Научная статья на тему 'Мотивация учебной и производственной деятельности'

Мотивация учебной и производственной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
930
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / ИНТЕРЕС / ШКОЛА / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВА-НИЕ / ПРОИЗВОДСТВО / СТИМУЛИРОВАНИЕ / УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Подгорный Н.А., Иванова Т.А.

В статье рассматривается проблема мотивации от-сутствие интереса учащихся к учебной деятельности. Показано, что успешность мотивации является решающим условием достижения успеха.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Подгорный Н.А., Иванова Т.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мотивация учебной и производственной деятельности»

ПЕДАГОГИКА

УДК 376.1

МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Н.А. Подгорный, Т.А. Иванова

Аннотация. В статье рассматривается проблема мотивации - отсутствие интереса учащихся к учебной деятельности. Показано, что успешность мотивации является решающим условием достижения успеха.

Ключевые слова: мотивация, интерес, школа, высшее образование, производство, стимулирование,удовлетворенность.

Abstract. The article deals with the problem of motivation - lack of student interest in learning activities. It is shown that the success of motivation is crucial to success.

Keywords: motivation, interest, school, higher education, manufacturing, promotion, satisfaction.

Любая деятельность протекает более эффективно и дает качественные результаты, если при этом у личности имеются сильные, яркие, глубокие мотивы, вызывающие желание действовать активно, с полной отдачей сил, преодолевать неизбежные затруднения, неблагоприятные условия и другие обстоятельства, настойчиво продвигаясь к намеченной цели.

Проблема мотивации является актуальной. Это происходит потому, что необходимость внедрения в практику психологических исследований, выход к реальному поведению человека, к его регуляции требует сегодня познания закономерностей поведения человека, особенно в отношении побуждений и их реализации. Также назрела необходимость раскрытия связей внутренних мотивационных тенденции человека к действию с социальной детерминации его психики.

Следует различать понятия мотив и цель. Цель - это предвидимый результат, представляемый и осознаваемый человеком.

Мотив - побуждение к достижению цели.

В настоящее время существует множество трактовок мотивации, что нередко затрудняет однозначное ее понимание.

<д|Ь>

Мотивация (в широком смысле) - это все, что вызывает активность человека: его потребности, инстинкты, влечения, эмоции, установки, идеалы и т. п.

Мотивацию также можно определить как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность.

Рассмотрим мотивационные процессы в трех процессах:

1. В процессе обучения в школе.

2. В процессе получения высшего образования.

3. В процессе производственной деятельности.

1. Мотивация в школе

Выделяют несколько типов мотивации в процессе обучения в школе. Это прежде всего отрицательная и положительная мотивация.

1) Под отрицательной мотивацией подразумевают побуждения школьника, вызванные осознанием определенных неудобств и неприятностей, которые могут возникнуть, если он не будет учиться. Такая мотивация не приводит к успешным результатам.

2) Мотивация, имеющая положительный характер, но также связанная с мотивами, заложенными вне самой учебной деятельности. Эта мотивация выступает в двух формах.

■ В одном случае такая положительная мотивация определяется весомыми для личности социальными устремлениями.

■ Другая форма мотивации определяется узколичными мотивами: одобрение окружающих, путь к личному благополучию и т.п.

П. М. Якобсон предложил для мотивов учебной деятельности свою классификацию.

1) «Отрицательные». Под этими мотивами он понимал побуждения учащегося, вызванные осознанием определенных неудобств и неприятностей, которые могут возникнуть в том случае, если он не будет учиться. Здесь мотивация осуществляется по принципу «из двух зол выбрать меньшее».

2) «Внеучебная ситуация», имеющая положительное влияние на учебу. Воздействия со стороны общества формируют у учащегося чувство долга, которое обязывает его получить образование и стать полноценным гражданином, полезным для страны, для своей семьи.

3) «Процесс учебной деятельности», который побуждает потребность в знаниях, любознательность, стремление познавать новое. Учащийся получает удовлетворение от роста своих знаний при освоении

нового материала; мотивация учения отражает устойчивые познавательные интересы [6, с. 273].

