подающие / не подающие рационализаторские предложения). Проведен анализ этих групп с учетом параметров восприятия ими работы, их морально-нравственных характеристик, а также распространенности ситуаций, связанных с проявлением отдельных морально-нравственных качеств (соблюдение законов, порядочность, уважение к родителям, старшим и др.). Показано, что в структуре мотивов населения преобладают материальные (для 90% населения работа воспринимается с позиции зарабатывания денег), нематериальные мотивы (достижениеуспеха в жизни, самореализация в деятельности, получение от нее морального удовлетворения и др.) распространены в 70-80% случаев. Проведен анализ морально-нравственных качеств выделенных групп населения. Показано, что верхние позиции в ранжированном списке морально-нравственных качеств у населения, склонного к творческой деятельности, занимают гуманистические (уважение к родителям, старшим и близким и др.), а также связанные с осуществлением морально-нравственного регулирования, в то время как на последних позициях находятся качества, обусловливающие пользу для других людей.

Творческая активность, рационализаторство, мотивация, нематериальные факторы мотивации.

Актуальность исследования

К началу XXI века развитие производительных сил, связанное с существенными изменениями в используемых технологиях, привело к трансформации всего облика общественного воспроизводства. Рост доли сферы услуг и информационных технологий, а также вызванные этим изменения в социальной структуре (Белл, 2004 [1]; Иноземцев, 2000 [2]; Кастельс, 2000 [3]; Тапскотт, Вильямс, 2009 [4]) были отражены и в новых концепциях постиндустриального общества, информационной экономики. Ключевой тенденцией

становятся рост знаниеемкости экономики (Бодрунов, 2016 [5]), трансформация содержания труда (Колганов, Бузгалин, 2014 [6]). Последнее связано с творческим его характером который начиная с середины ХХ века (чем дальше, тем все в большей степени) предопределял экономический прогресс (Бузгалин, Колганов, 2012 [7]; Buzgalin, Ко^апоу, 2013 [8]) [9, с. 44-45]. Происходящие изменения по своей сути аналогичны переходу от ручного к машинному труду, изменившему весь облик как экономических отношений в целом, так и процесса производства.

Уже сейчас развитие творческой индустрии2 по сравнению с другими сферами демонстрирует высокие показатели роста. Ее вклад в совокупный ВВП в Европе оценивается на уровне 2,6%, количество созданных рабочих мест более 5 миллионов. Схожая ситуация складывается и на уровне отдельных стран, например, в Великобритании уже в 1998 году в данную сферу были трудоустроены 1,4 млн человек, а вклад в ВВП достигал 4%, при этом она рассматривалась в качестве не только важного сегмента экономики, но и одного из инструментов социальной мобильности населения.

Важность развития данной сферы подчеркивается и в различных европейских документах, например, в Великобритании среди направлений инновационной политики отмечается определение основных характеристик и черт инновационно активного населения для стимулирования инновационных направлений деятельности в организациях с обеспечением выживания последних (Oldham, Cummings, 1996 [10]) и достижения ими успеха (Shipton, 2006 [11]). При этом значимым является решение не только проблем с навыками, квалификационным уровнем населения, которые в ряде случаев не преодолеваются даже за счет его вовлеченности в инновационные программы, но и проблем с мотивацией (Tether et al., 2005 [12]). Усугубляет отмеченное выше тот факт, что на долгосрочной основе управление инновациями и группами людей, их создающими, осуществляется лишь в немногих

2 История творческих/креативных индустрий как инновационного сектора берет свое начало с 1997 года, когда в Великобритании изменилась парадигма бытия и взаимодействия сферы культуры и искусства и сферы бизнеса. Творческую/креативную индустрию рассматривают с позиции социально-культурных практик, в которых в качестве ключевых составляющих выступают творчество/креатив/ культурная инноватика, а также как отрасль экономики, создающая рабочие места и добавочную стоимость посредством генерации и использования интеллектуальной собственности (составлено по: Суминова Т.Н. Творческие/креативные индустрии как вариант модернизации сферы культуры и искусства // Вестник МГУКИ. 2012. № 3 (47). С. 33).

организациях (Cormican, O'Sullivan, 2004 [13]; Adams et al., 2006 [14]). Кроме того, существует разрыв между теоретическими исследованиями в этой области и управленческими практиками (Berry, 1995 [15]; Pettigrew, 1997 [16]; Tranfield, Starkey, 1998 [17]; Wind, Nueno, 1998 [18]; Pfeffer, Sutton, 1999 [19]; Aram, Saliparte, 2000 [20]; Hodgkinson et al., 2001 [21]; Starkey, Madan, 2001 [22]; Denyer, Neely, 2004 [23]). Также следует подчеркнуть, что до сих пор отсутствует целостное представление о том, как творчество и инновации проявляются в организациях (Patterson, 2002 [24]), не менее важным является вопрос о создании условий, способствующих их проявлению.

В связи с этим целью исследования является анализ творческой трудовой активности населения с позиций определяющих ее мотивов и условий, воздействующих на ее формирование. Среди задач, направленных на достижение этой цели, - определение подходов к исследованию творческой трудовой активности населения, выявление ее характеристик, межгрупповой анализ населения, склонного и не склонного к творческой деятельности, в зависимости от восприятия работы, наличия тех или иных морально-нравственных качеств, а также распространенности ситуаций, связанных с проявлением этих качеств.

Теоретические аспекты исследования

Несмотря на то что исследование различных аспектов творчества имеет длительную историю, как за рубежом, так и среди отечественных ученых существует полемика по определенным вопросам. В частности, многочисленные дискуссии обусловлены обширностью, неоднородностью и фрагментарностью работ по инновациям и связанным с ним понятиям (творчество и предпринимательство) (Denyer, Neely, 2004 [23]). Иллюстрацией к существующим проблемам являются работы, проведенные в последние десятилетия в США (например, исследование Гизелина), в которых обращено внимание на то, что границы между творческой и нетворческой активностью в ряде случаев носят

субъективный характер. Подобная ситуация, с нашей точки, зрения может быть связана с понятийным обеспечением, отсутствием однозначного понимания творческой трудовой активности населения. Напрямую с этим связан и вопрос о множественности критериев, которые используются при рассмотрении творчества, среди них выделяют «популярность», «продуктивность» (Смит, Тейлор, Гизелин), «степень новизны идей, подходов, решений» (Шпрехер, Стайн), «общественная ценность продукции» (Брогден) и многие другие. Некоторые из этих критериев неубедительны, из чего следует вывод о неудовлетворительном уровне разработок теоретических вопросов исследования творческой активности.

Базовым понятием при определении творческой трудовой активности является сама трудовая активность, которая рассматривается в широком смысле как формирование и поддержание отношений между участниками трудового процесса, направленных на более полное использование профессиональных возможностей и творческих способностей работников. В узком смысле - это использование трудового потенциала работника в трудовой деятельности. При использовании расширенного толкования трудовой активности появляется возможность для его конкретизации, поскольку в исходном понятии затрагиваются аспекты, обусловленные характером трудовой активности (творческая/нетворческая). Последний связывают с решением нестереотипных задач, способствующих повышению качественных характеристик труда [25, с. 181-182]. В целом феномен творческой активности рассматривается с разных точек зрения с учетом направленности трудовой активности на восприятие действительности (Б.М. Теплов, П.М. Якобсон), ее преобразование (Л.П. Аристова), мотивацию (Л.И. Божович, М.Н. Славина, А.Н. Леонтьев).

