Научная статья на тему 'МОТИВАЦИЯ ЗАНЯТИЯ БОКСОМ У МУЖЧИН И ЖЕНЩИН'

МОТИВАЦИЯ ЗАНЯТИЯ БОКСОМ У МУЖЧИН И ЖЕНЩИН Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
449
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВЫ И МОТИВАЦИЯ / ЦЕННОСТИ / СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СПОРТСМЕНЫ МУЖЧИНЫ И ЖЕНЩИНЫ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бозаджиев В. Л.

В статье представлены результаты эмпирического исследования, направленного на выявление различий в мотивации занятий боксом мужчинами и женщинами. Получены данные о наличии таких различий в отношении мотивов общения, физического самоутверждения, улучшения самочувствия и здоровья, спортивно-познавательных, социально-эмоциональных и других мотивов. Отмечены также различия в отношении таких ценностей как счастливая семейная жизнь, развлечения, общественное признание, наличие друзей, нацеленность на коллектив, красота природы и искусства и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Бозаджиев В. Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BOXING MOTIVATION IN MEN AND WOMEN

The article presents the results of an empirical study aimed at identifying differences in the motivation of boxing of men and women. The data on the presence of such differences in the motives of communication, physical self-affirmation, improvement of well-being and health, sports-cognitive, socio-emotional and other motives were obtained. There are also differences in such values as a happy family life, entertainment, public recognition, having friends, focus on the team, the beauty of nature and art, etc.

Текст научной работы на тему «МОТИВАЦИЯ ЗАНЯТИЯ БОКСОМ У МУЖЧИН И ЖЕНЩИН»

Вестник Челябинского государственного университета.

Образование и здравоохранение. 2021. № 4 (16). С. 13—22.

УДК 159.9:34 DOI: 10.24411/2409-4102-2021-10402

ББК 75.0

Мотивация занятия боксом у мужчин и женщин

В. Л. Бозаджиев

Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия

В статье представлены результаты эмпирического исследования, направленного на выявление различий в мотивации занятий боксом мужчинами и женщинами. Получены данные о наличии таких различий в отношении мотивов общения, физического самоутверждения, улучшения самочувствия и здоровья, спортивно-познавательных, социально-эмоциональных и других мотивов. Отмечены также различия в отношении таких ценностей как счастливая семейная жизнь, развлечения, общественное признание, наличие друзей, нацеленность на коллектив, красота природы и искусства и др.

Ключевые слова: мотивы и мотивация, ценности, смысложизненные ориентации, спортивная деятельность, спортсмены мужчины и женщины.

Введение

Проблема мотивов и мотивации в современной психологии личности изучена достаточно основательно. В зарубежной психологии, как известно, этой проблеме особое внимание уделяли представители различных направлений. В глубинной психологии — З. Фрейд, его последователи и неофрейдисты, в гештальтпсихологии — К. Левин, Б. В. Зейгарник и др, в когнитивной психологии — Р. Абельсон, Л. Фестингер, Ф. Хайдер, Р. Шенк и др., в гуманистической психологии — А. Маслоу и К. Альдерфер. Особую линию в изучении мотивации составляют исследования Д. Аткинсона, Ф. Герцберга, Д. Макклелланда, Д. Макгрегора, Г. Мюррея, Х. Хекхаузена, М. Чиксентмихайи и др.

В российской психологии мотивы и мотивация трактуются, как правило, с позиций деятельного подхода, сформировавшихся в его рамках теорий деятельности. По мнению С. Л. Рубинштейна и А. Н. Леонтьева, под мотивом понимается то, что отражено в сознании человека, побуждает его к деятельности, направляя ее на удовлетворение соответствующей ему потребности [8; 17]. Наиболее глубоко и последовательно раскрывал отношения в фундаментальной психологической триаде «потребность — мотив — деятельность» А. Н. Леонтьев, идеи которого нашли развитие во взглядах Д. А. Леонтьева, В. А. Иванникова, Е. П. Ильина, М. Ш. Магомед-Эминова и др.

Таким образом, по словам В. А. Иванникова, в сегодняшней психологии мотив понимается как нечто, обладающее функциями побуждения и направленности поведения, а также функциями целеобразования и смыслообразования. Наиболее часто встречаются определения мотива как побудителя, как переживаемого стремления, желания

или как осознаваемой причины поведения, как того, ради чего идет деятельность [2].

Мотивы человеческого поведения и деятельности составляют основу и главную структуру мотивационной сферы личности. Последняя представляет собой систему побудительных процессов, направленных на совершение каких-либо действий или деятельности для удовлетворения потребностей, мотивов, интересов и достижения целей. По современным представлениям, структура мотивационной сферы индивида не является фиксированной и зависит от его индивидуальных особенностей. Ей свойственно чередование доминирующих мотивов по содержанию, возрастание роли опосредованных потребностей, все большая их иерархизация и повышение устойчивости мо-тивационной структуры. Это увеличивает роль доминирующих мотивов и снижает влияние случайных мотивов в поведении человека.

