Научная статья на тему 'Мотивация усыновления у современной женщины'

Мотивация усыновления у современной женщины Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
629
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ORPHAN CHILD / УСЫНОВЛЕНИЕ / ADOPTION / МОТИВАЦИЯ / MOTIVATION / ДИАГНОСТИКА / DIAGNOSIS / РЕБЁНОК-СИРОТА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Маркина О.А.

Психологическая наука уже многие годы занимается изучением проблемы мотивации личности человека. Данным направлением занимались Дж. Аткинсон, К. Мадсен, Е.П. Ильин и др. Также актуальными является вопрос мотивации родительства, места данного явления в мотивационной сфере женщины и мотивации усыновления. Существуют различные мотивы, на основании которых усыновляют детей, однако важно учитывать, что отдельные из них могут негативно сказывать на ребёнке-сироте. В связи с отсутствием единого диагностического инструментария, позволяющего определить мотивацию усыновления, автором были выявлены ведущие мотивы усыновления альтруистический, прагматический, нормативный, кризисный и составлена анкета, позволяющая выявить данную мотивацию. На основании проведённого исследования у усыновителей и женщин без опыта материнства, была определена в качестве доминирующей альтруистическая и нормативная мотивация усыновления, а у родных матерей прагматическая и кризисная.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOTIVATION OF ADOPTION OF A MODERN WOMAN

Psychological science for many years is engaged in the study of problems of motivation of human personality. This direction was studied by J.W. Atkinson, K.B. Madsen, E.P Ilyin and others. The motivation of parenthood, the place of this phenomenon in the motivational sphere of women and the motivation of adoption is relevant in the study. There are various motives on the basis of which children become adopted but it is important to consider that some of them may adversely influence an orphan. Due to the lack of a unified diagnostic tool that allows determining the motivation of adoption, the author has identified the leading reasons for the adoption altruistic, pragmatic, normative, crisis and offered the questionnaire that elicits this motivation. On the basis of the conducted research of adoptive parents and women without experience of motherhood altruistic and normative motivation of adoption was identified as dominant but native mothers has pragmatic and crisis motivation of adoption.

Текст научной работы на тему «Мотивация усыновления у современной женщины»

7. ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование. Available at: http://fgosvo.ru/news/8/1583

8. Бикеева Т.В. Здоровьесберегающая компетентность педагога в аспекте требований «Профессионального стандарта педагога». Молодой учёный. 2017; 5: 468 - 471. Available at: https://moluch.ru/archive/139/39201

9. Корлякова С.Г., Горбачева Т.В., Музыкальная психотерапия как средство здоровьесбережения учащихся. Мир науки, культуры, образования. 2015; 1 (50): 176 - 178.

10. Уильям Броуд. «Научная йога. Демистификация». Москва: Рипол классик, 2013. Availableat: http://modernlib.net/books/uilyam_broud/ nauchnaya_yoga_demistifikaciya/re

11. Блэкберн Э.Э. Эффект Теломер: революционный подход к более молодой здоровой и долгой жизни. Москва, 2017.

12. Сафронов А.Г. Йога: физиология, психосоматика и биоэнергетика: монография. Москва: Ритм Плюс, 2012.

13. Айенгар Б.К.С. Йога-сутрыПатанджали: прояснение. Москва: Альпина нон-фикшн, 2008.

References

1. Doklad Vsemirnoj organizacii zdravoohraneniya. 2018 goda. Available at: http://www.who.int/bulletin/volumes/96/ru/

2. Osnovnye mediko-social'nye pokazatelizdravoohraneniya Stavropol'skogo kraya. Analiticheskij sbornik. Stavropol', 2015. Available at: http:// stgmu.ru/userfiles/depts/public_health/folder/metodichki/Analiticheskij_sbornik_mediko soc_pokazatelej_SK_2014_g_01.07.2015.docx

3. Odinec A.V. Pervichnaya zabolevaemost' i struktura klassov boleznej v Stavropol'skom krae v 2010-2016 gg. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2017; 5. Available at: http://science-education.ru/ru/article/view?id=26936

4. Lisicyn Yu.P. Zdravoohranenie vXX veke: monografiya. Moskva, 2002.

5. Petlenko V.P., Davidenko D.N. 'Etyudy valeologii. Zdorov'e kak chelovecheskaya cennost': uchebnoe posobie. Sankt-Peterburg, 1998.

