Научная статья на тему 'Мотивация учебной деятельности на основе педагогического тестирования'

Мотивация учебной деятельности на основе педагогического тестирования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
73
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мотивация учебной деятельности на основе педагогического тестирования»

-С"——

Шишкина И.Л.

Мотивация учебной деятельности на основе

*

педагогического тестирования

Главной задачей российской образовательной политики является обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Среди основных условий необходимых для достижения нового качества профессионального образования можно выделить:

- отработку различных моделей интеграции среднего и высшего профессионального образования;

- оптимизацию методов обучения, включая информатизацию образования;

- углубление интеграционных и междисциплинарных программ высшего профессионального образования, базирующихся на современных высоких технологиях.

Первое из этих условий непосредственно связано с процессом вхождения россии в болонский процесс, сущностью которого является использование европейской кредитно-модульной системы. Второе условие предполагает разработку современного дидактического обеспечения методической системы преподавания, базирующегося на рейтинговых системах как технологической основе формирования внутренних мотивационных факторов обучающихся. Третье условие подчеркивает необходимость проектирования учебного процесса в соответствии с требованиями теорий менеджмента качества образовательного процесса.

Актуальность исследования модульно-рейтинговой технологии мотивации учебной деятельности на основе педагогического тестирования основывается на существующих противоречиях между:

- необходимостью модульного построения учебных программ на основе содержательно значимых структурных элементов и их перегруженностью фактическим материалом, не оказывающим существенного влияния на понимание изучаемых явлений;

- современными тенденциями расширения самостоятельной работы обучающихся на основе поля педагогической поддержки и преимущественно лекционной подачей материала преподавателями в форме монолога, приводящей к механическому запоминанию и воспроизведению;

- потребностью объективной оценки учебных достижений с помощью педагогических тестов и преобладанием в образовательной практике субъективных форм диагностики.

- таким образом, развитие современных образовательных технологий можно рассматривать в двух взаимно дополняющих друг друга направлениях:

* Материалы представлены научным руководителем - зам. проректора по учебно-методической

работе ЮФУ, профессором, доктором педагогических наук С.А. Сафонцевым

WWW.PRO.RSU.RU

- расширение возможностей технических средств обучения через внедрение информационно-коммуникационного обеспечения;

- совершенствование методической системы преподавания на основе внедрения модульного структурирования учебных программ, применения проблемного метода и метода проектов, а также стандартизованных педагогических тестов.

В основе этих направлений лежит идея о том, что существуют общие закономерности процесса обучения, с помощью которых можно построить единую систему обучения, обеспечивающую стимулирование внутренних мотивационных факторов обучающихся. В качестве подобной системы обучения можно рассматривать образовательную технологию, которая, опираясь на постоянную обратную связь, гарантирует достижение поставленных целей.

Выявление взаимосвязи между процедурой педагогического тестирования и формированием внутренней мотивации обучающихся основано на классической теории измерений, которая предполагает подбор наиболее значимых критериев латентных переменных, характеризующих состояние образовательного процесса; создание критериальных показателей, в качестве которых можно рассматривать компетентностно-ориентированные тестовые задания; разработку рейтинговых систем на основе индикаторных переменных, фиксируемых с помощью интервальных оценочных шкал. Если в качестве латентной переменной выбирается компетентность обучающегося, а в качестве индикаторов рассматриваются оценки по шкале Европейской системы переноса кредитов (ЕСТБ), то процедура педагогического тестирования способна стимулировать внутренние мотивационные факторы обучающихся.

Теория образовательной квалиметрии [1] позволяет на основе принципов инвариантности и дискретности, а также технологии стандартизации педагогических тестов оценить не только уровни учебных достижений, но и потенциальные возможности обучающихся продолжать образование. Данная личностная характеристика непосредственно связана с внутренней мотивацией индивида, помимо которой различают внешнюю мотивацию, возникающую в силу зависимости профессиональной карьеры от результатов обучения; процессуальную мотивацию, формирующуюся в процессе осознания полезности выполняемой им работы; вторичную мотивацию, связанную с рефлексией на результаты педагогических измерений и традиционных форм текущего контроля. Поскольку процедура педагогических измерений непосредственно связана с формированием вторичной мотивации, результаты тестирования можно рассматривать в качестве одного из внутренних мотивационных факторов обучающихся повышать собственную компетентность.

Обязательным элементом разработки методической системы преподавания является учебное планирование, понимаемое нами как итерационный процесс по преобразованию педагогической практики, предполагающий определенную последовательность анализа, экспертиз, соотнесения с опытом, меняющимися условиями и стандартами.

В результате сравнительного анализа известных концепций проектирования учебного процесса создана теоретическая модель, позволяющая добиться оптимизации учебного планирования в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта. Основными элементами данной модели являются:

1) анализ целевой и содержательной компоненты государственного образо-

вательного стандарта с точки зрения формирования профессиональной компетентности будущего специалиста;

2) установление взаимосвязей между различными разделами учебной дисци-

плины (внутрипредметные связи), с соответствующей школьной учебной дисциплиной (преемственные связи), с другими вузовскими дисциплинами (межпредметные связи);

3) структурирование и синхронизация содержания учебной дисциплины в

процессе разработки модулей;

4) осуществление итерационного цикла: разработка тематической матрицы

с помощью оптимизации структуры и содержания для каждого модуля; количественный (временной) анализ содержания каждого модуля и составление матрицы временных связей для него; составление тестовых заданий по каждому модулю, разработка интегративного теста; осуществление учебного процесса по разработанному тематическому плану, проведение тестирований; математическая обработка результатов тестирования, статистический анализ качества разработанного теста, получение матрицы временной трансформации; педагогический анализ результатов тестирования, определение оптимизационных мер;

5) возврат к началу итерационного цикла.

На основе разработанной теоретической модели создана математическая модель межпредметного баланса, основанная на учете устойчивых временных связей тем конкретного учебного курса между собой и темами других учебных дисциплин. Статистическая обработка полученных данных осуществляется с помощью электронной таблицы в редакторе М1сгоБоА:®Ехсе! [2].

Литература

1. Сафонцев С.А. Теория и практика образовательной квалиметрии: Монография. -Ростов н/Д.: Изд-во РО ИПК и ПРО, 2007.

2. Шишкина И.Л., Шишкин А.Б. Вопросы оптимизации содержания учебного курса и педагогического теста. //Педагогические измерения. - М.: НИИ школьных технологий. - №2. - 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.