Нередко в рассматриваемой терминологии особое место занимает понятие мотивации. Согласно В. А. Иванникову, Х. Хекхаузену, Дж. МакКлел-ланду, В. Вилюнасу и др. мотивацию следует рассматривать как психический процесс. Например: процесс действия мотивов и механизм, определяющий возникновение, направление и способы осуществления конкретных форм деятельности (И. А. Джидарьян); процесс психической регуляции конкретной деятельности (М. Ш. Магомед-Эми-нов); совокупная система процессов, отвечающих за побуждение к деятельности (В. Вилюнас); процесс побуждения, раскрывающийся через восприятие возможностей достижения определенных целей, предвосхищаемых последствий действия в определенной ситуации, которая раскрывает актуализируемые этой ситуацией мотивы (Х. З. Хекхаузен).

По В. А. Иванникову, процесс мотивации начинается с актуализации какой-то потребности и презентации ее индивиду, которая ставит перед субъектом деятельности задачу на поведение и запускает процесс мотивации, который нельзя понять как «включение» деятельности мотивом или актуализированной потребностью (как побуждающими импульсами). Это особый процесс построения побуждений к действиям, которыми деятельность реализуется. Это сложный, многозвенный процесс, включающий в себя постановку цели; придание ей временного смысла предмета потребности; выбор средств действия; оценка степени владения этими средствами; оценка своих функциональных возможностей; оценка времени, необходимого для достижения цели; определение времени начала действия; нравственная оценка предвидимых общих последствий действия для себя и других [2].

Постановка проблемы

В спортивной деятельности мотивация занимает особое место, побуждая человека заниматься тем или иным видом спорта и являясь одним из основных условий достижения спортивных успехов.

Е. П. Ильин отмечает, что в структуре спортивной деятельности мотивация выполняет три основные функции: пускового механизма деятельности; поддержания необходимого уровня активности индивида в процессе тренировочной и соревновательной деятельности; регулирования содержание активности, использования различных средств деятельности для достижения желаемых результатов [4]. С. В. Ильинский различает непосредственные и опосредованные мотивы. Непосредственные включают в себя: потребность в чувстве удовлетворения от проявления мышечной активности; потребность в эстетическом наслаждении собственной красотой, силой, выносливостью, быстротой, гибкостью, ловкостью; стремление проявить себя в трудных ситуациях; стремление добиться рекордных результатов, доказать свое спортивное мастерство и добиться победы; потребность в самовыражении, самоутверждении, стремление к общественному признанию, славе. Опосредованные мотивы включают в себя: стремление стать сильным, здоровым; стремление через спортивную деятельность подготовить себя к практической жизни; чувство долга; потребность в занятиях спортом через осознание социальной важности спортивной деятельности [6]. Примерно такой же точки зрения придерживается и А. Ц. Пуни, который особенно подчеркивает значение потребности в движении, потребности в удовольствии и гедонистические мотивы; по-

требность в определенном уровне возбуждения. Спорт и достижения в нем повышают возбуждение до оптимального уровня, и в силу этого доставляют удовольствие. Кроме того, спортсмены ищут удовольствия в общении с другими людьми, которые разделяют их увлечение спортом [15].

Многие авторы связывают отношение к занятиям спортом с мотивацией достижения. По мнению Дж. МакКлелланда, это бессознательное побуждение к более совершенному действию, к достижению стандарта совершенства [12]. По М. Ш. Магомед-Эминову, мотивация достижения есть стремление увеличить или сохранить максимально высокими способности человека ко всем видам деятельности, к которым могут быть применены критерии успешности и где выполнение деятельности может привести или к успеху, или к неудаче [11].

В качестве начального мотива занятий спортом обычно выделяют мотив внутригрупповой симпатии. По данным И. Г. Келишева, у спортсменов с большим стажем и высоким уровнем мастерства этот мотив занимал важное место на начальном этапе их спортивной карьеры. Сущность данного мотива выражается в желании детей и подростков заниматься каким-либо видом спорта ради того, чтобы постоянно находиться в среде своих товарищей. Юных спортсменов удерживает в спортивной секции не столько стремление к высоким результатам и даже не интерес к данному виду спорта, сколько взаимные симпатии и постоянная потребность в общении [4]. На стадии спортивного мастерства мотивационная структура спортсмена уже дифференцирована, специфицирована и более или менее стабилизирована. Теперь уже мотивы выражаются в следующих стремлениях: поддерживать свое спортивное мастерство на высоком уровне; увеличивать свои спортивные достижения; умножать престиж и славу в спортивном мире; содействовать своими успехами прославлению города, страны; содействовать развитию данного вида спорта; передавать свой опыт молодым спортсменам; обеспечивать свое материальное благополучие [5].