6. Kuznecova E.N., Hil'ko O.V. Aktual'nost' vnedreniya zdorov'esberegayuschih tehnologij v praktiku raboty pedagogicheskogo vuzov. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya: 2016; 4 (59):182 - 184.

7. FGOS VO po napravleniyu podgotovki 44.03.01 Pedagogicheskoe obrazovanie. Available at: http://fgosvo.ru/news/8/1583

8. Bikeeva T.V. Zdorov'esberegayuschaya kompetentnost' pedagoga v aspekte trebovanij «Professional'nogo standarta pedagoga». Molodoj uchenyj. 2017; 5: 468 - 471. Available at: https://moluch.ru/archive/139/39201

9. Korlyakova S.G., Gorbacheva T.V., Muzykal'naya psihoterapiya kak sredstvo zdorov'esberezheniya uchaschihsya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; 1 (50): 176 - 178.

10. Uil'yam Broud. «Nauchnaya joga. Demistifikaciya». Moskva: Ripol klassik, 2013. Availableat: http://modernlib.net/books/uilyam_broud/ nauchnaya_yoga_demistifikaciya/re

11. Bl'ekbern 'E.'E. 'Effekt Telomer: revolyucionnyjpodhod k bolee molodojzdorovoj i dolgoj zhizni. Moskva, 2017.

12. Safronov A.G. Joga: fiziologiya, psihosomatika ibio'energetika: monografiya. Moskva: Ritm Plyus, 2012.

13. Ajengar B.K.S. Joga-sutry Patandzhali: proyasnenie. Moskva: Al'pina non-fikshn, 2008.

Статья поступила в редакцию 09.07.18

УДК 159.923.2

Markina O.A., postgraduate, Personality Psychology and General Psychology Department, Kuban State University (Krasnodar,

Russia), E-mail: maolala@yandex.ru

MOTIVATION OF ADOPTION OF A MODERN WOMAN. Psychological science for many years is engaged in the study of problems of motivation of human personality. This direction was studied by J.W. Atkinson, K.B. Madsen, E.P. Ilyin and others. The motivation of parenthood, the place of this phenomenon in the motivational sphere of women and the motivation of adoption is relevant in the study. There are various motives on the basis of which children become adopted but it is important to consider that some of them may adversely influence an orphan. Due to the lack of a unified diagnostic tool that allows determining the motivation of adoption, the author has identified the leading reasons for the adoption - altruistic, pragmatic, normative, crisis - and offered the questionnaire that elicits this motivation. On the basis of the conducted research of adoptive parents and women without experience of motherhood altruistic and normative motivation of adoption was identified as dominant but native mothers has pragmatic and crisis motivation of adoption.

Key words: orphan child, adoption, motivation, diagnosis.

О.А. Маркина, аспирантка каф. психологии личности и общей психологии, Кубанский государственный университет,

г. Краснодар, E-mail: maolala@yandex.ru

МОТИВАЦИЯ УСЫНОВЛЕНИЯ У СОВРЕМЕННОЙ ЖЕНЩИНЫ

Психологическая наука уже многие годы занимается изучением проблемы мотивации личности человека. Данным направлением занимались Дж. Аткинсон, К. Мадсен, Е.П. Ильин и др. Также актуальными является вопрос мотивации ро-дительства, места данного явления в мотивационной сфере женщины и мотивации усыновления. Существуют различные мотивы, на основании которых усыновляют детей, однако важно учитывать, что отдельные из них могут негативно сказывать на ребёнке-сироте. В связи с отсутствием единого диагностического инструментария, позволяющего определить мотивацию усыновления, автором были выявлены ведущие мотивы усыновления - альтруистический, прагматический, нормативный, кризисный - и составлена анкета, позволяющая выявить данную мотивацию. На основании проведённого исследования у усыновителей и женщин без опыта материнства, была определена в качестве доминирующей альтруистическая и нормативная мотивация усыновления, а у родных матерей - прагматическая и кризисная.

