Научная статья на тему 'Мотивация в системе индивидуально-личностной направленности профессиональной подготовки будущих психологов'

Мотивация в системе индивидуально-личностной направленности профессиональной подготовки будущих психологов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
104
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
MOTIVATION / PROFESSIONAL ACTIVITY / PERSONALITY / INDIVIDUAL ORIENTATION / MOTIVATION OF PROFESSIONAL ACTIVITY / PROFESSIONAL TRAINING OF FUTURE PSYCHOLOGISTS / МОТИВ / МОТИВАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЛИЧНОСТЬ / ИНДИВИДУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / МОТИВАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бугославская А.В.

Статья посвящена изучению сущности мотивации профессиональной деятельности как одного из факторов, обеспечивающих индивидуально-личностную направленность профессиональной подготовки будущих психологов. В работе проанализированы подходы отечественных ученых к определению сущности понятий «мотивация», «мотивация профессиональной деятельности», рассмотрены основные характеристики мотивации профессиональной деятельности, обозначена её роль в профессиональном становлении будущего психолога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOTIVATION IN THE SYSTEM OF PERSONAL ORIENTATION OF PROFESSIONAL TRAINING OF FUTURE PSYCHOLOGISTS

The article is dedicated to a study of the basics of motivation of professional activity as one of the factors providing individual orientation of professional training of future psychologists. The paper analyzes approaches of Russian scientists to the definition of the concepts of “motivation”, “motivation for a professional activity”. The researcher considers the main characteristics of the process of motivation for a professional activity, identifies its role in the professional development of future psychologists.

Текст научной работы на тему «Мотивация в системе индивидуально-личностной направленности профессиональной подготовки будущих психологов»

Библиографический список

1. Biryukova N.V. The modernization project of the mathematics teaching process providing the formation of a personal sense of knowledge for students of non-core areas. Espacios. Vol. 39(#20) Year 2018 Page4

2. Виноградова М.В. Межпредметные связи при обучении математических дисциплин студентов аграрного университета. Сборник статей международной научно-практической конференции: Синтез науки и общества в решении глобальных проблем современности: в 3-х частях 2017: 122 - 125.

3. Жук О.Л. Междисциплинарная интеграция на основе принципов устойчивого развития как условие повышения качества профессиональной подготовки студентов. Весн. Белар. дзярж. ун-та. Сер.4, Фшало^я. Журналстыка. Педагогiка. 2014; 3: 64 - 70.

4. Сиренко С.Н. Развитие общепрофессиональных компетенций студентов на основе междисциплинарной интеграции. Весн. Белар. дзярж. ун-та. Сер.4, Фшало^я. Жур-налстыка. Педагогка. 2015; 1: 83 - 88.

5. Пудовкина Ю.В. Межпредметные связи как средство повышения эффективности процесса обучения студентов математике. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Омск, 2004.

References

1. Biryukova N.V. The modernization project of the mathematics teaching process providing the formation of a personal sense of knowledge for students of non-core areas. Espacios. Vol. 39(#20) Year 2018 Page4

2. Vinogradova M.V. Mezhpredmetnye svyazi pri obuchenii matematicheskih disciplin studentov agrarnogo universiteta. Sbornik statej mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii: Sintez nauki i obschestva v reshenii global'nyh problem sovremennosti: v 3-h chastyah 2017: 122 - 125.

3. Zhuk O.L. Mezhdisciplinarnaya integraciya na osnove principov ustojchivogo razvitiya kak uslovie povysheniya kachestva professional'noj podgotovki studentov. Vesn. Belar. dzyarzh. un-ta. Ser.4, Filalogiya. Zhurnalistyka. Pedagogika. 2014; 3: 64 - 70.

4. Sirenko S.N. Razvitie obscheprofessional'nyh kompetencij studentov na osnove mezhdisciplinarnoj integracii. Vesn. Belar. dzyarzh. un-ta. Ser.4, Filalogiya. Zhurnalistyka. Pedagogika. 2015; 1: 83 - 88.