Еще один подход к рассмотрению творческого характера активности предполагает акцент либо на субъекте (в этом случае активность характеризуется как предпосылка

и результат его развития), либо на отдельных аспектах его деятельности (при характеристике активности учитываются такие качественные стороны, как цель, средства и результат). Примером формулировок, в которых обращается внимание на субъект, является определение И.С. Якиманской, где творческая активность трактуется как системообразующее качество личности, условие ее самореализации на всех этапах онтогенеза. В свою очередь, на качественные аспекты деятельности сделан акцент в определениях М.И. Данилова, В.А. Петровского, М.И. Махмутова, Т.И. Шамовой. В них творческая активность рассматривается с позиций установок на преобразующие способы деятельности, ее интенсивность и напряженность, своеобразие используемых операций. Обращено внимание на то, что творческая активность ярче всего проявляется в творческой деятельности, когда человек преобразует усвоенный социальный опыт в соответствии с собственными представлениями о действительности. В этом плане сущность творческой активности сводится к созиданию нового в ситуации, когда вокруг проблемы концентрируется необходимый для ее решения запас прошлого опыта (Бехтерев В. М., 1924), к реорганизации имеющегося опыта (А. Матейко).

Примером использования комплексного подхода к определению творческой активности, в рамках которого сочетаются аспекты, связанные как с субъектом, осуществляющим преобразования, так и с характером этих преобразований, является формулировка С.В. Максимовой, которая при рассмотрении творчества обращает внимание на два вида активности, первый из которых, неадаптивный, связан с возникновением возможностей (творческим потенциалом), а второй, адаптивный, - с реализацией этих возможностей, с достижением цели, проявляющимся в воплощении идеи и создании творческого продукта. Еще один пример -определение Г.Н. Назаренковой, в соответствии с которым творческая активность трактуется как особое состояние личности,

характеризуемое установкой на преобразующие способы деятельности. В данном случае можно говорить о взаимной обусловленности внутренних, связанных с личностью, и внешних творческих проявлений, мотива-ционных и операционных составляющих.

Продолжает и расширяет приведенный выше комплексный подход к определению творческой активности В.Н. Дружинин, связывающий возникновение данного феномена с появлением особых ситуаций, обусловленных творческой мотивацией. Он обращает внимание на то, что использование возможностей зависит как от интеллекта, компетенций в сфере творчества, мотивации, так и от внешних условий. Учет мотивационных аспектов содержится в формулировке творческой активности, которую дает Л.Н. Шульпина, характеризуя данный феномен с позиций устойчивого интегрального качества личности, выражающегося в единстве мотивов, интересов и действий, характеризующегося осознанным поиском (созданием) творческих ситуаций. Несмотря на то что в определениях творческой активности Г.Н. Назаренковой, В.Н. Дружинина, Л.Н. Шульпиной присутствует склонность к комплексному подходу, в них четко не представлены такие важные, с нашей точки зрения, аспекты, как направленность на творчество (Г.А. Коровкина, Г.И. Патяко, Т.М. Смирнова, В.В. Штепенко, Л.Н. Шульпина), а также готовность к занятиям творчеством (Е.В. Рогалева, Е.А. Ходырева) [26].

Принимая во внимание имеющиеся трактовки, мы определяем творческую трудовую активность как вид трудовой активности, выделенный с учетом творческого характера труда и связанный с формированием и поддержанием отношений между участниками трудового процесса, направленных на более полное использование профессиональных возможностей и творческих способностей работников, на повышение как количественных, так и качественных результатов труда.

Отметим, что творческая деятельность может быть как трудовой, так и нетрудовой.

Труд связан с рутинным характером осуществляемых действий на основе определенных предписаний, алгоритмов, что ведет к решению поставленных задач. Творчество довольно сложно поддается регламентации, предполагает порождение новых алгоритмов деятельности. Тем не менее следует отметить, что разграничение творчества и рутинного труда в ряде случаев является довольно условным, поскольку никакое творчество не способно обойтись без элементов рутинной трудовой деятельности. В творчестве сочетаются, с одной стороны, свобода, с другой стороны, необходимость как наличие некоторого алгоритма и подчиненность ему субъекта [27].

Подчеркнем наиболее важные, с нашей точки зрения, аспекты творческой трудовой активности:

- учет на когнитивном и поведенческом уровне способностей по разработке и внедрению новых, перспективных идей (как в индивидуальную деятельность субъекта, так и в деятельность той системы, в рамках которой он функционирует), совершенствованию организационных технологий, созданию новых продуктов;

- решение нестереотипных задач, способствующих росту как количественных, так и качественных характеристик труда, субъективно и объективно значимых;

- связь использования творческих возможностей не только с внешними условиями, но и с интеллектом, компетенциями в сфере творчества, мотивацией;

- единство мотивов, интересов и действий, характеризующихся осознанным поиском (созданием) творческих ситуаций;

- наличие установок на использование преобразующих (новых) способов деятельности, применение прежнего и нового опыта, направленного как на обеспечение восприятия действительности, так и на ее преобразование.

С учетом необходимости перехода к инновационной экономике генерирование новых идей и новых знаний становится объективной необходимостью, а непрерывное

повышение образовательного и профессионального уровня, обеспечивающего эти нововведения, - базовым процессом. Тем не менее следует отметить, что творчество нередко носит не столько индивидуальный, сколько коллективный характер, предполагает умение работать в команде, выстраивать коммуникацию между ее членами. В связи с этим значимость приобретает развитие нравственных качеств (умение быть дружелюбным, честным, открытым, тем, на кого можно положиться) как основания для налаживания кооперации и взаимоотношений между участниками творческих процессов.

Отметим, что в научной литературе отсутствует единое мнение о влиянии моральных качеств населения на творчество, этот вопрос по-прежнему продолжает оставаться дискуссионным. В одной из зарубежных работ (Daniels, Piechowski, 2009 [28]) речь идет о том, что одаренные, творческие люди в своей жизни могут попадать в большее количество конфликтов по сравнению с остальными. Для таких людей иногда характерна чрезмерная возбудимость как реакция на внутренние и внешние раздражители (Mendalgio, 2008 [29]). А различия, которые возникают между мышлением и действием, могут приводить к трудностям во взаимоотношениях с людьми (Daniels, Piechowski, 2009; Probst, Piechowski, 2012).

В ряде других работ, например, посвященных взаимосвязи моральных качеств и лидерства, напротив, речь идет о согласованности между обозначенными качествами и чертами поведения. Наличие таких качеств мотивирует людей к действиям с опорой на них (Burns, 1978 [30]; Rest, 1986 [31]; Aquino, Reed, 2002 [32]; Turner et al., 2002 [33]), к принятию решений на их основе, к демонстрации этих качеств в общении с подчиненными (Bass 1998a; 1998b [34; 35]).

О неоднозначном характере взаимосвязи моральных качеств и творчества речь идет в группе исследований, в которых показано, что творческое мышление позволяет некоторым людям разбогатеть в обход действия моральных правил (Kunda, 1990

[36]). В данном случае они оказываются мотивированы на нечестное поведение в целях получения финансовой выгоды или достижения своих корыстных интересов.