Ключевые слова: ребёнок-сирота, усыновление, мотивация, диагностика.

Психологическая наука уже многие годы занимается изучением мотивации. Так, Дж. Аткинсон [1] был одним из первых, кто предложил общую теорию мотивации. Данная теория объясняет поведение человека, которое направленно на достижение конкретной цели. К. Мадсен [2] актуальной считал концепцию мотивации, в соответствии с которой человеком движут органические, социальные и другие потребности, посредством реализации которых возможно получить удовольствие от работы.

Е.П. Ильин [3, 4] рекомендует выделять в роли мотива разнообразные психологические феномены, выявленные другими психологами и актуальные для человека в определённый период его жизни (рисунок 1).

Если говорить о мотивации родительства, то данный вопрос также уже много раз поднимался в психологической науке (А.А. Бодалев, В.В. Смолин, В.П. Захарова, др.), обсуждалась адекватность спектра мотивов родительства и связь с материнским отношением. Было утверждено, что максимально эффективным для гармоничного отношения к ребёнку является мотив, направленный на удовлетворение «потребности любить и заботиться», а появление данной потребности является признаком зрелости личности [5, с. 98].

Мотив достижения счастья ребёнка принимает разнообразную смысловую нагрузку в зависимости от характера его отношений с основной направленностью личности. Смысловое напол-

Рис. 1. Психологические феномены, выступающие в роли мотива

нение данного мотива согласуется с содержанием ценностных ориентаций матерей [5, с. 106].

Но малоизученным является вопрос о том, которое место предоставляетсямотивам, которые связанны с родительстеом,в мотивационной сфере женщины, и обладают ли они одинаковую значиыостьла постыжснин всей жизня [5, с. 98].

Важным и актуальным является вопрос мотивации усыновлен ля [6],

В науке выделены разнообразные мотивы создания заме-щающейсемьи[7,с. 29]. Жнманитвзятьдебёнка-сироту укажмо-го человека может возникнуть при различных обстоятельствах. Прояедёнеызионледовзнияакизывнют. зсн псинимаютвтемью детей-сирот как от недостатка общения, любви и полноты жизни, так н от иьбытко тзыжесомысчуксыв [8,ы.22].

Однакт вaмноoтмтоиты, нтуоыдтльнынмооивыыёгугнеса-тивно сказываться на развитии взаимоотношений в семье и в конечоом.ез^ьтате привести к возврату ребёнка в детский дом, когда другие способствуют успешному развитию взаимоотношений между усыи-тотал ялииреЬёнком.

В качестве примера можно рассматривать представленные специылиитзми Цензыаобучснис о иccмeдoвивмйзиыблзм дее-ского благосостояния (Москва) группы мотивов усыновления [9, с. 129о

1) стремление изменить структуру семьи,

2)жёлaнзёcaмopeолёзтвaтоня ,

3) общегуманистические мотивы помощи.

При этом даноыемотзиы можжсак нннсоМтбвова^у—еш-ному воспитанию ребёнка, так и приводить в будущем к трудностям.

Так к мотивам, способствующим успешному воспитанию ребёнкн, можнт отоестинереожизаванное маысриостсти жтсут-ствие (^oв^тыюзы)[ детео ел(^ожыа1^иа иоeоёлсльше,бтыeёв те до конца реализованный родительский потенциал, другие.

А к мотиваы, от.ио^тельнт cвaзы.вcюшнмcя наразвиеси взс-имоотношений в замещающей семье, относятся:

1) стремвениыумзчшcтлвoзёмooинoшeнинвceмьз ио-изот-сутствия детей,

2) )кeлёьиз зaпнмыитьнпиётoB бoм».-игди раыьые дееи смн выросли, и стало скучно жить,

3)гoтензocныбзятыдe тпии^млистж.

