Научная статья на тему 'Мотивная структура рассказа А. А. Кабакова «Странник»'

Мотивная структура рассказа А. А. Кабакова «Странник» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
530
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЮЖЕТ / ТЕМА / МОТИВ / МОТИВНАЯ СТРУКТУРА / КАБАКОВ / PLOT / THEME / MOTIVE / MOTIVE STRUCTURE / AUTHOR KABAKOV

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Сизых Оксана Васильевна

В статье выявляется корпус тематических мотивов московской сказки А.А. Кабакова, включающий ее в текст культуры. Рассказ «Странник» как малая эпическая форма позволяет скрупулезно проанализировать его мотивную структуру, ядром которой оказывается бытийно-философская коллизия. Мифологизм повествования реализует глубинный конфликт героя с миром и сообщает выявленным мотивам расширенную семантику.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The motive structure of Aleksandr Kabakov’s story «The Wanderer»

The main frame of thematic motives of Aleksandr Kabakov’s Moscow tale is revealed in the article, including the one in the cultural context. The story «The Wanderer» as a minor epic form allows making a scrupulous analysis of its motive structure, whose kernel is an existential-philosophical collision. The mythologism of the narration realizes a conflict within between the hero and the world and imparts an expanded semantics to the revealed motives.

Текст научной работы на тему «Мотивная структура рассказа А. А. Кабакова «Странник»»

Полилось восторженное слово,

Как потока вешние струи... [3, с. 134].

Вопреки канону, слово святого разнообразно по своей эмоциональной палитре: высокая скорбь сочетается с гневом, глубокое сострадание с восторженным поклонением. Такая эмоциональная широта свидетельствует о высвобождении героя из мирских оков, о его духовной свободе и твердости христианского выбора. Слово становится единственным орудием в руках христианского защитника, поэтому риторичность слова соразмерна силе врага. С помощью слова Севастиан-мученик сражается, проповедует и поднимает войско Христово. На этом фоне слово цезаря, продиктованное духом гордости, сводится лишь к гиперболизированным угрозам. Словесные образы, направляемые цезарем для устрашения противника, обличают его языческие представления и придают фарсовый характер речевому поведению:

Надо мной ты смеешь издеваться,

Или мнишь, что кары ты избег!

Червь со львом дерзает ли тягаться,

Или с Зевсом смертный человек? [3 с. 136] Итак, в поэме К. Романова «Севастиан-мученик» отразились драматические переживания автора, вызванные ситуацией духовного надлома, пошатнувшейся веры, утраты и поисков идеалов поколения 80-90-х годов XIX века. В сюжетах раннехристианской истории поэт с христианским мироощущением открывает те образцы стойкости духа и веры, которые могли бы духовно укрепить и современное поколение. Лирико-драматическая фор-

ма, представляющая опыт взаимодействия родовых признаков литературы, способствует, с одной стороны, драматизации лирического песнопения, расширению его эмоционального диапазона, с другой стороны, переводит драматический сюжет в лирическое пространство, окрашивает его индивидуально-авторской интонацией, что усиливает и читательское восприятие.

Библиографический список

1. А.А. Фет и его литературное окружение: в 2 кн. Кн. 2. - М.: ИМЛИ РАН. - 2011. - 1038 с.

2. Исаев С.Г. Литературно-художественные маски: теория и поэтика. - СПб.: «Дмитрий Буланин», 2012.- 336 с.

3. К.Р. (Константин Романов) Избранное: Стихотворения, переводы, драма / Сост и авт. предисл. Е.И. Осетров. - М.: Сов. Россия, 1991. - 336 с.

4. К.Р. Избранная переписка / Сост. и авт. пре-дисл. Л.И. Кузьмина. - СПб.: «Дмитрий Буланин», 1999. - 528 с.

5. Павловская О.А. «Солдатские сонеты» К. Романова: поэзия армейской службы // Духовно-нравственные основы русской литературы: Сб. материалов Третьей международной научной конференции «Духовно-нравственные основы русской литературы». - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2011. - 336 с.

6. Щенникова Л.П. Русская поэзия 1880-1890-х годов как культурно-исторический феномен. - Екатеринбург: Уральский университет, 2002. - 456 с.