Ряд авторов отмечают, что на предпочтительность и структурирование мотивов спортсменов оказывает влияние фактор пола. По данным А. В. Шаболтас, у юношей мотивами занятий спортом являются компоненты долженствования — социально-моральный и гражданско-па-триотический, а у девушек — эмоциональные компоненты: удовольствие, социально-эмоциональный компонент [20]. Е. П. Ильин приводит данные о том, что для девушек более значимы мотивы социально-эмоциональный (стремление

к тренировкам и соревнованиям ввиду их высокой эмоциональности, неформальности общения, социальной и эмоциональной раскованности) и эмоционального удовольствия (мотив, отражающий радость движения и физических усилий), для юношей — социально-моральный (стремление к успеху своей команды, ради которого надо тренироваться, иметь хороший контакт с партнерами, тренером) и социального самоутверждения (стремление проявить себя, выражающееся в том, что достигаемые успехи рассматриваются и переживаются с позиции личного престижа, как возможность заслужить уважение знакомых и зрителей). Незначимыми для юношей и девушек оказались мотивы физического развития и подготовки к профессиональной деятельности [3]. Результаты исследований Дж. К. Кил и Н. С. Ци-куновой свидетельствуют о том, что различия в мотивах спортсменов женского и мужского пола имеют место лишь на начальном этапе спортивной карьеры. При этом мальчики в большей степени ориентированы на достижение спортивных результатов, тогда как девочками движет преимущественно стремление ощущать превосходство над другими. По мере приобретения спортивного опыта структура мотивации спортсменов изменяется, и у квалифицированных спортсменов с длительным стажем занятий межполовые различия мотивационной сферы нивелируются. Спортсмены женского и мужского пола со стажем стремятся к достижению высоких результатов, тогда как стремление выделиться перед окружающими не является ведущим мотивом у квалифицированных спортсменов [7].

В боксе, как и в других видах спорта, как и в любом виде деятельности действует не один мотив, а комплекс взаимодействующих мотивов. При этом следует учитывать, что, являясь чрезвычайно стрессогенной, спортивная деятельность боксера предъявляет исключительно высокие требования к психике спортсмена и отличается целым рядом психологических особенностей. По мнению М. И. Романенко, таковыми являются: систематические физические и психологические перегрузки; ответственность перед коллективом за личные действия; большое число сильных сбивающих факторов во время соревнований; необходимость постоянного повышения спортивного мастерства для достижения цели (технико-тактическая, физическая и психологическая подготовка); сложности турниров (большое их количество, необходимость от боя к бою удерживать боевой вес, сохранять на высоком уровне психическое и физическое состояние и избегать травм и повреждений, невозможность полного восстановле-

ния организма в перерывах между боями и др.). Основными побуждениями боксера могут быть спортивная слава, удовлетворение от преимущества в единоборстве над другими, стремление разносторонне развить себя, развить отдельные качества (выносливость, силу, ловкость); воспитать в себе смелость, уверенность, решительность и т. д. Наиболее значительная мотивация — научиться искусно боксировать, попасть в сборную команду страны, добиться высоких спортивных результатов, защищать честь Родины за рубежом, передать опыт другим боксерам [16].

Как показывают исследования, для боксеров высшей квалификации весьма значимы мотивы долга, патриотизма, мотивы, порождаемые чувством коллективизма, уважения к товарищам, мотивы, обусловленные желанием выразить и утвердить себя, свою личность. Большое значение имеют мотивы, порожденные отношениями к себе и другим людям, например желание показаться перед зрителями с самой лучшей стороны, стремление оправдать доверие тренера, заслужить его похвалу, выглядеть в лучшем свете перед самим собой, мотивы, рожденные отношением к сопернику (доказать превосходство, «свести счеты» и т. п.), мотивы, вытекающие из добросовестного отношения к проведенной тренировочной работе. Нередко мотивом выступления боксера является стремление сохранить свое место в команде, выехать за рубеж, попасть на сбор и т. д. [13].

Чем шире комплекс мотивов, тем более значимой, содержательной становится мотивация. При этом важно, чтобы мотивы соответствовали классу спортсмена, его физическим и психологическим возможностям.

Особое явление в спортивной деятельности, в спортивных единоборствах — женский бокс. В 1904 году он появился впервые на Олимпийских играх на демонстрационном бою. Однако на протяжении XX в. этот вид спорта во многих странах был запрещен. В 2009 г. Международный олимпийский комитет принял решение включить женский бокс в программу Олимпийских игр 2012 г. В России любительский женский бокс появился в середине 1990-х гг., а в 1999 г. состоялся первый чемпионат по женскому боксу.

Отметим, на наш взгляд, наиболее важные составляющие психологической подготовки спортсменок (многие специалисты делят ее на общую психологическую подготовку и психологическую подготовку к соревнованиям), которая проводится повседневно и круглогодично, уделяя в те или иные периоды тренировок главное внимание тем или иным позициям в зависимости от их индивидуальных особенностей и квалификации [6].

Во-первых, совершенствовать некоторые необходимые для женщин-боксеров свойства личности: оправданная мотивация занятий спортом, мировоззрение, жизненные идеалы и ценности, потребности и интересы, нравственные и эмоционально-волевые черты характера и др.

Во-вторых, развивать у спортсменок психические процессы, способствующие рациональному и оптимальному выполнению боксерских упражнений и действий (специфичные для бокса мышление, воображение, двигательная память, быстрота реакции, волевые процессы т. д. И специализированные виды ощущений и восприятий — «чувство времени», «чувство дистанции», «чувство удара»).

В-третьих, формировать у женщин-боксеров состояние эмоционально-психической готовности к выступлениям самого различного уровня и умение сохранить ее в ходе поединков [10].