4) стремление заполнить пустоту после потери собственного рлбёнзн.

5) желание избежать одиночества и т. д. [8, с. 22 - 23].

снда «Виктория» предлагают разделение мотивов принятия ребёнка на две группы:

1) мотивы, которые связанны с потерями (смерть родного ребёнка, отсутствие у одинокой женщины собственной семьи и т. д.) [10, с. 39 - 40],

2) мотивы, которые связаны с приобретением (психологическая или материальная выгода, стремление реализовать педагогические способности и т. д.) [10, с. 40 - 41].

Исследователями Н.А. Палиевой, В.В. Савченко и Г.Н. Со-ломатиной был предложен тест-опросник «Мотивация выбора

приемного ребёнка», в основе которого распределены мотивы усыновления на несколько категорий [11, с. 134]: гармоничный, альтруистический, акизитивный, нормативный и эгоцентричный. Однако данный инструмент содержит прямые вопросы («Вы потеряли родного ребёнка в результате несчастного случая или болезни», «Вы надеетесь, что материальная помощь государства поможет улучшить благосостояние Вашей семьи», др.), которые могут вызвать определенное сопротивление со стороны диагностируемого и, как следствие, получение иска-женныхрезультатов.

Благодаря анализу вышеизложенного нами были выделены следующие четыре вида мотивации усыновления, на основании которых формируются родительские установки замещающего родителя с ребёнком-сиротой: альтруистическая, прагматическая, нормативная, кризисная. И данные мотивы стали основой для разработки блоков вопросов анкеты.

Но важно понимание, что в основе желания взять ребёнка в семью в большинстве случаев лежит не один, а несколько взаимосвязанных друг с другом мотивов. И в случае, если конструктивные мотивы сочетаются с неконструктивными, важно понимание, какой из данных мотивов является ведущим, и в какой степени мотивация и ожидания кандидатов в усыновители могут быть скорректированы в процессе их оценки и подготовки [9, с. 130].

В связи с фактом, что проведенные ранее исследования подтверждают, что именно женщины максимально мотивированы (70%) взять ребёнка в семью [12], целью наше исследования является мотивация усыновления у трех групп женщин: 1) женщин-усыновителей, 2) матерей, у которых-двое родных детей, и 3) женщин без опыта материнства.

МАТЕРИАЛЫИМЕТОДЫ

Были исследованы: 50 женщин в возрасте от 29 до 39 лет, усыновивших ребёнка и проживающих с ним дольше 1,5 лет (возраст детей не превышает 14 лет); 50 матерей в возрасте от 24 до 41 года, у которых - двое родных детей в возрасте от 3 до 14 лет; 50женщин безопытаматеринстваввозрасте 18- 19 лет.

В исследовании использовалась специально разработанная анкета, изучающая особенности мотивации усыновления: альтруистической, прагматической, нормативной и кризисной. Анкета состоит из 25 вопросов, среди вариантов-ответов на которые диагностируемому необходимо оценить либо выбрать подходящий ему. Структура анкеты включает в себя указанные четыре мотива (шкалы). Распределение баллов между предлагаемыми ответами позволяет «уравновесить» количество вопросов, которое распределено по четырем шкалам. Выбирая ответы на вопросы, диагностируемый набирает определенное количество баллов, что далее позволяет выявить доминирующий мотив усыновления. В случае, когда мотивы развиты в равной степени, можно говорить о наличии гармоничной мотивации.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Благодаря использованию разработанной анкеты была выявлена иерархия мотивации усыновления у трех групп диагностируемых (Рисунок 2):

Рис. 2. Доминирующие мотивации усыновления

1) у усыновителей выявлена мотивация в следующей последовательности: 1. Альтруистическая {р0%У, 2. В равной степен и альтруистическая и нормативная (22%); 3. Нормативная (18%);

2) у родных матерей: 1. Прагматическая (46%); 2. Кризисная (26%); 3. Альтруистическая (12%); 4. Нормативная (6%); 5. В равной степени прагматическея и кризисная(6%); б.Врав-ной степени альтруистическая и нормативная (4%).