Тем не менее, несмотря на некоторую противоречивость результатов исследований, отметим, что творческий человек, принимая участие в созидательном процессе, может испытывать состояние морального удовлетворения от его результатов, что в целом оказывает положительное воздействие на его моральные качества. Одним из важных условий, способствующих как трудовой активности, так и творчеству, является осознание смысла труда, без которого зачастую приходится сталкиваться с равнодушным, безразличным к нему отношением. В свою очередь такое отчужденное отношение к трудовой деятельности может приводить и к отсутствию удовлетворенности. Отчужденное отношение может быть преодолено за счет совместной деятельности, предполагающей открытость творчеству и инновациям, свободное участие в этих процессах всех заинтересованных. Массовое сотрудничество и совместная деятельность становятся новыми веяниями современной экономики. Распространение получает новая модель инноваций и создания ценности - «производство на равных», связанная со свободным сотрудничеством для продвижения инноваций и стимулирования роста в отраслях [37, с. 145]. Подобные принципы работы должны быть заложены и на организационном уровне. Для создания сплоченного, творческого коллектива первоочередной задачей является выявление творчески мыслящих работников, а затем их объединение в группы для реализации совместных проектов.

Как уже было показано выше, творческую трудовую активность рассматривают в контексте черт личности (Feist, 1999 [38]), накопленного опыта (Weisberg, 1999 [39]), мотивации (Collins, Amabile, 1999 [40]). Последнюю исследуют, используя как классические теории (Heckhausen, 1987 [41]; Weiner, 1988 [42]; 2006 [43]; Deci, Ryan, 1993 [44] и др.), так и теоретические положения, позволяю-

щие анализировать содержание конкретных социальных ситуаций с позиций, например, моральных принципов (справедливости, правды, помощи бедным и др.) (УоитэБ, Яетёегз, 2010 [45]).

Специфику морали и важнейшие ее характеристики рассматривал И. Кант, который показал несводимость морали к другим способам регуляции поведения человека. Г.В.Ф. Гегель попытался переосмыслить главную идею кантовской этики об автономии морали. Последнюю рассматривал не только с позиций субъективного принципа долженствования, но и как объективное состояние. Важнейшей заслугой Гегеля является то, что он придал воззрениям на мораль и нравственность исторический характер, обнаружил объективно закономерный принцип их развития в теснейшей связи и взаимодействии со всеми сторонами жизни общества.

В настоящее время нравственные качества рассматриваются с точки зрения личностных характеристик, объединяющих такие аспекты, как доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность (Григорович, Марцинковская, 2003 [46]). Существуют различные типологии нравственных качеств личности, выделенные по разным критериям. Наиболее исчерпывающей, с нашей точки зрения, является классификация В.А. Блюмкина (Блюмкин, 1981 [47]), в которой выделено четыре типа нравственных качеств: коллективистские (коллективизм, чувство солидарности и товарищества, сознание и чувство долга, развитое чувство ответственности), гуманистические (гуманность, благородство, доверие к людям, доброжелательность, чуткость, тактичность, чувство собственного достоинства, гордость, скромность, простота), комплексные (способность к самоотверженности и готовность к подвигу во имя общего блага, справедливость, благодарность, бескорыстие, независтливость, чувство соревнования), качества, связанные с особенностями морального регулирования (чувство чести,

честность, порядочность, искренность, прямота, правдивость, принципиальность, верность, развитая и чуткая совесть, моральная чистота). Кроме того, В.А. Блюмкин выделяет ряд качеств, которые напрямую не обладают нравственным содержанием, но могут его приобретать при определенных условиях, в определенных социальных ситуациях3.

В настоящее время все более высокие требования для успешной самореализации личности предъявляются к таким нравственным качествам, как ответственность, честность, инициативность, предприимчивость, самостоятельность, порядочность и т. д. (Рыбина, 2014 [48, с. 167-171]). Кроме того, следует учитывать тот факт, что требования к нравственным качествам и моральным принципам зависят от вовлеченности населения в те или иные виды деятельности. Например, те, кто направлен на выполнение творческой деятельности, должны в большей степени по сравнению с остальными обладать такими моральными принципами, как совершенствование окружающего мира, оберегающее отношение к жизни и достоинству каждого человека, принцип сохранения и развития собственной индивидуальности. Зачастую для творческих людей в большей степени по сравнению с остальными характерны чувство долга, чувство чести (в большей степени значимо по сравнению с самосохранением), смирение (с позиций осознания ограниченности человеческого разума в постижении истины) [49].

В исследовании А.Б. Купрейченко, А.Е. Воробьевой (2013 [50]) выделены различные группы населения в зависимости от их отношения к труду, среди которых «творчески самореализующиеся в труде». Представители данной группы населения не рассматривают труд с позиций обязанности перед обществом, а расценивают его как возмож-

3 К таким качествам отнесены сознательность и идейность, гражданственность, патриотизм и интернационализм, трудолюбие, дисциплинированность, обязательность, добросовестность, деловитость, организованность, инициативность, целеустремленность, настойчивость, бережливость, мудрость, воспитанность, вежливость, общительность.

ность для проявления себя. Из этого следует вывод, что такое отношение к труду в ряде случаев может приводить к меньшей значимости таких аспектов как помощь обществу и ответственность. В работе А.Б. Купрейчен-ко, А.Е. Воробьевой на фактических данных показано, что творчески самореализующиеся в труде демонстрируют большую степень согласия со следующими суждениями «я испытываю удовлетворение, если мне удается остановить чужое безнравственное поведение, даже если дело не касалось меня лично», «я стараюсь бороться со злом и безнравственным поведением окружающих людей». Поэтому следует отметить, что в целом у проявляющей себя в творческом плане группы населения в большей степени по сравнению с остальными выражено одобрение нравственного поведения. С нашей точки зрения, это может косвенно свидетельствовать и о большей выраженности отдельных морально-нравственных качеств. Однако данный тезис требует дополнительного подтверждения, поскольку в этом же исследовании при характеристике отношения данной группы населения к труду отмечается, что у нее может быть в меньшей степени проявлена ответственность, а также склонность к помощи обществу.

В соответствии с вышеобозначенным гипотеза исследования заключается в том, что у населения, обладающего творческой трудовой активностью, в большей степени по сравнению с противоположной группой проявлены отдельные морально-нравственные качества.

Методологические

аспекты исследования

В исследовании творческая трудовая активность рассматривалась с двух позиций. С одной стороны, для нас была значимой идентификация населения, в большей степени по сравнению с остальными склонного к занятиям творческой деятельностью4. В данном случае суммарно учитывались те,

для кого творчество выступает своего рода стилем жизни, а также группа населения, которая склонна к этому виду деятельности в случае практической необходимости. Кроме того, исследовались представители населения, которые действуют исходя из сложившегося накопленного опыта, не пытаясь его усовершенствовать. Таким образом, вся совокупность респондентов была разделена на две «полярные» группы: первая группа, в силу разных причин склонная к занятиям творческой деятельностью, вторая - несклонная. С другой стороны, для нас было важным не только идентифицировать склонность населения к творческой деятельности, но и сформировать представление об интенсивности этого участия. С этой целью в исследовании использовался такой индикатор, как частота подачи рационализаторских предложений. Рационализаторство рассматривается нами как одно из проявлений творческой активности, представляет собой результат самостоятельной работы или совместного творческого труда группы лиц и выражается в техническом, организационном или управленческом решении.

Одним из параметров, которые используются в научной среде, в т. ч. в работе А.Б. Купрейченко, А.Е. Воробьевой (2013), для проведения сравнительного межгруппового анализа является отношение к труду. С учетом существующего научного опыта и того факта, что использование данного параметра может свидетельствовать о преобладающих в группах мотивах, в исследовании обращалось внимание на то, каким образом население воспринимает работу (с позиций карьеры, самореализации, получения новых знаний, морального удовлетворения и др.).

В соответствии с целевой установкой исследования и содержанием тестируемой гипотезы использовались параметры, описывающие те или иные характеристики населения, в т. ч. нравственные качества (высокий профессионализм, выполнение служебных обязанностей, соблюдение за-

4 Учитывались суммарно варианты ответов «творчество как стиль жизни» и «придумываю, изобретаю в случае практической необходимости, когда нет готовых решений».