Что касается мотивации занятий женщинами этим традиционно мужским видом спорта, то исследований этой проблемы в психологии спорта крайне мало. Как правило, это работы, в которых предлагаются попытки сравнения мотивации у женщин и мужчин, занимающихся боксом. При этом данные, полученные в этой области разными авторами, значительно расходятся. Одни считают, что существенных различий здесь практически нет, другие настаивают на их существовании. В. А. Синьков, М. В. Шпорт, Г. О. Джероян, М. И. Романенко и др. приводят данные о том, что при выборе бокса в качестве увлечения мальчики и девочки руководствуются схожими мотивами: приобретение навыков самообороны, превосходство над другими, физическое и психическое самосовершенствование, достижение высоких спортивных результатов [1; 16; 18].

Иной точки зрения придерживаются В. Д. Де-нискин, Д. З. Джандаров, Д. Спенс, Р. Хельмрих, И. И. Щербакова и др. Анализ работ этих авторов обнаруживает в мотивации занятий боксом мужчинами и женщинами следующие различия:

— у женщин выше мотивация достижения результата, у мужчин — мотивация совершенствования и соревнования;

— мотивационные профили женщин и мужчин, занимающихся боксом, очень похожи, но лишь среди тех, кто не имеет больших спортивных достижений. При этом для женщин независимо от их спортивных результатов характерен высокий уровень мотивации укрепления здоровья и физического совершенствования. У мужчин преобладает мотив господства и подчинения других, культурно-развлекательный мотив и спортивное совершенствование;

— для женщин характерно стремление заявить о своей особенной (не типично женской) индивидуальности; у мужчин доминирует установка на повышение своего спортивного мастерства, достижение результата;

— боксеров мужского и женского пола объединяет выраженная потребность в славе и личном престиже и слабо выраженные коллективистские мотивы и мотив улучшения самочувствия. Однако иерархия мотивов у боксеров разного пола имеет существенные различия. У мужчин более выражены мотивы славы, личного престижа, получения материальных благ, получения эмоций от соревновательной борьбы. У женщин сильнее выражены мотивы общения с участниками спортивного процесса, одобрения и физического совершенства.

Таким образом, в боксе, как и в других видах спорта, действует целый комплекс взаимодействующих мотивов. Однако особенности мотивации занятий боксом у мужчин и женщин освещены в сравнительно небольшом числе работ и имеют довольно противоречивый характер.

Результаты исследования

Проведенное под нашим научным руководством эмпирическое исследование имело своей целью выявить отличия в ценностно-смысловой сфере и мотивации занятий боксом у мужчин и женщин. Соответственно этому была сформулирована и гипотеза. В качестве испытуемых выступили 40 воспитанников спортивной секции бокса в возрасте от 18 до 25 лет (20 юношей и 20 девушек).

Психодиагностический инструментарий включал в себя методику «Ценностные ориентации» М. Рокича [14]; тест «Смысложизненные ориентации» Д. А. Леонтьева; методику «Изучение мотивов занятий спортом» В. И. Тропникова [19]; методику «Мотивы занятий спортом» А. В. Шаболтас. Математическая обработка данных осуществлялась с применением критерия U Манна-Уитни.

Полученные данные о терминальных ценностях боксеров-мужчин и боксеров-женщин обнаружили как сходство по некоторым ценностным ориента-циям, так и различия. В обеих группах испытуемых первый ранг присвоен ценности «здоровье». Среди наиболее приоритетных ценностей схожим или примерно схожим по значимости оказался выбор «активной деятельной жизни» (полнота и эмоциональная насыщенность жизни) (третий ранг) и «продуктивной жизни» (максимальное использование своих сил и способностей) (четвертый и пятый ранги). Более или менее близкими для мужчин и женщин, занимающихся боксом, оказались ранги,

присвоенные таким ценностям, как «познание», «материальная обеспеченность», «свобода» (самостоятельность в суждениях и поступках).

Данные, приведенные в таблице 1, показывают, что у испытуемых боксеров-мужчин к ведущим терминальным ценностям относятся как индиви-

Что особенно привлекает внимание в данном анализе? Для испытуемых женщин в возрасте 18—25 лет в числе наименее приоритетных ценностей оказались счастье других, хорошие друзья, счастливая семейная жизнь, любовь. А вот здоровье, развитие, активная и продуктивная жизнь получили наиболее высокое признание. Согласно данным, представленным в таблице 1, у женщин значимо повышены показатели рангов следующих терминальных ценностей: жизненная

дуалистические ценности, так и ценности межличностных отношений (хорошие и верные друзья, счастливая семейная жизнь), в то время как у боксеров-женщин сохраняется общая тенденция к вытеснению ценностей межличностных отношений на периферию мотивационно-ценностной сферы.

мудрость, интересная работа (при р < 0,01), красота природы и искусства, развлечение, уверенность в себе (при р < 0,05). Это указывает на их более высокую субъективную значимость и более высокое положение в общей иерархии ценностей у боксеров-женщин в сравнении с боксерами-мужчинами.

Что касается инструментальных ценностей наших испытуемых, то результаты их ранжирования представлены в таблице 2.

Таблица 2

Сравнение рангов инструментальных ценностей у испытуемых

Ценности Присвоенные ранги U эмп.