С)ужетщит безорыта материнства: 1.Вямтяуистическтя (38%); 2. Нормативная (28%); 3. Прагматическая (16%); 4. В рав-нойстемениаиттанрстическаяи нормативная (12%); 5. Кризисная (6%).

Таким нбрапом.Мыли опре%еыуныдоминирующие мотитч-ции усыновления.

Срсдсттвлстбыерезыл анатыуказы втемчмоутсынмыиаелей и женщин без тпыти мытеринктва зоминиы%ющтмирылаюкся альтруистическая и нормативная мотивации усыновления, когда у ро^ытлатм^й - пбагмaвичыриaяикpииичнеа.

Доминирование альтруистической мотивации у усыновителей при их йбапмодеасттин сеебмчкрм-ми%отуйиу женщин без опыта материнства в их представлениях позволяет говорить о том.скотакие юынщмныттбелртмы мнесималзно защиватмре-бёнка и оказать ему необходимую помощь, создавая благопри-ятаынусловоящляеиорызаекияб Диагностируемые фокусом своих усилий делают интересы и благополучие ребёнка. Смысловыми детермтнанмсымеммтрсрзмт учсыновсеелрй и %енщиы без опыта материнства могут быть: мотив сочувствия, который предполагает сопереживание возможному улучшению состояния объекта помощи (ребёнка), и мотив морального долга, который в своем основании имеет чувство ответственности за усыновленного ребёнка перед собой, другими людьми.

Также важно различать у диагностируемых ситуативное влияние альтруистических эмоциональных переживаний на оказание помощи и устойчивое эмоциональное отношение к бедственному положению ребёнка-сироты.

Второй доминирующей мотивацией усыновления у усыновителей и женщин без опыта материнства выявлена нормативная мотивация.

Таким образом, можно утверждать, что усыновителями и женщинами без опыта материнства семья расценивается как социальный институт, в котором люди выполняют определенные социально значимые функции, обеспечивающие совместное достижение целей. И на определенном этапе развития необходимым является появление ребёнка, поскольку репродуктивная функция является основной функцией семьи, выполняемой наряду с воспитательной.

Усыновители и женщины без опыта материнства выделяют значимость ролевых отношений в семье, и нормативный мотив регулирует поведение человека в связи с тем, что социальные мотивы побуждают достигать определенного социального ста-

туса для получения одобрения со стороны своей социальной группы и соответствия требованиям общественной морали. В представлениях диагностируемых семьи занимают позицию повышенной моральной ответственности, что может заставить их усыновленных детей выполнять функцию чрезмерной нагрузки, а это, в свою очередь, может негативно отражаться на их психическом и физическом здоровье. Такие матери могут не учитывать особенности развития детей-сирот, что негативно скажется на взаимоотношениях с ними, и деформируется психологическая близость между замещающими родителями и детьми.

В свою очередь, доминирование прагматической мотивации усыновления у родных матерей выявляет факт, что усыновление рассматривается ими со стороны его полезности и эффективности для таких женщин, которые делят все проявления человеческой личностинаполезныеибесполезные.

Данная диагностируемая группа может игнорировать такие черты личности человека, как альтруизм, способность жертвовать собственными интересами ради ребёнка-сироты. А само усыновление может рассматриваться со стороны двух типов прагматической мотивации: инструментальной, что подразумевает отношение к усыновлению как к средству зарабатывания денег; и комфортно-ориентированной, что означает ориентацию на обеспеченную старость и отсутствие одиночества.

Родные матери рассчитывают, что все вкладываемое в усыновление (силы, время, деньги) должно своевременно окупиться материальной прибылью или моральной выгодой.

Одновременно важно понимание, что такие матери могут оказывать заботу сироте в большей степени по сравнению с другим человеком, не отдавая себе в этом отчета, но надеясь получить аналогичную ответную реакцию от усыновленного ребёнка.

