Научная статья на тему 'Мотивирующие признаки концепта 'игра''

Мотивирующие признаки концепта 'игра' Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
475
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПТ / КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ КАРТИНА МИРА / МОТИВИРУЮЩИЙ ПРИЗНАК

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Тарасова Лилия Борисовна

Статья представляет собой исследование структуры концепта 'игра' в диахроническом аспекте. На материале словарных статей этимологических и толковых словарей, а также на основе фактического материала, собранного из художественных произведений, выявляются мотивирующие признаки, служащие в дальнейшем основанием для появления в концептуальной системе новых признаков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мотивирующие признаки концепта 'игра'»

Вестник Челябинского государственного университета. 2010. № 17 (198).

Филология. Искусствоведение. Вып. 44. С. 118-121.

Л. Б. Тарасова

мотивирующие признаки КОНЦЕПТА ‘ИГРА ’

Статья представляет собой исследование структуры концепта ‘игра’в диахроническом аспекте. На материале словарных статей этимологических и толковых словарей, а также на основе фактического материала, собранного из художественных произведений, выявляются мотивирующие признаки, служащие в дальнейшем основанием для появления в концептуальной системе новых признаков.

Ключевые слова: концепт, концептуальная картина мира, мотивирующий признак.

Культура, национальный характер (ментальные качества народа), социальное поведение, мышление отражаются в языке. Познание языка есть познание истории, культуры, мировоззрения, системы ценностей, обычаев, традиций, видения мира каждого отдельно взятого народа («Для познания нравов какого ни есть народа старайся прежде изучить его язык» Пифагор; «История языка неразрывна с историей народа, говорящего на нем» Х. Сехадор).

Человек, изучая окружающий мир и называя явления, предметы при помощи слов, тем самым упорядочивает, классифицирует свои знания о мире. Но это все-таки не совсем зеркальное отражение, а некоторая его интерпретация. «Имя - не зеркало и не окно, а скорее витраж, указывающий нам на источник света, но делающий видимым лишь строй своих узоров» (А. Л. Доброхотов).

Одна из задач современного языкознания -выявление связи языка и культуры. Языковая единица становится одновременно и своеобразной «камерой хранения» знаний человека о мире, и средством, порождающим их. Постичь картину мира становится возможным в ходе концептуального исследования. «Концепт -означенный в языке, воплощенный в знаке образ (символ, понятие)».

В рамках предлагаемой статьи рассматриваются признаки концепта ‘игра’ в диахроническом аспекте на материале словарных статей авторитетных этимологических словарей. Цель работы - показать трансформацию исходных признаков концепта ‘игра’ в истории языка, а также архаичные признаки, которые могут являться потенциальными для рождения новых смыслов, что демонстрируется на фактическом языковом материале.

Основой концепта, отправной точкой для номинации является мотивирующий признак (внутренняя форма слова).

Обратимся к исследованию исходных смыслов концепта ‘игра’.

Старославянское слово ‘игрь’, в русских памятниках встречающееся с IX века, имеет сходное звучание (укр. ира, грати, блр. граць, ст.-слав. игрь, играти, болг. игра, словен. igra «игра», igrati, др.-чеш. jhra, jhrati, чеш. hra, hrati, слвц. ihra, hmt, польск. gra, gmc, н.-луж. jhra, hra, hrac, н.-луж. gra, gras, полаб. jagreica ‘игра’, jeigroja ‘они играют’) и значение в родственных языках славянской группы. В этимологическом словаре М. Фасмера сербо-хорв. игра ‘пляска, игра’, играти, играм означает ‘плясать, играть , слово игра в словаре А. В. Семенова также имеет значение ‘пение с пляской’. Пение (петь) - значит ‘издавать голосом музыкальные звуки, вокальное произведение’ (это первое значение, отмеченное в ТСРЯ). Однако в данном контексте актуальным становится периферийное значение слова ‘пение, петь’. Это не современное эстрадное исполнение песни для услады слуха и глаза, для развлечения. Здесь ‘петь’, скорее, ‘восхвалять стихами, воспевать (устар., высок.)’ Прославлять можно героев, события, чувства. Однако этимологический словарь Г. А. Крылова четко указывает на цель пений и плясок: восхваление божества пением и пляской’ (восходит к греческому agos). По-гречески pneuma ch-agion (n) - ‘дух святой ^ от ch-agios (m) - ‘святой, священный ’ ^ от слова Agos (n) - ‘тяжкий грех, требующий очищения’.