Женщины Мужчины

Терпимость 1 18 4,00**

Эффективность в делах 2 12 103,50**

Воспитанность 3 3 194,50

Самоконтроль 4 8 143,00

Исполнительность 5 4 186,00

Аккуратность 6 5 187,50

Ответственность 7 2 138,00*

Таблица 1

Сравнение рангов терминальных ценностей у испытуемых по методике М. Рокича

Ценности Присвоенные ранги U эмп.

Женщины Мужчины

Здоровье 1 1 196,00

Развитие 2 6 140,00

Активная деятельная жизнь 3 3 185,50

Продуктивная жизнь 4 5 176,50

Жизненная мудрость 5 13 110,00**

Познание 6 8 175,00

Интересная работа 7 16 96,50**

Уверенность в себе 8 14 118,00*

Свобода 9 7 175,00

Материальная обеспеченность 10 11 188,00

Красота природы и искусства 11 18 116,50*

Развлечение 12 17 120,00*

Счастливая семейная жизнь 13 4 105,00**

Общественное признание 14 9 134,50*

Творчество 15 12 172,50

Любовь 16 10 137,00*

Наличие хороших и верных друзей 17 2 74,00**

Счастье других 18 15 175,00

** Значимость различий при р < 0,01. * Значимость различий при р < 0,05.

Окончание таблицы 2

Жизнерадостность 8 16 116,50**

Независимость 9 11 184,50

Рационализм 10 7 177,00

Широта взглядов 11 14 174,00

Твердая воля 12 9 158,00

Смелость в отстаивании своего мнения 13 6 108,00**

Честность 14 1 78,00**

Образованность 15 10 137,50*

Высокие запросы 16 13 166,50

Чуткость 17 17 190,00

Непримиримость к недостаткам 18 15 169,00

** Значимость различий при р < 0,01. * Значимость различий при р < 0,05.

Для мужчин-боксеров наиболее приоритетными оказались честность, ответственность, воспитанность, исполнительность, аккуратность. Женщины для достижения своих целей предпочитают задействовать главным образом такие свои качества, как терпимость, эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе), воспитанность, самоконтроль (сдержанность, самодисциплина), исполнительность (дисциплинированность). Как видим, есть равенство в значениях таких наиболее приоритетных для обеих групп ценностей как воспитанность, исполнительность, аккуратность.

В группе самых незначимых инструментальных ценностей у мужчин оказались терпимость, чуткость, жизнерадостность, непримиримость к недостаткам в себе и других, также широта взглядов. У женщин относительно непримиримости к недостаткам, чуткости примерно такая же картина, однако в «компании» с ними оказались и такие, не самые значимые для женщин, ценности, как

Как видим, показатели шкалы «Цели в жизни» у боксеров-женщин значимо выше, чем у боксеров-мужчин (р < 0,01). Полагаем, это

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«высокие запросы» (высокие требования к жизни и высокие притязания) и «образованность». Как видно из таблицы 2, у мужчин по сравнению с женщинами значимо снижены ранги таких инструментальных ценностей как «смелость в отстаивании своего мнения», «честность» (при р < 0,01), ответственность и образованность (при р < 0,05). Это говорит о более высокой субъективной значимости этих ценностей для боксеров-мужчин по сравнению с боксерами-женщинами. При этом у женщин по сравнению с мужчинами значимо повышены показатели рангов таких инструментальных ценностей, как «эффективность в делах», «терпимость» и «жизнерадостность» (при р < 0,01). Это указывает на их более высокую субъективную значимость и более высокое положение в иерархии ценностей у боксеров-женщин в сравнении с боксерами-мужчинами.

Исследование осмысленности жизни у испытуемых боксеров по методике Д. А. Леонтьева выявило результаты, отраженные в таблице 3.

свидетельство того, что женщины более четко осознают свое призвание, собственные жизненные цели и намерения. У испытуемых женщин,

Таблица 3

Результаты сравнительного анализа показателей смысложизненных ориентаций в двух группах боксеров

Среднее значение ± стандартное

Параметры смысложизненных ориентаций отклонение U эмп.

Мужчины Женщины

Цели в жизни 110,80 ± 22,83 121,80 ± 7,12 100,00**

Процесс жизни 31,60 ± 7,61 37,40 ± 4,01 130,00*

Результативность жизни 33,70 ± 5,77 36,70 ± 2,52 180,00

Локус контроля — Я 27,70 ± 7,57 29,90 ± 3,42 44,00**

Локус контроля — жизнь 23,20 ± 4,65 29,50 ± 3,56 164,00

Общий показатель осмысленности жизни 34,80 ± 6,76 37,30 ± 3,56 142,00

** Значимость различий при р < 0,01. * Значимость различий при р < 0,05.

кроме этого, значимо выше показатели по шкале «Процесс жизни» (р < 0,05), что говорит о более высокой степени удовлетворенности своей жизнью в настоящем. Отметим и более высокие по сравнению с мужчинами показатели по шкале «Локус контроля — Я» (р < 0,05), то есть женщины отличаются более высоким уровнем веры в себя и в свои силы, чтобы строить свою жизнь в соответствии со своими представлениями о ее смысле. Вероятно, этим объясняется приоритет индивидуальных ценностей, выявленный у боксеров-женщин с помощью методики М. Рокича.