УДК 882.09

Сизых Оксана Васильевна

Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Амосова

г. Якутск, Республика Саха (Якутия) 777ruslit@mail.ru

МОТИВНАЯ СТРУКТУРА РАССКАЗА А.А. КАБАКОВА «СТРАННИК»

В статье выявляется корпус тематических мотивов московской сказки А.А. Кабакова, включающий ее в текст культуры. Рассказ «Странник» как малая эпическая форма позволяет скрупулезно проанализировать его мотив-ную структуру, ядром которой оказывается бытийно-философская коллизия. Мифологизм повествования реализует глубинный конфликт героя с миром и сообщает выявленным мотивам расширенную семантику.

Ключевые слова: сюжет, тема, мотив, мотивная структура, Кабаков.

В последние годы интерес к выявлению и исследованию мотивной структуры прозаического произведения не ослабевает. Работы А.К. Степаненко [9], М.В. Никитиной [8] обращают внимание на присутствие в художественной системе писателя мотивов, выполняющих значимые для понимания авторской идеи функции. В 2011 году О.М. Близняк [1] представляет анализ системных характеристик мотивного комплекса в современной отечественной литературе, и, в частности, его сюжетную реализацию. В свое время, исследуя проблему сюжета литера-

турного произведения, Ю.М. Лотман обращался к вопросу о смысловом наполнении термина «событие»: «Событием в тексте является перемещение персонажа через границу семантического поля... Ни одно описание некоторого факта или действия в их отношении к реальному денотату или семантической системе естественного языка не может быть определено как событие или несобы-тие до того, как не решен вопрос о месте его во вторичном структурном семантическом поле, определяемом типом культуры. Наряду с общей семантической упорядоченностью текста, имеют ме-

132

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2013

© Сизых О.В., 2013

сто и локальные, каждая из которых имеет свою понятийную границу, событие может реализоваться как иерархия событий более частных планов, как цепь событий - сюжет. В этом смысле то, что на уровне текста культуры представляет собой одно событие, в том или ином реальном тексте может быть развернуто в сюжет. Причем один и тот же инвариантный конструкт события может быть развернут в ряд сюжетов на разных уровнях» [6]. В процитированном фрагменте представлено определение мотива и, собственно, описано порождение мотивной структуры авторского текста через культурный контекст, что ценно для анализа структуры современного постмодернистского рассказа.

В московской сказке А.А. Кабакова «Странник» [4] «конструкт события» - тема - реализован в конкретных сюжетных звеньях событийной цепи. Важнейшие темы «Странника» классифицируются по трем группам: социальные (права человека, соотношение жизни личной и государственной), нравственные (человеческое достоинство, гуманность) и философские (свобода, гармония, счастье). Философская тематика и проблематика в рассказе доминируют. В одном из интервью А.А. Кабаков говорит об интересующем его феномене свободы человека: «Надо признать, что ностальгия по советскому времени востребована людьми, которых свобода обременяет. Свобода действительно тяжела и раздражающа» [3]. В рассказе А.А. Кабаков показывает мнимую географическую независимость главного героя - Ильи Кузнецова - и раскрывает его фактическую неволю - вынужденное переселение из одного города в другой. Названные темы реализуются через набор мотивов.

Ведущие мотивы в произведении связаны с сюжетными положениями и соответствуют перемещению персонажа в пространстве: от Краснобельска (школа) - Электроугли (школа) - Москва (университет) - Кривой Рог (школа) - Электроугли (школа) -Ростов-на-Дону (пивная) - Ленинград (серые дома, Литейный) - Киев (вареничная, Крещатик) - . -Москва (улица Архипова, Колпачный переулок) -Вена (собор) - Иерусалим (окраинная улица) -Нью-Йорк (мексиканская забегаловка) - Мельбурн (город искусств, бульвар Сэнт-Килд-роуд) - Париж (аэропорт Руасси) - до Москвы (аэропорт Шереметьево).

Центральным мотивом рассказа становится изгнание откуда бы то ни было главного героя, жаждущего мира и единения народов, отражающее душевное одиночество персонажа. Сопутствующие теме изгнания мотивы (варианты лейтмотива), которые мы будем называть «обстоятельственными», выявляются по топонимическим «остановкам» (указаны в скобках выше) путешествия Кузнецова. Сюжетная ситуация изгнания имеет для персонажа перманентный характер, повторяясь на протяжении всего повествования.