Итак, петь - значит восхвалять. В сербо-хорв. хвалити, хвалим ‘благодарить, славить, хвалить’. С др.-инд. svarati ‘звучит, раздается’, svaras ‘звук’. Можно допустить родство с др.-исл. skvala ‘кричать, звать’, skvali м. ‘шумящий’. (Шёл долговязый хмельной человек, он шёл с подругой, которая была где-то внизу, и для ее удовольствия кричал дольше всех; народ, рявкнув, умолкал, а он всё тянул ещё

своё «аааааааааааааааааааааааааааааа ааа-ааааааааааааааааа» - и люди, поняв его игру,

смеялись, и некоторые включились и тоже стали тянуть «ааааааааааааааа» как можно дольше, но долговязый неизменно побеждал, игра разрасталась, и вот уже все кричали, надрываясь, даже приседая в натуге, чтобы выдавить из себя вместе с остатками воздуха остатки звука (А. Слаповский. Гибель гитариста)). Предикат ‘тянуть в ТСРЯ С. И. Ожегова имеет одно из значений: 13. что. Говорить или петь медленно, протяжно. Таким образом, здесь крик - пение - игра.

Можно отметить не только звуковое сходство слова ‘петь ’ в разных языках (укр. тяти, пію, блр. пець, др.-русск. пти, пою, ст.-слав. пти, по, болг. поя, пея, сербохорв. щевати, словен. peti, pojem, чеш. peti, peji, zpivati, слвц. sрiеvаt, польск. ріас, pieje, др.-польск. ріес, роje, в.-луж. spewac, н.-луж. spiwas. Отсюда певец, петух, песня), но и связь с греч., ион., атт.,

- ‘пеан, гимн в честь Аполлона, который начинается словами’, а также родство лексем ‘петь’и ‘пить’в славянских языках. Слав.peti, ро]'о - первонач. каузатив от глаг. piti, русск. пить, ср. тождество форм пою ‘даю пить ’ и пою ‘издаю голосом музыкальные звуки’. Переход значений ‘поить ’ > ‘петь, воспевать ’ восходит, т. обр., к языческому обряду жертвенного возлияния. Питие и пение становятся одними из ключевых моментов в обряде жертвоприношения, являющееся ни чем иным, как восхвалением божества. Слово ‘жрец’ родственно лит. giriu ‘хвалить’, geras ‘хороший’, др.-прусск. girtwei ‘хвалить’, др.-инд. grnati ‘воспевает, превозносит, восхваляет ’, gir ж. ‘хвала, награда’, авест. aairyat ‘превозносится ’, gar ж. ‘хвала. награда, хвалебная песнь ’, лат. gratus ’желанный, приятный, благодарный’. Жертвовать - значит хвалить, превозносить, воспевать. Получается, рассматривая происхождение слова «жрец» и слова ‘пение’, можно вычленить один семантический инвариант: ‘хвалить, превозносить, славить’. (Да и что то была за революция - тифлисская, игра хвастливых самомнений в погребках за вином? (А. Солженицын. В круге первом); В отличие от культа прагматизма и индивидуального успеха <... > российским ученым в гораздо большей степени присущи интеллектуализм (творческая игра ума опьяняет, как наркотик, говаривал Г. В. Плеханов), коллективизм, духовность И. Л. Андреев. Россия: взгляд из будущего // Вестник РАН. 2004)).