Если обратимся к результатам обследования наших испытуемых по методике А. В. Шабол-тас, то обнаружим, что доминирующей целью (личностным смыслом) занятий боксом является мотив достижения успеха в спорте. Ниже по степени значимости следуют мотивы: граж-данско-патриотический, физического самоутверждения, эмоционального удовольствия и социально-эмоциональный. Наименее значимыми оказались мотивы подготовки к профессиональной деятельности, социального самоутверждения и рационально-волевой (рекреационный).

В группе боксеров-мужчин доминирующей целью является мотив физического самоутверждения. Ниже по степени значимости следуют мотивы: достижения успеха в спорте, эмоционального удовольствия, гражданско-патриоти-ческий и социально-эмоциональный. Наименее значимыми оказались спортивно-познавательный мотив, мотив социального самоутверждения и ра-

Исследование степени значимости мотивов, побудивших испытуемых заниматься боксом и побуждающих их продолжать заниматься данным видом спорта проводилось, как уже отмечалось с помощью методики В. И. Тропникова. Как свидетельствуют данные таблицы 4, у боксеров-мужчин достоверно выше показатели значимости мотивов общения и мотивов приобретения полезных умений и знаний (при р < 0,01). В группе боксеров-женщин выше показатели значимости мотивов получения материальных благ, улучшения самочувствия и здоровья, а также мотивов коллективистской направленности (при р < 0,05).

ционально-волевой. В группе боксеров-женщин доминирующей целью явился мотив достижения успеха в спорте. Далее (по степени снижения субъективной значимости) следуют граждан-ско-патриотический, социально-эмоциональный, спортивно-познавательный мотивы и мотив эмоционального удовольствия. Наименее значимыми оказались мотивы подготовки к профессиональной деятельности, социального самоутверждения и рационально-волевой.

Как свидетельствуют данные, приведенные в таблице 5, в группе боксеров-мужчин достоверно выше показатели значимости мотива физического самоутверждения (при р < 0,01). В группе боксеров-женщин достоверно выше показатели значимости спортивно-познавательного мотива (при р < 0,01), социально-эмоционального мотива, мотива подготовки к профессиональной деятельности и гражданско-патриотического мотива (для всех при р < 0,05).

Таблица 4

Результаты сравнительного анализа показателей мотивов занятия боксом в двух группах испытуемых боксеров

Мотивы занятия боксом Среднее значение ± стандартное отклонение U эмп.

Мужчины Женщины

Общения 19,90 ± 3,88 12,80 ± 4,37 52,00**

Познания 12,30 ± 2,60 11,70 ± 3,57 166,00

Материальных благ 16,50 ± 3,98 19,40 ± 4,97 116,00*

Развития характера и психических качеств 29,90 ± 4,32 28,80±10,23 188,00

Физического совершенствования 33,50 ± 8,79 32,20±10,51 198,00

Улучшения самочувствия и здоровья 16,90 ± 3,85 21,40 ± 8,86 122,00*

Эстетического удовольствия и острых ощущений 30,80 ± 8,27 30,70 ± 6,49 180,00

Приобретения полезных умений и знаний 20,80 ± 3,11 14,40 ± 5,32 70,00**

Одобрения 15,30 ± 4,81 12,90 ± 5,50 156,00

Престижа, славы 35,00 ± 5,69 33,80 ± 5,82 196,00

Коллективистской направленности 23,10 ± 6,25 25,90 ± 4,48 134,00*

** Значимость различий при р < 0,01. * Значимость различий при р < 0,05.

Таблица 5

Результаты сравнительного анализа показателей личностных смыслов занятия боксом в двух группах боксеров

Личностные смыслы занятия боксом Среднее значение ± стандартное отклонение U эмп.

Мужчины Женщины

Эмоциональное удовольствие 12,40 ± 6,16 10,40 ± 7,13 146,00

Социальное самоутверждение 7,70 ± 5,84 5,30 ± 3,95 148,00

Физическое самоутверждение 14,60 ± 5,35 9,10 ± 5,70 104,00**

Социально-эмоциональный мотив 8,80 ± 5,58 13,40 ± 4,45 128,00*

Социально-моральный мотив 8,10 ± 5,14 8,90 ± 4,84 184,00

Достижение успеха в спорте 13,90 ± 8,23 16,50 ± 6,23 170,00

Спортивно-познавательный мотив 7,80 ± 2,63 11,10 ± 4,12 112,00**

Рационально-волевой (рекреационный) мотив 5,20 ± 8,13 2,50 ± 3,93 166,00

Подготовка к профессиональной деятельности 8,00 ± 4,15 5,70 ± 3,01 132,00*

Гражданско-патриотический мотив 11,30 ± 4,68 16,00 ± 7,46 130,50*

** Значимость различий при р < 0,01. * Значимость различий при р < 0,05.

Выводы

К каким выводам мы пришли в результате проведенного исследования?