Важно, чтобы весь процесс обучения вызывал у ребенка интенсивное и внутреннее побуждение к знаниям, напряженному умственному труду.

Помимо субъективных причин, обусловленных особенностями школьников, могут иметь место объективные причины, связанные с деятельностью самого учителя.

Мотивы учебной деятельности - это все факторы, обусловливающие проявление учебной активности.

Основными факторами, влияющими на формирование положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности, по мнению Е.П. Ильина, являются:

■ содержание учебного материала;

■ организация учебной деятельности, включающей три основных этапа: мотивационный, операционально-познавательный, рефлексивно-оценочный;

■ коллективные формы учебной деятельности;

■ оценка учебной деятельности;

■ стиль педагогической деятельности [2, с. 89].

Каждый педагог сталкивается с такой проблемой, как отсутствие интереса некоторых учащихся к учебной деятельности. Поэтому одной из основных задач учителя должно быть повышение в структуре мотивации учащегося «удельного веса» внутренней мотивации учения. Развитие внутренней мотивации учения происходит как сдвиг мотива на цель учения.

Роль отметки как цели учения с возрастом меняется. Меняется с возрастом и соотношение между мотивациями на приобретение знаний и получение хороших отметок.

Таким образом, через мотивацию формируется определенное отношение учащихся к учебному предмету и осознается его ценностная значимость для личностного развития и через формирование положительной мотивации можно значительно улучшить качественные показатели познавательных процессов.

2. Мотивация в процессе получения высшего образования

Учебная мотивация в высших учебных заведениях - это частный вид мотивации, включенный в учебную деятельность. Учебная мотивация определяется комплексом факторов:

<д|Ь>

МФЮА

■ во-первых, самой образовательной системой, образовательным учреждением;

■ во-вторых, организацией образовательного процесса;

■ в-третьих, субъектными особенностями обучающегося;

■ в-четвертых, спецификой учебной дисциплины.

Результаты многих исследований, показывают, что ведущими мотивами учения студентов являются «профессиональные» и «познавательные» мотивы.

Необходимым условием для создания у студентов интереса к содержанию обучения и к самой учебной деятельности выступает возможность проявить в учении самостоятельность и инициативность. Чем активнее методы обучения, тем легче заинтересовать ими обучающихся.

Для организации самостоятельной познавательной деятельности важно, чтобы обучающиеся владели следующими умениями:

■ самостоятельно приобретать знания, пользуясь разнообразными источниками;

■ работать с этой информацией в удобное для него время;

■ применять добытые знания в ходе решения разнообразных проблем;

■ взаимодействовать с преподавателем по наиболее значимым и сложным вопросам усваиваемого фрагмента учебного курса;

■ постоянно в ходе работы над учебным курсом возвращаться к пройденному, изучая его каждый раз с новых позиций и более глубоко.

Мотивация определяет содержательную избирательность в учебной деятельности, влияет на выбор преференциальных факторов, т.к. настоящие мотивы лучше проявляются в ситуации выбора. Селективная функция мотивации обеспечивает согласование условий и средств, которые необходимые для ее поддержки. Поэтому разработка методики изучения потребностей, интересов, целей, деструктивных, стимулирующих факторов как основных компонентов мотивационной сферы субъекта является важнейшим компонентом обучения.

Таким образом, мотивационные механизмы представляют систему взаимодействующих факторов, средств, структур, отношений и связей. Для обеспечения эффективности обучение необходимо, чтобы особенности построения и организации учебного процесса на разных этапах образования отвечали мотивационной сфере студента. Повышение роли мотивации в учебном процессе необходимое потому, что именно ею поясняется интенсивность в осуществлении избранного действия, активность в достижении результата и цели деятельности.

3. Мотивация на производстве

Существующие теории мотивации, как показывает практика не помогают в решении реальных проблем мотивации, возникающих у руководителей и, тем более, в разработке гармоничной системы мотивации.

В. Бовыкин ставит проблему мотивации персонала в настоящее время во главу угла, отмечая, что «путь... к наивысшей эффективности процесса управления лежит только через решение проблемы эффективной мотивации труда...» [1, с. 87].

