Научная статья на тему 'Мотивика романа Ф. М. Достоевского «Идиот»'

Мотивика романа Ф. М. Достоевского «Идиот» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1395
200
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВИКА / РОМАН Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО "ИДИОТ" / ХРИСТОЛОГИЧЕСКИЕ МОТИВЫ / "БОРЬБА МОТИВОВ" / ХРИСТОЛОГИЯ / MOTIVES / F. M. DOSTOEVSKY'S NOVEL "THE IDIOT" / CHRISTOLOGICAL MOTIVES / "STRUGGLE OF MOTIVES" / CHRISTOLOGY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Леушина Ольга Владимировна

Статья раскрывает содержание понятия «христологические мотивы». Основное внимание автор акцентирует на современных подходах к мотивному анализу романа Ф. М. Достоевского «Идиот», в том числе на терминах «борьба мотивов», «сплетение мотивов». Воплощение диалектики творчества и философии писателя особенно заметно в упорядочивании им мотивов, в распределении их на отдельные мотивные комплексы. В статье говорится о сложной организации мотивной структуры в романе Ф. М. Достоевского «Идиот».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOTIVES OF F. M. DOSTOYEVSKY'S NOVEL “THE IDIOT”

The article reveals the content of the notion “Christological motives”. The author focuses on modern approaches to the motive analysis of the novel “The Idiot” by F. M. Dostoyevsky, including the terms “struggle of motives”, “interweaving of motives”. The embodiment of the dialectics of writer's creativity and philosophy is especially noticeable in his ordering of the motives, in distributing them into individual motive complexes. The article deals with the complex organization of the motive structure in the novel “The Idiot” by F. M. Dostoyevsky.

Текст научной работы на тему «Мотивика романа Ф. М. Достоевского «Идиот»»

Леушина Ольга Владимировна

МОТИВИКА РОМАНА Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО "ИДИОТ"

Статья раскрывает содержание понятия "христологические мотивы". Основное внимание автор акцентирует на современных подходах к мотивному анализу романа Ф. М. Достоевского "Идиот", в том числе на терминах "борьба мотивов", "сплетение мотивов". Воплощение диалектики творчества и философии писателя особенно заметно в упорядочивании им мотивов, в распределении их на отдельные мотивные комплексы. В статье говорится о сложной организации мотивной структуры в романе Ф. М. Достоевского "Идиот". Адрес статьи: отм^.агат^а.пе^т^епа^^СИУ/У^/в.^т!

Источник

Филологические науки. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2017. № 7(73): в 3-х ч. Ч. 2. C. 30-32. ISSN 1997-2911.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html

Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/2/2017/7-2/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.aramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: phil@aramota.net

3. Васильева Н. В. Собственное имя в тексте: интегративный подход: дисс. ... д. филол. н. М., 2005. 238 с.

4. Ватутина А. С. Постмодернистский образ насекомого как квинтэссенция «высокого» и «низкого»: Д. Пригов, В. Пелевин, Л. Петрушевская // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2014. № 2-3. С. 219-223.

5. Капинос Е. В. Литературная муха Л. Петрушевской в притче о празднике и его завершении // Критика и семиотика. 2009. Вып. 13. С. 268-279.

6. Лебедева Л. А. Устойчивые сравнения русского языка: тематический словарь. М.: Флинта; Наука, 2015. 316 с.

7. Маркова Т. Н. «Дикие животные сказки» Л. Петрушевской // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2014. № 11 (152). С. 95-97.

8. Мехралиева Г. А. Литературная сказка в творчестве Л. С. Петрушевской: автореф. дисс. ... к. филол. н. Петрозаводск, 2012. 24 с.

9. Мехралиева Г. А. О системе заглавий сказок Людмилы Петрушевской // Вестник Череповецкого государственного университета. 2011. Т. 4. № 3 (35). С. 97-101.

10. Мещерякова М И. Русская детская, подростковая и юношеская проза второй половины ХХ века: проблемы поэтики: монография. М.: Мегатрон, 1997. 380 с.