Мотивационная сфера личности — это система побудительных процессов, направленных на совершение каких-либо действий или деятельности для удовлетворения потребностей и достижения поставленных целей. В структуре спортивной деятельности мотивационные процессы являются пусковым механизмом деятельности, регулируют все ее течение, влияют на выбор оптимальных средств получения требуемого результата. Очевидна тесная связь мотивации деятельности с ценностно-смысловой сферой субъекта деятельности.

Бокс остается одним из активно развивающихся видов спорта. Он становится все более агрессивным, темповым, жестким и вместе с тем более зрелищным, что требует повышения уровня физической, тактико-технической, функциональной, психологической подготовленности спортсменов. Тем не менее сегодня, как и прежде, практически нет никаких препятствий для вовлечения в этот вид спорта представителей женского пола. Требования для их отбора в соответствующие спортивные секции, построения тактики и выбора методов подготовки, формирования высокого уровня спортивного мастерства заставляют обратиться к важнейшей психологической составляющей деятельности — мотивов, как побудителей действий и деятельности, так и смыслообразующих факторов этой деятельности.

Обратившись к этой проблеме, и осуществив эмпирическое исследование, мы получили данные, потвердившие нашу гипотезу о различиях в ценностно-смысловой сфере и мотивации занятий боксом у мужчин и женщин. Особое внимание мы обратили на то, что боксеры-мужчины достоверно выше, чем боксеры-женщины, ценят счастливую семейную жизнь, наличие хороших и верных друзей, общественное признание и любовь, честность, ответственность, образованность и смелость в отстаивании своего мнения. Для боксеров-мужчин более значимыми, чем для боксеров-женщин, являются такие мотивы занятия спортом, как мотивы общения, мотивы приобретения полезных умений и знаний, а также мотив физического самоутверждения.

Боксеры-женщины достоверно выше, чем мужчины, ценят красоту природы и искусства, интересную работу, жизненную мудрость, развлечения, эффективность в делах, терпимость и жизнерадостность. У них значимо выше показатели осмысленности жизненных целей, осмысленности процесса жизни и веры в свои способности строить свою жизнь в соответствии со своими представлениями о ее смысле. Для боксеров-женщин более значимыми являются такие мотивы занятия спортом, как получение материальных благ, улучшение самочувствия и здоровья, направленность на коллектив, а также мотивы: спортивно-познавательный, социально-эмоциональный, подготовки к профессиональной деятельности и гражданско-патриотический.

Список литературы

1. Джероян, Г. О. Моральная и специальная психическая подготовка боксеров юношей и юниоров / Г. О. Джероян // Бокс, кикбоксинг, рукопашный бой. — Москва : Инсан, 1999. — С. 347—367.

2. Иванников, В. А. Основы психологии : курс лекций / В. А. Иванников. — Москва, 2010.

3. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. — Санкт-Петербург, 2011.

4. Ильин, Е. П. Психология спорта / Е. П. Ильин. — Санкт-Петербург, 2011.

5. Ильина, Н. Л. Динамика мотивации на протяжении спортивной карьеры : дис. ... канд. психол. наук / Н. Л. Ильина. — Санкт-Петербург, 1998.

6. Ильинский, С.В. Особенности мотивации спортсменов в различных видах спорта / С. В. Ильинский // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Психология. — 2013. — № 1. — С. 75—84.

7. Кил, К. Дж. Гендерный анализ мотивации детей к занятиям тхэквондо / К. Дж. Кил // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. — 2011. — Вып. 4 (74). — С. 78—81.

8. Леонтьев, А. Н. Деятельность, сознание, личность / А. Н. Леонтьев. — Москва, 2015.

9. Леонтьев, Д. А. Тест смысложизненных ориентаций / Д. А. Леонтьев. — Москва, 2000.

10. Лисицын, В. В. Некоторые аспекты психологической подготовки высококвалифицированных женщин-боксеров / В. В. Лисицын // Научно-теоретический журнал «Ученые записки». — 2014. — № 1 (107). — С. 84—92.

11. Магомед-Эминов, М. Ш. Мотивация достижения: структура и механизмы : дис. ... канд. психол. наук / М. Ш. Магомед-Эминов. — Москва, 1987.

12. МакКлелланд, Дж. Мотивация человека / Дж. МакКлелланд. — Санкт-Петербург, 2007.

13. Палайма, Ю. Ю. Опыт исследования относительной силы мотива и формирования соревновательной установки у спортсмена / Ю. Ю. Палайма // Психология и современный спорт : сб. науч. статей. — Москва, 1993. — С. 86—89.

14. Практическая психодиагностика. Методики и тесты / Ред.-сост. Д. Я. Райгородский. — Самара, 2001.

15. Пуни, А. Ц. Проблема личности в психологии спорта / А. Ц. Пуни. — Москва, 1998.

16. Романенко, М. И. Бокс / М. И. Романенко. — Киев, 2008.

17. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. — Санкт-Петербург, 2018.

18. Синьков, В. А. Бокс: первые шаги / В. А. Синьков. — Ростов-н/Д, 2004.

19. Тропников, В. И. Методика «Изучение мотивов занятия спортом» / В. И. Тропников. — URL: https://mybelovka.ru/info/test/motiv.php (дата обращения 18.10.2021).

20. Шаболтас, А. В. Мотивы занятий спортом высших достижений в юношеском возрасте : дис. ... канд. психол. наук / А. В. Шаболтас. — Санкт-Петербург, 1998.