конов, порядочность, уважение к родителям, старшим и др.). В последнем случае принимались во внимание также ситуации, связанные с проявлением данных качеств (чувство вины, угрызения совести в связи с невыполнением обещаний, нанесением вреда частной или государственной собственности, отказом в помощи в критической для другого ситуации и др.).

В качестве информационной базы исследования использовались данные мониторинга качества трудового потенциала населения Вологодской области. В исследовании рассматривались две временные точки - 2009 и 2017 гг., их выбор был обусловлен наличием одинаковых вопросов для обеспечения сопоставимости данных. Репрезентативность получаемой социологической информации обеспечивается использованием модели многоступенчатой районированной выборки с квотным отбором единиц наблюдения. В структуру районирования традиционно вошли 2 города (Вологда и Череповец), а также 8 муниципальных районов с различным уровнем социально-экономического развития (Шекснинский, Грязовецкий, Ве-ликоустюгский, Тарногский, Кирилловский, Бабаевский, Никольский и Вожегодский). В исследовании были учтены дополнительные условия, отражающие состояние рынка рабочей силы в Вологодской области: пропорции между занятым, безработным (зарегистрированным на бирже труда) и экономически неактивным населением (студенты, учащиеся, домохозяйки и другие неработающие), определяемые по данным статистики.

Результаты исследования

1. Восприятие работы

В исследовании восприятие работы рассматривалось как параметр, с помощью которого характеризовались мотивы населения к труду. Анализ фактических данных свидетельствует, что ведущая роль среди мотивов отводится материальным (прокормить себя и семью, заработать денег), на них обращается внимание практически

в 90% случаев вне зависимости от склонности населения к творческой деятельности и частоты подачи рационализаторских предложений. При этом к 2017 году значимость материальных мотивов в обозначенных группах населения увеличивается.

В этом контексте представляются интересными результаты исследований зарубежных ученых (например, Бтойоп, 1977 [51]; ЛшаЬПе, 1983 [52]), которые показали, что вознаграждение (с учетом не только оплаты труда, но и почетных степеней или других призов) напрямую не связано с творчеством выдающихся личностей. Еще одна из иллюстраций этого - работа 2иекегшап (1967) [53], в которой было установлено, что у Нобелевских лауреатов после получения премии производительность снижалась. В связи с вышеобозначен-ным ситуация с влиянием материального вознаграждения на творческую активность не представляется однозначной.

Наряду с материальными другой важной группой являются нематериальные мотивы. Как было выявлено выше, для творчески активного населения важная роль отводится достижению успеха в жизни, самореализации в деятельности, получению от нее морального удовлетворения, генерированию новых знаний и др. Фактические данные свидетельствуют, что склонные к творческой деятельности и подаче рационализаторских предложений при осуществлении своих действий более чем в 70% случаев руководствуются этими мотивами. При этом интересным является тот факт, что для подающих рационализаторские предложения значимость выделенных мотивов несколько выше, чем для склонных к творческой деятельности (табл. 1).

Например, в 2017 году среди часто подающих рационализаторские предложения в 80% случаев считались важными достижение успеха и самореализация, в то время как в другой группе населения таких было 73 и 75% соответственно. Косвенно данная ситуация может свидетельствовать о том, что по мере роста вовлеченности в творческий процесс и перехода к рационализаторству

Таблица 1. Склонность к творческой деятельности и частота подачи рационализаторских предложений в зависимости от того, как воспринимается работа

Вариант ответа Склонность к творческой деятельности Подача рацпредложений

да нет часто бывает совсем не бывает

2009 г. 2017 г.* 2009 г. 2017 г. 2009 г. 2017 г. 2009 г. 2017 г.

Прокормить себя (семью)

Трудно сказать 10,8 6,1 6,7 4,9 6,8 4,3 7,5 5,9

Совершенно не согласен + не согласен 1,6 2,3 2,2 0,2 1,4 0,0 2,6 0,9

Согласен + совершенно согласен 87,6 91,6 91,2 94,8 91,7 95,7 90,0 93,2

Заработать денег

Трудно сказать 12,8 6,5 8,7 4,9 13,6 5,8 8,2 5,6

Совершенно не согласен + не согласен 3,6 1,9 2,9 1,2 2,1 0,7 2,3 2,4

Согласен + совершенно согласен 83,5 91,6 88,5 93,8 84,4 93,5 89,5 92,0

Получить новые знания

Трудно сказать 22,5 13,4 27,6 24,7 21,2 12,9 25,9 29,8

Совершенно не согласен + не согласен 9,2 10,7 19,6 11,0 7,6 7,2 18,2 11,5

Согласен + совершенно согласен 68,2 75,9 52,8 64,2 71,3 79,8 56,0 58,7

Реализовать себя как личность

Трудно сказать 18,4 16,9 30,6 21,7 17,6 13,7 28,0 24,2

Совершенно не согласен + не согласен 7,2 8,4 12,8 8,4 4,7 6,5 13,9 11,2

Согласен + совершенно согласен 74,4 74,7 56,6 70,0 77,7 79,8 58,1 64,6

Получить моральное удовлетворение

Трудно сказать 18,4 14,6 28,5 24,1 20,5 10,1 22,7 27,4

Совершенно не согласен + не согласен 10,6 10,7 16,4 9,6 8,3 8,6 18,9 10,9

Согласен + совершенно согласен 71,1 74,7 55,0 66,3 71,2 81,3 58,4 61,6

Достичь успеха

Трудно сказать 17,8 21,1 26,5 21,9 13,5 14,4 26,4 27,1

Совершенно не согласен + не согласен 10,3 6,1 12,6 7,5 6,8 5,0 14,3 9,2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Согласен + совершенно согласен 71,9 72,8 60,9 70,6 79,7 80,5 59,5 63,7

Сделать карьеру

Трудно сказать 26,1 26,8 31,5 26,4 23,0 13,7 30,5 30,4

Совершенно не согласен + не согласен 12,2 8,4 20,4 10,2 8,8 8,7 19,6 10,9

Согласен + совершенно согласен 61,7 64,8 48,1 63,4 68,2 77,7 49,9 58,7

Чувствовать себя в безопасности

Трудно сказать 23,2 22,6 32,8 21,1 28,1 20,9 30,6 26,3

Совершенно не согласен + не согласен 11,6 14,6 17,4 10,8 8,9 14,4 14,0 17,4

Согласен + совершенно согласен 65,2 62,9 49,9 68,1 63,0 64,8 55,3 56,4

Заслужить уважение, признание

Трудно сказать 23,8 24,9 30,0 25,2 20,1 19,4 32,4 31,3

Совершенно не согласен + не согласен 8,3 16,8 15,4 13,3 9,0 14,3 14,2 17,4

Согласен + совершенно согласен 68,0 58,2 54,6 61,6 70,8 66,2 53,4 51,3

Заслужить любовь

Трудно сказать 38,1 27,6 40,2 32,1 43,2 25,9 37,7 33,3

Совершенно не согласен + не согласен 20,6 30,3 28,7 22,1 16,5 25,9 28,6 27,4

Согласен + совершенно согласен 41,4 42,2 31,1 45,8 40,4 48,2 33,7 39,3

* Ранжировано по убыванию по склонным к творческой деятельности в 2017 году. Источник: данные мониторинга качества трудового потенциала населения Вологодской области, проведенного ФГБУН ВолНЦ РАН, 2009 г., 2017 г.

значимость выделенных нематериальных мотивов у населения возрастает.