11. Невярович Н Типы гротескных смещений в жанре «новой» русской сказки (на примере произведений Л. Петрушевской «Пуськи бятые» и «Дикие животные сказки») // Пвденний арх1в. Сер.: Фшолопчт науки. 2009. Вип. 45. С. 110-117.

12. Петрушевская Л. Дикие животные сказки. Морские помойные рассказы. Пуськи бятые. СПб.: Амфора, 2008. 402 с.

ON THE MECHANISMS OF SENSE CREATION IN "WILD ANIMAL TALES" BY L. S. PETRUSHEVSKAYA

Kletskaya Svetlana Il'inichna, Ph. D. in Philology Southern Federal University, Rostov-on-Don kleckaja@inbox. ru

The article deals with mechanisms of sense creation in the cycle of "Wild Animal Tales" by L. S. Petrushevskaya. The author comes to the conclusion that the main mechanism is the mutual projection and mixing of human and animal worlds. By the example of the image of the bug Mstislav the paper examines the effects of this mutual projection, which leads to reconsideration of the attributes of two worlds and emergence of parallel meanings coexisting in the same context. The study also illustrates the existence of "paradigmatic" series of characters, built on the basis of their similarity or common idea that they embody.

Key words and phrases: "Wild Animal Tales"; Petrushevskaya; tale; literary fairy tale; author's tale; zoomorphic metaphor; subtext; semantic syncretism.

УДК 821.161.1

Статья раскрывает содержание понятия «христологические мотивы». Основное внимание автор акцентирует на современных подходах к мотивному анализу романа Ф. М. Достоевского «Идиот», в том числе на терминах «борьба мотивов», «сплетение мотивов». Воплощение диалектики творчества и философии писателя особенно заметно в упорядочивании им мотивов, в распределении их на отдельные мотивные комплексы. В статье говорится о сложной организации мотивной структуры в романе Ф. М. Достоевского «Идиот».

Ключевые слова и фразы: мотивика; роман Ф. М. Достоевского «Идиот»; христологические мотивы; «борьба мотивов»; христология.

Леушина Ольга Владимировна

Омский государственный педагогический университет olga. skyward@gmail. com

МОТИВИКА РОМАНА Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО «ИДИОТ»

Для мотивного анализа романа «Идиот» значимыми выступают следующие слова крупного исследователя творческого метода Ф. М. Достоевского И. Л. Альми о том, что «"узнаваемость" мотивов - следствие их глубочайшей традиционности» (причастности к традиции) [1, с. 269]. Для нас подобный вывод важен, поскольку мы полагаем, что комплексы мотивов в романе Ф. М. Достоевского «Идиот» являют собой глубинную связь с христианской традицией.

В. А. Свительский, подчёркивая разную природу авторского «Я» у Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского, в то же время приходит к важному, с нашей точки зрения, заключению: «Сюжетно-фабульное развитие у этих художников порой состоит из борьбы внутренних мотивов.» [16, с. 137]. На наш взгляд, анализ мо-тивики романа «Идиот» предполагает проведение исследования на основе углублённого изучения явления «разветвления», «сплетения» и «борьбы мотивов», а также динамики сюжетно-мотивной структуры.

Своеобразную «двойственность» в организации мотивной структуры произведений Ф. М. Достоевского отмечают в своих исследованиях следующие литературоведы: Н. Ф. Буданова, Р. Я. Клейман, Л. М. Лотман, Г. М. Фридлендер, В. В. Иванов, Т. А. Касаткина. В работах учёных присутствует прямое или косвенное

10.01.00 Литературоведение

31

разграничение мотивов, наличие не столько чётких «границ» влияния того или иного мотивного комплекса, сколько такого явления, как «сплетение» или «борьба мотивов».