Детство героя соотносится с мотивом унижения и физического насилия: «С тех пор как Профосов появился в классе, он постоянно задавал всем какие-то вопросы, ответить на которые словами было невозможно, а обязательно приходилось с ним драться» [4, с. 80]. Обида школьника на малолетнего хулигана Петьку Профосова проистекает из ненависти последнего к национальной принадлежности Кузнецова.

Идеологический стержень рассказа, на который нанизаны «обстоятельственные» мотивы, - еврейский вопрос: «Когда Кузнецову исполнилось десять лет, он узнал о себе самое главное» [4, с. 78]. При очередном оскорблении Кузнецов ранит обидчика (Профосова) ножом, из-за чего попадает в поселок Электроугли. Заметим: расправа мальчика с недругом, уничижающим обучающихся в краснобельс-кой школе, напоминает о поступке библейского Моисея, убившего египетского надсмотрщика, который избивал его соплеменника [7], и внедряет в текст повествования мотив спасения.

Изображая неотвратимый отъезд семьи Кузнецовых из города на поезде «Челябинск-Москва», А.А. Кабаков через подробное описание пейзажа за окном вагона подходит к мысли о начале долгого драматичного жизненного путешествия героя, вводящего в рассказ мотивы изгнания и странствия: «За окном мчалась пустая степь, а Кузнецов не то заснул стоя, не то наяву ему примерещилось, но увидел он вдруг вместо серо-зеленой полынной степи красно-желтую песчаную пустыню» [4, с. 84]. Метаморфоза степи в пустыню вновь отсылает читателя к легенде о ветхозаветном пророке Моисее, который вел свой народ в Землю Обетованную. Однако главный герой А.А. Кабакова ищет не просто дом, а духовное пристанище. Неслучайно в сно-видческом состоянии Кузнецов видит, как он идет по «пустыне под огненным ветром, чувствуя ногами набивавшийся в сандалии песок, путаясь коленями в длинной холщовой одежде, опираясь на высокий посох, и усталый маленький осёл шел за ним, оглашая сверкающее пространство рыданиями. и изгнание его вело прочь из земли его» [4, с. 84]. По библейскому сказанию, посох в руках Моисея Бог превращает в змия и обратно. У А.А. Кабакова библейские детали обмирщены: палица лишена чудесного преображения, а священный столб огня меняется на огненный ветер. Названные перемены закономерны. Перед читателем обычный человек, которого Бог оставил: «Ты избрал народ, - думал Кузнецов. зачем же отдан избранный народ в унижение и бесприютность?» [4, с. 92]. Опыт общения Кузнецова с реальностью обнажает экзистенциальную проблему трагического одиночества человека среди людей и господство рока. Основная тональность бытия Кузнецова - ожидание наказания за национальную принадлежность. Невозможность противостояния

разрушительной силе не только государства, но и людей, а, в конечном счете, бытия формирует кочевой образ жизни персонажа. Пустыня, посох, осёл как намеки на библейские атрибуты становятся лишь символами присутствия чего-то высшего, напоминая о божественном провидении. Писателю важно добиться внутреннего прозрения людей.

Автор рассказа настойчиво описывает критическое положение еврейского народа в 1950-1960-е годы, фиксируя соответствующее время: «Давно это было, еще в пятьдесят четвертом году прошлого, ушедшего в непоправимую историю века» или «зато летом шестидесятого года, в котором мы снова находим нашего героя.» [4, с. 83, 85]. А.А. Кабаков обращается к историческому документу, пытаясь осмыслить его драматическое значение для людей, избранных властью: «Да, существовало закрытое инструктивное письмо. рекомендовавшее проявлять особый подход при приеме на учебу и работу лиц тех национальностей, которые «имеют свои государства в мире». А возможно, что такого письма не было никогда» [4, с. 89]. Писателя возмущает «особое» отношение советского государства к еврейскому населению. А.А. Кабаков нарочито выявляет и отмечает откровенные антисемитские тенденции в будничной жизни героя, иронизируя над «справедливостью» государства в духе писателей-шестидесятников. Следует отметить, что интерес прозаика к истории обусловлен его пристальным вниманием к проблеме человека того времени. Именно в 60-е годы состоялся судебный процесс против известных писателей А.Д. Синявского и Ю.М. Даниэля. Герой рассказа «Странник» передает мировоззрение шестидесятников, доминанту которого В.В. Ерофеев определяет как «тепло добра» [2]. Тема шестидесятников воскрешает диссидентский мотив насилия, в центре которого -конфликт между правами, свободой личности и произволом власти.