2. Отдельные характеристики населения (в т. ч. морально-нравственные) В исследовании показано, что склонность к творческой деятельности и рацио-

нализаторству зависит от наличия у населения тех или иных морально-нравственных качеств. В соответствии с типологией В.А Блюмкина, которая была обозначена выше, верхние позиции в ранжированном по убыванию списке (табл. 2) занимают гумани-

Таблица 2. Склонность к творческой деятельности и частота подачи рационализаторских предложений в зависимости от отдельных характеристик населения

Вариант ответа Склонность к творчеству Подача рацпредложений

да нет часто бывает совсем не бывает

2009 г. 2017 г.* 2009 г. 2017 г. 2009 г. 2017 г. 2009 г. 2017 г.

Уважение к родителям, близким

Совсем не важно + Более или менее важно 11,4 5,0 15,7 8,0 11,5 5,0 14,6 8,0

Довольно важно + Очень важно 88,6 95,1 84,3 92,0 88,4 95,0 85,4 92,0

Справедливость

Совсем не важно + Более или менее важно 13,1 6,9 22,6 13,5 15,7 8,6 20,2 12,4

Довольно важно + Очень важно 86,9 93,1 77,4 86,5 84,3 91,3 79,8 87,6

Чувство собственного достоинства

Совсем не важно + Более или менее важно 9,2 8,0 22,2 16,8 9,6 6,5 16,0 17,4

Довольно важно + Очень важно 90,8 92,0 77,8 83,2 90,4 93,5 84,1 82,6

Порядочность

Совсем не важно + Более или менее важно 8,9 8,1 19,8 10,4 12,2 7,2 16,2 10,3

Довольно важно + Очень важно 91,1 91,9 80,3 89,6 87,8 92,9 83,8 89,7

Уважение к старшим

Совсем не важно + Более или менее важно 9,7 8,4 14,9 9,8 8,8 5,0 17,1 12,4

Довольно важно + Очень важно 90,2 91,6 85,1 90,2 91,2 95,0 82,9 87,6

Честность, правдивость

Совсем не важно + Более или менее важно 4,2 9,2 19,0 16,2 6,1 8,6 13,8 16,8

Довольно важно + Очень важно 95,8 90,8 81,0 83,8 93,9 91,4 86,2 83,2

Уважение коллектива

Совсем не важно + Более или менее важно 13,8 10,4 26,5 22,9 15,8 8,6 21,8 24,7

Довольно важно + Очень важно 86,2 89,6 73,5 77,1 84,2 91,4 78,2 75,3

Высокий профессионализм

Совсем не важно + Более или менее важно 15,1 11,1 30,6 24,5 12,2 5,8 27,7 27,2

Довольно важно + Очень важно 84,9 88,9 69,4 75,5 87,8 94,2 72,3 72,8

Выполнение служебных обязанностей

Совсем не важно + Более или менее важно 16,9 11,8 24,2 23,3 14,3 10,0 24,8 26,0

Довольно важно + Очень важно 83,1 88,2 75,8 76,7 85,7 90,0 75,2 74,0

Отзывчивость, чуткость к другим людям

Совсем не важно + Более или менее важно 11,4 12,7 27,8 23,9 17,7 15,1 22,5 23,9

Довольно важно + Очень важно 88,6 87,3 72,2 76,1 82,3 84,9 77,5 76,1

Соблюдение законов, законопослушность

Совсем не важно + Более или менее важно 19,9 14,6 29,2 27,8 23,2 11,5 27,1 30,1

Довольно важно + Очень важно 80,1 85,4 70,8 72,2 76,8 88,5 72,9 69,9

Равенство между людьми

Совсем не важно + Более или менее важно 28,1 15,3 36,9 33,1 26,3 11,5 33,1 32,2

Довольно важно + Очень важно 71,9 84,7 63,1 66,9 73,7 88,5 66,9 67,8

Терпимость, уважение к взглядам и мнению других людей

Совсем не важно + Более или менее важно 11,4 18,8 26,0 23,3 11,5 12,9 20,9 25,4

Довольно важно + Очень важно 88,6 81,2 74,0 76,7 88,5 87,1 79,1 74,6

Проявление сострадания, милосердие

Совсем не важно + Более или менее важно 17,3 19,2 31,3 29,9 19,7 20,8 26,9 31,3

Довольно важно + Очень важно 82,7 80,8 68,7 70,1 80,3 79,2 73,1 68,7

Польза для общества, выполнение обязанностей гражданина

Совсем не важно + Более или менее важно 19,8 24,2 36,1 32,5 24,3 19,5 31,5 33,9

Довольно важно + Очень важно 80,2 75,8 63,9 67,5 75,7 80,5 68,5 66,1

Уважение к людям других национальностей

Совсем не важно + Более или менее важно 24,5 25,2 43,0 39,7 23,8 21,6 37,9 38,3

Довольно важно + Очень важно 75,5 74,8 57,0 60,3 76,2 78,4 62,1 61,7

Уважение к чужой (частной, государственной) собственности

Совсем не важно + Более или менее важно 23,6 26,8 38,2 33,1 22,3 28,1 31,8 34,5

Довольно важно + Очень важно 76,4 73,2 61,8 66,9 77,7 71,9 68,2 65,5

* Ранжировано по убыванию по склонным к творческой деятельности в 2017 году.

Источник: данные мониторинга качества трудового потенциала населения Вологодской области, проведенного ФГБУН ВолНЦ

РАН, 2009 г., 2017 г.

стические качества (уважение к родителям, близким, старшим, чувство собственного достоинства) и качества, связанные с осуществлением личностью морального регулирования (справедливость, порядочность, честность, правдивость). Иллюстрацией к этому является тот факт, что в 2017 году склонные к творчеству в 90% и более случаях обладали вышеуказанными качествами. Среди противоположной группы представительство населения с такими качествами было также велико, однако по некоторым позициям наблюдались различия (например, в 2017 году среди первых был 91% населения, обладающего честностью и правдивостью, среди вторых - 84%, по такому параметру, как уважение коллектива, - 90 и 77% соответственно).

Так же как и в работе А.Б. Купрейченко, А.Е. Воробьевой, в которой показано, что творчески самореализующиеся в труде не рассматривают последний с позиции обязанности перед обществом, в нашем исследовании установлено, что такое качество, как полезность обществу, по сравнению с другими рассматриваемыми качествами среди творческих людей проявлено в меньшей степени. При этом в динамике количество населения, обладающего этим качеством, сокращается с 80 до 76%.

3. Ситуации, связанные с проявлением морально-нравственных качеств (чувство вины, угрызения совести в связи с невыполнением обещаний и др.)

При рассмотрении проявленности тех или иных морально-нравственных качеств, следует отметить, что население, склонное к творчеству, в 70-75% случаев не может упрекнуть себя в плохом отношении к детям, мужу (жене), в половине случаев - в плохом отношении к родителям, в то время как среди остальных таких меньше. Аналогичная проявленность5 других морально-нравственных качеств (обман, отказ в помощи в критической ситуации, обида, грубость по отношению к другому и др.) у творческого населения встречается чуть более чем в

5 Не упрекают себя.

трети случаев. Это может свидетельствовать о том, что для склонных к творчеству соблюдение моральных принципов значимо в первую очередь в отношении ближнего окружения, а уже затем применимо к остальным (табл. 3).

Для тех, кто часто подает рационализаторские предложения, характерны аналогичные закономерности. Вместе с тем у последних в меньшей степени по сравнению со склонными к творчеству проявлены черты, связанные, например, с недостаточным вниманием к родителям и детям, они реже не выполняют обещания, наносят обиду другому или вред чужой собственности.