В одном из ранних исследований Р. Я. Клейман называет следующие главные мотивы в романе «Идиот»: мотив «дисгармоничности» (образ «насекомого» во сне Ипполита), мотив «вселенского бунта» (протеста Ипполита против смерти) [10, с. 27-28]. Н. Ф. Буданова выделяет мотив «страсти», которая неизбежно ведёт к убийству, к трагедии, мотив «замкнутости», «таинственности», «отчуждённости» [2, с. 94]. Психологический мотив -мотив «внутреннего раздвоения человека», «борьбы в его душе» сложно сопряжённых между собою добра и зла - исследуется в работе Г. М. Фридлендера [20]. Отмеченные авторы никак не группируют исследуемые ими мотивы, общим выступает единое представление данных исследователей о «раздвоенности» мотивов.

Анализ отдельных мотивов нередко выступал и выступает предметом изучения современных учёных и исследователей прошлого, не предполагая всё же углубленного рассмотрения мотивики определённого романного текста писателя.

В связи с этим мы полагаем необходимым выделить сюжетообразующие мотивы романа Ф. М. Достоевского «Идиот», обозначив основные тематические группы. В зависимости от набора устойчивых значений мы определили «христологические мотивы» как те мотивы, для которых центральной выступает тема христоло-гии. Данная группа мотивов представляет собой неделимые тематические единицы, которые обнаруживаются в результате анализа текста или фабульного «развёртывания». Для «христологических мотивов» характерна повествовательная реализация, то есть встроенность в систему определённого повествовательного ряда (романа «Идиот», жанра «жития», «апокрифа», святоотеческих и агиографических текстов). «Христологиче-ские мотивы» можно упорядочить в комплексы: мотив «самоумоления», мотив «юродства», мотив «Страстей Христовых» («Муки Христовой») и т.д.

Как тематическая группа «эсхатологические мотивы» начинают существовать, постепенно собираясь из самостоятельных разработок отдельных учёных. Соответственно, к данной группе можно отнести: мотив «игры» (пети-жё) [7], мотив «страсти», «эгоизма» (С. А. Кибальник) [9, с. 134], мотив «"красноречивого" самоубийства» (Ипполит) (И. Л. Волгин) [6, с. 156], мотив «призрака», «привидения», существа «из сна» (появление Настасьи Филипповны ночью в Павловске перед Мышкиным), а в финале - «мёртвой невесты» в белом в белую петербургскую ночь (Н. В. Чернова) [21, с. 197], мотив «торга» (Т. Б. Трофимова) [19, с. 299] и др.

С. Н. Сморжко в диссертации «Художественная эсхатология в романах Ф. М. Достоевского 1860-1870-х годов» проводит анализ эсхатологических диалогов в романе «Идиот», эсхатологических мотивов «Дневника писателя», мотивов «гибели мира» (окончательной или как явление «перехода»), «преображения» и «вечной жизни» [17].

Со временем среди множества эсхатологических элементов некоторые авторы начинают выявлять тему «Апокалипсиса» и «апокалиптических мотивов»: мотив «безумия» (В. Е. Ветловская) [4, с. 127], мотив «религиозного неверия» (А. Ковач) [11, с. 162], мотив «добровольного служения злу, мамоне» (образ Лебедева) (В. А. Викторович) [5, с. 232], мотив «столкновения страстей» и «борьба самолюбий», «соперничество», «ревность», и пр. (Е. В. Логиновская) [15, с. 281]. По мнению С. Ю. Ясенского, мотив «Апокалипсиса» в романе «Идиот» является преемственным (например, из «Преступления и наказания», С. Ю. Ясенский) [22, с. 380].

Исследователь из Румынии Сорина Бэлэнеску в статье «Апокалипсис и роман Ф. М. Достоевского "Идиот"» [3] отмечает преобладание в композиции романа мотива «Апокалипсиса» (мотивы «весов», «меры», «звезды Полыни из Апокалипсиса», «голода»).

A. В. Злочевская выводит мотив «бессилия помочь», использует понятие «апокалиптические мотивы», впервые говорит о мотиве «внутреннего взаимопонимания» (Рогожин не только воплощение «духа злого», он любит Настасью Филипповну, тонко понимая и её душевные состояния, и страдание, глубочайшее отчаяние) [8].