5. Pudovkina Yu.V. Mezhpredmetnye svyazi kak sredstvo povysheniya 'effektivnostiprocessa obucheniya studentov matematike. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Omsk, 2004.

Статья поступила в редакцию 29.11.18

УДК 371

Bugoslavskaya A.V., senior teacher, Institute of Pedagogical Education and Management, branch of Crimean Federal V.l. Vernadsky University (Armyansk, Russia), E-mail: viza_1986@ukr.net

MOTIVATION IN THE SYSTEM OF PERSONAL ORIENTATION OF PROFESSIONAL TRAINING OF FUTURE PSYCHOLOGISTS. The article is dedicated to a study of the basics of motivation of professional activity as one of the factors providing individual orientation of professional training of future psychologists. The paper analyzes approaches of Russian scientists to the definition of the concepts of "motivation", "motivation for a professional activity". The researcher considers the main characteristics of the process of motivation for a professional activity, identifies its role in the professional development of future psychologists.

Key words: motivation, professional activity, personality, individual orientation, motivation of professional activity, professional training of future psychologists.

А.В. Бугослаеская, ст. преп. каф. педагогики и психологии, Институт педагогического образования и менеджмента (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», г. Армянск, E-mail: viza_1986@ukr.net

МОТИВАЦИЯ В СИСТЕМЕ ИНДИВИДУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ

Статья посвящена изучению сущности мотивации профессиональной деятельности как одного из факторов, обеспечивающих индивидуально-личностную направленность профессиональной подготовки будущих психологов. В работе проанализированы подходы отечественных ученых к определению сущности понятий «мотивация», «мотивация профессиональной деятельности», рассмотрены основные характеристики мотивации профессиональной деятельности, обозначена её роль в профессиональном становлении будущего психолога.

Ключевые слова: мотив, мотивация, профессиональная деятельность, личность, индивидуально-личностная направленность, мотивация профессиональной деятельности, профессиональная подготовка будущих психологов.

Профессиональная деятельность - это сложный многозначный объект, являющийся динамичной, открытой системой. Интегрирующим компонентом, обеспечивающим его жизнедеятельность, является субъект труда, обеспечивающий взаимодействие всех компонентов с учетом многообразия признаков, отражающих её специфику. В контексте реализации подготовки будущих психологов к профессиональной деятельности важнейшее значение отведено индивидуальной направленности личности.

Индивидуально-личностная направленность профессиональной подготовки будущих психологов предусматривает формирование у обучающихся профессионально значимых качеств личности, гуманистической направленности, «диа-логичности» как центрального ее компонента, способности к профессиональной идентификации.

Содержание и сущность профессиональной деятельности начинающего психолога отличается своей спецификой, поскольку он находится на этапе профессионального развития и становления. Профессиональное развитие в данном ключе рассматривается в значении процессов:

- появления в психике человека новых качеств личности;

- овладения человеком новыми профессионально важными качествами;

- изменения ранее сложившегося соотношения профессионально важных качеств личности;

- становления профессиональной позиции студента [1-3].

В этой связи одним из ведущих механизмов активизации индивидуально-личностной направленности профессионального развития будущего психолога выступает мотивация.

На основе анализа психолого-педагогических источников можем заключить, что в отечественной науке на современном этапе нет единого подхода к определению сущности понятия «мотивация».

В.П Асеев мотивацию определяет как совокупность мотивов и побуждений: потребностей, интересов, стремлений, целей, влечений, установок или диспозиций и т. д. [1, с. 76].

В.А. Бодров рассматривает мотивацию профессиональной деятельности как «процесс детерминации деятельности, обусловленный внутренними и внешними факторами» [2, с. 160].

И.В. Доронина понятие «мотивация профессиональной деятельности» определяет в значении системы действий по активизации мотивов профессиональной деятельности личности, для достижения поставленных ею целей [3].