Обобщая полученные результаты, отметим следующее:

- показано, что одной из основных тенденций становится увеличение знаниеем-кости экономики, которое сопровождается трансформацией содержания труда в направлении творческого; в связи с необходимостью стимулирования инновационных направлений деятельности одной из важных задач становится определение основных характеристик и черт творческого населения для того, чтобы способствовать их проявлению; при этом обращается внимание не только на квалификацию и профессиональный уровень работников, но и на их мотивацию к творческому труду;

- выявлены проблемы, существующие в научной среде, обусловленные неоднородностью, фрагментарностью работ по творческой активности и связанными с ней понятиями; одной из таких проблем является отсутствие четкой границы между творческой и нетворческой активностью, что, с нашей точки зрения, обусловлено неоднозначностью в трактовках творческой трудовой активности населения; в исследовании предпринята попытка ее определения посредством уточнения исходного понятия (трудовой активности) и внесения характеристик, связанных с творческим характером труда; при этом обоснована необходимость использования комплексного подхода, предполагающего учет не только

Таблица 3. Склонность к творческой деятельности и частота подачи рационализаторских предложений в зависимости от чувства вины, угрызения совести в перечисленных ниже случаях

Вариант ответа Склонность к творчеству Подача рацпредложений

да нет часто бывает совсем не бывает

2009 г. 2017 г.* 2009 г. 2017 г. 2009 г. 2017 г. 2009 г. 2017 г.

Измена жене, мужу, другу, подруге

Угрызений совести не бывает 5,2 2,7 5,9 4,3 8,1 2,9 5,7 3,5

Переживаю, но все быстро проходит 13,0 10,0 18,3 16,8 18,2 10,1 16,5 13,0

Сильно переживаю 26,4 12,6 18,9 19,8 22,3 15,1 21,3 14,7

Не могу себя упрекнуть в этом, не было случая 55,4 74,7 57,0 59,1 51,4 71,9 56,6 68,7

Плохое отношение к детям (своим или чужим)

Угрызений совести не бывает 2,3 1,1 1,6 1,4 5,4 0,7 2,0 1,5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Переживаю, но все быстро проходит 13,7 8,4 15,5 9,2 10,9 9,4 16,1 7,1

Сильно переживаю 32,4 21,5 22,1 28,3 34,0 17,4 24,0 22,2

Не могу себя упрекнуть в этом, не было случая 51,6 69,0 60,8 61,0 49,7 72,5 57,8 69,2

Нечаянно (или сознательно) нанесенный вред государственной собственности

Угрызений совести не бывает 8,5 3,1 9,6 6,1 11,5 7,2 9,5 4,7

Переживаю, но все быстро проходит 20,8 18,8 26,1 22,9 17,6 13,7 20,2 20,1

Сильно переживаю 28,3 21,8 24,7 25,4 26,4 24,5 29,4 23,6

Не могу себя упрекнуть в этом, не было случая 42,3 56,3 39,6 45,6 44,6 54,7 40,9 51,6

Недостаточное внимание к родителям (матери, отцу)

Угрызений совести не бывает 1,3 0,4 2,4 3,7 2,0 1,4 2,6 2,7

Переживаю, но все быстро проходит 13,0 18,0 20,2 10,9 16,9 12,2 18,2 12,1

Сильно переживаю 38,4 30,3 32,4 44,5 34,5 28,8 33,3 41,4

Не могу себя упрекнуть в этом, не было случая 47,2 51,3 44,9 41,0 46,6 57,6 45,9 43,8

Невыполненное обещание

Угрызений совести не бывает 3,3 3,4 4,1 5,9 2,0 2,9 5,1 4,7

Переживаю, но все быстро проходит 21,8 25,7 27,2 23,7 21,1 23,7 27,0 26,3

Сильно переживаю 50,5 36,0 37,6 43,1 45,6 30,2 42,1 43,4

Не могу себя упрекнуть в этом, не было случая 24,4 34,9 31,1 27,2 31,3 43,2 25,8 25,7

Плохое по каким-либо причинам выполнение своих служебных обязанностей

Угрызений совести не бывает 5,2 7,7 6,3 8,8 8,2 2,9 6,6 9,4

Переживаю, но все быстро проходит 24,8 19,5 29,0 22,5 25,2 17,3 26,3 25,1

Сильно переживаю 38,4 38,7 30,2 39,7 35,4 43,2 31,9 36,9

Не могу себя упрекнуть в этом, не было случая 31,6 34,1 34,5 29,0 31,3 36,7 35,2 28,6

Отказ по каким-либо причинам помочь кому-нибудь в критической для него ситуации

Угрызений совести не бывает 4,9 5,4 5,9 4,1 8,8 3,6 4,1 5,3

Переживаю, но все быстро проходит 21,5 21,5 26,6 23,1 20,3 20,9 28,3 25,7

Сильно переживаю 46,3 39,8 33,7 40,9 43,9 40,3 32,9 37,0

Не могу себя упрекнуть в этом, не было случая 27,4 33,3 33,9 31,9 27,0 35,3 34,7 32,0

Под давлением обстоятельств или по доброй воле совершенная несправедливость

Угрызений совести не бывает 3,3 5,7 6,7 5,3 6,1 2,2 6,9 6,2

Переживаю, но все быстро проходит 28,7 20,7 29,4 27,1 34,0 20,1 28,3 30,6

Сильно переживаю 46,3 41,0 36,9 41,9 39,5 42,4 34,7 39,2

Не могу себя упрекнуть в этом, не было случая 21,8 32,6 27,0 25,7 20,4 35,3 30,1 24,0

Нечаянно или сознательно нанесенный вред собственности других людей, поломка и т. д.

Угрызений совести не бывает 3,9 6,5 5,5 6,1 7,4 5,8 5,1 7,7

Переживаю, но все быстро проходит 22,5 23,4 30,0 22,1 23,6 21,6 26,0 24,0

Сильно переживаю 42,3 38,7 31,4 39,7 38,5 34,5 32,4 35,2

Не могу себя упрекнуть в этом, не было случая 31,3 31,4 33,1 32,1 30,4 38,1 36,5 33,1

Невольный или сознательный обман

Угрызений совести не бывает 8,3 4,6 10,1 8,0 8,8 5,8 9,2 7,7

Переживаю, но все быстро проходит 27,9 33,3 30,2 29,5 20,9 30,9 28,3 29,6

Сильно переживаю 39,3 31,0 30,0 35,2 44,6 35,3 33,7 34,6

Не могу себя упрекнуть в этом, не было случая 24,5 31,0 29,8 27,3 25,7 28,1 28,8 28,1

Невольно или сознательно нанесенная другому обида, грубость

Угрызений совести не бывает 4,6 7,7 7,1 8,4 11,5 7,2 5,6 8,6

Переживаю, но все быстро проходит 23,1 26,4 32,7 26,6 22,3 25,9 30,6 30,1

Сильно переживаю 47,9 43,7 38,1 43,4 45,3 41,0 39,5 41,6

Не могу себя упрекнуть в этом, не было случая 24,4 22,2 22,1 21,7 20,9 25,9 24,2 19,8

* Ранжировано по убыванию в 2017 году по данным «не могу себя упрекнуть в этом, не было случая».

Источник: данные мониторинга качества трудового потенциала населения Вологодской области, проведенного ФГБУН ВолНЦ РАН,

2009 г., 2017 г.