Современные авторы научных работ выстраивают свои исследования в рамках определённых групп мотивов и соответствующего контекста: евангельского (Г. Г. Ермилова, У. Ю. Верина, В. И. Габидуллина и др.) или библейского (С. В. Сызранов, Ф. Ф. Камельянова, Е. А. Гаричева, С. Янг и др).

B. В. Лепахин объединяет мотивы романа «Идиот» в общую тематическую группу, называя их «христианскими» [14].

Впервые о христологии Достоевского и соответствующих мотивах его творчества пишет Б. Н. Тихомиров в статье «О "христологии" Достоевского». Учёный-литературовед отмечает главный мотив, мотив «хри-стологии Достоевского», а кроме того, мотив «совмещения двух природ» в образе князя [18].

Продолжением линии Б. Н. Тихомирова в литературоведческой науке и в достоевистике можно считать работы В. А. Котельникова [12] и А. Е. Кунильского [13]. Исследователи разрабатывают понятие о мотиве «кенозиса», мотиве «обнажённости личности», «смирения» (пути через страдание к святости и праведности).

Таким образом, в исследованиях романа «Идиот» последнего времени чаще употребляются понятия и тема «Апокалипсиса» и «апокалиптических мотивов», подразумевается их отличие от мотивов эсхатологических. В нашем исследовании мы предполагаем, что возможно говорить о «христологических мотивах» и «мотивах апокалиптических» как обратной их стороне. Тем самым благодаря подробному анализу и комментарию мотивики романа Ф. М. Достоевского «Идиот» подтверждается вышеупомянутая неразвёрнутая мысль о «сплетении» и «борьбе мотивов».

Кроме того, мы считаем, что справедливым было бы выделить наряду с выше описанными группами хри-стологических мотивов группу «святоотеческих мотивов» и отметить святоотеческий контекст творчества писателя как менее изученный. Так, например, у Иоанна Лествичника в его основном сочинении «Лествица»

можно найти описание христологического пути, который включает как элементы восхождения: послушание, молчание, смирение, бдение, мужество, злострадание, уничижение и др., - так и элементы нисхождения: искание тщетной славы, окаменелость сердца и др.

Итак, анализ мотивики романа, выделение тематических групп сюжетообразующих мотивов («христоло-гические» и «апокалиптические»), а кроме того, сопоставление романа «Идиот» и святоотеческих текстов, которые были значимы для Достоевского в период 1860-1870-х годов, позволит углубить анализ творчества великого писателя.

Список источников

1. Альми И. Л. Поэтика образов праведников в поздних романах Достоевского (пафос умиления и характер его воплощения в фигурах странника Макара и старца Зосимы) // Достоевский: материалы и исследования. СПб.: Наука, 2000. № 15. С. 264-273.

2. Буданова Н. Ф. О некоторых источниках нравственно-философской проблематики романа «Бесы» // Достоевский: материалы и исследования. Л.: Наука, 1988. № 8. С. 93-107.

3. Бэлэнеску С. Апокалипсис и роман Ф. М. Достоевского «Идиот» // Достоевский и мировая культура: альманах. М., 2007. № 22. С. 187-189.

4. Ветловская В. Е. Анализ эпического произведения. Логика положений («Тот свет» в «Преступлении и наказании») // Достоевский: материалы и исследования. СПб.: Наука, 1997. № 14. С. 117-130.

5. Викторович В. А. Гоголь в творческом сознании Достоевского // Достоевский: материалы и исследования. СПб.: Наука, 1997. № 14. С. 216-234.

6. Волгин И. Л. «Дневник писателя»: текст и контекст // Достоевский: материалы и исследования. Л.: Наука; Ленинградское отделение, 1978. № 3. С. 151-159.

7. Володин Э. Ф. Пети-жё в «Идиоте» // Достоевский: материалы и исследования. Л.: Наука; Ленинградское отделение, 1985. № 6. С. 73-81.