Образ «мужчины средних лет», появляющийся в рассказе, создан по принципу социальной типизации. Более семи раз в «Страннике» «мужчина средних лет» вмешивается в жизнь главного героя, разрушая ее. Прообраз данного типа человека Кузнецов видит во враге детства - Петьке Профосове. Отметим соотнесенность фамилии героя со словом «профос», обозначающим во многих языках полкового палача или солдата, убирающего нечистоты. Этимология и семантика слова «praepositum» (лат.) сообщает рассказу философское звучание. Наделяя персонажа говорящей фамилией, автор демонстрирует свою (и героя) несовместимость с тоталитарной государственной идеологией, намечая мотив рока как инвариант мотивов изгнания и неприятия мира.

Мучительные впечатления Кузнецова, вынесенные им с заседаний педсовета, приемной комиссии московского университета, комиссии по распреде-

лению выпускников педагогического института, совета по обсуждению и назначению директоров школ, порождают его нежелание жить в политизированном обществе, находиться среди людей, воинственно настроенных по отношению друг к другу. Бегство героя от реальности в мир хиппи с целью обрести себя и разрешить противоречия с людьми, возможно, примириться с идеологией, запечатлевают мотивы одиночества, сиротства (родители героя к тому времени умерли) и диссидентского поиска смысла жизни. Но ничего не выходит: социальный тип «мужчины средних лет» присутствует везде. Кузнецов живет среди людей, подобных этому типу: «И повсюду средних лет мужчины сталкивались с ним в уличной толпе.» [4, с. 95]. Ощущение тоски перерастает у Кузнецова в желание обрести душевное равновесие, обратившись к молитве, без которой выжить сложно. Атмосферу времени 60-х годов автор рисует как период небытия.

Имя героя рассказа - Илья - русская форма древнееврейского имени «Илия», что значит «сила божья». Персонаж А.А. Кабакова ощущает влияние на судьбу дискуссий по вопросу «безродных космополитов». Положение еврейского народа в то время было неоднозначным, что удается передать А.А. Кабакову. По мысли исследователя Р. Сэмюэлса, начало шестидесятых характеризуется «резким усилением гонений на еврейскую религию. Под выдуманными предлогами закрывали синагоги» [10]. Антисемитистский круговорот событий реализуется в сюжетном лейтмотиве изгнания Кузнецова из школы, университета, с работы. После скитаний по России герой оказывается в Москве на улице Архипова «перед ампирным желто-белым фасадом, среди других людей, топчущихся, как и он, без очевидной цели» [4, с. 96]. В 1960 году архитектурной доминантой улицы выступала Московская хоральная синагога, построенная в середине XVIII века для евреев, поселившихся в Заря-дье у Кремля. Прихожан синагоги герой рассказа «Странник» встречает и в другом месте, недалеко от дома Архипова: «А немного позже Кузнецов обнаруживается нами уже в Колпачном переулке, в каком-то казенном здании с узкими коридорами, в которых не протолкнуться от народу. Не то с Архипова все эти люди сюда перебрались, не то другие такие же набились» [4, с. 96]. Пережитое Кузнецовым воспринимается читателем не столько как индивидуальный опыт героя, сколько как судьба целого народа. Именно поэтому А.А. Кабаков прибегает к упоминанию московских молельных домов - ло-кусов, объединяющих людей, разбросанных по миру.