Решить проблему мотивации можно только внедрив действенный механизм мотивации труда работников. Однако очевидно, что для формирования действенной стратегии мотивации персонала в настоящее время, требуется коренной пересмотр традиционно бытующих на предприятиях трудовых отношений между работником и предпринимателем.

Мескон М.Х. в своем труде «Основы менеджмента» пишет: «Мотивация - процесс стимулирования самого себя и других на деятельность, направленную на достижение индивидуальных и общих целей организации» [4, с. 247].

В повышении мотивация на производстве выделяют три типа кадровой политики в управлении заинтересованностью персонала в своем труде:

■ Преобладание системы стимулирующих воздействий на персонал организации. В этом случае организация делает упор на использование различных стимулов (как правило, материальных) для повышения заинтересованности сотрудников организации в производительном труде. Необходимо обеспечить однозначную связь между результатами труда и заработной платы.

■ Преобладание системы мотивационного управления персоналом организации. В данном типе кадровой политики предполагается ведущий акцент, связанный с мощной идеологической деятельностью руководства внутри организации, с актуализацией бескорыстного энтузиазма работников и т.п.

■ Гармоничное сочетание комплекса стимулирующих воздействий и мотивационного управления персоналом при охватывающем характере мотивационной политики. Этот подход можно считать наиболее оптимальным, снимающим крайности первых двух подходов.

Направленность системы мотивации труда должна соответствовать стратегии кадрового управления, а стратегия кадрового управления должна вписываться в общую стратегию деятельности организации.

<glb>

Система мотивации труда должна учитывать особенности внешних по отношению к организации условий.

Основные аспекты стимулирования на производстве:

1. Работа исполнителя в строгом соответствии с предписаниями задания или нормы.

2. Отклонение от нормы, имеющее положительный характер для организации, должно поощряться доплатой (бонусом).

3. Отклонение от нормы, имеющее негативный характер для организации, нарушение норм без существенного ущерба организации должно вести к вычетам или удержания из заработной платы.

4. Выработка рационального предложения работником должно вести к прогрессивному бонусу.

Механизм оптимального стимулирования должен обладать способностью гибкого и адекватного реагирования на изменения внешних и внутренних для организации условий разного рода.

Таким образом, рассмотрев вопросы мотивации учеников, студентов и работников, можно сделать выводы о том, что:

1. Мотивация - одно из важнейших средств успешного обучения, как в школе, так и в высших учебных заведениях. Она имеет важное значение и на производстве.

2. Успешность мотивационных процессов, в конечном итоге, является решающим условием достижения успеха в обучении и в выполнении производственных заданий.

3. Высшей оценкой деятельности педагогов и руководителей является желание обучаемых учиться как можно лучше и удовлетворенность выполненной работой и ее оценкой у работников.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бовыкин В.И. Новый менеджмент: (управление предприятием на уровне высших стандартов; теория и практика эффективного управления). - М., 2007.

2. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб., 2007.

3. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. Т. 2. - М., 1983.

4. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. -М., 1992.

5. Смирнов А.В. Формирование мотивации учебной деятельности у студентов технического вуза. // Психология, социология и педаго-

гика. - Декабрь, 2012. [Электронный ресурс]. URL: http://psychology. snauka.ru/2012/12/1450

6. Якобсон П.М. Монография «Психологические проблемы изучения мотивации поведения человека». - М., 1969.

7. [Электронный ресурс]. URL: http://psinovo.ru/referati_po_ psichologii_i_pedagogike/motivatsiya_uchebnoy_deyatelnosti.html

8. [Электронный ресурс]. URL: http://www.newreferat.com/ref-17719-1.html.

9. [Электронный ресурс]. URL: http://5psy.ru/obrazovanie/uchebnaya-motivaciya.html

Н.А. Подгорный, старший преподаватель,

Московский финансово-юридический университет МФЮА,

Калининградский филиал

E-mail: nikola-podgorny@yandex.ru

Т.А. Иванова, преподаватель,

Калязинский колледж им. Н.М. Полежаева, Тверская область E-mail: italek@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.