8. Злочевская А. В. «Идеал Христов» в подтексте образа «прекрасного героя» у Ф. М. Достоевского и М. А. Булгакова (князь Мышкин - Иешуа Га-Ноцри) // Достоевский и мировая культура: альманах. М., 2012. № 28. С. 203-238.

9. Кибальник С. А. «Село Степанчиково и его обитатели» как криптопародия // Достоевский: материалы и исследования. СПб.: Наука, 2010. № 19. С. 108-143.

10. Клейман Р. Я. Вселенная и человек в художественном мире Достоевского // Достоевский: материалы и исследования. Л.: Наука; Ленинградское отделение, 1978. № 3. С. 21-41.

11. Ковач А. Иван Карамазов: Фауст или Мефистофель? // Достоевский: материалы и исследования. СПб.: Наука, 1997. № 14. С. 153-164.

12. Котельников В. А. Кенозис как творческий метод у Достоевского // Достоевский: материалы и исследования. СПб.: Наука, 1996. № 13. С. 194-200.

13. Кунильский А. Е. О христианском контексте в романе Ф. М. Достоевского «Идиот» // Проблемы исторической поэтики. 1998. № 5. С. 392-409.

14. Лепахин В. В. Христианские мотивы в романе Достоевского «Идиот» // Dissertationes Slavicae. Slavistische Mitteilungen: материалы и сообщения по славяноведению: сб. ст. Szeged: Instituti Philologiae Slavicae in Universitate de Attila Jozsef Nominata, 1984. XVI. Р. 65-92.

15. Логиновская Е. В. Достоевский и румынский роман Джиба Михэеску «Русская» // Достоевский: материалы и исследования. СПб.: Наука, 1997. № 14. С. 273-286.

16. Свительский В. А. Личность в мире ценностей (Аксиология русской психологической прозы 1860-1870-х годов). Воронеж: Воронежский гос. ун-т, 2005. 231 с.

17. Сморжко С. Н. Художественная эсхатология в романах Ф. М. Достоевского 1860-1870-х годов: автореф. дите. ... к. филол. н. Краснодар, 2007. 46 с.

18. Тихомиров Б. Н. О «христологии» Достоевского // Достоевский: материалы и исследования. СПб.: Наука, 1994. № 11. С. 102-122.

19. Трофимова Т. Б. Достоевский и Пушкин. Литературные параллели в повести «Дядюшкин сон» // Достоевский: материалы и исследования. СПб.: Наука, 2010. № 19. С. 295-300.

20. Фридлендер Г. М. Путь Достоевского к роману-эпопее // Достоевский: материалы и исследования. Л.: Наука, Ленинградское отделение, 1988. № 8. С. 159-177.

21. Чернова Н. В. Последняя книга Настасьи Филипповны: случайность или знак? («Героиня с книгой» как сквозной мотив в творчестве Достоевского) // Достоевский: материалы и исследования. СПб.: Наука, 2010. № 19. С. 192-203.

22. Ясенский C. Ю. О некоторых особенностях литературного и культурологического контекста романа «Преступление и наказание» // Достоевский: материалы и исследования. СПб.: Наука, 2000. № 15. С. 372-382.

MOTIVES OF F. M. DOSTOYEVSKY'S NOVEL "THE IDIOT"

Leushina Ol'ga Vladimirovna

Omsk State Pedagogical University olga. skyward@gmail. com

The article reveals the content of the notion "Christological motives". The author focuses on modern approaches to the motive analysis of the novel "The Idiot" by F. M. Dostoyevsky, including the terms "struggle of motives", "interweaving of motives". The embodiment of the dialectics of writer's creativity and philosophy is especially noticeable in his ordering of the motives, in distributing them into individual motive complexes. The article deals with the complex organization of the motive structure in the novel "The Idiot" by F. M. Dostoyevsky.

Key words and phrases: motives; F. M. Dostoevsky's novel "The Idiot"; Christological motives; "struggle of motives"; Christology.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.