Дом (как помещение для религиозных служб и свое жилье) герой А.А. Кабакова воспринимает как глубинное основание своего бытия. Автор подчеркивает это восприятие героя косвенными и явными отсылками к библейским преданиям, в контексте которых слышится звучание мотива жерт-

134

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2013

вы, переплетающегося с кризисным мотивом поиска утраченного, усиливающегося в период эмиграции персонажа, и переходящего в мотив гибели (инвариант мотива рока): «Нет конца дороге, ноги в кровь сбиты, стучит за рощей, как молоток взбесившегося плотника, пулемет. и надо бежать. но куда ж бежать в поле, да и зачем бежать, если избавленье скачет навстречу, посвистывая шашкой в опущенной руке, поднимая драгунку для меткого выстрела с ходу. Но не наступит сейчас избавленье, не мечтай, несчастный, и иди путем, назначенным тебе» [4, с. 96]. Мотив рока, соединяя жизненные неудачи героя воедино, объясняет их через вневременное пространство библейских сказаний. Автор сосредотачивает внимание на общечеловеческом - поиске героем своего дома. Отсюда мотив рассеянности еврейского народа, скитающегося по миру.

Структура лейтмотива изгнания обнаруживает его варианты, раскрывающие, во-первых, его внутреннюю эволюцию, во-вторых, суть мучительных исканий главного героя, в-третьих, проблематику рассказа: 1) занимательное путешествие (согласно детскому восприятию героя), 2) бесконечное блуждание или скитание (в понимании повзрослевшего юноши), 3) рок (разочарование в смысле жизни человека зрелого возраста).

Доминирующий в рассказе мотив изгнания составляют обстоятельственные мотивы странствия (путешествия, блуждания) и рока, которые сменяют мотивы возвращения в Россию и видимого завершения духовного поиска героя. Финальная авторская фраза рассказа «И Агасфер пошел выпивать» указывает на неразрешимость бытийно-философской коллизии героя с окружающим его миром. Образ библейского Агасфера вновь актуализирует тему пути и мотив дороги, который, занимая значимое место в рассказе, выступает метафорой странничества Кузнецова, его стремления избавиться от наказания и вечных мук на пути к Богу. Данный мотив характерен для мифологии шестидесятников [5, с. 10]. Главный герой утрачивает атрибуты злодеяния иудея Ahasverusа. Кузнецов-Агасфер, становясь символом кочующего человечества, приобретает национальное звучание.

Мотив является структурной составляющей московской сказки А.А. Кабакова «Странник» и обладает двумя признаками: репрезентативностью и концептуальностью. Мотивная структура, построенная по тематическому принципу, обеспечивает рассказу внутреннюю цельность за счет наличия семантического стержня.

Библиографический список

1. Близняк О.М. Мотивные комплексы как системная характеристика современной русской литературы: Дис. . канд. филол. наук. - Армавир, 2001. - 176 с.

2. Ерофеев В.В. Русские цветы зла [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.litmir.net/ Ьг/?Ь=59144 (дата обращения: 12.05.2013 г.).

3. Кабаков А.А. Рассуждения об экзистенциальном состоянии культуры и человека [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.sinergia-lib.ru/ www.newizv.ru (дата обращения: 16.05.2013 г.).

4. Кабаков А.А. Московские сказки. - М.: Ваг-риус, 2006. - 301 с.

5. Куприянова А.И. Мотив пути В.П. Аксенова: Автореф. дис. . канд. филол. наук. - Тюмень, 2007. - 28 с.

6. Лотман Ю.М. Структура художественного текста // Лотман Ю.М. Об искусстве. - СПб.: Искусство - СПБ, 1998. - С. 14-285. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gumer.info/ bibliotek_Buks/Literat/Lotman/_15.php (дата обращения: 20.04.2013 г.).

7. Моисей [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.krugosvet.ru/enc/

kultura_i_obrazovanie/religiya/MOI SE. Ыш1 (дата обращения: 12.05.2013 г.).

8. Никитина М.В. Мотивная структура пространственно-временной организации «Окаянных дней» и «Странствий» И.А. Бунина: Дис. . канд. филол. наук. - Архангельск, 2006. - 200 с.

9. Степаненко А.К. Сюжетно-композиционная структура романа Л.Н. Толстого «Анна Каренина»: Дис. . канд. филол. наук. - Махачкала, 2005. - 172 с.

10. Сэмюэлс Р. По тропам еврейской истории [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// rmvoz.ru/lib/sam/sam42.html (дата обращения: 12.05.2013 г.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.