Обряд возлияния для умилоствления, ублажения богов роднит с др.-инд. ]и^и ‘льет’ и havate ‘призывает’. Таким образом, возникает значение петь - звать. Однако при анализе лексемы ‘хвалить, славить’, рассмотренной ранее, уже выявлялась сема ‘звать’. В этимологическом словаре М. Фасмера слово ‘звать’ родственно лит. zaveti ‘околдовать, зачаровать’, лтш. zavet ‘заговаривать, чаровать’, др.-инд. havate ‘зовет’, авест. zavaiti ‘зовет, кличет’, арм. jaunem ‘посвящаю’, возм., греч. ‘хвастать’, ирл. guth ‘голос’. (Тогда, когда игра имеет две части (такта), где один ряд игровых действий по смыслу представляет собой «вызов», а второй - отклик на него (Л. И. Эльконинова. О единице сюжетно-ролевой игры // Вопросы психологии. 2004.02.10)). Слову ‘звать ’ в греческом языке родственно ‘хвастать ’ (... игра хвастливых самомнений в погребках с вином).

Словарь М. Фасмера указывает на такое значение слова ‘игра’, как ‘священный трепет’. Божество, Бог - святой (от слова agos). Древним евреям Бог назвал себя Yahweh (Яхве)

- Сущий (от глагола быть, существовать) - «Я есмь». Отмечается тем самым не просто существование Бога, а его действенное присутствие всегда и всюду. (Лила - это божественная игра: когда Бог нисходит на Землю в образе человека и разыгрывает здесь, среди нас, простых смертных, героическо-любовную драму предельного накала (М. Москвина. Небесные тихоходы: путешествие в Индию)). Священное имя Яхве по причине благоговейного трепета перед ним и того, что словом поведать сущность Бога нельзя, не произносилось, а заменялось на другие имена, чаще на ‘небо’ или на жест (рука прикладывалась к сердцу, взгляд устремлялся в небо).

Уже отмечалось, игра - это еще и пляска, которая родственна др.-лит. рІетИ ‘плясать, ликовать, торжествовать’, диал. plesti ‘шуметь, бушевать’, др.-лит. р^И ‘шуметь, шелестеть, шуршать’.

Для слов ‘пение ’ и ‘пляска ’ интегральной семой становится ‘звук’, издаваемый во время этих действ. Отражается магическая сила слова (Но вообще-то это все мистика и игра словами (М. Спиричева. ЖКХ, Чубайс и все, все, все // Богатей. (Саратов), 2003.06.26)). Причем не просто указывается на наличие звука, связанного прежде всего с голосом, а на его интенсивность. Выстраивается следующая лексикосемантическая группа ‘звук’: звучать - весе-

литься - ликовать - торжествовать - кричать

- шуметь - бушевать. Можно отметить аспект нарастания звука, доходящего до шума. (Игра шла под выкрики Колюши, который накачивал азарт (Д. Гранин. Зубр)). Функция криков, шумов, песнопений весьма велика в ритуале: это способ изгнания нечистой силы, олицетворение очищения. Словарь М. Фасмера также указывает на значение праслав. *]^т, связанного с изданием звука (родственно лит. aikstytis ‘капризничать, шалить’,лтш. aikstities кричать, шуметь’, лит. aikstis ‘прихоть’).

Получается, злые духи, нечисть в сознании людей ассоциируются с шумом, криком (отогнать, избавиться, очиститься), а Бог - с молчанием (разговор с душой, внутренний голос): Он прямо пишет, что «есть цивилизация, и есть варварство», «есть полюс стабильности, и есть хаотичная игра темных сил» (С. Абашин. Либеральный расизм // «Независимая газета». 2003.06.24).

Однако одно из значений слова «игра» - каприз и шалость (литовский язык). Если обратиться к этимологии данных слов, то выявляется, что в языках славянской и балтийской групп «шалить» - беситься, сходить с ума, шутить, обман, вводить в заблуждение, строить рожи, валять дурака, ярость. Так и в словаре И. И. Срезневского ‘игра’ - бесовское начало, не угодное богу. Ди^волА мЖдрованьМ, Юже Юсть пиМньства, игры, скрЪнА, 1ЖродословьЮ, смЪхъ. Панд. Ант. XI в. л. 297. Игоръ бЪсовьски не творите. Паис. Сб. 184. Празну1те... ни пьюще, ни 1грающе !гръ бЪсовьски. Паис. Сб.55.