Так, И.А. Зимняя определяет указанное понятие как «процесс, в результате которого определенная деятельность приобретает для индивида известный личностный смысл, создает устойчивость его интереса к ней и превращает внешне заданные цели его деятельности во внутренние потребности личности» [4, с. 97].

Исследователями А.В. Петровским и М.П Ярошевским мотивация понимается как «побуждение, которое вызывает активность организма и определяет её направленность» [5, с. 190].

По мнению Э.А. Непомнящей, мотивация является системой мотивов, образованной на основе выделения ведущего, более развитого мотива [6].

На основе анализа приведенных подходов ученых к определению сущности мотивации уточним, что в данном исследовании нам наиболее импонирует точка

зрения И.А. Зимней, представленная выше. На основе определения сущности мотивации, представленной исследовательницей, обратимся к изучению понятия «мотивация профессиональной деятельности».

Ссылаясь на авторитетное мнение В.А. Мельман в данном исследовании под термином «мотивация профессиональной деятельности» будем понимать «совокупность внутренних и внешних побудительных мотивов, стимулирующих профессиональное поведение личности, определяющих его форму, направленность, интенсивность и продолжительность» [7, с. 273].

Исследуя мотивацию профессиональной деятельности, В.Д. Шадриков подчеркивает роль личностного плана. По мнению ученого, профессиональная мотивация обусловлена:

- мировоззрением;

- убеждениями;

- идеалами;

- потребностями;

- целями личности;

- уровнем притязаний;

- условиями деятельности др. [8].

Исследователь считает, что «в процессе освоения профессии, в ходе обучения и трудовой деятельности происходит развитие и трансформация мотиваци-онной структуры субъекта деятельности. Это развитие идет в двух направлениях: во-первых, общие мотивы личности трансформируются в трудовые; во-вторых, с изменением уровня профессионализации изменяется и система профессиональных мотивов» [9, с. 22].

Библиографический список

На основе теоретических идей В.П. Сладкевича сформулируем основные характеристики мотивации профессиональной деятельности. К ним, по мнению исследователя, относятся:

- множественность, включающая содержание мотивации, обеспечивающей положительное устойчивое отношение к профессиональной деятельности;

- структурность, подразумевающая сочетание определенных видов мотивов;

- иерархичность, под которой понимается ранжирование мотивов по критерию их преимущества в профессиональной деятельности;

- сила («заряд вектора» по интенсивности и глубине осознания мотива);

- устойчивость мотивов (сохранение, а иногда и усиление действенности профессиональной мотивации);

- определенность, подразумевающая индивидуальность содержания профессиональной мотивации личности;

- динамичность, под которой понимается изменение мотивационного вектора как в положительную, так и в отрицательную сторону [9].

Резюмируя вышеизложенное, подведем итог. Рассматривая мотивацию в значении совокупности всех факторов, побуждающих человека к деятельности; комплекса мотивов, стимулирующих форму, вектор, силу и продолжительность профессиональной деятельности личности, мы понимаем ее как неотъемлемый компонент профессиональной деятельности психолога, оказывающий влияние как на сам процесс деятельности, так и на ее эффективность.

1. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. Москва, 1976.

2. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности: учебное пособие для вузов. Москва, 2001

3. Доронина И.В. Мотивация и стимулирование персонала: учебное пособие. Новосибирск, 2005.

4. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов. Москва, 2001.

5. Петровский А.В. Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии: учебное пособие для вузов. Москва, 1998.

6. Непомнящая Э.А. Некоторые вопросы мотивации учебной деятельности в условиях профессионально-ориентированного обучения (в вузе). Вестник Харьковского университета. Иностранные языки. Харьков. 1978; № 170; Вып. 11: 123 - 126.