Сведения об авторе

Бозаджиев Владимир Лукьянович — кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры психологии факультета психологии и педагогики, Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия. psy@csu. ru

Bulletin of Chelyabinsk State University. Education and Healthcare. 2021. № 4 (16). Р. 13—22.

Boxing motivation in men and women

V. L. Bozadzhiev

Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia, psy@csu. ru

The article presents the results of an empirical study aimed at identifying differences in the motivation of boxing of men and women. The data on the presence of such differences in the motives of communication, physical self-affirmation, improvement of well-being and health, sports-cognitive, socio-emotional and other motives were obtained. There are also differences in such values as a happy family life, entertainment, public recognition, having friends, focus on the team, the beauty of nature and art, etc.

Keywords: motives and motivation; values; meaning-life orientations; sports activity; male and female athletes.

References

1. Dzheroyan G. O. Moral'naya i special'naya psihicheskaya podgotovka bokserov yunoshej i yuniorov [Moral and special mental training of youth boxers and juniors]. Boks, kikboksing, rukopashnyj boj [Boxing, kickboxing, hand-to-hand combat]. Moscow, Insan, 1999. Pp. 347—367. (In Russ.)

22

B. H. Eo3ad^ueB

2. Ivannikov V.A. Osnovy psihologii [Fundamentals of Psychology]. Moscow, 2010. (In Russ.)

3. Il'in E. P. Motivaciya i motivy [Motivation and motives]. St. Petersburg, 2011. (In Russ.)

4. Il'in E. P. Psihologiya sporta [Sports psychology]. St. Petersburg, 2011. (In Russ.)

5. Il'ina N. L. Dinamika motivacii na protyazhenii sportivnoj kar'ery [Dynamics of motivation throughout a sports career. Thesis]. St. Petersburg, 1998. (In Russ.)

6. Il'inskij S.V. Osobennosti motivacii sportsmenov v razlichnyh vidah sporta [Features of motivation of athletes in various sports]. Vestnik Samarskoj gumanitarnoj akademii. Seriya: Psihologiya [Bulletin of the Samara Academy of Humanities. Series: Psychology], 2013, no. 1, pp. 75—84. (In Russ.)

7. Kil K. Dzh. Gendernyj analiz motivacii detej k zanyatiyam thekvondo [Gender analysis of children's motivation to practice taekwondo]. Uchenye zapiski universiteta imeni P. F. Lesgafta [P. F. Lesgaft University Scholarly Notes], 2011, no. 4 (74), pp. 78—81. (In Russ.)

8. Leont'ev A. N. Deyatel'nost', soznanie, lichnost' [Activity, consciousness, personality]. Moscow, 2015.

9. Leont'ev D. A. Test smyslozhiznennyh orientacij [Life-Sense Orientation Test]. Moscow, 2000. (In Russ.)

10. Lisicyn V. V. Nekotorye aspekty psihologicheskoj podgotovki vysokokvalificirovannyh zhenshchin-bokserov [Some aspects of psychological training of highly qualified female boxers]. Nauchno-teoreticheskij zhurnal «Uchenye zapiski» [Scientific-theoretical journal "Scientific notes"], 2014, no. 1 (107), pp. 84—92. (In Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Magomed-Eminov M. Sh. Motivaciya dostizheniya: struktura i mekhanizmy [Motivation for achievement: structure and mechanisms. Thesis]. Moscow, 1987. (In Russ.)

12. MakKlelland Dzh. Motivaciya cheloveka [Human motivation]. St. Petersburg, 2007. (In Russ.)

13. Palajma Yu. Yu. Opyt issledovaniya otnositel'noj sily motiva i formirovaniya sorevnovatel'noj ustanov-ki u sportsmen [The experience of studying the relative strength of motive and the formation of a competitive attitude in an athlete]. Psihologiya i sovremennyj sport [Psychology and modern sports]. Moscow, 1993. Pp. 86—89. (In Russ.)

14. Rajgorodskij D. Ya. (ed.) Prakticheskaya psihodiagnostika. Metodiki i testy [Practical psychodiagnostics. Techniques and tests]. Samara, 2001. (In Russ.)

15. Puni A. C. Problema lichnosti v psihologii sporta [The problem of personality in sports psychology]. Moscow, 1998. (In Russ.)

16. Romanenko M. I. Boks [Boxing]. Kiev, 2008.

17. Rubinshtejn S. L. Osnovy obshchej psihologii [Fundamentals of General Psychology]. St. Petersburg, 2018. (In Russ.)

18. Sin'kov V. A. Boks: pervye shagi [Boxing: first steps]. Rostov-na-Donu, 2004. (In Russ.)

19. Tropnikov V. I. Metodika «Izuchenie motivov zanyatiya sportom» [Methodology "Studying the motives of playing sports"]. Available at: https://mybelovka.ru/info/test/motiv.php, accessed 18.10.2021. (In Russ.)

20. Shaboltas A. V. Motivy zanyatij sportom vysshih dostizhenij v yunosheskom vozraste [Motives for playing sports of the highest achievements in adolescence. Thesis]. St. Petersburg, 1998. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.