Признаки, выявленные в ходе анализа словарных статей, рождают образ шамана, человека, обладающего особым даром, умеющего приводить себя в состояние экстаза, для общения с духами и сверхъестественными силами. В переводе с тунгусского слово ‘шаман’ означает возбужденный человек. Шаман в мире духов выполнял строго определенные обязанности: лечил от разных недугов, снимал порчу, вызывал дождь, боролся со стихийными бедствиями (укрощал огонь), разговаривал с умершими. И внешний вид (специальный костюм, маска, грим), и действия шаманы строго подчинены данным целям (Под шапками же у всех глаза смеются, потому что это как бы игра такая маскарадная (А. Кузнецов. Между Гринвичем и Куреневкой); Возможно, между ними произошла какая-то размолвка, и частушки, исполняемые Зиной сегодня, — это своего рода игра, защитная маска (Н. Бурмистров. Гулевская

вечерка // Народное творчество, 2003.08.18)). Маска, скрывая, защищает.

И словарь М. Фасмера, и этимологический словарь А. В. Семенова отмечают такое значение слова ‘игра’, как ‘трогается, двигается ’ (др.-инд.). Выстраивается следующая смысловая цепочка: игра - пляска/танец - движение -колебание (Каждый куплет песни можно сопровождать движениями, изображающими ее сюжет. Песня-пляска «Пойду я лук полоть»

1. Пойду лук я полоть, зеленой я полоть (О формировании репертуара в детском фольклорном ансамбле // Народное творчество, 2003.10.20); Боевые искусства как Игра и как распознавание образов. Поединок как импровизация, как игра. Объяснение и понимание движения (О. Васильев. Контактная импровизация. Хореография боевых искусств (теория и практика) // Боевое искусство планеты. 2003. 12.08)). Непременным условием движений, танцев является ритм (Версии происхождения «облачных» движений. «Игра скоростью», включая «рваные» ритмы движений. Танец «небесного воина» с ударами (Учение о «Небесном воине» // Боевое искусство планеты. 2003.12.08); Сначала переворачивали их и выстукивали по донышкам замысловатый ритм, развивая и нагнетая тему. Игра снова прерывалась гневным взором «старшего». Тогда, преданно глядя ему в глаза и симулируя полезную деятельность, начинали перебрасывать ведра по кругу (Играют дети // Театральная жизнь. 2003.05.26)).

Танец - это вид искусства, в котором художественные образы воссоздаются посредством определенных телодвижений, подчиненных определенному ритму. 1. Искусство пластических и ритмических движений тела. 2. Ряд таких движений, исполняемых в собственном темпе и ритме в такт музыке, а также музыкальное произведение в ритме и стиле таких движений. В Словаре русских народных говоров ‘игра’ рассматривается как ‘пляска, танцы, хоровод’. Этимологический словарь русского языка М. Фасмера также указывает на родство слова ‘танец’ с диалектным словом ‘танок’-‘хоровод’, ‘коровод’. Слово ‘корогод’ произошло от греческого ‘хор’и ‘водить’. ‘Хор’в переводе с греческого означает ‘групповой танец’. Существует мнение, что ‘хоровод ’ славянского происхождения: от ‘коло’, которое связано в славянской мифологии с богом Сварогом. Его имя символизировало дневной путь солнца по небу (‘ходящий по небу’). Отсюда и появилось Отец Небесный. Именно Сварог создал Малое

и Большое Кола (круги) времен - земное и космическое. Рисунок хороводов - круг, спираль, змейка - относит к символике космических сил. В древние времена хоровод, будучи обрядом, представлял собой синкретизм элементов драматического действа - игры, песни и пляски, необходимый для приобщения к знаниям. Это и знакомство в игровой форме хороводных песен с видами земледельческих работ, и подражание событиям семейной жизни: выбор невесты, сватовство, брак (Песни играть, на басу играть (басом). Хороводы водить, хороводить

- играть кружками).