Второй доминирующей мотивацией усыновления у родных матерей выявлена кризисная мотивация. Такая мотивация может рассматриваться с четырех позиций: ухудшение супружеских отношений, образование «пустого гнезда», одиночество и смерть родного ребёнка.

При доминировании кризисной мотивации в случае ухудшения супружеских отношений можно говорить о том, что на первом плане у диагностируемых - супружеские отношения в случае обострения нерешенных супружеских проблем. Для таких матерей ребёнок является средством налаживания деформирующихся супружеских отношений, однако в такой ситуации усыновленный может стать лишь очередным поводом для конфликта, но не для сплочения супругов.

В случае образования «пустого гнезда» (уход из дома последнего ребёнка) у родных матерей появляется чувство потерянности, ненужности или же пустоты, нарушается установление нового баланса близости-отдаленности, и происходит изменения ролевой структуры семьи, если не были реализованы родительские позиции в подвижных коммуникациях с ребёнком.

У одиноких диагностируемых, не сумевших создать или же сохранить семью, кризисная мотивация предполагает, что ребёнок-сирота воспринимается в качестве значимого партнера, с которым возможно установление отношения близости и доверия, и в качестве источника положительных эмоциональных переживаний и опоры в старости.

Если же диагностируемые пережили смерть родного ребёнка, то благодаря усыновлению они стремятся поскорее восполнить жизненную пустоту и смысловой вакуум, образовавшийся в их жизни. Такая мотивация может стать причиной трудностей детско-родительских отношений у таких матерей. Идеализация прошлого и постоянное сравнение диагностируемыми своего собственного и усыновленного ребёнка может привести к разочарованию и отвержению ребёнка-сироты.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Резюмируя вышеизложенное, можно сказать, что альтруизм выявлен доминирующим мотивом у диагностируемых усыновителей. Руководствуясь им, такие матери стремятся предоставить ребёнку-сироте все необходимые условия для его интересов и развития. А при доминировании нормативной мотивации усыновители большое значение придают семье, как социальному ин-

Библиографический список

ституту и стремятся максимально эффективно выполнять свои социальные роли.

У родных матерей доминирующими выявлены прагматическая и кризисная мотивации усыновления, что может свидетельствовать о том, что такие матери рассматривают усыновление со стороны его полезности, эффективности или же в качестве средства решения проблем личного характера. Доминирование таких мотиваций при усыновлении может привести к возврату ребёнка в детский дом, а значит, появлению вторичного сиротства. Таким образом, родные матери не являются схожими по вопросу мотивации усыновления с усыновителями.

Однако у женщин без опыта материнства выявлены схожие с усыновителями мотивы усыновления, что позволяет утверждать, что при дальнейшей эффективной работе с такими женщинами возможно выявление и дальнейшее диагностирование и сопровождение кандидатов в усыновители.

Инструмент, использованный для диагностики мотивации усыновления у усыновителей, родных матерей, у которых - двое родных детей, и женщин без опыта материнства, может быть использован при диагностике кандидатов в усыновители.

1. Atkinson J.W. An introduction to motivation. Princeton, N.Y.: Van Nostrand, 1964.

2. Madsen K.B. Modern theories of motivation. A comparative metascientific study. Copenhagen: Munksgaard, 1974.

3. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. Санкт-Петербург: Питер, 2000.

4. Ильин Е.П. Сущность и структура мотива. Психологический журнал. 1995; Т. 16, № 2: 27 - 41.

5. Захарова Е.И. Особенности мотивационной сферы матерей с детьми младенческого, раннего и дошкольного возраста. Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2011; 2: 97 - 109.

6. Петрановская Л.В. Минус один? Плюс один! Приёмный ребёнок в семье. Санкт-Петербург: Питер, 2015.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Трофимова Е.В., Хахлова О.Н. Успешное замещающее родительство: книга для приемных родителей. Уфа, 2015.

8. Абросова Л.М. Методические материалы по подготовке приемных родителей. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургская общественная организация «Врачи детям», 2006.