характеристик субъекта, осуществляющего эти преобразования, но и характера преобразований, а также творческой мотивации к изменениям;

- с учетом характеристик творческой трудовой активности выделено несколько групп требований к работникам, связанных как с непрерывным повышением образовательного и профессионального уровня, инициативности и восприимчивости к переменам, так и с наличием определенных морально-нравственных качеств; на основе анализа ряда отечественных исследований показано, что у склонного к творческой активности населения в большей степени по сравнению с остальными проявлено одобрение нравственного поведения в действиях других людей, что может быть косвенным свидетельством большей выраженности у него отдельных морально-нравственных качеств;

- обозначенное выше предположение было обосновано с использованием фактических данных мониторинга качества трудового потенциала населения; показано, что, несмотря на ведущую роль материальных мотивов, нематериальные мотивы также имеют важное значение (склонные к творческой деятельности и рационализаторству в 70% случаев руководствуются этими мотивами); при этом определено, что по мере во-

влечения в творческий процесс и перехода к рационализаторству значимость отдельных мотивов увеличивается;

- проведенное ранжирование морально-нравственных качеств показало, что верхние позиции в списке занимают гуманистические качества, связанные с уважением к родителям, старшим и близким, а также с осуществлением морально-нравственного регулирования, в то же время на последних позициях - ориентированные на то, чтобы приносить пользу обществу; аналогичная ситуация наблюдается относительно проявленности тех или иных морально-нравственных качеств: у склонных к творчеству и рационализаторству проявленность морально-нравственных качеств по отношению к ближнему окружению (своей семье) встречается в 70-75% случаев, а по отношению к другим (отказ в помощи, обида, грубость и др.) - лишь в трети случаев; таким образом, невысокий уровень проявленности морально-нравственных качеств по отношению к другим людям косвенным образом может влиять и на возникновение проблем при обеспечении кооперативного взаимодействия между отдельными участниками творческого процесса; появление подобных ситуаций может требовать дополнительного регулирования мотивации субъектов творческих преобразований.

ЛИТЕРАТУРА

1. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования / пер. с англ. М.: Academia, 2004.

2. Иноземцев В.Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы. М.: Логос, 2000.

3. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / пер. с англ.; под науч. ред. О.И. Шкаратана. М.: ГУ-ВШЭ, 2000.

4. Тапскотт Д., Вильямс Э. Викиномика: Как массовое сотрудничество изменяет все. М.: BestBusinessBooks, 2009.

5. Бодрунов С.Д. Новое индустриальное общество. Производство. Экономика. Институты // Экономическое возрождение России. 2016. № 2. С. 5-14.

6. Колганов А.И., Бузгалин А.В. Реиндустриализация как ностальгия? Теоретический дискурс // Социологические исследования. 2014. № 1. С. 80-94.

7. Бузгалин А.В., Колганов А.И. Эксплуатация XXI века // Свободная мысль. 2012. № 7-8. С. 125-140.

8. Buzgalin A.V., Kolganov A.I. The anatomy of twenty-first century exploitation: From traditional extraction of surplus value to exploitation of creative activity. Science and Society, 2013, vol. 77, no. 4, pp. 486-511.

9. Бузгалин А.В. Креативная экономика: частная собственность или собственность каждого на все? // Социс. 2017. № 7. С. 43-53.

10. Oldham G.R., Cummings A. Employee creativity: Personal and contextual factors at work. Academy of Management Journal, 1996, no. 39, pp. 607-634.

11. Shipton H., West M., Dawson J., Birdi K., Patterson M. HRM as a predictor of innovation. Human Resource Management Journal, 2006, no. 16 (1), pp. 3-27.

12. Tether B., Mina A., Consoli D., Gagliardi D. A literature review on skills and innovation. How does successful innovation impact on the demand for skills and how do skills drive innovation? CRIC report for the Department of trade and Industry. Manchester: ESRC Centre for Research on Innovation and Competition, University of Manchester, 2005.

13. Cormican K., O'Sullivan D. Auditing best practice for effective product innovation management. Technovation, 2004, no. 24, pp. 819-829.

14. Adams R., Bessant J., Phelps R. Innovation management measurement: A review. International Journal of Management Reviews, 2006, no. 8 (1), pp. 21-47.

15. Berry M. Research and the practice of management: a French view. Organizational Science, 1995, no. 6, pp. 104-116.

16. Pettigrew A.M. The double hurdles for management research. In: Clark T. (ed.). Advancement in Organizational Behavior: Essays I Honour of Derek S. Pugh. Hants: Ashgate, 1997.

17. Tranfield D., Starkey K. The nature, social organization and promotion of management research: towards policy. British Journal of Management, 1998, no. 9, pp. 341-353.

18. Wind J., Nueno P. The Impact Imperative: Closing the Relevance Gap of Academic Management Research. New York: International Academy of Management North America Meeting, 1998.

19. Pfeffer J., Sutton R. Knowing «what» to do is not enough: turning knowledge into action. California Management Review, 1999, no. 42 (1), pp. 83-108.

20. Aram J.D., Salliparte P.F. Applied research in management: criteria for management educators and for practitionerscholars: paper presented at the Conference «A new time», paper 650 in Multiple Perspectives on Learning in Management Education. Toronto: US Academy of Management, 2000.

21. Hodgkinson G., Herriot P., Anderson N. Re-aligning the stakeholders in management research: lessons from industrial, work and organizational psychology. British Journal of Management, 2001, no. 12 (1), pp. 41-48.

22. Starkey K., Madan P. Bridging the relevance gap: aligning stakeholders in the future of management research. British Journal of Management, 2001, no. 12 (special issue), pp. 3-26.

23. Denyer D., Neely A. Introduction to special issue: Innovation and productivity performance in the UK. International Journal of Management Review, 2004, no. 5/6 (3&4), pp. 131-135.

24. Patterson F. Great minds don't think alike? Person level predictors of innovation at work. International Review of Industrial and Organisational Psychology, 2002, no. 17, pp. 115-144.

25. Богданчикова Т.В. Трудовая и творческая активность работников в условиях предпринимательства // Омский научный вестник. 2006. № 4 (38). С. 181-184.

26. Рахимбердиева А.А. Феноменология понятия «творческая активность» в трудах отечественных исследователей. URL: http://www.jurnal.org/articles/ 2015/psih10.html

27. Коваленко В.А. Труд и игра в контексте творчества (Размышляя о русской художественной и философской литературе XIX-XX вв.). URL: http://vphil.ru/index. php?option=com_content&task= view&id=448&Itemid=32

28. Daniels S., Piechowski M.M. (eds.). Living With Intensity: Understanding the Sensitivity, Excitability, and the Emotional Development of Gifted Children, Adolescents, and Adults. Scottsdale, AZ: Great Potential Press, 2009.

29. Mendaglio S. Dabrowski's theory of positive disintegration: A personality theory for the 21st century. In: S. Mendaglio (ed.). Dabrowski's theory of positive disintegration. Scottsdale, AZ: Great Potential Press, 2008, pp.13-40.

30. Burns J.M. Leadership. New York: Harper & Row, 1978.

31. Rest J. Moral development: Advances in research and theory. New York: Praeger, 1986.

32. Aquino K., Reed A. The self-importance of moral identity. Journal of Personality and Social Psychology, 2002, no. 83, pp. 1423-1440.

33. Turner N., Barling J., Epitropaki O., Butcher V., Milner C. Transformational leadership and moral reasoning. Journal of Applied Psychology, 2002, no. 87, pp. 304-311.

34. Bass B.M. The ethics of transformational leadership. In: J. Ciulla (ed.). Ethics: The heart of leadership Westport. CT: Praeger, 1998a, pp. 169-192.