Таким образом, игра - это движение, колебание - танец / пляска / хоровод. Как показывает анализ словарных статей, связанных с историей происхождения слова ‘игра’, то очевидным становится рассмотрение ее изначально как ритуала, обряда (В Кремле давно усвоили простую истину: обещание власти и ожидание этих обещаний народом - просто игра, своеобразный ритуал, к которому нас приучили (В. Сидельников. Кто делает королей? // Советская Россия. 2003.08.15); Насколько игра хора «Сирин» в спектакле близка к реальному церковному ритуалу? (Поэт и толпа // Театральная жизнь. 2003.07.28)).

Эта особенность отмечается в ряде энциклопедических словарей. Игра «в истории человеческого общества переплеталась с магией, культовым поведением,.. искусством (особенно его исполнительными формами)». Г. В. Плеханов отмечал происхождение «игры» от «магико-культовых потребностей». А. Н. Веселовский также, ссылаясь на генетическую связь игры и искусства, говорил о зарождении их из обряда и «действа» (Искусство, повторяю я вам в двунадесятый раз, исторический вы мой, - игра (Н. Галкина. Вилла Рено // Нева. 2003)).

Итак, слово ‘игра’ впервые встречается в памятниках культуры с XI века, с периода, характеризуемого соединением, наслоением элементов язычества и христианства, когда мир наполняется всевозможными невидимыми глазу духами, сущностями, выступающими как причины явлений. Чтобы умилостивить, задобрить духов, изгнать нечисть, древние люди прибегали к силе слова (заклинаниям), к действу (к ритуальным танцам, жертвоприношениям, к запретам). Между предметами и самим человеком, жившим в природе и считавшим себя частью её, возникают таинственные связи (между предметом, его изображением и

именем). Так, французский этнограф Люсьен Леви-Брюль вводит термин ‘мистическая сопричастность’. Мир обожествлялся.

Этимологический анализ слова ‘игра’ позволил построить следующую смысловую цепочку: колебание / движение - священное действо (священный трепет) - обряд / ритуал (восхваление божества / песни+пляски+жертвоприношения / хоровод). Это не что иное, как первоначальное значение слова ‘игра’, скрытое в толще столетий истории, в глубинах славянского сознания. Ни один из толковых словарей не отмечает подобное сакральное значение этого слова, связи с религией. Современное значение ‘игры’ - ‘развлечение, забава’. Произошла семантическая трансформация лексического значения слова, которое в ходе истории развило дополнительное значение, ставшее ядерным. Общеславянское понимание значения слова ‘игра’ как некоего таинства, связи с богами ушло, свидетельствуя об историческом развитии как самого языка, так и народа вообще. «Язык есть вековой труд целого поколения» (В. Даль).

Список литературы

1. См.: Пименова, М. В. Концепт сердце. Образ. Понятие. Символ : монография. Кемерово : КемГУ, 2007.

2. См.: Фасмер, М. Этимологический словарь русского языка : в 4 т. Т. 2. М. : Прогресс, 1986.

3. Семенов, А. В. Этимологический словарь русского языка. Русский язык от А до Я. М. : ЮНВЕС, 2003.

4. См.: Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка. 2-е изд., испр. и доп. М. : АЗЪ, 1994.

5. Этимологический словарь русского языка / сост. Т. А. Крылов. М. : Виктория Плюс, 2005.

6. Срезневский, И. И. Материалы для словаря древнерусского языка. М., 1958.

7. Словарь русских народных говоров. Вып. 12. 2-е изд. СПб. : Наука. 2002.

8. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. М. : ТЕРРА, 1994.

9. Большой энциклопедический словарь : в 2 т. М. : Совет, энцикл., 1991.

10. Леви-Брюль, Л. Первобытное мышление // Психология мышления. М. : МГУ, 1980. С. 130-140.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.