7. Мельман В.А. Факторы построения комплексной системы мотивации профессиональной деятельности персонала. Коммунальное хозяйство городов: науч.-техн. зб. Харьков: ХНАМГ, 2012; Вып. 104: 272 - 276.

8. Шадриков В.Д. Способности человека. Москва: Издательство «Институт практической психологи». - Воронеж, 1997.

9. Сладкевич В.П. Мотивационный менеджмент. К.: МАУП, 2001.

References

1. Aseev V.G. Motivaciya povedeniya i formirovanie lichnosti. Moskva, 1976.

2. Bodrov V.A. Psihologiya professional'noj prigodnosti: uchebnoe posobie dlya vuzov. Moskva, 2001

3. Doronina I.V. Motivaciya istimulirovanie personala: uchebnoe posobie. Novosibirsk, 2005.

4. Zimnyaya I.A. Pedagogicheskaya psihologiya: uchebnik dlya vuzov. Moskva, 2001.

5. Petrovskij A.V. Yaroshevskij M.G. Osnovy teoreticheskojpsihologii: uchebnoe posobie dlya vuzov. Moskva, 1998.

6. Nepomnyaschaya 'E.A. Nekotorye voprosy motivacii uchebnoj deyatel'nosti v usloviyah professional'no-orientirovannogo obucheniya (v vuze). VestnikHar'kovskogo universiteta. Inostrannye yazyki. Har'kov. 1978; № 170; Vyp. 11: 123 - 126.

7. Mel'man V.A. Faktory postroeniya kompleksnoj sistemy motivacii professional'noj deyatel'nosti personala. Kommunal'noehozyajstvogorodov: nauch.-tehn. zb. Har'kov: HNAMG, 2012; Vyp. 104: 272 - 276.

8. Shadrikov V.D. Sposobnosticheloveka. Moskva: Izdatel'stvo «Institut prakticheskoj psihologi». - Voronezh, 1997.

9. Sladkevich V.P. Motivacionnyjmenedzhment. K.: MAUP, 2001.

Статья поступила в редакцию 28.11.18

УДК 378

Babaeva E.S., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Department of Russian and Foreign Philology, branch of Moscow Pedagogical State University

(Moscow, Russia), E-mail: Elnaras1@rambler.ru

Bulueva Sh.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy and Psychology, Chechen State University (Grozny Russia),

E-mail: sovdat@list.ru

PROFESSIONAL SELF-EDUCATION AS A PEDAGOGICAL PROBLEM. The article examines professional self-education as a pedagogical problem. It is concluded that the formation of readiness for professional self-education is an organic component of specialist training. The inclusion of the student in independent work as a certain form of activity depends largely on the joint efforts of the teacher and the student. Self-education is a necessary and permanent component of the life of a civilized, enlightened person, an occupation or activity, inherent to him throughout the life. Properly organized students ' self-education is essential in addressing the educational and instructional objectives: expanding their horizons, enriching knowledge, stimulates the will, dedication, promotes the development of cognitive interests and improve professional development.

Key words: professional self-education, independent work, future teacher.

Э.С. Бабаева, канд. филол. наук, доц. каф. русской и зарубежной филологии филиала ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный

университет», E-mail: Elnaras1@rambler.ru

Ш.И. Булуева, канд. пед. наук, доц. каф. педагогики и психологии, ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», г. Грозный,

E-mail: sovdat@list.ru

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООБРАЗОВАНИЕ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

В статье изучено профессиональное самообразование как педагогическая проблема. Сделан вывод о том, что формирование готовности к профессиональному самообразованию является органической составляющей подготовки специалиста. Включение студента в самостоятельную работу как определенную форму деятельности во многом зависит от совместных усилий преподавателя и студента. Самообразование - это необходимая и постоянная составляющая жизни цивилизованного, просвещенного человека, занятие или деятельность, присущие ему на всем протяжении жизнедеятельности.

Ключевые слова: профессиональное самообразование, самостоятельная работа, будущий педагог.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.