35. Bass B.M. Transformational leadership: Industrial, military, and educational impact. Mahwah, N. J.: Lawrence Erlbaum Associates,1998b.

36. Kunda Z. The case for motivated reasoning. Psychological Bulletin, 1990, no. 108, pp. 480-498. D0I:10.1037/0033-2909.108.3.480

37. Павлов М.Ю. Креативная экономика: как остановить утрату знаний // Социс. 2018. № 3. С. 144-148.

38. Feist G.J. The influence of personality on artistic and scientific creativity: hand-book of creativity. In: R.J. Sternberg (ed.). Cambridge: Cambridge University Press, 1999, pp. 273-296.

39. Weisberg R.W. Creativity and knowledge: A challenge to theories: hand-book of creativity. In: R.J. Sternberg (ed.). Cambridge: Cambridge University Press, 1999, pp. 226-250.

40. Collins M.A., Amabile T.M. Motivation and creativity: hand-book of creativity. In: R.J. Sternberg (ed.). Cambridge: Cambridge University Press, 1999, pp. 297-312.

41. Heckhausen H. Prspektiven einer Psychologie des Wollens. In: H. Heckhausen, P. Gollwitzer, F. Weinert (eds.). Jenseits des Rubikon: Der Wille in den Humanwissenschaften. Berlin: Springer, 1987, pp.143-175.

42. Weiner B. Motivations psychologie. Weinheim: Psychologie Verlags Union, 1988.

43. Weiner B. Social motivation, justice, and the moral emotions. An attributional approach. Mahwah, N. J.: Erlbaum, 2006.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

44. Deci E.L., Ryan R.M. Die Selbstbestimmungstheorie der Motivation und ihre Bedeutung für die Pädagogik. Zeitschrift für Pädagogik, 1993, no. 39, pp. 223-238.

45. Youniss J., Reinders H. Youth and community service: A review of US research, theoretical perspectives, and implications for policy in Germany. Zeitschrift für Erziehungswissenschaft, 2010, no. 13 (2), pp. 233-248.

46. Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология. М.: Гардарики, 2003. 480 с.

47. Блюмкин В.А. Мир моральных ценностей. М.: Знание, 1981. 64 с.

48. Рыбина И.С. Самореализация, нравственность и профессиональное становление личности: педагогический аспект проблемных точек соприкосновения: мат-лы IV межд. науч. конф., январь 2014 г. СПб.: Заневская площадь, 2014. С. 167-171.

49. Франц А.С. Нравственная культура человека как ресурс совершенствования // Образование и наука. 2005. № 4 (34). С. 106-113.

50. Купрейченко А.Б., Воробьева А.Е. Нравственное самоопределение молодежи. М.: Институт психологии РАН, 2013. 480 с.

51. Simonton D.K. Creative productivity, age, and stress: a biographical time-series analysis of 10 classical composers. Journal of Personality and Social Psychology, 1977, no. 35, pp. 791-804.

52. Amabile T.M. Social psychology of creativity: a componential conceptualization. Journal ofPersonality and Social Psychology, 1983, no. 45, pp. 357-376.

53. Zuckerman H. Nobel laureates in science: patterns of productivity, collaboration and authorship. American Sociological Review, 1967, no. 32, pp. 391-403.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Леонидова Галина Валентиновна - кандидат экономических наук, доцент, ведущий научный сотрудник отдела исследования уровня и образа жизни населения. Федеральное государственное бюджетное учреждение науки «Вологодский научный центр Российской академии наук». Россия, 160014, г. Вологда, ул. Горького, д. 56а. E-mail: galinaleonidova@mail.ru. Тел.: +7(8172) 59-78-19.

Устинова Ксения Александровна - старший научный сотрудник лаборатории исследования проблем трудового потенциала отдела исследования уровня и образа жизни населения. Федеральное государственное бюджетное учреждение науки «Вологодский научный центр Российской академии наук». Россия, 160014, г. Вологда, ул. Горького, д. 56а. E-mail: ustinova-kseniya@yandex.ru. Тел.: +7(8172) 59-78-10.

Гордиевская Александра Николаевна - младший научный сотрудник лаборатории исследования социальных процессов и эффективности государственного управления отдела исследования уровня и образа жизни населения. Федеральное государственное бюджетное учреждение науки «Вологодский научный центр Российской академии наук». Россия, 160014, г. Вологда, ул. Горького, д. 56а. E-mail: alessu85@mail.ru. Тел.: +7(8172) 59-78-10.

Leonidova G.V., Ustinova K.A., Gordievskaya A.N.

MOTIVES AND CONDITIONS FOR POPULATION'S CREATIVE LABOR ACTIVITY6

At the present stage of society development the importance of creative labor is steadily increasing. The share of innovative products in Russia today is 12% (according to experts, at least 30% is required). The main problems in the sphere of innovation are: low productivity, inefficient mechanisms of innovation commercialization, low population's creative activity, etc. The article analyzes the population's creative activity, which is considered from the perspective of the population prone to creative activities, and the intensity of this activity. The study implements an integrated approach to understanding creative labor activity. The emphasis is put on the methods of transforming creative impacts, their intensity, the motives behind population's creative labor activity. Based on monitoring data of the quality of population's labor potential in the Vologda Oblast conducted by the Federal State Budgetary Institution of Science "Vologda Research Center of the Russian Academy of Sciences" in 2009 and 2017, the authors distinguish the "polar group" of the population (prone/not prone to creative activity, as well as frequently

6 The publication is prepared within the framework of the scientific project no. 17-22-01020 "Motivational and stimulating mechanism of creative labor activity: comparative analysis of Russia and Belarus", supported by the Russian Foundation for Humanities.

submitting/not submitting improvement suggestions). The analysis of these groups is conducted, taking into account the parameters of their perception of labor, their moral characteristics, as well as the prevalence of situations associated with the manifestation of individual moral qualities (compliance with the law, decency, respect for parents, elder people, etc.). It is demonstrated that in the structure of population's motives, material motives prevail (90% of the population perceive labor from the perspective of earning money), non-material motives (success in life, self-realization at work, moral satisfaction from it, etc.) are common in 70-80% of cases. The analysis of moral qualities of the selected population groups is carried out. It is shown that humanistic (respect for parents, elder people and relatives, etc.) moral values and those associated with the implementation of moral regulation are ranked top in the list of population's moral qualities, while the qualities determining benefits for other people are ranked lowest.

Creative activity, innovation, motivation, non-material motivation factors.

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Leonidova Galina Valentinovna - Ph.D. in Economics, Associate Professor, Chief Research Associate at the Department of Living Standard and Lifestyle Studies. Federal State Budgetary Institution of Science "Vologda Research Center of the Russian Academy of Sciences". 56A, Gorky Street, Vologda, 160014, Russian Federation. E-mail: galinaleonidova@mail.ru. Phone: +7(8172) 59-78-19.

Ustinova Kseniya Aleksandrovna - Senior Research Associate at the Laboratory for the Studies of Labor Potential Development Issues, Department of Living Standard and Lifestyle Studies. Federal State Budgetary Institution of Science "Vologda Research Center of the Russian Academy of Sciences". 56A, Gorky Street, Vologda, 160014, Russian Federation. E-mail: ustinova-kseniya@yandex.ru. Phone: +7(8172) 59-78-10

Gordievskaya Aleksandra Nikolaevna - Junior Research Associate at the Department of Living Standard and Lifestyle Studies. Federal State Budgetary Institution of Science "Vologda Research Center of the Russian Academy of Sciences". 56A, Gorky Street, Vologda, 160014, Russian Federation. E-mail: alessu85@mail.ru. Phone: +7(8172) 59-78-10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.