9. Абросова Л.М. Методические рекомендации по подготовке и сопровождению замещающих семей. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургская общественная организация «Врачи детям», 2010.

10. Николаева Е.И. Навстречу ребёнку. Пособие для принимающих родителей. Москва: Проспект, 2010.

11. Палиева Н.А., Савченко В.В., Соломахина Г.Н. Мотивация принятия приемного ребёнка в замещающую семью. Общество. Среда. Развитие. 2011; 1: 132 - 137.

12. Майн Н.В. Индивидуальная и межпоколенческая психотравматизация кандидатов в замещающие родители. Диссертация кандидата психологических наук. Москва, 2017.

References

1. Atkinson J.W. An introduction to motivation. Princeton, N.Y.: Van Nostrand, 1964.

2. Madsen K.B. Modern theories of motivation. A comparative metascientific study. Copenhagen: Munksgaard, 1974.

3. Il'in E.P. Motivaciya imotivy. Sankt-Peterburg: Piter, 2000.

4. Il'in E.P. Suschnost' i struktura motiva. Psihologicheskij zhurnal. 1995; T. 16, № 2: 27 - 41.

5. Zaharova E.I. Osobennosti motivacionnoj sfery materej s det'mi mladencheskogo, rannego i doshkol'nogo vozrasta. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 14: Psihologiya. 2011; 2: 97 - 109.

6. Petranovskaya L.V. Minus odin? Plyus odin! Priemnyj rebenok v sem'e. Sankt-Peterburg: Piter, 2015.

7. Trofimova E.V., Hahlova O.N. Uspeshnoe zameschayuschee roditel'stvo: kniga dlya priemnyh roditelej. Ufa, 2015.

8. Abrosova L.M. Metodicheskie materialy po podgotovke priemnyh roditelej. Sankt-Peterburg: Sankt-Peterburgskaya obschestvennaya organizaciya «Vrachi detyam», 2006.

9. Abrosova L.M. Metodicheskie rekomendacii po podgotovke i soprovozhdeniyu zameschayuschih semej. Sankt-Peterburg: Sankt-Peterburgskaya obschestvennaya organizaciya «Vrachi detyam», 2010.

10. Nikolaeva E.I. Navstrechu rebenku. Posobie dlya prinimayuschih roditelej. Moskva: Prospekt, 2010.

11. Palieva N.A., Savchenko V.V., Solomahina G.N. Motivaciya prinyatiya priemnogo rebenka v zameschayuschuyu sem'yu. Obschestvo. Sreda. Razvitie. 2011; 1: 132 - 137.

12. Majn N.V. Individual'naya i mezhpokolencheskaya psihotravmatizaciya kandidatov v zameschayuschie roditeli. Dissertaciya kandidata psihologicheskih nauk. Moskva, 2017.

Статья поступила в редакцию 17.07.18

УДК 316.347:351(4/5+571.1/.5)

Matis V.I., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia), E-mail: vmatis@rambler.ru

STATE ETHNIC POLICY AND A PERSONALITY'S SOCIAL ALIENATION. In the article, based on the analysis of literature and statistical data obtained as a result of studies conducted by the scientific school "Polycultural Approach in Education and the Cultural Sphere", the phenomenon of alienation, on the one hand, is presented as a general cultural and deterministic cultural, national, educational, economic policy of the state and depends on some concrete historical conditions. On the other hand, the alienation as a social phenomenon takes place in all spheres of a person's life and activity regardless of the social status or national origin. The author's operative interpretation of the concept of alienation and its rationale in the author's publications is given. The materials show the existence of the problem and the need to solve it for the promotion of society along the democratic path. The sanation of alienation largely depends on an understanding of the causes and ways of overcoming it in a society by a specific person.

Key words: national, educational, economic policy of state, alienation, sanation of alienation, operational interpretation of concept of alienation, contemporary problems of alienation of the individual, overcoming alienation in the field of national relations.

В.И. Матис, д-р пед. наук, проф., Алтайский государственный институт культуры, г. Барнаул,

E-mail: vmatis@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.